Научно методический анализ школьного учебника

Обновлено: 02.07.2024

– овладение методами отбора и структурно-логического анали­за учебной информации.

Методы

– выявление степени соответствия учебника основным дидак­тическим требованиям организации процесса обучения;

– моделирование структуры содержания учебного материала.

Методическое обеспечение: учебно-методические комплексы (УМКд) и/или отдельные рабочие программы дисциплин, учебники и учебные пособия.

Термины и понятия:

• учебный элемент (понятие);

• органолептический метод анализа;

• спецификация учебных элементов;

• граф учебной информации;

Анализ и оценка качества учебника

Учебная литература является источником знаний и средством обуче­ния учащихся в условиях определенной системы образования. К видам учебной литературы относятся учебники, учебно-методические пособия.

Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник.

Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету. Современному учебнику присущи следующие функции:

Все эти функции определяют наличие в учебнике не только пред­метного, но и методического содержания.

Дидактическое содержание – предметное содержание информация в виде текстов, ил­люстраций и пр.

Методическое содержание – средства организации усвоения материала учебника и справочно-ориентировочных компонент учебника. К ним относятся пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таб­лицы, рекомендации, задания, задачи и ответы к ним.

Справочно-ориентировочный компонент обеспечивает ориентацию в содержании и структуре учебника и реализуется в нем через предисловие, послесловие, оглавление, рубрикацию, выходные данные, библиографию, аннотацию.

Каждый учебник создается и функционирует в конкретной дидакти­ческой системе, базирующейся на определенной теории обучения. На ос­нове известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:

• конвенциональный – соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет характер энциклопедический или моногра­фический;

• проблемный – построен на теории проблемного обучения и включает главным образом учебные вопросы, которые подлежат раз­решению научными способами, творческим подходом к разрешению проблем;

• комбинированный – включает отдельные элементы других мо­делей.

Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами кото­рой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.

Наиболее эффективными и распространенными методами анализа учебников являются: экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анали­за.

Цели органолептического метода является установление:

• возможности рекомендации учебника в качестве основного для са­мостоятельной работы учащихся;

• глубины и качества изложения материала в различных темах учеб­ника;

• необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополни­тельного материала;

• рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и от­дельными его разделами. В состав таких работ входят: аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность органолептического метода:

• выделение определенных показателей качества;

• оценивание результатов по каждому показателю в сумме баллов;

• сравнение данных качественного анализа показателей и выбор лучшего учебника.

Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в виде:

Оценка качества учебников

№ п/п Показатель качества Коэффициент значимости ki Оценка степени реализации показателя качества
Учебник 1 Учебник 2 Учебник 3
Строгая на­учность изложения учебного материала
1.1 соответствие логики построения базовой науки и материала предме­та
1.2 представление рассматриваемого понятия во всей его многогранно­сти и развитии
1.3 соответствие определений, терминов и символов в учебном предме­те и базовой науке
Учет возрастных и познавательных возможностей уча­щихся
2.1 простота языка и доступность изложения материала
2.2 достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем количество вводимых в материал понятий
2.3 количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в от­дельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения
Систематичность и последовательность изложения материала
3.1 четкость рубрикации учебника
3.2 соответствие действующей учебной программе
3.3 соответствие последовательности изложения материала темы в учебнике и программе
3.4 равномерность распределения объема материала между темами учебника. Проверить степень выполнения показателя 3.4 можно пу­тем сравнения двух коэффициентов: 1) отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, от­водимых на изучение курса (K1); 2) отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).

Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.

В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие:

- связь содержания с жизнью, практикой;

- систематичность и последовательность изложения материала;

- строгая научность изложения;

- учет возрастных и познавательных возможностей обучающихся;

- реализация идеи обучения посредством постановки проблем;

- простота языка и доступность изложения;

- достаточное количество иллюстраций, таблиц, схем;

Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления. Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ преподавателя от работы с другими учебниками.

Основной учебник он рекомендует обучающимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них преподаватель может почерпнуть дополнительный материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Шмуцтитул: отображает в себе название раздела и темы, которые в него входят.

5. Условные обозначения: имеются

6. Содержание: в конце учебника, каждый раздел выделен своим цветом и картинками.

7. Нумерация: в нижней части страницы, посередине. Каждый раздел выделен своим цветом.

8. Цветное оформление страницы: яркое; картинки цветные; есть схемы, карты, фотографии, таблицы

9. Цвет текста, размер шрифта:

- текст черный, за исключением названия раздела, темы и дополнительной информации

10. Выделяются ли понятия, которые нужно знать детям? Да.

11. Выделены ли вопросы и задания и как?

Вопросы и задания выделены. Располагаются в конце каждой темы и выделены, синим и красным цветом.

II. Текстовый аппарат учебника.

Стиль и тип текста.

Стиль: Научный, художественный, публицистический, научно-популярный.

Тип: Повествование, описание, рассуждение.

Дополнительный текст: присутствует

Поделен ли текст на блоки? Характер изложения.

Текст поделен на блоки. Характер изложения соответствует возрастным особенностям.

III. Иллюстративный аппарат

Процент иллюстраций: 30% (фотографии, изображения, карты, таблицы, схемы). Иллюстрации соответствуют тексту.

IV 1. Система вопросов и заданий:

- в конце параграфа для закрепления знаний

- в конце учебника для закрепления всего пройденного материала

2. Характер вопросы: продуктивного и креативного характера.

V. Содержание учебника.

Присутствует последовательность изложения и логика развернутые системы понятий.

Анализ учебника – это проверка его соответствия программным требованиям и целесообразности его применения в обучении детей конкретной возрастной группы на конкретном этапе обучения для достижения целей и задач образования.

Анализ учебника демонстрирует его соответствие дидактическим требованиям организации учебно-воспитательной деятельности.

Анализ учебника реализуется по следующему алгоритму:

  1. Определение соответствия учебника программе обучения. Для обучения педагог может выбирать только те учебники, которые входят в перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в образовательном процессе на конкретном уровне образования. Минобрнауки РФ формирует перечень данных учебников.
  2. Выявление доступности и научности информации, представленной в учебники. Учебники должны легко читаться и восприниматься учениками и включать в себя только научно обоснованные данные.
  3. Оценка краткости и лаконичности изложения учебной информации. Все темы должны быть четко расписаны, информация представляться по сути и в кратком виде.
  4. Оценка комплектности учебника. Имеется ввиду представление учебника в одной или в нескольких частях.
  5. Сезонность использования. Она отражает использование учебника в течение учебного года т.е. имеет ли учебник разделение на части, курсы, какие из них ориентированы на использование в первой половине года, а какие во второй или в первой, второй, третьей и четвертой четвертях.
  6. Формат изложения учебного материала. Он отражает изложение учебной информации на основании проблемного подхода или в увлекательной, нестандартной форме, с использованием красочных иллюстраций. Здесь же, оценивается систематичность изложения информации т.е. должна иметься логика изложения материала и его адекватная последовательность.
  7. Оптимальность оформления учебника. Учебник ориентирован на его изучение. Поэтому, он должен иметь привлекательное оформление и мотивировать к работе с ним.
  8. Адекватность подбора фактов. Все факты, которые представляются в учебники должны быть достоверными. Они должны отвечать методам научного познания и возрастной категории учащихся, их познавательным возможностям.
  9. Оценка роли теории. Учебник, в первую очередь, ориентирован на познание учащимися. поэтому, теоретическая информация, представленная в нем, должна стоять на первом плане, т.е. она должна преобладать над практическими заданиями и упражнениями. Здесь же, оценивается роль теории в раскрытии внутренних связей рассматриваемых объектов и процессов и логичности их изложения, а также наличие связи между темами, представленными в учебнике.
  10. Оценка связи учебной информации с реальной жизнедеятельностью. Вся информация учебника, независимо от учебной дисциплины, должна ориентироваться на ее практическое использование, на применение для решения каких-то задач, организации деятельности.
  11. Оценка ориентации учебной информации на самостоятельную работу учащихся. Учебник должен мотивировать к самостоятельному познанию, расширению кругозора. Для этого, в нем должны даваться задания повышенной сложности, задаваться вопросы, ответы на которые требуют поиска. Кроме того, учебная информация должна отвечать возрастной динамике развития учащихся.
  12. Оценка связи учебной информации с логикой самой науки. Каждый учебник содержит совокупность сведений об отдельной науке или ее отрасли. Информация должна быть ориентирована на освоение учащимися опыта предшествующих поколений по конкретному научному направлению.
  13. Оценка дозированности учебной информации. Информация разделяется на части и предоставляется учащимся в дозированном виде, т.е. в течение одного занятия происходит изучение определенного объема информации. Также, завершение занятия должно основываться на проверке знаний и закреплении усвоенного материала, а значит, учебник должен содержать перечень контрольных вопросов по каждой теме, по каждому уроку.

По сути, данный алгоритм отражает перечень дидактических требований, которым должен соответствовать каждый учебник. Оценка учебников проводится педагогами. Не всегда может быть соблюден данный алгоритм – некоторые пункты пропускаются. Все зависит от опыта работы педагога и его целевых ориентиров деятельности.

Составление плана анализа учебника

Анализ учебника выполняется на основе плана, составляемого педагогом при подготовке к аналитической деятельности. План анализа включает в себя следующие разделы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

Самостоятельна я работа

Тема: Анализ учебника (учебного пособия) по математике для начальных классов.

По междисциплинарному курсу:

Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Студентка 201 группы

Мещерикова Оксана Сергеевна

Соколова Татьяна Алексеевна

Схема анализа учебника (учебного пособия) по математике для начальных классов.

Название учебника (учебного пособия). Авторы, издание.

авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова,

Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова,

Соответствие учебного материала в учебнике (пособии) действующей программе. Для какого класса школы соответствует учебник (учебное пособие)?

Классы школы общего образования (начальное общее образование).

В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать у младших школьников систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики, представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, пространственного воображения и математической речи учащихся.

Соответствие содержания учебника (учебного пособия) целям обучения математике, задачам специальной школы, уровню современного развития математической науки.

Структура учебника сохранила тематическое и поурочное построение.

-Каждый урок учебника построен в соответствии с основными компонентами учебной деятельности и включает в себя:

-познавательную цель урока, которая ориентирует учащихся на поиск новых знаний и новых способов действий;

-задания для первичного закрепления нового знания; ( 4 класс 1 часть, издательство 2019 г. С.4, 1 класс 2 часть с.46-47)

-математический материал для повторение ранее изученного;

-задания для проведения учащимися самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности на этом уроке (такие задания расположены под красной чертой и отмечены знаком). 1 класс 2 часть с.50, с.59 ; 3 класс 1 часть с.4)

Содержание учебника полностью соответствует программе.

Каким образом представлена теоретическая часть материала (четкость, доступность, простота материала)?

Учебник включает теоретический материал (определения некоторых понятий, свойства, правила и т. д.)

Детям просто работать с данными материалом, т.к. даются понятия и их определения почти к каждой теме.

Каким образом построена структура практического материала в учебнике (пособии)? Последовательность заданий: на отработку нового материала, для повторения и закрепления ранее пройденного материала, для самостоятельной домашней работы, упражнения для устного счета, для развития внимательности и сообразительности.

Вопросы практического характера тесно связаны с теоретическим материалом учебника. Кроме того, учебник включает и систему упражнений, с помощью которых учащиеся должны усвоить как теоретические знания, так и приобрести умения и навыки, определяемые программой. Таким образом, учебник является одновременно и сборником упражнений.( 1 класс 2 часть с.128, с.22 )

Есть ли задания в учебнике (пособии) для развития творческого начала? Каким образом они представлены (соотношение заданий эвристического, исследовательского и репродуктивного характера)?

Возможности учебного материала для проведения коррекционной работы, развитие словесной речи, побуждение к речевой активности, общению детей друг с другом, с учителем.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Какие формы наглядности (иллюстрации, обозначения, таблицы, схемы, кроссворды и пр.) представлены в учебнике (пособии)? Насколько оформление (иллюстрации) соответствует содержанию и его раскрытию?

В зависимости от содержания материала и подготовленности детей иллюстрации от класса к классу изменяются:

1 кл. – предметные картинки; 1 класс 2 часть с.6, 9 и т.д.)

2 кл. – появляются таблицы и схемы;

3 и 4 кл. – преобладают схемы, таблицы, чертежи. (3 класс 1 часть с.6, 9)

-Материал учебника раскрывается по темам, которые определены программой. Темы разделены на небольшие, логически законченные части, каждая из которых предназначается для изучения на одном уроке.

Как учебник (пособие) обеспечивает возможность для самостоятельной работы учащихся?

Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной деятельности.

Насколько обеспечена вариативность учебных заданий, возможность дифференциации упражнений и заданий в соответствии с уровнем знаний, умений и навыков учащихся, их уровнем развития речи?

Материал учебника позволяет реализовать системно-деятельностный подход, организовать дифференцированное обучение и обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.

Как учебник (пособие) обеспечивает заинтересованность и вызывает устойчивый интерес учащихся к работе с ним, к выполнению заданий?

задачи на смекалку, а также задания практического характера из реальной жизни

Как реализуется связь учебного материала с интересами учащихся, повышается их мотивацию к изучению предмета?

Используются различные виды занимательного материала: задачи в стихотворной форме, задачи-шутки, загадки с цифрами и о цифрах, математические сказки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, ребусы, лабиринты и т.д. Развлечения могут быть с элементами драматизации.

Как в учебнике (пособии) реализуются связи с другими учебными предметами?

Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей, что в дальнейшем поможет детям на уроках ИЗО.

Каково воспитательное значение учебного материала.

Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений.

Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности

· Соответствие учебника (пособия) учебному плану и учебной программе школам (какому классу?)

Учебник полностью соответствует учебному плану и учебной программе 1-4 классов.

· Соответствие учебника (пособия) задачам (обучающим, развивающим, воспитывающим, коррекционным) специального обучения.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь).

Так же по данным учебникам можно обучать детей с ОВЗ.

· Соответствие учебника (пособия) общим и специфическим дидактическим принципам обучения математике детей с нарушениями слуха.

Не соответствует для детей с нарушением слуха. Для таких детей разработаны специальные учебные пособия.


Основные термины (генерируются автоматически): параметр, задача, уравнение, учебник алгебры, содержательно-методическая линия, класс, базовый уровень, математическая подготовка, повышенный уровень, текст параграфа.

Похожие статьи

Примеры простейших задач с параметром из курса математики 5–9 классов.

Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам

6) Алгебра. 7–9 классы: методическое пособие для учителей / А. Г. Мордкович.

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как.

Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

[2], [3]. Следует отметить, что любую математическую задачу можно рассматривать как

Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, задача, решение, учебник алгебры, теория.

Проектирование системы задач и упражнений по учебной.

Бачурин В. А. Задачи по элементарной математике и началам математического анализа — М.: Физматлит. — 2005. — 712 с.

Качалова Г. А., Власов Д. А. Проблемы подготовки будущего учителя математики к реализации содержательно-методической линии «Задачи с.

Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений.

. частных приемов решения конкретных задач в рамках одной содержательно-методической линии школьного курса.

Содержание этого параграфа составляет методика формирования обобщенного приема решения уравнений с одной переменной.

Преподавание математики в соответствии с требованиями ФГОС.

Что касается материально-технического, учебно- методического обеспечения, то ситуация в школах более

− умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других

− необходима мотивация школьников для выполнения заданий повышенного уровня.

Изучение функциональной линии в курсе алгебры средней школы.

Функциональная линия — одна из основных содержательных линий школьного курса алгебры.

Технологии проблемного обучения как средство формирования.

Содержание проблемного обучения представлено системой проблемных задач различного уровня

Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника.

Я считаю, что использование технологии проблемного обучения позволяет мне повысить.

Решение нестандартных задач по математике с использованием.

Практикум порешению олимпиадных задач школьного, муниципального и регионального уровней.

«За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5–6 классов сред школ.

Составление обращенных задач как инструмент развития.

Таким образом, составление на уроках математики обращенных задач позволит разнообразить урок, привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, приобщить их к математической деятельности, что повысит уровень их активности и в итоге окажет положительное влияние.

Читайте также: