Школа как общеобразовательное учреждение понятие

Обновлено: 02.07.2024

1 Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова

Проведен анализ научно-педагогических характеристик школы как образовательной системы. Раскрыто понятие образовательная система, показаны принципы построения образовательных систем. В статье школа раскрыта как образовательная система и системный объект. Представлена характеристика школы как образовательной системы, которая включает: представление о расчлененности ее на элементы, структурные связи и взаимозависимости элементов системы друг с другом, целостность, автономность, самоорганизация, открытость. Дается понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы. Делается вывод, что школа является образовательной системой, состоящей из определенного множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, что позволяет ей существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума организму.


2. Борытко Н.М. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 48 с.

3. Воробьёва С.В. Основы управления образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов/ С.В. Воробьёва, М.: Изд. центр Академия, 2008. – 208 с.

4. Гришан И.П. Менеджмент образовательных учреждений: Учебное пособие. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. – 65 с.

5. Крюгер. А. Образование в сообществе и жизнеобеспечивающее развитие // Новые ценности образования: Школа — культурный центр. – М., 2004. – Вып. 3 (18). – С. 14-21.

7. Сериков Г.Н. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровней: Монография. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 632 с.

8. Сидоров С.В. Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте // Социосфера. – 2010. - № 3. – С. 55-60.

9. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

10. Управление образовательными системами : учеб. пособие. – изд. 2-е, испр. и доп. / авт.-сост. Л.А. Кабанина, Н.П. Толстолуцких. – Балашов: Изд-во "Николаев", 2005. – 60 с.

  • ориентацию образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;
  • широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;
  • гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения [3].

Соответственно, в качестве примеров образовательных систем можно назвать:

  • систему образования Российской Федерации; систему образования региона - субъекта РФ; муниципальную систему образования;
  • образовательное учреждение/организацию;
  • образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например, реализуемый на уроке) и т.д.

Очевидно, школа может и должна быть представлена как самостоятельная образовательная система, которая в то же время обладает общими признаками образовательных систем. В связи с этим представляется интересным для нашего исследования выделение В.Г. Афанасьевым взаимосвязанных аспектов системного подхода:

  • системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
  • системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
  • системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
  • системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
  • системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы [1].

Анализ этих аспектов в организации и деятельности школы позволяет раскрыть ее как системный объект.

Н.М. Борытко [2], рассматривая школу с позиций системного подхода, выделяет следующие характеристики системы: 1) она имеет сложный состав (состоит из элементов, компонентов, составляющих); 2) эти элементы находятся в закономерных структурных (т.е. устойчивых) связях и взаимозависимостях друг с другом; 3) системе присуща целостность, единство как относительная автономность, выделенность, независимость от окружающей среды.

По определению Н.М. Борытко [2], первой характеристикой системы, через которую раскрывается ее содержание, является представление о расчлененности ее на элементы. С позиций системного подхода результаты развития системы - это изменения в составе элементов и связей между ними, обеспечивающие общий рост ее потенциала для успешной реализации основной функции, обучения и воспитания школьников.

В определении структурных компонентов школы и их отношений мы обращаемся снова к исследованиям И.Ф. Исаева и В.А. Сластенина, которые в образовательной системе школы выделяют следующие структурные компоненты: 1) участники целостного педагогического процесса; 2) содержание целостного педагогического процесса; 3) формы и методы целостного педагогического процесса [9].

Первую группу структурных компонентов составляют две постоянно взаимодействующие системы участников целостного педагогического процесса: управляющая система и управляемая система.

Содержание целостного педагогического процесса как структурный компонент образовательной системы школы - это совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, приобретаемых школьниками в целостном педагогическом процессе, а также педагогических и управленческих ценностей, определяющих характер внутришкольного управления на всех его уровнях. Как структурный компонент целостного педагогического процесса содержание определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а также уставом общеобразовательного учреждения [9].

Формы и методы целостного педагогического процесса, являясь ещё одним структурным компонентом школьной образовательной системы, представляют собой способы организации и осуществления целостного педагогического процесса. Формы - способы организации деятельности участников педагогического процесса. Методы - способы воздействия управляющей системы на управляемую, способы взаимодействия этих систем.

Школа как единство представленных компонентов объективно обладает определенными системными, интегративными качествами, носителями которых выступают все ее составляющие и связи между ними, а при сознательном построении определенных моделей школы необходимо моделировать и обеспечивать наличие таких свойств [6].

Сходного мнения придерживается Г.Н. Сериков [7], который считает, что школа как образовательная система включает в себя следующие компоненты: обобщенные цели образования, участники образования, их образовательная деятельность, образовательные отношения между ними, образовательные процессы, результаты образования.

В понимании школы как образовательной системы мы приходим к необходимости перехода к анализу следующей качественной ее характеристики - структурных связях и взаимозависимостях элементов системы друг с другом. Обращаясь снова к исследованиям Н.М. Борытко [2], отметим, что свойства образовательной системы школы определяются не только свойствами ее элементов, но в первую очередь ее структурой. Отсюда структура системы - следующая важнейшая ее характеристика. Структура трактуется как порядок оформления элементов в систему, принцип ее строения; она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.

Характеризуя школу как образовательную систему, И.П. Гришан [4] отмечает, что структура зависит не только от характера образовательной системы, размеров и типа школы, но и от реализуемого подхода к управлению. Так, состав органов управления и степень участия в их работе учителей, способы координации отношений в организации и особенности делегирования полномочий и ответственности, - все эти характеристики структуры зависят от того, какой тип управления используется в школе.

Неразвитая структура школы и непродуманная структура управления ею ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей [2].

Отмечая необходимость применения системного подхода в управлении школой как образовательной системой, Н.М. Борытко выделяет следующие основные типы организационных структур:

  • линейная, предполагающая систему соподчинения сверху вниз по принципу субординации;
  • функциональная, при которой согласование подчиненности и ответственности выстраивается в соответствии с функциональными обязанностями сотрудников и подразделений по принципу координации;
  • смешанная (линейно-функциональная), где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией.

Кроме того, анализ работ Н.М. Борытко позволяет нам сделать вывод о том, что руководитель школы должен заниматься в первую очередь вопросами стратегии развития. Этому способствует продуманная организационная структура и соответствующая ей система управления. В новых условиях руководитель школы в большей мере становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в пределах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных решений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения [2].

При законодательно утвержденном принципе автономности на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

Поскольку образование является одной из важнейших функций общества, очевидно также, что саму школу как элемент социальной системы нельзя рассматривать в отрыве от общества, от социального заказа/запроса, что определяется как открытость образовательной системы.

В научных работах, посвященных школе, утвердилась мысль о том, что каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. В исследованиях признается тот факт, что школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Таким образом, мы приходим к выводу, что школа является образовательной системой, состоящей из определенного множества элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, что позволяет ей существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума организму. Однако этот вывод определяет лишь правомерность отнесения школы к системным объектам, но не ее (школ как системы) специфические характеристики.

Рецензенты:

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Организациям присуще особое свойство, особое системное качество – способность добиваться большей производительности своей деятельности за счет интеграции действий своих членов. Это свойство принято называть организационным эффектом.

Любое учебное заведение, представляющее собой организацию, может быть рассмотрено как:

• сообщество людей – взрослых и детей;

• система их совместной деятельности и общения;

• среда обитания, среда жизнедеятельности членов сообщества.

Школа, как образовательная организация, входит в более широкие образовательные системы, являясь составной частью муниципального, регионального и федерального образовательных комплексов.

Школа является самостоятельной социально-педагогической системой.

Система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют взаимосвязанные и взаимозависимые между собой элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции.

Педагогическая система – это упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов, каждый из которых в свою очередь представляет собой весьма сложное образование и может рассматриваться как самостоятельная система. Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления.

Можно выделить некоторые признаки любой системы:

– наличие компонентного состава, структурность;

– присутствие системообразующего компонента;

– зависимость функции каждого компонента и определение его места в системе;

– обусловленность действия системы свойствами ее структуры;

– несводимость свойств системы к простой сумме свойств ее компонентов;

– взаимосвязь с другими системами, способность входить в состав более широких систем и содержать в себе более мелкие.

Б.С. Гершунский отмечает следующие признаки системы: целенаправленность; управляемость; сложная иерархическая структура организации; наличие интегральных свойств; многосвязность; многокритериальность [3].

Существенным для педагогических систем является:

– целенаправленность любой системы;

– динамичность, постоянное развитие, изменение и отдельных компонентов, и системы в целом;

– способность к саморегуляции и самоорганизации.

Структурными компонентами педагогической системы (выделены крупнейшим российским психологом Н.В. Кузьминой) являются:

1) цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют иерархию целей);

2) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.);

3) объекты обучения и воспитания (те же – педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив и др.);

4) осваиваемый опыт, т.е. содержание образования – знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;

5) педагогические средства (сюда относятся всевозможные методы, формы, материально-технические средства обучения и воспитания).

Некоторые исследователи выделяют дополнительные компоненты педагогической системы: управление учебно-воспитательным процессом, результаты педагогической деятельности, образовательная среда, педагогическая технология. Но нетрудно убедиться, что указанные компоненты – это производные от компонентов, выделенных Н.В. Кузьминой.

Особенностью школы как педагогической системы является ее тесная связь с внешней средой – окружающим миром. Данная особенность характеризует ее как открытую систему. Можно выделить шесть основных внешних подсистем, к ним относятся: общественная; производственно-экономическая; социально-бытовая; природно-экологическая; культурная; духовно-нравственная.

Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий (см. таблицу 1).

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему.

Основными источниками формирования социального заказа образовательной организации являются:

1.Государствои его образовательные ведомства, которые формируют общие принципы образовательной политики, регистрируют, лицензируют, аттестовывают, аккредитовывают образовательные учреждения, устанавливают федеральные государственные образовательные стандарты.

2. Родители учащихся, чье влияние на ситуацию в учреждениях образования в последнее время заметно возрастает.

4. Представители регионов и местных сообществ, выражающие интересы местного населения, его специфические образовательные потребности. Регионализация образования сегодня тесно связана со стремлением соединить систему образования с потребностями, традициями и задачами, решаемыми конкретным регионом.

5. Представители различных организаций – потенциальных работодателей, а также вооруженных сил.

6. Представители этнических групп, ставящие вопросы о необходимости большего учета в учреждениях образования национально-культурных традиций.

7. Представители общественных организаций и религиозных конфессий, стремящиеся активно влиять на ситуацию в образовательных учреждениях.

8. Педагоги и руководители образовательных организаций, которые не только призваны осмыслить, но и исполнить суммарный социальный заказ.

9. Представители педагогической науки, разрабатывающие и реализующие инновационные технологии в учреждениях образования.

Школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Вместе с тем школа как система имеет свою внутреннюю среду. Это системы взаимодействия, например: учащиеся-учащиеся; учителя-учащиеся; учителя-родители и т.д.

Кроме того, это система взаимодействия, определяющегося направленностью целей и задач обучения, воспитания, развития, с одной стороны, и, с другой – адекватным содержанием образования, формами, методами и средствами.

Целями и задачами школы как социального института в современных условиях являются:

1. Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме.

2. Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

3. Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом.

4. Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство.

5. Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс (схема 1).

Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психически отклонения, правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении, и т.п.


Каждый человек с момента рождения должен пройти определенные ступени психологического и социального развития. Без образования преодолеть их невозможно. На первом этапе, когда ребенок еще не успел привыкнуть к окружающему миру, он попадает в детский сад. Здесь малыши проходят сложную адаптацию, прежде чем смогут почувствовать себя уверенными полноценными членами общества.

История становления образовательной системы в России

общеобразовательное учреждение это

Потребовалось почти пятьсот лет для того, чтобы стала явной необходимость подъема общего уровня среднего образования и культуры населения. В 1917 году свергнувшие царский режим большевики приняли Конституцию, в которой закрепили за гражданами право на получение бесплатного и доступного образования. Уже к 1936 году, спустя пару десятилетий, дети всех стран СССР посещали муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения. На протяжении последующих 50 лет курс школьной программы был рассчитан на десятилетний период. Современные школы успешно перешли на 11-классовое обучение.

Что такое общеобразовательная подготовка?

Среднестатистический ребенок знакомится со школой по достижении 6-7-летнего возраста. Это общеобразовательное учреждение помогает маленькому человеку осознать себя индивидуумом, отличным от других. Учебные заведения первых ступеней подразделяются на несколько видов:

  • начальная школа – (средний нормативный срок для освоения программ, разработанных в соответствии с ФГОС, – 4 года);
  • основная школа (срок, необходимый для освоения программ, разработанных в соответствии с ФГОС, – 5-6 лет);
  • средняя школа (нормативный период для обучения составляет 2 года).

Разновидности общеобразовательных учреждений

Иными основаниями для проведения классификации общеобразовательных учреждений можно назвать специфику заведения, подразумевающего углубленное изучение отдельных дисциплин, а также посменный график.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наравне с муниципальными школами стоит отметить гимназии, лицеи, а также сменные (вечерние и открытые) учебные заведения. В перечень бюджетных общеобразовательных учреждений, как правило, не попадают заведения этнокультурного направления, конфессиональные и религиозные школы.

Как первокласснику поступить в первый класс?

Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения предназначены для детей разных возрастных групп и являются заведениями, которые реализуют учебные программы, утвержденные высшими ведомствами. Продолжительность стандартного школьного курса составляет 11-12 лет. За этот период учащиеся получают фундаментальные знания по базисным научным направлениям в соответствии с типовыми государственными программами.

Согласно российскому законодательству, в первый класс дети должны идти не ранее, чем в 6,5 лет. Ребенок, не достигнувший данного возраста, но готовый психологически и физически к поступлению в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, также имеет право начать обучение по школьной программе. Единственное, что важно отметить: детям, не достигнувшим шести лет и шести месяцев, придется продемонстрировать уровень своей подготовки. Комиссия, в состав которой входят узкопрофильные специалисты (логопед, психолог) и педагогические сотрудники начальной школы, проведет объективное оценивание навыков ребенка и сделает соответствующее заключение.

бюджетное общеобразовательное учреждение

Какие документы необходимы для поступления в школу?

Записать будущего ученика в первый класс можно с 1 апреля. Собрав пакет документов, родители имеют право подать заявление сразу в несколько государственных общеобразовательных учреждений. Классы формируются, исходя из регистрации места жительства учеников. Так, предпочтение отдают детям, постоянно проживающим в шаговой доступности от школы. В перечень необходимых для подачи документов входят:

  • заявление от родителя (законного представителя);
  • медицинская карта;
  • свидетельство о рождении;
  • копия паспорта родителя или законного представителя.

Особенности учебного процесса в общеобразовательных учреждениях

Несколько слов следует уделить и распорядку дня в общеобразовательном учреждении. Это крайне важный момент, поскольку усвоение учебной программы требует от ребенка собранности и достаточной концентрации внимания. Каждый урок длится не дольше 45 минут, а после него наступает перемена (10-20 минут) – это позволяет не перегружать учеников. Начиная с первого года обучения школьники изучают дисциплины гуманитарного, естественнонаучного, точного блока, а также предметы по изобразительному искусству, музыке и хореографии. В преимущественном числе бюджетных общеобразовательных учреждений для детей 1-4 классов организованы группы продленного дня.

муниципальное общеобразовательное учреждение школа

С 1 сентября 2011 года в силу вступили новые стандарты в сфере образования, затрагивающие учебный процесс в начальной школе. Сегодняшняя тенденция к созданию специализированных условий для учащихся любых групп и особенностей всепоглощающа. Некоторые общеобразовательные учреждения расширяют границы своей деятельности, открывая коррекционно-развивающие классы, множество кружков и секций. Кроме того, предусмотрены дополнительные часы для обучения работе на компьютере.

Принципы общеобразовательных программ

Главная цель, которую преследуют педагоги начальной школы, заключается в обеспечении учащихся необходимыми знаниями и навыками, условиями для охраны жизнедеятельности, поддержания психофизического развития. Обучение осуществляется в нескольких направлениях:

  • расширении коммуникативного опыта у учащихся, подразумевающих овладение грамотой, навыками письма;
  • развитии творческого воображения;
  • формировании любознательности для становления познавательных способностей учеников.

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Детям муниципального общеобразовательного учреждения (школы) прививают знания о соблюдении правил личной гигиены, ведении здорового образа жизни. В ходе обучения преподавательский состав ставит перед собой задачи адаптировать учеников к жизни в современном социуме, сформировать культуру личности за счет усвоения минимального содержания программ.

Этапы получения полного среднего образования

Начальная школа в общеобразовательном учреждении – это база для получения аттестата о среднем образовании. На данном этапе важно увидеть задатки учащегося к обучению, установить курс на развитие его склонностей и способностей к самоопределению. По окончании четвертого класса у ребенка начинается новый этап обучения – основное общее образование. Имея документы об окончании 9 класса, выпускник имеет право сменить общеобразовательное учреждение (среднюю общеобразовательную школу) на заведение начального профессионального уровня (колледж, ПТУ, техникум) или продолжить обучение, перейдя в 10 класс. Важно, чтобы выбор учащегося был осознанным. Завершая учебную программу в муниципальном общеобразовательном учреждении (средней школе) сдачей Единого государственного экзамена, выпускники имеют возможность сделать осознанный выбор в пользу будущей профессии и поступить в средне-специальное учебное заведение, институт или университет.

Календарный график учебного года в муниципальных школах

При наличии большого числа запросов в территориальные органы Управления образования от родителей и учеников, а также соответствующего уровня материально-технических и кадровых ресурсов в школе может быть введено профильное обучение. Его содержание определяется ФГОС, составленного из учебных программ, перечня дисциплин, курсов. Для начальной, основной и средней школ установлена одинаковая продолжительность учебного года – 34 недели, которые не включают в себя период проведения итоговой аттестации и ЕГЭ. Первоклассники, между тем, учатся только 33 недели.

муниципальное среднее общеобразовательное учреждение

На протяжении учебного года учащиеся имеют право на 30 дней каникул вне общеобразовательного учреждения. Это же правило действует и летом – отдыхать учащиеся должны не менее 8 недель. Календарный график и план учебного процесса разрабатывается школой и согласовывается с представителями местного самоуправления.

Законные права школьников

Стоит также обратить внимание на то, что федеральными законами, регламентирующими сферу общего образования, утверждены следующие права учеников:

  • получать на бесплатной основе образование в соответствии с ФГОС;
  • обучаться по индивидуальному учебному плану, не противоречащему ФГОС;
  • проходить ускоренный курс образовательных программ;
  • пользоваться библиотечными и иными информационными источниками в учреждении;
  • обращаться за предоставлением дополнительных образовательных услуг и получать их платно;
  • принимать участие в регулировании и управлении деятельности школы в рамках полномочий, отведенных ее уставными документами.

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа

Кроме того, каждый ребенок, получающий среднее образование в муниципальном учреждении, имеет право на уважение собственного достоинства, свободу выражения своих убеждений и мировоззренческих позиций, свободу совести и достоверности информации.

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях - их типах, видах и особенностях.

общеобразовательные учреждения

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).

дошкольные общеобразовательные учреждения

Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети - это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам - возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения - с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.

государственные общеобразовательные учреждения

Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.

образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

специальные общеобразовательные учреждения

Вечерние школы

Читайте также: