Бим бад педагогическая антропология кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ознакомиться Назначить курс группе

Педагогическая антропология в данном учебнике рассматривается как основание педагогической теории и практики, которое предполагает соотнесение любого знания об образовательных и воспитательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека. Особенностью и преимуществом издания является обоснование аксиом и законов воспитания и обучения. Данный учебник может быть использован не только в вузах, но и в целях повышения квалификации воспитателей, учителей, социальных педагогов, консультантов-психологов, управленцев в сфере образования.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

n1.doc

THE UNIVERSITY OF THE RUSSIA'S EDUCATIONAL LEARNED SOCIETY, MOSCOW CHAIR OF EDUCATIONAL ANTHROPOLOGY
AN EDUCATIONS ANTHROPOLOGY
Compiled and interpreted by

The University Publishing House

1998
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Учебное пособие

Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад.

Б 61 — М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

ISBN 5-204-00162-Х
Настоящее учебное пособие вводит в научную и общекультурную дискуссию о человеке как воспитателе и воспитуемом, о путях его самосовершенствования.

Для студентов и аспирантов педагогического и психологического направлений, учителей и воспитателей, научных работников и преподавателей высшей школы, для занимающихся самообразованием в области педагогики и человековедения в целом.

Рекомендовано редакционно-издательским советом УРАО

Художник В. Ю. Яковлев
ISBN 5-204-00162-Х

© Бим-Бад Б.М., автор-сост., 1998 © Яковлев В.Ю., худ. оформ., 1998

ПРЕДИСЛОВИЕ

I
Кто бы ни был в конечном счете нашим главным воспитателем — Бог? Судьба? Космос? — непосредственно человека воспитывает человек. Воспитуемый и воспитывающий, он един в двух лицах. Задача в том, чтобы понять человека как того и другого, охватить возможности и границы воспитания, его потенциал, резервы, горизонт.

Для родителей и учителей оно незаменимо во всех отношениях. Им жизненно важно знать, к какому миру они готовят ребенка, что ждет их питомцев в обозримом будущем, когда воспитанникам придется обходиться без помощи воспитателей. Это заинтересованное внимание к устройству, духовному облику и тенденциям развития сегодняшнего мира ради понимания мира завтрашнего означает, в частности, что педагогическая антропология может ответить на ожидания воспитателя только в качестве целостного учения о жизни — педагогического жизневедения, человечествоведения и человековедения, в качестве педагогического осмысления мира.

Педагогическая антропология не просто изучает человека как воспитателя и воспитуемого (чаще всего — одновременно), но и сама воспитывает того, кто систематически и серьезно изучает ее. Педагогическая антропология — зеркало, полезное решительно каждому человеку. Ведь мудрость нужна без единого исключения всем, не желающим разрушать этот мир, себя, других.

Не будем преуменьшать разницы между историческими эпохами, между странами и народами, между судьбами и судьбами. Но не станем преуменьшать и сходства между ними. Наряду с навеки застывшим в своей неповторимости прошедшим мы найдем и общее, неумирающее, неисчезающее, а только видоизменяющееся во времени. Как однотипны страхи и страсти, радости и коварства, просветленности и зависти, благородства и низости во все времена и у всех народов! Как сходны при всем их своеобразии ситуации, инновации, пертурбации; ошибки, грехи, тупики, катастрофы и виды погибели, Как похожи, по сути, триумфы!

В своих главных чертах история всегда и везде проявляется в одинаковом или сущностно едином — общечеловеческом, свойственном всем людям потому только, что они люди и живут среди людей.

История зависит от нас с вами, от того, что же именно мы у нее взяли и сделали своим, от того, какими мы в результате стали.

Ведь человек приходит из рук природы в мир человечеством созданных вещей, порядков, обычаев, законов. Новорожденный оказывается среди истории человечества, воплощенной в языке, потребностях, целях, мыслях, расчетах, логике, наслаждениях, инструментах. В устройстве дома, в звуках колыбельной, в образе жизни окружающих его людей. История человечества разъезжает в легковой машине, господствует в социальных институциях и государственных учреждениях.

История воспроизводит себя. Ничто, ничто случившееся в мире не проходит бесследно. Каждый наш поступок, дурной или положительный, сказывается в будущем, которое оставляем потомкам. Ни одна улыбка, ни один взмах ресниц, ни один жест ни одного человека не могут исчезнуть в энергетическом пространстве мира, вечном и неуничтожимом. А человек, живя, ничего иного и не делает (это убедительно показал В.М. Бехтерев), как только превращается в различные виды энергии — тепловую, электрическую, или энергию мыслей, чувств и дел. Так, современный убийца не подозревает, что в его воспитание внес свой вклад дикарь, захвативший место у костра с помощью дубинки почти миллион лет тому назад, внес через длинную цепь поколений.

Сегодняшний день соткан из прошлого и будущего.

Чтобы присваивать опыт человечества, надобно, во-первых, хотеть это делать. Во-вторых, необходимо располагать условиями, в частности временем, помощниками (учителями, воспитателями), учебными материалами. В-третьих, нужно уметь это сделать.

Хочется надеяться, что у читателя найдутся и желание, и умение, и воля глубоко усвоить содержание этой книги, представляющей собой, по сути, самоучитель исторически накопленной человечеством педагогической мудрости.
IV
Настоящее пособие соответствует программе вузовского курса педагогической антропологии. Но, поскольку в ряде регионов нашей страны человековедение введено в школьную программу в качестве обязательного учебного предмета и десятки тысяч учителей нуждаются в дополнительной подготовке, чтобы успешно вести этот новый для общеобразовательной школы предмет, пособие учитывает интересы школьного учителя. В нем предусмотрены материалы, задачи, вопросы, упражнения как для студентов, так и для учащихся школы.

Текст пособия составлен из адаптированных произведений великих деятелей культуры. Большая часть текстов, приводимых в пособии, сокращена, частично пересказана, терминологически модернизирована, облегчена для понимания. Превращена в учебные тексты. Автор-составитель несет полную ответственность за их смысловую аутентичность. Ему принадлежит и педагогико-антропологическая интерпретация этих документов.

В пособии использованы тексты Библии, Организации Объединенных Наций, Айзека Азимова, Рюноске Акутагавы, Б.Г. Ананьева, Аристотеля, М.М. Бахтина, А.А. Блока, Франца Боаса, Мартина Бубера, Эли Визеля, Мохандаса Карамчанда Ганди, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Иоганна Вольфганга Гёте, Вильгельма фон Гумбольдта, Л.Н. Гумилева, Эдмунда Гуссерля, Чарльза Диккенса, Вильгельма Дильтея, Ф.М. Достоевского, Эмиля Дюркгейма, Жан Поля, Абу-Зейд Абд ар-Рах-ман Ибн-Халдуна, Э.В. Ильенкова, Альбера Камю, Иммануила Канта, Каутильи, Б.М. Кедрова, Мартина Лютера Кинга, В.О. Ключевского, М.М. Ковалевского, Габриэля Компейре, Жана Антуана Кондорсе, Роберта Конквеста, В.Г. Короленко, Г.С. Костюка, Конфуция, П.А. Кропоткина, П.Л. Лаврова, Фелисите Ламенне, Клода Леви-Строса, Конрада Лоренца, Хосе Ортеги-и-Гассета, Блеза Паскаля, Б.Л. Пастернака, Платона, А.П. Платонова, А.С. Пушкина, Бертрана Рассела, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Д. Сахарова, Адама Смита, B.C. Соловьева, Рабиндраната Тагора, Алексиса де Токвиля, Л.Н. Толстого, Олвина Тоффлера, Иоганна Готлиба Фихте, Зигмунда Фрейда, Мишеля Фуко, Августа фон Хайека, М.И. Цветаевой, В.Т. Шаламова, Адама Шаффа, Альберта Швейцера, Уильяма Росса Эшби, Давида Юма, Карла Ясперса и многих других.

Подробные библиографические описания источников приведены в конце книги. Эти Описания снабжены датами жизни авторов.

За редкими исключениями, специально оговариваемыми в соответствующих случаях, все тексты сгруппированы по темам, гомогенизированы внутри каждой из тем и превращены в единый документ. Таким образом, читатель сталкивается с неким условным коллективным автором. У него почтенный возраст — ему не менее трех тысяч лет. И одновременно это ныне живущий — в прямом и переносном смысле — автор.

Современная педагогическая антропология идет в фарватере мировой мысли и возможна только как результат ее усвоения. Проблематика, метод, содержание педагогической антропологии синтетичны, полидисциплинарны. Их сегодняшнее звучание мыслимо только как реверберация в пространстве всеобщей научной и общекультурной дискуссии.

Подготовка пособия была бы невозможной, если бы не помощь в сборе материалов и их обработке, оказанная А.И. Айдиновой и О.И. Левкович. Появлению этой книги способствовали также O.K. Дрейер, И.С. Лицов и В.Н. Лучинкина. Автор-составитель приносит им великую свою благодарность и признательность.

ЧТО ТАКОЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АНТРОПОЛОГИЯ?

Педагогику всё интересует в человеке. Разумеется, прежде всего наставнику надобно как можно больше ведать о своем питомце, но и о самом себе — тоже. И о других людях, их типах и способах жизнедеятельности.

Конструируемые наукой модели педагогического процесса должны центрироваться вокруг достоверных знаний о природе человека. Эффективные педагогические технологии возможны только как законо-, природо-, культуросообразное построение форм практики. Все они опираются на законы развития человека и человечества.

Педагогическая антропология есть человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремится понять, как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга. Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы становления личности. Каков характер различных групп (числом членов от двух до всего рода людского) и как личность взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития становятся базой педагогического совета, предупреждения об опасностях.

Педагогическая антропология

Б.М. Бим - Бад

Настоящее учебное пособие вводит в научную и общекультурную дискуссию о человеке как воспитателе и воспитуемом, о путях его самосовершенствования.
Для студентов и аспирантов педагогического и психологического направлений, учителей и воспитателей, научных работников и преподавателей высшей школы, для занимающихся самообразованием в области педагогики и человековедения в целом.

Специальная психология


Специальная психология
В.И.Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева

Педагогика народов мира: История и современность: Международный проект


Педагогика народов мира: История и современность: Международный проект
К. Салимова, Н. Додде

Социальная педагогика


Социальная педагогика
Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова

История педагогики


История педагогики
А.Н. Джуринский

Психоаналитическая педагогика


Психоаналитическая педагогика
Гельмут Фигдор

Педагогика: педагогические тории, системы, технологии


Педагогика: педагогические тории, системы, технологии
С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов

Введение в педагогическую деятельность


Введение в педагогическую деятельность
В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко

Бим-Бад, Борис Михайлович.
Педагогическая антропология : Курс лекций / Б. М. Бим-Бад; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 204, [1] с.; 21 см. - (Библиотека антропологии).; ISBN 5-204-00325-8 (в обл.)

(Библиотека антропологии)
В курсе лекций освещены все темы и вопросы, предусмотренные государственными стандартами трех специальностей: 033400, 031300, 031000. Для студентов педагогических и психологических специальностей, воспитателей, учителей, консультантов-психологов.
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Педагогика -- Философские вопросы педагогических наук -- Лекции для высшей школы
Шифр хранения:
FB 3 02-54/426-4
FB 3 02-54/425-6
Электронный заказ

Читайте также: