Почему дети обзываются в школе психология

Обновлено: 02.07.2024

Ученики младших классов говорят, что основная причина их плохого отношения к однокласснику заключается в том, что он обзывается.

А как поступать ребенку, если его обзывают или дают ему прозвище? Об этом мы поговорим на нашей страничке.

Почему дети обзываются? Психологи называют основные причины того, почему дети обзывают друг друга.

1. Проявление агрессии. Ребенок сознательно хочет разозлить или оскорбить сверстника.

2. Желание обратить на себя внимание окружающих или того, кого он обзывает.

При этом обзывание может быть: игрой - когда тот, кто обзывает, не хочет кого-то оскорблять, а просто забавляется;

провокацией - когда тот, кто обзывается, провоцирует кого-либо на активные действия;

шуткой - когда главная цель – повеселить окружающих, а не оскорбление;

самоутверждением – желанием выделиться за счет унижения кого-либо, утвердиться на лидерской позиции.

3. Месть того, кто обзывается за унижение или оскорбление или из зависти, особенно, если у него нет возможности отомстить физически.

4. Не со зла, а от привычки. Возможно, дома это принято.

5 . Прозвища могут быть связаны с внешностью.

Иногда ребенок начинает комплексовать из-за особенностей своей внешности – длинного носа, ношения очков, лишнего веса и других.

Помочь в такой ситуации может взрослый человек, мнением которого дорожит ребенок. Сказанная мимоходом фраза, комплимент ребенку, может не только помочь ему смириться, но и поднять самооценку.

Особо следует обращать внимание на детей, имеющих грубые дефекты внешности. Хромота или косоглазие может испортить ребенку всю жизнь, если не пресекать издевательства сверстников по этому поводу.

Психологи считают, что не нужно ограждать такого ребенка от косых взглядов или любопытства окружающих. Родителям нужно научить ребенка правильно относиться к своему недостатку.

Как противостоять дразнилкам.

Педагог обязан пресекать случаи, когда дети обзывают друг друга. Здесь применимы любые методы, будь то индивидуальная беседа или целый классный час на эту тему.

Беседуем не только с зачинщиками, но и пострадавшими.

В ходе игры дети в небольших группах говорят друг о друге, кто с чем или с кем ассоциируется.

Пример ассоциации можно взять из времени года, названии цветов или животных. Каждый, побывав в роли обсуждаемого, может и сам объяснить свою ассоциацию другого.

Самопознание приносит положительные плоды, укрепляет самоуверенность, помогает осознать свою значимость. Родители так же могут помочь своему ребенку, объяснив ему, каким способом нужно реагировать на обзывание сверстников.

Рассмотрим несколько способов.

Не обращай внимание!

Это сделать очень трудно, но результат получается эффективный. Услышав кличку, сделать вид, что зовут не его, откликаться только на свое имя.

Когда ребенок обзывает другого, он ждет реакцию обиды или злости. Если обиженный реагирует спокойно и даже соглашается, то никакой агрессии не получается и в будущем обзывания прекратятся.

Если спокойно сказать, что ты мне делаешь больно или что мне обидно, то обидчик может и понять обиженного. На агрессора может произвести впечатление даже то, что другие могут отказаться от их дружбы из-за его дразнилок.

Не поддавайся на провокацию.

Встречаются ситуации, когда дети специально устраивают травлю, обзывают кого-либо, кто реагирует на их действия очень бурно. А если просто смолчать или сказать, что я хочу отдохнуть от вас, то дети отстанут.

Не позволяй манипулировать собой.

Обиженный ставится перед выбором – совершить требуемый поступок или потерять свой авторитет в глазах сверстников. Из этой сложной ситуации трудно выйти достойно даже взрослому человеку.

В некоторых ситуациях можно ответить дразнилкой на дразнилку. Не становиться жертвой, а отвечать обидчику его же способом. Лучше, если оскорбление будет заменено интересной отговоркой.

Чтобы не оставлять оскорбление без ответа и не создать конфликтную ситуацию, можно выкрикнуть в ответ на дразнилку отговорку, которая помогает сохранить спокойствие и является защитой.

Если у вас есть свои способы , как отучить детей дразниться и обзываться, поделитесь с нами в комментариях.

Автор статьи педагог- психолог Болотова Е.Н.

Один комментарий для “Почему дети обзываются?”

Взрослые, которые считают, что дразнилки — это просто такая форма общения и ничего страшного в ней нет, скорее всего, из тех, кто никогда не сталкивался с этим или благополучно забыл обо всём. Потому что оскорбления, хохот на уроке, когда ребёнок пытается отвечать, высмеивание определённых черт характера — это самая настоящая травля. Она вызывает у ребёнка чувство страха, беспомощности, неуверенности в себе, неврозы, тревожность, депрессивные мысли и состояния.

Почему ребёнка могут дразнить

Основная опасность вроде бы безобидных дразнилок: они внушают ребёнку, что его в самом деле есть за что обзывать

Даже самый уверенный в себе ребёнок, живущий в любящей семье, может поддаться на эту провокацию. Ребёнок, которого постоянно дразнят и обзывают, может испытывать трудности в учёбе, не верит в свои силы, пытается пропускать занятия всеми правдами и неправдами, чтобы избежать травмирующих ситуаций. Он начинает и сам смотреть на себя как на ущербного.

В будущем этот опыт, пусть и подавленный, может обернуться проблемами с самооценкой и здоровым восприятием себя, а чувство стыда, бессилия, беспомощности, уязвимости запомнятся надолго и могут негативно повлиять на формирование личности.

Если у вашего ребёнка немного друзей, но никто не отнимает у него чувство безопасности, не обижает его, не дразнит и не издевается, то он просто замкнутный и не стоит о нём волноваться.


Когда возникает словесная травля

Дети вдруг понимают, что, оказывается, можно сплотиться против кого-то. Издеваясь над выбранной жертвой и преследуя её, можно почувствовать принадлежность к группе, особое упоение, веселье и даже эйфорию от общности — чувства, которые хочется переживать снова и снова и от которых трудно отказаться.

Что делать родителям и ребёнку, которого дразнят

1. Объяснить, кто виноват

В первую очередь ребёнку надо объяснить, что если его дразнят, это не с ним что-то не так, а с окружающими. Это они выбрали быть плохими и обзываться. Если бы кто-то систематически специально делал какую-то глупость (разбивал дома чашки/рвал свои тетрадки/как-то ещё вредил себе), то про такого человека мы бы не думали ничего хорошего. Важно сразу сказать ребёнку, что его особенности — это неотъемлемая часть личности и она ни в коем случае не делает его плохим.

2. Постараться не реагировать

3. Не принимать правила игры

Главное правило — ни в коем случае не подхватывать навязываемые правила игры и не выдавать ту реакцию, которую зачинщики ждут (плакать, сердиться, огрызаться, кричать, опровергать, доказывать, просить прекратить).

Классический пример: агрессоры берут чужую шапку и начинают перекидывать её друг другу, вынуждая жертву бегать туда-сюда, пытаясь поймать. Надо просто развернуться и пойти домой: велика вероятность, что обидчикам, во-первых, тут же станет неинтересна их затея и они просто бросят ненужную шапку, а во-вторых, они испугаются, что жертва сейчас придёт домой и расскажет всё родителям.


4. Действовать неожиданно

Конечно, поначалу агрессоров это может воодушевить и они в самом деле будут обзываться на здоровье и демонстрировать, что у них есть в запасе. Но, как правило, такая эскалация не длится долго, потому что обзываться без отдачи — всё равно что кричать в пропасть.

5. Развивать самоиронию

Уязвленная реакция жертвы позволяет агрессору чувствовать силу, власть и уверенность в себе, свою правоту и победу. Научите ребёнка никому не давать эту силу и власть над собой. При вербальном буллинге крайне важна способность к чувству юмора и самоиронии: детей, которые могут уверенно и со смехом первыми заявить о своих отличиях, какими бы они ни были, обычно не травят.

Как вести себя учителю

1. Не перекладывать ответственность

2. Определить, когда начинается травля

Учитель должен различать конфликт, непопулярность и травлю, поскольку с каждой из этих проблем бороться нужно по-разному. В конфликте обычно участвуют двое, а силы соперников примерно равны. В этом случае хорошо работают методы медиации: в конфликт вступает третья, нейтральная сторона, которая высказывает беспристрастное мнение и помогает урегулировать разногласия.


5 серьёзных отличий обычного школьного конфликта от травли

3. Взять ситуацию в свои руки


4. Представить травлю как болезнь

Такой метод позволяет зачинщикам сохранить лицо (очень часто это неуверенные в себе и ранимые дети, которые боятся потерять уважение и авторитет), а всему коллективу осознать, что они находятся в одной лодке.

5. Помочь детям оценить своё поведение

Этот вопрос волнует родителей двух сторон — детей, которых обзывают и тех, кто обзывает.

Обзывательства и дразнилки являются своего рода тем, что помогает детям чувствовать себя сильными. Некоторые дети обзывают много и часто, а другие — никогда. Одни могут услышать обзывательства у себя дома, другие — по телевизору или от друзей.

Когда мы видим, что нашего ребенка обзывают или дразнят, первое желание — отругать обидчика. Чаще всего у родителей не хватает терпения узнать цель обидного высказывания или дождаться, когда ребенок сам за себя постоит…

Что происходит, когда мы вмешиваемся и прекращаем детские обзывательства?

Существуют разные варианты:

1. Обиженный чувствует себя хуже, потому что он находится на позиции слабого;

2. Обидчик может потерять уважение к тому, кого обзывает, потому что его защищает родитель;

3. Ребенок начинает зависеть от родителя, вместо того, чтобы утвердить себя;

4. Обидчик может остановиться в присутствии взрослого, но продолжать, когда останется один на один с вашим ребенком;

5. Обидчик остановится и подружится с ребенком.

Любой из этих вариантов вероятен, и последняя реакция даже более распространена, чем кажется. И такой вариант вероятнее всего произойдет без вашего вмешательства.

Детские эмоции и настроения очень изменчивы: они приходят и уходят со скоростью молнии. Дети, которые только что спорили, становятся лучшими друзьями через минуту. Но, с другой стороны, результатом также может быть и небольшая драка. Мы никогда не можем знать заранее, что произойдет.

Мы хотим, чтобы дети были независимыми и могли принять решение сами (в определенных пределах, но мы также хотим защитить их от обиды, травмирующего опыта и потери самоуважения. Обычно, когда родитель видит, что дети обзываются, его личные чувства переплетаются с интересами ребенка. Трудно быть объективным и видеть всю картину, когда нашему ребенку больно.

Что делать родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят в садике/школе?

Задача родителей – попытаться объяснить ребенку, как не обижаться на сверстников, предложить варианты поведения в той или иной конкретной ситуации.

Никак не реагировать. Сложно, конечно, делать вид, что ничего не слышишь, и это тебя не касается, но нужно собрать волю в кулак и попробовать сделать это. Не поддаваться на провокации! Иногда достаточно одного-двух раз и обидчики прекратят обзываться, не увидев никакой реакции.

Чёрная касса – ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!

Кто обзывается, тот сам так называется!

Чики-траки - стеночка! (Рукой поставить преграду между собой и обидчиком.)

Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое оставил!

Кто обзывается - сам так называется!

Памятка для родителей по ПДД

Памятка для родителей по ПДД Сегодня хочется представить вашему вниманию памятку для родителей по правилам безопасности дорожного движения, которую мы с детьми сами.


Какие причины могут побудить вашего доброго, отзывчивого малыша оказаться в числе агрессоров? Что делать, если это уже произошло?

Как решить проблему

Начнем с конца, то есть с действий, которые следует предпринять, если вы столкнулись с неприятной ситуацией лицом к лицу и обязаны как-то отреагировать. Есть простая цепочка действий, к которой следует прибегнуть родителям, если ребенок взял за привычку обижать других детей.

” Скажите малышу, что он перешел границу и должен быть наказан. Сформулируйте наказание и обязательно оговорите, что если ситуация повторится, дисциплинарные меры окажутся уже более суровыми. Объясните, что провинившийся должен постараться возместить нанесенный ущерб, извиниться.

Не слишком сложная инструкция, помогающая быстро устранить тревожные симптомы, правда? Но, к сожалению, закончить статью прямо на этом месте, поставив точку, не получится. Почему? Давайте разбираться.

Однажды у знакомой мне супружеской пары возникла похожая проблема. Школа связалась с ними, и сообщила, что их сын постоянно ввязывается в драки. Мои знакомые четко и быстро провели воспитательную работу по описанному выше алгоритму. И предупредили сына, что если он еще хоть раз поднимет на кого-то из одноклассников руку, то навсегда лишится своей любимой игровой приставки.

Мальчик отнесся к предупреждению очень серьезно. И в следующий раз во время драки совсем не использовал руки, только ноги и голову. Как вы, возможно, догадываетесь, взрослые оказались не особо довольны результатами воспитательного процесса.

” Суть в том, что любой закон, даже самый суровый, можно попытаться обойти. И основной целью родителей маленького агрессора должно быть не создание строгих рамок из запретов и наказаний — хотя и они тоже нужны, да. А формирование у ребенка внутреннего ощущения, что нельзя опускаться до травли слабых.

Боритесь не только с симптомами, но и с причинами, побуждающими малыша так себя вести.

Возможные мотивы серийного обидчика

” Чтобы мягко скорректировать эту нездоровую тенденцию, стоит взяться за развитие у чада такой штуки, как критическое мышление. Есть специальные упражнения, которые научат вашего сына или дочку оценивать окружающую реальность самостоятельно, думать о последствиях тех или иных слов или поступков. И в будущем они скорее будут делать то, что сами считают правильным, а не слепо следовать за кем-то.

Такой мотив часто встречается у детей, которых в прошлом самих травили. Казалось бы — после того, как ты побывал на месте жертвы, должно стать совершенно очевидно, что так себя вести нельзя.

ребенок дерется

Глядя на то, как непросто бывает умному состоявшемуся дяденьке объяснить, почему влазить в жизнь другого человека со своим деятельным осуждением не стоит, как-то даже руки опускаются. Если уж не получается со взрослыми, то как это растолковывать ребенку?

Как ни странно, это как раз тот случай, когда дети оказываются более понятливыми, чем мы ожидаем. Их взгляды на мир пока не успели закостенеть.

” Малыши легко уживаются с мыслью, что люди бывают очень разными. У нас в ходу непохожие привычки, обычаи, манера себя вести и одеваться. Все эти особенности не обязательно любить, но с ними нужно смириться. Потратьте время и объясните, покажите на примере книг и фильмов, какой удивительно разнообразной бывает окружающая реальность.

Страшно, когда ребенок, правда, не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Тоже чувствуют боль, страх, отчаяние. И их нельзя третировать просто для того, чтобы посмотреть на реакцию.

” Хорошая новость в том, что способность к сопереживанию можно воспитать. Чаще заставляйте малыша рассуждать, что чувствуют другие люди. Не забывайте рассказывать ему о своих эмоциях. И постарайтесь скорректировать сформировавшуюся у него установку, что его желания всегда на первом месте.

Хотя если вы видите, что у вашего ребенка с эмпатией совсем все плохо, не занимайтесь самодеятельностью. Обратитесь к детскому психологу.

Однако если чадо искренне чувствует себя пострадавшей стороной, стоит отнестись к этому утверждению с вниманием. Это говорит о том, что ребенок оказался вовлечен в конфликт, из которого не нашел приемлемого выхода. И решил прибегнуть к крайнему средству — прямой агрессии.

Дети еще только учатся искусству социального взаимодействия и иногда допускают ошибки. В этом нет ничего непоправимого. Скорее всего, они научатся — особенно если вы им немного поможете.

Социальный феномен


Попадая в коллектив, ребенок вынужден учитывать мнения и поведение других, уметь разбираться во взаимоотношениях. Но не все дети еще этому научились.


Ситуации в коллективе скоротечны и очень изменчивы. То, что кто-то сказал сегодня, завтра может быть уже не значимо. Заострять внимание на определенном слове, значит, усугублять ситуацию, возводить ее в ранг очень значимой для ребенка. Этого делать не нужно. Завтра ситуация в школе уже изменится, пусть не сильно, но она точно будет иной.

Особенно важно не выяснять отношения с родителями обидчика. Ведь для того, кто первый сказал обидное слово, необходимо подтверждение, что оно подействовало, что он смог выиграть этот спор. Как только мы даем ребенку такое подтверждение, жалуемся его родителям, начинаем обсуждать ситуацию в родительском форуме, обидчик получает огромную выгоду. Он осознает, что его слово может вызвать повышение его социального статуса в группе, и закрепляет такой стиль поведения и позицию, что нужно обзываться все сильнее и сильнее, разными словами. Это прибавляет сил и резко увеличивает статус в группе сверстников!

3. Отнеситесь к этой ситуации, как к возможности для накопления жизненного опыта, для личностного и эмоционального развития ребенка.

  • ответить словом,
  • ударить,
  • проигнорировать.

Важно осознать, что дразнилки чаще всего связаны с высмеиванием отрицательных черт характера — трусостью, ленью, жадностью, заносчивостью, хотя бывают и беспричинные дразнилки. Но постараться задуматься о том качестве, которое привело к возникновению дразнилки, бывает очень полезно. Ведь ребенок в коллективе может проявлять себя не так, как дома.


В заключении хотелось бы привести примеры того, как сами дети находят выход из такой ситуации. Это стишки из детского фольклора, собранные тогда, когда наши дети могли во дворе упражняться в межличностных отношениях много и разнообразно.

Читайте также: