Отношение родителей к школе и учебной деятельности

Обновлено: 02.07.2024

Оценить 972 0

Статья "Отношение родителей к школе"

Береснева Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 12 г. Астрахани

Семья и школа… Не так давно эти два понятия были неразделимы. В теперешнее время они, по мнению многих, далеки друг от друга. Почему?

В это неспокойное время начинаются школьные годы наших сегодняшних пап и мам. За годы своей собственной учебы они ясно уяснили, что представляет собой каждый учитель, а даже (если дело происходило, например, в маленьком селе) видели, как живет учитель и вне школы. Невольно собирая досье на каждого учителя, они подрастали, оканчивали школу и, в конце концов, сами становились родителями.

Когда ребенок впервые появляется в школе, поступив в первый класс, в его жизни происходит много чего непривычного. На смену самым близким людям вдруг приходят чужие, незнакомые, непонятные. Строгие школьные порядки, школьная форма, определенный режим и дисциплина заменяют ласку мамы и бабушки, которые чаще всего находились рядом с дошколятами, их снисхождение. Дома взрослые уделяли внимание только ему одному, а в школе таких – тридцать, а то и больше.

Умные родители всегда помогают учителям оказывать благородное влияние на детей. Они прекрасно понимают, что школьные порядки нельзя отменить, потому что работа здесь идет с массой, а не с отдельными детьми.

Хотя много внимания и уделяется учителями для индивидуального подхода к каждому ученику.

Таких умных родителей сразу видно на линейке 1 сентября. Это заботливые родители. Их нелегкий путь начинается с первого класса и продолжается до тех пор, пока ребенок не отучился в школе. Они приходят на каждый школьный праздник, на каждое родительское собрание, участвуют во всех классных делах, стараются решить любые школьные проблемы ребенка. Такие родители всегда прислушиваются к советам учителей, никогда не ругаются и считают, что учитель всегда прав. Если вернутся в 90-е годы, то это отличники и хорошисты, которые с уважением относились к своим учителям. Это класс родителей – интеллигентов. Они неравнодушны к образованию и воспитанию своих детей и никогда не отказываются от своих родительских обязанностей и прав. К счастью, таких родителей у нас немало.

Как правило, у таких родителей и дети хорошо учатся или стараются делать все, чтобы не оскорбить достоинства учителей и не испортить репутации класса, школы.

Другая группа родителей – это люди, совершенно противоположные первой группе. На линейках, на собраниях их не видно никогда, сами в школе появляются, а приходят в учебное заведение, если только их срочно вызвали. Некоторые и этого не делают, стараясь решить все проблемы по телефону.

Если посмотреть на результаты, то получается, что самое большое число отрицательного отношения к школе – в среднем звене. И это не случайно, ведь в начальной школе дети еще радуют своих мам и пап хорошими оценками, примерным поведением, поэтому и отношение к школе хорошее. В старших классах дети уже сами понимают, что впереди – экзамены, и вести себя плохо, скандалить с учителями, вроде как самому себе хуже сделать. А в среднем звене и успеваемость учащихся падает, и поведение оставляет желать лучшего. Учителя жалуются родителям, а родители винят во все учителей.

В одном из восьмых классов нашей школы на родительском собрании всех присутствующих мам и пап попросили написать имена и отчества учителей, преподающих в этом классе. Из двенадцати присутствующих, только одна мама написала все верно. Вот вам и отношение к школе.

Не секрет, что именно от учителей приходится часто слышать, что родители, сдав детей в школу, считают свои родительские обязанности исчерпанными и совершенно перестают интересоваться, как учится, как ведет себя или чем занимается их сын или дочь в школе.

Конечно, нельзя отказывать родителям в их стремлении интересоваться школой, где получают образование их дети. И если мы говорим, что принимать непосредственное участие в школьной жизни, заниматься воспитанием своих детей, посещать родительские собрания, своевременно откликаться на просьбы учителей – их прямая обязанность, то тогда родители должны иметь право критиковать школу, высказывать о ней свои суждения. Естественно, не во всех вопросах образования и воспитания компетентны родители наших учащихся и поэтому не обо всем могут судить, но есть в школе вещи, доступные оценке каждого разумного родителя.

Только вот критиковать учителей, высказываться о внутренних порядках и жизни школы родители должны тактично, грамотно, осторожно, без криков, склок и скандалов. И научить их этому тоже можем мы, учителя. Да, да, именно мы. А кто же еще? Растолковывать, спорить, объяснять, приводить весомые аргументы и, что самое главное, быть примером родителям в своем поведении. Это большой педагогический труд. Но он не бесплоден. Чем чаще учителя будут не просто ругать своих учеников, а выступят союзниками родителям, тем чаще родители станут интересоваться школьной жизнью, ценить труд педагогов и всячески помогать школе в ее благородном влиянии на детей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Как отношение родителей к школе

может повлиять на отношение к школе ребёнка

Педагог-психолог Шапуленкова И.Н.

Очень многие родители часто не могут понять, почему дети их совсем не слушаются. Они могут говорить со своими детьми до "посинения ", требуя, чтобы они изменили своё поведение, но, тем не менее, дети всё равно совершают одни и те же проступки.

Дети фактически слушают и слышат всё то, о чём мы говорим, и что сами обещаем. Если это так на самом деле происходит, то родители должны быть более осторожными относительно своих высказываний и своего отношения к некоторым вещам, которые они передают детям, когда они думают, что дети их не слышат и не замечают. Маленькие дети особенно впечатлительны, охотно верят тому, что родители им говорят, и стараются подражать взрослым, когда родители что-либо говорят или делают.

Один из общих предметов, о которых родители имеют своё определенное мнение, это - школа. Некоторые родители относятся с уважением к преподавателям своего ребёнка, тогда как некоторые относятся с долей сарказма и иронии к преподавателям своего ребёнка. Некоторые родители соглашаются со школьными методами, правилами воспитания и обучения детей, в то время как другие родители не соглашаются с такой методикой. Независимо от того, к какой категории вы относитесь, возможно, что ваш ребенок наблюдает за вами и приспосабливает ваше мнение и отношение к школе как своё собственное.

Когда родители относятся положительно к методам обучения в школе, их дети понимают, что ходить в школу это - их работа, получать хорошие отметки важно для их будущего роста, и что школьный преподаватель заслуживает уважения. Такие дети будут прилежно учиться, хорошо выполнять домашние задания, и, что не выполнение домашних заданий может повлечь за собой плохие последствия.

Если родители имеют негативное отношение к школе и/или преподавателю, то очень часто их дети будут показывать плохое поведение, часто нарушать школьную дисциплину: плохо будут вести себя в классе, препираться с преподавателем или с другими одноклассниками, или не выполнять классные задания, не делать домашнюю работу. Иногда эти дети могут быть наказаны или могут получить выговор за плохое поведение, но это их особенно не будет беспокоить.

Очевидно, что это всё вместе - некоторые обобщения, и не каждый родитель или ребенок могут относиться к этим двум категориям. Также могут быть другие причины, почему у ребёнка может понизиться самооценка. Однако, если вы будете обращать внимание на то, что вы сами говорите, когда выражаете своё мнение и отношение к школе и преподавателям школы, где учиться ваш ребёнок, и если вы найдёте нужные слова в беседе с вашим ребёнком о том, как важно учиться в школе, будет полезно не только вашему ребёнку, но и всей вашей семье в целом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родительской приходятся дошкольный, подростковый и юношеский возрасты. Это стадии наиболее интенсивного биологического и психического развития.

В подростковом возрасте во всей жизни детей доминирует школа. Роль ученика влечет за собой ответственность за успехи в учебе и связанную с этим работу в школе и дома. В школе ученик должен справляться с многочисленными требованиями. Долг родителей – помочь ребенку в выполнении школьных обязанностей, хорошо к ним подготовить и облегчить их выполнение дома. Родителям необходимо наблюдать за всем процессом учебы. Причем интерес к этому должен быть естественным и наглядным, так как в начальный период большинство детей учится как бы для родителей или учителей и лишь позже у них развивается познавательная мотивация, связанная с увлечением тем или иным предметом.

Ребенок становится членом школьного коллектива. У родителей появляется новая задача – помочь ему спокойно, безболезненно войти в необычную для него социальную среду. Вполне понятно, что при этом возникает необходимость в сотрудничестве с педагогами и школьными психологами. Даже самые лучшие педагоги не в состоянии самостоятельно преодолеть все трудности воспитания ребенка. Им необходима помощь родителей. Для этого существуют родительские собрания и частные беседы, в которых учитель и родители могут поделиться знаниями о ребенке, объяснить свои цели и взгляды на воспитание.

Много времени отнимают у родителей-активистов общественные дела в школе и список этих дел многообразен. Учитель один без помощи родителей, не в состоянии все это выполнить, и долг родителей помочь ему. Ведя общественную работу в школе, родители всегда должны стремиться, своим собственным примером воздействовать на формирование у детей сознательного отношения к общественно-полезному труду. Если мать, выполняя общественное поручение школы, говорит о нем как об обузе, то и дети станут так же относиться к общественной работе, а совместно выполненные домашние задания, проекты, доклады помогут изменить отношения детей к учебе.

Внимательное отношение родителей к школьным делам заставляет и детей ответственно относиться к учебе и делам класса.

Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка, а так же играет огромную роль, на всем периоде обучения. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

В.А. Сухомлинский

Школа — семья — ребенок

Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает!

В.А. Сухомлинский

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.

Постепенно у школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Будьте при этом доброжелательными советчиками, а не строгими судьями, но не решайте за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

Воспитание культуры поведения и сознательного отношения к учебе.

Современную школу мы рассматриваем как педагогическую систему, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения ее качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и содержательная организация учебной работы! Обеспечение с первых дней учебного года переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.

Вторая важнейшая задача - воспитание сознательного отношения к учебе, целеустремленности, трудолюбия, в основе которой лежит формирование у школьников положительных, социально значимых мотивов учения. Стиль воспитательной работы педагогов школы - это тактичность в отношениях с обучающимися и родителями, убеждение как основной метод разрешения проблемных ситуаций, индивидуальный подход к каждому ребенку, уважительное отношение к его достоинству, соблюдение прав ребенка в его самоопределении. Воспитание ответственного отношения школьника к учебе будет наиболее эффективным при условии побуждения интереса школьника к учебной деятельности, развитии у него адекватной самооценки, при содействии семьи в развитии ответственного отношения школьника к учению.

Семья имеет все возможности для воспитания у детей сознательного отношения к труду и учебе. Пример родителей является главным фактором воспитания в семье. Отношение родителей к труду, к повышению своего образовательного уровня является главным ориентиром для детей в семье. Однако всю значимость труда дети осознают лишь в процессе собственной трудовой деятельности.

Дети и подростки, которые в семье регулярно выполняли посильные дела, отличаются более сознательным отношением к учебе в школе и общественной деятельности. Отношение ребенка к учебе, к приобретению знаний тоже может формироваться в семье, в ее интеллектуально-культурной обстановке. В семье необходимо удовлетворять и развивать многосторонние детские интересы к политике, науке и технике, литературе, спорту и туризму.

В некоторых семьях полагают, что главное- одеть, обуть и накормить детей, а остальное- дело школы.

Как помочь детям хорошо учиться?

Этот вопрос интересует многих родителей. Главным условием является внимание семьи к учебной работе ребёнка, отношение к школьной жизни детей как к большому и ответственному делу.

Как правило, в тех семьях, где к учению детей относятся внимательно, школьники с самых первых дней учёбы начинают заниматься серьёзно, проявляют интерес к знаниям и добросовестно относятся к своим обязанностям.

Но помимо внимательного отношения к учебному труду детей, часто им требуется и конкретная помощь. Эта помощь на разных ступенях обучения бывает различной. Особенно в ней нуждаются школьники младшего и среднего возраста.

Младшие школьники часто учатся хуже своих возможностей, потому что многие из них ещё не умеют самостоятельно заниматься, контролировать самих себя, у них недостаточно развита усидчивость и настойчивость в работе. Особенно ярко это проявляется при подготовке домашних заданий, которым в системе обучения принадлежит важная роль. Готовя уроки дома, ребёнок закрепляет знания, полученные в школе, учится самостоятельно применять их на практике. Вот тут-то и необходимы контроль и помощь со стороны родителей.

Необходимо создать ребёнку дома условия, при которых он мог бы излагать свои знания кому-нибудь из старших членов семьи.

Однажды я в одной из радиопередач по проблеме воспитания детей в семье услышала интересный рассказ бабушки, которая занималась воспитанием внука. Она ежедневно проверяла уроки у своего внука-пятиклассника, включая и немецкий язык, хотя ни читать, ни писать по-немецки не могла. А внук даже и не подозревал о том. А хитрость заключалась в том, что бабушка очень внимательно слушала ребёнка, и если внук ошибался и запинался, то она просила его подучить немного.

Все родители, независимо от образования, могут послушать школьника, как он рассказывает, и по учебнику проверить выученный урок, посмотреть, аккуратно ли он выполнил письменные работы.

Иногда родители, успокаивая себя отличными отметками своего чада, совсем не интересуются их учебной работой. Правы ли эти родители? Конечно, нет. Родители должны внимательно следить за учебной работой даже самых хороших и старательных учеников. Внимательное отношение родителей к выполнению ребёнком домашних заданий даёт возможность совершенствовать его знания, приучает его лучше осмысливать выполненную работу, активизирует мышление, заставляет ещё раз подумать, так ли он всё понял и всё ли, что нужно заполнил, правильно ли рассказал выученное; приучает быть внимательным при подготовке уроков.

Большую помощь могут оказать ребёнку родители, показывая насколько полезно то, что он узнал. Очень важно, чтобы дети с ранних лет поняли, что знания, приобретённые ими в детстве, в школе, будут нужны им всю жизнь. А ведь у родителей во многих случаях больше, чем у учителей возможностей помочь детям в этом. Например, они могут предложить им вымерить площадь квартиры, дома, двора, определить расстояние между различными пунктами, сколько краски потребуется, чтобы выкрасить пол в доме и т.д.

Так родители могут помочь детям связывать теоретические знания с жизнью, с практикой, показывая практическое значение полученных знаний, и тогда интерес к учению у детей будет повышаться.

Верным залогом успеха в обучении является систематическая учебная работа. Прочность знаний зависит от того, насколько вдумчиво и планомерно занимался школьник в течение года. Важная роль в этом принадлежит повседневному выполнению всего того, что предусмотрено программой и правильной организации закрепления всего изученного дома.

Ученик не сможет понять, что такое наречие, если плохо усвоит особенности глагола и прилагательного. Поэтому очень важно, чтобы дети систематически работали как в школе, так и дома при выполнении домашних заданий.

Домашнее задание обычно записывается в дневник, и родителям необходимо регулярно просматривать дневник и следить за тем, чтобы всё было выполнено.

Правильно поступают те родители, которые заботятся о создании условий для подготовки школьниками домашних заданий и внимательно контролируют их выполнение, приучая детей садиться за уроки ежедневно в одно и то же время, и не отвлекаться во время занятий.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети готовили уроки сразу после школы. Сначала нужно хорошо отдохнуть. Но нельзя допускать, чтобы ребёнок готовил уроки наспех перед сном, или утром, перед уходом в школу. Очень важна и последовательность выполнения домашних заданий. Со свежими силами лучше готовить трудные уроки. При решении задачи следует обратить внимание на то, чтобы ребёнок хорошо разобрал условие задачи, выяснил, что дано и что следуёт узнать, определил тип задачи, а уж потом начал решать. При выполнении упражнений по русскому языку ребёнок должен разобрать содержание, уяснить, что надо сделать, повторить правила, а потом выполнять работу.

Иногда родители успокаиваются, услышав от ребёнка, что все уроки выучены. Этого делать не следует. Часто ребёнок совершенно искренне уверен в этом, а когда начинает рассказывать, то выясняется, что где-то необходимо подучить, вспомнить.

При заучивании стихотворений наизусть следует текст разбивать на отдельные, логически обоснованные части и заучивать их каждую в отдельности, а затем уж связывать текст и повторять его полностью.

При подготовке устных предметов необходимо помогать детям установить логический план рассказываемого, выделить основные мысли, определить их последовательность.

Родителям следует почаще просматривать рабочие тетради детей, чтобы знать, как они работают в классе, выполняют ли домашние задания. А то ведь бывает и такое, что в тетрадях одни классные работы.

Чтобы дети безошибочно и аккуратно выполняли уроки, нужно в комнате, где ребёнок готовится, создать рабочую атмосферу. Разговоры взрослых, радио, телевизор отвлекают ребёнка. У ребёнка должно быть постоянное место для занятий, удобное и хорошо освещённое.

Важное значение для успешной учёбы имеет организационная сторона дела. Важно, чтобы ученик имел к началу учебного года всё необходимое: книги, ручки, линейки, ластики, альбомы и т д. Иногда родители на это обращают мало внимания.

Подводя итог, отмечу: чтобы помочь детям хорошо учиться, следует прежде всего развивать и поддерживать у них интерес к знаниям, проявлять заботу о создании условий для успешной учёбы, контролировать их и помогать им.

Всё это будет способствовать тому, что у школьника будет стремление учиться хорошо, он научится систематически работать и ответственно относиться к своим обязанностям.

Какую помощь может оказать семья ребенку, обучающемуся в школе?

1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.

Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх — плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

3. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их преодолеть?

4. Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи

в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят

свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок

а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.

Я надеюсь, что Вы возьмёте на вооружение эти советы и воспользуетесь ими. Хочу закончить своё выступление словами Великого педагога А.Макаренко:

"Наши дети - это наша старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе, будущие слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Мама делает с сыном уроки

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

Ребенок должен стремиться к позитивному общению с одноклассниками и учителями

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

У большинства школьников, справляющихся с учебной деятельностью, хорошая мотивация

25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

    Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.

Важно учитывать уровень психического и физического созревания будущего школьника

Нельзя использовать угрозы и физические наказания если ребенок не справляется с учебой

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

Читайте чаще вслух детям - будьте примером для ребенка

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Читайте также: