Почему лермонтов выбирает форму исторической песни близкой к былине кратко

Обновлено: 30.06.2024

1. У М.Ю. Лермонтова было несколько причин обратится к историческому прошлому. Одна из них — отсутствие сильных личностей среди современников поэта. Другая причина в том, что поэт хотел показать: спустя столько времени, мир не изменился, он так же несправедлив и жесток по отношению к простому человеку, как и раньше. В то же время, Лермонтов показал, что на Руси всегда существовали сильные личности, на которые можно равняться, что с давних пор для русского человека честь была дороже жизни.

2. Основная тема — несправедливость власть имущих по отношению к простому народу.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

воскресенье, 16 января 2022 г.

М. Лермонтов. Сравните "Песню про купца Калашникова" с былиной, 4 класс

Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 109.

УКМ "Перспектива"

М. Лермонтов "Песнь про купца Калашникова" (начало)

В начале стихотворения я представляла старинную Москву, толпу народа, которая собралась посмотреть на кулачный бой. Я представляла царя, который тоже приехал потешиться.

Потом я представила двух молодых богатырей, что собрались биться не на жизнь, а на смерть.

2. Как в Москве потешались в старину? Где проходили бои? Как выглядела Москва в те времена? Найдите эти строки. Каким был тогда Кремль?

Одной из любимых забав того времени были кулачные бои, на которых каждый мог показать свою силу.

Бои происходили на Москва-реке, на специальном месте, огороженном цепями, площадью 25 квадратных сажень.

Москва уже тогда была великой и златоглавой. Дома в городе были покрыты тёсом.

Кремль был в те времена белокаменным. Только позднее его перестроили и он стал красным.

3. Перечитайте текст. Как приветствовал царя и народ купец Калашников? Как выглядели бойцы? Опишите их.

Калашников первым делом поклонился царю и церквям, а потом всему народу.

Одним бойцом был молодой опричник Кирибеевич. Это был могучий мужчина, богато одетый в шубу и алую шапку. Он насмешник, самоуверенный.

Вторым бойцом был купец Степан Парамонович Калашников. Он также был молод и силён. У него были сокольи глаза и могучие плечи.

"Песня о купце Калашникове" сознательно написана в форме былины или народной песни. Она носит героический характер, что свойственно былинам. Её главный герой могучий купец-богатырь, такой же как былинные герои-богатыри.

Так же как и былины, "Песня" начинается с зачина. В ней используются постоянные эпитеты, имеет место гипербола - преувеличение.

Своё стихотворение Лермонтов написал в форме народной песни. Он использовал народные слова и выражения, имеющие характерные певучие окончания: играючи, разгоняючи, просыпалася, разыгралася.

Так же поэт использовал характерные междометия: Ой, Ай, Ох.

Тема стихотворения близка к теме народных исторических песен, в которых пелось про исторических личностей и про подвиги.

6. Что сближает произведение Лермонтова с народным творчеством? Обратите внимание на постоянные эпитеты, которые есть в сказках и песнях. Найдите их: леса, тучи, заря, кудри, молодцы.

Произведение Лермонтова сближает с народным творчеством следующее:

  1. Наличие зачина.
  2. Постоянные эпитеты и выражения.
  3. Народный язык.
  4. Эпичность.
  5. Борьба главного героя со злом.

Постоянные эпитеты: дальних лесов, тучки серые, заря алая, кудри золотистые, добрые молодцы.

7. Прочитайте стихотворение выразительно. Какую надо выбрать интонацию: неторопливую, торжественную или весёлую, радостную?

Для этого стихотворения подойдёт интонация неторопливая, торжественная. Оно повествует о важном, но не радостном событии.

М.Ю. Лермонтов "Песня про . удалого купца Калашникова"

Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

М.Ю. Лермонтов
"Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Кичатова Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ средняя школа №16
Василеостровского района Санкт-Петербурга

Цели урока: глубже познакомить учащихся 7 класса с поэмой М.Ю. Лермонтова, обсудить проблему долга и чести в поэме, показать особенности поэмы и её связь с русским фольклором, расширить словарный запас учащихся, вспомнить литературные термины, помочь детям ближе понять христианские заповеди и развить в них желание их соблюдать, показать всю красоту и богатство русского языка, совершенствовать навыки выразительного чтения и навыки анализа поэтического текста.

1. Слово учителя :

- Добрый день, друзья! Мне очень приятно вас видеть и общаться с вами. Сегодня у нас заключительный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова, и мы завершим знакомство с его поэмой " Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Дома вами был прочитан текст этого произведения.( Запись темы урока на доске.)

2. Литературная разминка.

Цель её - вспомнить значение некоторых литературных терминов, обогатить словарный запас учащихся.

На доске термины: автор, жанр, идея, тема, сюжет, эпизод, фольклор, народное творчество, эпитет, сравнение, олицетворение.(Учащиеся рядом вывешивают правильные значения этих терминов.)

3. Слово учителя. Историческая справка о событиях того времени, что происходило в России тогда. ( Может быть другой вариант. Слово учителя истории или доклад, рассказанный старшеклассником.)

4.Переход к теме урока.

1) - Вернёмся к тексту поэмы М.Ю. Лермонтова.Ребята, какое слово в названии указывает на фольклорную ориентацию текста? (Песня)

2) Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине? (Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива,т.к. рассказываето реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы у поэта появляется возможность создать иллюзию объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа.Так, в поэме народное мнение выражают гусляры.)

3) Кто в " Песне. "является настоящим героем и почему?

4) Какая информация находится в названии " Песни. "?

Учитель прикрепляет к доске карточки со словами.( царь Иван Васильевич, опричник, купец Калашников)

5) Почему герои " Песни. "расположены в заглавии в таком порядке? Можно ли их поменять местами? ( Герои " Песни. " расположены в порядке иерархии)

6) Какие картины старой Москвы и её быта рисует Лермонтов? Что привлекает ваше внимание в этих описаниях?

7) Какими средствами изображаются герои поэмы?

8) Кто из героев является самым важным в развитии сюжета? Почему?

9) Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?

10) Помог бы ему царь, если бы знал, что Алёна Дмитриевна - замужняя женщина?

11) Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алёне Дмитриевне?

12) Мог ли царь не казнить купца?

13) Какой вопрос задаёт ему царь?

14) Почему царь отказывается назвать причину, по которой он убил опричника?

15)Почему царь казнил купца? ( Купец знал заповедь - не убей. Купец говорит:" Помолитеся за душу грешную!")

16) Какой суд признаёт купец? ( Божий)

17) Что хотел сказать автор произведения? ( Заповеди нельзя нарушать. Заповеди вывешиваются на доске.)

5. Игра " Замени нестилевое слово".

( Про твово - про твоего, певали - мы пели, тешился - наслаждался, отороченную - отделанную, заморского - иностранного, худо кованный - плохо кованный, заломлю - сдвину шапку, гнушатися - пренебрегать.)

6. Тестовая работа.

Цель - проверить учащихся на знание текста.

1) Укажите век, в котором происходят события поэмы.

2) Кто стоит на пиру позади царя?

а) стольники б) охранники в) сводники г) собачники

3) Что попросил Кирибеевич у царя?

а) женить его б) дать должность при дворе

в) дать надел земли г) отпустить сражаться с басурманами

4) Кому перед боем не поклонился Калашников?

а) жене б) царю в) Богу г) сопернику

5) Где происходят события в первой части поэмы?

а) в доме купца б) в Кремле в) в Коломенском г) в Белом доме

6) Где происходят события второй части поэмы ?

а) в Лефортове б) в Коломенском в) в Замоскворечье г) в Царицыно

7) Какой особый знак принадлежал опричникам?

а) чёрная лента б) метла и собачья голова

в) знак ястреба г) шапка с изображением волка

8) Где в Москве происходили поединки?

а) на Красной площади б) на Москве - реке

в) на Каменном мосту г) в Александровском саду

9) Что должны были сделать братья Степана Калашникова в случае его смерти?

а) уехать жить в другой город б) закрыть лавку

в) тайно убить злодея г) выйти на поединок

10) Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его казни?

а) казнить их б) лишить купеческого звания

в) разрешить беспошлинную торговлю г) пристроить при дворе

7. Подведение итогов урока.Выставление оценок. Домашнее задание. 1) Написатьсочинение - рассуждение " Кто в " Песне. " является настоящим героем?" или "Какими качествами должен обладать человек, чтобы в условиях деспотизма и террора отважиться защищать честь перед всем народом".

Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни близкой к былине?

(Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова).


Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г.

Он принял царский титул, сделавшись таким образом, первым русским царём.

С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, при его правлении русские перешагнули через Урал и расселились в Сибири.

Но при нём же русский народ встретился с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором.

“Иван Грозный, когда начались неудачи, покинул Москву, объявил, что собирается отречься от престола.

Но после уговоров вернулся на царство, вытребовав себе особые полномочия.

С этого времени вся Русь разделилась на две части : “земщину”, где продолжали существовать старинные государственные учреждения и “опричнину” – здесь власть царя была безраздельна.

К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян.

Отошла в опричнину и находившаяся к западу от Кремля часть Москвы.

Царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками.

Отряды опричников разъезжали по земщине и безнаказанно совершали грабежи и убийства.

В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на “земских” ужас.

Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю “измену” из государства.

Иван Грозный добился главного – ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.

(При нём варили в кипятке, жарили заживо, резали на куски людей).

” [ 1]Умер Иван Грозный в 1584 г.

, незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына.

После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе.

Читайте также: