Технологии внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

В системе современного образования, на сегодняшний день, всё более актуальным становится применение педагогами всевозможных инновационных технологий в профессиональной деятельности. Информация являет собой стратегический ресурс развития, а знания требуют постоянного обновления, что доказывает непрерывность процесса современного образования. Для начальной школы это значит, что дети должны быть готовы к овладению новейшими средствами информации и способны актуализировать их для самостоятельного постижения знаний. Изменения в образовании сегодня, требуют от педагогов понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения.

Актуальность данной проблемы обусловлена несоответствием стремительного распространения педагогических инноваций, и недостаточным владением ими педагогами. В настоящее время остро возникает потребность глубокого изучения и применения в профессиональной деятельности инновационных технологий в начальной школе. Педагог должен ориентироваться во множестве самых разнообразных технологий обучения, так как главной целью работы учителя является: воспитание эмоционально-эстетической, нравственно-правовой, интеллектуально-информационной, коммуникативной культуры младшего школьника, а также культуры здоровья

В Российском образовании сегодня превалирует принцип вариативности, который дает возможность педагогам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет прогресс образования: разработка и внедрение различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении результативности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В настоящее время в педагогическую терминологию прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его определении существуют большие разночтения.

Технология –это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. — ISBN 5-89285-003-X.

В нашем понимании педагогическая технология определяется как совокупность техник и методик реализации учебного процесса, достижений планируемых результатов обучения, совместная педагогическая деятельность по проектированию, моделированию и организации учебного процесса

Изменения в современном образовании привели к изменению всех составляющих методической системы учителя. Возникла необходимость применения в практике работы учителя разных стратегий обучения младших школьников, что подразумевает переход с объяснительно- иллюстрированного способа обучения на деятельностный, при котором учащийся становится активным субъектом процесса обучения. Современный учитель должен уметь моделировать урок с применением разнообразных технологий. Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: технологии имитационного моделирования, коммуникативные и проблемно- поисковые технологии.

В своей работе учителя начальной школы используют самые разнообразные технологии.

Технология личностно-ориентированного образования:

Цель: создание всевозможных условий для проявления познавательной активности личности каждого учащегося.

Средства достижения учителем этой цели:

- использование различных форм и методов организации обучения, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание мотивирующей атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без страха ошибиться.

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая современным уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. К техническим достоинствам относят быстроту, маневренность, оперативность, возможность просмотра, прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков это создание эффекта присутствия , у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий и интерес. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учеников, следствием чего, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке, повышается результативность.

Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя.

Технология игрового обучения.

В практике нашего начального образования большое распространение получили игровые технологии обучения, характеризующиеся наличием игровой модели, сценарием игры и ролевых позиций.

Игровая технология обеспечивает совокупность эмоционального и рационального в обучении. В игре, благодаря гибкости игровой технологии, учащийся проявляет свою индивидуальность при возникновении ситуациями выбора. Игровые технологии относят к уникальным формам обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учителя и учащихся

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Сохранение и укрепление здоровья детей это общая задача медиков, педагогов и родителей.

Поэтому для создания комфортных условий в школе для полноценного развития школьника, для ведения здорового образа жизни, в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.

В начальной школе используются различные типы технологии:

-здоровьесберегающие включают: обеспечение двигательной активности, профилактические прививки,организация здорового питания и витаминизация;

-оздоровительные подразумевают физическую подготовку, физиотерапию, аромотерапию, закаливание, гимнастику, массаж, фитотерапию и арттерапию;

-технологии обучения здоровью реализуются за счет включения определенной тематики в предметы общеобразовательного цикла;

-воспитание культуры здоровья осуществляется с помощью внеклассных и внешкольных мероприятий, фестивалей и конкурсов.

Задачей учителя является оказание помощи каждому ребенку в вопросах определения своих способностей, создание условий для их развития, так как всё это влияет на сохранность и укрепление здоровья ребенка.

Уроки содержат не только теоретическую информацию о человеке, медицине, экологии, но и практические рекомендации, советы, комплексы процедур по уходу за своим телом. Отдельные темы освещают влияние вредных привычек на здоровье школьника. Особое внимание в программе уделяется здоровому питанию.

Задачей здоровьесберегающей педагогики является эффективная организация режима труда и отдыха школьников, создание условий для работы, обеспечивающих высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Во время уроков проводятся:

• Гимнастика для глаз.

Цель физминутки—обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятий, повысить или удержать умственную работоспособность детей.

Результаты применения на занятиях пальчиковой гимнастики:

• Развития мышления ребенка.

• Повышение концентрации и распределения внимания.

• Развите памяти, фантазии и воображения.

Во время уроков применяются зарядки-релаксации. По времени это занимает от 3 до 5 минут. Цель релаксации — снять напряжение, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение. Видами релаксации могут быть различные движения, игры, пение и танцы.

Также в работе учителя используется гимнастика для глаз, которая улучшает не только зрение, но и оказывает положительное воздействие на артикуляционный аппарат.

Проектная деятельность - это технология направленная на формирование у учащихся практических умений и навыков. Проектный метод основан на концепции деятельностного подхода и помогает организовать процесс обучения, в котором дети получают знания в процессе выполнения и планирования творческих заданий – проектов.

Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы является просто необходимым аспектом современного начального образования

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Земцова Ольга Александровна

учитель начальных классов

«Чтобы открыть новые части света,

Взрослые люди часто забывают, что именно они должны вносить разнообразие в жизнь своих детей, учеников.

Казалось бы, что сложного, посещать с детьми музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гулять по городу. Не жалеть времени, не уходить от ответа, если ребенок задал вопрос. Не полениться найти нужную информацию вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе, приобщить его к энциклопедическим знаниям.

Это мы должны создавать условия для развития у ребенка познавательных интересов, а в дальнейшем он сам будет стремиться к размышлению и поиску, научится справляться без нашей помощи.

От личности педагога, его умения заинтересовать детей, творчески излагать материал зависит развитие учебного процесса. Поэтому, молодому учителю важно избавиться от личной тревожности, а педагогу со стажем необходимо преодолеть такие барьеры, как конформизм, ригидность мышления, нежелания что-либо менять, учиться и развиваться.

На современном этапе развития образования повышаются требования к работникам образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности. Меняется и роль преподавателя, который проектирует всю свою деятельность так, чтобы эффективно управлять мотивацией и стимулированием деятельности обучаемых, формированием умений, общих и профессиональных компетенций, созданием проблемных ситуаций, комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.

Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. На помощь ему приходят инновационные педагогические технологии, призванные помочь в достижении предметных и метапредметных результатов .

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям относятся:

-коллективная система обучения;

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технологии модульного обучения;

-лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Более подробно я хочу остановиться на реализации технологии исследовательского (проблемного обучения) и метода проектов во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. Каждый педагогический коллектив в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) определяется с организацией внеурочной деятельности.

В начальной школе внеурочная деятельность осуществляется через целый ряд направлений: исследовательская деятельность, внутришкольная система дополнительного образования, программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, экскурсии и многое другое.

В сентябре 2009 года в нашей школе было создано научное общество учащихся (НОУ) "Северное сияние".

Научное общество учащихся создавалось для поддержки одаренных детей, должно было приобщить учеников к научной деятельности, пробудить у учащихся познавательный поисковый интерес.

Как это сделать, чтобы сохранить цели, поставленные изначально при организации НОУ и обеспечить условия для вовлечения в научно-исследовательскую деятельность каждого ученика?

На этом этапе и родилась идея совмещения исследовательской и проектной технологий.

Особенность данного подхода в том, что дети реализуют две потребности: любопытство, стремление узнавать что то новое, и желание создать что то новое.

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся.

Организация проектной исследовательской деятельности предполагает комплекс методов, которые отдельно относят к каждому из двух видов деятельности. При этом они дополняют друг друга и имеют ряд различий.

В результате исследовательской деятельности мы получаем интеллектуальный продукт, который создается путем установления истины методами традиционного исследования. На данном этапе стадия любопытства должна вырасти до подлинного стремления к познанию – любознательности. Чтобы добиться этого, учителю необходимо помнить какими эмоциями должен быть окрашен этот этап: радостью познания, удивлением, удовлетворенностью от своего поиска и расшифровки загадок этого мира. (Приложение 1)

Данная работа предполагает интеграцию с другими учебными предметами, такими как, литературное чтение, музыка, окружающий мир, краеведение. Это позволяет внедрять способы интегрированного изучения смежных тем, широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников, а также обеспечивать формирование у школьников целостной картины мира.

Учащиеся оказываются в такой ситуации, где они хотят не только добывать теоретические знания, но и получить реальный продукт на основе этих знаний. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.

На школьных научно-практических конференциях дети выступают с исследовательскими проектами, которые являются продолжением проектов в урочной деятельности.

Хочу сказать, что в 1-4 классах проектно-исследовательская деятельность носит подготовительный характер, только формируются основные практические навыки научной деятельности. Поэтому, естественно, что дети в этом возрасте ещё не способны создавать какие-либо фундаментальные проекты и поэтому мы работаем, в основном, с мини-проектами.

При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, я учитываю степень их самостоятельности, предыдущий их опыт. Однако, считаю, что работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Одни сумеют реализовать индивидуальный проект , другие раскроют свои таланты в групповом проекте .

Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться . Главное - помочь ребенку поверить в свои силы.

Среди моих учеников, (участников НОУ) есть слабоуспевающие дети, которые повысили уровень своей ученической самостоятельности, стали внимательнее читать текст, следовать инструкции, последовательно выполнять задания, научились выражать свои мысли.

Положительным аспектом в своей работе считаю привлечение к деятельности НОУ родителей учащихся.

Задача родителя – не только играть роль источника информации, но и оказывать содействие в организации работы над проектом. Они консультируют и решают оперативные вопросы, помогают составить план действий и участвуют в подготовке презентации.

В результате совместной проектной деятельности восполняется дефицит общения детей с родителями, растет взаимное понимание и доверие в семье.

Проектная деятельность становится значимой тогда, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он сам сформулировал и раскрывает, доступна, интересна и значима для него.

Никитина Э.К., Коваленко О.А. Достижение метапредметных результатов младшими школьниками в исследовательских ситуациях на уроках. Начальная школа. Плюс до и после №6 2014.- с.70-71

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение.2008.- с.151.

Арцев М. Н . Учебно - исследовательская работа учащихся: (мето­дические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: МПУ, 2005 г.


Полный текст материала Статья "Инновационные технологии во внеурочной деятельности в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в школьном образовании отмечается снижение заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение. Возникает необходимость в оптимизации учебного процесса с применением эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету.

«Современные педагогические технологии во внеурочной

В настоящее время в школьном образовании отмечается снижение заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение. Возникает необходимость в оптимизации учебного процесса с применением эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету.

Для того чтобы мотивировать учеников к изучению математики, устранить какие-либо методические недостатки учителю необходимо постоянно стремиться к оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Что же такое оптимизация?

Оптимизация (от лат. optimum - наилучшее), процесс нахождения экстремума (глобального максимума или минимума) определённой функции или выбора наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.

Как мы видим, оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

В настоящее время у учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования внеурочного процесса. Одним из средств сохранения и получения радости, создания эмоционально–благоприятной ситуации во внеурочное время является использование игровой технологии.

1.Игровые технологии.

Использование игр помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу во внеурочной деятельности, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Игровые технологии актуальны во внеурочной деятельности:

Во-первых, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, решить свои коммуникативные проблемы.

Во-вторых, игра позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются такие психические процессы как внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.

В - четвёртых, игра содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

2. Технология проблемного обучения.

Для развития познавательных интересов учащихся и оптимизации учебной деятельности используется технология проблемного обучения.

Проблемное обучение осуществляю посредством четырех факторов:

через содержание образования;

через методы и формы обучения;

через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах внеклассного занятия. Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения.

Таким образом, на занятии создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

Приведу примеры использования “проблемных ситуаций”.

1. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

Проблема: не знают понятие объема и формулу для нахождения объема параллелепипеда.

Учащиеся выбирают необходимую им информацию, используя текст учебника. Обсуждают решение задачи, делают вывод, записывают формулу в тетради.

2.Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Можно ли плыть в этом бассейне?

Проблема: несоответствие единиц измерения.

Учащиеся ищут пути решения задачи, используя повествование учителя о единицах измерения объемов.

Задание: На координатной плоскости изобразить Большую и Малую Медведицу и записать координаты точек.

Для выполнения этого задания ребята должны сначала найти картинку Большой и Малой Медведицы, чтобы вспомнить, как они выглядят, а затем выполнить этот рисунок на координатной плоскости.





Художник изобразил на этой картине учеников и учителя сельской школы 19 века (причем ученики – мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365. Попробуйте сосчитать устно. - Не получается? Не у вас одних. Многие считают, что это абсурдная картина, не могли в сельской школе такое решать, и решить эту задачу можно только с помощью калькулятора.

А мне кажется, что на первое место ставилась задача показать тот мыслительный процесс, который происходит при поиске решения задачи. Именно на уроке математики можно проявить в полной мере нестандартность мышления.

Рассказ детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И … в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. А считать просто:



3. Метод проектов.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которая реализуется в течение определённого отрезка времени. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники.

Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода учащиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и учатся приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.

4. Информацинно – коммуникационные технологии

Информационные технологии активно входят в жизнь современного общества, оказывая все большее влияние на все сферы жизнедеятельности человека, образование не стало исключением. Информационно – коммуникационные технологии применяются не только в современной школе, они заняли достойное место и в начальном профессиональном образовании.

Не секрет, что ИКТ не смогут в полной мере заменить живого учителя, но они помогут облегчить его труд, обеспечив новое восприятие традиционного материала, а так же активизировав познавательную деятельность учащихся.

Применение ИКТ на уроках математики позволяет:

сделать урок разнообразным и наглядным;

вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность, за счет динамичной подачи материала;

развивать творчество и самостоятельность учащихся;

экономить время урока за счет использования всевозможных ресурсов.

ИКТ – это отличный помощник в проведении внеклассных мероприятий будь – то викторина, сопровождаемая мультимедийной презентацией, или презентация проекта, над которым учащиеся работали самостоятельно. Применение ИКТ позволяет реализовать весь потенциал личности учащегося – познавательный и творческий, морально – нравственный и эстетический, способствует развитию интеллекта и информационной культуры.

Применение компьютерных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

5. Дистанционные образовательные технологии

В последние года ФГОС акцентирует внимание на использование инновационных методов обучения. Одним из таких направлений является развитие дистанционного обучения.

Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами.

Использование дистанционных технологий предполагает принцип самостоятельной деятельности. Каждый ребенок получает возможность развиваться и обучаться в удобном для него темпе, в удобное время.

Дистанционные технологии являются особенно эффективными во внеурочной деятельности при проведении как массовых, так и групповых форм работы.

Дистанционные технологии дают возможность получить более глубокое изучение предмета. Школьники могут, не выходя из дома, искать интересующую их информацию и углублять свои знания по интересным для них темам.

К плюсам дистанционных образовательных технологий можно отнести: доступность, индивидуализация, получение образования независимо от места проживания, состояния здоровья, творческое самовыражение.

6. Здоровьесберегающие технологии

Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся помогают здоровьесберегающие технологии.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.

Математика – это достаточно сложный предмет, на котором учащимся приходится много писать, размышлять, что ведет их к утомляемости и к перегрузкам, поэтому во избежание усталости учащихся надо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в группах, творческие задания. На уроках и во внеурочной работе надо повышать двигательную активность, проводить динамические паузы, физические минутки, которые проводятся в разнообразных формах, перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Например:

1) Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.

1. Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

2) Пальчиковая гимнастика

1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.

2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.

Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На занятиях можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.

Рассмотрим одну из таких задач:

1. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.? Ответ:15 мг.

Соблюдать гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски; места и длительность применения ТСО; позы учащихся и чередование их; психологический климат на уроке. Стараться на каждом уроке применять эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, поговорки, афоризмы с комментариями, и т.д. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей.

Дети участвуют в различных конкурсах, олимпиадах, выполняют задания по различным темам.

Автор: Михайлусь Ирина Леонидовна

Населенный пункт: Республика Калмыкия, г. Городовиковск

Однажды в коконе появилась маленькая щель…

Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит.

Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Очень часто мы, желая помочь ребёнку, не даём ему сделать усилие, самостоятельно преодолеть трудности, решить проблему. И удивляемся, что теряется интерес к учёбе, нет веры в свои силы. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется с трудом.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Особое внимание мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя инновационные образовательные технологии, но не только в урочной , но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Внедрение технологий во внеурочную деятельность- это повышение интереса многих детей и подростков и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности :

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.

Постараюсь рассказать, какие технологии используются мною, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят.

Один из наиболее эффективных путей вовлечения всех учащихся во внеурочную деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих дел посредством создания групп для выполнения творческих поручений.

В системе каждодневно используются:

Технология игрового обучения.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.

Здоровьесберегающие технологии

В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много пирожных? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.

Проектная деятельность

Внеурочная деятельность в классе организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.

Работа ведётся по основным направлениям.

Цель направления: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Цель: способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре и о родном крае, воспитывать любовь к своему краю, родному городу, как к малой Родине.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Именно семья с малых лет ребенку прививает основы духовности и нравственности, воздействует на человека посредством общественного мнения. В семье приобщали и к разным жанрам фольклора, и к различным видам ремесла. Семья растила не просто ребенка, она воспитывала будущих матерей и отцов.

Изучая историю своей семьи, дети составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейные архивы, находят старые вещи, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях - это красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Мероприятия внеурочной и внеклассной деятельности:

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения на улицах города является формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения.

Выстроенная система воспитательной работы позволяет обеспечивать положительные результаты моей деятельности классного руководителя. За годы работы нет обучающихся, состоящих на ВШК и имеющих правонарушения.

Читайте также: