Кто должен менять лампочки в школе

Обновлено: 30.06.2024

Добрый день! Понимаю, что вопрос достаточно необычный, но оч. надо!
Подскажите какую группу по эл. без-ти должен иметь персонал, чтобы самостоятельно менять лампочки(лучше с ссылочкой). По ПТЭЭП
вроде 2-ю, но боюсь ошибиться.

_________________
Пессимисты говорят: "хуже уже не будет", а оптимисты - "будет,будет"!

Уважаемая nusha. Если у вас есть работник, которому вменена обязанность только менять эл. лампочки , то ему достаточно I гр
по электробезопасности.
ПТЭЭП 1.4.4. Неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности, определяет руководитель Потребителя. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается.
Присвоение группы I производится путем проведения инструктажа, который, как правило, должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала данного Потребителя с группой по электробезопасности не ниже III.
Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год.

Считаю, что первой группы маловато для замены лампочек в порядке производственной необходимости.
Не говоря уже о том, что как правило, это работа на высоте, отвернутая лампочка накаливания даёт прямой доступ к токоведущему контакту. Не обученный как следует (минимум на 2 группу) Балда не обеспечит предварительное обесточивание цепи светильника. ухватится за что-то токопроводящее. получит несмертельный удар током, свалится и разобьёт башку.
Лучше обучить на вторую и создать ИОТ по замене лампочек.

Последний раз редактировалось Росс Ср янв 28, 2009 8:56 pm, всего редактировалось 1 раз.

_________________
Пессимисты говорят: "хуже уже не будет", а оптимисты - "будет,будет"!

ПОТ Р М-016-2001
п.2.4.6. К работам, выполняемым в порядке текущей эксплуатации в электроустановках напряжением до 1000 В, могут быть отнесены:
замена предохранителей, ремонт осветительной электропроводки и арматуры, замена ламп и чистка светильников, расположенных на высоте не более 2,5 м;

п.2.4.1. Небольшие по объему виды работ, выполняемые в течение рабочей смены и разрешенные к производству в порядке текущей эксплуатации, должны содержаться в заранее разработанном и подписанном техническим руководителем или ответственным за электрохозяйство, утвержденном руководителем организации перечне работ. При этом должны быть соблюдены следующие требования:
работа выполняется силами оперативного или оперативно-ремонтного персонала на закрепленном за этим персоналом оборудовании, участке.

А как мы знаем из ПТЭЭП (п.1.4.1) оперативный и оперативно-ремонтный персонал являются персоналом электротехническим (2 и выше гр. по ЭБ)

Вывод: обслуживание электроосветительных установок выполняет электротехнический персонал с гр. по ЭБ от 2 и выше.
Исключение:
п.1.4.15. ПОТ Р М-016-2001
Техническое обслуживание осветительных устройств, расположенных на потолке машинных залов и цехов, с тележки мостового крана должны производить по наряду не менее двух работников, один из которых, имеющий группу III, выполняет соответствующую работу. Второй работник должен находиться вблизи работающего и следить за соблюдением им необходимых мер безопасности.


У ребенка в классе ( 1 класс) сломались потолочные светильники - начали отпадывать рассеиватели, один разбился. Учитель просит помочь отремонтировать их, но они не подлежат ремонту. Грубо говоря тонкий намек на смену всех светильников. У школы "денег нет". Подскажите знающие, разве техническое обеспечение, и безопасность детей в школе не является обязанностью школы, или мы родители грубо говоря стали обладателями собственности на 4 года и сами несем ответственность за классное помещение? Подскажите смириться и купить светильники или возмутиться, но тогда на каком уровне)? Так для справки 6000 был Благотворительный взнос, а взнос в класс уже где-то около 15 и больше,


Как бы школа должна.. их же комиссии проверяют. Меняли полностью освещение в классе сами, т.к это быстрее, здоровье наших детей. Деньги собрали, за неделю поменяли. За счет школы может растянуться на полгода, а то и год. Все будет зависеть от финансов школы .



отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать отпадать


Возмутиться. Написать жалобу о нарушении норм СанПина и с ней к директору со словами, что в случае её бездействия пойдёте в управление образования.




Вы такие умные. вот у меня мама педагог. Школа, правда, сельская. Недавно родители написали жалобу в обход директора, итог- закрыл тот же СанПин школу на месяц (до этого как-то и я в этой школе отучилась в тех же условиях, еще и столовой не было), а теперь бедные ученики и учителя вместо пятидневки шестидневку учились и "голопом по европам" к экзаменам готовятся! А учителя бесплатно по субботам работают, ни кто им ни чего дополнительно не оплатил!
А школу в августе по всем нормам приняли, все комиссии их названные, которые не понятно куда смотрят. Школу финансируют, но то что выделяется, еле хватает кое-где стены и полы покрасить. Моя мама за свой счет покупает бумагу, файлы, мел, тряпки, веники и прочее, даже ноутбук, комп стол и принтер свои купила в класс, тк работать сейчас невозможно без этого, ни кто на это денег не дает. ( не знаю как там в ваших школах) Или другой вариант - выделяют деньги в декабре, нате, реализуйте. Только куда и что директор успеет до нового года и отчитаться? Естественно, директор отказывается от них.
Вот и думайте. покупать или ждать.


Возмутиться. Написать жалобу о нарушении норм СанПина и с ней к директору со словами, что в случае её бездействия пойдёте в управление образования.


Гораздо эффективнее обратиться в Роспотребнадзор с письменной жалобой на несоответствующее качество светильников. Деньги волшебным образом моментально найдутся. проверено многократно. Лучше, если жалобу подпишут хотя бы несколько родителей. Но и по индивидуальной обязательно проведут проверку, не сомневайтесь.



Конечно, умные. Просто так все покупать за свой счет точно много ума не надо.
Если школу ЗАКРЫЛ Роспотребнадзор, значит, нарушения были реально опасные для детей. В других случаях они просто штрафуют директора и выдают предписания об устранении нарушений.


Гораздо эффективнее обратиться в Роспотребнадзор с письменной жалобой на несоответствующее качество светильников. Деньги волшебным образом моментально найдутся. проверено многократно. Лучше, если жалобу подпишут хотя бы несколько родителей. Но и по индивидуальной обязательно проведут проверку, не сомневайтесь.


+1. Роспотребнадзор по результатам проверки выдает предписание об устранении в определенный срок. Светильники заменяются.
Но если очень хочется возложить на себя эту заботу - никто не будет против. Особенно руководство школы.

Все разделы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 октября 2019 г. “Вниманию потребителя: Освещение в образовательных учреждениях”


Обзор документа

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 октября 2019 г. “Вниманию потребителя: Освещение в образовательных учреждениях”

Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению" предъявляются следующие требования:

Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.

Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.

Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики - на север, северо-восток.

Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.

Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.

Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).

Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.

Для создания оптимальной визуальной среды рекомендовано использовать: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона жёлтого, бежевого, розового, зелёного, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зелёный; для классных досок - темно-зелёный, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.

Обзор документа

Приведен обзор требований СанПиН к освещению в школах.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение. Двустороннее боковое естественное освещение возможно в кабинетах труда, актовых и спортивных залах.

Отсутствие инсоляции допускается в кабинетах информатики, актовых и спортивных залах, помещениях пищеблока, административно-хозяйственных помещениях.

Шторы и жалюзи не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника. Нельзя использовать шторы и жалюзи из ПВХ.

Для сохранения уровня естественной освещенности нельзя закрашивать оконные стекла и расставлять на подоконниках цветы.

Согласно СанПиН цветы размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см или подвесных кашпо в простенках между окнами.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.


Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) 2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.

Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м 2 , если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.

2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.


Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.

Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.

UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.

Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.

В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.


Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

3. Что учесть при замене осветительного оборудования

3.1. Модернизация люминесцентных светильников

Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.

Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.

3.3. Сертификация

В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.

3.4. Требования к светильникам

  1. Индекс цветопередачи: Ra ≥ 80 или CRI ≥ 80 для светильников с люминесцентными лампами, и Ra ≥ 90 или CRI ≥ 90 для светодиодных светильников.
  2. Коэффициент пульсации освещенности (или светового потока): Кп ≤ 5 %.
  3. Коррелированная цветовая температура: КЦТ = 4000 К, или КЦТ менее 4000 К, или КЦТ, изменяемая в течение суток.
  4. Тип рассеивателя: матовый (или опаловый).
  5. Условный защитный угол: не менее 90° (т. е. не видно открытых светодиодов).
  6. Габаритная яркость: не более 5000 кд/м 2 .
  7. Неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5:1.

Желательно, чтобы необходимые параметры указывались в паспорте светильника, так как паспорт является документальным подтверждением соответствия нормативам и при выявленном несоответствии позволяет требовать гарантийной замены оборудования.

3.5. Необходимое количество светильников


В классных комнатах и аудиториях при использовании светильников с люминесцентными лампами удельная установленная мощность не должна превышать 13 Вт/м 2 , а при использовании светодиодных светильников — 8 Вт/м 2 .

ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.

3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные

Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м 2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.

Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.

Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:


где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.

При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.

4. Юридические и этические аспекты

Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.
В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.
Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.

Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.

Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.

Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.

Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.

Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.

5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы

Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.

Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.


Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw

Авторы

Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.

Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by

Благодарности

За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.

Читайте также: