Проект цветочные часы в доу

Обновлено: 05.07.2024

2 Посмотрите, какие цветы растут в вашем саду, узнайте их название и попробуйте устроить на вашем участке ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ.

4 Из истории Способность цветов раскрываться в разное время суток, люди заметили очень давно. Еще в Древней Греции и Риме на цветниках высаживали цветы. По таким "биологическим часам" можно определять время. Конечно, точность работы "биологических часов" определяется многими факторами. Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время. Известный шведский натуралист VIII века Карл Линней подметил периодичность в цветении цветов и разработал так называемые цветочные часы. Такие часы были в городе Упсале в Швеции (примерно на 60° северной широты).

5 Цветочные часы есть в разных городах

6 Первые цветочные часы в г.Упсала (Швеция) Часы Флоры

7 В 2001 году цветочные часы появились на Поклонной горе в Москве и сразу были занесены в Книгу рекордов Гиннеса из-за своих размеров: в диаметре у них 10 м, а 4,5-метровая минутная стрелка длиннее той, что на часах Спасской башни Кремля, и весит она 30 кг. Но нет секундной, наличие и величина которой позволили красочной женевской конструкции остаться в списке рекордсменов.

8 В 3- 5 часов просыпаются цветы козлобородник мак цикорий

9 В 4-5 часов : горчак шиповник

10 В 5-6 часов: сарана Осот луговой красноднев

11 В 6 часов: одуванчик осот полевой Ястребинка зонтичная

12 В 6-7 часов: бурачок картофель лен

13 В 7 часов: Кукушкины слезки кувшинка белая

14 В 7-8 часов: очный цвет полевой фиалка трехцветная

15 В 8 часов: вьюнок Гибискус сирийский

16 В 9-10 часов: полевая гвоздика смолевка ноготки

17 торичник кислица мать-и-мачеха

18 В часов: Табак Душистый

19 В часа: Фиалка ночная Дрема луговая

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом которого должна быть не столь обученность (информированность) детей, сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

Цель проекта :

• обогащение знаний дошкольников о цветах;

• развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.

1) Создать материально – техническую базу для проектной деятельности.

• Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.

• Разработать перспективное тематическое планирование по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности.

• Подобрать методы педагогической диагностики с учетом особенностей развития детей. В процессе диагностики детей выявить уровень развития творческих способностей детей, степень развития изобразительных навыков.

• Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, коммуникативные тренинги, литературный материал и оформить их в виде картотеки.

• Разработать циклы игр-занятий по развитию творческих способностей детей, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование, а также включались разнообразные материалы, нетрадиционные техники.

• Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.

• Создать условия для развития художественно-творческого взаимодействия педагогов, детей и родителей через изобразительную деятельность;

• Обогатить игровую среду современным дидактическим материалом.

• Разработать методические рекомендации (памятки) для педагогов ДОУ по организации занятий по изобразительной деятельности.

2) Совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков:

• экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;

• умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;

• умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;

• развивать художественный вкус.

3) Совершенствовать уровень поисковой и экспериментальной деятельности, творческой инициативы:

• самостоятельный поиск нужного решения;

• умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

• умение выбирать материал и способ действия при создании художественного образа;

• поддерживать инициативу и самостоятельность;

4) Активизировать речь и речевое общение:

• развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе художественно-творческой деятельности;

• поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе творчества;

• развивать детское словотворчество, фантазию, воображение;

5) Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений;

6) Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.

Тип проекта – образовательный, творческий.

По содержанию – детское творчество.

По составу участников – детско-взрослый.

Внутри МДОУ – участвуют дети -дошкольники старших групп.

Гипотеза образовательного проекта.

В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, возможно, улучшаться качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы, повысится уровень знаний о процессах роста и развития растений, а также повыситься уровень речевого развития.

• умение детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

• умение детей осуществлять самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов и способов действия для создания образа, пользоваться различными инструментами и оборудованием;

• умение детей использовать возможности и свойства различных изобразительных материалов для создания образа;

• умение детей использовать различные нетрадиционные техники и технологии;

• умение детей поддерживать целеустремленность, творческую инициативу, самостоятельность;

• коммуникативные навыки, толерантность, партнерские отношения.

• наблюдения за самостоятельной художественно-творческой деятельностью детей;

• практические навыки по уходу за растениями;

• обобщение опыта работы.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

наличие семян, грунта, емкостей для рассады, оборудования по уходу за растениями: лейки, рыхлители, фартучки, резиновые перчатки

наличие загадок, стихов, дидактических и пальчиковых игр; экологические сказки, иллюстрации, альбомы, открытки.

I этап. Подготовительный.

• рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов

• заучивание стихов и загадок о цветах

II этап. Содержание проекта.

Работа с родителями:

Составление паспортов комнатных растений.

Проведение мастер - класса по изготовлению цветочных композиций из бросового материала

Прогнозируемый результат проектной деятельности :

повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих, познавательных и речевых способностей через различные виды продуктивной деятельности.

развитие познавательных и экологических навыков детей;

развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;

способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);

приобщение к миру искусства;

развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации, лепке;

умение работать в группе активно, сообща;

умение самостоятельно искать нужное решение;

умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;

способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;

способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;

навыки коммуникативного общения;

обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

экологическое отношение к окружающему;

бережное отношение к продуктам детского творчества;

партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

Педагогами ДОУ широко востребован опыт работы, который позволяет им наиболее эффективно планировать работу, направленную на сенсомоторное, речевое и эмоциональное развитие детей, что в свою очередь, усиливает познавательно-развивающий компонент педагогического процесса в целом, а также способствует активному эмоционально-позитивному обмену информацией между всеми участниками педагогического сообщества.

Продукты проектной деятельности :

• паспорта комнатных растений.

• проведение мастер - класса по изготовлению цветочных композиций из бросового материала

Программа развития и воспитания детей в детском саду

В. И. Логинова, Т. И. Бабаев а, Н. А. Ножкина, М. В. Крулехт, Л. М. Маневцова, /Н. Н. Кондратьева], О. И. Сомкова, Л. М. Гурович, Н. А. Курочкина, А. Г. Гогоберидзе, Г. В. Курило, 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман

Экологическая работа в детском саду. В. Н. Чернякова Издательство: Сфера, 2010 г.

Методика работы с детьми по экологическому воспитанию.

Л. Молодова. Пособие для воспитателей ДОУ и учителей начальной школы.

Программа воспитания и обучения в детском саду.

Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Методика экологического воспитания в детском саду

Юный эколог : Программа экологического воспитания в детском саду.

1. Общественная оценка:

• экспресс-опрос воспитателей и родителей;

2. Муниципальное сообщество:

• представление результатов опыта работы по проекту

на различных профессиональных объединениях.

3. Корпоративное сообщество:

• открытый просмотр процесса;

• изучение психолого-педагогической диагностики;

4. Перспектива в оценке:

Внедрение режимного момента как средства речевого, социально-коммуникативного и эстетического развития в ДОУ района.

Использование ТРИЗ педагогики в развитии речи дошкольников. В своей работе я использую методику ТРИЗ, которая очень интересна, как детям, так и взрослым!Каждый раз на занятиях, мы узнаём что-то новое,.

Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод - метод экологических проектов.

Все знают, что часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших, чем одни сутки. А какие бывают часы?

Есть особый вид часов, который наблюдаем каждое лето в природе, на газонах и клумбах, на участках детского сада или просто гуляя по поселку - это цветочные часы.

Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь, охранять и знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. И, конечно же, важно развивать желание ребенка быть творцом этой красоты.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Форма организации проекта : индивидуально - групповая

Срок реализации : июль – август 2018 года

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств.

Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель подготовительной к школе группы.

Гипотеза: если будет реализован проект, то дети на основе наблюдений за цветущими растениями в разное время суток и при разных погодных условиях научатся определять примерное время, а также будет формирована экологическая культура и воспитание бережного отношения к природе.

Цель проекта: сформировать у детей представление о разнообразии цветущих растений, которые могут использоваться человеком, как часы.

  • совершенствование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
  • разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
  • создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника о цветущих растениях, растущих на клумбах и как часов, по которым можно приблизительно определить время суток.
  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • продолжать знакомство с цветущими растениями, по которым можно узнать время, а также со строением растения, особенностью и назначением его частей, закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растений (свет, тепло, влага, почва); знания о приёмах по уходу за растениями и их значение в жизни человека; а также
  • воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения к комнатным растениям, умение заботиться о них.
  • содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам эстетического и экологического воспитания посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству и озеленению пространства детского сада.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Зона экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.

6. Строительный ресурс и Лего-клуб (конструктор, строительный и природный материал).

Ожидаемые результаты для детей:

  • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к цветущим растениям, в процессе общения с ними.
  • Овладение воспитанниками навыками к основам цветоводства, ландшафного озеленения, овладения приемами определения времени по цветущим растениям.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности;
  • повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Методы, используемые в реализации проекта:

Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.

Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

Список использованной литературы:

Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду” 2006 год.

А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.

А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2009 год.

С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обогащение детей о знаниях растений, которые могут использоваться как часы, через разные формы работы.

Авторы проекта:

Розина В.В

Демидчик А.В

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели. Срок реализации проекта : две недели (с 10.02.2020 –по 21.02.2020) Объект исследования: часы, время Продукт проекта:

Участники проекта: дети подготовительной к школе

группы, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта : две недели (с 10.02.2020 –по 21.02.2020)

Объект исследования: часы, время

Продукт проекта:

Цель: Обогащение представлений детей о растениях (цветах), которые могут использоваться как часы, через разные формы работы.


В обсуждениях использовался метод трех вопросов:

В обсуждениях использовался метод трех вопросов:

Этапы реализации проекта

1 этап - Подготовительный

Систематизация материала по данному вопросу.

Подбор экспонатов для организации мини - музея

Подбор материалов для проведения игровой деятельности

Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции

Знакомство с часами, их историей.

Знакомство с часами, их историей.


2 этап - Основной Чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций

2 этап - Основной Чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций

Даже маленькие дети знают, что когда "встает солнышко", цветы распускают свои лепестки. Но если вы приглядитесь к этому процессу, то окажется, что это не совсем так.
Во-первых, есть цветы, которые, наоборот, распускаются только ночью, или те, которые однажды распустившись, уже больше не закрываются.
А, во-вторых, цветы по утрам вовсе не все одновременно распускаются - в то время как одни уже давным-давно "проснулись", другие еще "спят".
Об этом у меня вышла статья в летнем номере детского электронного журнала "Моя мама - Василиса", в которой я рассказывала о солнечном цикле растений. Но и после этого мы с Катей продолжали наши цветочные наблюдения и составили свои собственные цветочные часы для июля-августа, о которых я и хочу сегодня рассказать.
У нас уже есть несколько рецептов, как сделать разнообразные часы: песочные, солнечные и водяные, теперь к ним добавились и эти, цветочные :)

цветочные часы


Свойство цветов распускать и закрывать свои лепестки в зависимости от времени суток можно использовать для ориентации по времени. И даже создать из них своеобразные часы.
Еще в Древнем Риме начали высаживать цветы, которые открывались и закрывались в определенное время дня. Но первые настоящие цветочные часы подобрал известный шведский натуралист Карл Линней в 18 веке. Используя свои наблюдения о биоритмах различных видов цветов, он составил из них такую композицию, в которой каждому часу дня соответствовало какое-то событие. Эти часы находились в городе Упсала в Швеции.

Цветочные часы, которые теперь можно встретить у нас в городах, это уже не совсем те часы, которые имел ввиду Карл Линней. Чаще всего это просто цветочная клумба, внутри которой спрятан механизм, двигающий стрелки и играющий каждый час какую-то мелодию.
Например, такие часы мы видели во время нашего пребывания в Краснодаре. Или вот еще в Брянске появились такие цветочные часы.


Часы-клумба в Краснодаре
Цветочные музыкальные часы в Краснодаре

Но мы можем сами заняться ботаникой и попытаться составить свои настоящие цветочные часы. Для этого нужно несколько дней понаблюдать за цветами вокруг и отметить, в какое время суток каждый из них расцветает.

Это простое занятие на практике оказывается не таким простым. Например, все приводимые в интернете сведения о том, в какое время "просыпается" и "засыпает" определенный цветок, оказались совершенно не совпадающими с нашими наблюдениями. Дело в том, что на этот процесс оказывает влияние не только широта и долгота местности, в которой ведутся наблюдения. Много значит и климат, и условия, в которых растут цветы, и погодные условия конкретно тех дней, в которые ведется наблюдение.

Кроме того, надо обязательно выполнить несколько правил, без которых цветочные часы работать не будут: Наблюдения надо проводить только в ясный солнечный день. Цветы должны находиться круглые сутки на незатененном земельном участке - иначе время их раскрытия и закрытия искажается. Ведь практически все они согласуют свои суточные ритмы с солнечным ритмом, и если они постоянно в определенное время суток попадают в тень, то и ритм их подстроится под это. Кроме того, в жаркие знойные дни многие цветы закрываются днем в самую жару, защищаясь от сильного солнца. А в пасмурную погоду большинство цветов вообще не открываются, боясь, что дождь смоет их пыльцу.

Поэтому наши с Катей солнечные часы, которые мы составили во время прогулок во дворе, скорее всего, будут правильно показывать время только у нас. Но, все равно, это очень интересно - определять который час, глядя на полянку с травой и цветами. И ведь получается достаточно точно! По крайне мере, узнать, пришло ли время обеда, всегда можно :) Хотелось бы в следующем году попробовать самим посадить на балконе цветочные часы, подобрав нужные растения - интересно, что получится?
А пока я покажу те, что мы смогли наблюдать в нашем дворе.
Восход солнца в нашем городе происходил в конце июля (во время, когда мы проводили с Катей наблюдения) с 6-30 до 6-45 по Московскому времени. И мы не поленились пару раз встать рано утречком и пройти по окрестным дворам и палисадникам, чтобы увидеть, кто из цветов просыпается первым.
Оказывается, первым среди наших дворовых цветов просыпается сурепка и вьюнок полевой. В 7 утра их цветы уже открыты.

когда раскрывается вьюнок и сурепка

С 8 до 9 утра открываются цикорий, одуванчик, садовый вьюнок и календула.

когда расцветают цикорий, одуванчик, календула и вьюнок

В 12-13 часов вянет садовый вьюнок.

когда закрывается вьюнок

С 13 до 14 часов закрывается цикорий, а сейчас, в августе, еще и раньше - уже в 13 часов.

когда закрывается цикорий

С 16 до 17 часов закрывается календула и одуванчик.

когда закрывается одуванчик и календула

А остальные цветы закрываются к 21 часу, когда у нас начинается заход солнца.
Таким образом, мы получили те цветочные часы, которые я нарисовала в начале этого поста.

Эти наши часы я добавляю в летнюю галерею Натальи Ошуевой. и в Августовский Креатив к Лизе Арье.

Читайте также: