Почему дети приходят в школу с оружием

Обновлено: 30.06.2024


Что может подтолкнуть подростка прийти в школу с оружием и можно ли его остановить?

На этой неделе старшеклассники трижды приходили в школу с оружием: в Перми, Москве и Улан-Удэ. В столичной школе охрана заметила подозрительные предметы и изъяла их, в регионах — нет. В Перми ранили девять детей и их учительницу, в Улан-Удэ, по последним данным, пострадали семь человек, включая напавшего подростка.

Что произошло в Перми и Улан-Удэ

Точную картину происшествия еще предстоит восстановить, но очевидцы говорят, что учительницу труда Наталью Шагулину ударили первой. Она осталась в сознании и попыталась загородить собой детей, а после – толкнула подростка, который держал дверь. Благодаря этому часть детей успели сбежать из класса и сообщить охране о нападении. Девять детей, которые остались в классе, ранили ножом. Больше всего пострадала учительница: ее ударили ножом 17 раз.

После нападения подростки попытались покончить жизнь самоубийством и ударили друг друга по горлу. У одного из них травма оказалась тяжелой, у второго – поверхностной. Выжили все, включая учительницу.


Класс школы №5, в котором совершено нападение, в военном поселке Сосновый Бор. Фото: Снимок с видео/Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Бурятия/ТАСС

В Улан-Удэ нападение произошло спустя несколько дней, утром 19 января. Пока известны только предварительные данные: девятиклассник с топором в руках напал на учеников седьмого класса школы №5 и ранил их учительницу, после чего поджег здание коктейлем Молотова, а сам попытался покончить жизнь самоубийством – нанес себе ранение и выпрыгнул из окна. По последним сведениям, пострадали семь человек – шесть детей, включая нападавшего, и учительница русского языка и литературы Ирина Раменская. Она, как и Шагулина, пыталась закрыть собой учеников.

Причины нападений так и не были установлены. Судя всему, атака в Перми была спланирована: подростки как минимум обсуждали между собой, что наденут черное и возьмут оружие, выбирали, на кого напасть и как можно это более безопасно для себя сделать. По словам врача-психиатра Сергея Ветошкина, происшествие можно рассматривать как расширенный суицид, при котором человек, прежде чем закончит жизнь самоубийством, убивает близлежащих людей.

Один из нападавших подростков стоял на учете в психдиспансере, но с каким диагнозом и стоит ли он на учете сейчас — неизвестно. Также нет информации, как обстоят дела с психикой у второго подростка, поэтому сложно сказать, кому первому пришла в голову идея напасть на школу. Обоим подросткам назначили психолого-психиатрическую экспертизу, которая должна ответить на эти вопросы.

О событиях в Улан-Удэ известно еще меньше: по неофициальным данным, подросток искал помощников и полиция задержала двоих его друзей. Власти Бурятии заявляют, что он действовал один.

История повторяется

За последние несколько лет произошло несколько подобных трагедий. В 2014 году ученик десятого класса, вооруженный карабином и винтовкой, застрелил учителя географии, взял в заложники одноклассников и открыл огонь по полицейским. В 2015 году в Санкт-Петербург 13-летний школьник ударил ножом учителей, которые пытались с ним поговорить после конфликта с одноклассником. В сентябре 2017 года в подмосковной Ивантеевке девятиклассник, вооруженный кухонным топориком и травматическим пистолетом, ударил учительницу по голове и открыл стрельбу в классе.


Сотрудник полиции у здания школы №1 в Ивантеевке Фото: Максим Шеметов/Reuters

Согласно статистике Генпрокуратуры, в последние годы подростковая преступность, наоборот, падает – с 85,4 тысяч в 2009 году до 37,7 тысяч к 2017 году. Что касается особо тяжких преступлений, совершенных подростками, таких как грабеж, изнасилование и убийство, то их число за этот промежуток так же сокращается, хотя намного медленнее: с 3,1 тысяч до 1,5 тысяч случаев за девять лет.

После каждого нападения общество задается вопросом, что может заставить подростка взять в руки оружие и применить его. И самое главное, можно ли было избежать этого?

Окружение и мода

Агрессия в обществе

Воспитание в семье

Психиатр Дмитрий Головков отмечает, что в российских семьях очень силен авторитарный, подавляющий стиль воспитания детей. При этом стиле воспитания родители навязывают ребенку те представления, которые сами считают правильными, игнорируют его интересы, критикуют, наказывают и подвергают унижению в различных формах. Дети, которые воспитаны в таком стиле, становясь подростками, могут мстить обществу за унижения, которых их подвергла семья.

Как добавляет Сергей Ветошкин, к насилию склонны дети, которые растут в неполных или неблагополучных семьях, или же, наоборот, находились под гиперопекой родителей. Их агрессия может обернуться как на самих себя в виде самоповреждений и суицида, так и на других людей.

Школа и учителя

Ядро личности формируется до пяти-семи лет, и в основном, под воздействием воспитания – семьи, педагогов в детском саду. В школу ребенок приходит уже сформировавшимся и уже видно, кто есть кто, объясняет психиатр Дмитрий Головков. Поэтому на учителе лежит задача – вовремя отследить негативные или опасные особенности поведения ученика.

Учитель должен сообщить об этом родителям и в случае необходимости посоветовать обратиться к специалисту. Заметить склонность к агрессию и насилию может и грамотный школьный психолог, для таких случае есть система тестов. Часто ребенок может доверить школьному психологу то, о чем не стал бы рассказывать родителям. Но если психолог понимает, что не справляется с ситуацией, то он должен посоветовать родителям отвести ребенка к психотерапевту или психиатру в подростковый диспансер по месту жительства.

Сенатор Совета Федераций Екатерина Лахова настаивает на проверке школьных психологов, чтобы выяснить, почему их усилия не могут решить сложные ситуации и конфликты в среде учеников. Но вопрос может быть не в качестве их работы, а в нехватке специалистов: как заявил сегодня глава Бурятии, в школах региона их просто недостаточно.

В Перми подростки беспрепятственно проникли в школу с оружием, а в Улан-Удэ – в самой школе школьник устроил тайник, где оставил коктейль Молотова.

Очевидно, что та ситуация, которая сейчас сложилась в России с системой профилактики подобных нападений, не способна защитить ни самих детей, ни их семьи, ни школы. При этом, как подчеркивает психиатр Сергей Ветошкин, подростка, который находится в таком агрессивном состоянии, можно остановить на любом этапе – даже если он уже принес в школу оружие.


В классе школы №5, в котором совершено нападение, в военном поселке Сосновый Бор. Фото: Снимок с видео/Следственное управление Следственного комитета РФ по Республике Бурятия/ТАСС

Поскольку нельзя назвать общую причину нападений, недостаточно и точечных мер — массовых проверок, блокировки соцсетей, увольнения вахтеров или проведения внеплановых занятий. Должна быть целая система профилактических мер на всех уровнях — начиная от работы с родственниками, которые должны разделять интересы ребенка и защищать его.

Постоянный мониторинг

Бывает, что человек казался всем спокойным и сдержанным, поэтому вспышка агрессии с его стороны – полная неожиданность. Но если он систематически вел себя агрессивно, то нарушенное состояние можно было выявить на ранней стадии.

Обязательно – на этом настаивают оба эксперта – должна быть система мониторинга агрессивных состояний. Подросток или даже ребенок с такими проблемами в поведении должен получить помощь школьного психолога, психотерапевта или психиатра в диспансере. Но эта помощь не должна закончиться за пределами приема или даже стационара: посещать специалиста нужно регулярно.

Психиатр департамента здравоохранения Москвы Георгий Костюк предложил ввести в школах действенную психологическую службу, а в рамках школьной программы проводить тренинги для школьников, которые снижали бы агрессивность и учили их уходить от конфликтной ситуации.

Неорганизованные дети — одна их причин возникшей сейчас повышенной агрессии в отношении друг друга и окружающих, уверен психиатр Сергей Ветошкин:

Психиатрическая служба

В системе здравоохранения идет процесс реструктуризации: психиатрические больницы расформировывают и закрывают, число коек в психоневрологических стационарах сокращается, а врачей-профессионалов переводят на другие работы, жалуются эксперты.

Случившиеся нападения вскрывают все дефекты устройства системы образования и здравоохранения, резюмировал психиатр.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Операции для тяжелобольных бездомных животных

Кислородное оборудование для недоношенных детей

Службы помощи людям с БАС

Хоспис для молодых взрослых

Спортивная площадка для бездомных с инвалидностью

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

Профилактика ВИЧ в Санкт-Петербурге



Класс школы №5, в котором совершено нападение, в военном поселке Сосновый Бор.



Сотрудник полиции у здания школы №1 в Ивантеевке


Охранник на пункте видеонаблюдения в здании школы


В классе школы №5, в котором совершено нападение, в военном поселке Сосновый Бор.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Таисия Викулова

Есения, родные видели, что он агрессивен и что крыша поехала но просто проигнорировали ситуацию + его травили в школе это тоже могло оставить отпечаток и вероятно тогда родители не защитили своего ребёнка. Насилие порождает насилие. Ненависть поражает ненависть. P.S я его не оправдываю он моральный урод, но сам факт того что такое не берётся из неоткуда и дело тут не только в опухоли

Максим Сафоронов

Deidara, нет у него опухоли, это желтая пресса, в которой речь идет об атрофии гм, это не опухоль. И плюс стрелок сказал, что у него нет никаких серьезных заболеваний.
Пожалуйста, не надо говорить, что из-за опухоли люди идут убивать, это немножко обобщенно и грубо)

Настя Гравшенкова


Настя Гравшенкова

Господи. Казалось бы как давно он это сказал, но это актуально и сейчас. Я не только о трагедии в Казани, но и в целом о подобным ситуациях и не только.

Emily Buzolic-Morgan

А в случае Казани-у этой падали опухоль.
Жаль что она сейчас не может ему помочь тихонечко сдохнуть.


Плохая новость — многие дети еще стоят на грани насилия. Кроме предотвращенных нападений, освещенных в СМИ, многие не доходят до общественности. Поэтому нужно делать все от нас зависящее, чтобы поддерживать безопасность в школах.

Чему нас могут научить произошедшие и предотвращенные атаки? Пересматривая эти события, мы видим ряд выделяющихся моментов, которые могут сориентировать нас в будущем.

Урок 1: Границы частной жизни

Сильно достается родителям школьных стрелков. Их винят в том, что они воспитали злых детей. Винят, что они не разглядели тревожные признаки. Винят за сотворение чудовищ-убийц. Это ошибка. Ни один родитель не подстрекал своего ребенка совершать убийства и не помогал планировать нападения. Задним числом легко критиковать за то, что они сделали или не сделали. Однако это непродуктивно. Куда полезнее учиться на прошлых трагедиях в надежде предотвратить трагедии будущие.

Какова роль родителей в предотвращении школьных нападений? Чтобы снизить риск не только нападений, но и опасного поведения в целом, родители могут сделать следующее. Возможно, самая важная задача — знать своего ребенка. Конечно, это легче сказать, чем сделать, особенно с тинейджерами. Подростки умеют вести свою отдельную жизнь, которую их родители никогда не увидят. Тем не менее важно сохранять поддерживающие и заботливые отношения. Открытое общение позволит вам быстро реагировать при возникновении проблем. Знать друзей своего ребенка, куда он ходит, чем занимается, какие сайты смотрит, что постит на своих страницах и так далее — это может предотвратить массу неприятностей.

А как же частная жизнь? Часто родители хотят давать подросткам больше свободы по мере взросления.

Потребность в наблюдении за детьми зависит от их поведения

У большинства не нужно осматривать комнату на регулярной основе. Но если вы застали сына с самодельной бомбой, то регулярные осмотры обязательны. Если знаете, что ваша дочь злится на мир и одержима оружием, что она посещает сайты на тему оружия и поглощена мыслями о смерти и насилии, стоит присматривать за ней и обратиться за профессиональной помощью.

Кип Кинкл тоже делал устный доклад о сборке бомбы. Он сам их собирал и взрывал. Умолял и выпрашивал у родителей больше оружия. Пушки, пушки, пушки. Больше ему ничего было не надо. Родители понимали, что дела неладны, но отец продолжал покупать Кипу оружие в надежде, что сможет проследить за сыном и, возможно, укрепить их отношения. Задним числом легко разглядеть тревожные звоночки. Если сегодня школьники или студенты кажутся увлеченными оружием, открыто говорят о сборке бомб и отчаянно мечтают о пушках, это еще не значит, что они потенциальные убийцы, но критически важно не давать доступ к огнестрелу и изучить ситуацию.

И Кип, и Эрик мастерили и хранили дома большое количество бомб

Еще в их комнате и по дому было спрятано много оружия. Когда дети увлекаются такой темой, родителям нужно следить за их поведением и личным пространством, чтобы знать, что происходит. В случае Шализы из последней главы родители озаботились и отправили ее в больницу. Обыскали ее комнату и нашли нож и пистолет.

Не всем родителям нужно обыскивать свой дом, но когда есть повод для беспокойства, это обязательно. А если есть повод думать, что дома могут храниться бомбы, лучше известить правоохранительные органы и дать провести обыск им. Во-первых, они умеют распознавать бомбы, а, во-вторых, взрывчатка может представлять угрозу. После школьной бойни Кипа полиция обыскивала его дом. Они обнаружили не только тела родителей, но и столько сложных бомб, что пришлось эвакуировать район, прежде чем их выносить.

Родители должны быть настороже из-за признаков потенциального насилия. Если они прочитают рассказ или дневник своего ребенка и обеспокоятся содержимым, они должны знать, как поступить. В зависимости от повода для беспокойства нужно сообщить в школу, специалисту по психическим заболеваниям или полиции. О непосредственных угрозах насилия следует сообщать в правоохранительные органы. Гнев и депрессия в отсутствие явной угрозы должны привести к приему у специалиста. Другие угрозы могут потребовать известить школьную администрацию. Если ваш ребенок говорит, что его знакомый планирует нападение, немедленно передайте об этом в школу и в правоохранительные органы.

Урок No 2: Не врите, чтобы защитить ребенка

За день до бойни Кипа задержали за то, что он пришел в школу с оружием, и забрали в полицейский участок. Когда за ним приехал мистер Кинкл, он обещал офицеру, что дома сын будет в безопасности. Заверил, что больше дома оружия нет. Это была неправда, и мистер Кинкл об этом знал. Он сам покупал сыну оружие — очевидно, он знал, что оно есть. Видимо, мотивацией мистера Кинкла было минимизировать скандал. Хоть у Кипа и нашли в шкафчике заряженный пистолет, отец больше беспокоился об оценках Кипа и о том, чтобы он закончил учебный год. Он не осознал тяжесть ситуации, а если и осознал, то первым делом задумался об учебе Кипа, а не о безопасности окружающих. Умалчивание об оружии стоило жизни мистеру и миссис Кинкл и двум школьникам.

Задолго до убийств миссис Кинкл тоже лгала с опасными последствиями. Она достаточно беспокоилась о Кипе, чтобы отвести его к психологу. Однако когда психолог спросил, есть ли у них семейная история психических болезней, она сказала, что нет.

Серьезных болезней хватало с обеих сторон семьи; были буйные родственники, многих из них помещали в больницы

Психологи спрашивают о семейной истории, потому что у многих психологических проблем генетическое происхождение. Возможно, знай психолог об опасном психологическом фоне семьи, он бы действовал иначе. Возможно, он бы внимательней отнесся к Кипу или посоветовал родителям пристально наблюдать за поведением мальчика. От лжи профессионалам, когда ребенок в кризисе, бывает только хуже.

Урок No 3: Действуйте в установленном порядке, о ком бы ни шла речь

В истории Кинкла есть еще один момент. Его родители были учителями, отец много лет преподавал в школе Кипа. Тот факт, что в школе знали семью мальчика, изменил ход событий. Никто не следовал необходимым процедурам, к Кипу относились не так, как положено относиться к ученикам, когда они приносят в школу заряженное оружие.

Урок No 4: Обратите внимание, если в школе беспокоятся о вашем ребенке

Родителям не всегда просто выслушивать отрицательные отзывы о своем ребенке. Их можно понять. И все же если из школы звонят и сообщают, что его поведение может представлять угрозу, родителям следует отнестись к этому серьезно. Тревога может быть ложной, а может оказаться и вопросом жизни и смерти.

Родители на этом все и оставили, потому что повода для волнений у них не было. Откуда им было знать, что Дилан планирует воплотить рассказ в жизнь?

Та же ситуация повторилась, когда Кип Кинкл выступил на уроке с докладом о сборке бомб. Об этом узнал школьный психолог и просил миссис Кинкл найти для сына профессиональную помощь. Миссис Кинкл обиделась и потребовала назначить Кипу другого психолога. Урок здесь в том, что родители должны доверять школе.

Учителя читают тысячи сочинений, ни о чем не извещая родителей

Если учитель все-таки связался из-за того, что написал их ребенок, для этого может быть уважительный повод. Это еще не значит, что в отсутствие существенной угрозы ребенка надо отчислить или арестовать, но какие-то последствия наступить должны. Если родители не знают, как поступать в такой ситуации, можно обратиться за помощью к школе или отвести ребенка на психологическое обследование.

Учителей здесь касается то, что им стоит прислушиваться к собственной реакции. Они работают с сотнями учеников и читают тысячи работ. Если конкретная работа выглядит настораживающей или угрожающей, это может быть неспроста. Учительница Дилана Клиболда правильно озаботилась рассказом о бойне среди школьников. К сожалению, ее никто не послушал.

11 мая 2021 года в казанской гимназии № 175 19-летний Ильназ Галявиев открыл стрельбу, в результате которой погибли восемь человек, пострадали — 32. Что же становится причиной таких трагедий и существуют ли способы их предотвратить? Криминалисты и психологи спорят об этом уже не первый год, и вот к каким выводам они пришли.

Смертельные мечты: почему школьные стрелки берутся за оружие

Самое массовое школьное убийство произошло 16 апреля 2007 года в США. 23-летний студент колледжа Чо Сын Хи убил 32 человека и ранил еще 25 в Виргинском политехническом институте в Блэксберге. В декабре 2012 года 20-летний Адам Питер Лэнза застрелил свою мать, после чего приехал в школу, где убил 20 детей шести- и семилетнего возраста и шестерых взрослых. И Чо, и Лэнза покончили с собой.

Хватает аналогичных преступлений и в России. В феврале 2014 года десятиклассник Сергей Гордеев, вооруженный карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и захватил в заложники одноклассников. Школьник также тяжело ранил прибывшего на место патрульного и убил сотрудника вневедомственной охраны. После переговоров подросток отпустил заложников и был задержан.

В сентябре 2017 года ученик девятого класса ивантеевской школы №1 Михаил П. принес в класс самодельные взрывпакеты, топор и пневматическое оружие. Он ранил учительницу, а пиротехнику взорвал. Трое детей, испугавшись, выпрыгнули из окна и получили серьезные травмы.

11 мая 2021 года 19-летний Ильназ Галявиев пришел в казанскую гимназию №175 и убил девять человек: семь восьмиклассников, охранника и уборщицу.

Вероятность погибнуть в школе в одном из подобных инцидентов крайне мала, отмечает профессор криминологии и социальных наук Университета полиции федеральной земли Бранденбург Франк Дж. Робертц. Однако сам факт гибели детей в месте, которое должно быть для них безопасным, привлекает внимание исследователей. Изучение школьных стрелков и их мотивов является крайне важным: это поможет педагогам, родителям и психологам распознать признаки неблагополучия подростков до того, как проблема обострится и выльется в трагедию.

Робертц на протяжении многих лет является соучредителем Института по предотвращению насилия и прикладной криминологии в Берлине. По словам профессора, работа с агрессивными подростками помогла ему и коллегам понять мотивы юных стрелков и определить признаки, обращая внимание на которые можно предотвратить убийства в школах.

Начало: зарождение фантазий о насилии


Фантазии и мечты — неотъемлемая часть нашей жизни. Они особенно важны для детей, так как являются залогом их здорового психологического развития, стимулируют творческие способности, помогают ставить цели и добиваться их. Совершенно нормально, если подросток во время скучного урока предается грезам о встрече с подружкой или представляет себя новым Биллом Гейтсом.

Но то, что очищает здоровый разум, может привести в замешательство неуравновешенную психику, считает Робертц. Признаками психических проблем, говорит он, являются чрезмерная погруженность в себя и отсутствие социальных привязанностей. Например, сверстники Чо описывали его как тихоню и человека, который не замечал, что с ним здороваются. Аналогичную характеристику учителя дали Галявиеву: его назвали спокойным и нелюдимым.

С ним согласен клинический психолог Эл Карлайл, давно изучающий серийных убийц и молодых жестоких преступников и работавший в том числе с Тедом Банди. Он говорит, что наиболее восприимчивыми к жестоким фантазиям становятся подростки, которые видели насилие или пережили его. Такой опыт, считает Карлайл, укрепляет их веру в то, что насилие — единственный способ добиться признания. Потому внимание СМИ к школьным стрелкам привлекает потенциальных подражателей: огласка в их сознании тождественна уважению.

Развитие: появление сценария


Однажды вдохновившись идеей насилия, тревожный подросток всё глубже погружается в мир жестоких фантазий. Интервью ФБР с пойманными серийными убийцами показывают, что такие мысли из безобидного способа скоротать час-другой со временем перерастают в навязчивую идею, начинают доминировать в сознании школьника и требовать действий. Воображаемые картины обрастают деталями, которые дети нередко черпают из фильмов, игр и с веб-сайтов, пропагандирующих насилие.

Чем большее значение приобретают фантазии, тем равнодушнее становится подросток к реальным отношениям. Затем серьезное разочарование, например разрыв с последними друзьями, приводит к тому, что мысли о предстоящем преступлении занимают всё сознание юноши.

Искаженные мысли: справедливость и божественная кара



В некоторых случаях подросток может предупредить о своих планах СМИ. Чо устроил две стрельбы, которые разделяли два с половиной часа. Во время перерыва убийца отправил по почте пакет с видеозаписями и фотографиями в редакцию NBC News. Кастильо послал в местную газету видео, в котором намекнул, что планирует массовое убийство в своей бывшей школе.

На что обращать внимание: доступ к оружию и фан-клубы стрелков


Робертц считает тревожными сигналами коллекционирование фильмов и плакатов со стрелками и регулярное посещение сайтов их фанатов. Если школьник к тому же является социальным одиночкой, говорит Робертц, то, скорее всего, он остро нуждается в профессиональной помощи. Еще одним важным знаком может быть депрессия: например, ее в 2005 году диагностировали у Чо.

Еще один существенный момент по мнению Робертца — это возможность достать оружие. Роберт Штайнхойзер, 19-летний студент, убивший 16 человек в школе Эрфурт (Германия) в 2002 году, был стрелком в оружейном клубе и имел доступ к достаточному количеству боеприпасов, чтобы уничтожить сотни людей.

Как предотвратить: роль родителей и учителей


Другим щитом от деструктивных фантазий Робертц считает прочные отношения со сверстниками, учителями, родителями и другими взрослыми. Он отмечает, что криминологи уже несколько десятилетий знают, что связи с социально приемлемыми людьми — лучший способ предотвращения насилия. Если подросток ценит и любит близких, то он понимает, что на карту поставлено слишком многое и не стоит воплощать жестокие мечты.

По мнению Робертца, все дети, а не только те, которые относятся к группам риска, должны получать в школе больше знаний о социальных взаимодействиях. Например, их следует учить эмпатии и мирным способам разрешения конфликтов. Кроме того, роль учителя не должна ограничиваться передачей информации: педагоги должны устанавливать дружеские отношения с учениками, быть для них доверенными лицами и ролевыми моделями. Одновременно учителям следует культивировать у детей критическое отношение к источникам информации, прославляющим насилие.

Читайте также: