Плавание как средство оздоровления детей школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

— актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени;

В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.

ВложениеРазмер
napisannaya_prezentatsiya.docx 130.08 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выбранной темы

В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.

Психолого-педагогические особенности
учеников 2 класса

  1. Начало активного становления новой личности;
  2. Формирование познавательной сферы;
  3. Проявление волевых усилий;
  4. Сосредоточенность внимания;
  5. Быстрая утомляемость при умственной работе.

Речь-потребность в общении.

Контроль уровня достижений учащихся

  • Проверка
  • Оценка
  1. Учет получаемых результатов;
  2. Объективный анализ результатов;
  3. Сравнительный анализ результатов.
  • Предварительный
  • Текущий
  • Оперативный
  • Итоговый
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • своевременность;
  • систематичность;
  • объективность;
  • полнота.

Основные формы организации познавательной деятельности учащихся

Тип урока, на котором использую

Практические уроки контроля(тест), обобщения, систематизации знаний

При проверке первичного усвоения знаний

При проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, изучения нового материала

Современные образовательные технологии в процессе обучения

  • Метод проектов в предметном обучении
  • Информационные технологии
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Технология деятельности метода
  • Технология развития критического мышления
  • Игровые технологии
  • Здоровье сберегающие технологии

Методическая разработка программы

В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция ухудшения осанки школьников. Очевидно, данная проблема связана с технологизацией и глобальной компьютеризацией общества, возрастающей гиподинамией молодого поколения в период активного возраста. При этом практически все специалисты считают физические упражнения наиболее эффективным средством профилактики и коррекции осанки. Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой.

Оздоровительное плавание и аквафитнес как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста

В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция ухудшения осанки школьников. Очевидно, данная проблема связана с технологизацией и глобальной компьютеризацией общества, возрастающей гиподинамией молодого поколения в период активного возраста. При этом практически все специалисты считают физические упражнения наиболее эффективным средством профилактики и коррекции осанки. Чтобы получить максимальный корригирующий эффект, физические упражнения следует выполнять по определенным правилам, а также использовать наиболее продуктивные из них. Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой.

Цель моего исследования – разработать программу по коррекции сколиоз средством плавания и аквафитнеса для детей младшего школьного возраста. Объектом исследования является процесс коррекции осанки посредством оздоровительного плавания и аквафитнеса.

Предметом исследования являются особенности применения коррергиющих упражнений в водной среде.

  1. Разработать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки;
  2. Изучить особенности влияния программы гидрореабилитации на детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки по ряду антропометрических измерений;
  3. Оценить результаты занятий по программе гидрореабилитации

В рамках данного исследования выдвигается следующая гипотеза – Разработанная программа может являться одной из доминирующих в комплексном использовании средств коррекции сколиозов 1 и 2 степени.

Методы используемые в исследовании:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источник;
  2. Антропометрия;
  3. Математическая статистика

Общие сведения об исследовании

Исследование было осуществлено в 3 этапа.

Этап 1. Создание коррекционной программы

В ходе анализа литературных данных и методических пособий (в течение 3-х месяцев), была разработана программа гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки (см.приложение). При создании программы учитывались работы А.А. Потопчука, Ф.И. Дидура, М.Б. Цыкунова, А.В. Овечкиной, Кардамоновой Н.Н. и др.

Этап 2. Проведение констатирующего эксперимента

Этап 3. Проведение формирующего эксперимента

  • Группа А (контрольная) занималась по обычной программе обучения спортивному плаванию.
  • Группа В (экспериментальная) занималась по разработанной программе гидрореабилитации сколиозов детей младшего школьного возраста.

Группы находились под постоянным контролем специалиста ЛФК. Эксперимент проводился в течение 3-х месяцев (с января по конец марта 2011 года). В конце эксперимента были проведены итоговые измерения в группах А и В. Итоговые измерения были внесены в таблицы результатов. (см. табл. 3,4. и диаграммы)

В результате всей проделанной работы можно говорить о следующем:

В процессе исследования разработана программа коррекции сколиоза средствами плавания и аквафитнеса для детей младшего школьного возраста, т.е. цель исследования достигнута.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

  1. Разработана программа гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Сформировать у детей специальную мотивацию к занятиям плаванием
  • Воспитать навыки правильной осанки
  • Улучшить координацию движений
  • Улучшить показания осанки
  1. Изучены особенности влияния программы гидрореабилитации на детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение осанки по ряду антропометрических измерений (разница в расстоянии треугольников талии; разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток; положение позвоночников вперед; экскурсии грудной клетки).
  2. Оценки результатов занятий полученных по программе гидрореабилитации позволяет сделать следующие выводы:
  • Почти каждый пятый ребенок имеет признаки нарушения опорно-двигательного аппарата.

ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель. Задачи. Методы

Разработать и проанализировать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки.

  1. Разработать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки;
  2. Изучить особенности влияния программы гидрореабилитации на детей младшего школьного возраста, имеющих нарушений осанки по ряду антропометраческих измерений;
  3. Оценить результаты занятий по программе гадрореабилитации
  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников;
  2. Антропометрия;
  3. Математическая статистика

Методика антропометрических исследований детей является достаточно унифицированной и предусматривает измерения тела стандартными измерительными инструментами. Поэтому для измерения антропометрических показаний использовалась сантиметровая лен, отвес, линейка. Все исходные данные исследования вносились в таблицы (см. табл. Исходных данных 1,2) по этим результатам были построены диаграммы.

В процессе исследования проводились измерения следующих антропометрических показателей (см):

  1. Разница в расстоянии треугольников талии;
  2. Разница в расстоянии от средней линии до углов лопаток;
  3. Положение позвоночника вперед;
  4. Экскурсия грудной клетки.

Рассмотрим каждый из методов более подробно:

1.Разница в расстоянии треугольников талии

Треугольник талии – это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине.

Для определения разницы просветов между треугольниками из большего показателя вычитается меньший. В результате, чем меньше разница, тем правильнее осанка.

2.Разница в расстоянии от средней линии до уголков лопаток

Расстояние от средней линии до углов лопаток измеряется с помощью отвеса и линейки. Отвес подвешивается к верхнему шейному позвонку (атланту), на грудной отдел привязывается лента. Измерение представляет собой измеренное расстояния позвоночника (атланта) до нижнего угла лопатки. Чем меньше разница, тем лучше осанка.

3.Положение позвоночника вперед

Позвоночник имеет изгибы. Изгиб в шейном и поясничном отделах спереди (лордоз), в грудном и крестцовом отделе – сзади (кифоз).

Измеряется расстояние от отвеса до тела в поясничном отделе. Чем меньше расстояние от отвеса до спины, тем лучше.

4.Экскурсия грудной клетки

Экскурсия грудной клетки характеризует подвижность грудной клетки и определяется между величинами максимального вдоха и полного выдоха. Величины ее зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания. В среднем экскурсия грудной клетки равно 6-9 см. У тренированного человека эта величина увеличивается в силу предъявляемых к дыхательному аппарату требований.

Что бы измерить окружность грудной клетки, необходимо взять сантиметровую ленту правой рукой за нулевое деление, а левой за середину. Поднять локти и наложить ленту на грудную клетку так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди – по нижнему краю сосковых кружков.

Опустить локти и соединить концы ленты на правой стороне груди, около грудины. Во время фиксации ленты просчитать вслух до трех. Число в месте соединения ленты показывает окружность грудной клетки в спокойном состоянии. Затем сделать максимальный вдох и на высоте вдоха зафиксировать результат измерения. После этого измерить окружность грудной клетки на предельном выдохе. Разность между последними результатами и показывает экскурсию (подвижность) грудной клетки.

  1. Ориентирована на применение широкого комплекса упражнений;
  2. Игровой фактор;
  3. Индивидуальный методический подход;
  4. Выбор упражнений по желанию.

Настоящая программа составлена на основе государственных документов. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов, раздел Плавание.

“Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.

1. Оздоровительное значение плавания

Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.

Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.

Как уже говорилось, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.

Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.

Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.

Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.

Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.

Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.

Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.

Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.

Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.

Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.

Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.

К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей — девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, — а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла плавать, чтобы восстановиться после перенесённого полиомиелита, а стала победительницей трёх Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная её плохой осанкой. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.

1.1 Прикладное значение плавания

Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью это дети школьного возраста. К сожалению, как показывает статистика, например, 60% учеников 4-5-х классов московских школ не умеют держаться на поверхности воды. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать человек, оказавшись в воде, никогда не рискует жизнью. Он знает, что, либо доплывёт до берега или какого-то плавсредства, либо сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные случаи на воде происходят также в результате не знания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь придти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.

Вода – целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная от дошколят. Однако технику спортивных способов плавания быстрее осваивают дети младшего и среднего школьного возраста.

2. Плавание – раздел базовой части программы физического воспитания.

Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного, однако быстрее осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста. Быстрота обучения объясняется высокими темпами прироста всех физических качеств в этом возрасте, высокой двигательной активностью, большой восприимчивостью к новым движениям, интересом к занятиям физическими упражнениями, в частности, плаванием. Учиться плаванию никогда не поздно. Если научить ребёнка плавать в дошкольном или младшем школьном возрасте не удалось, это нужно сделать при первой же возможности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Согласно “Комплексной программе физического воспитания”, начинать освоение плавания рекомендуется с 4-го класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, желательно приступить к обучению плаванию с 1-го класса (или с 0-го класса). В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы.

За время обучения в начальной школе дети должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, проплывать, соблюдая правильную координацию движений рук и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры, прыгать в воду.

Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции, использования игр на воде и других упражнений.

Если занятия проводятся регулярно в течение года, то даже, несмотря на различный исходный уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию начальной школы могут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и участвовать в соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса – 25 м кролем на спине).

В средней и старшей школе обязательно есть учащиеся, которые в силу ряда причин (освобождение по состоянию здоровья, приход из других школ и т.п.) не освоили или только приступили к занятиям плаванием, необходимо использовать программный материал начальной школы. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.

В средней школе продолжается закрепление и совершенствование техники спортивного плавания, стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается техника прикладных способов плавания, поворотов, эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с правилами проведения соревнований и основными приёмами техники водных видов спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду).

В старших классах проходит совершенствование техники изученного материала, углубляется изучение технических и тактических приёмов водного поло, синхронного плавания. Изучение техники прикладного плавания включает такие умения и навыки, как ныряние в глубину и длину, поиск под водой, освобождение от “захватов” тонущего и транспортировка уставшего или “пострадавшего” к борту. Учащиеся участвуют в организации и проведении соревнований по плаванию младших классов.

На всех этапах обучения в школе учащиеся изучают теоретические основы. В начальной школе учащиеся изучают название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения; влияние плавания на состояние здоровья; правила гигиены и техники безопасности; поведение в экстремальной ситуации. В средней школе – название упражнения и основных признаков техники, влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей, правила соревнований и определение победителя, участвуют в организации и проведении соревнований. В старших классах – биомеханические особенности техники плавания, правила плавания в открытом водоеме, доврачебную помощь пострадавшему. Учатся выполнять обязанности судьи. Постигают основы методики и организации занятий с младшими школьниками, формируется умение осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками.

3. Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности

Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде.

В группу наименее подготовленных, включаются те дети, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погружаться с головой под воду, открывать под водой глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору.

Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передвижению.

Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии 10 – 15м.

В четвертую группу включаются учащиеся, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше 25м.

В пятую – умеющие плавать спортивными способами.

Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются девочки и мальчики, девушки и юноши. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту (если есть такая необходимость) существенно влияет на качество обучения. Примерно одинаково осваивают движения в воде дети 6 –7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет и старше. С детьми младше 6 лет лучше проводить индивидуальные занятия.

Чаще всего у учителя нет возможности комплектовать отдельные группы и ему приходится на одном занятии заниматься с детьми разного уровня подготовленности. Это требует от преподавателя хорошей подготовки к организации и проведению урока.

4. Основные правила проведения занятий

  • Не заставлять детей насильно входить в воду, погружаться под воду с головой, запугивать: “наглотаешься воды, и утонешь”.
  • Все объяснения методического и организационного характера проводит с занимающимися только на суше, когда вся группа находится в воде. Применяются краткие команды, методические указания, оценки, которые должны быть предельно лаконичны, чтобы не снижать плотность и эмоциональность занятия и чтобы дети не мерзли.
  • Особое внимание следует уделить проведению первых уроков, подбору упражнений, доступных для освоения, поскольку успехи на первых занятиях имеют большое психологическое воздействие на новичка, укрепляют уверенность в своих силах и доверии к преподавателю
  • Каждый даже незначительный успех в обучении, должен быть отмечен, вся .группа или отдельные занимающиеся должны получить одобрение и поддержку.
  • Если новички не могут выполнить задание, учитель обязан проявить максимум выдержки, терпения и предложить другое посильное задание, чаще всего причиной подобных неудач являются непродуманные действия учителя.
  • При объяснении нового упражнения необходимо остановиться на следующих основных элементах: исходное положение, форма и характер движения, наиболее трудно выполняемые части.
  • Объясняя и показывая упражнение, подчеркивать, что надо делать для того, чтобы его правильно выполнить, не акцентируя внимание детей на ошибках и недостатках.
  • Шире использовать показ упражнений самими детьми, поскольку это убеждает в посильности задания, стимулирует соревнование и активность класса.
  • Чаще и больше показывать занимающимся конечную цель обучения – технику плавания кролем на груди и на спине, брассом, дельфином в исполнении лучших пловцов.
  • Каждое занятие начинать с выполнения серии хорошо знакомых упражнений, что позволяет освоиться с местом плавания, привыкнуть к температуре воды, ощутить уверенность в своих силах.
  • Для увеличения динамичности и плотности урока необходимо чередовать упражнения, выполняемые на месте с упражнениями в движении, упражнения по задержке дыхания – с выдохами в воду, плавание коротких отрезков и серий отрезков с плаванием максимально возможных для детей данной подготовленности дистанций.
  • После освоения скольжений и первых гребковых движений надо как можно больше плавать, постепенно увеличивая преодолеваемые расстояния.
  • Поощрять попытки самостоятельного плавания любым спортивным или прикладным способом или их сочетанием.
  • При изучении новых упражнений уделять особое внимание методическим указаниям по предупреждению типичных ошибок.
  • Исправлять ошибки, не делая одновременно много замечаний – это снижает интерес к занятиям и уверенность в своих силах.
  • В каждом уроке надо изучать не более одного - двух упражнений

5. Заключение

Человек – единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

мы настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.

инструктор по физической культуре

 Закаливание детей Закаливание детей можно считать самой основной профилактической мерой простудных заболеваний и методом укрепления иммунитета. Начинать закаливающие мероприятия рекомендуется с младенчества и продолжать всю жизнь, но только в том случае, если организм ребёнка полностью здоров.

Закаливание детей

  • Закаливание детей можно считать самой основной профилактической мерой простудных заболеваний и методом укрепления иммунитета.

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психологического здоровья детей , стимуляции физического развития, закаливания организма , повышение его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию .


Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Занятие плаванием способствует лучшему усвоению питательных веществ детского организма. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно.

одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка. Занятие плаванием способствует лучшему усвоению питательных веществ детского организма. После занятий процессы обмена и выделения протекают более совершенно.

В нашем детском саду осуществляется физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в бассейне .

В нашем детском саду осуществляется физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в бассейне .

 В холле бассейна проводим разминку на массажных ковриках. Далее дети входят в душевую, а затем проходят рефлекторную дорожку: -емкость с водой, морскими ракушками и камушками; -коврик с ребристой поверхностью.

В холле бассейна проводим разминку на

массажных ковриках. Далее дети входят в душевую, а затем проходят рефлекторную дорожку:

-емкость с водой, морскими ракушками и камушками;

-коврик с ребристой поверхностью.

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию — стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать .

Очень важно поддерживать положительное эмоциональное состояние детей на всех этапах обучения плаванию — стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие, побуждали к самостоятельности, вызывали стремление научиться плавать .

При организации работы в бассейне предусмотрены следующие этапы обучения :

Содержание занятий определяем для каждой возрастной группы. Включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке постепенного увеличения нагрузки.

Содержание занятий определяем для каждой возрастной группы. Включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке постепенного увеличения нагрузки.

Закаляя детей, главное помнить что - закаливание не панацея от всех болезней, но очень важное подспорье в борьбе с ними. Закаленные дети реже заболевают и значительно легче переносят любые инфекции, у них крепче нервная и иммунная системы, отличный сон, аппетит, настроение.

Закаляя детей, главное помнить что -

закаливание не панацея от всех болезней, но очень важное подспорье в борьбе с ними.

Закаленные дети реже заболевают и значительно легче переносят любые инфекции, у них крепче нервная и иммунная системы, отличный сон, аппетит, настроение.

Актуальность. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.

Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом жизни, повышенным потоком информации и, как следствие, высокой степенью утомляемости.

Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируется большее количество жизненно важных двигательных навыков и умений, создаются решающие предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности. Физическое состояние дошкольников обусловлено влиянием двигательного развития на общепсихологическое состояния ребенка. Оптимальным видом физической активности является – плавание, так как по сравнению с другими видами физических упражнений оказывает более разнообразное воздействие на организм человека. Поэтому, внедрение в детские сады здоровьесберегающих технологий подразумевает и обучение дошкольников плаванию. Оно является центральным звеном в укреплении здоровья и закаливании организма детей.

Основная идея опыта.

Система физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками направлена на оздоровление детей, начиная с младшего дошкольного возраста, сохранение у воспитанников здоровья через занятия плаванием.

Для реализации этой идеи мною были поставлены следующие цели и задачи:

Цель - обучение плаванию детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Оздоровительные :

- приобщать ребенка к здоровому образу жизни;

- укреплять здоровье ребенка;

- совершенствовать опорно-двигательный аппарат;

- формировать правильную осанку.

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать знания о здоровом образе жизни;

- формировать знания о способах плавания.

- воспитывать двигательную культуру;

- воспитывать нравственно волевые качества, такие как смелость, настойчивость, уверенность в себе;

- воспитывать чувство заботы о своем здоровье.

Теоретическая база опыта.

Основными средствами социализации детей считаются детский сад и семья. В условиях ФГОС ДО роль семьи во взаимодействии с ДОО возросла в несколько раз. В настоящее время родители воспитанников являются участниками образовательного процесса. Дошкольный период в жизни любого ребенка является самым оптимальным для развития и становления личности. Именно дошкольное детство дает толчок для всестороннего развития ребенка дошкольника. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. С ее помощью ребенок учится, развивается. Игра позволяет ребенку не только познавать новое, пополнять существующие знания в той или иной области, она дает ребенку возможность укрепить и сохранить свое здоровье. В игре дети не только находят друзей, они еще узнают о пользе занятий, о значении предметов в жизни, о естественных факторах природы и др. Во время игр на воде и занятий по плаванию дети узнают и закрепляют знания о частях тела, о направлениях движений, о культурно-гигиенических навыках, узнают название и назначение спортивного инвентаря. Все эти знания позволяют детям сохранять свое здоровье, заботиться о нем. Полученными знаниями дети делятся с друг другом, а также со своими родителями, тем самым приобщают их к здоровому образу жизни. Много знаний дети получают и от родителей, данные знания тоже помогают укреплять здоровье дошкольника. Многие родители на своем примере показывают необходимость заботы о своем здоровье. В детском саду основная роль по оздоровлению детей дошкольного возраста принадлежит педагогам, инструкторам по физической культуре и медицинскому персоналу учреждения.

Новизна представляемого опыта.

Новизна выполненного педагогического исследования заключается в том, что я ищу способы укрепления здоровья дошкольников не только на занятиях по плаванию, но рассматриваю этот вопрос более масштабно. Например, провожу родительские собрания в детском саду, где рассказываю о пользе плавания для дошкольников. Также провожу различные праздники и развлечения на воде с привлечением родителей, чтобы они наглядно могли убедиться в пользе занятий по плаванию не только в физическом аспекте, но и в психологическом.

Технология опыта. Именно в периoд дoшкoльного детства прoхoдит фoрмирование черт характера ребенка, формируются навыки, привычки ребенка. Полученные в данный период знания служат для дальнейшего становления ребенка. В своей работе я придерживаюсь основных принципов:

В нашем саду имеется полностью оборудованный бассейн для занятий детей плаванием, где есть весь необходимый инвентарь.

В бассейне созданы все необходимые условия, для того чтобы дети научились плавать. Имеется различный инвентарь: плавательные доски, лопатки, колобашки, надувные нарукавники и жилеты.

Также в нашем детском саду имеется тренажёрная комната. Перед каждым занятием инструктор по плаванию выполняет вместе с детьми упражнения на суше, дети вспоминают правила поведения на воде, и лишь только после этого непосредственно начинают занятия на воде.

Большое внимание в своей работе вместе с педагогами мы уделяем сотрудничеству с родителями наших воспитанников. Инструктор по плаванию тесно работает с педагогами учреждения. Совместными усилиями организуются родительские собрания, круглые столы, проводятся индивидуальные и коллективные консультации, дни здоровья, различные спортивные праздники на воде.

Анализ результативности. Опыт накопленной мною работы показывает, что у детей дошкольного возраста, которые регулярно посещают занятия плаванием в детском саду, происходит снижение заболеваемости и укрепляется организма.

Посещение бассейна влияет не только на физические, но и на умственные данные ребенка, стимулируя его нервно-психическое развитие. Контактируя с водой человек получает массу положительных эмоции. Польза плавания настолько велика, что занятие можно отнести не только к самым популярным видам спорта, но и к терапевтическим методикам, применяемым в медицине. Чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма:

1. Мышечная система. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. Сопротивление воды способствует формированию более сильных и эластичных мышц.

2. Костная система. В воде снижается нагрузка на позвоночник и суставы. Укрепление связок способствует правильному формированию осанки. Плаванье помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах. Ходьба по массажным дорожкам перед плаванием, активное движение ног в воде в безопорном положении - укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

3. Сердечно - сосудистая система. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды.

4. Дыхательная система. Давление воды и возрастающая потребность в кислороде, как следствие повышенной энергозатратности, укрепляет дыхательную систему : улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких, совершенствуется дыхательный ритм, повышается эластичность легких, растет количество альвеол легких, объем и вентиляция легких, максимальное потребление кислорода.

5. Нервная система. Важна радость, удовольствие, которое получает ребенок от общения с водной стихией. Использование элементов игры позволяют сохранять эту радость на протяжении всего обучения. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Плавание помогает побороть водобоязнь, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении, поднимает настроение, улучшает сон, внимание и память.

6. Закаливание. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разным условиям внешней среды. Движение воды оказывает массирующий эффект.

7. Культурно - гигиенические навыки. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Постоянное выполнение ребенком целого ряда санитарно - гигиенических требований приучает его к самостоятельности и воспитывает уверенность в собственных силах.

8. Личностные качества. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Занятия развивают у детей такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Читайте также: