Как страны борются с терроризмом кратко

Обновлено: 05.07.2024

Терроризм – уродливое порождение новейшей истории землян – продолжает расползаться по всей планете. Казалось бы, какие апологеты могут быть у раковой опухоли человечества? Однако находятся, и таких немало.

Очевидно, что вирусы этой черной напасти поражают духовность и сознание людей, порождая неприятие, страх перед величием жизни и гармонией мира и насаждая в умах панический ужас и культ смерти. Сегодня терроризм из разрозненных некогда ячеек превратился в разветвленную международную сеть.

Формы его проявления все более носят международный характер и масштаб деятельности. Об этом говорят международные террористические акты, террористические действия, направленные против правительств отдельных республик, каких-либо политических группировок внутри стран. Кроме того, действует уголовный терроризм, преследующий узкокорыстные цели.

Террористический акт может быть совершен и одним лицом против одного или нескольких человек или каких-либо объектов. Однако для международного терроризма совершение преступного деяния в одиночку нехарактерно. Даже когда преступник действует один, нередко ответственность за совершение преступления берет на себя какая-либо террористическая организация.

В качестве основных субъектов международного террора в настоящее время выступают радикальные политические движения, экстремистски настроенные националистические и сепаратистские течения, преступные мафиозные организации, спецслужбы некоторых государств, антидемократические политические режимы тоталитарного или полуфашистского толка.

Основными чертами международного терроризма являются глобализация, профессионализация и опора на экстремистскую идеологию. Также отмечаются использование террористов-самоубийц, угроза использования неконвенционального (ядерного, химического или бактериологического) оружия и рациональный подход.

Специалисты отмечают также рост технической оснащенности террористов и их негласную поддержку со стороны некоторых государств. Для пропаганды своей идеологии террористические организации широко используют Интернет, радио и телевидение. Международный терроризм представляет особую опасность в связи с тем, что угрожает международному правопорядку и межгосударственным отношениям.

Любая акция международного терроризма затрагивает интересы нескольких (как минимум двух) государств, и для пресечения либо предупреждения таких акций необходимо широкое межгосударственное сотрудничество. Впервые на международном уровне вопрос о борьбе с терроризмом стал обсуждаться в 1934 году в Лиге Наций. Это было связано с убийством 9 октября 1934 года в Марселе короля Югославии Александра I и премьер-министра Франции Луи Барту.

Принятые Лигой Наций в 1937 году Конвенция о предупреждении терроризма и наказании за него и Конвенция о создании Международного уголовного суда так и не вошли в силу. Однако они послужили прототипом для современных международных соглашений в этой сфере.

В современных условиях

В настоящее время терроризм превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы народа, чем дальше, тем больше уносят жизни ни в чем не повинных людей.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, зачастую превосходящим оснащение подразделений правительственных войск; наличием сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов.

Террористические организации наладили между собой тесные связи на общей идеолого-конфессиональной, военной, коммерческой и другой основе. Террористические группировки, особенно их руководители во многих случаях тесно взаимодействуют в вопросах приобретения вооружений, прикрытия друг друга, разделения функций и задач при проведении ими масштабных операций. Отмечены совещания и встречи руководителей наиболее крупных группировок, координация деятельности организаций различной национальной принадлежности.

Террористические группировки активно используют в своих интересах современные достижения науки и техники, получают широкий доступ к информации и современным военным технологиям. Современные информационные технологии расширяют возможности пропаганды идей терроризма, распространения технологических приемов организации и проведения акций терроризма, поиска меценатов этой деятельности.

Военная доктрина Российской Федерации относит международный терроризм к числу основных внешних угроз военной безопасности страны и ее союзников. Здесь указывается, что данная угроза на отдельных направлениях не только не ослабевает, но и усиливается. Основные характерные черты этого особо опасного преступления заключаются в посягательствах на мирное развитие международных отношений и основополагающие принципы международного права, в создании угрозы жизни политических и государственных деятелей, больших масс людей, которые под страхом смерти, страданий, материальных потерь принуждаются идти на уступки, если террористические акции не получают адекватного отпора.

В этих действиях всегда присутствуют прямой умысел осуществляющих их лиц, а также сторона, которая данные акции организует и спонсирует извне. Международный терроризм посягает как на жизненные интересы мирового сообщества, так и на основные права и свободы людей. Его действия всегда пронизаны нетерпимостью и жестокостью.

Отличительными особенностями современного терроризма также являются проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры, создание разветвленной сети центров и баз по подготовке боевиков, сети фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов, для финансирования и всестороннего обеспечения их операций, концентрация финансовых ресурсов в руках террористов в связи со срастанием терроризма с наркобизнесом и торговлей оружием, использование права на политическое убежище, проживание, деятельность и базирование, предоставляемое рядом государств, использование и создание конфликтных и кризисных ситуаций для распространения своего влияния.

Всесторонний анализ состояния причин данной проблемы и условий, в которых она разрешается, позволяет сделать прогноз о дальнейшем усилении агрессивности, организационно-тактического потенциала и профессионального уровня международного терроризма за счет приобретения опыта проведения крупномасштабных и дерзких акций, совершенствования специальной подготовки террористов за счет активного использования наемничества, тесного смыкания политических, террористических структур с преступными сообществами, а также использования ими иных форм политического противоборства. Пропагандистским прикрытием подобных акций будет широкое распространение лозунгов национально-освободительной борьбы против имперской политики на этнической и лжедемократической основе.

Отстаивая свободу и жизнь

Международное сообщество осознает опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровнях принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма.

Примерами таких правовых актов являются конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год), о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год), о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН, 1973 год), о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год) и ряд других.

Применение законодательных актов приносит свои положительные плоды. Вместе с этим каждый человек должен иметь четкие морально-этические нормы гражданина мира, не позволяющие идти на поводу у пропагандистов и вербовщиков терроризма, тем самым отстаивая свободу, жизнь и мир на Земле.

Международный терроризм и его отличительные признаки

Международный терроризм – это способ устрашения государств и их населения посредством реализации террористических актов против мирного населения, общественных и государственных деятелей.

Для того, чтобы эффективно бороться с международным терроризмом, необходимо, прежде всего, понимать его суть. Рассмотрим ее более подробно.

Международный терроризм представляет собой особую форму терроризма, характеризующуюся следующими чертами:

  • глобализация;
  • профессионализация;
  • опора на экстремистскую идеологию.

Объектом террористической борьбы чаще всего выступаю религиозные или политические взгляды, международные организации, институты, соглашения. Его отличительной чертой выступает наличие международных и региональных органов, руководящих принятие решений относительно планирования террористической деятельности, подготовки и реализации конкретных мероприятий, организации взаимодействия отдельных групп и исполнителей террора. Кроме того, эксперты к числу специфических черт международного терроризма на современном этапе его развития относят использование террористов-самоубийц, рационализацию подхода террористических организаций, а также их прибегание к угрозам использовать ядерное, химическое или бактериологическое оружия.

Международный терроризм, зародившись в конце 1960-х годов, свое наиболее значительное развитие получил в конце ХХ – начале XXI века. Сегодня ни у кого нет сомнений, что он превратился в глобальную проблему всего мирового сообщества. Для ее решения страны вынуждены объединять усилия, координировать свои действия и оказывать посильную помощь друг другу.

К числу основных целей международного терроризма могут быть отнесены дестабилизация и дезорганизация государственного управления, а также нанесение экономического и политического ущерба стране. Считается, что все это должно побудить правительство страны к изменению своей политики в выгодную для террористов сторону. Наибольшую угрозу международный терроризм несет для международного порядка и безопасности, а также для межгосударственных отношений и международных интересов стран мира. Место совершения терактов в данном случае не имеет значения.

Реализация международного терроризма строится на основе поддержки различного рода экстремистских организаций, разбросанных по всему миру, а также на содействии некоторых стран, от которых международные террористические организации получают материальную и финансовую помощь, современно вооружение и средствам связи. Все это помогает в подготовке боевиков.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные способы борьбы с международным терроризмом

Борьба с международным терроризмом – общая задача всех стран мира. В общем смысле ее следует рассматривать в качестве контролированного, сознательного процесса, в результате которого появляются хорошо продуманные и детально проработанные еще до начала формальной реализации стратегии.

В настоящее время основными способами борьбы с международным терроризмом выступает локализация и нейтрализация террористических тенденций наряду с усилением потенциальных предпосылок для формирования и развития террористических движений. Основным инструментом борьбы выступает система международного сотрудничества.

В основу борьбы с международным терроризмом заложены следующие принципы:

  • недопустимость оправдания актов терроризма, их осуждение как преступных;
  • отказ от уступок террористам и заключения с ними каких-либо сделок;
  • бескомпромиссность борьбы с международным терроризмом во всех его формах;
  • не предоставление убежища и передача террористов правосудию за совершенные ими преступления;
  • обеспечение задержания, судебного преследования либо выдачи террористов;
  • недопустимость участия стран в организации, подстрекательстве либо участии в актах терроризма;
  • изоляция государств, поддерживающих терроризм и оказание на них давления в целях изменения теми своего поведения.

В конечном счете, основой борьбы с международным терроризмом сегодня выступает укрепление и развитие международного сотрудничества в части предотвращения, пресечения и ликвидации терроризма (как в части исполнителей, так и в части руководителей и спонсоров).

Стратегии борьбы с международным терроризмом

В настоящее время эксперты выделяют порядка трех основных стратегий борьбы с международным терроризмом. Все они в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Рисунок 1. Ключевые стратегии борьбы с международным терроризмом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стратегия насильственного противоборства реализуется в контексте общей борьбы за существование, результатом которого становится гибель наименее приспособленных к данным условиям жизни социальных групп и систем и выживание более приспособленных. В данном случае речь идет о своего рода эволюционном процессе.

Вторая концепция борьбы с терроризмом строится на уничтожение врага посредством проведения военных действий и контртеррористических операций. Эти операции зачастую носят международный характер.

Кроме того, гипотетически эксперты выделяют вариант гуманной войны с терроризмом, основанное на необходимости нейтрализации террогенности посредством недопущения террогенных факторов, осуществления взаимных уступок и заключения договоренностей.

Многие говорят о том, что в современном мире в рамках борьбы с международным терроризмом первые две стратегии уже устарели, доказав свою нецивилизованность и неэффективность. В будущем наибольшими перспективами развития будут обладать те стратегии борьбы с международным терроризмом, в которых нет признаков физического насилия, а основной упор сделан на достижение разумного компромисса, учитывающего интересы конфликтующих сторон. Считается, что это позволит определить наиболее оптимальный алгоритм социального управления, при котором терроризм станет попросту невозможен.

Терроризм и закон: как разные страны борются с экстремистами

Теракт на борту российского самолета ("Авиакатастрофа в Египте: почему упал Airbus "Когалымавиа") привел к гибели 224 человек, а атаки террористов в Париже вызвали закономерную реакцию со стороны властей: во многих странах синхронно заговорили о необходимости усиления антитеррористического законодательства – кроме России. Насколько сильна законодательная база в этой области сегодня, какими мерами разные страны борются с терроризмом и чего ждать в области законодательства после терактов?

Найти и уничтожить

После терактов в Париже экс-президент Франции Николя Саркози выдвинул нестандартное предложение. В эфире главного французского телеканала TF-1 он посоветовал надевать на радикальных исламистов специальные электронные браслеты – чтобы контролировать потенциальных преступников и избежать новых терактов. Следует ли "окольцевать" все 11,5 тысячи человек, которые значатся в списке представляющих угрозу безопасности страны, теракты в которой приобрели пугающую регулярность, Саркози не уточнил. Что делать с теми, кто теракт уже совершил, подсказал накануне российский президент Владимир Путин. Он приказал искать этих людей по всему миру вне зависимости от географии, без какого-либо срока давности, и найденных уничтожить – во всяком случае, так передал слова главы государства его пресс-секретарь Дмитрий Песков. И у России, и у Франции, которые были практически синхронно атакованы террористами, существуют и устоявшиеся правовые способы решения связанных с терроризмом вопросов. Какими законодательными методами страны пытаются бороться с терроризмом, насколько быстро можно дойти до тотального контроля за всеми врагами народа и какими будут правовые последствия терактов в России и Европе?

Россия: в авангарде антитеррористического законотворчества

"Законодательное обеспечение противодействия терроризму в России достаточно и не требует дополнительных решений со стороны парламента" – об этом заявил на этой неделе Константин Косачев, глава комитета Совета Федерации по международным делам, по итогам совместного заседания своего и оборонного комитетов. В противовес ему сегодня в Госдуме подготовили пакет поправок, ужесточающие статьи УК о террористах, их пособниках и приверженцах. Такие преступления депутаты предлагают перевести в категорию тяжких. Наказание за них составит от пяти лет тюрьмы. За последние два десятилетия в России сформировался значительный пакет антитеррористических законов. Практически каждый очередной законопроект был следствием теракта.

Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" появился в России в 1998 году. Именно в нем были однозначно сформулированы сами понятия террористической деятельности и теракта, а также основы борьбы с терроризмом и координация действия органов власти. В 2001 году взялись и за финансовую сторону вопроса: 7 августа был подписан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". А еще через год власти занялись похоронами террористов: 1 ноября 2002 года в закон добавили указание о тайне их захоронения.

Новый закон "О противодействии терроризму" появился после одного из крупнейших российских терактов – захвата школы в Беслане 1 сентября 2004 года. Жертвами теракта тогда стали 335 человека, ранения получили еще 700 человек. Закон от 6 марта 2006 года и сопровождающий его указ назначили ответственных за борьбу с терроризмом: основным "борцом" на федеральном уровне ожидаемо стала Федеральная служба безопасности. Также в стране появился Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Позже появились и разъяснения по поводу рассмотрения террористических дел в судах. Подписанный 30 декабря 2008 года закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму" разъяснял, что уголовные дела о преступлениях по ст. 205 УК РФ (террористический акт), ст. 206 (захват заложника), ст. 208 (организация незаконного вооруженного формирования), которые до этого рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, отныне передавались в ведение коллегий из трех судей федерального СОЮ. В октябре 2009 года Россия обзавелась и собственной Концепцией противодействия терроризму, а в 2012 году в свет вышел указ "О порядке установления уровней террористической опасности…", вводящий систему предупреждения о вероятности теракта.

2 ноября 2013 года Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Он существенно ужесточил антитеррористическое законодательство, предусматривал новые наказания за террористическую деятельность: по его положениям возмещать вред после теракта, в том числе и моральный, должны родственники и близкие террористов "при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества". Эксперты раскритиковали закон из-за его несоответствия международным юридическим принципам, таким как, например, презумпция невиновности, и замещения его принципом коллективной ответственности, а также возможностей для злоупотреблений со стороны правоохранителей.

Последние существенные дополнения в антитеррористическое законодательство появились в 2014 году – после серии терактов в Волгограде, в результате которых погибли 34 и получили ранения более 70 человек. Поправками в различные законодательные акты было расширено понятие "террористический акт". Наказание за совершение теракта и его финансирование увеличили до 15–20 лет тюрьмы. Кроме того, теперь платежи на сумму более 15 тыс. руб. должны были проходить обязательную идентификацию.

Тогда же появился и небезызвестный "Закон о блогерах". Согласно закону, информация о пользователях и их активности в Сети должна храниться минимум полгода, и для ее получения правоохранительным органам не требуется разрешение суда. В ноябре 2014 года были также усилены меры противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. За их изготовление грозит теперь до 12 лет тюрьмы и штраф до 500 тыс. руб. Зимой 2014 года появился и еще один закон, запрещающий руководителям организаций, признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы управления других юрлиц в течение 10 лет.

О богатой судебной практике по террористическим статьям говорить не приходится: "В реальности спецслужбы практически не доводят дела о терроризме до суда, существует целая практика "уничтожения" подозреваемых на месте и объяснения их преступлений постфактум, когда нам остается только верить силовикам на слово", – говорит Игорь Трунов, председатель президиума коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры".

Последние изменения в российском антитеррористическом законодательстве порадовали далеко не всех: в СМИ заговорили о полицейском государстве и истерии на почве борьбы с терроризмом. Однако сегодня после крушения в результате теракта самолета с российскими туристами дискуссии подобной тональности едва ли будут поддержаны. Кстати, в самом Египте, откуда и отправлялся самолет, в этом году вступил в силу новый антитеррористический закон. Он предполагает наказание в виде смертной казни или пожизненного заключения для тех, кого суд – проводимый по ускоренной схеме – признает виновными в организации и руководстве террористической группировкой. Участие в террористической деятельности карается лишением свободы на 10 лет. Журналистам, рассказывающим о нападениях боевиков не с официальной точки зрения, грозит штраф как минимум на 25 тыс. египетских фунтов. Впрочем, как показала практика, действиями закона едва ли можно напугать террористов-смертников.

Франция: строгость не сработала

Парижские теракты заставили президента заговорить и о расширении полномочий государства при применении чрезвычайных мер, в том числе ареста и обысков. До сих пор полномочия эти были довольно ограниченны, а режим чрезвычайного положения мог быть введен по закону от 1955 года не более чем на 12 дней. Предполагает режим ЧП и дополнительные полномочия представителей власти: они получают право перекрывать пешеходное и автомобильное движение, закрывать мероприятия и собрания, проводить задержания и обыски и контролировать работу СМИ. Чтобы продлить режим ЧП, депутатам пришлось пересмотреть закон: решение о продлении режима чрезвычайного положения на три месяца было принято 19 ноября Национальным собранием Франции.

Интересно, что недостатком антитеррористических законов Франция не страдает. Первый из них, существенно ограничивающий свободу прессы, был принят еще в XIX веке, во времена Третьей республики, и должен был помочь борьбе с анархистами. Сегодня магистраты из антитеррористического подразделения Минюста имеют право задержания подозреваемых в "сговоре с террористическими целями" при наличии улик, позволяющих предположить такой сговор. С 1986 года – закон "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" французские юристы считают основным в широкомасштабном наступлении на терроризм – французское законодательство, контролирующее борьбу с терроризмом, было серьезно ужесточено.

Сегодня, когда, согласно данным Европола (полицейской службы ЕС), Франция занимает первое место в Европе по числу приверженцев радикального ислама, подобная политика актуальна, как никогда. Ранее же свет увидели целых 14 законов, принятых, как и в России, на злобу дня. Первым толчком к репрессивным мерам стала серия взрывов в парижском метро в 1995 году, устроенная членами Вооруженной исламской группы (восемь человек погибли, около 200 пострадали).

Закон от 22 июля 1996 года ввел в юридический арсенал понятие "преступного сообщества, связанного с терроризмом", а власти получили право применять упреждающие меры, в частности лишать гражданства. Николя Саркози, который во времена лондонских терактов летом 2005 года, когда террористы-смертники взорвали метро с автобусом и убили 52 человека, а ранили около 700, возглавлял МВД Франции, продолжил развивать антитеррористическое законодательство, в рамках очередного законопроекта обязав операторов телефонной связи и провайдеров сохранять данные в течение года, а также облегчив условия установления видеонаблюдения. Увеличивал срок временного задержания подозреваемых в терроризме с четырех до шести суток закон от 2006 года. Он же разрешал открывать огонь по автомобилям, которые не останавливаются по требованию полицейского кордона. Дальнейшие ужесточения последовали в 2008 году: тогда в антитеррористический арсенал добавляются меры по контролю на международных железнодорожных линиях. Французские полицейские получили право проверять документы у пассажиров не только на национальной территории, но и на территории других государств в 20-километровой зоне от национальных границ.

Однако новым этапом французского антитеррористического законодательства стал закон от 4 ноября 2014 года "О борьбе с терроризмом". Он ввел запрет кандидатам в джихадисты, которые отправляются в Сирию или Ирак, покидать территорию Франции. Также он допускает возможность внесудебной блокировки исламистских веб-сайтов. В целом во французском УК терроризму посвящен целый раздел, содержащий определения в том числе и экологического терроризма и распространяющийся не только на физических, но и на юридических лиц: их ответственность возникает в случае пособничества террористам названием, репутацией или деньгами.


Великобритания и Германия: превентивные меры

Изначально антитеррористическое законодательство Великобритании создавалось как временное и чрезвычайное – даже законы действовали в течение всего 12 месяцев, хотя по воле премьера продлевать их действие на такой же срок можно было неограниченное число раз. Применялись они главным образом к ирландскому терроризму. Сегодня же нормы приобрели постоянный характер и универсальность: закон 2000 года, первый постоянно действующий акт, ставший реакцией на теракты в США 11 сентября, распространил его действие на международный и внутренний терроризм. С тех пор террористическое законодательство изменялось несколько раз, пройдя путь от чрезмерного, по мнению британцев, ужесточения к сглаживанию перегибов. Последние поправки в него, спровоцировавшие жесткую дискуссию из-за существенного расширения полномочий силовых ведомств, были приняты в Великобритании в текущем году: в силу вступил Закон о безопасности и противодействию терроризму (Counter-Terrorism and Security Act 2015).

Закон дает представителям власти право временно изымать документы, если лицо подозревается в намерении покинуть страну для ведения террористической деятельности, или же запретить въезд в страну на два года. Также раширены возможности Минюста по получению доступа к интернет-данным пользователей и введению в действие схемы, по которой авиаперевозчикам могут запретить брать на борт как конкретных британских граждан, так и граждан определенной национальности. Займутся в Великобритании и профилактикой терроризма: местные власти, тюрьмы, больницы и школы обязаны вести профилактическую работу для недопущения экстремистской деятельности.

На немецкое законодательство, объемно определяющее ответственность за преступления террористического характера, тоже повлияли события 11 сентября 2001 г. в США – после них Бундестаг принял Закон от 10 декабря 2001 г. "О финансировании борьбы с терроризмом". Финансировать антитеррористическую деятельность закон предлагал из средств, полученных от повышения ставок налога на табак и страхового налога. Действие закона, который многие считали "ужасом для прав человека", тем не менее продлили: благодаря его положениям удалось предотвратить не один теракт в Германии, сочли в правительстве. Закон позволял госструктурам получать информацию о подозреваемых в терроризме – от банковских данных до активности в интернете и даже отслеживать местоположение их мобильных телефонов. Эти данные могут храниться до 15 лет. Хотя за 10 лет действия закона в полной мере этими возможностями воспользовались лишь 80 раз, меры оказались эффективны, заверили в германском министерстве внутренних дел.

Израиль: богатый опыт

США: нулевая толерантность

Антикоррупционное законодательство США, сформированное в его сегодняшнем виде после терактов 11 сентября, остается одним из самых жестких в мире. Структурно оно объединяет федеральные акты и законы, действующие на уровне штатов. Основным законом остается Акт о патриотизме 2001 года, дававший спецслужбам карт-бланш практически на любые действия, которые могли бы помочь в предотвращении терактов. Он был направлен в значительной степени на регулирование деятельности спецслужб по выявлению групп террористов через отслеживание их активности в интернете – в том числе проверку электронной почты подозреваемых в причастности к террористической деятельности. При этом появилась возможность при наличии чрезвычайных обстоятельств вести розыск подозреваемых без судебного ордера, а только лишь с санкции прокуратуры, что нередко вызывало критику правозащитников.

Изначально его приняли на четыре года, но потом действие закона продлили еще на 10 лет, превратив 14 из 16 его статей в постоянные. Сроки для временных положений истекли 1 июня этого года – но ненадолго. Уже на следующий день был принят закон, продлевающий аннулированные положения до 2019 года. За бортом остались лишь возможности телефонной прослушки для АНБ: сохранять необходимые данные теперь будут телекоммуникационные компании, которые будут предоставлять информацию по решению суда.

Когда в стране ЧП

В ночь на 1 июня 2012 года в Египте официально отменили режим чрезвычайного положения, введенный после убийства президента Анвара Садата в 1981 году. Просуществовал он рекордный срок – более трех десятилетий, а число политзаключенных за это время составило по ряду оценок около 30 000. При этом законы, действовавшие в условиях режима ЧП, – например, возможность проводить процессы в отношении гражданских лиц в военных трибуналах – действуют по сей день. Существенно ограничивающий права человека режим довольно часто вводится вследствие терактов: в США он продлевался до 2013 года, сколько раз режим ЧП продлят во Франции, непонятно, как неясно и то, последуют ли другие страны Европы примеру соседа, – на сегодня о вероятности введения ЧП заявляла Бельгия. Тем не менее уже сегодня можно предположить, что ужесточение законодательства произойдет и будет носить скорее перманентный, чем временный характер.

Одним из главных правовых последствий терактов в Европе может стать выработка единой стратегии действий по борьбе с терроризмом как минимум в рамках ЕС. До тех пор, пока единства в этом вопросе нет, о сколько-нибудь системной борьбе с этим явлением говорить сложно: те, кто участвовал в терактах в Париже, могут просто отсидеться и спланировать новые действия на территории Бельгии, абсолютному лидеру по числу на тысячу жителей радикальных мусульман, воевавших в Сирии и Ираке на стороне ИГ. В эту страну, по мнению представителей власти этой страны, ведут следы террористов.

Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение. Россия в борьбе с терроризмом прилагает все силы, чтобы избежать опасных и непредсказуемых последствий, которые уже переживает человечество.

россия в борьбе с терроризмом

Без границ

Терроризм - угроза безопасности всего мира, всех стран и всех граждан, их населяющих, это потери экономические и политические, это огромное психологическое давление, оказываемое на людей. Размах бандитизма в современности настолько широк, что для него не существует никаких государственных границ.

Что может сделать отдельное государство против терроризма? Его международный характер диктует ответные меры, выстраивание целой системы противодействия. Именно это и предпринимает Россия в борьбе с терроризмом. Наступление его в международных масштабах ощущает и Российская Федерация, поэтому встал вопрос об участии её армии даже за пределами территорий страны.

Противодействие силам террора

Силами органов власти и местных самоуправлений проводится ежечасная неусыпная работа по обеспечению безопасности населения страны. Методы борьбы с терроризмом внутри России применяются следующие.

  1. Профилактика: предупреждение терактов посредством выявления и устранения условий и причин, которые способствуют совершению актов террора.
  2. Россия в борьбе с терроризмом следует по цепочке от выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования каждого подобного случая.
  3. Последствия любого проявления террора минимизируются и ликвидируются.

методы борьбы с терроризмом

Федеральный закон

О противодействии законодательно заявлено 6 марта 2006 года. Согласно Федеральному закону, Россия в борьбе с терроризмом может применять ВС РФ. Оговорены следующие ситуации применения Вооружённых Сил.

  1. Пресечение полёта любого воздушного судна, захваченного террористами или используемого для теракта.
  2. Пресечение теракта в территориальном море РФ и во внутренних водах, на любом объекте деятельности в морях, которые расположены на шельфе континента, где располагаются территории РФ, обеспечение безопасной работы судоходства.
  3. Россия в борьбе с терроризмом участвует в контртеррористических операциях, как это предусмотрено в настоящем Федеральном законе.
  4. Борьба с международным терроризмом за границами территорий РФ.

борьба с международным терроризмом

Пресечение терроризма в воздухе

ВС РФ могут применять боевую технику и оружие согласно нормативным правовым актам РФ по устранению угрозы или пресечению террористического акта. Если самолёт не реагирует на команды наземных пунктов слежения и на сигналы поднятых самолётов РФ на перехват либо отказывается подчиниться без объяснения причин, ВС РФ пресекают полёт судна, применяя боевую технику и оружие, принуждая его к посадке. В случае неподчинения и существующей опасности экологической катастрофы или гибели людей полёт судна пресекается путём уничтожения.

Пресечение терроризма на воде

Внутренние воды, территориальное море и свой континентальный шельф и национальное морское судоходство (в том числе и подводное) ВС РФ тоже должны защищать, используя вышеперечисленные методы борьбы с терроризмом. Если морские или речные плавательные средства не отвечают на команды и сигналы по прекращению нарушения правил пользования водного пространства РФ и подводной среды либо следует отказ подчиниться, оружие военных кораблей и самолётов ВС РФ применяется для принуждения, чтобы остановить плавательное средство и устранить угрозу теракта даже путём его уничтожения. Предотвратить гибель людей или экологическую катастрофу необходимо, применяя любые меры борьбы с терроризмом.

фсб рф

Контртерроризм внутренний и внешний

Нормативные правовые акты РФ определяют решение Президента России в привлечении воинских частей и подразделений ВС РФ к участию в контртеррористической операции. Воинские части, подразделения и соединения ВС РФ применяют боевую технику, специальные средства и оружие. Борьба с международным терроризмом посредством привлечения Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется соответственно международным договорам РФ, настоящему Федеральному закону с применением вооружения либо с территории РФ против баз террористов или находящихся за пределами РФ отдельных лиц, а также с использованием ВС РФ за границами страны. Все эти решения принимает лично Президент, в настоящее время В. Путин.

Борьба с терроризмом - важнейшая задача современного мира и очень ответственная. Поэтому общую численность формирования ВС РФ, районы, где оно будет действовать, стоящие перед ним задачи, сроки пребывания за пределами РФ и прочие вопросы, связанные с контртеррористической деятельностью за рубежами РФ, тоже решает лично Президент. Федеральный закон о борьбе с терроризмом отдельно оговаривает это положение. Войсковые части, которые направляются за пределы России, состоят из военнослужащих-контрактников, прошедших специальную предварительную подготовку, и формируются сугубо на добровольной основе.

путин борьба с терроризмом

Национальная безопасность

Терроризм может быть представлен как организациями и группировками, так и отдельными лицами. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года предусматривает любые проявления террористической деятельности. Направленность может быть любого плана - от насильственного изменения основы конституционного строя РФ и дезорганизации функционирования гос. власти до уничтожения промышленных и военных объектов, а также учреждений и предприятий, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, и до устрашения общества применением химического или ядерного оружия.

Проблемы борьбы с терроризмом состоят в том, что нет консолидации всех общественных и государственных структур в объединении усилий по противодействию этому опаснейшему явлению. Здесь не смогут действенно помочь какие-либо специально созданные контртеррористические центры, даже спецслужбы и правоохранительные органы. Нужна совместная деятельность всех структур, ветвей власти, средств информации.

основы борьбы с терроризмом

Источники терроризма

Любые террористические проявления должны быть чётко отслежены до самого истока и честно названы причины их возникновения. Экспертный опрос, проведённый среди сотрудников антитеррористических подразделений ФСБ РФ, выявил, что детерминантами (факторами возникновения) терроризма бывают чаще всего следующие: резкое понижение уровня жизни и степени соц. защиты, политическая борьба и правовой нигилизм, рост сепаратизма и национализма, несовершенное законодательство, низкий авторитет властных структур, непродуманные решения их.

Питают растущий терроризм, в основном, противоречия в обществе, социальная напряжённость, откуда и появляется политический экстремизм. Борьба с экстремизмом и терроризмом требует включения комплексной программы, в которой она будет иметь не только политический, но и экономический, социальный, идеологический, правовой и многие другие аспекты. Антитеррористическая политика РФ пытается решить главные, но всего лишь следственные задачи - сохранение территориальной целостности и суверенитета. А надо бы начинать с причин.

борьба с экстремизмом и терроризмом

Основы борьбы с терроризмом

Неотъемлемая часть государственной политики - борьба с терроризмом в РФ, целью которой являются, как уже было сказано, обеспечение безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны. Основные положения этой стратегии таковы:

  • причины и условия, способствующие возникновению терроризма и его распространению, должны быть выявлены и устранены;
  • лица и организации, совершающие подготовку к терактам, должны быть выявлены, действия их предупреждены и пресечены;
  • субъекты, причастные к террористической деятельности, должны быть привлечены к ответственности соответственно законодательству России;
  • силы и средства, предназначенные для пресечения, выявления, предупреждения террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий терактов должны поддерживаться в постоянной готовности к их использованию;
  • места массового скопления людей, важные объекты жизнеобеспечения и инфраструктуры должны быть обеспечены антитеррористической защищённостью;
  • идеология терроризма не должна получать распространение, а работа информационно-пропагандистского обеспечения должна активизироваться.

меры борьбы с терроризмом

Меры безопасности

Объекты, на которые могут быть нацелены террористические операции, в последнее время стали гораздо лучше оснащаться инженерными и техническими средствами защиты, также сотрудники охранных предприятий значительно повысили свой уровень подготовки. Тем не менее антитеррористическая защита мест, где массово пребывают люди, ещё явно недостаточна, поскольку отсутствовали единые требования к обеспечению этого на объектах.

В 2013 году, 22 октября, Федеральный закон об антитеррористической защищённости объектов вступил в силу. Теперь Правительство РФ согласно этому документу получает право установления обязательных в выполнении всеми физическими и юридическими лицами требований по антитеррористической защищённости объектов, территорий. Также требования касаются их категории, контроля относительно выполнения требований, формы паспорта безопасности. Исключаются из этих объектов только транспортная инфраструктура, транспортные средства и объекты ТЭК, где антитеррористическая защита выстраивается гораздо более жёстко.

Глобальная угроза

Террористические организации действую в России чаще всего при участии и под руководством иностранных граждан, которые прошли подготовку за границей и финансово поддерживаются источниками, связанными с международным терроризмом. Согласно данным ФСБ РФ, уже в 2000 году в Чечне было около трёх тысяч иностранных боевиков. Вооружёнными силами России в боевых действиях 1999-2001 годов уничтожено более тысячи иностранцев из арабских стран: Ливана, Палестины, Египта, ОАЭ, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, Афганистана, Туниса, Кувейта, Таджикистана, Турции, Сирии, Алжира.

В последние годы международный терроризм усилился до степени глобальной угрозы. В России именно с этим связано создание Национального антитеррористического комитета (НАК). Этот коллегиальный орган, который координирует деятельность исполнительной власти как федеральной, так и субъектов РФ, местного самоуправления, а также готовит соответствующие предложения Президенту РФ. НАК был образован согласно Указу о противодействии терроризму 2006 года. Председателем комитета является директор ФСБ РФ генерал армии А. В. Бортников. Под его началом работают практически все руководители силовых структур, правительственных ведомств и палат парламента РФ.

проблемы борьбы с терроризмом

Основные задачи НАК

  1. Подготовка предложений Президенту РФ относительно формирования гос. политики и совершенствованию законодательства в области противодействия терроризму.
  2. Координация всей антитеррористической деятельности федеральной исполнительной власти, комиссий в субъектах РФ, взаимодействие этих структур с местным самоуправлением, общественными организациями и объединениями.
  3. Определение мер устранения причин и условий, способствующих террору, обеспечение защищённости объектов от потенциальных посягательств.
  4. Участие в борьбе с терроризмом, подготовка международных договоров РФ в этой области.
  5. Обеспечение социальной защиты людей, уже осуществляющих или привлекаемых к борьбе с терроризмом, социальная реабилитация пострадавших от терактов.
  6. Решение прочих задач, предусмотренных законодательством РФ.

Террор Северного Кавказа

В последние годы органы гос. власти предприняли значительные усилия для нормализации обстановки в Северо-Кавказском федеральном округе, реализовав меры противодействия терроризму. В декабре 2014 года директор ФСБ РФ А. Бортников отметил результат координации профилактических и силовых операций - террористических преступлений стало в три раза меньше сравнительно с этим же периодом 2013 года: 218 преступлений против 78.

Однако напряжённость обстановки в регионе всё ещё высока - активны и северокавказское бандподполье, и международный терроризм, несмотря на непосредственное участие в борьбе с ним всех правоохранительных органов, силовых структур и специальных служб. Проводятся мероприятия оперативные и боевые, выявляются, предупреждаются, пресекаются, раскрываются и расследуются террористические акты. Так, в течение 2014 года спецслужбам и правоохранительным органам удалось предотвратить 59 преступлений террористического характера и восемь готовившихся терактов. Тридцать человек, связанных с бандитским подпольем, удалось склонить к отказу от террора.

Когда уговорить не удаётся

Для борьбы с терроризмом существует комплекс оперативно-боевых, специальных, войсковых и многих других мероприятий, когда применяется боевая техника, оружие и специальные средства, чтобы пресечь террористический акт, обезвредить боевиков, обеспечить безопасность людей, учреждений и организаций и минимизировать последствия теракта. Здесь задействованы силы и средства органов ФСБ вкупе с создаваемой группировкой, состав которой могут пополнить и подразделения ВС РФ, и федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых вопросы обороны, безопасности, внутренних дел, гражданской обороны, юстиции, МЧС и многие другие.

В результате таких мощных контртеррористических операций на Северном Кавказе в 2014 году было нейтрализовано 233 бандита, из них 38 главарей. Задержано 637 членов бандподполья. Изъято из незаконного оборота 272 взрывных устройства, много огнестрельного оружия и других средств поражения. Правоохранительные органы, расследовавшие террористические акты, в 2014 году довели до суда 219 уголовных дел, в результате которых преступники понесли уголовное наказание, среди них четыре исполнителя терактов в Волгограде.

участие в борьбе с терроризмом

Террор и международные отношения

Трансграничные формы терроризма - самая опасная форма преступности. Современные реалии превратили её в фактор дестабилизации развития международных отношений. Террористические посягательства на использование средств массового поражения (ядерного оружия) являются серьёзной угрозой для существования всего человечества. А мировое сообщество в силу завышенных амбиций отдельных его членов не может даже определиться в точной терминологии, касающейся этого явления, хотя в общем и сложилось некое совместное понимание основных составляющих данное явление.

Прежде всего, терроризм - это противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать общественность мира в самых широких слоях его населения, это невинные жертвы. Если террористический акт затрагивает интересы более одной страны, там, естественно, содержится и международный элемент. Политическую направленность международное сообщество не считает чертой международного терроризма, как это ни странно. Впрочем, в последние годы, когда он невероятно окреп по всему миру, Комитет Генеральной Ассамблеи ООН пытается снова начать работу над определением, касающимся международного терроризма.

Роль России в мировом сообществе

Российская Федерация весьма последовательна на пути объединения усилий по борьбе против террора. Она всегда была за устранение преград - религиозных, идеологических, политических и любых других, - между государствами, противостоящими террористическим преступлениям, ведь главное - организация эффективного отпора всем проявлениям терроризма.

Как продолжатель СССР, Российская Федерация участвует в действующих универсальных соглашениях по этой борьбе. Именно от её представителей исходят все конструктивные инициативы, именно они вносят самый ощутимый вклад и в теоретические разработки новых договорённостей, и в практические решения по созданию общего антитеррористического международного фронта.

Читайте также: