План урока византийская империя и восточнохристианский мир
Обновлено: 04.07.2024
План-схема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Природа и население Византийской империи
Появление Византии
Географическое положение
Народы
Хозяйство
Византия – перекресток важнейших торговых путей
Античная и христианская традиции в жизни византийцев
Влияние
Государственная власть и церковь в Византийской империи
Черты императорской власти
Христианская церковь
Византия между западом и востоком
Деятельность Юстиниана I
Враги Византии
Византия и славяне
Борьба со славянами
Кирилл и Мефодий
Вывод
3. Природа и население Византийской империи
Появление Византии
Восточная Римская
империя
Римская империя
Император Константин
330 г. в греческой колонии Византий римский император
Константин заложил новую столицу Константинополь
План-схема
Византия
Географическое положение
Восточная часть
Средиземноморья (VI в.)
Африка
Европа
Балканский
полуостров
Азия
Египет
Палестина
Малая Азия
Сирия
Карта
План-схема
Закавказье
Народы
35 млн. человек - население
Греки
Арабы
Армяне
Грузины
Египтяне
Евреи
Сирийцы
Славяне
План-схема
Хозяйство
Земледелие
Скотоводство
Добыча полезных
ископаемых
•Железо
•Медь
•Олово
•Серебро
Средиземноморский
климат
•Золото
И т.д.
План-схема
Византия – перекресток важнейших
торговых путей
Из Китая
Из Индии
Великий
Шелковый
путь
“Путь
благовоний”
Карта
План-схема
11. Античная и христианская традиции в жизни византийцев
Влияние
Античное наследие
Христианское
•Прославление Бога в
произведениях искусства
•Скульптура
•Духовная литература
•Конные
состязания
•Театральные
представления
•Наука
•Почитание отцов церкви
•Появление крестовокупольного типа церкви
План-схема
13. Государственная власть и церковь в Византийской империи
Черты императорской власти
Божественное происхождение власти
Абсолютная власть императора
Ненаследственный тип передачи
власти
План-схема
Христианская церковь
Запад
Восток
•Главенство папы
римского
•Самостоятельно
сть патриархий
•Главенство над
светской властью
•Подчинение
церкви светской
власти
1054 г. разделение
План-схема
Католицизм – стремление к
Православие – внутреннее
постижению божественных
истин разумом
совершенствование человека через
молитвы – обращения к Богу
16. Византия между западом и востоком
Деятельность Юстиниана I
Упрочил внутреннее
положение империи
Ограничение
произвола вельмож
Усиление армии
Укрепление границ
Присоединение
Италии, Северной
Африки, части
Пиренейского
полуострова
Карта
План-схема
Враги Византии
Иран
Арабы
VII в. Вернул
империи
Сирию и
Палестину
IX в. Ромеям
удалось
приостановить
натиск арабов
и отвоевать
часть земель
Карта 1
Карта 2
План-схема
22. Византия и славяне
27. Вывод
1. Многие страны и народы Восточной Европы,
Закавказья и северо-восточной Африки испытали на
себе культурное и религиозное влияние Византии.
2. Византия выступала в роли главы всего
восточнохристианского мира.
3. Византия и находившиеся под ее влиянием страны
значительно отличались от христианских стран
Западной Европы в области культуры.
Государственного строя и церковного устройства.
План-схема
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Глава 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. Урок 9. Византийская империя и восточнохристианский мир. Часть 2
История. Россия в мире. 11 класс
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цели урока: определить особенности и роль византийской средневековой цивилизации в становлении мировой цивилизации.
· характеризовать отношения государственной и церковной власти в Византии, деятельность византийских императоров по восстановлению единой Римской империи, её результаты;
· определить влияние Великого переселения народов в истории Византии;
· развивать навыки анализа исторических источников, систематизации выводов в таблицах и схемах; умения формулировать аргументированную точку зрения, участвовать в дискуссии.
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологий развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся, мотивационно-целевой этап.
2.1. Дайте характеристику природно-климатических и геополитических условий Византии, их влияния на особенности развития.
2.2. В чем особенности государственной власти в Византии?
Слайд 1. Итак, на прошлом уроке мы предположили, что основу и своеобразие Византийской империи составляла "симфония властей".
Обобщение: симфония властей - идея о гармоничном взаимодействии церкви и государст-ва.
3.Изучение нового материала.
Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.
1. Христианская церковь в Византийской империи.
2. Византия между Западом и Востоком.
3. Византия и славяне.
Слайд 4. Христианская церковь в Византийской империи.
Христианство возникло в I в. в Палестине, одной из провинций Римской империи. Религия, первоначально распространенная среди бедняков и рабов, постепенно завоевы-вает все новых последователей в античном обществе. В 301 г. Армения первой объявляет христианство государственной религией. В 313 г. император Константин Великий издает эдикт о веротерпимости и христианство получило равные права с остальными языческими религиями Рима. В к. IV в. император Феодосий провозглашает христианство единствен-ной религией на территории Восточной Римской империи. В VI в. император Юстиниан I , окончательно запрещает последние языческие обряды на территории государства. Была закрыта Афинская академия, последний островок античной религиозной традиции.
Слайд 5. Именно при Юстиниане был построен храм Святой Софии – символ мощи вос-точной церкви. Христианство становится важной частью общественной и культурной жизни Византийского государства.
Отцы византийской церкви активно развивали богословие, используя, в том числе и запрещенные античные идеи.
Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст:
· доказали ключевую формулу христианства о взаимоотношении единой Божественной сущности и трех ипостасей.
· 451г. IV Вселенский собор зафиксировал эту формулу в Никео-Константинополь-ском символе веры.
Слайд 6. В центре дискуссий византийских богословов была проблема взаимоотношений Бога и человека.
· человек - вершина творения, так как создан по образу и подобию Божиему.
Евсевий Кесарийский стал основателем нового жанра - церковной истории:
· идея линейного времени в отличие от прежнего циклического дохристианского восприятия;
· герой - благочестивый христианин, целью жизни которого - претворить в жизнь христианские принципы.
Слайд 7. 1054г. - раскол христианского мира.
Задание: стр. 32 с 3 абз. – стр 33. Найдите доказательства неизбежности раскола западной и восточной христианской церкви.
Слайд 8. Комментарии к таблице. Поводом к расколу христианства послужили богослов-ские противоречия, но причины были более глубокими.
Причины раскола христианской церкви
Различия Западной и Восточной христианской церквей
- единая церковная организация
- глава – папа Римский
- вмешательство Папы Римского в дела светских владык
- отсутствие единого церковного центра
- подчинение церкви светской власти
Слайд 9 - 10. Византия между Западом и Востоком.
Комментарии к таблице:
Реформы Юстиниана I
· кодификация всех действующих законов и трудов императора:
-установлены нормы публичного и частного права, уголовных дел, семейного права
-даны определения юридических понятий
· строительство крепостных сооружений
· разделение страны на префектуры и фемы, управление через наместников с четким кругом полномочий
· учреждение налогового, почтового и иных ведомств; чиновники назначались императором, получали жалование
· борьба с коррупцией
· право горожан оспаривать незаконные распоряжения чиновников
· возможность контроля епископами над деятельностью императорской администрации
· повышение жалований чиновникам, налогов
· активная поддержка церкви и монастырей
- успех на западном направлении
- сохранение экономической зависимости от Ирана на Востоке (дорогое посредничество)
Слайд 11. Работа с картой (анимация).
Короли варварских королевств на западе от Византийской империи считали себя преемни-ками римских императоров, что противоречило целям Юстиниана объединить весь христианский мир. Воспользовавшись обострением противоречий между ними и войнами, Юстиниан в 533г. разгромил королевство вандалов, 20-летняя война за Италию завершилась покорением остготов; в 554г. были завоеваны вестготы.
Восточным соседом была держава Сасанидов с которой Византийская империя воевала около сотни лет и вернула в VII в. Сирию и Палестину. На протяжении всей своей истории Византия постоянно отбивала натиск с востока все новых и новых противников. К XI в. Византии удалось возродить былое могущество, она стала крупнейшим христианской державой мира.
Слайд 12. Византия и славяне.
Работа с картой. Первое столкновение Византийской империи со славянами произошло в период Великого переселения народов.
Вспомните, что такое Великое переселение народов? (Великое переселение народов - совокупность этнических перемещений в Европе в IV—VII вв.)
Есть свидетельства попыток захвата Византии и Константинополя славянскими племенами в V в., но эпидемия чумы заставила их отказаться от продолжения военных действий. В VI - VII вв. когда в Западной Европе в основном закончилось образование варварских королевств, славяне активизировали свое давление на Восточную Римскую империю.
Задание: стр. 34-35, выясните, каково было влияние славянского фактора на развитие Византии. Выводы оформите в тезис-плане. (проверка выполнения задания).
· цель походов славян в V – VI вв. – военная добыча
· VII в. – начало заселения славянами приграничных районов империи (Балканский полуостров)
· 681г. – Первое Болгарское царство – главный соперник Византии
· 865г. – распространение христианства в Болгарии и у славян
ü Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия
ü Создание славянской азбуки
· Продолжение войн со славянами, покорение Болгарии
· XII в. восстановление независимости Болгарии.
Оцените роль славян в истории Византии и Европы в целом (обсуждение проблемы).
Планируемые результаты: определение особенностей византийской цивилизации, выявление её влияние на развитие нашей страны и мира, метапредметные УУД:
- коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
- регулятивные: владеть основами самоконтроля; принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, классифицировать, устанавливать аналогии;
- личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению всемирной истории, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколей формирования личной ответственности за будущий результат деятельности.
Оборудование:
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие, класс делиться на три группы.
2. Постановка цели и задач урока
- О каком государстве пойдет сегодня речь? (О Византийской империи)
Давайте вспомним, что такое империя? Импе́рия (от лат. imperium - власть) - могущественная держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующую в интересах военных сословий.
- Какие империи мы с вами уже изучили?
(Римская империя, империя Карла Великого.)
- Кем считали себя византийцы? (Наследниками Римской империи)
- Какие задачи стоят перед нами при изучении сегодняшней темы?: (Определить основные черты Византийской империи. Чем Византия отличалась от стран Западной Европы?)
3. Введение в новый материал
Империя переживала и подъемы и не раз стояла на краю гибели В период правления Юстиниана I (527 - 565 гг) - она практически возродилась до уровня Римской империи, а в 1204 г - Константинополь был разграблен европейскими крестоносцами, участниками 4 крестового похода, практически исчезнув до 1261 года, Византия возродилась вновь, но 1453 гг. Мехмед Фаттих (Завоеватель) захватил Константинополь и Византия исчезла.
4. Работа по теме урока
Учитель. Для работы: вам даны будут Кейсы. Условно класс разделён на три группы: каждая группа получит кейсы задания.
Учитель. В конце работы: результаты будут зафиксированы в таблице.
После работы с кейсами участники озвучивают ответы.
Кейс 1
Примерный ответ: Византийская империя располагалась в восточной части Средиземноморья и VI в. включала земли на трёх континентах - в Европе, Азии и Африке, включала в себя: Балканский полуостров, Малую Азию, Ближний восток, Сирию, В период правления Юстиниана: империя завоевала Итилию, Пиринейский полуостров, Часть Северной Африки, но удержать территорию не смогла.
Основные характеристики группа записала в таблицу.
Вторая группа
Примерный ответ. Император обладал почти неограниченной властью: - дигесты Юстиниана: То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мощь. Не было деления на народы - закон для всех. Состав: знать, духовенство, чиновники, свободные крестьяне, ремесленники, купцы, отпущенные на волю, полузависимые, рабы.
Основа экономики: сельское, хозяйство, торговля и ремесло. Люди лично свободные и рабы, отпущенные на волю, длительное сохранение мелкой, в том числе крестьянской, земельной собственности, жизнеспособность крестьянской общины. Кому могла принадлежать земля: императору, знати, Однако, несмотря на попытки императорской власти затормозить процессы обезземеливания общинников (плативших подати государству и служивших в армии), разложения крестьянской общины и образования крупных земельных владений, в период поздней империи крестьяне всё чаще попадали в зависимость от крупных землевладельцев. Императоры контролировали экономическое развития, сохраняли мелких землевладельцев. Купцы и ремесленники находились под бдительным контролем государства, покровительствующего их деятельности, но вместе с тем ставившего их деятельность в жёсткие рамки, облагая высокими пошлинами и осуществляя мелочный надзор.
Чего не смогли или не захотели добиться жители городов - независимости - в отличие от запада. Городское население в Византии так и не сумело добиться, подобно горожанам Западной Европы, признания государством своих прав и отстоять привилегии.
Основные характеристики группа записала в таблицу.
Третья группа.
Примерный ответ: На востоке же империи отношения между светской и духовной властью были сложные. Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но патриарх венчал на царство императора - в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство. Церковь проводила миссионерскую деятельность в Моравии, Болгарии, на Руси. Византия принесла на эти земли алфавит, обряды, архитектуру живопись, иконы, нравы - Сформировалось не просто Византия - восточнохристианский мир.
В отличие от западнохристианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточнохристианской не существовало единого центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархии считались самостоятельными, но фактическим главой восточнохристианской церкви был константинопольский патриарх. С VII в., после потери византийцами восточных провинций в результате арабских завоеваний, он остался единственным патриархом на территории империи.
Постепенно накапливалось всё больше противоречий между христианскими церквами на Западе и Востоке, в результате приведших к обособлению западного христианства (католицизма) от восточного (православия). Этот процесс, начавшийся ещё в VIII в., завершился в 1054 г. расколом. Византийский патриарх и папа римский прокляли друг друга. Таким образом, в Средние века возникли и развивались два христианских мира - православный и католический.
Почему для православия и большей части византийцев союз с католиками стал неприемлем? (Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г., стремление к захвату земель, контроль папы римского).
5. Подведение итогов урока
Учитель. Давайте подведем итог.
Еще раз смотрим на таблицу.
В чем отличия Византийской цивилизации от Запада?
Примерные ответы учеников:
- Наследие Римской империи, сохранение античной культуры
- Божественность власти императора, Не передавалась по наследству. Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу, церковь подчинялась императорской власти.
- Сохранились города
- Император - верховный собственник земли. Вмешивался в экономическую политику.
- Закон для всех (кроме императора).
- Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия). Византийские императоры подчинили себе православную церковь
- Церковь имела большое влияние, но сохранялась и античная культура, главное место - душа, аскетизм, понимание.
Вывод: Византия - особый, уникальный мир, который оказал влияние на страны Восточной Европы, особенно на Россию. (Москва - Третий Рим)
6. Домашнее задание
Параграф 9, учебник О.В.Волобуев. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX 10 класс.
Презентация на тему: " Византийская империя и восточнохристианский мир. План: 1.Характеристика империи 2.Античные и христианские традиции 3.Государственная власть и церковь." — Транскрипт:
1 Византийская империя и восточно христианский мир
2 План: 1. Характеристика империи 2. Античные и христианские традиции 3. Государственная власть и церковь 4. Отношения империи и соседей ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §4
3 Характеристика империи 395 г. Распад Римской империи Византия Византия – государство ромеев (т.е. римлян) - название происходит от греческой колонии Византий, где в 330 г. был заложен город Константинополь. 1. Территория (сев. Африки), Аппенинский пол-в, Пиренейский пол-в, Ближний восток, все побережье Средиземного моря. 2. Развитое земледелие, скотоводство 3. Развита добыча полезных ископаемые (железо, медь, серебро, золото) 4. Численность населения – 35 тыс. члк.
5 Античные и христианские традиции Византия впитала культуру античной цивилизации, греческой, культуру Востока. Античная культура Скульптура, скачки на колесницах (ипподром), античные философы, античные науки (история - Прокопий Кесарийский) Христианская культура Развитие храмового строительства – крестово-купольная застройка, написание икон Культура Востока Мозаика, использование, восточных узоров в убранстве дворцов
6 Крестово-купольная застройка храма ЛОПАТКИ ПОРТАЛ(ВХОД) ЗАКОМАРЫ БАРАБАН КУПОЛ
7 Крестово-купольная застройка храма (внутреннее строение)
8 Внутреннее убранство храма Храм Святой Софии современный вид
11 Угрозы империи VII в. – войны с Ираном (сохранение территорий Сирии и Палестины); VII в. – войны с арабами (империя потеряла территории сев Африки, территории Азии, кроме ближнего востока); VIIв. – расселение славян на Балканском пол-ве (861 г. – Болгарское княжество.) Падение Константинополя (1453) Стены Константинополя
Читайте также: