Анализ квеста в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

Одно из основных требований ФГОС - формирование у обучающихся УУД. И в этом вопросе квест-технология прекрасно справляется. Участие в квестах позволяет обучающимся самостоятельно оценивать и принимать решения, анализировать, проводить синтез, поиск информации. Правильно проработанный квест устраняет нервную нагрузку, способствуют переключению внимания, смене форм деятельности. Квест способствует установлению эмоциональных контактов между обучающимися, плодотворному общению и взаимодействию с коллегами по совместной деятельности, учитывает позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования). Квест-технология в рамках образовательной деятельности имеет особую воспитательную ценность: воспитывает личную ответственность; формирует культуру межличностных отношений и толерантность; стремление к самореализации и самосовершенствованию. Все вышесказанное непосредственно связано с развитием у обучающихся универсальных учебных действий: регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных.

Игровые технологии, в том числе квесты, по многим показателям в данной ситуации встают на передний план.

Почему квест работает?

Квест - нестандартный урок, значит интересный.

Во время квеста дети проигрывают ситуации, пропускают все через себя, делают их частью себя.

Очень полезен для преподавателя тот факт, что квест может выступать как универсальное средство.

В квесте можно организовать как групповую, так и индивидуальную форму работы.

В качестве места проведения можно использовать как один класс, так и все образовательное учреждение или перенести его в интернет-пространство и превратить в WEB-КВЕСТ.

В игру можно включить как один учебный предмет, так и несколько (провести комбинированный урок).

Кроме того, преподаватель может сделать квест линейным, штурмовым или кольцевым, вследствие чего ни устоит не одна аудитория.

  • Квест № 1 - линейный. Каждое задание выполняется только после правильного выполнения предыдущего.
  • Квест № 2 - штурмовой. Все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
  • Квест № 3 - кольцевой. Линейный квест, который заканчивается в стартовой точке.

Квест-технологию можно применять в самых различных ситуациях, но наиболее эффективно данная технология работает в следующих случаях:

1. При организации первого урока курса. В таком случае положительный настрой и мотивация изучения учебного предмета долгое время сохраняется.

2. При организации урока контроля знаний. В данном случае на первом же этапе урока у обучающихся снимается нервное напряжение, что уже способствует к более высокому результату выполнения работы.

3. При организации внеурочной деятельности.

Включение квест-уроков или элементов во внеурочную деятельность также дает положительные результаты. Как правило, обучающиеся бывают враждебно настроены к внеаудиторной самостоятельной работе, считая её принуждением. При организации подобной игры агрессивный настрой полностью пропадает.

4. В профориентационной деятельности образовательного учреждения.

Наибольшие результаты данная технология проявляет себя в профориентационной работе, так как нестандартная форма проведения мастер-класса в виде поисковой игры привлекает детей.

Квест как педагогическая технология совмещает в себе элементы и мозгового штурма, и тренинга, и игры, и, соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии. Данная технология способствует развитию творческого мышления, воображения обучающихся, способствует повышению мотивации к изучению предмета, положительно влияет на развитие навыков поиска, анализа информации, умение хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Оценивание учащихся может происходить по различным критериям. Примеры критериев квеста:

  • командный подход - организация работы, сплочённость команды, работа каждого ученика на этапе испытаний
  • использование информации из представленных учителем источников
  • художественно-творческий подход к выполнению задания, оформление работ.

Хочу поделиться опытом работы по созданию и проведению квеста, посвященного дню Защитника Отечества. Школьники по группам проходят маршрут, выполняя задания, читая справочную информацию. Все элементы квеста подчинены общей учебной задаче. В процессе прохождения квестов школьники узнают что-то новое, выполняя разного рода задания, приобретают навыки групповой работы и самоорганизации. Квест похож на игру по станциям, но имеет существенное различие, в первом случае ребятам открыто говорят куда идти (или выдают карту), во втором ребятам выдается задание, выполнив которое они должны понять куда следовать.

Этапы создания квест-игры

Педагогический опыт подготовки и проведения квеста

Выбор темы квеста

Определение целевой категории (количества команд, их возраст) и определение масштаба проведения квеста (кабинет, школа, район, город…):
Определить на кого будет направлена игра, срок проведения.

Квест для учащихся 4-х классов (5 классов в параллели), проводится по школе. Срок проведения - 19 февраля в 13.00

Определение количества этапов.

5 этапов квеста.

Распределение ответственных за организацию квеста.

Определение итогов игры, возможно определение номинаций, наград.
Следует напомнить что на каждом этапе должно быть поощрение (жетоны, часть итогового задания и т.п.)

Подготовка к квесту.
Распределение ролей квест игры между участниками, создание графика индивидуальных репетиций, подбора костюмов (определение роли ведущих и лиц, сопровождающих команды).
Каждый педагог должен осознавать, что необходимо не просто рассказать ребятам о том, что они должны сделать, а постараться создать обстановку желания. Можно рассказать ребятам о том, что такое квест, тему квеста

Подведение итогов, награждение. Проведение опроса, понравилось ли ребятам принимать участие в игре.
С какими сложностями они столкнулись

Каждый класс был отмечен в одной из номинаций и был награжден конфетами. Дети с интересом принимали участие на всех этапах квеста, болели за участников испытаний, оказывали помощь в затруднительных ситуациях. Узнали много познавательной информации. С радостью делили конфеты и благодарили всех, кто организовал для них мероприятие.

Используемая литература

1. Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1 - 11 классы. - 2-е изд./ Петруленков В.М. - М.: ВАКО, 2017. - 112 с.

2. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.

3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г.Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. - 112 с.

4. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Мн.- 2010.

5. Никитин Б.П. Развивающие игры // М. Педагогика. - 2010г.

6. Игры - обучение, досуг, тренинг / Под редакцией Петрусинского В.В. - М.: Просвещение. 2009.

Постановка цели определена при планировании квест-игры. Учитывались возрастные особенности и возможности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Обобщение знаний детей о малых коренных народах Дальнего Востока.

Решались задачи: образовательные, воспитательные, развивающие. Была обеспечена их комплектность, взаимосвязь.

Задачи:

1. Уточнить представление детей о коренном населении Дальнего Востока, их разновидностях, традиционных занятиях, быте, ведении хозяйства, промысловой деятельности.

2. Закреплять знания о животном мире, климатических условиях Дальнего Востока.

3. Способствовать развитию интереса к сказкам малых коренных народов, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребенка;

4. Упражнять в умении передавать национальный колорит нанайского узора, самостоятельно подбирать цветовую гамму и симметричное расположение деталей орнамента.

5. Совершенствовать умение демонстрировать сказку как жанр народного фольклора, закрепить знания о сказках коренных народов.

6. Закрепить игровые правила в спортивных играх.

7. Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей детей.

8. Воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

Для выполнения поставленных задач была произведена с детьми предварительная работа, которая основывалась на тематику квест-игры, её содержательной части.

Предварительная работа:

1. Просмотр презентации «Коренные народы Дальнего Востока;

2. Беседа о коренных народах ДВ;

3. Рассматривание предметов быта коренных народностей;

4. Экскурсия в мини музей детского сада;

5. Просмотр фоторепортажа выставочных залов этнокультурного центра Краеведческого музея города Хабаровска;

6. Чтение сказок народов ДВ, просмотр слайд-сказок коренных народов;

Использовалось оборудование:

1. Указатели с надписями селений коренных народов; карта; шапочки аборигенов;

2. Конверты с частями тотема; тотемы-медали; наклейки – кочки, цветы;

3. Костюмы – зайца, волка, медведя, лисы, мышь для театрализованной деятельности;

5. Элементы орнаментов из цветной бумаги, клей, кисти, салфетки, лист ватмана для продуктивной деятельности;

6. Предметы быта малых коренных народов (сапоги, кисет, берестяная вазочка, погремушка, кукла) скатерть, стол для игровой деятельности;

7. Кроссворд на интерактивной доске, составлен по загадкам, с главным словом по горизонтали ДЮЛЕН;

8. Оформление развивающей среды: иллюстрации на фланелеграфе, жилище нанайцев (спортивный зал).

9. Музыкальные песни народов нивхи, нанайцев – аудиозаписи;

Методы и приемы. Основной метод – игровой. Наглядные методы (иллюстрации, презентированные изображения, интерактивные изображения, словесные методы (показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения, художественное слово, практический (выполнение детьми игровых манипуляций, метод драматизации и инсценировки, метод контроля и стимулирования.

Реализация федеральных государственных требований: интеграция полученных умений и знаний по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественно-эстетическое, физическое.

Для проведения квестированной игры выбран сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда преград и трудностей.

Мотивационный этап. Мотивация проходила через поставленную проблему: как помочь людям аборигенам найти тотем хранителя очага Дюлена.

Содержательный этап. Все задания в игре были связаны одной сюжетной линией. Вариант игры представлен в получении карты путеводителя, где указывалось место нахождения тотема. Во время путешествия дети сталкиваются с различными игровыми заданиями, выполнив которые переходили от одного селения к другому. В каждом селении дети находили части тотема, в результате которые сложили в одно единое целое.

Содержательная часть проходила через игровые ситуации в нескольких помещениях ДОУ и большого разнообразия смены деятельности детей (музыкальный и спортивный зал, зал художественно-эстетического образования, кабинет информационных технологий).

Дети выполняли игровые задания в нахождении, отгадывании, проявляя познавательную активность, эмоционально реагируя на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения.

Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач, где проявлялись заинтересованность, организованность и внимательность.

Благодаря использованию здоровье-сберегающим технологиям и правильного их включения в игру (разминка под музыку, подвижные упражнения) у ребят не проявлялось признаков утомляемости.

В игре-квест имели место самые разные информационные технологии (ИКТ, мультимедийные презентации). Представлен был кроссворд на интерактивной доске, загадки которого ребята отгадывали с большим желанием и интересом, достигая конечного результата в получении ключевого слова. Презентировались фрагменты из сказок коренных народностей, отгадки которых помогли закрепить знания детей.

Дидактический анализ.

Дети достигли и получили результат, так как полностью смогли реализовать поставленные мною задачи. Выполнены все задания правильно на всех этапах игры.

Анализируя, проведенную игру, считаю, что все игровые ситуации были построены логично и имели взаимосвязь, что облегчало их выполнение. Логичность построения позволила провести игру, не выходя за рамки запланированного времени, отведенного на выполнение циклов заданий.

Игровая мотивация вызвала большой интерес у детей, их активность была достаточно высокой.

Детям было интересно и это порадовало меня, проявлялось стремление, творчество, быстрота и четкость в их поведении.

Взаимоотношения детей с воспитателем на протяжении всего занятия были дружескими, эта позиция привлекала и дисциплинировала детей, но иногда расслабляла некоторых ребят, что мешало в выполнении более трудных заданий при проведении занятия. Считаю, над этим мы еще поработаем.

Ребята проявили талантливость, умение имитировать действия, мимику, жесты персонажей сказки, представлять эмоционально образы героев. Включение театрализованной сказки в игру-квест позволило ребятам проявить творчество, артистизм перед своими сверстниками.

Разработанная схема игры-квест определяется последовательностью действий, их правильностью выполнения, умением быстро реагировать и проявлять сообразительность, такие моменты выполнены.

Проведение образовательной деятельности с использованием квестированных игр, современных игровых технологий считаю актуальной для внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений. Игра в форме путешествий в деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения квест-игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора, речи детей.

Квест ко Дню матери в старшей группе Цель: является сплочение семей общей целью, повышение положительного эмоционального уровня и поддержание традиции празднования Дня Матери.

Осенний квест

Осенний квест В этом году традиционное осеннее развлечение для детей старших и подготовительных групп решили провести необычным способом. Мероприятие.

Самоанализ квест - игры

- Создала праздничное настроение и положительный эмоциональный настрой в коллективе.

1.Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал: мяч футбольный, презентацию, филворд,

2.Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее использовала мотивацию - дух отрядного сплочения.

3.Занятие состояло из трёх частей.

· Первая – организационный момент

· Вторая – движения и выполнения заданий по направлениям

· Третья – заключительное художественное слово,

подведение итогов, награждение.

4. Для решения первой задачи я использовала следующие методические приемы: презентацию о герое ВОВ.

5. Следующие методические приемы – это совместная деятельность детей друг с другом, которая помогала воспитывать чувство коллективизма, сопереживание за членов соей отряда.

· В ходе мероприятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:

– Работа с подгруппой – 6 человек;

создавала условия для диалога с детьми и т.д.

Заявленная тема полностью соответствовала содержанию мероприятия, потому что все конкурсы были спортивные и интеллектуальные.

Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.

Я достигла ожидаемых результатов: в процессе мероприятия дети были активны, сохранялся интерес, внимательность, воспитанники сопереживали за членов своего отряда, физические умения и навыки в чеканке мяча.

В работе с воспитанниками планирую и в дальнейшем проводить мероприятия, направленные на развитие патриотических чувств воспитанников.


I .1 Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы ……………….

1.2 Познавательная активность младших школьников………………

I .3 Характеристика особенностей квест–технологии .

ГЛАВА II . Этапы реализации проекта

II .1. Подготовительный этап (август – сентябрь 2019 года)

II .2. Основной (октябрь 2019 года – март 2021 года)

II .3. Заключительный (март 2021 года)

II .3.2. Диагностики мотивации обучения

II .3.3. Результаты комплексной диагностической работы

ГЛАВА III . Анализ результативности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Образовательный процесс с каждым годом корректируется с учетом стремительного развития коммуникаций, технологий, а также уровня развития детей. Начальная школа – это первое звено образовательного процесса. В этот период очень важно не оттолкнуть ребенка в его стремлении учиться и заинтересовать его образовательным процессом еще больше, делая тем самым обучение увлекательным и занимательным.

Младшие школьники – это дети в возрасте 6–7 лет. При планировании и организации уроков с детьми учителю очень важно учитывать их возрастные, психологические особенности, присущие конкретному возрасту школьников, чтобы максимально правильно рассчитать возможности учеников.

В любом классе начальной школы в процессе проведения урока необходимо использовать различные методики изложения и закрепления материала: активные игры, чтение про себя и вслух, викторины, квесты, тесты и т.д.

Актуальность работы. Тема работы актуальна своей современностью. В наше время, в эру компьютерных технологий, электронных коммуникаций детей очень тяжело заинтересовать учебным процессом. Поэтому необходимо видоизменять устаревшие стереотипы ведения урока в начальной школе, включать в организацию образовательного процесса активные технологии.

Объект исследования: использование квест–технологии в образовательном процессе младших школьников.

Предмет исследования: использование квест–технологии для повышения познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.

Активные методы были объектом изучения многих русских и зарубежных учёных. В отечественной науке этой проблемой занимались такие ученые, как О.Н. Бобровских, Е. А. Игумнова, Е.В. Нечитайлова, Н. В. Николаева, И.Д. Чечель и другие [2; 10; 15; 16; 22].

Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования квест–технологии на уроках русского языка в начальной школе при изучении нового материала и закреплении пройденного.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Охарактеризовать особенности использования технологии квеста в образовательном процессе.

Проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы.

Выявить уровень познавательной активности учеников 1 класса Б.

Провести формирующий эксперимент по теме исследования.

Проверить эффективность использования квест–технологии для повышения познавательной активности обучающихся (контрольный эксперимент).

Методы исследования: анализ методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы, эксперимент, описание статистических данных.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования в практике преподавания уроков русского языка в начальной школе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.

1 Теоретические основы использования технологии квеста на уроках русского языка в начальной школе

Психолого-педагогические особенности учащихся

начальной школы

Учащиеся начальной школы – это дети в возрасте 6–10 лет. Для определения их психолого-педагогических особенностей учитывают состояние психологического и физического развития, переход к обучающему процессу.

Так, выносливость, внимание, восприятие, усидчивость, саморегулирование в каждом классе начальной школы разные. В 6 лет ребенок неусидчив, ему необходимы активные движения, всего лишь 20 минут урока он может быть сосредоточен и внимателен, после этого времени ему необходим отдых или же переключение на другой вид деятельности [8, с. 102].

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная. Основные потребности переходят и с периода дошкольного детства, а именно:

сохраняется потребность в игре;

сохраняется потребность в движении, что часто мешает на уроках (для этого необходимо организовать в школе отдых младших школьников);

сохраняется потребность во внешних впечатлениях, что регулируется развитием познавательной активности ребенка;

– сохраняется потребность в общении, непосредственно связанная с обучающей деятельностью [9, с. 82].

Анатомо-физиологическое развитие детей в этом возрасте довольно равномерное. Увеличивается вес, рост, повышается иммунитет, активно развиваются мышцы и опорно-двигательный аппарат. Все это способствует преодолению сложностей в обучении письму (поэтому существует необходимость соблюдать координацию руки в промежутках строк).

К поступлению в школу у детей отлично развиты все органы чувств: зрение, слух, осязание. В это же время развиваются познавательные процессы, которые проявляются в развитии восприятия. Восприятие становится замедленным, целенаправленным и категоричным процессом, но при этом встречаются и трудности в восприятии формы и ее отображения, например, при написании букв, цифр. У младшего школьника в этот период формируется способность распознавать высоту звуков, чему способствуют занятия музыкой и пением. У учеников формируется способность наблюдать явления окружающей действительности[10, с. 12].

Значительные качественные изменения происходят в развитии памяти. Под воздействием обучения формируется логическая память, которая имеет решающее значение в получении знаний. Но, еще не умея дифференцировать задания (запоминать и отличать) от других обучающих заданий, младшие школьники вырабатывают у себя установку на дословное запоминание и воспроизведение. Но этот же факт имеет и положительную сторону, то есть, приводит к развитию словарного запаса учеников и культуре детского общения, к развитию свободной памяти. В процессе заучивания у детей развивается самоконтроль, умение замечать ошибки и исправлять их. У младших школьников возрастает продуктивность, объем, точность запоминания материала. Развитие памяти состоит в изменении соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием, образной и словесно-логической памятью. Для развития логической памяти важными являются инструкции учителя – понять (проанализировать, сравнить, сопоставить, сгруппировать) материал, заучить его [11, с. 22].

Мышление становится конкретно-образным, но все большее значение приобретают абстрактные компоненты. Под воздействием обучения изменяются соотношения между его образными и понятийными, конкретными и абстрактными компонентами. Большое значение имеет дедукция. Дедукция – процесс перехода от рассуждения, что выражает общее положение, до суждения, которое выражает узкие положения или частичный случай. Эти условия переплетаются в мышлении, где присутствует решение познавательных заданий, в частности, тех, что требуют раскрытия причин разных явлений, мотивов поведения человека [14, с.36].

В начальной школе у детей имеет преимущество произвольное внимание. Дети активно реагируют на все новое, яркое и необычное. Произвольное внимание имеет позитивное значение, однако оно недостаточно для достижения успехов в учебе. С возрастом возрастает объем и стойкость внимания, которые связанны со значимостью учебного материала. Осознание учениками важности его усвоения – условие устойчивости внимания.

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие личностных качеств не только в интеллектуальной, но и в эмоционально-волевой сферах. Источником эмоций у детей в этом возрасте является обучающая и игровая деятельность. Формированию чувств способствуют успехи и неудачи в учебе, взаимоотношения в коллективе, чтение художественной литературы, восприятие телепередач, кинофильмов, интеллектуальные игры и так далее. Коллективные занятия способствуют развитию моральных качеств и формированию таких черт характера, как ответственность, коммуникабельность, дружелюбность.

Период младшего школьного возраста – это период повышенной эмоциональности. В этом возрасте ребенок уже может осознавать и контролировать своё эмоциональное состояние, волнение, гнев. В этом возрасте наблюдается достаточно четкая дифференциация чувств, (эстетические, моральные, интеллектуальные и т.д.). Для детей характерны чувственность и ранимость, настойчивость [13, с.10].

Очень часто дети не могут сосредоточиться, отвлекаются, проявляют неорганизованность, невыдержанность. Излишняя требовательность взрослых может еще больше затормозить процесс формирования саморегуляции, потому она соотнесет волевые усилия ребенка с переживанием негативных эмоций. Таким образом, наиболее эффективно вместо упреков тренировать новые умения в процессе игр. У учащихся младшего школьного возраста преобладают игровые интересы, произвольное поведение, наглядно-образный характер мышления, практическое отношение к решению задач (направленность внимания на результат, а не способ действия).

Развитию моральных чувств (дружбы, приятельства, обязанности, гуманности) способствует пребывание учеников в коллективе, объединенном общей деятельностью. Развивается чувство симпатии, важное для создания малых групп, из которых состоит коллектив.

Формированию волевых качеств (самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, сдержанность) способствует школьное обучение, которое требует от учеников осознания и выполнения обязательных заданий, умение управлять вниманием, слушать, думать, запоминать, согласовывать свои потребности с требованиями учителя. Эффективность этого процесса зависит от использования учителем приемов убеждения, поощрения, критики и других средств влияния на ребенка. Злоупотребление негативными оценками, нотациями, наказаниями приводит к ухудшению отношения ученика к учебным обязанностям, снижению активности, возникновению лени и других негативных качеств [14, с. 43].

Отношения между детьми в классе формируются при помощи учителя, который, в свою очередь, всегда указывает на одних учеников как на примерных в учебе и поведении, образец идеала, и обращает внимание на недостатки в поведении и учебе других. Начинает формироваться общественное мнение относительно учеников, которые отлично учатся и являются дисциплинированными, появляются попытки оценить поступки сверстников. В коллективе класса возникают объединения, которые создают школьные и внешкольные микроколлективы [15,с. 29].

Особенностью обучения младших школьников является необходимость включения в обучающую деятельность игр (дидактических, предметных, спортивных).

Мотивация занимает далеко не последнее место для младших школьников. Так, учитель в 1 и 2 классе может и должен мотивировать детей к учебному процессу с помощью похвалы и поощрения в виде оценочных суждений, а в 3 и 4 классе – с помощью оценок.

Анализируя все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что при организации и планировании учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей: необходимо четко понимать и различать возможности ребенка в каждом классе, так как психологические характеристики детей от класса к классу изменяются. Излагая материал необходимо также подбирать эффективные технологии его объяснения детям и учитывать возрастные возможности детей по запоминанию, особенности внимания, мышления, восприятия, памяти детей. Необходимо подбирать такие методики объяснения нового материала и его закрепления, которые бы не снижали мотивацию детей в образовательном процессе.

1.2 Познавательная активность младших школьников

Для решения поставленных задач на уроках русского языка в начальной школе существует множество различных технологий, чтобы вовлечь детей в учебный процесс и повысить уровень их познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности. Познавательная активность – качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно–волевых усилий на достижение учебно–познавательной цели.

Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося – динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь обучающемуся перейти с нулевого уровня на ситуативно–активный, а с него на активно – исполнительский.

1.3 Характеристика особенностей квест-технологии

Повысить познавательную активность обучающихся позволяет использование современных образовательных технологий.

Самые часто используемые сегодня технологии, это: работа в группе,

работа в паре, индивидуальные занятия, игры, эстафеты, диалоговые формы,

Одной из активных технологий, которая хорошо себя зарекомендовала в образовательном процессе, является технология квеста. Охарактеризуем её подробнее.

Квест – это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий [1, с. 28]. Вызывает большой интерес как онлайн-квест, так и квест, организованный в реальном пространстве и времени.

Простая, малозатратная, интересная, вовлекающая и восхищающая технология проведения урока-квеста позволяет познавательно, интересно и весело изложить новый материал, проверить уровень знаний по пройденному материалу, провести самостоятельную работу.

Во время организации квеста команды могут решать логические задания, осуществлять поиск на местности, строить оптимальные маршруты передвижения, искать оригинальные решения и подсказки. После завершения очередного задания переходят к следующему (и так, пока не пройдут все этапы). Побеждает игрок, или команда, которые первыми выполнят все задания быстро и правильно.

Читайте также: