Стоит ли идти работать в школу учителем изо
Обновлено: 02.07.2024
я всегда хотела там учиться, но как быть потом?
быть учителем изо?
да и мама не особо рада моему выбору..
Да выучи один иностранный язык, в Испании или Австрии обучение стоит 900- 3600 евро в год с учебниками и всеми материалами, да и подработать там можно по студенческой визе, по-любому если все плохо будет и там не зацепишься, то можно в России легко переводчиком устроиться .
Есть еще Британская школа дизайна в Москве, параллельно диплом переводчика и/или специалиста в области искусствоведения .
Сначала подъищи себе работу, чтоб точно знать куда ты после этого подашся и кто тебе поможет, потом уже под работу подбери образование.
Быть учителем изо безпреспективно на ближайшие 30 лет в плане денег. Платят им мизерные деньги, семью не прокормишь. А если думаешь о оч богатом муже, то тогда лучше дома сидеть и рисовать в воё удовольствие. Думаю, что если оставаться в России - трудно пробиться на стоющую работусвязанную с изо.
Я вот занимаюсь изо уже 9 лет. В какой-то момент думал, что свяжу с рисованием свою жизнь, потом передумал.
Кстати недавно узнал, что программа в школе искусств и "универе по рисованию" примерно одинаковая.)
закончила худграф в 2007 году, учителем не работала ни дня, работаю в археологической конторе, делаю альбомы иллюстраций для отчетов, т. е. художественные навыки пригодились, но это еще как с преподами повезет, я еще застала педагогов старой школы, а вообще система худграфов сильно деградировала, часы обучения сильно посокращали, упор делается на коммерческие специальности, на нашем факультете были платные отделения живописи и дизайна
Я как-то писала об уроках профориентации в школе дочери. И упомянула о том, что, оказывается, их учительница ИЗО – очень интересный человек. ( И об этом уроке, и об учительнице можно почитать по ссылкам ниже. )
Так вот, я обещала рассказать о том, какими путями люди приходят к своему призванию. Да, не побоюсь этого слова. В данном случае это действительно призвание.
Вообще изначально она окончила вуз по специальности промышленное и гражданское строительство. Начала работать. И все получалось, но вот чувствовала: не ее. Каким-то образом она попала в школу, стала преподавать черчение и ИЗО. Насколько я знаю, какие-то курсы переподготовки прошла, конечно.
И вот, знаете, прямо пазл сошелся: и она для школы, и школа для нее. Как рассказали детям, она потом взяла первый класс. И работала с ними всю начальную школу по вальдорфской системе. Причем весьма удачно (а не как в случае с моей ученицей ). Потом она так и осталась у них классным руководителем до 11 класса. Потому что вела сначала ИЗО, потом черчение. Все ученики стали достаточно успешными людьми, до сих пор ее не забывают, приходят и к ней, и в школу.
Она и сама человек очень творческий, картины пишет ( многие в школе висят ). Дети у нее тоже прекрасные ( в смысле, родные дети ). Классу моей дочери рассказали такую историю. В нашем областном центре реставрировали театр. Нужно было какое-то украшение восстановить, но не просто восстановить, а что-то там очень сложное рассчитать, чтобы оно не разрушилось и не свалилось. Никто не взялся. Дети эти взялись. И все прекрасно сделали. Так их потом в Москву приглашали какой-то театр реставрировать. Не берусь утверждать, но чуть ли не Большой.
Так вот, теперь эта учительница вышла на пенсию. Но в школе осталась, чуть-чуть уроков взяла. Потому что не может она без школы и все тут. И сейчас она в основном занимается начальными классами. Если учитель заболел – ее на замену ставят, еще что-то – опять ее на замену. Начальная школа ее просто обожает. Они все время с ней на переменах, что-то ей рассказывают. К ней в кабинет всегда можно прийти поговорить и чаю попить. То есть, получается, она еще выполняет работу штатного психолога.
Как дочь говорит:
А потом дочь подумала и продолжила:
Как видите, есть в школе прекрасные учителя, есть. Только их мало, и они уходят на пенсию. На профориентации речь шла о том, чтобы ее пригласить. Детям интересно было послушать, как так получилась: приобретал человек одну профессию, а нашел себя в другой. Когда этой учительнице дали тест на профориентацию, у нее на первых местах были учитель и психолог, а архитектор вообще где-то в конце.
Но. Опять но. Что-то там поменялось, и теперь уроки профориентации будет весть новенькая учительница математики.
Честно говоря, лучше бы учительница ИЗО вела. Но это от нас не зависит, к сожалению.
Вы согласны?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
– В нашей школе существует три отделения: отделение изобразительного искусства, музыкальное и хореографическое отделение. У нас учатся дети от пяти до восемнадцати лет.
Школа небольшая: например, на нашем отделении учатся всего 150 человек. Но мне она нравится, в том числе, и своей камерностью. У нас очень уютно, мы знаем всех учеников в лицо, между школьниками и педагогами царит полное взаимопонимание.
– Как устроено обучение в отделении изобразительного искусства?
– Обучение проходит по двум программам — общеразвивающей и предпрофессиональной. В младших классах дети учатся лепить из пластилина, осваивают графическое и декоративно-прикладное искусство, аппликацию. В старших классах изучают классическую живопись, классический рисунок, историю искусств, композицию.
Общеразвивающая программа длится три года, после чего обучение можно продлить по желанию ребенка. Предпрофессиональная программа рассчитана на восемь лет. В конце каждого учебного года ребята сдают переводной экзамен. Эту программу выбирают дети, которые уже точно определились со своей профессией и планируют и дальше идти по пути художника.
В выпускном классе учащиеся обеих программ защищают дипломы.
– Кто решает, в каком возрасте какие дисциплины следует преподавать?
– Программы основаны на федеральных государственных требованиях. По ним работают все художественные школы и школы искусств, незначительно корректируя их под себя.
– Куда потом обычно идут выпускники вашей предпрофессиональной программы?
– Потом эти ребята могут пойти учиться в художественное училище или институт, стать фотографом, дизайнером, ландшафтным дизайнером, заняться компьютерной графикой или преподаванием.
– Какие предметы вы преподаете?
– Я работаю преподавателем живописи, композиции, рисунка, истории искусств и всего того, чему учат детей в художественных школах. У нас у каждого педагога есть свой класс, который он ведет до выпуска и преподает им все предметы, не считая академического рисунка и истории искусств.
– Получается, преподаватель должен владеть всеми видами искусства, или же он может выбирать то, что ему ближе?
– История искусства — это отдельная искусствоведческая профессия, и мы долго искали преподавателя по ней. В остальном, конечно, у нас есть педагоги, которые лучше владеют академическим рисунком, и есть те, кто больше любит живопись и композицию. Мы стараемся это учитывать. Однако все наши педагоги имеют высшее образование и могут преподавать все дисциплины.
– Должен ли преподаватель рисования сам быть художником?
– Мне кажется, это желательно. Несмотря на то, что преподавание отнимает много сил и времени, я стараюсь активно работать и выставляться. Моя керамика была представлена в Центральном доме художника, в Манеже, в художественных галереях разных городов.
Однако обязательным это не является. Все-таки преподавание и само по себе яркое и творческое занятие.
– Что входит в ваши обязанности как заведующей отделением?
– Я планирую работу нашего отделения на год вперед. Решаю, в каких выставках мы будем участвовать, даю их перечень педагогам, рассказываю, какие там нужно будет представить темы, и стараюсь связать их с нашим планом программ. Я составляю расписание, слежу за выполнением программы, наблюдаю за успеваемостью детей и разрешаю вопросы с родителями.
– Почему вы решили стать преподавателем изобразительного искусства?
– Я выросла в семье художников. Мои родители — художники-монументалисты, тетки работали росписчицами на Кузнецовском фарфоровом заводе, их дед расписывал храмы. С детства я обожала лепить, а еще постоянно играла со смальтой — разноцветными стеклышками, из которых делают мозаику.
Когда я подросла, меня стали отправлять в пионерский лагерь от Союза художников. Там было много кружков, связанных с искусством, в том числе кружок керамики. В нем я дневала и ночевала, и к окончанию школы моя мечта стать художником-керамистом окрепла.
Но при этом я с детства хотела стать воспитателем в детском саду. А преподавание позволило воплотить в жизнь обе мечты: я и художник, и работаю с детьми.
– Какое образование лучше получить, чтобы работать учителем рисования?
– Есть два варианта. Можно сразу пойти в педагогический вуз, или же получить художественное образование, а затем дополнительно пройти курсы повышения квалификации.
Однако педагог может совершенствоваться всю жизнь. Несмотря на то, что я успела окончить и художественную школу, и МГХПА им. С.Г. Строганова, я постоянно учусь: у детей, у своих коллег, хожу на курсы повышения квалификации. Кстати, на курсах я не раз слышала от учителей рисования, получивших именно педагогическое образование, что они считают людей с художественным образованием более сильными и подготовленными преподавателями.
– На какие предметы стоит делать упор старшекласснику, который хочет стать учителем рисования?
– На рисование. Естественно, нужно самому уметь рисовать, иначе этот человек ничему не сможет научить других. При этом не столь важна творческая деятельность, но у педагога непременно должна быть крепкая художественная база.
– Какие личностные качества должны быть у преподавателя изобразительных искусств?
– Ему нужно быть психологически устойчивым и уверенным в себе человеком. Когда работаешь с детьми, нужна большая выдержка. Нужно любить их и понимать, что если ребенок что-то делает не так, то это не потому, что он вредничает, а потому, что у него действительно не получается. Такого ученика нужно поддерживать, его нужно вдохновлять, чтобы он получал удовлетворение от учебы и в итоге расправил крылья.
– Сколько может зарабатывать преподаватель изобразительных искусств?
– Со всеми надбавками выходит порядка 40 тысяч рублей в месяц. Но для этого нужно активно работать, проводить много выставок, в которых будут побеждать ученики, разрабатывать новые программы. За это у нас дают стимулирующие баллы, за которые потом доплачивают.
– Какой карьерный путь может быть у учителя рисования?
– Учитель периодически должен повышать свою квалификацию: сдать экзамен на первую, а затем и на высшую категорию. После этого он должен подтверждать свою квалификацию каждые пять лет.
– Может ли учитель рисования работать где-то помимо школы?
– Он может преподавать в различных домах культуры, вести кружки в досуговых центрах.
– С какими трудностями может столкнуться преподаватель рисования?
– Для меня основная трудность — это заполнение журналов, составление отчетов и т.д. Я не очень люблю документооборот, и с гораздо большим удовольствием провела бы дополнительный урок.
– Чем может заняться учитель рисования, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Если он устал от работы с детьми, он может попробовать преподавать рисование взрослым. Или же уйти на фриланс как художник, находить себе заказы и выполнять их.
– Существуют ли мероприятия, где школьник может узнать больше о работе преподавателей рисования?
– В России есть Союз педагогов-художников. У них на сайте можно почитать об их выставках, мероприятиях, планах. Кроме того, в Центре непрерывного образования проходит много разных семинаров, которые могут быть интересны молодым преподавателям. Кстати, организатор центра Борис Михайлович Неменский пишет прекрасные книги для тех, кто хочет стать хорошим учителем.
– Я работаю преподавателеми по совместительству завучем в ДХШ №1. Работаю я по этой профессии с 2000-го года. Получается, всего уже 17 лет. Первые два года – в школе, где училась, а 15 – уже здесь. В этом году, 1 сентября, будет юбилей.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
– Как-то так получилось, что всегда мечтала стать учителем. После художественного училища поняла, что я совсем не хочу быть архитекторомили дизайнером, не хочу быть иллюстратором книг, потому что я не готова целыми днями сидеть в одиночестве и рисовать, а общение с детьми всегда получалось.
– Кем мечтали стать в детстве? Если мечта не сбылась, жалеете об этом?
– Как я уже сказала, с детства мечтала стать учителем. Когда пошла в художественную школу, мечтала стать учителем в художественной школе, а после ее окончания поняла, что не хочу учиться нигде, кроме художественного училища, т.к. очень любила рисовать. Мечта сбылась, и, конечно, я об этом не жалею.
– Что вам нравится в Вашей профессии больше всего?
– Наверное, общение с детьми, потому что каждая новая группа всегда отличается от предыдущей. Молодежь с годами меняется и подпитывает тебя. Это как у артистов: ты отдаешь детям, они – тебе. Всегда приятно понимать, что можешь кого-то научить и вовлечь в деятельность, которая нравится тебе. К тому же, эта школа особенная и сюда приходят особенные дети.
– С какими трудностями сталкиваетесь в работе?
– Современные дети очень любят смотреть в телефоны и не видят ничего вокруг. Они едут из школы, уткнувшись в телефоны, приезжают сюда и постоянно смотрят в телефон. Т.е. современные дети слишком зависимы отгаджетов. Самое сложное – научить ребенка, который не хочет этого. Ты можешь стараться, но, если он не захочет рисовать, это бесполезно.
– Учились ли вы специально, чтобы работать в этой области? Какое образование нужно получить?
– В этой области невозможно работать без специального образования, например, без художественного училища. Можно пойти в пединститут на специальность преподавателя изобразительного искусства. Но не уверена, что этого и для общеобразовательной школы хватит, т.к. преподаватель должен быть носителем идеи, которую хочет донести до учеников.
– Нужно ли Вам периодически повышать квалификацию?
– Повышать квалификацию– это практически невозможно, если не будешь работать самостоятельно. Единственный вариант, это когда вокруг тебя работают другие художники и ты учишься у них.
– Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать по этой профессии?
– Очень много терпения, душевного равновесия, так сказать, много любви к детям, желания человека кого-то научить и любви к изобразительному искусству, потому что, если ты сам не вовлечен в эту деятельность, тут невозможно чему-то научить.
– Есть ли в Вашей работе место творчеству? Когда и как можно проявить творческие способности?
– Я бы сказала, что тут сплошное творчество. Есть, конечно, определенная программа задач, чему нужно научить. А как ты этому будешь обучать, в этом и заключается творчество: натюрморты не повторяются, задания по композиции тоже. Также ты каждый раз думаешь, как можно донести до ребенка какую-то нужную истину, придумываешь разные упражнения.
– Из чего состоит Ваш рабочий день?
– У меня два времени в течении дня: когда я занимаюсь бумагами и когда я занимаюсь учениками. Приходится планировать, что необходимо сделать в течение дня, придумать задания для тренировки, ведь в ситуации с первым классом приходится все показывать. Домой уже приходишь без сил, на собственное творчество времени не остается, кроме как летом.
– Какие основные обязанности Вы выполняете?
– Как преподаватель, ты должен вовремя приходить, быть готовым к занятию, вести его, заполнять журнал, общаться с родителями. Но главное – это именно вовремя приходить, ведь преподаватель – это профессия, в которой категорически запрещается опаздывать и уходить с урока раньше.
– Что самое интересное в Вашей работе?
– Самое интересное – это, как ни странно, общение с детьми. Все группы очень разные, все дети очень разные, а это всегда подпитывает практически любого преподавателя. Свежие идеи, новый взгляд на мир, когда идет отдача – ты что-то объясняешь, у ребенка загораются глаза, он что-то начинает понимать и у него что-то начинает получаться.
– Насколько Ваша профессия полезна и важна для нашей страны, общества?
– Без художников, которых мы воспитываем, невозможно вырастить поколение, которое любило бы и ценило окружающий мир. Профессия преподавателя рисования состоит в том, чтобы научить видеть прекрасное, а такой человек никогда не пойдет его разрушать.
– Приносит ли Ваша профессия хороший доход?
– Последнее время доход достаточный, чтобы нормально жить. Если не лениться и быть готовым выполнять какую-то дополнительную работу по школе, то труд будет соответственно оплачен.
– Кому бы вы могли порекомендовать свою профессию?
– Как ее можно порекомендовать? Эту профессию порекомендовать невозможно. Это называется "профессия-призвание": либо ты можешь в ней существовать, либо нет.
– Как Вы думаете, будут ли специалисты Вашей профессии востребованы в будущем?
– Пока человечество будет что-то создавать, да. Если исчезнет живопись, как таковая, то всегда будут дизайнеры и архитекторы, потому что нам надо будет во что-то одеваться, на чем-то ездить, где-то жить. Профессия станет бесполезной, если люди совершенно откажутся от любования миром.
– О чем стоит предупредить тех, кто собирается получить такую же профессию, как у Вас?
– Во-первых, от работы преподавателя ждать больших денег не стоит никогда. Во-вторых, это та профессия, где ты не можешь взять отпуск в любое время, т.е. нужно быть готовым к тому, что жизнь будет несколько регламентирована. Также не стоит думать, что ребенка легко научить рисовать, к этому нужно долго идти.
– Когда вы только начали работать преподавателем в художественной школе, было ли Вам тяжело, волновались ли Вы?
– Было страшно первое время работать с детьми, ведь помимо того, что учишь ребенка рисовать, ты еще и воспитываешь его, становишься не только учителем, но и родителем в какой-то степени. К тому же, моей первой группой были девятиклассники, которые младше меня всего на 4 года. У меня было ощущение, что я учу своих ровесников.
– По этой специальности можно пойти работать сразу после окончания художественного училища. Тяжело ли сейчас трудоустроиться?
– Сразу в художественную школу устроиться почти невозможно, т.к. их в нашем городе всего три, но есть разные художественные отделения при школах искусств. Там часто ищут молодых специалистов. Такая необходимость периодически возникает и у нас, потому что сейчас средний возраст нашего коллектива – 50 лет. И так во многих школах.
– Бывает ли трудно общаться с родителями детей?
– На первых родительских собраниях, когда мне еще было 20 лет, общаться с родителями было странно, потому что все были значительно старше меня. Но потом понимаешь, что ты преподаватель, и воспринимают тебя как преподавателя. Самое главное, не доводить до конфликтов: если ребёнок не справляется, то нужно говорить об этом сразу.
– Сейчас в книжных магазинах и просто в Интернете есть много пособий по рисованию. Имеют ли они какой-то смысл?
– Они имеют смысл, если ты действительно хочешь научиться рисовать. Я знаю выпускников художественного училища, которые выпускают очень хорошие блоги по рисованию. Вполне возможно по таким самоучителям подготовиться, например, к поступлению в училище, как правило, на факультет дизайна. С живописью такое вряд ли получится.
– Сейчас очень многие увлекаются рисованием и считаю себя настоящими художниками. Как вы к этому относитесь?
– Есть такое выражение: "история всё рассудит". О том, кто был великим, а кто так, только рядом постоял, станет известно, только когда пройдет время. Но, все-таки есть рядовые художники средней руки, которые жить без этого не могут, поэтому почему бы и нет.
Читайте также: