Как изготавливают ткань кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

Ткань состоит из двух переплетающихся систем нитей, расположенных взаимно перпендикулярно. Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой, а систему нитей, расположенных поперек ткани, — утком. Соответствующие нити называют основными и уточными. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определённом порядке (в зависимости от минимального числа нитей — раппорта, — необходимого для законченного ткацкого рисунка). Это влияет на образование ткани с характерной для данного переплетения структурой, внешним видом, свойствами. Ткацкие переплетения простые (гладкие или главные) бывают полотняные, саржевые, сатиновые (атласные) или комбинированные.

Следует отличать ткани от текстильных полотен, выработанных другими способами: трикотажных полотен, вырабатываемых путём вязания, то есть образования взаимосвязанных петельных рядов, нетканых материалов (к которым можно относить также валяльно-войлочные и холстопрошивные материалы).

Содержание

Производство

Процесс производства тканей называется ткачеством, которое заключается в выработке текстильных полотен путём переплетения двух взаимно перпендикулярных систем нитей.

Процесс ткачества, как правило, является многопереходным и включает в себя: приготовление к ткачеству (перемотка нитей, снование и шлихтование основ, перемотка и шлихтование или замасливание (если надо) утка), проборка или привязка основы на станке, собственно ткачество и разбраковка тканей.

Заключительная обработка тканей называется отделкой и относится к области химической технологии. Включает в себя (опционально): промывку, расшлихтование, варку, отбелку, мерсеризацию, крашение (периодическим или непрерывным способом), печать, стрижку, ворсование, тиснение.

Классификация

Ткани различают в зависимости от сырья, из которого они выработаны, по цвету, на ощупь, по фактуре, по отделке.

По типу сырья

  • натуральные, которые называют также классическими. Они бывают:
    • растительного происхождения (хлопок, лён, конопля, джут);
    • животного происхождения (шерсть, натуральный шёлк);
    • минерального происхождения (ость, остистая ткань, асбест);
    • химические, подразделяются на:
      • искусственные:
        • из природных веществ органического (целлюлоза, белки) и неорганического (стекло, металлы) происхождения: вискоза, ацетат; металлические нити, люрекс;
          • синтетические: из синтетических полимеров, в том числе:
              ткани (дедерон, хемлон, силон), (диолен, слотера, тесил), ткани,
            • поливиниловые ткани (кашмилон, дралон).

            В промышленности и торговле используют различные обозначения для синтетических тканей. Например, РЕРs — полиэстеровый материал с начёсом, РАОН — полиамидная шёлковая ткань, РОРс — полипропиленовый кабель. В составе ткани могут быть однородные нити (100 %) или различной структуры, что указано на сопроводительной этикетке.



            Ссылки

            По цвету

            • на гладкокрашеные однотонные (суровое полотно, белая ткань, цветная ткань);
            • на многоцветные (меланжевые ткани, мулированные, набивные, пестротканные ткани).

            На ощупь

            • тонкие, приятные на ощупь,
            • толстые,
            • редкие,
            • мягкие,
            • грубые,
            • тяжёлые.
            • лёгкие

            По фактуре обработки поверхности ткани

              (прессованное, гладкое, ворсованное), (вальцованная, ворсованная),
            • (вальцованные двухсторонние), ткань (вальцованная, с выровненным ворсом).

            По назначению

            • Плательные
            • Блузочные
            • Костюмные
            • Пальтовые
            • Курточные
            • Подкладочные
            • Обивочные (мебельные)
            • Портьерные
            • Технические
            • Бельевые
            • Другие

            По свойствам

            Кроме приведённых выше типов тканей имеются такие материалы, фактура которых отвечает особым требованиям: ткани могут быть очень прочны, не требовать особого ухода (утюжки, например), многоразового использования и т. д. Ткани имеют определенные свойства: воздухопроницаемость, гигроскопичность, сминаемость, паропроницаемость, водоупорность, капиллярность, теплозащита, пылеёмкость, электризуемость и т. д.

            Водоупорность ткани — это способность ткани сопротивляться первоначальному прониканию воды.

            Гигроскопичность — это способность ткани поглощать и удерживать водяные пары из воздуха.

            Капиллярность — это способность ткани впитывать воду.

            Воздухопроницаемость — способность пропускать воздух.

            Паропроницаемость — способность ткани пропускать водяные пары.

            Электризуемость — это способность материала накапливать на своей поверхности статическое электричество. Антистатические препараты устраняют статическое электричество, которое накапливается в тканях при их изготовлении.

            Мерсеризация тканей - это процесс кратковременной обработки ткани концентрированным раствором едкого натра с последующей промывкой её горячей и холодной водой. Мерсеризация предотвращает выцветание тканей, сохраняет первоначальный тон, гигроскопичность и прочность, придает материалу шелковистый блеск.

            Для придания внешней отделке тканей расцветки, соответствующей назначению материала, используется печатание — получение узорчатых расцветок на белой или окрашенной ткани (прямая печать — печать по отбеленной или светлоокрашенной ткани; вытравленная печать — печать по окрашенной ткани, резервная печать — печать по неокрашенной ткани).

            По структуре ткани, способу переплетения нитей

            • с простым (гладким или главным) переплетением — полотняные, саржевые, сатиновые (атласные),
            • со специальным переплетением — креповые, мелкозернистые ткани (канва),
            • с составным (комбинированным) переплетением (ткани в клетку, квадратами, полосами),
            • типа жаккардовых — с крупноузорчатым переплетением (простым и сложным),
            • с двухслойным переплетением — образуются два самостоятельных полотна ткани, расположенные одно над другим и связанные между собой одной из систем нитью, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка (износостойкие и теплозащитные тонкосуконные ткани типа драпа и некоторые шёлковые ткани),
            • с ворсовыми переплетениями — с уточноворсовым переплетением (полубархат, вельвет), с основоворсовым переплетением (бархат, плюш),
            • с обработанным краем — кромкой.

            По стороне

            При определении фактуры ткани необходимо различить правую сторону и изнанку. Правая сторона внешне выглядит значительно наряднее, приятнее на ощупь; цвета на правой стороне ярче и сочнее, рисунок проступает отчётливо. Существуют ткани с одинаковыми сторонами (с двухлицевым переплетением нитей — облегченные драпы, полотно, панама), у которых трудно отличить правую сторону от изнанки. На шерстяных двухсторонних тканях на правой стороне ворс гораздо короче.

            По пряже

            По системе прядения пряжа может быть гребенной, кардной, аппаратной.

            Гребенная пряжа изготовляется из длинноволокнистого хлопка, из длинной шерсти различных видов. Гребенная пряжа отличается гладкостью, ровностью и прочностью. По гребенной системе прядения вырабатывают гладкую, ровную, прочную, эластичную, блестящую пряжу. Ткани из этой пряжи на ощупь очень приятные, мягкие, эластичные, не мнутся, особенно из тонкогребенной шерстяной пряжи (габардин, коверкот и др.). Из более грубых шерстяных тканей данной пряжи (грубогребенной) известен шевиот. Такой тип ткани эластичный, на ощупь жестковатый; поверхность готовой ткани отличается характерным блеском. По гребенной системе прядения вырабатывают и мохеровые ткани, которые значительно мягче и более гладкие, чем шевиот.

            Кардную пряжу получают из сырья (хлопок, шерсть и др.) средней длины, которое обрабатывается различными способами, исключая гребнечесание. Ткань из данной пряжи прочная, эластичная, но не одинаковой ровности, отличается небольшой пушистостью.

            По аппаратной системе прядения получают пряжу мягкую, пушистую, понижен­ной прочности, не отличающуюся равномерностью. Из аппаратной пряжи изго­товляют тонкосуконные и грубосуконные ткани зимнего назначения (фланель, бумазея, бобрик, сукно шинельное и др.). Ткани из этой пряжи прессуют, вальцуют.

            Натуральные ткани

            Натуральные х/б ткани — это ткани мягкие, теплые, хорошо впитывающие пот; они применяются как ткани бельевые, сорочечные, блузочные, плательные. Ткани данного типа эластичные, отличаются ровностью и одинаковой толщиной. Отрицательная характерная особенность тканей из хлопка — они обладают значительной сминаемостью и усадкой при стирке.

            Натуральные льняные ткани блестящие, гладкие, не раздражают кожу, поскольку к действию разбавленных кислот более устойчивы, чем хлопок. Изделия изо льна обладают лучшими по сравнению с хлопком гигиеническими свойствами, ибо гигроскопичность льна выше, нагревание льняное полотно переносит более легко, оно более теплопроводно. Поэтому из льняных тканей рекомендуют шить летнюю одежду. Лён обладает высокой светостойкостью, от солнечных лучей ткань не теряет цвет. Льняное полотно используют на скатерти и полотенца. Недостаток льна — малая растяжимость и низкая упругость волокна, ткани сильно сминаются, одежда из льняных тканей деформируется.

            Натуральные шерстяные ткани — нежные на ощупь, мягкие, тонкие, одинаковой толщины, эластичные, лёгкие, воздухопроницаемы. Они умеренно сминаются. Шерстяные ткани, полученные из пряжи, выработанной по гребенной системе прядения, наиболее высококачественные, обладают несминаемостью. По аппаратной системе прядения шерсти перерабатывают короткую шерсть (тонкую и грубую), получая толстую, рыхлую, малопрочную пряжу, из которой вырабатывают тонкосуконные и грубосуконные ткани; из них шьют платья, костюмы, пальто.

            Шёлковые ткани

            Натуральные шёлковые ткани; их вырабатывают из тончайших нитей, получаемых из коконов, завиваемых гусеницами шелкопряда (шелковичными червями). Шёлковое волокно (нить) равномерное по толщине, эластичное, блестящее и прочное. Ткани из таких волокон лёгкие, блестящие, воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и быстро сохнут, гигроскопичны. Из шёлковых тканей шьют нарядную одежду — платья, блузы. Недостаток тканей из натурального шёлка — невысокая прочность окраски к свету; этой ткани противопоказаны солнечные лучи, которые снижают её прочность, ультрафиолетовые лучи действуют на неё губительно.

            Искусственные шёлковые ткани. Такие ткани (вискоза, ацетатный шёлк) изготовляют из целлюлозы, получаемой из еловой щепы. Искусственную шёлковую ткань рекомендуют для подкладки на костюмы, пальто и другие верхние вещи. При формировании искусственного (вискозного) волокна элементарные твёрдые тонкие нити, выходящие из осадительной ванны, соединяются на центрифугальных прядильных машинах в одну комплексную нить. Эта нить проходит систему прядильных дисков, при помощи которых она получает необходимую вытяжку. Вискозное волокно получают в виде филаментных нитей (шёлка) разной толщины, из которых изготовляют плательные, бельевые и подкладочные ткани. Вискозное волокно обладает хорошей гладкостью и гигроскопичностью, светостойкостью, блеском, в тканях — скольжением, даёт раздвижку и осыпаемость нитей.

            Синтетические шёлковые ткани. Их вырабатывают из синтетических волокон, полученных из высокомолекулярных соединений, образованных синтезом из простых низкомолекулярных веществ, которые получены из каменного угля, нефти и природного газа. Полиэстерные (РЕ8Ь) и полиамидные (РАОЬ) шёлка можно обработать таким образом, что они будут водоупорными, им не страшны масляные пятна. В последнее время синтетическим волокнам придаются новые качества — путём механической или химической обработки, например сжатым воздухом, скручиванием. Из таких волокон изготовляют синтетические ткани — чулочную, ткань для верхней одежды. Ткань подобного типа используют для отделки, в изделиях из натуральных тканей.

            Смешанные ткани

            В целях увеличения срока износа тканей и поднятия износостойкости, что позволит расширить диапазон использования синтетических тканей, учитывая их положительные качества (несминаемость, долговечность, воздухопрони­цаемость), выпускают смешанные ткани. Состав их может быть таков: 70 % шерсти и 30 % синтетического волокна; 40 % шерсти и 60 % синтетического волокна; 45 % шерсти и 55 % полиэстерного шёлкового волокна (РЕ8з); 20 % шерсти и 80 % полиакрилонитрилового волокна (РАИ) и др. Смешанные ткани эластичны, несминаемы, их не требуется утюжить, они не вызывают аллергию у людей с чувствительной кожей. Смешанные ткани стойкие на износ, у них много преимуществ по сравнению с обычными классическими тканями. Поэтому в последние годы заметно возрос спрос на смешанные ткани.


            3 Термины и определения

            В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и сокращения:

            3.1 …
            3.2 ТКАНЬ СМЕШАННАЯ: Ткань, вырабатываемая из пряжи, содержащей хлопковое волокно с вложением не более 50 % химических волокон и нитей.(Пример: состав 60 % хлопка 40 % вискозы. В свою очередь состав 76 % модала, 19 % шерсти, 5 % лайкры не подходит под определение смешанная ткань.

            Названия тканей по фактуре

            Эстергаз — это рисунок ткани в крупные двухцветные или многоцветные квадраты, расположенные в шахматном порядке, с поперечными и продольными полосами. Такой рисунок получают путём использования цветной нити в основе и в утке.

            Филь-а-филь (Ш-а-Ш — гуськом, шеренгой, ступенчато) — это рисунок ткани с косыми, чётко выступающими ступенчатыми диагоналями или полосами. Подоб­ный рисунок образуется путём комбинации в саржевом переплетении двух контрастных по цвету нитей в основе и в утке. Соотношение основных и уточных перекрытий в раппорте 1:1.

            Ткань в крапинку, точками — рисунок с характерными светлыми точками на темном фоне. Такой рисунок образуется при сложном саржевом переплетении (8 нитей) с использованием нитей контрастного цвета. Соотношение основных и уточных перекрытий в раппорте 2 : 2.

            Ткань в клетку — рисунок квадратами, прямоугольниками, ромбиками, распо­ложенными в шахматном порядке, образуется путём использования нитей не менее двух цветов в основе и в утке.

            Травер — это рисунок на ткани с поперечными полосами одинаковой или различной ширины. Такой рисунок создается путём использования нитей контрастных цветов или соответствующим способом переплетения нитей. Рисунок образует уточное переплетение.

            Лен мяли, трепали, чесали. Не меньше хлопот было и с шерстью. В результате всех этих подготовительных работ получалась кудель - пучок льняных или шерстяных волокон. Для того чтобы кудель превратилась в нить, ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их, - вот и получалась нитка. Готовую нитку наматывали на веретено - длинную палочку с острыми концами и утолщенной серединой.


            В настоящее время не возникают мысли о том, насколько значимо для человечества было в свое время изобретение ткани. А ведь без нее жизнь была бы некомфортной и немыслимой! Человек окружен различными тканями на протяжении всей жизни. Когда же они появились и из чего делают ткани в настоящее время? Поговорим об этом в статье.

            История возникновения тканей

            В исторических источниках можно найти сведения о том, какие первые виды тканей появились, и когда. Первым, созданным человеком тканым материалом, было льняное полотно. При раскопках, проводимых в Греции, Риме, Египте, археологи находят фрагменты льняных тканей, сохранившихся в иле, а также примитивные приспособления и инструменты, при помощи которых производилось "ткачество". Находки датируются VIII -III веками до нашей эры.

            Возделывание льна в Египте

            Подтверждено артефактами, полученными при раскопках, что льняное полотно изготавливалось в Древнем Египте. Тончайшая ткань из льна - виссон у египтян считалась символом власти. Ей пользовались для мумификации в царских захоронениях.

            Историки считают, что второй тканью, которая появилась, по одним источникам в Вавилоне, по другим - в Древней Греции, была шерсть. В III тысячелетии до нашей эры появился хлопок. Жители Китая являются создателями четвертой из натуральных тканей. Это шелк, о котором сложено много легенд. Первый искусственный материал - химические волокна, был создан в XIX веке.

            Разновидности тканей

            Индустрия ткачества динамично развивалась с древних веков. Сегодня потребитель может использовать самые разнообразные тканые материалы, которые подразделяются на:

            • Натуральные. К ним относятся лен, шерсть и хлопок. Сырьем для производства тканей в данном случае являются природные волокна растений и шерсть животных.
            • Искусственные. Этот вид материала создается из компонентов, являющихся органическими и неорганическими, и к ним относятся вискоза и ацетатный шелк. К этому виду можно отнести синтетические ткани, созданные из полимерных, полиэфирных волокон. Сырьем служит полиэстер и полиамид.
            • Смешанные. Это ткани, сочетающие в себе разные виды волокон, состоящие из натуральных и искусственных нитей.

            Разнообразие тканей в магазине

            Современный ассортимент тканей огромен. Его условно можно классифицировать по составу, способу переплетения волокон в ткани, назначению. К группе материалов из естественных волокон следует отнести шелковые, хлопчатобумажные, льняные и шерстяные.

            Ткани из шелка

            Ткани из шелка привлекательны, легкие и приятные на ощупь. Процесс изготовления шелковой ткани трудоемкий, имеет высокую себестоимость. Сырье для получения шелка - это коконы тутового шелкопряда. Эти коконы плетут гусеницы. После опускания кокона в кипяток, начинается разматывание его в тонкую нить, в последствие из чего делают шелковую ткань.

            Способ переплетения волокон в шелке различный и зависит от дальнейшего назначения тканей. Атласное или сатиновое переплетение в ткани имеет матовую изнанку и блестящую лицевую сторону. К недостатку относится сыпучесть материала при крое. Полотняным плетением обладают ткани имеющие названия: шифон, крепдешин, креп-жоржет. Ткань с асимметричным сдвигом нитей имеет спаржевое плетение. Этот материал используется для подкладочных материалов.

            Шелковое платье

            Классификация тканей из шелка по назначению имеет следующие подгруппы: подкладочная, сорочечная, костюмная, техническая.

            Ткани из шерсти

            Важным окультуренным человеком волокном являлась шерсть. IV век до нашей эры является самой ранней датой появления шерстяных тканей. В Древнем Вавилоне в каждом домохозяйстве пряли шерстяные ткани. В Индии они появились столетием позже в III веке до нашей эры.

            Из чего делают ткани шерстяной группы? Обычно, это шерсть различных животных. К ним относятся козы, овцы, верблюды, лани. Чистошерстяные ткани состоят на 100% из шерсти животных. Например, кашемир изготавливается из пуха кашемировых коз, которые проживают в Индии, Пакистане, Непале, Китае. Из шерсти обычных коз воссоздать кашемировое полотно невозможно, теряются его уникальные свойства.

            Пух кашемировых коз

            При изготовлении шерстяных тканей допускаются добавки других волокон в сырье, но не более 5%. Шерстяные материалы выпускают следующих видов:

            • Камвольные, тонкие ткани. Они имеют саржевое, креповое или полотняное переплетение. Включают платьевые (крепы), костюмные (трико, бостоны) и пальтовые (габардины) подгруппы.
            • Тонкосуконные, обычно выполненные из аппаратной тонкой пряжи. В подгруппу входят драпы и сукна.
            • Грубосуконные, изготовляемые из толстой аппаратной пряжи. Ее используют в пошиве спецодежды.

            Льняные ткани

            Не возникает вопрос, из чего делают ткань льняную. Лен выращивали во всех государствах древнего мира. Ценится он за его качества: высокую прочность, гигроскопичность и устойчивость к износу. Недостатком материала является то, что он мнется. Льняная ткань имеет разделение на бытовую и техническую. К первым относятся льняные бельевого, платьево-костюмного назначения с полотняным, комбинированным и жаккардовым переплетением нитей. К техническим материалам относятся: мешковина, холсты и упаковочные ткани.

            Фланель льняная

            В названиях тканей из льна можно встретить перекликающиеся названия с хлопковыми и шелковыми, как батист, тик, бязь.

            Хлопчатобумажные ткани

            Первое упоминание о хлопке датируется III тысячелетием до нашей эры. Хлопковые ткани производились в Индии. Первым материалы из хлопка завез Александр Македонский, возвращаясь из похода в Индию. После этого ткани распространились во всем Средиземноморье.

            Ассортимент этих тканей за многие века насчитывает более тысяч наименований. У хлопчатобумажных тканей есть свои плюсы и минусы. Ценится ткань как антиаллергенная, устойчивая к износу, гигроскопичная и имеющая относительно невысокую себестоимость. Усадка материала и сминаемость относятся к недостаткам. Для их устранения в процессе производства ткани сырье комбинируют с другими волокнами.

            Основным сырьем для хлопковой ткани являются коробочки хлопчатника с находящимися в них хлопковыми волокнами. Это и есть основа нитей. Их длина зависит от длины волокон. Плотность и толщина ткани будет зависеть от способа кручения нити. В промышленном производстве существует семнадцать групп хлопчатобумажных материалов. Это ситец, бязь, сатин, марля, тик, полотенечная ткань и другие.

            Хлопок из Японии

            Классификация тканей из хлопка по сезонному признаку подразделяется на:

            • Демисезонные, как шотландка, поплин, тафта, креп и другие.
            • Летние с полотняным или комбинированным переплетением. К ним относятся батист, вуаль, маркизет, миткаль и многие другие ткани.
            • Зимние, обычно имеющие структуру ворса или рубчика с повышенной плотностью. Это фланель, байка и бумазея.

            Поплин был изобретен более 5 столетий назад. Согласно существующей легенде, название имеет итальянские корни и обозначает папский материал. В XIV веке резиденция римского папы была перемещена в Прованс, город Авиньон. Он славился производством тканей, имел давние традиции. Изначально поплин использовался для изготовления одежды духовенства, но со временем, он стал применяться и остальными горожанами.

            Джинсовая ткань

            Скорее всего, не найдется человека, у которого в гардеробе нет изделия из джинсовой ткани. Из чего делают ее, такую прочную и в тоже время эластичную? В 1853 году были сшиты первые штаны предприимчивым торговцем из Европы - Levi Strauss. Он знал про прочную ткань саржу, которую генуэзские ткани изготавливали в Италии уже много веков, но на момент пошива штанов у него не было этой ткани, поэтому он сшил их из парусины. Вот так, два столетия и шились штаны из парусины, которая была заменена материалом из хлопка - денимом.

            А сделали это французские портные, которым нравилась саржа, но коричневый цвет был не очень привлекателен. Во французском городке Ним саржу впервые покрасили в синий цвет, а ткань получила название "из Нима" - деним.

            Изделия из денима

            Виды джинсовых тканей

            Из чего делают ткань деним сегодня? Следуя современным технологиям и сохраняя классические традиции, главное в производстве ткани - хлопковая нить. Ее получают из очищенной растительной массы. Полученные нити окрашивают. Первое время использовался натуральный краситель индиго. В настоящее время в промышленности используют искусственные красители. Сплетение окрашенных и неокрашенных нитей дает с изнаночной и лицевой стороны денима различные цвета. Это самая дорогостоящая и популярная ткань.

            Из не дорогостоящих одноцветных с обеих сторон тканей является крашеный хлопок под названием - джин. Летние сарафаны и рубашки шьются из тонкой джинсовой ткани шамбри. При добавлении к хлопчатой нити эластина получается стрейчевая джинсовая ткань, идущая в основном на изготовление недорогих женских джинсов.


            Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.


            Движения ткацкого станка

            Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:

            Первичные механизмы для изготовления тканого материала:

            • Зевообразование;
            • Прокидка челнока;
            • Прибой уточной нити к опушке ткани.
            • Подача основы;
            • Укрутка нити;
            • Выбор утка.
            • Останавливающий механизм;
            • Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
            • Уточный нитенаблюдатель;
            • Пополнение утка.

            Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.

            Что понадобится начинающему ткачу?

            Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.


            Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.

            Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.

            Первичные механизмы


            Процесс зевообразования

            Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)


            схема расположения уточных нитей в ткани

            Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.


            Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.


            Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?

            Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:


            • Кулачковым. Используется для изготовления тканей с простыми переплетениями. С его помощью удобно работать с небольшим раппортом.
            • Кареточным. Служит для создания сложных узоров. Количество ремизок (двух деревянных планок, скрепленных с толкателями ремизным приводом) в этом устройстве может доходить до 34 штук. Ремизки в каретках перемещаются с помощью особого подъемного механизма.
            • Жаккардовым. С помощью этого механизма можно получить самое большое количество переплетений и узоров. Каждая нить в таком устройстве поднимается вне зависимости от другой.

            Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:


            • зевообразовательный (зев бывает открытым, полуоткрытым и закрытым);
            • устройства, вводящие уток в зев;
            • прибой утка к опушке ткани (в такой момент формируется новый элемент полотна);
            • устройство, обеспечивающее продольное перемещение нити основы;
            • устройство для перемещения и отвода полотна;
            • отпускание полотна с машины;
            • бердо – элемент в форме гребня, через который проходит нить основы.


            У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.

            Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:


            1. Просверлить в 2 рейках отверстия в форме круглых проемов.
            2. В полученные выемки вставить круглые рейки, закрепив их клиньями. Также их можно зафиксировать любым другим способом. Главное при этом, чтобы они были неподвижны.
            3. В средней части квадратной рейки сделать пазы и установить в них гребенку.
            4. Для достижения максимальной устойчивости закрепить дно, желательно из фанеры.
            5. В передней части на круглой рейке вбить гвозди. Они нужны для натягивания нити. Расстояние между ними должно быть 0,5 см.
            6. Закрепить заднюю рейку, предназначенную для наматывания лишнего полотна.

            Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.

            Вторичные механизмы

            • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с необходимой скоростью и при подходящем регулярном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также популярной как ткацкий навой.
            • Хорошая подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
            • Негативная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или остальной машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
            • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с неизменной скоростью. Он обеспечивает сохранение необходимого интервала между захватами и потом наматывание его на тряпочный валик.
            • Положительная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что дает возможность определить расстояние между захватами.


            • Негативная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик крутится при помощи веса или пружины, этот ролик крутится собственно тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата находится под контролем величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
            • Подсобные механизмы. Для получения большой производительности и лучшего качества ткани прибавляются вспомогательные механизмы, именуемые вспомогательными. Подсобные механизмы полезные, однако не совсем нужны.

            Ткачество. Снование основы

            Как ткать ткань в домашних условиях?


            Начинающему ткачу рекомендуется начинать творить с небольших и простых в исполнении изделий. Для начала можно сделать салфетку. Как выглядят созданные таким образом вещи, можно посмотреть на фото выше. Рисунок на полотне получают, чередуя нитки разных цветов. Процесс работы на станке включает в себя следующие манипуляции:

            1. Распределить нити основы.
            2. Под первую нитку основы продеть пряжу и закрепить ее в разрезе. Нет строгих ограничений относительно того, с какой стороны начинать плетение. Это можно делать как слева, так и справа.
            3. Оставшуюся часть продеть змейкой через нити основы.
            4. Дойдя до окончания полотна повернуть нитку таким образом, чтобы нить на станке была обернута ею. Последующие ряды нужно плести так, чтобы нитка оказалась снизу в тех участках, в которых в предыдущем ряду она была сверху.
            5. По завершении работы подогнуть разрезы на картоне. Осторожно снять петли, разрезать их и связать узелки.

            Выборная техника

            Уже само название метода свидетельствует о похожести такого ткачества на браное. Для его создания также нужна специальная дощечка или пруток. Однако выборная техника отличается от браной тем, что здесь уток не прокидывается от кромки к кромке. Узор создается отдельными частями, отчего ткань становится многоцветной и рельефной. Тем не менее, изнаночная и лицевая сторона также выглядят как негатив друг друга.

            Переборное ручное ткачество

            Ажурное ткачество

            К концу XIX века наиболее популярным стало ажурное ткачество, благодаря которому создавался удивительно красивый орнамент. Особенно оно было распространено в районах Русского Севера. Ажурный узор с оригинальным переплетением и перевивкой представлял собой сквозные просветы с чередующимися рисунками. Такое ткачество в основном применялось при создании занавесок и скатертей.

            Ремизное ткачество

            Самой распространенной техникой при изготовлении ткани на горизонтальном ткацком станке является ремизная техника. Здесь цветные нити чередуются в определенном порядке, что позволяет создавать всевозможные узоры с простыми геометрическими линиями. Важно, что полученный орнамент мог быть самым разнообразным по своей цветовой гамме. Данная техника чаще всего использовалась для украшения полотенец, скатертей и нижних женских юбок.

            Наиболее простым видом ремизной техники мастера считают пестроткань или пестрядь. Это полосатые или клетчатые рисунки, в которых основными цветами были красные, синие и белые, с редким добавлением желтых и зеленых оттенков. Такие полотна шли на изготовление передников, рубах, сарафанов и покрывал.

            Следует отметить, что наиболее искусные мастерицы в своем творчестве объединяли сразу несколько техник ткачества. И это несмотря на всю примитивность устройств для ткачества.

            С уважением, Александр Гончаров

            Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 15075
            Количество использованных доноров: 3
            Информация по каждому донору:

            Читайте также: