Две розы гумилев анализ стихотворения кратко

Обновлено: 03.07.2024

Натура Николая Гумилева дает понять, что он был достаточно романтичным человеком. Невзирая на периоды неразделенной любви, душевных ран и опустошений, поэт смог насладиться жизнью, в каких бы проявлениях она перед ним не предстала. Душевные муки терзали его, он старался добиться расположения своей избранницы. Гумилев был несчастлив, но в тот момент он знал, что любовь это испытание и искушение, которое нужно выдержать, чтобы быть счастливым в конце. Шли года, поэт не переставал любить и надеяться. Решив быть счастливым, чтобы не случилось, Николай получил подарок судьбы. Любимая оказалась рядом.

Считая себя самым счастливым человеком, которому ответили на чувства, в 1911 году Гумилев пишет стихотворение "Две розы", полностью посвященное этому времени его жизни. На первый план выходят рассуждения о природе любви. Николай красочно переносит читателей к вратам небесного сада, возле которых находится вход в рай. Герой замечает, что у самого входа неожиданно распустились две розы. Ему становится очень любопытно, он в смятении и недоумении, откуда и каким образом эти розы оказались и выросли здесь. Было принято считать, что розы олицетворялись только с земными чувствами, откуда же тогда они на небесах?

Самим же цветам в стихотворении отводится главная роль. С одной стороны эти нежные бутоны олицетворяют смущенную девушку. Возникает мысль о тайных помыслах, несмелых взглядах и самое главное чувствах, которые только что начали зарождаться. С другой стороны, это цветок греховности, любви и страсти. Гумилев просто уверен, что красному цветку не место там, где царит целомудрие и умиротворение. Образы, которые предстают в стихотворении, трактуются как символы. Цветы, как таковые, для поэта не важны, он больше всматривается в их символичное значение. Все больше возникает рассуждение именно о двойственности любви.

Выросшие розы смогут помочь прочувствовать весь механизм любви. В ней присутствует все: страсть, искушение, радость. Многие еще не знают, что за хорошим может прятаться разочарование и боль. Дать оценку своим чувствам и разобраться во всем, может далеко не каждый, ведь зачастую поступками руководит сердце. Известно, любящее сердце не дает здравой оценки, оно опирается исключительно на чувства.

Замысел стихотворения лежит в том, что герой пытается понять, насколько велика и сильна любовь. Почему кому-то она приносит умиротворение и уверенность, а для других становится непосильной ношей и тяжелым грузом по жизни. Любящий человек оказывается на пороге в рай, но он видит лишь две розы, растущие по разные стороны ворот. Как известно влюбленных двое, они как розы - имеют свою индивидуальность и неповторимость, и не всегда их чувства взаимны.

По плану кратко

Картинка к стихотворению Две розы

Две розы Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Прекрасный русский поэт, который создал множество незабываемых произведений, которые популярны и по сей день. С первых строк, читателю становится понятным, что речь идет о безмерной любви к русской природе, а это значит,

Стихотворение Умру я скоро написано в 1867, оно было последнее в жизни Некрасова. Мнимые чувства, возникшие у поэта, формируют чувство вины, что просматривается между строк стихотворения.

Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю. Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне.

Афанасий Фет – это тот русский лирик, который мог не просто увидеть прекрасные вещи, но и воплощать их в реальность в своих произведениях, создавая необыкновенное настроение. Поэт мог всего лишь встать возле окна и через несколько

Стихотворение состоит из трёх строф. В первой строфе Гумилёв раскрывает символическое значение образов розы. Благодаря этому и остальные образы нужно трактовать как символы, например, образ райского сада – Эдема.

В первой же строфе обозначено философское противоречие, которое конкретизируется в последней строфе в виде вопроса. Это противоречие заложено в самой природе страсти, связанной с земным и небесным.

Вторая строфа описывает любовь, страсть через изображение её символов – роз.

В третьей строфе лирический герой формулирует философский вопрос: если любовь божественна, близка к одному из таинств, то почему она так губительна?

Символическая картинка цветущих у ворот роз – это только иллюстрация к философским раздумьям лирического героя. Эти две части стихотворения сочетаются гармонично. Розы описывают первые две строки первой строфы, вся вторая и первая строка третьей строфы (всего 7 строк из 12). Выводы лирический герой делает во второй части первой строфы и в трёх строчках последней.

Тема стихотворения – рассуждения о двойственной природе любви.

Основная мысль: любовь – всеобъемлющее чувство, которое может проявляться по-разному в разном возрасте и у разных личностей. Но любовь всегда возвышает, наделяет любящего почти божественными качествами и возможностями.

Писатель подмечает, что все великолепие и красоты этого мира в повседневной жизни порою незаметны. Но если сердце озарено любовью просыпаются забытые ощущения прекрасного, и чувства будто пробуждаются ото сна. Несмотря на сравнение цветов с людьми, писатель все-таки отмечает, что они, в отличие от нас, буквально обречены быть всю свою жизнь вместе и ничего их не может разлучить. Едва ли человеческая рука способна срезать цветы, погубить и закончить их существование. Намного приятнее не делать этого, а продолжать любоваться красотой цветов, которые, в свою очередь, продолжают любить друг друга.

Тропы и образы

Нежно розовеющая роза (наречный эпитет) сравнивается со смущённой милым девой. Другая роза тёмно-красная. Этот цвет обозначен сразу и эпитетом пурпурная и глаголом рдеет. Метафора обожжена огнём любви ещё усиливает красный цвет.

Лирический герой не считает, что божественного знанья достойна только одна из роз. Оба этапа (или вида) любви приближают человека к Богу. Противительный союз а в начале третьей строфы подчёркивает равенство всех влюблённых перед Богом.

Стихотворение богато метафорами, связанными со страстностью. Метафора страстность – детище земли подчёркивает земную природу страсти. Метафора тайна страстного сгоранья – иносказание любви.

Символическое значение имеют в стихотворении образы роз, Эдемского сада, Порога Знанья. Порог Знанья – это символическое определение того, что случилось в Эдеме с Адамом и Евой. Съев запретный плод, человек стал знающим, как Бог (так обещал ему Змей, дьявол). По мысли Гумилёва, человек, охваченный страстью, как будто готов съесть запретный плод, стать богоподобным.

Влюблённый человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма — направления, в котором образы и восприятие подобны незамутнённому восприятию Адама до грехопадения.

В стихотворении Гумилёв традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.

Всё стихотворение написано в высоком стиле, который обеспечивает церковнославянская лексика (Всевышний, Эдем, дева, страсть). Лирический герой, поднимая земную любовь до уровня церковного таинства, уравнивая её с венчанием, создаёт и предлагает читателю новую систему ценностей, отличную от христианских.

Новое в блогах

Две розы музыка: Самуил Покрасс, слова: Павел Герман или Д’Актиль — Анатолий Адольфович Френкель

Капли испарений падают, как слезы, И туманят синий, вычурный хрусталь. Тени двух мгновений — две увядших розы, А на них немая, серая вуаль.

Одна из них белая-белая Была как улыбка несмелая, Другая же алая-алая Была как мечта небывалая, И обе манили и звали, и обе увяли.

Одна из них грустная-грустная Была как свирель безыскусная, Другая же пряная-пряная Бестыжая, наглая, пьяная. Минуты им смерть отбивали, и обе увяли.

Увяли они,, не цвести уж им вновь, А с ними увяла и чья-то любовь.

Счастья было столько, сколько капель в море, Сколько листьев желтых на седой земле, И осталось только, как memеntо моri, Две увядших розы в синем хрустале.

Одна из них грустная-грустная Была как свирель безыскусная, Другая же пряная-пряная Бесстыдная, наглая, пьяная.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Стихотворение “Две розы” Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому так стремился Гумилев. По свидетельству Ахматовой, стихотворение было написано в альбом кузине Гумилева, Марии Кузьминой-Караваевой, и ей же посвящено. Стихотворение было напечатано в сборнике “Чужое небо” (1912).

Литературное направление и жанр

В стихотворении представлены образы, которые можно трактовать как

символы. Так что стихотворение – дань символизму. Для поэта важны не розы сами по себе, а розы как символическое воплощение любви, разных ее типов или этапов (здесь мнения исследователей не совпадают).

Эмблема – это и есть символическое обозначение чего-нибудь, в данном случае роза – эмблема страстности.

Жанр стихотворения – философская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе Гумилев раскрывает символическое значение образов розы. Благодаря этому и остальные образы нужно трактовать как символы, например, образ райского сада –

В первой же строфе обозначено философское противоречие, которое конкретизируется в последней строфе в виде вопроса. Это противоречие заложено в самой природе страсти, связанной с земным и небесным.

Вторая строфа описывает любовь, страсть через изображение ее символов – роз.

В третьей строфе лирический герой формулирует философский вопрос: если любовь божественна, близка к одному из таинств, то почему она так губительна?

Символическая картинка цветущих у ворот роз – это только иллюстрация к философским раздумьям лирического героя. Эти две части стихотворения сочетаются гармонично. Розы описывают первые две строки первой строфы, вся вторая и первая строка третьей строфы (всего 7 строк из 12).

Выводы лирический герой делает во второй части первой строфы и в трех строчках последней.

Тема стихотворения – рассуждения о двойственной природе любви.

Основная мысль: любовь – всеобъемлющее чувство, которое может проявляться по-разному в разном возрасте и у разных личностей. Но любовь всегда возвышает, наделяет любящего почти божественными качествами и возможностями.

Тропы и образы

В стихотворении важны все детали, даже самые мелкие. Розы расцвели не в самом Эдемском саду, а перед его воротами. Они только на “Пороге Знанья”, только соприкасаются с божественным.

Важно также, что розы две (это подчеркнуто и в названии). Очевидно, они растут по обе стороны ворот. Влюбленных всегда двое, но розы не влюблены друг в друга, они – женское воплощение любви.

Лирический герой подчеркивает индивидуальность каждой страсти.

Нежно розовеющая роза (наречный эпитет) сравнивается со смущенной милым девой. Другая роза темно-красная. Этот цвет обозначен сразу и эпитетом пурпурная и глаголом рдеет.

Метафора обожжена огнем любви еще усиливает красный цвет.

Лирический герой не считает, что божественного знанья достойна только одна из роз. Оба этапа (или вида) любви приближают человека к Богу. Противительный союз а в начале третьей строфы подчеркивает равенство всех влюбленных перед Богом.

Стихотворение богато метафорами, связанными со страстностью. Метафора страстность – детище земли подчеркивает земную природу страсти. Метафора тайна страстного сгоранья – иносказание любви.

Символическое значение имеют в стихотворении образы роз, Эдемского сада, Порога Знанья. Порог Знанья – это символическое определение того, что случилось в Эдеме с Адамом и Евой. Съев запретный плод, человек стал знающим, как Бог (так обещал ему Змей, дьявол).

По мысли Гумилева, человек, охваченный страстью, как будто готов съесть запретный плод, стать богоподобным.

Влюбленный человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма – направления, в котором образы и восприятие подобны незамутненному восприятию Адама до грехопадения.

В стихотворении Гумилев традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.

Все стихотворение написано в высоком стиле, который обеспечивает церковнославянская лексика (Всевышний, Эдем, дева, страсть). Лирический герой, поднимая земную любовь до уровня церковного таинства, уравнивая ее с венчанием, создает и предлагает читателю новую систему ценностей, отличную от христианских.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифмовка в стихотворении перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

История создания

Как и многих представителей поэзии Серебряного века Гумилёва волновали многие высокие темы. Романтик по натуре, он создавал особый колорит своих стихотворений, в каждом из которых звучала настоящая музыка.

Читайте по теме:

Поэт затрагивает тему любви. В образе роз он показывает дев. Они приобщены к Богу, хотя и в рамках религии такой подход был порицаем. Земное всё отвергалось.

Композиция

В стихотворении 3 катрена. Композицию можно назвать линейной, а сюжет прост. Он не отвлекает читателя от смысла произведения, от интересно подобранных тропов.

Произведение относится к произведениям акмеизма. Его можно назвать лирическим, ведь выбраны тонкие материи, показаны эмоции героя, рассказывающего читателям о розах.

Средства выразительности

Тропы изысканны, потому что материя, о которой пишет поэт, высокая, наполненная эмоциями лирического героя.

Читайте по теме:

Эпитеты

Пурпурная (про розу) – эпитет. Как видно, данный троп не представлен в разнообразии, но стихотворение всё равно звучит красочно, точно дивная сказка.

Олицетворение

В стихотворении Николая Степановича розы представлены живыми существами, имеющими качества девушек. Можно назвать такой прием олицетворением.

Читайте также: