Мировое сообщество в 21 веке план урока

Обновлено: 05.07.2024

1.5.Место в учебной теме (тематическом блоке): учебное занятие входит в состав темы “Человечество на этапе перехода к информационному обществу (70-е гг. ХХ в. – начало XXI в.)”.

1.6.Актуальность: Глобализация общественного развития – очень важный и противоречивый процесс, происходящий в мире. Интернационализация экономики и образование единого информационного пространства оказывают своё влияние не только на каждую страну мира, но и на судьбу конкретного человека. Ученики должны понимать суть этого процесса, знать его положительные и отрицательные стороны.

1.7.Связь с обязательным минимумом содержания образования: Тема включена в “Примерную программу среднего (полного) общего образования на профильном уровне по истории” и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

2. Развёрнутая целевая установка урока:

2.1.Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока:

1.Изучение и осмысление глобализации как сложного и противоречивого явления современности.

  1. Изучить историю вопроса.
  2. Проанализировать содержание документов о глобализации.
  3. Составить кластер по документу №1, с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием.
  4. Ответить на вопросы по документу № 2.

Развивающие:

1. Развитие навыков самостоятельной работы с историческими источниками, сравнения, сопоставления, анализа и синтеза материала.

Воспитательные:

1. Осмысление процессов происходящих в современном мире и своего места в нём.

3. План изучения новой темы:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы
  3. Работа с опережающим заданием
  4. Лабораторная работа с документами.
  5. Корректировка результатов. Выводы.
  6. Объяснение домашнего задания.

4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся с документами:

Задание № 1: Составить кластер по документу №1. “Современный этап глобализации”, с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием.

  1. Как называется документ, кто его автор?
  2. К какому виду исторических источников относится этот документ?
  3. Можно ли по данному документу сделать вывод о том, что процесс глобализации активно затрагивает Якутию? Аргументируйте свой ответ.
  4. Как автор документа относится к процессу глобализации? Как он оценивает место Якутии в современном мире? Аргументируйте свой ответ.
  5. Какие глобальные проблемы, прежде всего, волнуют автора документа? Согласны ли вы с его мнением?
  6. Какие пути видит автор документа для решения глобальных проблем? Можете ли вы предложить своё решение?
  7. Что нового вы узнали из этого документа о глобализации?

5.Интеграция содержания учебной темы с региональным компонентом содержания исторического образования:

Работа с документом №2 “Устойчивое развитие арктических регионов Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия)”.

Технологическая карта учебного занятия “Глобализация общественного развития на рубеже ХХ – XXI века”

Факторы многообразия современного мира. Мировое сообщество в ХХI в. весьма разнообразно. Мультикультуральность, множественность политических и социально-экономических укладов, разнообразие традиций и ценностей усиленно проявляются в современную эпоху благодаря ряду факторов, среди которых активная миграционная мобильность, скорость и практически неограниченность информационного обмена, небывалая производственная кооперация.

В настоящее время части мира (регионы, страны), кроме географического положения и природно-климатических условий, культуры, религии и традиций, отличаются также политическим устройством, уровнем научно-технического и социально-экономического развития.







Соотнесите предложенные изображения с названиями факторов многообразия современного мира для иллюстрации в нём места Беларуси. Создайте собственную подборку для визуализации своеобразия нашей или другой страны мира (по выбору) и обоснуйте свой визуальный ряд.

определять цель учебной деятельности и планировать её осуществление с помощью учителя, контролировать свои действия.

самостоятельно анализировать и отбирать полученную информацию из различных источников и представлять её в виде опорных слов.

стремление к созидательной деятельности, уважительное отношение к мнению других, умение оценивать свои и чужие действия.

умение работать в группах, договариваться, слушать учителя и одноклассников.

литература (работа с текстом,со словарём), история, обществоведение (понятия: "мировое сообщество", ООН, Устав ООН, декларация).

Планируемые результаты обучающихся:

  • усвоить какая международная организация объединяет всех людей на Земле;
  • знать, какие документы защищают права и интересы всего человечества;
  • понимать, какие поступки противоречат правам человека.

Примечание: если обучающимся требуется больше времени для работы в группах (5, 7 этапы урока), то учитель увеличивает время работы и не проводит 8 и 9 этапы урока.

1. Организационный момент. (1 мин)

Учитель: Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Улыбку соседу,
Улыбку гостям
Подарим и сядем за парты.

3. Целеполагание. (2 мин)
Приём – подводящий диалог.

4. Актуализация знаний. (4 мин)

Учитель: - Давайте вспомним, что такое государство?
Ответы обучающихся.
Учитель: - Прочитайте в толковом словаре точное определение. Так что же такое государство?
Обучающиеся: - Государство управляет обществом в какой-либо стране. В государстве есть правительство, законы, службы охраны порядка, армия.
Учитель: - Назовите самое большое общество на земле.
Обучающиеся: - Человечество. (Слайд 2.)
Учитель: - Что объединяет людей в общество?
Обучающиеся: - Общие интересы . (Ответ фиксируется на доске.)
Учитель: - Какие общие интересы могут быть у всего человечества?
Обучающиеся: - Мир. Безопасность. Жизнь без войн. (Слайд 2.)
Учитель: - Что нужно сделать человечеству для сохранения мира на Земле?
Обучающиеся: - Объединиться.
Учитель: - Как можно объединить людей?
Обучающиеся: - Создать организацию.
Учитель: - Кто будет входить в эту организацию?
Обучающиеся: - Все люди мира.
Учитель: - Значит, для объединения всех людей нужна всемирная организация . (Фиксируется на доске.)
Учитель: - Какую всемирную организацию вы знаете?
Обучающиеся: - ООН . (Фиксируется на доске.)
Учитель: - Что можете рассказать об этой организации?
Обучающиеся: - ООН была создана после второй мировой войны в 1945 г.24 октября. (Слайд 3 – ООН, дата образования.)
Учитель: - После Второй мировой войны в ООН входило 51 государство. В 1996 г. 185 государств. В настоящее время в ООН входят все государства мира.
Здания ООН находятся в штаб-квартире Нью-Йорка в Америке, но её территория считается международной. (Слайд 4 – фотографии Штаб-квартиры ООН.)
Перед входом установлены флаги всех государств мира. (Слайд 5 – фотографии с флагами стран мира у здания ООН.)
А над главным зданием развивается голубой флаг ООН. (Слайд 6 – флаг ООН.)

5. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). (12 мин)
Работа в группах.

Работая в группе, обучающиеся отвечают на вопросы задания 1 (Приложение 1)

Ответы группы фиксируют на доске. Учитель читает вопросы, обучающиеся проговаривают ответы. Если в ответах групп есть расхождения, то обучающиеся находят верный ответ в тексте и зачитывают его.

Обучающиеся обсуждают задание в группах, записывают ответы на листках. По одному представителю от группы выходят к доске.

6. Физминутка. (2 мин)

Учитель: - Хорошо поработали, а сейчас отдохнём. (Слайд 15 – знак физминутки.)

7. Работа в группах с тестом. (5 мин)

Проверка теста по эталону на доске. Учащиеся сигнализируют о своём согласии (несогласии) с ответами эталона.

8. Применение нового знания. (5 мин)
Решение задач в группах.

Учитель: - Итак, мы познакомились с устройство и работой ООН.
- Сейчас каждой группе будет дана задача, которую вы должны внимательно прочитать, обсудить и предложить решение. (Приложение 3) (Слайд 18)

9. Общая проверка решений задач. (5 мин)

Представители групп читают задачу, предлагают свой ответ на вопрос. Обучающиеся сигнализируют о своём согласии (несогласии), предлагают своё решение или делают добавления к ответу.

10. Итог урока. Рефлексия. (2 мин)

11. Самооценка. (3 мин)

Учитель: - Ребята, оцените свою работу на уроке.
- 5 – отлично! Всё запомнил и могу помочь другим! (Слайд 22)
- 4 – хорошо! Работал с интересом, но нужно ещё повторить. (Слайд 23)
- Было трудно, потому что… (Слайд 24)
Обучающиеся показывают карточки с самооценкой.

12. Дифференцированное домашнее задание. (2 мин)

Учитель: - Откройте дневники, запишите домашнее задание. (Слайд 25)
- Кто оценил свою работу на 5 – отлично, составляет задачи;
на 4 – хорошо, отвечает на вопросы параграфа на стр.105 и выполняет любые 2 задания в тетради;
кто испытывал затруднения сегодня на уроке, дома прочитает параграф (стр.102-105) и ответит на вопросы.

Учитель: - Вы хорошо потрудились. Молодцы! (Слайд 26 – смайлик.)
- Спасибо за работу! Урок окончен! (Слайд 27)

Задание 1. Прочитай текст на странице 103. Ответь на вопросы, выбери верный ответ. Обсудите свои ответы в группе и запишите верные ответы на листках под №1.

1. О чём заботится ООН в первую очередь?
а) мирное сотрудничество государств;
б) сохранение мира;
в) не допускать войн;
г) о своём благополучии.
2. Какая организация является главным органом управления ООН?
а) Генеральная Прокуратура;
б) Главное Управление;
в) Генеральная Ассамблея;
г) Собрание членов ООН.
3. Что принимает Главное собрание?
а) решение;
б) закон;
в) наказание;
г) приказ.

1. Какое специальное учреждение создано в ООН?
а) Совет Безопасности;
б) Совет Федерации;
в) Совет Президента;
г) Совет Наций.

2. Основная задача этого учреждения?
а) вести переговоры;
б) разрешать конфликты;
в) наблюдать за государствами;
г) сохранение мира на планете.

3. Сколько постоянных членов Совета Безопасности?
а) три;
б) четыре;
в) пять;
г) шесть.

4. Какие государства являются постоянными представителями?
а) Япония, США, Россия, Италия, Франция;
б) Россия, США, Великобритания, Франция, Китай;
в) Австралия, Великобритания, Китай, Германия, Япония.

5. Какое условие должно соблюдаться при вынесении наказания?
а) согласие всех государств мира;
б) согласие половины членов ООН;
в) согласие всех пяти постоянных членов.

6. Какие наказания могут быть наложены на провинившееся государство?
Ответы на 6 вопрос запишите на листках №3.


Урок сформирует у учащихся теоретические знания о современном этапе развития общества, позволит развить у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества).

Якушик Нина Владиславовна, учитель истории и обществознания Вольновской ош 1-3 ступеней Джанкойского района

Описание разработки

Цель:

продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание информационного общества);

Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире на основе анализа политики Российского государства (развитие информационного общества);

Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять познавательные задания;

Использовать возможности ИКТ-технологий в создании интерактивного познавательного процесса.

Оборудование: учебник, компьютеры.

Ход урока.

1. Мотивационный этап.

Беседа по вопросам:

- создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития? (Заслушать ответы нескольких учащихся, но не углубляться в дискуссию. Мнения учащихся будут меняться на протяжении изучения нового материала, так что при проведении рефлексии целесообразно вернуться к этому вопросу).

2. План изучения нового материала.

Особенности глобализации как явления современности.

Современное информационное пространство.

Глобальная информационная экономика.

Социально-политическое измерение информационного общество.

1. Особенности глобализации как явления современности.

Что такое глобализация? –

- Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию. )

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей.

Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия. (слайд 1)

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.

Изучая особенности глобализации, учащиеся получают возможность самостоятельно развить или скорректировать своё мнение о данном процессе, аргументировать тезис о глобализации как объективно сложившемся, но противоречивом явлении современности.

– В чем выражается асимметричность процессов глобализации? (работа с текстом учебника и составление кластера)

Противоречия глобализации (слайд 2)

Единство и целостность – разнонаправленность и неравномерность развития мира

Общие черты развития государств и регионов – мозаичность, фрагментарность мира

Возможность наднационального регулирования процессов – рост конфликтности мира

- Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий

Современное информационное пространство.

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, -важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.

Глобальная информационная экономика.

- Информационное общество?

Усвоить характеристики глобальной информационной экономики поможет составление плана раздела параграфа.

1 субъект глобальной экономики:

- международные экономические и финансовые организации

2 уровни мировой экономики:

3 роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики

4 развитие информационных технологий. Их влияние на формы организации экономики

5 интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.

Социально-политическое измерение информационного общество

- Может ли существовать информационное общество без государства? (важно подвести учащихся к выводу о взаимосвязи экономической, социальной и политической сфер информационного общества и о возможностях, которые открываются на этом этапе общественного развития перед социумом. (слайд 6)

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

III. Цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

УРОК 15-16. Тема. Современное общество

продолжить формирование теоретических знаний о современном этапе развития общества;

Развивать у учащихся умение давать оценку главных процессов (глобализация и создание

Конкретизировать теоретические представления о роли политики в глобальном мире на основе

анализа политики Российского государства (развитие информационного общества);

Развивать умения анализировать социальную информацию, составлять сложный план, выполнять

Использовать возможности ИКТ-технологий в создании интерактивного познавательного

Оборудование: учебник, компьютеры

Беседа по вопросам:

- создание постиндустриального общества, глобализация – это позитивный или негативный опыт общественного развития? (Заслушать ответы нескольких учащихся, но не углубляться в дискуссию. Мнения учащихся будут меняться на протяжении изучения нового материала, так что при проведении рефлексии целесообразно вернуться к этому вопросу).

План изучения нового материала

Особенности глобализации как явления современности

Современное информационное пространство

Глобальная информационная экономика

Социально-политическое измерение информационного общество

1.Особенности глобализации как явления современности

Что такое глобализация? –

- Чем можно объяснить такое многообразие? (Различие природных и климатических условий, специфика исторического пути, пройденного народами и государствами, разнообразие внешних влияний, множество закономерных и случайных событий, не всегда поддающихся учету и однозначному толкованию.)

Доминирующей тенденцией современного общества является не столько углубление этого различия многообразия, сколько глобализация (или интернационализация). Как явление глобализация активно развилась на рубеже XIX-XX вв. Это проявлялось в усилении вывоза капиталов, создании международных монополий, расширении внешней торговли, что привело к интернационализации хозяйственных связей. Появились новые формы межнационального общения (Дни русской культуры, устраиваемые Дягилевым в Париже), политических союзов (образование двух военно-политических блоков) и т. д.

Глобализация – это исторический процесс сближения наций и народов на основе экономического, политического и культурного взаимодействия. (слайд 1)

Перед общественной мыслью сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Хотя значение общечеловеческих интересов возросло, на жизнь современных обществ значительное влияние оказывают социальные, национально-этнические, групповые противоречия.

Парадоксальность ситуации в том, что человечество все еще не нашло надежных средств предотвращения глобальных катастроф, а их угроза может усиливаться действиями различных структур общества, социальных механизмов, иногда возникших в предшествующий период. Например, глобальной стала необходимость борьбы с международным терроризмом. Противники глобализации считают аксиомой, что от этой борьбы выигрывают только богатые страны. Отсюда призывы к Западу поделиться богатством с бедными странами. В противном случае - угроза применить насилие.

Изучая особенности глобализации, учащиеся получают возможность самостоятельно развить или скорректировать своё мнение о данном процессе, аргументировать тезис о глобализации как объективно сложившемся, но противоречивом явлении современности.

– В чем выражается асимметричность процессов глобализации? (работа с текстом учебника и составление кластера)

Противоречия глобализации (слайд 2)

Единство и целостность – разнонаправленность и неравномерность развития мира

Общие черты развития государств и регионов – мозаичность, фрагментарность мира

Возможность наднационального регулирования процессов – рост конфликтности мира

- Задание: подтвердить примером существование каждого из названных противоречий

Современное информационное пространство

Итак, СМИ сегодня, особенно телевизионные коммуникации, -важнейшее средство формирования общественной позиции по различным вопросам и один из важнейших факторов глобализации современного общества.

Глобальная информационная экономика

Усвоить характеристики глобальной информационной экономики поможет составление плана раздела параграфа.

1 субъект глобальной экономики:

-международные экономические и финансовые организации

2 уровни мировой экономики:

3 роль государства в глобальной экономике. Модели взаимодействия государства и экономики

4 развитие информационных технологий. Их влияние на формы организации экономики

5 интеллектуальный капитал. Новые требования к работнику в информационном обществе.

Социально-политическое измерение информационного общество

- Может ли существовать информационное общество без государства? (важно подвести учащихся к выводу о взаимосвязи экономической, социальной и политической сфер информационного общества и о возможностях, которые открываются на этом этапе общественного развития перед социумом. (слайд 6)

В современном мире формирование информационного общества рассматривается как одно из направлений государственной политики.

III. Цель, задачи и принципы развития информационного общества в Российской Федерации

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

-разрабатывает основные мероприятия по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским обществом;

-определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

-обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий;

-создает благоприятные условия для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

-обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

-создает условия для равного доступа граждан к информации;

-использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

(Целесообразно организовать работу в группах: - группа 1 – цели и задачи; группа 2 – принципы; группа 3 – направления деятельности государства).

По окончанию работы заслушиваются ответы учащихся, вносятся необходимые коррективы.

Закрепление

Возвращение к вопросу об оценке глобализации и выяснение, изменилась ли оценка учащихся и почему.


-75%

Читайте также: