В чем смысл возникновения или организации новых литературных группировок течений школ почему

Обновлено: 05.07.2024

О литературных группировках 20-х годов с полным правом можно сказать: их возникновение далеко не всегда вызывалось ростом самой литературы, но оно было по ряду причин неизбежно, как неизбежно было затем и их постепенное угасание.

Группа Леф

Участники группы Леф подчеркивали, что продолжают линию футуризма и что эта линия родственна социалистической революции.

Не подлежит сомнению искренность желания лефовцев участвовать в строительстве социалистической культуры. В условиях нэпа, острой идеологической борьбы, сказывавшейся и на расстановке творческих сил, лефовцы занимали левый фланг, вступали в контакт с пролетарскими писателями. В отличие от группировок, отстаивавших независимость искусства от политики, от государства, лефовцы охотно предлагали свою помощь советским организациям, видели в сближении искусства с политикой, в участии художника в практических делах по укреплению нового государства важнейшую черту нового искусства. В борьбе с идеологией сменовеховства, с теорией искусства для искусства им несомненно принадлежит значительная роль.

В то же время стремление во что бы то ни стало сохранить верность футуризму не только отбрасывало их самих в решении ряда коренных вопросов социалистической культуры на пройденный путь, показавший свою несостоятельность, но и таило опасность для дальнейшего развития искусства, часто дискредитировало самый принцип сближения искусства с новой действительностью. Это противоречие характерно для всей деятельности Лефа, какие бы поправки в разное время ни вносились в его программу.

В других случаях против художественных традиций прошлого выдвигались теоретические построения формалистов из группы Опояз.

Во второй половине 20-х годов лефовцы, стремясь в освоении новой действительности идти впереди, по-прежнему отстаивают нигилистические позиции в понимании новаторства, и это вскоре привело их к внутреннему расколу, к отходу от группы Маяковского.

К концу 20-х годов Маяковскому, возглавлявшему Леф, стало ясно, что эта группа не отвечала реальным потребностям развития литературы. Поэт пытался в начале создать группу Реф (революционный фронт искусства), но, убедившись в бесплодности и этой затеи, 8 февраля 1930 года подал заявление о вступлении в РАПП. Леф прекратил свое существование.

Школа конструктивистов

В 1924 году, когда возникло объединение, А. К. Воронский в основном находился на ленинских позициях. В первой половине 20-х годов А. К. Воронский не только талантливо защищал наследие русской и мировой классики, но и во многом правильно представлял перспективу развития нового искусства. А. Воронский, А. Лежнев, Д. Горбов в ту пору считали реализм художественным методом, наиболее близким задачам и сути революционного искусства, диалектико-материалистическому мировоззрению.

С середины 20-х годов А. Воронский стал на позиции теоретического отрицания самой возможности пролетарской культуры. В понимании задач культурного строительства в эпоху пролетарской диктатуры критик отошел от ленинизма, принял на вооружение капитулянтскую версию Троцкого о том, что рабочий класс в переходный период своей оригинальной культуры и искусства не создаст. Эта неверная ориентация стала для талантливого критика источником духовной драмы. Его дальнейшие выступления по вопросам литературы, отличаясь отдельными верными наблюдениями и сохраняя в ряде случаев печать своеобразия, таланта, начинают страдать коренным пороком — непониманием перспективы развития культуры и литературы в эпоху строительства социализма, серьезными уступками идеалистической эстетике. Это помешало критику понять и правильно оценить и суть творчества ряда крупнейших писателей, в том числе Горького, Маяковского, Фадеева.

Борясь с рассудочностью, тенденциозностью, иллюстративностью, которые выдавались некоторыми эстетиками и критиками за марксизм, отстаивая эмоциональную природу искусства, перевальцы впадали в другую крайность, отрывали искусство от идеологии, политики.

Критика 20-х годов сурово встретила идеи перевальцев. В ряде случаев под сомнение ставилась гражданская репутация участников объединения. Это были издержки идейной борьбы.

Перевальцы выдвинули хорошие требования: искренности, эстетической культуры, гуманизма. Но в результате отступлений от марксизма-ленинизма, а также полемического заострения мысли в споре с рапповцами и лефовцами все их требования получили абстрактное истолкование.

Российская ассоциация пролетарских писателей

В отличие от рассмотренных выше литературных группировок, являвшихся своего рода микро-объединениями, Российская ассоциация пролетарских писателей была массовой организацией. И хотя в художественном творчестве решающую роль играет не количество писателей, а их одаренность, глубина постижения ими жизни, тем не менее фактор массовости для литературы социалистической революции имеет особое значение.

На счету РАПП много ошибок. Дурная слава закрепилась за нею так прочно, что до последнего времени ее деятельность не получает объективного освещения. Все еще преобладает пафос разоблачения. Забыто, что ни одно объединение не столкнулось с такими сложными задачами. РАПП была призвана объединить все творческие силы рабочего класса и повести за собой всю литературу, воспитывая также писателей из интеллигенции и крестьян в духе коммунистического мировоззрения и мироощущения. Ей, этой организации по самой ее природе предстояло доказать превосходство свободной социалистической литературы над литературой буржуазного общества, положить конец полуобломовскому, полуторгашескому принципу: писатель пописывает, читатель почитывает; утверждая атмосферу подлинной демократии, демократии пролетарской диктатуры, очистить литературу от карьеризма, буржуазного индивидуализма и анархизма, создать совершенно новую нравственную атмосферу на основе ленинского принципа партийности.

Рапповцам решение этих задач во всем их объеме оказалось не по силам. Но не следует забывать, что литература за всю свою многовековую историю бралась за их решение впервые. Многих писателей из интеллигенции еще нужно было вовлекать в строительство новой художественной культуры. С этой задачей РАПП не справилась. Однако именно она подготовила к ее решению писательское сознание больше, чем любое микрообъединепие. Подготовила уже тем, что заставила считаться с политической и творческой активностью рабочего класса как ведущей силы эпохи.

На деятельности РАПП сказались также противоречия переходного этапа нашей истории, наглядно проявилась борьба двух тенденций — объединяющей и разъединяющей, плодотворных поисков нового и инерции недавнего пролеткультовского прошлого, которую не так просто было преодолеть.

Помимо заострения внимания на роли литературы как идеологического фактора, РАПП как ни одна из литературных организаций тех лет концентрировала внимание писательской общественности на больших общеэстетических проблемах.

Усилия микрообъединений чаще всего были сосредоточены на частных вопросах, таких, как роль звука, образа, сюжета. Что же касается проблем общелитературного значения, то РАПП в их постановке имела известные преимущества перед микрообъединениями. Таковы проблемы художественного метода, современного героя, эпоса. При всех ошибках в подходе к ним эти проблемы имели больший резонанс и полнее выражали насущные нужды литературного развития.

Массовость организации, разумеется, усиливала и резонанс ошибок ее руководящей верхушки, но нельзя забывать о волне творчества, инициативы, поднимавшейся из глубины рабочего класса, трудового народа, примкнувшей к движению демократической интеллигенции. Деятельность РАПП была в поле зрения всей литературной и советской общественности.

Заключение

В атмосфере бурного роста нового общества шло формирование нового типа писателя. Это не могло не оказать решающего влияния и на судьбу литературных группировок 20-х годов.

В тех случаях, когда в литературном объединении сталкивались заинтересованность в победе революции и одновременно стремление отстоять независимость художественного творчества от утверждавшейся в новом обществе идеологии, это вносило в деятельность объединения глубокие противоречия. Значение и судьба объединения во многом зависели от того, какая из этих противоборствующих внутри него тенденций возобладает.

Время требовало объединения всех сил, искренне жаждавших участвовать в социалистическом преобразовании страны.

1. К особенностями прозы начала 20 века можно отнести:

  • преобладание пессимистических настроений
  • разочарование в жизни
  • предчувствие войны
  • поиски новых форм
  • основная идея - бессмысленность и тленность бытия

2. Причины возникновения группировок разные: по преобладающему жанру творчества, направлению, отношению к происходящему в социуме (одни поддерживали революции и перевороты, вторые призвали остановиться, третьи просто успокаивали, приглушали панику, четвёртые искали решение проблемы).

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Двадцатый век. Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла… А. Блок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Двадцатый век. Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла… А. Блок

Двадцатый век. Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла… А. Блок

Литература 20-х годов – очень сложный период в развитии русской литературы.

Литературный процесс 20-х годов Литература русского Зарубежья /эмигрантская л.

В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не жела.

В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. В эмиграции оказались видные учёные, философы, художники, музыканты, актёры и писатели - И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева… Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, литературу русского рассеяния. Эмигрантская литература

Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не.

- стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и худо.

Объединение молодых писателей 1921 - 1927г., Петроград, Дом искусств, «Литера.

литературное объединение 1923 - нач. 1924 – 1932 гг Печатный орган – журнал «.

январь1925-1932 гг. /предшественником был Пролеткульт /самая массовая лит-ху.

Последняя авангардистская литературно – театральная группа. 1927-1930 гг., об.

литературное течение /школа/в поэзии 1919-1927 гг. Печатный орган –журнал «Го.

I. Реализм. Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столети.

I. Реализм. Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах. Литературные направления

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны: М.

Время поиска и эксперимента в литературе Художники широко использовали гротес.

Все изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова.

Все изменилось. Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов. 1929 год

Краткое описание документа:

Эта презентация - неплохое подспорье к обзорному изучению темы"Литературные группировки 20-ых годов". В ней рассказывается, как гражданская война, раскол в обществе, противостояние народа и образованной части общества повлияли на развитие литературного процесса в двадцатые годы.

Презентация знакомит учащихся с такими литературными объединениями, как "Серапионовы братья", ЛЕФ, РАПП, "Перевал", "Конструктивизм", ОБЭРИУ, показывая разность их литературных и идеологических платформ и посвящена общей драме русской интеллигенции, пережитой ею на рубеже 20 - 30 годов двадцатого века.

Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

  1. Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
  2. Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
  3. Общие или близкие принципы творчества.
  4. Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

К литературным направлениям, наиболее значительным для литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ), — поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность.

Школа в литературе – это некая сложившаяся общность писателей, осознавшая себя, теоретически очертившая свои границы и выделявшаяся из литературного процесса в самостоятельное образование, имеющее свою теоретическую платформу, принципы, программу, печатные органы. Школы могут образовываться и называться по лидеру – школа Гоголя, некрасовская школа и так далее.

41.Стадиальность литературного развития. Возникновение художественных методов и литературных направлений : реализм Возрождения, классицизм, сентиментализм, романтизм , реализм, символизм, импрессионизм, модернизм и постмодернизм.

Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:

  1. Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
  2. Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
  3. Общие или близкие принципы творчества.
  4. Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.

К литературным направлениям, наиболее значительным для литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм.

ТЕЧЕНИЕ (ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНОЕ), — поэтическая группировка, отмеченная большим или меньшим единством приемов художественного оформления у входящих в нее писателей. Характерным признаком художественно-литературного течения является его хронологическая ограниченность.

Школа в литературе – это некая сложившаяся общность писателей, осознавшая себя, теоретически очертившая свои границы и выделявшаяся из литературного процесса в самостоятельное образование, имеющее свою теоретическую платформу, принципы, программу, печатные органы. Школы могут образовываться и называться по лидеру – школа Гоголя, некрасовская школа и так далее.

41.Стадиальность литературного развития. Возникновение художественных методов и литературных направлений : реализм Возрождения, классицизм, сентиментализм, романтизм , реализм, символизм, импрессионизм, модернизм и постмодернизм.




Читайте также: