Кратко представьте содержательно критериальную основу вашей оценочной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Электронная библиотека изданий программы "МГУ-школе"

Потребность в объективной оценке результатов труда – необходимое условие успешности любой деятельности человека, и чем разнообразнее эта деятельность, тем сложнее оценить ее. Системе точного и качественного оценивания принадлежит ключевая роль в управлении образовательным процессом. Главная функция оценочной деятельности – повышение качества образования.

Проект государственного стандарта предусматривает 3 типа результатов образования: личностные, надпредметные, предметные. Они отражают качества личности, надпредметное содержание компетенций как элементов культуры и предметов деятельности, учебные предметы. Логическая структура учебных задач обучения выглядит следующим образом: надпредметные цели, заданные на конкретном предметном содержании.

В настоящее время существует множество критериев выставления оценки; зависят они от личности учителя, предмета, школы, региона. Реальные сложности оценивания:

— в настоящее время нет прописанного алгоритма организации самостоятельной деятельности школьника, которая может привести к заинтересованности;

— не существует общепризнанных приемов классификации ОУУ и УУД;

— нет концепции их формирования для предметов, входящих в базисный учебный план;

Международный опыт решения проблем деятельностного содержания образования предлагает следующую схему модели обучения:

Ожидаемым результатом образования станет компетентность обучающегося, приращение его личных качеств и свойств, то есть компетенций. Современная концепция содержания образования предполагает осуществление контроля за накоплением не только предметных знаний, но и за опытом творческой деятельности в учебных и реальных ситуациях. В федеральном компоненте государственного стандарта предлагаются следующие общие учебные умения, которые возможно диагностировать: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Вероятно, в оценочной деятельности целесообразно диагностировать именно общие учебные умения.

Наша работа строится по двум направлениям: изучение программ (стандартов) по курсу биологии и создание особой образовательной среды, способствующей творческой деятельности ученика. Прежде всего выделяем приоритетные для биологии основные учебные умения – интеллектуальные, практические, рефлексивные. Знания – обязательная часть компетенций. В оценочной диагностике используем как стандартные тесты, проверочные работы, биологические диктанты, работы с глоссарием и т.п., так нестандартные задания для повышения мотивации. К ним относятся: эвристические задания, интеллектуальные и открытые задания, задачи на составление опорных конспектов и вопросов разного уровня к тексту, диагностические олимпиады, нелогичные тексты. Кроме того, составление коллажей, написание эссе, рассказов, сказок, стихов, плакатов. Несомненно, активные методы обучения, блистательно пропагандируемые Д.Н.Кавтарадзе, – игровые методики. Каждая форма работы оценивается по критериальному принципу, то есть по накопительной системе баллов. В ходе поисков новых подходов в оценочной деятельности применялась комплексная оценка учащихся.

Одним из интереснейших методов критериального оценивания является метод проектов. В проектной деятельности формируются ключевые компетентности, развивается ученическая мотивация самостоятельного поиска, реализуется проблемно-эвристическое обучение. Четко прописанные критерии становятся основными элементами анализа работы ученика. В проектной работе оцениваются не только знания, но и коммуникативные умения, работа с информацией, личностные качества участников. Проект развивает очень важные компетенции – самоменеджмент и самооценку.

В современном мире приоритетным и объединяющим мировоззрением становится эколого-гуманистическое, поэтому стараемся все проекты наполнять экологическим содержанием. В ходе проекта рождаются метапредметные и межпредметные продукты: презентации, научные статьи, сказки, кукольные спектакли, эссе, лекции, видеофильмы, тематические газеты и т.п. Ученики докладывали результаты проектной деятельности и получили высокую оценку на Экологических молодежных форумах, конференциях, конкурсах. Лучшие результаты легли в основу личных портфолио. Оценка учеников в форме портфолио является сильным стимулом в обучении.

— оценочная деятельность требует учета многих аспектов и уровней деятельности ученика;

— для формирования результатов обучения целесообразно применение различных методов контроля и оценки, итогом будет являться комплексная оценка;

— наиболее эффективными для применения являются технология критериального оценивания, методы проектов, портфолио и инновационные методы проблемного и эвристического обучения;

— особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному приращению достижений ученика;

— главной задачей оценочной деятельности в настоящее время является создание национальной системы диагностики и контроля образовательного процесса.

Список литературы:

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.

Оценочная деятельность ведётся в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации”
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Основной образовательной программы начального общего образования, в частности её разделов:

  • Положение о промежуточной аттестации и системе оценки образовательных результатов;
  • Уставом школы;
  • Положение о портфолио как накопительной форме оценки;

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

– оценивание является постоянным процессом

В зависимости от этапа обучения используется оценивание:

  • диагностическое (стартовое, текущее)
  • срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое).

– оценивание может быть только критериальным

Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

  • оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка
  • оценивать можно только то, чему учат
  • в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса
  • образовательного процесса формирует у учащихся контрольно-оценочные умения. Дифференцированные по сложности задания активизируют рефлексию, учат школьников рассуждать и аргументировать.
  • в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
  • объективность оценки;
  • открытость процедуры и результатов оценки,
  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • оценка динамики образовательных достижений младших школьников

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:

  • предметные результаты
  • метапредметные результаты
  • личностные результаты

Объектом оценки предметных результатов является сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
(Приложение 1)

  • оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;
  • контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;
  • листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;
  • показатели сформированности универсальных учебных действий;
  • лист общеучебных достижений.

Для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся можно использовать таблицы с результатами выполнения обязательной практической части программы.

Листы индивидуальных достижений учащихся по предметам

Для заполнения такой таблицы можно использовать цветной индикатор.

Все таблицы и листы собираются в папку. Папка создаётся для:

  • ученика – позволяет обрести уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывного образования;
  • учителя – даёт информацию об успешности собственной педагогической деятельности, об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся;
  • родителя – могут отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка.

Папка становится обязательным предметом для обсуждения на родительских собраниях.

Отслеживать по этим таблицам достижение планируемых результатов можно на протяжении всех четырех лет обучения, т.к. меняться будет лишь предметный материал, с которым учащийся должен произвести то или иное действие. Это сделает систему контроля более оперативной и, соответственно, более качественной.

Метапредметные результаты (Приложение 3)

Объект оценки: сформированность универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты – это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Комплексная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень соответствия метапредметных результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО.

Что дает диагностическая работа учителю? Учитель может увидеть в каких УУД западает у конкретного ученика и у всего класса. Рассмотрим на примере одного класса таблицу результатов.

Оценка личностных результатов

Объект оценки: сформированность личностных универсальных учебных действий.

Процедуры внутренней оценки:

  • мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • анкетирование;
  • возможна оценка индивидуального прогресса
  • личностного развития учащихся, которым
  • необходима специальная поддержка.

Диагностика результатов личностного развития проводится в виде не персонифицированных работ (не должны подписываться). Обобщение результатов проводится по классу в целом.

Оценка личностных результатов направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Структура Портфолио для всех категорий учащихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

Итоговое оценивание осуществляется по признакам уровней успешности:

  • низкий (недостаточный) уровень – выполнено правильно менее 50 % заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила;
  • базовый (необходимый предметный) уровень – правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе;
  • повышенный (функциональный) уровень – учащимся продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Так же в соответствии с Положением о Портфеле достижений младших школьников введена рейтинговая оценка – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений учащихся.

Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами. Это могут быть предметные олимпиады, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел II. Компетенция в постановке целей и задач педагогической деятельности.

Раздел III. Компетенция в организации педагогической деятельности

Примерный самоанализ аттестующегося учителя начальных классов.

Раздел I. Компетенция в разработке программы педагогической деятельности и принятии педагогических решений

На основании какой примерной образовательной программы и какого (-их) УМК составлена Ваша рабочая программа? Какие приоритетные направления были выбраны при разработке части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений?

Какие методические разработки Вы используете в процессе подготовки к реализации системно-деятельностного подхода в соответствии с содержанием рабочей программы?

Что включает в себя Ваша работа по созданию методических и дидактических материалов для построения образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся?

Кратко изложите свои методы достижения преемственности между образовательными программами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования.

Преемственность предполагает принятие общей для всех ступеней обучения основной идеи образования, методов,организационныхформ обучения и воспитания, методики определения результативности.Преемственность между образовательнымипрограммаминачального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования выражается: а) втаком отборематериала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения учащимся; б) в таком построении занятий по предметам (в методическом отношении), чтобы формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к которым привыкли обучащиеся, и чтобы был обеспечен постепенный переход к новым, более сложным для учащихся формам работы. При этом стараюсь отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию, связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения, опираюсь на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета, осуществляю межпредметные связи;

Раздел II. Компетенция в постановке целей и задач педагогической деятельности.

Какие виды целей и задач, в том числе для формирования УУД, Вы ставите на каждом из этапов урока?

Кратко изложите методы организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, используемые Вами на уроках.

Раздел III. Компетенция в организации педагогической деятельности

Какие приёмы (вербальные и невербальные) Вы используете для создания рабочей атмосферы, поддержания дисциплины и здоровьесбережения в рамках урока и внеурочной деятельности?

Для создания рабочей атмосферы на уроке и во внеурочной деятельности я использую следующие вербальные приемы: беседу, напоминание, просьбу, вопрос, указание. На мой взгляд, одним из важных средств создания благоприятного микроклимата в учебном процессе является похвала ученика. Среди невербальных средств, используемых мною, отмечу следующие: добрый, приветливый взгляд, улыбку, открытые жесты. Детям нужно чаще смотреть в глаза и улыбаться, так как это делает и доброжелательным. Ребёнок должен чувствовать заинтересованность учителя, его неравнодушное отношение. Необходимо избегать суетливых жестов, агрессивных поз, в учителе всё должно располагать к доверительному общению. Очень важны паузы, взгляды, выяснение причин плохого поведения, вовлечение в урок, индивидуальное задание. Для здоровьесбережения учащихся использую физкультминутки и релаксационные паузы, зрительную гимнастику, упражнения для снятия гиподинамии и статичности (смена позы за столом).

Какие образовательные технологии деятельностного типа Вы используете в образовательной деятельности?

Считаю, что сегодня главное—это научить учиться каждого и учиться результативно. В образовательной деятельности я использую следующие образовательные технологии деятельностного типа: модульное обучение, педагогические мастерские, технологию проектного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативную технологию, игровые технологии (деловые и ролевые игры) Продумываю и тщательно планирую используемые на уроке различные виды познавательной деятельности обучающихся, что делает образовательный процесс интересным и запоминающимся. Обязательно слежу за продолжительностью используемых видов деятельности обучения и их сменяемостью. Использую в практической деятельности системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса и реализую следующие современные образовательные технологии такие, как технология обучения на основе учебных ситуаций, технология уровневой дифференциации, информационно – коммуникативная технология, проблемно – диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология проектов. Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Раздел IV. Компетенция в мотивации учебной деятельности

Какими методами и приёмами Вы пользуетесь для поддержания интереса обучающихся к преподаваемому предмету и теме?

Как Вы мотивируете учащихся на формирование ответственного отношения к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования?

Кратко представьте содержательно-критериальную основу Вашей оценочной деятельности. Приведите 1-2 примера оценочной деятельности в рамках урока и внеурочных занятий.

Раздел V. Компетенция в обеспечении информационной основы педагогической деятельности

Кратко охарактеризуйте виды деятельности обучающихся по получению нового знания в рамках учебного предмета и его применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

Основные виды деятельности обучающихся по получению нового знания в рамках учебного предмета – это исследование, дискуссия, конструирование и т.д. Включение исследовательской деятельности в образовательный процесс позволяет значительно расширить у школьников диапазон знаний, сформировать умение анализировать и сопоставлять, моделировать и конструировать возможные пути решения проблемы. Путь к открытию новых знаний может проходить через выдвижение гипотез и их обсуждение. В этом случае возникает дискуссия, диалог между учащимися. Лингвистический эксперимент может проходить в групповой форме. Каждая группа получает задание, в котором сформулирован вопрос, представлен дидактический материал и предложена программа проведения эксперимента для получения определенного результата. Виды учебно-познавательной деятельности многообразны. Задача учителя –искать и находить новые, более эффективные виды деятельности учащихся на учебных занятиях.

Какие направления в работе по социализации обучающихся считаете приоритетными в своей педагогической деятельности?

В своей педагогической работе по социализации обучающихся приоритетными считаю укрепление их физического и психического здоровья, разностороннее раскрытие их личностных возможностей. Как и воспитательная система школы в целом, моя учебная и внеклассная деятельность направлена на развитие социально-адаптированной личности учащегося, способной к самореализации и саморазвитию, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии(ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);• воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Раздел VI. Компетенция в области личностных качеств

Сформулируйте свои методы эмоционального сопереживания и поддержки обучающихся.

В процессе обучения я постоянно поддерживаю обучающихся. С первых дней совместной работы призываю детей к свободному контакту (спрашивайте, интересуйтесь, не стесняйтесь задавать вопросы). А при проверке усвоения изученного материала даю возможность учащимся повторить или пересдать задание. Находясь в постоянном взаимодействии с учениками, я стараюсь вовремя заметить назревающую проблему и помочь детям в трудной ситуации. Я слежу за изменениями в поведении и настроении обучающихся, прислушиваюсь к тому, что они говорят. В беседах с детьми стараюсь оценивать не только внешнюю сторону их жизни (поступки, действия и их результаты), но и внутренние сомнения и переживания. Наблюдая за учеником и беседуя с ним, я пытаюсь понять, какие события его больше всего огорчают или волнуют, вызывают чувство стыда и вины. Общение с детьми я стараюсь строить на доверии. При этом учитываю психоэмоциональное состояние каждого ребёнка, использую личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход. Всегда сопереживаю ученику, спешу похвалить ребёнка, акцентирую внимание на сильных сторонах его личности, на его прошлых успехах, оказываю внимание, ободрение, выражаю свои тёплые чувства, учу принимать свои ошибки и учиться на них, поддерживаю детей, которые стремятся помочь другим. На уроке стараюсь создать комфортную психологическую атмосферу, как можно чаще ставлю учащихся в ситуацию успеха. Кроме того, я стараюсь демонстрировать успех учащегося не только перед одноклассниками, но и перед родителями. Я стараюсь создавать социально-психологические условия для развития личности учащихся и их успешного обучения. Верю в способности каждого ученика, а вера способна превращать возможность в действительность.

Какие эффективные формы взаимодействия участников образовательных отношений (родителей, обучающихся, педагогов) Вы практикуете?

Моя работа с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка. Для меня очень важно –привлечь их к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребёнка в школе и дома. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Основная форма работы с родительским коллективом-это родительские собрания, на которых мы обсуждаем вопросы практического и теоретического характера. В условиях сельской школы с малой наполняемостью классов (объединение двух классов в один комплект) эффективна индивидуальная работа с родителями. Провожу беседы с целью обсуждения успехов и неудач детей, оказание своевременной помощи. Организую совместные праздники. Так же посещаю родителей на дому.

Какие требования к самодисциплине педагога Вы считаете важными и как Вам удаётся их реализовать в своей профессиональной деятельности?

Важным профессиональным качеством считаю трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня. Профессионально необходимым качеством считаю выдержку и самообладание. Неотъемлемое профессиональное качество - справедливость. Воспитатель должен быть требовательным - это важнейшее условие его успешной работы, но требовательность должна быть разумной. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе. Педагогический такт, его показателем выступает уважение к личности воспитанника. Личные качества учителя неотделимы от профессиональных: владение методикой преподавания, общая эрудиция, широкий кругозор, педагогическое мастерство и др. А главное, я считаю, что педагог должен любить детей и свою профессию!

На основании каких принципов строите свои взаимоотношения с коллегами?

Свои отношения с коллегами строю на принципах взаимоуважения, взаимопомощи. Стараюсь выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, проявляя себя как член команды при разработке и реализации различных проектов и совместных дел. Стараюсь разобраться во всех вопросах, с которыми ко мне обращаются коллеги, выслушать их, понять их точку зрения.

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС.docx

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: