Принципы организации образовательной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

Принципы образовательного процесса –система исходных основных требований его построения, выполнение которых обеспечивает высокую эффективность решения задач развития личности в условиях воспитания и образования.

Принцип целостности развития ребенка. Развитие осуществляется как целостный процесс. В связи с этим положением необходимо обеспечить решение в единстве задач умственного, физического и др. сторон воспитания.

Примеры, иллюстрирующие связь умственного воспитания с другими сторонами воспитания и развития ребенка. Физическое и умственное. С раннего возраста малыш приобретает знания об уходе за своим телом и умения (как мыть руки, лицо, пользоваться салфеткой, присываться), которые становятся основой для осознанного отношения к себе, становления привычки к ведению здорового образа жизни. Эстетическое и умственное. Восприятие красоты окружающего мира во всем его многообразии, приобщение ребенка к искусству требуют осмысления, что невозможно без участия воображения, памяти и мышления. Включение мышления в процесс эстетического восприятия – основа для развития наблюдательности, становления сенсорной культуры, оценочных суждений.

Принцип единства задач воспитания и обучения ребенка

Принцип систематичности и непрерывности, то есть решение задач воспитания осуществляется постоянно в течение дня, так, утром беседа с ребенком, подготавливающая его к занятию, во время мытья рук – ознакомление со свойствами воды и мыла, во время завтрака – привитие навыков культурного приема пищи, разговор о том, во время прогулки – наблюдение за состоянием деревьев и установление причинно-следственных связей, во время подготовки ко сну о значении сна для организма человека, в свободном общении – учимся бесконфликтному общению и т.д.

Принцип постоянного прогрессивного движения личности ребенка в педагогическом процессе предполагает создание условия для постоянного личностного роста ребенка и осознания им этого процесса. Усложнение задач, содержания деятельности, условий ее выполнения, требований к ребенку позволяет ему постоянно самосовершенствоваться, изменять себя. Этот процесс должен доставлять ребенку радость, удовольствие, ощущение успеха.

Принцип учета возрастных возможностей детей. Данный принцип реализуется через идею амплификации (обогащения) детского развития. Не следует ускорять развитие, завышать требования к детям, необходимо находить возможность для насыщения разнообразным материалом типичных видов деятельности для дошкольного возраста.

Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает создание благоприятных условий для проявления, развития индивидуальности каждого ребенка.

Индивидуальный подход. Воспитатель, организуя образовательный процесс, должен ориентироваться на склонности, интересы, потребности, возможности ребенка, соотносить задачи, методы, формы организации воспитания и обучения с индивидуальными особенностями ребенка.

Дифференцированный подход. Например, на занятиях познавательного характера группа интеллектуально развитых детей получает пакет с заданием, требующего решения усложненной познавательной задачи. Дети же с низким уровнем развития воображения и наглядно-образного мышления объединяются на занятии в одну группу с тем, чтобы повысить уровень развития этих процессов и обеспечить базу для развития основ словесно-логической формы мышления.

Принцип обеспечения эмоционально–психологического комфорта ребенка в образовательном процессесвязан с обеспечением психологических условий воспитания и обучения:интересное содержание деятельности, удовлетворение потребностей, успешность, эмоционально–насыщенное общение со взрослым, позитивность оценок деятельности и качеств ребенка.

Принцип сотрудничества субъектов педагогического процесса ориентирует педагога на осуществление взаимодействия с детьми на основе сотрудничества, создание условий для развития субъектности ребенка.

Принцип гуманизации отражает закономерную связь образовательного процесса с потребностями общества и самой личности. Он реализуется по ряду направлений: 1. соответствие задач, содержания и методов обучения и воспитания ребенка ведущим потребностям дошкольников. 2. признание самоценности ребенка, соблюдение его прав и свобод. 3. гуманизация содержания дошкольного образования. 4. гуманизация самой личности, то есть воспитание таких качеств и свойств личности как отзывчивости, доброжелательности, коммуникативности, основ толерантности, основ патриотизма, основ сотрудничества и др. 5. создание гуманных (субъект-субъектных) отношений его участников.

Принцип деятельности. Ребенок развивается в деятельности. Включение ребенка в разнообразные виды деятельности; обучение этим видам деятельности; воспитания положительно-заинтересованного отношения к деятельности, желание её выполнять; организацию развивающей среды, которая бы стимулировала активность (познавательную, коммуникативную, творческую, физическую) и предоставляла необходимый материал для её осуществления.

Принцип системности и оптимизации (соответствие всех структурных компонентов педситемы друг другу и реальной педситуации).

Принцип вовлечения в образовательный процесс ближайшего окружения: сотрудники ДОУ (няня, повар и др.), родители, сотрудники музея, сотрудники театра и др.

За основу организации образовательного процесса в современном ДОУ берутся следующие принципы:

1. Принцип самодеятельности детей в образовательном процессе

Этот принцип определяет мотивационно-потребностную сторону организации и проведения образовательного процесса. Успешность собственной деятельности ребенка по овладению содержанием образования зависит от многих факторов - уровень развития познавательных возможностей ребенка, уровень развития его способностей. Реализуя этот принцип в дошкольном учреждении, педагог предоставляет ребенку максимально возможную самостоятельность, активизирует его в игровой мотивации или личной заинтересованности.

2. Принцип самоорганизации детей в образовательном процессе

Этот принцип определяет операционально-деятельностную сторону этого процесса. Самоорганизация у детей дошкольного возраста связана с появлением у него такого важнейшего психического новообразования как произвольность психических процессов. Это происходит в старшем дошкольном возрасте. Формирование у ребенка умения воспринимать учебную задачу, умения планировать свою деятельность, формирование самоконтроля, самооценки. Следовательно, педагог должен не учить детей, а помогать им учиться. Разумное обучение должно быть обучением самоорганизации.

3. Принцип коллективной формы организации образовательного процесса.Для плодотворного и полноценного развития ребенка как личности, недостаточно одного общения и взаимодействия с педагогом, не менее важно и необходимо общение детей между собой. Установлено, что формирование таких действий, как контроль и оценка, происходит более успешно в условиях кооперации со сверстниками, чем при взаимодействии со взрослыми.

При комплектовании групп учитывается и социальная сфера ребенка. Создание активного, рабочего, интересного в плане общения, коллектива детей - очень важный момент. Разумно сформированная гомогенная группа - прекрасный инструмент педагога для воздействия на каждого ребенка.

4. Принцип ролевого участия детей в образовательном процессе

В соответствии с этим принципом дети наделяются различными ролями, обязанностями, которые могут быть по времени эпизодическими или постоянными. В разновозрастной группе детского сада этот принцип играет особую роль, так как старшие дети снимают с педагога много различных функций по уходу за малышами и эти функции с успехом выполняют. При этом решаются многие цели воспитания и развития. Благодаря своей “роли” ребенок становится субъектом своей деятельности, а не только объектом воздействия взрослого, так как он сам определяет в границах своих полномочий цели и способы осуществления своих обязанностей.

5. Принцип ответственности.Исполнение ролевых обязанностей требует ответственности и одновременно формирует эту ответственность. Важнейшей задачей воспитания ребенка в ДОУ является задача по формированию у него ответственности как качества личности.

6. Принцип психологического обеспечения образовательного процесса

Результативность образовательного процесса определяется самочувствием личности. Удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в коллективе, ее внутреннее спокойствие - все это определяется термином эмоциональное благополучие которое является обязательным условием развития личности ребенка, начиная с самых ранних этапов его жизни. Обеспечению каждому ребенку эмоционального благополучия способствует использование психологически сберегающих технологий образования.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 2 дня назад

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании школами программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

ОБНОВЛЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОО И ООО: ОБЗОР 18 КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.

Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.

Предметные результаты

Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета "История" и учебных курсов "История России" и "Всеобщая история".

На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы "Математика", включая курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика"; "Информатика"; "Физика"; "Химия"; "Биология".

Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

  1. Метапредметные и личностные результаты

Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД "Самоорганизация", – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.

  1. Пояснительная записка к Программе

Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программу формирования УУД;
  • рабочую программу воспитания.

Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.

Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.

Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (ФГОС ООО).

  1. Программа формирования универсальных учебных действий

По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: "Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся". Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО).

В предметной области "Математика и информатика" появился учебный предмет "Математика". В него входят учебные курсы "Алгебра", "Геометрия" и "Вероятность и статистика". Также изменили структуру предметной области "Общественно-научные предметы". Теперь учебный предмет "История" включает учебные курсы "История России" и "Всеобщая история". В предметную область "ОРКСЭ" и "ОДНКНР" входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.

Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе (для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).

Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО.

При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1. ФГОС ООО).

ФГОС НОО (2009 года): 2904 – минимум, 3345 – максимум

ФГОС ООО (2010 года): 5267 – минимум, 6020 – максимум

ФГОС НОО (обновленный ФГОС-2021): 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО)

ФГОС ООО (обновленный ФГОС-2021): 5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО)

Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

В разделе "Общие положения" указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.

  1. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. Это нововведение поможет школе обосновать перед родителями использование, например, электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При этом, если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, школа должна обеспечить их индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. И доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами.

Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (ФГОС НОО, ФГОС ООО).

  1. Информационно-образовательная среда

Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО).

Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО).

Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО).

В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО).

Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО).

ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021:

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АКАДЕМИИ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сопровождение внедрения обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования 2021 год.

ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ИНСТИТУТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО

Всероссийские просветительские мероприятия и конференции, проводимые Институтом стратегии развития образования РАО 2021 год

Всероссийские просветительские мероприятия

Конференции

Семинары

Методические видеоуроки

Видеоуроки – результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания.

Принципы организации учебного процесса – это основополагающие положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними. Эти основополагающие положения являются результатом правильности соблюдения принципов обучения, эффективности применения методов и форм обучения. К основным принципам организации учебного процесса относят:

- принцип самоорганизации – определяет закономерности формирования и совершенствования организации учебной деятельности и учебного коллектива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих учителей и учеников;

- принцип развития – предполагает постоянную изменчивость учебного процесса, непрерывное совершенствование его от начальных организационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодействия между учителем и учениками;

- принцип самодеятельности – ориентирует учителя и учеников на проявление инициативы и творчества как в организации педагогического процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умений, достижении максимального понимания, единства и сплоченности в совместном дидактическом взаимодействии;

- принцип ролевого участия – требует от учителя и учеников выполнения определенных функций, возложенных на них государством, обществом, органами образования. Учитель (педагог) выполняет роль организатора и руководителя деятельности учеников, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими знаниями, навыками и умениями. Ученики, в свою очередь, выполняют роли, которые диктует им необходимость довериться учителю, опереться на его опыт и педагогическое мастерство;

- принцип ответственности требует от всех участников учебного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности, а также отчетности за данные или полученные знания, формируемые навыки и умения;

- принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и ученики функционируют как хорошо отлаженный, эффективный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявляют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставленных учебных целей;

- принцип психологического обеспечения означает, что учебная деятельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого созданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и высокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и умений.

Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают гарантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.

Принципы организации учебного процесса – это основополагающие положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельности учителя и учеников, особенности педагогического взаимодействия между ними. Эти основополагающие положения являются результатом правильности соблюдения принципов обучения, эффективности применения методов и форм обучения. К основным принципам организации учебного процесса относят:

- принцип самоорганизации – определяет закономерности формирования и совершенствования организации учебной деятельности и учебного коллектива как самостоятельно функционирующих систем, имеющих свою специфику и конкретные задачи, достижение которых зависит от самих учителей и учеников;

- принцип развития – предполагает постоянную изменчивость учебного процесса, непрерывное совершенствование его от начальных организационных форм до вершин эффективного и продуктивного взаимодействия между учителем и учениками;

- принцип самодеятельности – ориентирует учителя и учеников на проявление инициативы и творчества как в организации педагогического процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умений, достижении максимального понимания, единства и сплоченности в совместном дидактическом взаимодействии;




- принцип ролевого участия – требует от учителя и учеников выполнения определенных функций, возложенных на них государством, обществом, органами образования. Учитель (педагог) выполняет роль организатора и руководителя деятельности учеников, ответственного за эффективность их развития и продуктивность овладения ими знаниями, навыками и умениями. Ученики, в свою очередь, выполняют роли, которые диктует им необходимость довериться учителю, опереться на его опыт и педагогическое мастерство;

- принцип ответственности требует от всех участников учебного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности, а также отчетности за данные или полученные знания, формируемые навыки и умения;

- принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и ученики функционируют как хорошо отлаженный, эффективный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявляют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставленных учебных целей;

- принцип психологического обеспечения означает, что учебная деятельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого созданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и высокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и умений.

Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают гарантией достижения социально значимых целей учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципы организации образовательного процесса опираются на: индивидуализацию, гибкость, элективность, сотрудничество.

Принципы организации образовательного процесса

Принципы организации образовательного процесса опираются на: индивидуализацию, гибкость, элективность, сотрудничество:

Принцип индивидуализации обучающихся предполагает создание системы, учитывающей индивидуальные особенности, предоставляющей каждому обучающемуся возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования.

Индивидуализация обучения может осуществляться по:

содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования;

по объему, что позволяет способным и заинтересованным учащимся более глубоко изучать предмет;

по времени, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и уровнем их подготовки.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов общества и пожеланий обучающихся.

Принцип элективности основан на предоставлении обучающемуся максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, их познавательным интересам.

Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимоответственности обучающемуся и педагогу, с предоставлением ребёнку возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Читайте также: