Как видится будущее школы в формировании гибких навыков в условиях цифровизации

Обновлено: 03.07.2024

Если все навыки, формируемые системой образования, разделить на две большие категории, то мы получим: (hard skills) - твёрдые навыки и (soft skills) - мягкие навыки. Твёрдые навыки – это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение решать математические задачи, умение читать, владение иностранным языком, умение ездить на велосипеде. Твёрдые навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. Сюда же включаются и профессиональные навыки. Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, решать проблемы, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.

Решение этой проблемы сегодня затрагивает современное образование, которое должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века. С развитием современного общества должно развиваться и образование. Сложенная веками педагогическая система не должна разрушаться, а должна эволюционировать, должны смещаться педагогические акценты. В первую очередь, от учащихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.

Рассмотрим основные навыки soft skills

Умение работать в команде – это умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс.

Умение принимать решения и решать проблемы

Задача педагога – развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить детям задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей, воодушевить их и повести их за собой.

Лидерские качества можно развить через организацию работы различных клубов, проведение занятий по интересам, курирование младших школьников старшеклассниками, а новичков одноклассниками. Если педагог сам увлечен каким-либо делом, то соберет свою команду единомышленников и обязательно найдет отклик в душе любого ребенка. Тогда учащиеся сами станут проявить инициативу в той сфере, которая им интересна.
Одним из самых востребованных качеств личности в современном мире является креативность. Креативный человек способен находить нестандартные, совершенно новые решения в знакомых ситуациях, он умеет придумывать и воплощать в жизнь новые идеи.

Умение общаться с людьми

Коммуникабельность – это способность к общению, открытость и умение наладить контакт с другими людьми, а также производить на них нужное впечатление.

В данном направлении в процессе обучения деятельность педагога должна быть направлена на развитие умений доступно и интересно излагать свои идеи и мысли; уверенно говорить как с группой сверстников, так с другими взрослыми; выступать перед аудиторией.

Чтобы развивать коммуникабельность, педагогам рекомендуется на занятиях поощрять активное участие школьников в дискуссии, внедрять в практику дискуссионные формы работы; отдавать предпочтение таким формам работы, где учащиеся находятся в окружении сверстников, совместно реализуют академические проекты, участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, посещают кружки по интересам; для старшеклассников организовывать дни карьеры; развивать навыки составления резюме, самопрезентации и прохождения интервью.

Еще одним из основных качеств, необходимых для организации эффективного общения является позитивность. Позитивность – это вера в себя и в других людей. Это такой взгляд на мир, при котором человек может смотреть на события с разных сторон и предпочитает находить позитив во всем, что его окружает.

Воспитывать позитивность лучше всего собственным примером. Поддержка и внимание учителей и одноклассников – главный инструмент развития позитивности. Педагог должен всегда быть готов помочь советом, обратить внимание на положительные события. При этом здоровая конкурентная атмосфера помогает школьникам фокусироваться на своей цели, а не на временных неудачах.

Умение планировать, организовывать и выделять приоритеты относится к организаторским способностям.

Организаторская способность – это способность объединять людей для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия. Инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому – все это важные качества организатора.

За время обучения в школе дети должны научиться организовать свое время так, чтобы успевать делать все запланированные дела: учиться, принимать участие в школьных мероприятиях, заниматься в кружках и секциях; уметь собрать команду; принимать быстрые решения.

Умение искать и обрабатывать информацию

Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы. Таким образом, умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий является одним из основных универсальных учебных действий.

Система мягких навыков предполагает, что учащиеся будут:

- выполнять комплексные и оригинальные задания, для этого им необходимо умение работать в команде и развитое критическое мышление;

- следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

- учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

- применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

- получать поддержку от педагогов, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Нацеленность на формирование системы гибких навыков soft skils требует перестройки методов организации образовательного процесса, активного использования техник построения диалога, использования игровых, дискуссионных методик, проектная деятельность учащихся, совмещение урочной и внеурочной деятельности [2,3].

Сегодня много говорят о развитии soft skills – навыков, которые необходимы любому человеку. В отличие от hard skills, которые имеют практическое применение, гибкие навыки стоят в стороне от профессиональной специфики, но от того, насколько человек ими владеет, зависят его успехи. О комплексе soft skills в первую очередь заговорили применительно к бизнесу, но сейчас, с учётом динамично меняющейся среды, он востребован и в системе образования.


По данным Организации экономического сотрудничества и развития, жизненный успех учащегося определяют не только академические знания, но и уровень его эмоционального и коммуникативного развития. То есть именно то, что относится к soft skills, гибким навыкам.

Коммуникабельность

Способность общаться и строить диалог с самыми разными людьми – этому можно научиться в школе. Важным элементом этого навыка является умение адаптироваться к речевой ситуации: само собой, диалог между одноклассниками будет отличаться от разговора между учеником и учителем.

Стандартная структура питчинга очень проста:

· Интро – представиться, назвать тему

· Кому и зачем – описание проблемы и целевой аудитории

· Что? – суть проекта

· Как? – описание решения

· Заключение – в чём польза

Держа под рукой эту памятку, можно защищать проекты по разным дисциплинам.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект состоит из четырёх категорий:

1. Умение общаться с другими людьми, работать в команде и/или возглавлять её.

2. Эмпатия вне зависимости от того, является человек интровертом или экстравертом.

3. Знание своих сильных и слабых сторон.

4. Умение управлять своими эмоциями.

Навыки управления своим эмоциональным интеллектом влияют на работу человека с другими членами группы (например, вместе с одноклассниками готовить какой-либо проект), мотивацию и самоконтроль. Снова – комплекс определённых навыков.

Для развития эмоционального интеллекта можно предложить несколько шагов, самые очевидные из которых – ставить себя на место другого человека (Ваня поступил так, потому что обиделся, когда его вклад в работу не оценили) и называть свои и чужие эмоции (Я чувствую обиду, потому что меня не спросили, хочу ли я заниматься этим, а просто поставили перед фактом). Знания об эмоциональном интеллекте пригодятся классному руководителю, который может столкнуться с необходимостью решать какие-то конфликты.

Навык работы с технологиями

Наряду с гибкими навыками в современной терминологии выделяются и особо востребованные сейчас digital skills – навыки работы с цифровыми ресурсами, умение ориентироваться в технологической среде и использовать преимущества цифровизации.

Сразу оговоримся, что, к примеру, для инженера, эти умения относятся к разряду hard skills, жёстких навыков, имеющих практическое применение. Но для тех, кто не планирует работать в IT, уметь работать с технологиями – это гибкие навыки, которые помогут в разных сферах будущей профессиональной деятельности.

Конечно, можно отметить, что современные дети более чем свободно чувствуют себя в цифровой среде, для них технологии – неотъемлемая часть жизни. Но чаще всего происходит разделение: учебный процесс строится на основе традиционных методов, а все прелести интернета и технологий остаются за границами школы, потому что используются только для развлечений.

Цифровой образовательный ресурс ЯКласс – это современная платформа для онлайн-образования, которая позволяет сделать процесс обучения системным и непрерывным. Благодаря тому, что в базе ресурса более 1,6 трлн заданий, каждый ученик может получить свою индивидуальную программу.

Да, к сожалению, далеко не все школы оснащены по последнему слову техники, но при этом большая часть детей располагает либо собственным компьютером, либо смартфоном, достаточно мощным для того, чтобы решать в нём учебные задачи. А значит, ученик может работать на платформе ЯКласс и выполнять задания, которые будут не только повышать уровень его знаний по конкретному предмету, но и развивать навыки работы с технологиями.

Например, задача по геометрии на построение сечений методом следов (раздел 1С:Школа). Предлагаемая модель интерактивна: ученик может вращать её, увеличивать или уменьшать размер и наклон куба. Такой способ подачи интереснее и нагляднее, чем тот, что предлагается в учебнике геометрии, а кроме того, позволяет более детально представить фигуру. Так наряду с конкретно практической задачей (построить сечение куба плоскостью) ученик решает задачи по развитию дополнительных гибких навыков: развивает умение работать с цифровыми технологиями и привыкает использовать их в обучении.


Пример задания из раздела 1С:Школа (Геометрия)

Важный момент: развитие soft skills – привилегия не только учителей гуманитарного блока. Формирование гибких навыков возможно на любом уроке, ведь речь идёт об освоении не специфических предметных знаний, а тех, которые будут нужны ребёнку вне зависимости от выбранной специальности.

Как мы видим, говорить о развитии какого-то одного навыка нельзя – все они связаны между собой, поэтому работа идёт по всему комплексу soft skills.

t1614323101aa.jpg

Данные методические рекомендации будут интересны и полезны педагогическим работникам БОУДО УР РЦДОД, педагогическим работникам образовательных организаций дополнительного образования Удмуртской Республики, а также всем тем, кто хотел бы расширить свои знания в области развитие Soft skills .

Методический материал содержат информацию об универсальных умениях, которые приобретаются путем личностного развития.

Понятие Soft skills и его смысл все больше и глубже проявляется в жизни современных людей, независимо от того, где они живут, чем занимаются, сколько им лет.

Навыки будущего, цифровизация, тренды, soft skills - эти понятия и смыслы, так или иначе, появляются в жизни современных людей.

По словам президента, на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде.

В современном мире требования к образованию кардинально меняются, преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей науки. Такое мнение высказал президент РФ Владимир Путин на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, посвященной образу будущего, передает ТАСС.

По его словам, на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде.

И если для сферы образования сегодня стали понятными такие инструменты как робототехника, Lego-конструирование и даже 3D-моделирование, то следующий уровень базовых навыков, требуемый обществом, это soft skills.

Сейчас интерес к soft skills и потребность в них стали ещё сильнее. Технологии развиваются так стремительно, что полученные знания очень быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения.

1. Развитие в области soft skills

Сейчас о soft skills говорят очень много. Притом эти навыки не изобрели вчера или даже сто лет назад, раньше не использовалось само понятие soft skills, н о только в прошлом веке с быстрым развитием науки и промышленности начали их исследовать и изучать.

Первые подтвержденные упоминания термина пришли к нам от а мериканских военных. В 60-е годы прошлого века они выяснили, что за успех в войне в большей части отвечает то, как руководят солдатами в бою. Но учебные программы не учили этому. Тогда все навыки, которые связаны с работой с физическими предметами, для простоты назвали hard, твёрдыми. А все сложноизмеримые, непонятные сущности, существующие в голове человека - soft skills.

Все инновации основываются на хороших традициях. Если говорить откровенно, то и гибкие навыки - это не что-то принципиально новое. Они были важной частью программ русской классической гимназии и классического университета ещё 19 века, построенных на взаимодействии дисциплин.

Но экономическая ситуация конца XIX - начала XX века с конвейером и автоматизацией труда привела к идее, что самое эффективное образование должно быть построено на узкой специализации. Профессионал должен быть хорош в чём-то одном и вполне может пренебречь смежными дисциплинами. Даже курсы повышения квалификации предполагали совершенствование в своей узкой области.

t1614323101ab.jpg

Hard skills

Soft skills

Для овладения важны логика и интеллект, которые измеряют уровнем IQ.

Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ.

Практически не изменяются, не зависимо от того, в какой среде находится человек. Например, правила хорошего программного

кода остаются одинаковыми для любой компании.

Требуют адаптации под конкретную ситуацию. Например, межличностное общение понадобится для работы в команде, которая занимается тестированием программного обеспечения.

Приобретаются путем анализа и запоминания готового материала (лекции, книги, аудио и видеоматериалы, личный инструктаж).

Формирование навыков основано на личном опыте.

При этом hard skills осваиваются в более высоком темпе по сравнению с soft skills.

3. Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций

Дополнительное образование сейчас можно получить в обеих сферах.

В отчете о будущем профессий, сделанном недавно на Всемирном экономическом форуме в Давосе, назван список тех навыков, которые будут самыми нужными через 5 лет. Список очень интересный, потому что показывает две значительные тенденции развития человека, общества и культуры.

Топ - 10 самых необходимых soft skills компетенций:

1.Комплексное многоуровневое решение проблем

Самыми востребованными будут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем, будут знать, на что еще обратить внимание помимо самого очевидного.

2. Критическое мышление

Это такой способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Это очень полезный навык, потому он помогает развитию.

3. Креативность

4. Лидерские навыки (умение управлять людьми)

5. Взаимодействие с людьми

Как важно умение общаться адекватно в коммуникативной ситуации, считывать намёки и жесты, договариваться, подводить итоги разговора.

6. Эмоциональный интеллект

Это умение распознавать чужие эмоции демонстрировать свои, налаживать эмоциональный контакт для совместной деятельности, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

7. Формирование собственного мнения и принятие решений

8. Ориентированность

Умение ориентироваться в современном мире о обществе

9. Умение вести переговоры

10. Гибкость ума

Когнитивная гибкость - это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, также обдумывать несколько вещей одновременно.

Из этого списка видно, что одна половина навыков связана с умением общаться, договариваться, управлять и понимать людей, а другая половина связана со способностями мозга: умением быстро соображать, видеть суть, придумывать решение проблем, генерировать новые проекты и идеи.

Собственно, все эти навыки уже востребованы сейчас, а через несколько лет они станут еще популярнее. И вывод очень простой: акцент мира все больше смещается на самого Человека, его способности, его мозг, его масштабность и взаимодействие с другими людьми.

Одним из образовательных трендов и обязательных факторов, которые должны определять кадровую политику страны, является развитие гибких навыков XXI века.

конечно, очень важно, чтобы молодые люди смогли определить, где же они смогут быть наиболее востребованными, где они смогут добиться максимального результата и реализовать себя на благо своей семьи, своих близких, на благо всей страны.

Изменения в системе дополнительного образования должны быть эволюционными. Жизнь меняет образование и учащимся, родителям, педагогам необходимо вовремя сориентироваться в вызовах нового времени.

4.Система навыков XXI века

Система навыков XXI века предполагает, что обучающие будут:

выполнять комплексные и оригинальные задания, для многих из которых нужна работа в команде, распределение ролей в коллективе, совместное планирование;

следовать индивидуальной образовательной траектории, соответствующей интересам и качествам каждого конкретного ученика;

учиться использовать имеющиеся у них компетенции и знания для самостоятельного усвоения новых знаний, поиска новой информации;

применять в процессе обучения доступные современные технологии, которыми им предстоит пользоваться и во взрослой жизни;

получать поддержку от старших наставников, обсуждать с ними свои успехи и неудачи, планировать свой образовательный маршрут.

Таким образом, современные выпускники всегда будут опережать технологии, активно использовать их и наблюдать за их развитием не со страхом, а с интересом - потому что технологии только для того и развивают, чтобы человек с их помощью мог улучшить свою жизнь и повысить эффективность своей работы.

5. Как связаны soft skills и педагогика?

Личностный ресурс педагога - один из главных факторов, влияющих на развитие детей. Чем младше дети, тем влияние личности педагога, как правило, выше. Мария Монтессори, создатель авторской системы природосообразного образования, которая активно развивается во всем мире и в XXI веке, одна из первых обозначила подготовленного педагога как самую существенную часть качественной образовательной, развивающей детей среды. В своих работах Монтессори не раз отмечала, что педагог - это модель мира для ребенка. То есть важно понимать какой образ взрослого вы транслируете своим обучающимся и в какой среде они будут в итоге расти.

На первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество. Чтобы создать необходимые и достаточные условия для развития soft skills важно понимать: каким ждет ребенка современный мир, с какими качествами и компетенциями он войдет в мир ближайшего будущего, который, будет сильно отличаться от того к чему мы привыкли.

Навыки, на которые стоит обратить внимание педагогам

Умение работать в команде. Эмпатия, нацеленность на результат, умение слышать, это прежде всего влияет на общие показатели образовательного учреждения, а значит, на рейтинг, финансирование и пр.

Понимание влияния технологий на работу. Способность гибко реагировать на новые требования, например, цифровизацию образовательного процесса. Это уже норма, которая в том числе сказывается на финансовых показателях педагога.

Способность мыслить критически и не бояться высказывать свое мнение . Способность к системному мышлению, креативному мышлению, структурному мышлению, способность искать и анализировать информацию, принимать решения.

Умение управлять собой . Управление эмоциями, управление стрессом, управление собственным развитием, тайм-менеджмент, рефлексия, использование обратной связи. Всё то, что сейчас принято называть эмоциональным интеллектом.

6. Как развивать soft skills?

Навыки - это действия, которые путем периодического повторения закрепляются в поведении человека до такой степени, что производятся автоматически. То есть важно не просто знать их, но и закреплять на практике, например, в процессе рабочей деятельности.

Общие правила развития soft skills:

Берите пример с тех, у кого эти навыки вы видите; находите для себя таких людей целенаправленно.

Будьте примером для детей, тренируйтесь вместе с ними: так, если взрослые умеют находить правильный выход в конфликтных и стрессовых ситуациях, ребенок усваивает линию их поведения - учится гибкости, спокойствию, умению находить компромиссы.

Хобби и творческие занятия развивают все виды компетенций soft skills.

Спорт развивает волевые компетенции, а командный спорт учит, в том числе, работать в коллективе.

Музыка и рисование развивает оба полушария мозга и дает толчок всем интеллектуальным компетенциям.

Логическое мышление развивается во время игры в шахматы.

Проектная работа в команде (взрослых, детско-взрослой) позволяет развивать социальные, лидерские и интеллектуальные компетенции. Проект дает возможность прожить реальную работу в профессиональном коллективе, где есть руководитель, специалисты, коммуникатор, инноватор и другие роли. На каждой стадии разработки проекта тренируются различные виды компетенции: распределение ролей (лидерство), обсуждение (социальные компетенции), исследовательская работа (интеллектуальные компетенции), презентация проекта (социальные компетенции).

Тренинги развития - наиболее эффективный вариант тренировки soft skills, доступный как детям, так и взрослым, во время тренинга развитие компетенций является главной задачей, которую ставит ведущий и за выполнением которой следит. Тренинги можно проводить самим.

Все, что обозначено мы можем адаптировать к детям, развивая у себя такую компетенцию soft skills, как креативность.

Сложность развитии навыков зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который вам нужен. А в целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми soft skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.

Универсальных рекомендаций по развитию soft skills.

Сначала выберите группу навыков (или даже конкретный навык), который хотите развивать, и целенаправленно ищите информацию о нем.

Гибкие навыки, как и вообще любые навыки, можно развить, только постоянно практикуясь. Просто чтение книг не поможет.

Ставьте себе конкретные цели, а по мере развития оценивайте, улучшается ли результат.

Начинайте с малого, тогда выше шансы на успех. Например, если вы хотите научиться делать презентации на публике, то начните с выступления перед одноклассниками или коллегами, а не с крупной научной конференции.

Сложные задачи делите на несколько этапов и идите по составленному плану.

Что мешает развиваться?

Незнание куда, зачем и как развиваться, размытые и нереалистичные планы

Отсутствие готовности что-то менять

Делание только того, что хорошо получается и страх браться за иные новые задачи и проекты

Отсутствие желания искать и находить время для того, чтобы подумать о своих действиях и их результатах

Отсутствие интереса к обратной связи об успешности своих действий

Когда происходит развитие?

Вы стремитесь развиваться, получать новый опыт, профессионально расти

У вас есть представление о целях своего развития и конкретный план развития

Вы анализируете свои действия и их результаты, ищете причины успехов и неудач именно в своих действиях, а не во внешних обстоятельствах

Вы стремитесь получать обратную связь об успешности ваших действий

Для всех очевидно, что современное образование должно ориентироваться на развитие гибких навыков, многие из которых - врожденные и присущи каждому ребенку, но их нужно развивать и совершенствовать, так как большинство детей волнуются, переживают, чувствуют себя неуверенно, когда попадают в новую социальную ситуацию, когда выполняют новые задачи. Они ищут помощь и поддержку у друзей, родителей и, конечно же, учителей.

Главная цель педагога сегодня - обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни. Поэтому задача развития гибких навыков особенно актуальна в нашем быстро меняющемся мире.

Главное современное направление педагогики - развитие в детях креативности, самостоятельности, критического мышления, умение изменяться, подстраиваться, ориентироваться в современном мире.

Список информационных источников

Навык - способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач.

Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Креативность - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.
Критическое мышление - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Лидерство - процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели.

Эмоциональный интеллект - сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Когнитивность, познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Команда - это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого

Эмпатия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Цифровизация - переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую.

Сейчас ЕГЭ (Единый государственный экзамен) построен на требованиях стандарта 2004 г., в котором чётко прописано, что должен знать ученик по каждому предмету по завершении обучения. Экзамен по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (ФГОС) впервые будут сдавать в 2022 г., и в соответствии с новыми требованиями изменяется и то, что выносится на проверку. Уже сейчас, как отмечает директор Федерального института педагогических измерений О. А. Решетникова, в контрольных измерительных материалах (задания с развёрнутым ответом), особенно по социально-гуманитарным предметам, присутствуют (в отличие от тестирования с выбором одного ответа прежних лет) метапредметные акценты, элементы оценивания soft skills — умение работать с информацией, представленной в разных формах, формулировать и аргументировать собственное мнение, размышление, доказательство своей точки зрения. Могут быть рассмотрены в контексте ЕГЭ умения коммуницировать, взаимодействовать, креативное мышлени.

Программы фонда реализуются в русле компетентностного и персонализированного подходов. Это предполагает, с одной стороны, усиление практической составляющей обучения, когда школьник учится действовать в различных проблемных ситуациях (личных, бытовых, социальных и пр.) и достигать поставленные цели, а с другой — делает главным ученика, мотивы и способности каждого ребёнка, для которого необходимо создать образовательную среду с избыточными ресурсами, удовлетворяющую желание учиться.

При общем сходстве следует различать в образовании персонализацию (создание условий для интеграции личности в обществе с учётом индивидуальных особенностей, потребностей, потенциала и т. п.) и персонификацию (предоставление возможностей для самовыражения личности).

Читайте также: