Какие особенности были в школах ацтеков

Обновлено: 08.07.2024

Возможно, поэтому в те дни вырастали настоящие лидеры, такие как царь царей Монтесума II, который вырывал сердца у своих врагов и приносил их в жертву богу войны Уицилопочтли.

Мы, вероятно, никогда не вернёмся к настоящим традиционным ценностям Северной Америки. Но останутся воспоминания о том времени, когда мужчины были мужчинами, женщины были женщинами, а могущественные боги требовали жертвенной крови.

10. Детям сразу после рождения говорили, что жизнь – это боль


Ацтеки никогда не врали своим детям, независимо от их возраста. Когда они слышали крик новорождённого ребёнка, никто не пытался над ним ворковать и убеждать ребёнка, что всё будет хорошо. По представлению взрослых, у новорождённого была абсолютно правильная реакция на вхождение в жизнь, и они подтверждали это с помощью тех слов, которые ребёнок должен был услышать первыми.

Неважно, была ли эта семья богатой или бедной, напутствие всегда было одно и то же. Причём знатным детям напоминали об этом даже чаще – им постоянно говорили о том, что чем большего успеха они достигают, тем больше будут их беды.


Ацтеки-родители не понимали, что их дети растут самостоятельно. Они знали, что с течением времени дети становятся больше, но не совсем понимали, отчего это всё происходит. Они думали, что для того, чтобы ребёнок стал большим и высоким, его нужно было растягивать. И вот как они это делали.

Чтобы рост детей не прекращался, существовали правила, которым должны были следовать все родители. Если происходило землетрясение, родители должны были схватить своих детей за шею. Во время еды младшие братья могли пить только после старших. Каждое из правил следовало соблюдать неуклонно, иначе боги могли проклясть детей на всю жизнь.

8. Детей за плохое поведение наказывали огнём


Ацтекским детям не позволяли лениться, и родители постоянно следили за этим. Родители считали, что к восьми годам дети уже должны были выполнять ряд обязанностей самостоятельно. Дети рано вставали, выполняли то, что им говорили, и никогда не огрызались. А если это было не так, родители знали, как преподнести им нужный урок.

Если маленький ребёнок из семьи ацтеков вёл себя плохо, родители его кололи шипами агавы. Если проступок был незначительным, шип втыкали ему в запястье. Но если случалось что-то по-настоящему серьёзное, родители раздевали ребёнка догола, связывали руки и запястья и полностью истыкивали его тело шипами. Когда ребёнку исполнялось 11 лет, наказания становились намного серьёзнее. В этом возрасте отец мог поджечь в камине перец чили и держать своего ребёнка над огнём, заставляя его вдыхать едкий дым. Правда, длилось это недолго, потому что длительная экзекуция могла и убить.

7. Детей заставляли таскать дрова из окружающего леса


Когда детям исполнялось 15 лет, их отправляли в школу. В Ацтекской империи образование было обязательным для всех детей, независимо от их происхождения, но детям ацтеков приходилось не просто изучать различные науки.

Бедный подросток направлялся в telpochcalli, где он обучался различным профессиям и проверялся на пригодность для военного дела. Наблюдая за детьми, учителя старались убедиться, что мальчики достаточно суровы, чтобы стать солдатами, и они проводили детей сквозь ад, пытаясь выяснить это.

Юноши, проходившие обучение в telpochcalli, должны были ходить в лес и собирать дрова – отчасти ради самих дров, а отчасти просто для того, чтобы понять, насколько они сильны. Каждый раз, когда юноша возвращался из леса, он должен был притащить на одну ветку больше. С каждым днём на него наваливали всё больше и больше веток – до тех пор, пока он в буквальном смысле не валился с ног.

Если юноша ломался после первых нескольких ходок, он мог рассчитывать только на то, чтобы стать крестьянином. Но если он мог донести больше, чем весил сам, учителя обращали на него внимание – это был будущий воин. С этого момента он уже мог носить не палки, а оружие на полях сражений.

6. Знатных детей мучили и подвергали пыткам


Благородные дети и отдельные дети из бедных семей, которых отбирали жрецы, направлялись в calmecac – школу, которой руководил главный жрец ацтеков. Дети проходили обучение в качестве послушников и готовились к тому, чтобы стать самыми важными людьми в империи. Из них готовили жрецов, военачальников и правительственных чиновников. Всё это звучит отлично на бумаге, но на практике это был ад на земле.

Они окрашивали свои тела в чёрный цвет, и эта краска была почти единственным, что прикрывало их тело. Разрешалось носить только минимум одежды, потому что священники думали, что смертельный холод приучит детей к покаянию. Если кто-нибудь жаловался, то священник его избивал.

5. Юноши, не захватившие пленника, публично позорились


Юноша не мог стать мужчиной, пока он не захватит врага в бою. До этого он позорно считался всего лишь мальчишкой, и ацтеки делали всё возможное, чтобы окружающие знали об этом.

Когда мальчику исполнялось 10 лет, родители сбривали все волосы на его голове, за исключением одного пучка. С этого момента ребёнку было запрещено срезать этот пучок – до того дня, когда он победит врага в бою и приведёт пленника в империю, часто для того, чтобы принести его в жертву. До этого момента юноша должен был ходить с этим пучком, показывающим всему миру его позор.

Сильные парни, которые могли притащить достаточно дров, чтобы их отправили на поле боя, старались изо всех сил. Очень часто мальчишки, которых брали с собой на войну лишь для того, чтобы они несли припасы, бросались в битву и пытались принять участие в сражении. Чаще всего они погибали. Но если они выживали, то возвращались домой героями.

4. Ленивых детей сжигали на костре


Конечно, родители наказывали своих детей достаточно сурово, но как только ребёнок начинал ходить в школу, наказания становились ещё строже. Юношей в telpochcalli, которые плохо старались, не просто держали над огнём, а прижигали им.

Если юношу ловили на том, что он бездельничает или плохо работает, его наказывали огнём. Учитель хватал его за позорный пучок волос и тащил в общественное место. Это было жестоко и унизительно, особенно для ацтеков. Обычно, если кого-то тащили за пучок волос, то это означало, что он захвачен на войне и его принесут в жертву богам.

3. Обязательные вечерние танцы


Независимо от того, был ли ребёнок из богатой или бедной семьи, он должен был обязательно посещать cuicacalli. В принципе, это были просто вечерние танцы, но у ацтеков их посещение было обязательным.

Это было единственное место, где юношам и девушкам разрешалось быть вместе. Обучение в школе было раздельным, но когда наступал вечер, всех учеников отправляли в храмы. Там они учились петь священные песни, танцевать ритуальные танцы и слушали рассказы о богах и людях. Для взрослых это было способом приучить подрастающее поколение к своей культурой. Подростки изучали религию и философию через лирические песни и знакомились с ритуалами, которые им предстояло соблюдать всю оставшуюся жизнь.

Для молодёжи это было также возможностью пообщаться с представителями противоположного пола. Юноши пытались показать свои крепнущие мускулы, чтобы произвести впечатление на девушек, а девушки перешёптывались и кокетничали, пытаясь произвести впечатление на юношей.

Это был их единственный реальный шанс собраться вместе, и они пользовались этим. Когда вечер заканчивался и всех отправляли домой, было не редкостью, что некоторых молодые пары растворялись в ночи и нарушали сразу целый ряд законов.

2. За преждевременный секс юношей публично избивали


Укрыться наедине с возлюбленной не всегда было замечательной идеей. Среди ацтеков культивировалось воздержание. Отцы садились перед своими сыновьями и рассказывали им о том, как важно оставаться чистыми до самой свадьбы и что у них от воздержания прибавиться сил и энергии. И если юноша не внимал советам своего отца, он вскоре мог узнать, насколько серьёзно его соплеменники относятся к добрачным связям.

Если юношу ловили с проституткой или в постели женщины, его пытали за это. Иногда в каждый сантиметр его тела втыкали сосновые иглы, но могло быть и хуже.

1. Дети знати резали сами себя


Детям из знатных семей жилось ничуть не легче. В calmecac их били точно так же, как и детей бедняков. Но этим дело не ограничивалось. Они должны были сами себе наносить повреждения.

Благородные дети должны были регулярно калечить сами себя. Например, если они делали что-то не так, как требовалось, они уходили в лес и кололи себя шипами агавы.

Каждую ночь в полночь мальчишек будили и вынуждали идти к полуночной молитве. Там они либо кололи себя в голень шипами агавы, либо, если это был особый случай, делали порезы на своих руках и протягивали через них тростинки.

Окровавленные тростинки и шипы приносились в жертву богу Солнца. Но не все жертвы были одинаковыми. Тот, кто добивался наибольшего кровотечения, считался самым лучшим и наиболее набожным. И это была большая честь. Если он был действительно набожным, то в один прекрасный день мог стать верховным жрецом – и тогда этому счастливчику предстояло делать это каждый день всю оставшуюся жизнь.

чакмул

Те же видящие, которые занимались только видением, потерпели фиаско, и вся страна, в которой они жили, подверглась нашествию завоевателей, они были так же беззащитны, как и любой человек.

— Эти завоеватели, — продолжал он, — захватили мир толтеков, они присвоили все, но никогда не научились видеть.

— Почему ты думаешь, что они не научились видению? — спросил я.

— Потому что они копировали процедуры толтеков-видящих, не имея их внутренних знаний. В наши дни по всей Мексике полно колдунов, потомков тех завоевателей, которые следуют путями толтеков, но не знают, что они делают или о чем говорят, потому что они невидящие.

— Кем же были эти завоеватели, дон Хуан?

— Другими индейцами.

Но сегодня мы поговорим о другом – о развитой системе образования ацтекских юношей и девушек.

В их воспитании уделялось мало внимания религиозным обрядам, постам и покаянию, занимавшим столь большое место в жизни воспитанников Кальмекака. Делалось все возможное, чтобы подготовить их к войне; они с самого юного возраста общались только с закаленными воинами, восхищались их подвигами, мечтая уподобиться им. До вступления в брак они вели коллективную жизнь, оживляемую пляской и пением, а также обществом молодых женщин, ауианиме, которым официально разрешалось вступать с ними в любовную связь. Хотя из Тельпочкалли выходили незнатные граждане, что, впрочем, не мешало некоторым из них достигать самых высоких чинов; при этом обращались с ними далеко не так сурово, как в жреческой школе Кальмекак.

Образование в Кальмекак готовило либо к жречеству, либо к исполнению высоких государственных должностей; оно было строгим и суровым. Воспитанники Кальмекака не могли спокойно спать всю ночь. Они вставали в темноте и отправлялись, каждый сам по себе, в горы – преподносить богам жертвоприношения в виде благовония копаля и своей крови, извлеченной из ушей и ног шипами агавы. Их заставляли соблюдать частые и строгие посты. Они должны были работать не покладая рук на храмовых землях, и за малейшую провинность их ждало суровое наказание.

Девочек отдавали на обучение в Кальмекак при храме с самого юного возраста – либо на определенное количество лет, либо до вступления в брак. Под руководством пожилых жриц, своих наставниц, они жили в целомудрии, учились изготовлять красивые расшитые ткани, участвовали в обрядах и несколько раз за ночь преподносили божествам копаль. Они носили звание жриц. Про обучение девочек сведений сохранилось довольно мало.

Когда ученики в Кальмекак плохо себя вели, их наказывали. За незначительное ослушание их могли заставить дышать дымом от костра, в котором горел красный перец. Также им прижигали кожу, делали надрезы на ушах, груди и бёдрах или икрах ног, протыкали кожу иглами агавы. Существовали и более серьёзные наказания, вплоть до смертельных. Если учащихся уличали в пьянстве или добрачных половых связях, их могли повесить или бросить в костёр и расстрелять из лука стрелами. Сыновей знатных родителей могли наказать сильнее, поскольку от них и ожидали большего.

Отдать ребенка в Кальмекак означало посвятить его Кецалькоатлю; а отдать его в Тельпочкалли – означало посвятить его Тескатлипоке, его божественному сопернику/противнику. Под масками этих божеств сталкивались две жизненные концепции: с одной стороны – жреческий идеал самоотречения, изучения небесных тел и знаков, созерцательной науки, целомудрия; с другой – идеал воинов, в котором упор намеренно делался на действие, сражение, коллективную жизнь, на преходящие наслаждения силы и молодости. В ацтекском обществе жестоко карались измены и блуд, но общество смотрело сквозь пальцы на развлечения юношей, посвященных Тескалипоке.

Общей целью воспитания и образования у ацтеков в обоих случаях было сформировать железную волю, сильное тело, преданность общему делу. Стоицизм, который ацтеки проявляли в страшнейших испытаниях, доказывает, что такое воспитание достигало своей цели.

Несмотря на то, что вся система образования подразделялась на две почти противоположные ветви, такое разделение не возводило непреодолимых преград перед бедными или незнатными молодыми людьми, поскольку простолюдины, окончившие народную школу, могли добиться самых высоких должностей, например стать тлакочкалькатлем. По-видимому, какие-то выдающиеся представители незнатных родов по знакам или астрологическим признакам могли быть принятыми в Кальмекак.

Важно отметить, что что у ацтеков в ту эпоху было принято всеобщее образование: любой ребенок, каково бы ни было его социальное происхождение, мальчик или девочка, обязательно ходил получал образование и социальные. Также важно, что все школы были государственными.

история ацтеков

До трех лет дети росли свободно, как и полагается малышам.

В семилетнем возрасте ребенка уже могли наказать за что-либо. Требования к нему ужесточались:

— долго не отдыхай;

— ешь в меру;

— мой руки перед едой;

— не сплетничай;

— будь скромным;

— немедленно отвечай на оскорбление.

ацтеки интересное

Разнообразные наказания применялись к детям обоего пола в возрасте от 8 до 12 лет. Родитель мог пригрозить уколами шипов кактуса магуэй (агавы) и привести угрозу в исполнение. За незначительное нарушение кололи в запястье. Если проступок был серьезным, ребенка раздевали и искалывали руки полностью.

Десятилетнего уже могли побить палкой, а мальчишку 11 лет держали над огнем и заставляли вдыхать дым перца чили.

12-летнего подростка за проступок связывали по рукам и ногам и клали на мокрый коврик на холоде.

Девочки в возрасте от 8 до 12 лет должны были быть послушными, сдержанными и целомудренными. И наказывали их точно так же, как и братьев.

Возраст 15 лет знаменует собой важный поворотный момент в жизни ацтекского юноши, поскольку он поступал в высшую школу, чтобы получить навыки, которые понадобятся ему на протяжении всей оставшейся жизни.

школа ацтеков

Благородные дети учились в школах калмекак (кальмекац), а простые в телпучкалли. В первых готовили священников, военачальников, судей, чиновников. Ученики занимались день и ночь по учебной программе, сочетающей интенсивную академическую деятельность с изнурительным физическим трудом. Прививались общие навыки ораторского и песенного искусства, изучались календари, толкование снов и предзнаменований, военное дело.

Учеба была не из легких. Свободного времени практически не существовало. Помимо нужных знаний, детям требовалось почувствовать, что такое самоотречение или жертвенность. Для этого они постились, ходили обнаженными с выкрашенными в черный цвет телами, в полуночной молитве кололи себя шипами кактуса магуэй, наносили на руки порезы. Наиболее раскаявшимся считался тот, кто пролил больше своей крови.

Простолюдины получали образование в школах тельпучкалли, которые располагались в их кальпулах (поселениях). Эти школы были сосредоточены на военной подготовке, поскольку все мужчины-ацтеки, как знатные, так и простые, должны были служить в армии. Наказания в этих школах схожи с наказаниями учеников из кальмекака.

После пяти лет обучения юноши обоих школ считались достаточно образованными, чтобы занять свое место в обществе ацтеков и перейти к следующему существенному шагу в жизни — браку.




Занятия ацтеков – цивилизации, которая оставила много загадок и тайн, были очень разнообразны. Осталось множество свидетельств существования этого народа, дошедших до нас через ювелирные и оружейные изделия, гончарное и ткацкое ремесло. Чем занимались ацтеки, что было для них самым важным? Попробуем найти ответы в этой статье.

Ацтеки: краткая историческая справка

Среди самых древних цивилизаций американского континента выделяют три: инки, майя и ацтеки. Многие знания о том, какие занятия майя, ацтеков и инков были самыми популярными, к сожалению утрачены. Но все же существует множество археологических находок, помогающих разгадать некоторые загадки древних жителей планеты Земля.

занятия ацтеков

Ацтеки – это название нескольких народностей, которые проживали в долине под названием Мехико до момента,пока испанцы в 1521 году не покорили Мексику. Народы, населявшие долину, разговаривали на языке науатль. Их территории были разделены на государства, они строили города, которыми правили царские династии.

Ацтеки: их жизнь и занятия

Кратко изложить тему довольно трудно. Эта цивилизация оставила очень большой след в истории. Благодаря археологическим находкам, исследованиям ученых и историков, сейчас мы можем делать выводы о том, как жил этот народ, узнавать, что было для них значимым и какие занятия ацтеков были самыми важными.

основные занятия ацтеков

Цивилизация насчитывала около 60 тысяч человек, и этот народ, без ложной скромности, мог гордиться собой. Ацтекам понадобилось всего 2 столетия, чтобы из обычного племени кочевников превратиться в грозных воинов, властвовавших на территории долины Мехико.

Отсюда историки делают вывод, что самым главным занятием этого народа было военное ремесло. Помимо этого, известно, что этот народ был высокообразован. Изучались и практиковались: медицина, астрономия, музыка, история законов и религия. На высоком уровне были развитии искусство ведения хозяйства и разные ремесла. Рассмотрим все эти занятия ацтеков по порядку.

Военное ремесло

Этот народ очень любил воевать. Военное ремесло было очень хорошо развито, поэтому не удивительно, что ацтеки славились как покорители новых земель. За время существования этой цивилизации территория проживания народности была очень сильно расширена за счет постоянных войн и покорения новых территорий.

основные занятия жителей ацтеков

Захваченные новые земли, по закону ацтеков, распределялись между воинами, которые прославились на поле битвы больше всего. Соответственно, покоренные племена автоматически превращались в рабов. Это послужило тому, что среди ацтеков появилось много богатых рабовладельцев, которых жажда наживы заставляла покорять все новые земли.

Хозяйство

Занятия ацтеков касались разных сфер жизни. Основой хозяйства было земледелие.

Археологами были обнаружены орудия труда древних земледельцев: палки с заостренными и расширенными концами. Второй вариант – прообраз современной лопаты.

Известно, что этот народ знал, как орошать и удобрять почву. Среди различных культур предпочтение отдавалось кукурузе, тыкве, фасоли, перцу и кабачкам. Ацтеки вошли в историю как народ, который первым начал культивировать какао-бобы и томаты. Выращивали они и табак.

Также основные занятия ацтеков включали в себя возделывание хлопка нескольких видов.

Среди особенностей их земледелия следует отметить наличие плавучих садов. Все из-за того, что город Теночтитлан сам находился на острове. Ограниченное количество земли привело к возникновению огородов на плаву. Сооружались эти огороды на прикрепленных к вбитым в землю сваях плотах с плодородной землей.

Охота и рыбалка

Занятия населения ацтеков включали в себя охоту и рыбалку. У этого народа не было традиции содержать домашних животных. Единственными одомашненными животными были собаки, иногда их употребляли в пищу.

занятия майя, ацтеков и инков

Запасы мяса пополнялись во время охоты. Охотники добывали пищу с помощью лука и стрел, широко использовались метательные дротики, были в ходу и специальные ловушки на животных.

Добычей охотника могли стать: кролики, олени и дикие птицы.

Народы, жившие на берегах озер, успешно занимались рыбалкой.

Культура

Культура этого народа была на высшем уровне. Надо отметить, что для мужского населения школьная учеба была обязательным занятием. Существовало два вида школ: для богатых и бедных. Школы первого вида готовили будущих жрецов, военачальников и сановников. Мальчики из простых семей учились быть земледельцами, воинами и ремесленниками.

Наука, литература, философия и астрономия - основные занятия жителей. Ацтеков почитали как высокоразвитую цивилизацию.

Этот народ разработал звездную карту неба. Широко известен календарь ацтеков, который с учетом расположения и движения небесных звезд служил для удовлетворения надобностей сельского хозяйства.

занятия населения ацтеков

К сожалению, во время завоевания этой территории испанцами много образцов культуры и искусства было уничтожено. Все же археологами совсем недавно были обнаружены строения, которые дают нам возможность почерпнуть знания о том, насколько развитой у ацтеков была сфера архитектуры.

Одна из достопримечательностей – храм в Малиналько, который полностью был высечен из целостной скалы. Археологи заявляют, что кроме каменных орудий труда других у этого народа не было. Представьте, сколько усилий потребовалось для возведения этого храма.

Главный храм Темпло Майор был обнаружен археологами вообще случайно. Это случилось в 80 годах прошлого столетия во время землетрясения. Эта находка дала возможность лицезреть фигурки богов, высеченные из камня, а также керамические и ювелирные изделия. Надо отметить, что ацтеки практиковали человеческие жертвоприношения своим богам. Рукоятки жертвенных ножей украшались рисунком мозаики из бирюзы и обломков раковин.

Благодаря этим находкам мы можем с точностью определить, как жили ацтеки, занятия которых отличались своей разнообразностью и высокоразвитой культурой.

Конец истории

Эта цивилизация до конца осталась не разгаданной. Все из-за того, что культурное наследие ацтеков было частично уничтожено во время завоеваний. Достигнув культурных высот, народ ацтеков не смог выжить и сохранить для истории большую часть своих достижений. На руинах столицы ацтеков вырос новый город – Мехико, который вошел в историю как центр колониальных владений новых завоевателей из Европы.

Читайте также: