План урока зарождение демократии в афинах 5 класс фгос

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок усвоения новых знаний учащихся.

Цели урока:

  • Дать представление о зарождении демократии в Афинах;
  • Выяснить причины конфликта между демосом и знатью в Афинах в VI в до н.э.;
  • Познакомить с реформами Солона в управлении Афинами.

Развивающие: умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.

Воспитывающие: воспитывать чувство сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремиться совершать хорошие поступки.

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • Мультимедийная презентация Microsoft Power Point
  • Карта “Древняя Греция”;
  • Атласы по истории древнего мира по количеству учащихся в классе;
  • Тестовые задания в виде раздаточного материала;
  • Рабочие тетради;

I. Организационный момент. (1- 2 минуты) (Слайд №2)

Перед уроком учащимся необходимо приготовить все принадлежности к уроку (рабочие тетради, карандаши, ручки, линейки)

– Здравствуйте ребята. Когда я шел сегодня к Вам на урок, шёл лёгкий тихий дождь. Вы обратили внимание на то, как легко и тихо капали дождинки с неба на землю? Давайте также тихо займём свои места. (Ребята садятся)

II. Актуализация опорных знаний по теме “Земледельцы Аттики теряют землю и свободу”. (5-7 мин.)

1. Вступительное слово учителя (Слайд №3).

- Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны, города, села, района, семьи. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

Ребята, как можно прославиться? (Совершая хорошие поступки, сделав открытие и т.д.)

- Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Я надеюсь, что сегодня каждый из вас постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием древней истории, тем самым оставить как можно больше памяти по себе.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на колеснице. Рассмотрите колесницу. Это настоящая греческая колесница.

А что такое колесница? Колесница – это большая двухколесная повозка, управляемая возничим, преимущественно использующая в качестве движущей силы скаковых лошадей. (Слайд № 4 Колесница и звучит музыка) Обратите внимание на музыку, которая звучит. Как вы думаете, куда мы сегодня отправляемся, в какую страну? (Ответ)

- Молодцы! Действительно, мы отправляемся в Грецию в VI в. до н.э. Вы сейчас слышите греческую народную музыку. Итак, в добрый путь!

2. Преодоление препятствий.

Учитель: Поскольку мы с вами путешествуем нельзя забывать, что каждого путешественника на пути могут встретиться преграды. Вот и перед нами появилось первое препятствие – лабиринт (Слайд №5).

Из него можно найти выход, но только объясняя значения этих слов.

Ареопаг –> полис –> демос –>архонты –>Аттика Афины

(Ареопаг – Совет знати; полис – город-государство; демос – народ; архонты – девять знатных и богатых правителей, ежегодно избиравшихся жребием; Аттика – область Средней Греции; Афины – главный город Аттики).

- Молодцы, вы прекрасно справились с препятствием и благополучно добрались до Греции.

3. Работа с картой (Слайды №№ 6-8).

Откройте атласы и найдите, где находилась Древняя Греция? (Она располагалась на юге Балканского полуострова).

- Где находилась Аттика? Аттика находилась в Средней Греции.

- Назовите главный город Аттики. (Афины – главный город Аттики) Покажите его на карте.

III. Изучение нового материала. (Слайд №9)

1. Беседа. - Итак, давайте вспомним, какие отношения сложились между демосом и знатью в Афинском полисе в 7 веке до н.э.? (Власть в Афинах принадлежала знати. Простой народ в управлении не участвовал. Лучшими землями владели знатные люди. Простые земледельцы обрабатывали маленькие и каменистые участки. В неурожайный год приходилось брать в долг зерно или серебро у знатного соседа. Трудясь с раннего утра до позднего вечера на своем участке, крестьянин должен был отдать случае неуплаты долга земля переходила к знатному господину, а работники, иногда вместе с семьей становились рабами.

  1. Афинский демос и его требования.
  2. Демос восстает против знати.
  3. Отмена долгового рабства.
  4. Перемены в управлении Афинами.
  5. Солон покидает Афины.

- Запишите, пожалуйста, план нашего урока. (Учащиеся записывают план урока.)

- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, на какие вопросы мы должны будем ответить в конце нашего путешествия? (Высказывания ребят: Почему демос восстает против знати? Как произошла отмена долгового рабства? Какие перемены произошли в управлении Афинами? Кто такой Солон? Почему он покинул Афины?)

Цель урока (слайд №12): Ребята, согласно одной из целей нашего урока нам нужно выявить причины, значение и результаты реформ Солона.

  • Выяснить причину конфликта между демосом и знатью в Афинах в VI в до н.э.;
  • Познакомиться с реформами Солона в управлении Афинами;
  • Будьте внимательными, так как в конце нашего путешествия нас могут также ожидать непредвиденные ситуации.

3. Рассказ учителя по новому материалу: (Слайд №14)

Учитель: В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Не отдаст в срок долг – отберут у него участок. Отберут участок – станет он батраком у богача. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Какие же требования выдвигал демос? (Демос добивался права самим управлять государством, требовал отмены долгового рабства и переделить землю.)

Учитель: Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами, требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным. Бедняки восстали против знати. Они стали вооружаться дубинами. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были раненые и убитые. Смута в Афинах продолжалась долго, ни одна сторона не могла одержать верх. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры и созвать народное собрание. Это произошло в 594 г. до н.э. Знать и демос сообща избрали архонтом (то есть царем или правителем) Солона.

4. Рассказ учителя о Солоне. (Слайд №15)

Солон происходил из знатного рода; одним из его предков был афинский царь Кодр. Но прославился он не знатностью рода, а как один из семи величайших мудрецов древности, выдающийся реформатор и поэт.

Отец Солона был человеком не богатым (хоть и знатным), и после его смерти у сына не осталось почти никаких средств к за долги 5/6 своего урожая. В случае неуплаты долга земля переходила к знатному господину, а работники, иногда вместе с семьей становились рабами.

В Афинах существовал обычай ставить на земле должника каменные плиты или столбы с обозначением суммы долга. Не отдаст в срок долг – отберут у него участок. Отберут участок – станет он батраком у богача. Знатный рабовладелец мог послать раба-должника на любые работы и даже продать его на чужбину.

Какие же требования выдвигал демос? (Слайд № 16) (Демос добивался права самим управлять государством, требовал отмены долгового рабства и переделить землю.)

5. Работа с учебником. (Слайд № 17)

Ответить на этот вопрос мы сможем, прочитав п.2 § 30 на стр. 144. Будем читать поочередно, громко и выразительно.

В результате проведенных реформ Солоном были отменены все старые долги. Однако, если кто-нибудь вновь возьмет в долг зерно или серебро, придется отдавать. Если должник не сможет этого сделать в условленный срок, то у него, как и прежде отберут его имущество. В том случае, если имущества не хватит для уплаты долга, то самого должника уже не сделают рабом.

Солон повелел выкупить за государственные деньги всех рабов- должников, даже тех, которых продали в заморские страны.

6. Рассматривание рисунка, посвященного отмене Солоном долгов стр. 144. (Слайд № 20)

Ребята, рассмотрим рисунок на стр. 144. Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие. Кто эти люди? Земледельцы ликуют, так как Солон приказал выкинуть с полей долговые камни, а знать негодует, потому что он отменил долги, лишил их даровых рабочих рук. Но наступит такое время, когда и знать и демос будут недовольны Солоном.

7. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, почему все были недовольны?

- Как вы думаете, почему Солон не отобрал землю у знати и не разделил ее между бедняками? (Знать не отдаст земли и начнется кровавая вооруженная борьба. Отказавшись от передела земли, Солон вызвал недовольство бедняков, тем самым никому он не угодил, то есть “нельзя дать худым и благородным долю равную иметь”

Как пишет Плутарх, “Солон не угодил ни той, ни другой стороне: богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли…”.

Но Солон отменил не только долговое рабство, а провел реформы и в управлении Афинами.

8. Самостоятельное чтение Параграф 30 п. 3., стр. 144–145 (Слайд №21)

Задание классу: выяснить, как изменился суд при Солоне?

Примерный ответ учащихся:

1) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках. (Слайд №22)

2) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

3) Решение суда определялось большинством голосов судей.

Вывод. (Слайд №23) Главная перемена состояла в том, что знатные люди перестали пользоваться преимуществами в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых, а судьями по жребию становились все свободные афиняне независимо от их имущества. Большинство суровых законов Драконта было отменено. Со временем Солона вновь регулярно стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне – граждане.

IV. Закрепление пройденного материала.

1. Самостоятельная работа (Слайд №24)

Мы познакомились с реформами Солона в управлении Афинами. А сейчас, чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, я предлагаю вам небольшую проверочную работу в виде теста.

Сейчас вы получите карточки, обратите внимание, что тест состоит из 4-х вопросов. Не забудьте, пожалуйста, их подписать. (Раздаются карточки. Учащиеся выполняют задание). (Слайд №25).

Учитель. А теперь обменяйтесь карточками и обратите внимание на экран, где указаны правильные ответы (Слайд №26).

Проверьте карточку своего напарника и поставьте оценку.

(Учащиеся выполняют задание и сдают карточки учителю).

2. Работа в рабочих тетрадях. с.15, задание №20.

Задание. Впишите недостающие слова. Главное в законах Солона.

- Прочитайте выполненные задания.

Работа с терминами. (Слайды 27, 28, 29)- можно использовать, если будет время.

Учитель: (Слайд №30) Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся к месту, откуда мы его начали.

Итак, ребята, давайте подведем итоги, справились ли мы с поставленными задачами.

Какова причина конфликта между демосом и знатью? Какие реформы провел Солон? Какие перемены произошли в управлении Афинами? Кто такой Солон? Почему он покинул Афины?

Выводы (ответы учащихся):

1) Солон отменил долговое рабство – все граждане Аттики стали свободными.

2) Знатные перестали пользоваться преимуществами в управлении.

3) Регулярно стало созываться народное собрание (правителей избирать из знатных и богатых, судьей мог стать любой гражданин, достигший 30 лет.

А это значит, что законы Солона заложили в Афинах основы “демократии” - по-гречески означает “власть народа”.

Ребята, каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым каждый из вас оставил след в истории вашего класс. А наш урок уходит в историю.

V. Объяснение учащимся нового домашнего задания: (Слайд №31)

Параграф 30, в рабочих тетрадях на с.15 выполнить задание №16.

(Слайд №32) До свидания. Я благодарю Вас! Хороших вам результатов в изучении истории!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: формирование представления учащихся о предпосылках зарождения демократии в Афинах; на примерах реформ Солона сформировать представление учащихся о формах проявления демократии.

Задачи урока:

- повторить и обобщить зн a ния о государственном устройстве Афин и положении демоса;

- формир o вать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информ a цию (познавательное УУД);

- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД);

-знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства;

Развивающие:

– развивать навыки групповой, самостоятельной работы;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на экран, что вы видите?

Ответы детей: пустая книга.

Учитель: откройте тетради. Запишите число и тему урока.

Ответы детей.

Учитель: в чем же проявляется демократия? (Выбор, власть, свобода)

- Как вы выбирали старосту в вашем классе?

Ответы детей: сами голосовали.

Учитель: а как в нашей стране избирается президент?

Ответы детей: его выбирает народ.

Учитель: вот видите, дети, демократия тесно связана с нашим обществом, с нашей страной. Мы с вами живем в демократическом государстве. А зародилась она очень давно, в VII в. до н. э. в Древней Греции. Вам интересно узнать, как это было?

Учитель: так давайте же скорее узнаем. Давайте вместе попробуем выяснить, что нам для этого необходимо сделать.

К доске вызываются три ученика, которые должны выбрать цели урока из 6-ти предложенных вариантов. Варианты целей предоставляются детям в разрезанном виде.

Как и при каких условиях зародилась демократия,

Кто является основателем демократии в Древней Греции,

В чем проявлялась демократия.

Прочитать учебник и рассмотреть иллюстрации

Обсудить друг с другом тему урока.

2.Актуализация знаний .

Учитель: для начала давайте вспомним, основные понятия, которые нам понадобятся на сегодняшнем уроке. У вас на столах лежат карточки с ответами. Я задам вам вопрос, а ваша задача поднять карточку с правильным ответом.

Как назывался совет знати в Афинах?- ареопаг

Как назывались 9 правителей входивших в Ареопаг?- архонты

Как назывались богатые и знатные люди в Афинах?- аристократы

Учитель: отлично, вы молодцы, хорошо справились. Работа со схемой на доске. Всё население Аттики в VII в. до н.э. делилось на свободных и рабов.

hello_html_5c844e1b.jpg

- Как жители Аттики становились рабами? (Из-за долгов.)

- Кому в Аттике принадлежали земли и власть и суд? (Знати.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Некоторые из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для чёрной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати, и поэтому не мог стать архонтом. Почему?

Ответ детей: знаменитые роды (аристократы) вели своё происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что им от рождения – по крови, по породе – дано особое благородство тела и души.

Такой порядок порождал ряд проблем в обществе:

1) нехватка земли;

3)бесчинство знати в управлении и суде.

Как вы думаете, такое положение могло устраивать демос- простой народ.

Ответы детей: нет, не могло.

3. Изучение нового материала .

Учитель: Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса. Как вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести?

Ответы детей : Выступление демоса против знати.

Учитель: А как же разрешить эти проблемы? Наверное, необходимо найти такого человека, который смог бы разрешить все эти проблемы, и такой человек был в Аттике, звали его Солон. Давайте узнаем об этом человеке, обратившись к тексту учебника.

Перед чтением текста ставятся вопросы:

1. Попробуйте определить, какие качества Солона привлекали к нему людей?

2. За что он был избран архонтом?

Чтение текста – стр. 137, 2-й абзац.

Дети указывают честность, разносторонние познания, одарённость и талант Солона.

В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона- Став архонтом, Солон приступил к разработке и проведению законов. С целью примирить между собой знать и демос, он поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Итак, какие же изменения (реформы) провел Солон.

Заполнение таблицы.

Учитель: У вас на столах лежат части одной таблицы, которую мы с вами должны вместе собрать. У вас есть название реформы, а ваша задача из предложенных кусочков подобрать вторую часть. Чтобы правильно это сделать, вам необходимо будет воспользоваться учебником. Работать мы будем в группах, давайте вспомним правила работы в группе. 4-5 мин. По ходу заполнения таблицы законы записывайте в тетради. Работа с учебником с 144п. 2 и с145п.3

Суть закона

Основное содержание

Прощение долгов

Отменил долговые камни. Людей, имевших на себе долг, запрещалась делать рабами, за свой долг отныне они отвечали только своим имуществом.

Отпустить всех рабов- должников

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть домой за счёт государственной казны.

Учрежден выборный суд

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их происхождения и имущественного положения, по жребию.

Появилось Народное собрание

Архонтом мог стать любой богатый демос. В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

При обсуждении 1 группы спросить у детей

- Теперь нельзя было делать из должников сделать рабов, это можно назвать демократией?

Ответы детей: Да.

- Можно ли сказать, что Солон отменил рабство в Афинах?

Ответы детей: Нет, не стало только рабов - должников, рабы чужеземцы остались.

Учитель: То, что жители Афин получали свободу, можно считать проявлением демократии?

Ответы детей: Да.

При обсуждении работы группы №3 рассказать детям об афинском суде и спросить у детей.

- Выборность судей может быть проявлением демократии?

Ответы детей: Да.

Учитель: Насколько он справедливее того суда, что был ранее?

Обратить внимание детей на извлечение из клятвы.

Клятва, которую давали афиняне, избранные судьями лежит на столах

«Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти.

Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого.

Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?

Все любят получать подарки. Почему судьям это было строго запрещено?

А как вы думаете, сегодня действуют эти правила?

Ответы детей: Да.

Учитель: Да, действительно, и сегодня, ребята, эти правила актуальны. Судья должен быть справедливым, перед тем как вынести свой приговор, он должен выслушать обе стороны. В нашем обществе, к сожалению, есть такое явление, как коррупция, поэтому судья должен быть неподкупен.

При обсуждении результатов 4 группы спросить у детей:

Ответы детей: Это орган для решения всех государственных вопросов

Ответы детей: Да.

Ответы детей: Граждане.

Учитель: Кто такие граждане?

Ответы детей: Свободные афиняне.

Учитель: Скажите, пожалуйста, а сегодня в нашей жизни используется слово гражданин, и что оно значит?

Ответы детей: Гражданин – это человек, обладающий правами и обязанностями.

Учитель: Давайте теперь назовем, в чем же проявлялась демократия в Афинах.

- запрет брать людей в рабство,

-рабы- должники становились свободными,

- судьи выбирались из всех граждан Афин,

- богатый демос мог принимать участие в управлении государством.

Снова возвращаемся к схеме выбор, власть, свобода.

Учитель: скажите, пожалуйста, теперь у афинских граждан есть выбор, власть, свобода?

Ответы детей: Да, теперь есть.

Учитель: Для того, чтобы вы лучше запомнили законы, которые провел Солон, я раздам памятки, которые вы вклеите в свои тетради и они помогут вам при подготовке к домашнему заданию или к контрольной работе.

Законы Солона

Признаки зарождения демократии

Прощение долгов

запрет брать людей в рабство

Отпустить всех рабов- должников

рабы- должники становились свободными

Учрежден выборный суд.

судьи выбирались из всех граждан Афин

Появилось Народное собрание

Богатый демос мог принимать участие в управлении государством

Вот, ребята, мы познакомились с законами, которые издал Солон в Афинах, а теперь хочу обратить ваше внимание на рисунок в учебнике на с 144.

Работа с рисунком, посвящённым отмене Солоном долгов (с. 138).

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие? Кто эти люди?

Ответы детей: Это рабы, они рады, что получили свободу. А знать не довольна тем, что лишилась рабов.

Учитель: Удовлетворил ли своими законами Солон всех жителей Афин?

Ответы детей: Нет.

Учитель: Вышло так, что Солон не смог угодить, своими законами ни демосу, ни знати. Давайте сопоставим перемены, произошедшие в результате законов Солона, с задачами, стоящими перед демосом.

3. бесчинство знати в управлении и суде.

Какая проблема осталась нерешенной?

Ответы детей: Передел земли.

Учитель: А почему же Солон не дал земли людям?

Ответы детей: Потому что боялся внутренней смуты.

Учитель: Не угодив никому, Солон вынужден был покинуть Афины, будто бы по торговым делам и вернулся на родину только спустя несколько лет.

Учитель: Итак, пришло время заполнить страницы нашей книги знаниями.

Что такое демократия - Демократия по-гречески – власть народа. Данная форма правления существует и по сей день во многих странах мира и в России в том числе.

Кто является основателем демократии в Древней Греции

Ответы детей: Солон.

В чем проявлялась демократия?

1)запрет брать людей в рабство,

2)рабы- должники становились свободными,

3)судьи выбирались из всех граждан Афин,

4)появился новый орган управления - Народное собрание.

Ответы детей: Потому что в полной мере демократия еще не установилась, а только лишь начала проявляться в жизни граждан. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Учитель: Главная перемена после принятия законов Солона состояла в том, что знатное происхождение не давало преимущества в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых людей, а судьями по жребию становились все свободные афиняне, независимо от их имущественного положения.


Урок изучения новой темы, отурытия учащимися новых знаний, с элементами актуализации знаний, полученных при изучении Древней Греции в материалах на предыдущих уроках.

Содержимое разработки

Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знаний о предпосылках зарождения демократии в Афинах, на примерах реформ Солона;

Содержательная: ввести новые понятия, термины.

Задачи урока:

- повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса;

- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД);

- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД);

- знать исторических деятелей и их вклад в развитие государства;

Развивающие:

– развивать умения самостоятельной работы с материалом учебника и дополнительным материалом;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал с текстом документа и вопросами к нему, жетоны (красного, желтого цвета)

Организационный момент.

Актуальные знания учащихся.

Учитель: Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 г. до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей.

А как еще можно прославиться?

Ответ учащихся: Совершая хорошие поступки.

Учитель: Кто хочет прославиться, совершая добрые дела? Совершая зло?

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории.

Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.

В чем же проявляется демократия? (Выбор, власть, свобода)

- Как вы выбирали старосту в вашем классе?

Ответы учащихся: сами выбирали.

Учитель: а как в нашей стране избирается президент?

Ответы учащихся: его выбирает народ.

Учитель: вот видите, дети, демократия тесно связана с нашим обществом, с нашей страной. Мы с вами живем в демократическом государстве. А зародилась она очень давно, в VII в. до н. э. в Древней Греции. Вам интересно узнать, как это было? Давайте повторим и обобщим знания, полученные вами на прошлых уроках, необходимых нам сегодня для изучения новой темы.

Учитель: В какой области Греции возникло Афинское государство?

Ответ учащегося: Аттика.

Учитель: Покажите эту область на карте. Покажи главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город?

Ответ учащегося у доски.

Учитель: Объясните значения слов: — полис, ареопаг, архонт.

Учитель: отлично, вы молодцы, хорошо справились.

Учитель: Работа со схемой на доске. Всё население Аттики в VII в. до н.э. делилось на свободных и рабов.

- Как жители Аттики становились рабами? (Из-за долгов.)

- Кому в Аттике принадлежали земли и власть и суд? (Знати.)

Большую часть демоса составляли бедняки. Некоторые из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил двух рабов для чёрной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати, и поэтому не мог стать архонтом. Почему?

Ответ учащихся: знаменитые роды (аристократы) вели своё происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что им от рождения – по крови, по породе – дано особое благородство тела и души.

Учитель: В результате, сложившегося в обществе порядка, в Греции распространились нехватка земли, долговое рабство, бесчинство знати в управлении и суде.

Как вы думаете, такое положение могло устраивать демос - простой народ.

Ответы учащихся: нет, не могло.

Изучение нового материала.

Учитель: Мы вспомнили, какие проблемы были у афинского демоса. Как вы думаете, нерешенность этих проблем к чему могла привести?

Ответы учащихся: Выступление демоса против знати.

Учитель: А как же разрешить эти проблемы? Наверное, необходимо найти такого человека, который смог бы разрешить все эти проблемы, и такой человек был в Аттике, звали его Солон. Давайте узнаем об этом человеке.

Учитель: За что он был избран архонтом?

Ответ учащихся: честность, разносторонние познания, одарённость и талант.

Учитель: В 594 г. до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона- Став архонтом, Солон, наблюдая обострившуюся ситуацию в отношениях между демосом и знатью приступает к проведению изменений (реформ), с целью примирить между собой знать и демос, он поступал так, чтобы и те и другие остались довольны. Итак, какие же изменения (реформы) провел Солон.

Учитель: Итак, реформа – изменение, преобразование чего-либо. Записать в тетради.

Заполнение таблицы.

Учитель: У вас на столах лежат части одной таблицы, которую мы с вами должны вместе собрать. У вас есть название реформы, а ваша задача из предложенных кусочков подобрать вторую часть. Чтобы правильно это сделать, вам необходимо будет воспользоваться учебником. Работать мы будем в парах. По ходу заполнения таблицы законы записывайте в тетради. Работа с учебником с 144 п. 2 и с 145 п. 3

Отмена долгового рабства

Отменил долговые камни. Людей, имевших на себе долг, запрещалась делать рабами, за свой долг отныне они отвечали только своим имуществом.

Отпустить всех рабов - должников

Все рабы-должники были освобождены, а проданных за море следовало разыскать и вернуть домой за счёт государственной казны.

Учрежден выборный суд

Судьи выбирались из всех афинян независимо от их происхождения и имущественного положения, по жребию.

Реформа в управлении

Появилось Народное собрание

Архонтом мог стать любой богатый представитель из демоса. В работе народного собрания принимали участие все афинские граждане.

Учитель: Теперь нельзя было из должников сделать рабов, это можно назвать демократией?

Ответ учащихся: Да.

Ответ учащихся: Нет, не стало только рабов - должников, рабы чужеземцы остались.

Учитель: То, что жители Афин получали свободу, можно считать проявлением демократии?

Ответ учащихся: Да.

Учитель: Выборность судей может быть проявлением демократии?

Ответ учащихся: Да.

Учитель: Насколько он справедливее того суда, что был ранее?

Почему для судьи так важно выслушивать одинаково и обвинителя, и обвиняемого?

Ответ учащихся: Это орган для решения всех государственных вопросов. В нем принимали участие простые люди из народа, свободное население – афиняне, которых называли граждане.

Учитель: участие народа в решении важных вопросов - это можно считать демократией?

Ответ учащихся: Да.

Учитель: Давайте теперь назовем, в чем же проявлялась демократия в Афинах.

- запрет брать людей в рабство,

- рабы - должники становились свободными,

- судьи выбирались из всех граждан Афин,

- богатый демос мог принимать участие в управлении государством.

Вот, ребята, мы познакомились с законами, которые издал Солон в Афинах, а теперь хочу обратить ваше внимание на рисунок в учебнике на с 144.

Работа с рисунком, посвящённым отмене Солоном долгов (с. 138).

Опишите рисунок. Почему ликуют одни афиняне и негодуют другие? Кто эти люди?

Ответ учащихся: Это рабы, они рады, что получили свободу. А знать не довольна тем, что лишилась рабов.

Учитель: Удовлетворил ли своими законами Солон всех жителей Афин?

Ответ учащихся: Нет.

Учитель: Вышло так, что Солон не смог угодить, своими законами ни демосу, ни знати. Давайте сопоставим перемены, произошедшие в результате законов Солона, с задачами, стоящими перед демосом.

1. передел земли

2. долговое рабство

3. бесчинство знати в управлении и суде.

Какая проблема осталась нерешенной?

Ответ учащихся: Передел земли.

Учитель: А почему же Солон не дал земли людям?

Ответ учащихся: Потому что боялся внутренней смуты.

Учитель: Не угодив никому, Солон вынужден был покинуть Афины, будто бы по торговым делам и вернулся на родину только спустя несколько лет.

Закрепление

Учитель: Итак, давайте вместе с вами повторим и закрепим те знания, которые мы получили на сегодняшнем нашем уроке.

Учитель: Что такое демократия?

Ответ учащихся: Демократия по-гречески – власть народа. Данная форма правления существует и по сей день во многих странах мира и в России в том числе.

Учитель: Кто является основателем демократии в Древней Греции?

Ответ учащихся: Солон.

Учитель: В чем проявлялась демократия?

Запрет брать людей в рабство,

Рабы - должники становились свободными,

Судьи выбирались из всех граждан Афин,

4) Появился новый орган управления - Народное собрание.

Ответы учащихся: Потому что в полной мере демократия еще не установилась, а только лишь начала проявляться в жизни граждан. Законы Солона заложили в Афинах основы демократии.

Учитель: Главная перемена после принятия законов Солона состояла в том, что знатное происхождение не давало преимущества в управлении государством. Правителей стали избирать из богатых людей, а судьями по жребию становились все свободные афиняне, независимо от их имущественного положения.

Домашнее задание:

Параграф № 30 читать.

Вопросы № 1, 2 письменно

Содержимое разработки

Зарождение демократии в Афинах

Зарождение демократии в Афинах


Древняя Греция

Совет знати в Афинах

Девять правителей входивших в Ареопаг


Демос восстает против знати Большинство простого народа в Аттике находилось в порабощении у немногих. Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса. Перед народом стояли задачи: произвести передел земли; отменить долговое рабство; Прекратить бесчинство знати в управлении и суде Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели.

Демос восстает против знати

Большинство простого народа в Аттике находилось в порабощении у немногих.

Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса.

Перед народом стояли задачи:

  • произвести передел земли;
  • отменить долговое рабство;
  • Прекратить бесчинство знати в управлении и суде

Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх.

Государство оказалось на краю гибели.

Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры В 594 году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был С молодых лет Солон вел морскую торговлю, которая в Греции считалась почетным занятием.

Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры

В 594 году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона.

Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был

С молодых лет Солон вел морскую торговлю, которая в Греции считалась почетным занятием.

О новом правителе говорили немало хорошего: был он исключительно честен, одарен умом, писал стихи.

Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы.

Они были записаны на деревянных выбеленных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

Законы Солона 594 г. до н.э. Суть закона Основное содержание Отмена долгового рабства Отменил долговые камни Запрещалось должников делать рабами, отныне за свой долг они отвечали только своим имуществом Отпустить всех рабов - должников Судебная Учрежден выборный суд реформа Судьи выбирались из числа всех афинян, не зависимо от их происхождения и имущественного положения Реформа в управлении Появилось Народное собрание В работе Народного собрания принимали участие все афинские граждане. Архонтом мог стать любой богатый представитель из демоса.

Законы Солона 594 г. до н.э.

Отмена долгового рабства

Отменил долговые камни

Запрещалось должников делать рабами, отныне за свой долг они отвечали только своим имуществом

Отпустить всех рабов - должников

Учрежден выборный суд

Судьи выбирались из числа всех афинян, не зависимо от их происхождения и имущественного положения

Реформа в управлении

Появилось Народное собрание

В работе Народного собрания принимали участие все афинские граждане. Архонтом мог стать любой богатый представитель из демоса.

Отмена Солоном долгового камня Кто изображен на картинке? Почему одни афиняне ликуют, а другие негодуют? Всем жителям Афин угодил Солон Своими законами?

Отмена Солоном долгового камня

Кто изображен на картинке?

Почему одни афиняне ликуют, а другие негодуют?

Всем жителям Афин угодил Солон Своими законами?

Домашнее задание Параграф 30 читать Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)

Домашнее задание

Параграф 30 читать

Ответить на вопросы в конце

параграфа (устно)


-80%

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Зарождение демократии в Афинах" 5 класс

Тема: Зарождение демократии в Афинах.

Тип урока: комбинированный.

1. Подвести учащихся к пониманию причин и значению проведения реформ Солона.

3. Продолжить формирование умений на основе документальных источников и текста документа, давать характеристику событиям и их участникам.

Подготовка устного ответа по карточке.

Для этого вспомни:

Что такое полис?

Какие черты отличают его?

Какие полисы тебе известны?

Какие занятия существовали у жителей древнего полиса?

Кто управлял им?

Чем был не доволен демос?

Примерный ответ учащегося:

Полис – город-государство. + окрестные деревни и усадьбы богачей. Все полисы говорили на 1м языке, общая культура и религия. Крупные - Афины, Спарта, Милет. Совет знати – ареопаг.

Работа с классом. Тест.

1. Что называется полисом?

а) город-государство в Древней Греции +

б) город в Древней Греции

в) название органа управления городом

2. Как назывался Совет знати в Афинах?

3. Как по-гречески назывался простой народ?

4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:

в) Народное собрание

5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?

б) граждане Афин +

6. Холм а Афинах, где находились главные храмы города:

III . Переход к изучению новой темы.

Итак, мы познакомились с жизнью людей в древнегреческих полисах. Знаем, что демос добивался права участвовать в управлении Афинами и требовал отменить долговое рабство и переделить землю. Для того, чтобы изменить эту опасную обстановку в стране, знать и демос в 594г. до н.э. сообща избрали архонтом Солона. Он начал осуществлять преобразования в стране, или реформы.

Задача для учащихся: Какие реформы осуществил Солон в Древних Афинах?

Изучение новой темы.

Содержание реформ Солона

На доске тема урока, новые слова: Солон, граждане, реформы, Народное собрание, демократия.

Также стремлюсь я богатство иметь, но владеть им нечестно

Я не хочу: наконец, Правда ведь все же придет.

Особенно прославился Солон, во время борьбы афинян с соседним городом Мегарами за остров Саламин. Вначале афиняне потерпели поражение, и на Саламине расположился военный отряд мегарцев. Саламин закрывал вход кораблям в афинскую гавань, но аристократам не нужна была морская торговля. Желая, чтобы о неудаче поскорее забыли, правители запретили под страхом смерти даже упоминать название острова.

Тогда Солон прикинулся сумасшедшим и прочел толпе народа своё новое стихотворение, в котором много раз повторялось запрещенное название острова.

Впоследствии Солон сам лично возглавил борьбу добровольцев за этот остров и добился победы.

Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская полития

6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил свой народ и в текущий момент, и на будущее время…

Затем он издал законы и произвел отмену долгов, как частных, так и государственных.

7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.

Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса… на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…

8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее он учредил совет четырехсот,… а совету ареопагов назначил охранять законы…

9. …Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое, и самое важное – отмена личной кабалы… далее – предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становиться властелином государства.

10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. – с.130-132.

Беседа по прочитанному.

- Чьи законы отменил Солон? (Законы Драконта, за исключением законов об убийствах.)

- Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

- На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

- Какие права дал Солон каждой группе? (Права были у всех, но разного обьема. Народ мог обращаться в суд, в случае нарушения прав.)

- Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это очень важно для демоса.)

- Какой новый орган власти создал Солон? (Совет четырехсот.)

- Чем занимался совет ареопагов? (Он должен был следить за выполнением законов.)

- Почему в документе народ назван властелином государства? (Мог участвовать в голосовании.)

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

а) Судьями могли быть выбраны любые граждане государства, независимо от их состояния, не моложе 30 лет и не замеченные в дурных поступках.

б) На судебном заседании мог присутствовать любой афинянин.

в) Решение суда определялось большинством голосов судей.

5. Работа с терминами.

Граждане – все свободные жители Афин.

Народное собрание – орган, который решал важные, государственные дела, в его работе участвовали все граждане Афин.

Закрепление изученного на уроке.

Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его дела является

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке? Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?

а) Речь идет о личной оценке своей деятельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьёй.

в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основу демократии.

2. Рассказ учителя.

После проведения своих реформ Солон был вынужден покинуть государство на 10 лет, уехать в Египет, как пишет об этом Аристотель. Почему? Ответ на этот вопрос вы дадите на следующем уроке.

Читайте также: