План урока византийская империя и восточнохристианский мир

Обновлено: 04.07.2024

План-схема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Природа и население Византийской империи
Появление Византии
Географическое положение
Народы
Хозяйство
Византия – перекресток важнейших торговых путей
Античная и христианская традиции в жизни византийцев
Влияние
Государственная власть и церковь в Византийской империи
Черты императорской власти
Христианская церковь
Византия между западом и востоком
Деятельность Юстиниана I
Враги Византии
Византия и славяне
Борьба со славянами
Кирилл и Мефодий
Вывод

3. Природа и население Византийской империи

Появление Византии
Восточная Римская
империя
Римская империя
Император Константин
330 г. в греческой колонии Византий римский император
Константин заложил новую столицу Константинополь
План-схема
Византия

Географическое положение
Восточная часть
Средиземноморья (VI в.)
Африка
Европа
Балканский
полуостров
Азия
Египет
Палестина
Малая Азия
Сирия
Карта
План-схема
Закавказье

Народы
35 млн. человек - население
Греки
Арабы
Армяне
Грузины
Египтяне
Евреи
Сирийцы
Славяне
План-схема

Хозяйство
Земледелие
Скотоводство
Добыча полезных
ископаемых
•Железо
•Медь
•Олово
•Серебро
Средиземноморский
климат
•Золото
И т.д.
План-схема

Византия – перекресток важнейших
торговых путей
Из Китая
Из Индии
Великий
Шелковый
путь
“Путь
благовоний”
Карта
План-схема

11. Античная и христианская традиции в жизни византийцев

Влияние
Античное наследие
Христианское
•Прославление Бога в
произведениях искусства
•Скульптура
•Духовная литература
•Конные
состязания
•Театральные
представления
•Наука
•Почитание отцов церкви
•Появление крестовокупольного типа церкви
План-схема

13. Государственная власть и церковь в Византийской империи

Черты императорской власти
Божественное происхождение власти
Абсолютная власть императора
Ненаследственный тип передачи
власти
План-схема

Христианская церковь
Запад
Восток
•Главенство папы
римского
•Самостоятельно
сть патриархий
•Главенство над
светской властью
•Подчинение
церкви светской
власти
1054 г. разделение
План-схема
Католицизм – стремление к
Православие – внутреннее
постижению божественных
истин разумом
совершенствование человека через
молитвы – обращения к Богу

16. Византия между западом и востоком

Деятельность Юстиниана I
Упрочил внутреннее
положение империи
Ограничение
произвола вельмож
Усиление армии
Укрепление границ
Присоединение
Италии, Северной
Африки, части
Пиренейского
полуострова
Карта
План-схема

Враги Византии
Иран
Арабы
VII в. Вернул
империи
Сирию и
Палестину
IX в. Ромеям
удалось
приостановить
натиск арабов
и отвоевать
часть земель
Карта 1
Карта 2
План-схема

22. Византия и славяне

27. Вывод

1. Многие страны и народы Восточной Европы,
Закавказья и северо-восточной Африки испытали на
себе культурное и религиозное влияние Византии.
2. Византия выступала в роли главы всего
восточнохристианского мира.
3. Византия и находившиеся под ее влиянием страны
значительно отличались от христианских стран
Западной Европы в области культуры.
Государственного строя и церковного устройства.
План-схема

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Глава 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья. Урок 9. Византийская империя и восточнохристианский мир. Часть 2

История. Россия в мире. 11 класс

Гудзишевская Нина Валентиновна

Цели урока: определить особенности и роль византийской средневековой цивилизации в становлении мировой цивилизации.

· характеризовать отношения государственной и церковной власти в Византии, деятельность византийских императоров по восстановлению единой Римской империи, её результаты;

· определить влияние Великого переселения народов в истории Византии;

· развивать навыки анализа исторических источников, систематизации выводов в таблицах и схемах; умения формулировать аргументированную точку зрения, участвовать в дискуссии.

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологий развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся, мотивационно-целевой этап.

2.1. Дайте характеристику природно-климатических и геополитических условий Византии, их влияния на особенности развития.

2.2. В чем особенности государственной власти в Византии?

Слайд 1. Итак, на прошлом уроке мы предположили, что основу и своеобразие Византийской империи составляла "симфония властей".

Обобщение: симфония властей - идея о гармоничном взаимодействии церкви и государст-ва.

3.Изучение нового материала.

Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.

1. Христианская церковь в Византийской империи.

2. Византия между Западом и Востоком.

3. Византия и славяне.

Слайд 4. Христианская церковь в Византийской империи.

Христианство возникло в I в. в Палестине, одной из провинций Римской империи. Религия, первоначально распространенная среди бедняков и рабов, постепенно завоевы-вает все новых последователей в античном обществе. В 301 г. Армения первой объявляет христианство государственной религией. В 313 г. император Константин Великий издает эдикт о веротерпимости и христианство получило равные права с остальными языческими религиями Рима. В к. IV в. император Феодосий провозглашает христианство единствен-ной религией на территории Восточной Римской империи. В VI в. император Юстиниан I , окончательно запрещает последние языческие обряды на территории государства. Была закрыта Афинская академия, последний островок античной религиозной традиции.

Слайд 5. Именно при Юстиниане был построен храм Святой Софии – символ мощи вос-точной церкви. Христианство становится важной частью общественной и культурной жизни Византийского государства.

Отцы византийской церкви активно развивали богословие, используя, в том числе и запрещенные античные идеи.

Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст:

· доказали ключевую формулу христианства о взаимоотношении единой Божественной сущности и трех ипостасей.

· 451г. IV Вселенский собор зафиксировал эту формулу в Никео-Константинополь-ском символе веры.

Слайд 6. В центре дискуссий византийских богословов была проблема взаимоотношений Бога и человека.

· человек - вершина творения, так как создан по образу и подобию Божиему.

Евсевий Кесарийский стал основателем нового жанра - церковной истории:

· идея линейного времени в отличие от прежнего циклического дохристианского восприятия;

· герой - благочестивый христианин, целью жизни которого - претворить в жизнь христианские принципы.

Слайд 7. 1054г. - раскол христианского мира.

Задание: стр. 32 с 3 абз. – стр 33. Найдите доказательства неизбежности раскола западной и восточной христианской церкви.

Слайд 8. Комментарии к таблице. Поводом к расколу христианства послужили богослов-ские противоречия, но причины были более глубокими.

Причины раскола христианской церкви

Различия Западной и Восточной христианской церквей

- единая церковная организация

- глава – папа Римский

- вмешательство Папы Римского в дела светских владык

- отсутствие единого церковного центра

- подчинение церкви светской власти

Слайд 9 - 10. Византия между Западом и Востоком.

Комментарии к таблице:

Реформы Юстиниана I

· кодификация всех действующих законов и трудов императора:

-установлены нормы публичного и частного права, уголовных дел, семейного права

-даны определения юридических понятий

· строительство крепостных сооружений

· разделение страны на префектуры и фемы, управление через наместников с четким кругом полномочий

· учреждение налогового, почтового и иных ведомств; чиновники назначались императором, получали жалование

· борьба с коррупцией

· право горожан оспаривать незаконные распоряжения чиновников

· возможность контроля епископами над деятельностью императорской администрации

· повышение жалований чиновникам, налогов

· активная поддержка церкви и монастырей

- успех на западном направлении

- сохранение экономической зависимости от Ирана на Востоке (дорогое посредничество)

Слайд 11. Работа с картой (анимация).

Короли варварских королевств на западе от Византийской империи считали себя преемни-ками римских императоров, что противоречило целям Юстиниана объединить весь христианский мир. Воспользовавшись обострением противоречий между ними и войнами, Юстиниан в 533г. разгромил королевство вандалов, 20-летняя война за Италию завершилась покорением остготов; в 554г. были завоеваны вестготы.

Восточным соседом была держава Сасанидов с которой Византийская империя воевала около сотни лет и вернула в VII в. Сирию и Палестину. На протяжении всей своей истории Византия постоянно отбивала натиск с востока все новых и новых противников. К XI в. Византии удалось возродить былое могущество, она стала крупнейшим христианской державой мира.

Слайд 12. Византия и славяне.

Работа с картой. Первое столкновение Византийской империи со славянами произошло в период Великого переселения народов.

Вспомните, что такое Великое переселение народов? (Великое переселение народов - совокупность этнических перемещений в Европе в IV—VII вв.)

Есть свидетельства попыток захвата Византии и Константинополя славянскими племенами в V в., но эпидемия чумы заставила их отказаться от продолжения военных действий. В VI - VII вв. когда в Западной Европе в основном закончилось образование варварских королевств, славяне активизировали свое давление на Восточную Римскую империю.

Задание: стр. 34-35, выясните, каково было влияние славянского фактора на развитие Византии. Выводы оформите в тезис-плане. (проверка выполнения задания).

· цель походов славян в V – VI вв. – военная добыча

· VII в. – начало заселения славянами приграничных районов империи (Балканский полуостров)

· 681г. – Первое Болгарское царство – главный соперник Византии

· 865г. – распространение христианства в Болгарии и у славян

ü Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия

ü Создание славянской азбуки

· Продолжение войн со славянами, покорение Болгарии

· XII в. восстановление независимости Болгарии.

Оцените роль славян в истории Византии и Европы в целом (обсуждение проблемы).

Планируемые результаты: определение особенностей византийской цивилизации, выявление её влияние на развитие нашей страны и мира, метапредметные УУД:

  • коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
  • регулятивные: владеть основами самоконтроля; принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, классифицировать, устанавливать аналогии;
  • личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению всемирной истории, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколей формирования личной ответственности за будущий результат деятельности.

Оборудование:

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие, класс делиться на три группы.

2. Постановка цели и задач урока

- О каком государстве пойдет сегодня речь? (О Византийской империи)

Давайте вспомним, что такое империя? Импе́рия (от лат. imperium - власть) - могущественная держава, опирающаяся в своей внутренней и внешней политике на военные сословия (организованную армию) и действующую в интересах военных сословий.

- Какие империи мы с вами уже изучили?

(Римская империя, империя Карла Великого.)

- Кем считали себя византийцы? (Наследниками Римской империи)

- Какие задачи стоят перед нами при изучении сегодняшней темы?: (Определить основные черты Византийской империи. Чем Византия отличалась от стран Западной Европы?)

3. Введение в новый материал

Империя переживала и подъемы и не раз стояла на краю гибели В период правления Юстиниана I (527 - 565 гг) - она практически возродилась до уровня Римской империи, а в 1204 г - Константинополь был разграблен европейскими крестоносцами, участниками 4 крестового похода, практически исчезнув до 1261 года, Византия возродилась вновь, но 1453 гг. Мехмед Фаттих (Завоеватель) захватил Константинополь и Византия исчезла.

4. Работа по теме урока

Учитель. Для работы: вам даны будут Кейсы. Условно класс разделён на три группы: каждая группа получит кейсы задания.




Учитель. В конце работы: результаты будут зафиксированы в таблице.

После работы с кейсами участники озвучивают ответы.

Кейс 1

Примерный ответ: Византийская империя располагалась в восточной части Средиземноморья и VI в. включала земли на трёх континентах - в Европе, Азии и Африке, включала в себя: Балканский полуостров, Малую Азию, Ближний восток, Сирию, В период правления Юстиниана: империя завоевала Итилию, Пиринейский полуостров, Часть Северной Африки, но удержать территорию не смогла.

Основные характеристики группа записала в таблицу.

Вторая группа

Примерный ответ. Император обладал почти неограниченной властью: - дигесты Юстиниана: То, что решил принцепс, имеет силу закона, так как народ посредством царского закона, принятого по поводу высшей власти принцепса, предоставил принцепсу всю свою высшую власть и мощь. Не было деления на народы - закон для всех. Состав: знать, духовенство, чиновники, свободные крестьяне, ремесленники, купцы, отпущенные на волю, полузависимые, рабы.

Основа экономики: сельское, хозяйство, торговля и ремесло. Люди лично свободные и рабы, отпущенные на волю, длительное сохранение мелкой, в том числе крестьянской, земельной собственности, жизнеспособность крестьянской общины. Кому могла принадлежать земля: императору, знати, Однако, несмотря на попытки императорской власти затормозить процессы обезземеливания общинников (плативших подати государству и служивших в армии), разложения крестьянской общины и образования крупных земельных владений, в период поздней империи крестьяне всё чаще попадали в зависимость от крупных землевладельцев. Императоры контролировали экономическое развития, сохраняли мелких землевладельцев. Купцы и ремесленники находились под бдительным контролем государства, покровительствующего их деятельности, но вместе с тем ставившего их деятельность в жёсткие рамки, облагая высокими пошлинами и осуществляя мелочный надзор.

Чего не смогли или не захотели добиться жители городов - независимости - в отличие от запада. Городское население в Византии так и не сумело добиться, подобно горожанам Западной Европы, признания государством своих прав и отстоять привилегии.

Основные характеристики группа записала в таблицу.

Третья группа.

Примерный ответ: На востоке же империи отношения между светской и духовной властью были сложные. Император и патриарх взаимно зависели друг от друга. Император назначал патриарха, чем признавалась роль императора как орудия Бога. Но патриарх венчал на царство императора - в Византии считалось, что именно акт венчания возводит в императорское достоинство. Церковь проводила миссионерскую деятельность в Моравии, Болгарии, на Руси. Византия принесла на эти земли алфавит, обряды, архитектуру живопись, иконы, нравы - Сформировалось не просто Византия - восточнохристианский мир.

В отличие от западнохристианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточнохристианской не существовало единого центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархии считались самостоятельными, но фактическим главой восточнохристианской церкви был константинопольский патриарх. С VII в., после потери византийцами восточных провинций в результате арабских завоеваний, он остался единственным патриархом на территории империи.

Постепенно накапливалось всё больше противоречий между христианскими церквами на Западе и Востоке, в результате приведших к обособлению западного христианства (католицизма) от восточного (православия). Этот процесс, начавшийся ещё в VIII в., завершился в 1054 г. расколом. Византийский патриарх и папа римский прокляли друг друга. Таким образом, в Средние века возникли и развивались два христианских мира - православный и католический.

Почему для православия и большей части византийцев союз с католиками стал неприемлем? (Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 г., стремление к захвату земель, контроль папы римского).

5. Подведение итогов урока

Учитель. Давайте подведем итог.

Еще раз смотрим на таблицу.

В чем отличия Византийской цивилизации от Запада?

Примерные ответы учеников:

  1. Наследие Римской империи, сохранение античной культуры
  2. Божественность власти императора, Не передавалась по наследству. Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу, церковь подчинялась императорской власти.
  3. Сохранились города
  4. Император - верховный собственник земли. Вмешивался в экономическую политику.
  5. Закон для всех (кроме императора).
  6. Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия). Византийские императоры подчинили себе православную церковь
  7. Церковь имела большое влияние, но сохранялась и античная культура, главное место - душа, аскетизм, понимание.

Вывод: Византия - особый, уникальный мир, который оказал влияние на страны Восточной Европы, особенно на Россию. (Москва - Третий Рим)

6. Домашнее задание

Параграф 9, учебник О.В.Волобуев. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX 10 класс.

Презентация на тему: " Византийская империя и восточнохристианский мир. План: 1.Характеристика империи 2.Античные и христианские традиции 3.Государственная власть и церковь." — Транскрипт:

1 Византийская империя и восточно христианский мир

2 План: 1. Характеристика империи 2. Античные и христианские традиции 3. Государственная власть и церковь 4. Отношения империи и соседей ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ §4

3 Характеристика империи 395 г. Распад Римской империи Византия Византия – государство ромеев (т.е. римлян) - название происходит от греческой колонии Византий, где в 330 г. был заложен город Константинополь. 1. Территория (сев. Африки), Аппенинский пол-в, Пиренейский пол-в, Ближний восток, все побережье Средиземного моря. 2. Развитое земледелие, скотоводство 3. Развита добыча полезных ископаемые (железо, медь, серебро, золото) 4. Численность населения – 35 тыс. члк.

5 Античные и христианские традиции Византия впитала культуру античной цивилизации, греческой, культуру Востока. Античная культура Скульптура, скачки на колесницах (ипподром), античные философы, античные науки (история - Прокопий Кесарийский) Христианская культура Развитие храмового строительства – крестово-купольная застройка, написание икон Культура Востока Мозаика, использование, восточных узоров в убранстве дворцов

6 Крестово-купольная застройка храма ЛОПАТКИ ПОРТАЛ(ВХОД) ЗАКОМАРЫ БАРАБАН КУПОЛ

7 Крестово-купольная застройка храма (внутреннее строение)

8 Внутреннее убранство храма Храм Святой Софии современный вид

11 Угрозы империи VII в. – войны с Ираном (сохранение территорий Сирии и Палестины); VII в. – войны с арабами (империя потеряла территории сев Африки, территории Азии, кроме ближнего востока); VIIв. – расселение славян на Балканском пол-ве (861 г. – Болгарское княжество.) Падение Константинополя (1453) Стены Константинополя

Читайте также: