Что делали князья в древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это тема, на которую коротко ответить непросто, можно только набросать основные тезисы. Летописи, как ни странно, нам сообщают довольно мало о повседневной жизни князей. В основном они посвящены политической и династической истории. Мы можем знать крупного князя, но не знать, на ком он был женат, как была устроена его личная жизнь. Это связано не с приниженной ролью женщины в Древней Руси — такого не было, а с тем, что власть наследовалась через мужчину, поэтому в политической и династической истории роль женщины была другой.

О каких-то вещах мы точно знаем. Например, что у князей были завтраки, обеды и ужины. Завтраки проходили в узком кругу и были достаточно интимной трапезой, а на обедах и ужинах всегда было много людей. Вообще, русский князь почти никогда не оставались один. Такая особенность Средневековья, что правитель почти не бывал наедине с собой — его всегда окружали дружинники или советники.

Очень много связано с рождением детей, наречением детей. Очень важно было сохранить корпус династических имен. Детей называли не случайными именами, а из корпуса имен, которые Рюриковичи считали личным имуществом: Вячеслав, Всеволод, Владимир. Эти имена могли носить только князи, вы не встретили бы боярина или простолюдина с княжескими именами.

Особую роль выполняли семейно-династические сходки, потому что нужно понимать, что род Рюриковичей — изначально одна большая семья. Просто в каждом поколении она разрасталась, и в XII веке уже трудно говорить о семье, а вот о роде можно — они все потомки Владимира Святого и Рогнеды. И вот к сходкам всегда были разные поводы, когда княжич достигал определенного возраста — у него был постриг, он становился княжичем — считался ребенком, но был полноценным членом княжеской семьи. Ему состригали прядь волос, сажали на коня. Это языческий обычай, но сохранился и при христианстве. На этот обряд съезжалась вся родня. Еще конечно была важна свадьба, тоже съезжались все. Всё время ощущение единство рода поддерживалось общеродовыми событиями.

Вообще, возраст тоже был устроен иначе: они и взрослели, и уходили раньше. Княжич 14-15 лет, тинейджер с нашей точки зрения, был совершенно полноценным князем. Отец мог посадить своего сына на княжеский стол или даже раньше, но тогда при нем находился дядька, можно сказать регент, который помогал ему.

А вот как было устроено время — это проблема, нет четкости, когда начинался и заканчивался день. В разных летописях разные даты, может быть какой-то источник недостоверен, а может в сознании одного летописца день и вечер был в одно время, а по мнению второго — в другое. Но день начинался раньше, чем у нас — поздней ночью (в районе четырёх утра была заутреня), и заканчивался день раньше, чем у нас. В летописях есть идея деления дня на разные этапы, но мы не знаем точное время.

В большинстве древнерусских княжеств князь играл ключевую роль. Великий князь всея Руси выполнял функции главного управителя государством. Он ведал делами армии, сословных организаций, внутренними и внешними делами. Также он был лицом государства и официальным представителем на международной арене. Помимо главного князя существовали удельные князья, которые занимались делами княжеств, входящих в состав страны. В Новгороде князь занимался только оборонными делами, а вся светская власть принадлежала вечу, посаднику.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Первые русские князья и их деятельность

РЮРИК (862 - 879 г.г.)

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.
Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель. Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях. Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)

Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки". В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.
Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей. Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)

Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отразил набеги кочевников-печенегов.

Организовал военные походы против Византии:

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.

Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)

Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.

Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:

1) уроков определения точных размеров дани;

2) погостов - установления мест сбора дани.

Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена. В 968 г. руководила защитой Киева от печенего

СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)

Сын князя Игоря и княгини Ольги.

Инициатор и руководитель многих военных походов:

- Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)

- Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)

- Договор между Русью и Византией (971 г.)

Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.

980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству. Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.




Осуществил военные походы:

- в польско-литовские земли;

Окончательно разгромил печенегов.

Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда", "Правда Ярослава").

Сын Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский ( с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).

Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)

Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.

Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.

Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича. После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

Проблема происхождения

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании - третьего крупного объединения славян - точно не установлено.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Первые русские князья и их деятельность

РЮРИК (862 - 879 г.г.)

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.
Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель. Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях. Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)

Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки". В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.
Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей. Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)

Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове. Отразил набеги кочевников-печенегов.

Организовал военные походы против Византии:

1) 941 г. - закончился неудачей;

2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.

Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)

Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.

Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:

1) уроков определения точных размеров дани;

2) погостов - установления мест сбора дани.

Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена. В 968 г. руководила защитой Киева от печенего

СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)

Сын князя Игоря и княгини Ольги.

Инициатор и руководитель многих военных походов:

- Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)

- Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)

- Договор между Русью и Византией (971 г.)

Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.

980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.

Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству. Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.

Осуществил военные походы:

- в польско-литовские земли;

Окончательно разгромил печенегов.

Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда", "Правда Ярослава").

Сын Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский ( с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).

Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов против половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)

Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.

Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.

Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.

Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.

Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство. Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича. После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

В Средневековой Руси жизнь типичного князя была довольно непростой. Войны, государственные дела, интриги, проблемные семейные отношения, неожиданные болезни – всё это занимало много времени и сил для древнерусского правителя. Безусловно, от всех этих дел нужно было время от времени отдыхать. Так, каким же образом князья Древней Руси это делали?

Пиршество

Пиры играли важную роль в повседневной жизни средневекового правителя не только как элемент развлечения, но и как средство осуществления важных государственных дел, а также интриг. Не редко в пирах участвовали политические деятели других стран. Кроме этого, есть воспоминания об участии в княжеских пирах рядового населения, что свидетельствует о стремлении князей получить одобрение и поддержку непривилегированных слоев общества.

Пиры з участием народных масс устраивались в честь знаковых событий. Так, например Лаврентьевская летопись нам сообщает, как Владимир Великий организовал пир, в результате победы над печенегами:

"Праздновал князь дней восемь, и возвращается к Киеву на Успенье святая богородица, и сотворяет праздник великий, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же [это]люди христиане радуются душой и телом".

Очень много пиршеств встречается в былинах. Тут также наиболее часто фигурирует имя князя Владимира Красное Солнышко. Видимо, этот князь очень сильно любил этот вид празднеств и развлечений.

Но также не нужно отрицать корыстный элемент пиршеств с боку государственной деятельности князя Владимира, который скорее всего прибегал к разным застольям и для укрепления собственной власти. Пирушки устраивал и сын Владимира – Ярослав, что вспоминается в летописях.

Организация пиров имела свои особенности в разное время и на разной территории русских земель. Безусловно, в ХІІ-ХІІІ веках, когда раздробленность и слабость власти князей только увеличились, изменилось и поведение русской знати на всяких торжествах. Например, в Галицко-Волынской летописи есть такие строки:

"И некогда ему [Даниилу] в пиру веселящему, один из тех безбожных бояр лице залил ему чашею, и той ему стерпел".

Шуты и скоморохи

Развлекали и князей шуты, артисты и певцы. Это было нормальной практикой для средневековой Европы, в том числе и для Руси. На восточнославянских землях артистов называли "скоморохами" .

Впервые скоморохи появляются в середине ХІ века, скорее всего под влиянием византийских актеров-мимов. Они выделялись специфическим древнерусским фольклорным стилем. Скоморохи активно путешествовали з города в город, и при этом часто останавливаясь в княжеских дворах, развлекая княжую свиту своими выступлениями.

Хотя нужно сказать, что христианской церковью деятельность скоморох воспринималась довольно негативно. Так, в "Повести временных лет" есть история, о том, что игумен Феодосий, придя к киевскому князю Святославу, возмутился весельями артистов во дворце. А первое воспоминание от Нестора о скоморохах не очень благоприятное к последним:

"Но этими и другими способами всякими дьявол обманывает, хитростями привлекая нас от бога: трубами, и скоморохами, и гуслями, и русалиями".

Охота

Учитывая географические условия проживания древних славян, станет само собой очевидным, почему охота пользовалась такой популярностью, среди населения здешних территорий. Нестор Летописец пишет о славянах:

" … это было [между них] трое братьев: один по имени Кий, другой - Щек и третий – Хорив и сестра их - Лебедь. Сделали они городок в честь брата, и назвали его Киев. И был вокруг города лес и бор велик, и ловили [здесь] зверей".

Леса, болота, долины, степи - во всем этом древнерусский человек был маленькой песчинкой. Власти природы человек покорялся и поклонялся. Окружающий мир одновременно был "кнутом и пряником" для обывателя средних веков. Именно, охота была ареной борьбы человека с природой, что иногда стоило человеку целой жизни. Победа в противостоянии с животным миром приносила не только пищу человеку, но психологическую уверенность и физическую готовность перед неожиданными проблемами средневекового мира. В некоторой степени, охота была видом спорта жителя средневековья. Поэтому, ловля имела чрезвычайную популярность среди князей.

О важности охоты в жизни русского князя демонстрируют следующие факты. На фресках построенного храма Софии Киевской были изображены иллюстрации охоты князей. Владимир Мономах в "Поучении детям" особое внимание уделяет охоте. Он пишет:

"Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым".

Галицко-Волынская летопись сообщая нам о деяниях Владимира Васильковича акцентирует внимание на эго охотничьем прошлом:

"Он был и сам ловец добр и храбр, никогда к вепря, и к медведя не ждал он слуг своих, чтобы ему помогли, а всегда сам умерщвлял всякого зверя".

Активно занимались охотой князья и вместе с иностранными государями. В 1164 г. Галицкий князь Ярослав Владимирович вместе с Андроником Комниным пировали и охотились на туров. Встречалась также практика обмена подарками между князьями в виде охотничьих трофеев.

Поединки и рыцарские турниры

В средневековых исторических источниках мы часто натыкаемся на рассказы о поединках и рыцарских турнирах.

Нестор в "Повести временных лет " вспоминает поединок в контексте битвы русских против печенегов. Поединок между воинами был составной частью устной народной традиции Древней Руси. Рассказы о русских богатырях подтверждают это утверждение. Поединки практиковались и среди русских князей, но все таки они носили более тренировочный и развлекательный характер.

Относительно рыцарских турниров на Руси картина более сложная. Точных упоминаний о соревнованиях военной дружины в источниках нет. Скорее всего, это было следствием особенности культуры Западной Европы и Древней Руси. Но всё-таки есть упоминание за 1249 год в Галицко-Волынской летописи о проведении турнира черниговским князем Ростиславом Михайловичем вместе с угорским королем Белой на Галицкой земле, во время войны против Даниила Галицкого:

"И затеял он игру перед городом, и столкнулся он с [рыцарем] Воршой. И упал под нём конь, и вывихнул он плечи, и не к добру примкнули ему [это] знамение".

Но распространёнными рыцарские турниры на Руси не были. Этот случай как исключение.

Дорогой читатель, если тебе понравилась статья подписывайся на канал и ставь лайки.)


Рождение будущего князя

Рождение мальчика в семье князя было поистине началом своеобразной новой вехи в истории всей династии правителей Руси. Родственники и домочадцы воспринимали появление княжича, как надежду на новые перспективы: как для рода, так и для всего государства. И обозначить такие перспективы старались сразу же после рождения малыша, дав ему не одно, а сразу два имени.

После рождения княжич получал сразу два имени / Фото: pinterest.com

Еще одним правилом (которое являлось скорее прерогативой великих князей) была постройка в честь рождения княжича православного храма в городе, где тот появился на свет. В этом не было ничего необычного: настоящая жизнь князей не предполагала рассиживаться в хоромах Киева, Новгорода или Москвы. Правитель Руси всегда обязан был находиться в самом центре жизни своего государства. Будь то военный поход или простой объезд подконтрольных уездных владений.

Постриги и посажение княжича

Первое правление княжичей очень часто начиналось с раннего возраста / Фото: realityandmyths.com

Обычная роль заложника у врагов отца

Часто княжичу суждено было проводить годы в плену у противников отца / Фото: russkiymir.ru

Княжичи с малых лет участвовали в государственных и военных делах отца / Фото: fashion-history.lovetoknow.com

Свадьба княжича и первые дети

Свадебную церемонию княжича устраивал, как правило, кто-нибудь из старших близких родственников. Кроме отца-князя это мог быть дядя или дедушка. Кстати, довольно часто свадьбы в Древней Руси устраивались парные: 2 брата или 2 сестры, или же просто близкие родственники сочетались браком и праздновали это событие в один день.

Княжеская свадьба на Руси / Фото: en.public-welfare.com

У русских князей было много наследников / Фото: slideshare.net

Смерть отца

Одним из самых важных и, во многом определяющих последующую жизнь княжича факторов, была смерть отца-князя. Именно прижизненные достижения покойного влияли на то, какова дальнейшая судьба была уготована молодому князю. Кроме этого немаловажно было, как настроены к нему его родные братья и каким образом устроилась жизнь его сестер – за кого из влиятельных иноземных правителей они были выданы замуж.

Смерть князя Ярослава Мудрого / Фото: twitter.com

Как пример историки вспоминают князя Изяслава Мстиславича. Отношение к нему братьев нельзя было назвать теплыми. Однако племянницы и сестры Изяслава в свое время были выданы замуж за весьма влиятельных вельмож на Руси и правителей европейских государств. Именно этот аспект во многом и стал решающим в успешном соперничестве Изяслава Мстиславича за киевский княжий престол.

Последняя воля князя


Довольно часто случалось, что русские князья уходили из жизни внезапно, в еще молодом возрасте. Естественно в таком случае никаких напутствий или завещаний своим приемникам они оставить не могли. Однако в тех случаях, когда князь в годах или же во время тяжелой болезни осознавал, что скоро он покинет этот мир – первое, что он пытался сделать, это обеспечить своих детей или самых близких.

Предчувствуя свою смерть, князья оглашали свою последнюю волю / Фото: britannica.com

Историки приводят весьма интересный случай передачи власти одним бездетным князем своему приемнику из родственников. Речь идет о последней воле галицкого князя Владимира Васильковича. Имея на воспитании только приемную дочь и беспокоясь за ее дальнейшую судьбу, Владимир, выбрав перед смертью наследником своего престола двоюродного брата Мстислава Даниловича, заключил с ним договор.

По этому договору после смерти Владимира Васильковича все его земли и трон переходили Мстиславу. За это последний взял обязательство после смерти князя заботится о его родных: приемную дочь выдать за того, за кого та захочет, а к вдове Владимира, княгине Ольге – относится, как к родной матери. Этот договор был полностью Мстиславом исполнен.

Князь Мстислав Великий / Фото: thoughtco.com

Такой была настоящая жизнь практически каждого князя из рода Рюриковичей. За богатство и почет большинство молодых наследников престола терпели испытания и унижения. А многие из княжичей и умирали еще в раннем детстве лишь только за то, что им уготовано было родиться сыновьями правителя земли русской.

Читайте также: