Почему алексей и лиза полюбили друг друга барышня крестьянка кратко

Обновлено: 07.07.2024

Берестов и Муромский вскоре стали хорошими друзьями. Они решили поженить своих детей. Алексей отказывался брать в жены Лизу, и тогда отец поставил перед ним условие: или свадьба, или лишит наследства. Молодой человек написал Акулине о случившемся, предложил в письме выйти за него замуж (хотя и знал, что потом придется вести жизнь обычного крестьянина).

2.Формировать умение анализа художественного текста.

3.Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.

Оборудование:

Методические приемы:

Значит, мы будем читать не совсем серьезное произведение Пушкина. Тем не менее в нем Пушкин рассуждает об очень серьезных проблемах, но с юмором.

Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня

и
крестьянка? (Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

Судя по названию и эпиграфу, главной героиней будет девушка, показанная в противоречивой ситуации и сохранившая в ней высокие нравственные качества.

Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения

1.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.)

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много общего:

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Младшее поколение

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в *** университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

1.Характеристика персонажа, портрет:

Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

4. Викторина

1. Как Муромский звал свою дочь по-французски? (Бетси)

2. Какое пирожное подавали на именинах у поваровой жены в Тугилово у Берестовых? (Пирожное бланманже синее, красное и полосатое)

3. В какую игру играли на именинах? (В горелки)

4.Что заказала Настя Трофиму пастуху? (Лапти)

5.Каким именем представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь Василия-кузнеца)

6. Назовите фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская Елизавета Григорьевна)

7. Мадам англичанка (мисс Жаксон)

8. Какое отношение имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась грамоте)

9. Где была учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)

10. Что носил Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)

ТУГИЛОВО: Берестов Иван Петрович, Алексей.

ПРИЛУЧИНО: Муромский Григорий Иванович, Лиза, Настя, Мисс Жаксон, Акулина, Василий-кузнец.

5. Продолжение введения нового материала.

1. Давайте перечитаем страницы этой повести и подумаем:

Какой художественный образ этой эпохи создал Пушкин в “Барышне-крестьянке”?

6. Беседа на восприятие произведения.

Где происходят события, изображенные в повести? (отдаленные губернии Берестовых, Муромских). Тугилово и Прилучино.

Какие картины провинциального дворянства возникают при чтении повести? (обеды, отдых, охота, гости.).

Кто из героев вам понравился больше всего и почему?

Что приятно удивляет нас во взаимоотношениях героев? (легкость, доброжелательность).

Какое чувство вызывает у вас финал повести?

Учитель: Мы прошлись по сюжетной линии произведения А.С. Пушкина, теперь давайте определять, повесть ли это.

— Много здесь сюжетных линий или одна? Докажите.

— Попробуйте выделить эпизоды в этой повести.

— Важное значение в литературном произведении имеют люди, их характеры. Давайте посмотрим, как Пушкин создает характеры действующих лиц. Возьмем главных героев. Кто они?

— Какие средства раскрытия характеров вы знаете?

— Есть ли в повести портреты героев, как они их характеризуют?

(Работа с текстом.)

— Какие поступки совершают герои, как они их характеризуют?

— Дают ли другие персонажи оценки героям, какие? Найдите в тексте.

— Как представлена Лиза в повести? (В двух лицах.)

— Что хотел сказать Пушкин таким приемом, как раздвоение героини?

(Любят человека, а не его положение в обществе.)

— Изменяются ли характеры героев?

— Есть ли в повести пейзажи, как они помогают понять героиню?

— Есть ли в повести художественные детали, характеризующие людей?

— А.С. Пушкин, конечно, чувствуется в тех точных и выразительных характеристиках — оценочных словах, которые он придает каждому персонажу.

7. Работа с текстом.

 Найдите в тексте описание утра, рощи, где происходит свидание Лизы и Алексея Берестова. Выразительно прочитайте отрывок. (Заря сияла на востоке…)

 Какие художественные средства использовал автор в описании.

Учитель рассказывает о русской природе, изображенной на полотнах русских художников Левитана, Поленова, Саврасова, Шишкина.

 Какие краски использовал бы художник, рисуя это утро, рощу? (золотые, голубые, розовые)

Сначала Лиза узнала о мрачной серьёзности Алексея из пересудов подруг, уездных барышень, и его задорной резвости в играх с дворовыми девушками от служанки Насти. Она задумала нарядиться крестьянкой и в таком обличии поближе пообщаться с известным красавцем. С первой их встречи в лесу Алексею сразу приглянулась обаятельная девушка, постепенно он привязался к милой Акулине. Молодые люди всё лето встречались в утренние часы, много время они проводили в разговорах. Свою новую знакомую Алексей обучил грамоте и письму, и вскоре влюблённые стали переписываться. Когда Алексей отправился в усадьбу Муромского, чтобы отказаться от брака с Лизой, то увидел там свою любезную Акулину. Тогда он понял, что обрёл своё счастье.

Повесть А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка” была написана осенью 1830 года, а это самый серьезный рубеж в жизни и в творчестве писателя. Литераторам это время известно как Болдинская осень, а цикл произведений, написанных в этот период известен всем как “Повести Белкина”. “Барышня-крестьянка” в высшей степени утонченное произведение, которое читается на одном дыхании. Центральное место в нем занимает, конечно же, тема любви.

В описании образов главных героев автор, казалось бы, предусмотрел все.

Муромская – дочь “настоящего русского барина” Григория Ивановича Муромского. Он живет на широкую ногу, бездумно растрачивая деньги в попытках обустроить свое имение на английский манер. Несмотря на существующие долги, Григорий Иванович балует дочь и даже нанимает ей английскую гувернантку. У Лизы приятная внешность и острый ум.

Она очень дружна со своей горничной Настей, несмотря на разницу в социальном положении. Именно Настя впоследствии помогает Лизе познакомиться с Алексеем Берестовым.

Семья Берестовых изначально противопоставляется автором семье Муромских. Алексей Берестов –

сын ближайшего соседа Муромских, Ивана Петровича Берестова. Иван Петрович – человек высоких моральных принципов, настоящий хозяйственник и консерватор, а потому не признает нововведения Григория Ивановича. Действие повести происходят на тот момент, когда Алексей приехал из университета к отцу в деревню.

О молодом человеке ходили слухи, что он очень силен и хорош собой. Сельские девушки сразу же заинтересовались им, в особенности Лиза Муромская.

Однако, в связи с тем, что отцы молодых людей не ладили, знакомство с Берестовым-младшим представлялось девушке невозможным. На помощь ей пришла верная подруга Настя. Она помогла Лизе нарядиться крестьянкой и тайком познакомиться с Алексеем.

Первая встреча главных героев состоялась в роще имения Берестовых. Сын хозяина как раз охотился, как вдруг его собака с лаем набросилась на бедную девушку. Смуглая крестьянка с пронзительными глазами сразу же понравилась Алексею. Лиза представилась дочерью кузнеца – Акулиной.

Сметливая крестьянка настолько ему понравилась, что он выразил желание увидеться снова. Лиза, боясь быть уличенной, попросила не искать ее по деревне, пообещав прийти на то же место в назначенный час.

Так молодые люди стали встречаться и два месяца пролетели, словно один миг. Их счастье казалось таким безоблачным, но не обошлось здесь без родительского вмешательства. Однажды во время верховой прогулки Берестов-старший встретил Григория Ивановича.

Последний упал с понесшей его лошади и оказался в доме у Берестовых. Так старые враги наладили добрые соседские отношения. Муромский в благодарность за спасение пригласил Ивана Петровича с сыном в гости.

Для Лизы эта новость стала ударом. Она решила густо набелить лицо и экстравагантно одеться, чтобы Алексей ее не узнал.

План Лизы сработал. Алексей действительно не признал в этой жеманной барышне свою скромную и естественную Акулину. Тем временем Берестов с Муромским настолько подружились, что решили поженить своих детей, но Алексея эта новость опечалила, так как он хотел жениться на своей любимой крестьянке. В тот же вечер он написал Акулине письмо с предложением выйти за него замуж, а на следующий день направился к Муромским, чтобы объясниться.

В книгу "Повести Белкина" входит повесть "Барышня-крестьянка". Все истории читаются легко и с интересом. Эта повесть также с увлекательным сюжетом.

Жили-были два богатых помещика. И были у них некоторые разногласия. Муромский Григорий Иванович предпочитает вести хозяйство на английский манер. Все соседи любят Григория Ивановича, только Берестову Ивану Петровичу не нравится англомания соседа. Муромский обвиняет Ивана Петровича насколько плохо работают традиционные методы ведения хозяйства.

Эти события завертелись с Насти, наперсницы Лизы дочери Муромского. Кто-то из крестьян Берестова пригласил отметить какой-то праздник. И когда Настя вечером вернулась, были одни разговоры. С университета вернулся сын Ивана Петровича Алексей и какой он красивый, весёлый энергичный и нос не задирает, участвуя в крестьянских играх. Настя так интересно рассказывала, что Лиза решила встретиться. А чтобы он её не узнал переодеться крестьянкой.

Лиза встречает Алексея в лесу, как и планировалось, и начинает разговаривать с ним в наряде крестьянки. Речь её была простая и назвалась она Акулиной. Берестов очарован девушкой, провожает её домой и назначает ей новую встречу. Они общаются некоторое время, когда Алексей узнаёт, что Акулина не умеет читать и писать. И он стал её обучать и всё удивлялся, как девушка быстро учится.

Всё это происходит до тех пор, пока на охоте Муромский повредил ногу. Берестов приглашает его к себе в имение. И тут за угощениями они уладили все разногласия. Помещики понравились друг друг и поняли, как ошибались друг в друге. И недолго думая решают поженить детей Лизу и Алексея. Григорий Иванович приглашает Берестовых к себе в имение. Лиза узнав об этом, очень напугана и просит отца отменить визит. Но он категорически против и настаивает. И тут она решает нарядиться до неузнаваемости и просит отца ничему не удивляться.

После поездки Иван Петрович говорит, что хочет женить Алёшу на Муромской. Он против, ведь он любит Акулину. И Алексей едет к Муромским, чтобы объяснить, что он не может с ними породниться. Приезжает в имение и видит свою Акулину. Вот и всё прояснилось. Нет тайн и все счастливы.

История очень интересная. В ней есть всё и недоразумения, и конфликт, и юмор. И есть любовь между Лизой-Акулиной и Алексеем.

Читайте также: