План урока по письму 1 класс буква я

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Барменкова Татьяна Анатольевна

Организация: МОБУ СОШ

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Верхний Авззян

Целевые установки урока.

Предметные результаты: учащийся учится писать строчную букву я; знакомится с особенностями звуков [йа]; выделяет звуки [йа] из слов, различает печатный и письменный шрифты, строчные и заглавные буквы; делит на слоги слова и отмечает в них опасные места; ставит ударение в словах,

Метапредметные результаты: учащийся формулирует с одноклассниками задачу урока, анализирует, подводит множество под одно понятие при работе со звуками речи; оперирует знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковая схема, лента букв).

Личностные результаты: учащийся следит за своей осанкой, приводит примеры из личного опыта, рассуждает о необходимости усидчивости и аккуратности на уроках письма.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда.

Мы начнём урок письма.

2. Рефлексия

- Чему мы учимся на уроках письма? (писать красиво, грамотно)

- Назовите секрет красивого письма. (Посадка, тетрадь, правильно держать ручку)

3. Актуализация знаний

- Давайте прочитаем это письмо. Слайд 2

Отгадайте загадки. Слайд 3

Она как змейка в траве мелькает

Хвост оборвёт, другой наживёт. (ящерица)

Само с кулачок, красный бочок

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко. (яблоко)

И железные рога, и железная нога,

На цепи на дно пойдёт, остановит пароход. (якорь)

У плодов — посмотри —

Много семечек внутри.

Они на кустиках сидят

Или в травке прячутся.

А как в рот попадут —

Вкусными окажутся. (ягоды)

- Назовите первые звуки в словах отгадках.

- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки?

- Можем ли мы записать слова-отгадки сразу? Почему?

4. Постановка темы и цели урока. Слайд 4

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Какие цели вы перед собой поставите?

5. Формирование зрительно-двигательного образа буквы. Слайд 5

- На что похожа буква я. Пофантазируем.

- Послушайте, на что ещё похожа буква я.

Смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела

Вместо птички - буква Я.

Я - бродяга с рюкзаком,

Объяснение учителем написания буквы Я.

Работа в прописи.

- Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

- Сравните строчную и маленькую печатную буквы, чем похожи и чем отличаются?

- Из каких элементов состоит буква я?

- При написании каких букв мы использовали данные элементы? (Л,М)

- Рассмотрите элементы письменных букв и узор, данные в тетради, обведите их.

- А сейчас будьте особенно наблюдательны, я объясняю алгоритм написания строчной буквы я. (возможно объяснение сильного ученика)

- Писать начинаю чуть выше нижней линии рабочей строки. Начинаю писать буквы л или м, закругляю влево, пишу маленький овал, веду вверх и опускаю черту вниз и пишу закругление, как и последний элемент у букв и. м, л.

- Покажите левую ладошку,

- Поставили руку на локоток, пишем букву в воздухе

- Пришло время начать работу в прописи на с. 20. За нашей работой будет наблюдать Мудрая Сова. Она поможет нам научиться писать… (строчную букву я - продолжают дети).

- Постарайтесь, пропишите строку, подчеркните те буквы, которые получились лучше всего.

7. Слого-звуковой анализ слов яма, яблони (с. 20)

– Выполните слого-звуковой анализ слов яма, яблони и запишите их.

– Рассмотрим схему первого слова.

– Сколько слогов в первом слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

– Из чего состоит первый слог? Второй слог?

Аналогично выполняют анализ следующего слова.

– Сколько предметов обозначает первое слово?

– Сколько предметов обозначает второе слово?

Физкультминутка

8. Дополнение предложения. Письмо предложений по образцу (с. 20)

– Прочитайте предложение, дополните его, вставьте слова вместо схем.

– Запишите предложения по образцу:

Зоя – сестра Раи.

Рая дала яблоко Зое.

9. Письмо с печатного шрифта

– Прочитайте слово, запишите письменными буквами

- Прочтите, что написано в следующей строке.

Россия - Родина моя. (Это предложение, потому что начинается с заглавной буквы, а в конце стоит точка. Имеет смысл.)

- Почему слово Россия пишется с заглавной буква?

- А если бы оно было в середине предложения?

- Обратите внимание, слово Родина тоже пишется с заглавной буквы. Запомните.

- Спишите предложение, подчеркните орфограммы.

10. Рефлексия

- В начале урока у нас возникла проблема, мы не смогли записать отгадки к заданиям Мудрой Совы, так как не умели писать строчную букву я. Исходя из проблемы мы поставили перед собой цель, какую? Достигли ли мы цели?

- Вы очень хорошо работали на уроке. А сейчас мы расскажем, а точнее покажем нашей букве Я, насколько вы старались и всё ли вам было понятно на уроке.

- У вас на столе есть буква Я, но она пока бледная, бесцветная. Давайте её раскрасим. Каждый из вас может взять только один цвет. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выбираете красный цвет. Если было трудно – синий.
- Прикрепите буквы на доску и посмотрите, как много детей, которым легко было выполнять задания урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3.Отрабатывать навык письма слов с изученными буквами, обогащать словарный запас учащихся
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.
3. Воспитывать умение слушать других.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
3. Развивать словарный запас.

В процессе обучения детей письму, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки УУД:

1) Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника;

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

2)Познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия:

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Универсальные логические действия:

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

3)Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- формирование умения работать в парах.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера);

- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.

4) Регулятивные УУД

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Оборудование урока:

Карточки со словами, конверты с элементами букв, раздаточный материал для тактильного восприятия, проектор, экран, лесенка самооценки, смайлики, сигнальные карточки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить с особенностями буквы я, стоящей в начале слов и после гласных, со способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы я; учить писать буквы Я, я, читать слова с буквой я; отрабатывать читательские умения и навыки; обогащать словарный запас; прививать внимание к слову, его произношению и написанию, интерес к чтению, чувство ответственности за выполняемую работу.

Формируемые УУД: определять, какие звуки обозначает буква я в словах; правильно писать буквы Я, я; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой я; объяснять значение слов.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Тема: Буквы Я, я

Цели: познакомить с особенностями буквы я, стоящей в начале слов и после

гласных, со способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы я;

учить писать буквы Я, я, читать слова с буквой я; отрабатывать

читательские умения и навыки; обогащать словарный запас; прививать

внимание к слову, его произношению и написанию, интерес к чтению,

чувство ответственности за выполняемую работу.

Формируемые УУД: определять, какие звуки обозначает буква я в словах;

правильно писать буквы Я, я; читать слоги, слова, предложения и тексты

с буквой я; объяснять значение слов.

Тип урока: Изучение новых знаний.

I. Организационный момент

II Коллективная речевая разминка

(с опорой на предложения и слова, записанные на доске)

Ок, ок, ок ! Начинаем мы урок. Ок, ок, ок! урок

Ра, ра, ра! Учиться нам пора Ра, ра, ра! пора.

— А мы для чего учимся? (Чтобы потом трудиться, приносить пользу своей стране, людям, живущим вокруг нас)

III. Актуализация знаний

- Ребята, назовите гласные звуки и их признаки. (Произносятся с го­лосом, при произнесении воздух во рту не встречает преград, образуют слоги.)

- Какие из этих гласных, обозначают твердость согласных. (Буквы а, о, у, ы, э.)

- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных. (Буквы е, ё, и.)

- Какие звуки обозначают буквы е и ё, если стоят в начале слова или после гласных? [йэ] [йо]

- Какой буквой мы с вами познакомились сегодня на уроке азбуки? (с буквой Я)

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, новые сведения о букве я

и научиться её писать)

- Послушаем загадку и найдем к ней отгадку.

«Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

- Послушайте, как начинается слово яблоко: [йа]

- Сколько звуков я произнесла, а вы услышали?

- Как мы обозначаем на схеме эти звуки?


- Составим звуковую схему слова ЯБЛОКО.

- Кто будет работать у доски? я б л о к о

(на крыльях доски, 2 ученика рисуют схему слова)

- Сколько слогов в этом слове? (Яб-ло-ко)

Яблонька, яблонька, где же твои яблочки? (пальчики вверх, пошевелить - будто веточки)

Заморозил их мороз? (кулачки)

Или ветер их унес? (Плавные движения кистями)

Или молния спалила? (закрыть глаза ладошками)

Или градом их побило? (постучать подушечками пальцев по столу)

Или птицы поклевали? (изобразить, как птицы клюют зернышки со стола)

Не морозил их мороз, и не ветер их унес. (Повторить все движения по порядку)

Не спалило их огнем, града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Дети оборвали! (Показать круглые ладошки, будто в них лежит яблочко)

V. Работа по теме урока.

а) Словарная работа.

- Отгадайте зашифрованное слово, сравним количество звуков и буков в этих словах.

(Яша, ясли, як, яма.)




— Кто знает, кто такой як? (Крупное жвачное животное с длинной шерстью и рогами, живущий в Азии ) (Показать детям картинку с изображением яка.)

- Звуковой анализ и составление схем слов як, яма, ясли.)




— Сколько букв в этих словах? Сколько звуков? Почему?

- Подведём итоги, в каких случаях буква я обозначает два звука

Буква Я обозначает два звука, - если она стоит первой в слове;

- если она стоит после гласной.

б) Подготовка к письму слов с буквой я.

повторим правила правильной посадки при письме.

работа по написанию печатных букв Я, я, (по образцу, в прописи)

работа по написанию элементов письменной буквы я.

Объяснение написания буквы я .

(Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки веду влево и пишу овал, довожу до верхней линии рабочей строки возвращаюсь вниз ( веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).

Письмо в воздухе буквы.

-А теперь напишем букву я в воздухе.



Письмо слов со строчной буквой в начале слова, по данному образцу с комментарием.

(Обратить внимание, что звуков два, а букву пишем одну)


(Затем учащиеся обводят и прописывают буквы, слоги и слова.)

6) Самостоятельная работа учащихся.


- Прочитайте начало первого предложения.

— Что созрело в саду? (Яблоки.)

— Обведите предложение и допишите его.

— Сколько слов в этом предложении?

— Прочитайте самое короткое слово. (в)

— Прочитайте слова, в которых одинаковое количество букв и звуков. (саду, созрели)

— Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (яблоки)

— Почему в этом слове звуков больше, чем букв? (буква я обозначает два звука)

- Обведите второе предложение.

— В каких словах звуков больше, чем букв? Почему? (спелые, вкусные)


- Прочитайте третье предложение.


— Напишите его на свободных строках. (Обратить внимание учащихся на правильность соединения букв в словах. Оказать индивидуальную помощь учащимся, испытывающим затруднения)

— Подчеркните в словах букву я. Какой звук она обозначает в этих словах?

7) Выполнение творческого задания.

В саду растёт яблоня.

- Проверьте, правильно ли вы написали слова, оформили предложение на письме. (на доске запись предложения.)

- Итак, вы записали слово ЯБЛОНЯ. Есть ли в этом слове буква, которую мы изучали на уроке?

- Что мы скажем про первую букву я? (первая буква обозначает два звука)

- А что вы можете сказать про последнюю букву я? (Она указывает на мягкость согласного звука [н'].)

VI. Физкультминутка

Яблоня в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево –

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет.

VII. Продолжение работы по теме уроков

1) Что изображено на рисунке в левом верхнем углу страницы?

(Рябина.) (Слого-звуковой анализ, составление схемы слова рябина. ____________

2) Далее работа по написанию элементов письменной заглавной буквы Я.

3) Прочитаем слова. (Затем учащиеся обводят и прописывают слова)

- Почему эти слова пишем с большой буквой?

- А у нас есть в классе имя или фамилия на букву Я ? (Янсубаева)

4) Прочитайте слова с пропущенными буквами.

— Какие буквы пропущены? (а, я)

— Какую работу они выполняют в этих словах? (меняет значение слова)

— Обведите слова, вставьте пропущенные буквы.

— Обведите его, вставьте пропущенную букву.

— Какая буква пропущена? (Буква я.)

— На что она указывает? (На мягкость согласного звука [л'].)

6) Прочитайте слоги (собак Гав и Тяв) стр.21

— Догадались, какие из них составил Гав, а какие — Тяв? (Гав составил слоги - ба, та, ма, па, ла,

а Тявбя, тя, мя, пя, ля.)

VIII. Рефлексивно-оценочный этап

1) — Какой звук обозначает буква я в начале слова и после гласных? [йa]

— Какой звук обозначает буква я после согласных? [a]

— На что указывает буква я, если стоит после согласного звука? (На мягкость согласного звука)

было интересно и всё понятно, то оцениваем себя на отлично, красным яблоком.

было интересно, но испытывали трудности, то оцениваем себя на хорошо, жёлтым яблоком.

если вы испытывали трудности, чувствуете, что вам нужно ещё постараться, то выбираете зелёное яблоко.

- Давайте, выберите яблоко, подойдите и приклейте его на дерево.

Какое бы, яблоко вы ни выбрали, оно обогатит нашу ЯБЛОНЮ.

IX . Итог урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу, а с каким настроением вы уходите с урока?

– Что вам понравилось на уроке?

– Какие задания показались интересными и почему?

– Как вы работали на уроке? За что вы можете себя похвалить?

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке, всем было интересно и уютно?


Формировать умение писать под счет, самостоятельно писать соединения букв.

Воспитывать умение работать по аналогии с предыдущими уроками; умение работать в группе.

Развивать образное мышление, конструировать буквы из шаблонов.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тетради по письму, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом тетради.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию).

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемый результат

Предметные: Уметь работать с тетрадью. Научится писать заглавную букву Я.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в рабочей тетради. (Познавательные УУД).

Методы обучения: беседа, опрос, письменная работа

Средства обучения: Пропись № 3, наглядные пособия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организация
начала урока

Смайлы настроения

Звенит звонок, он позвал нас на урок.

С каким настроением вы его начинаете?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

2. Постановка учебной задачи

Для чего людям нужно уметь писать?

На доске буквы А, у, И, е, ы, О, я

- На какие группы можно их разделить? ( на заглавные и строчные. На придающие мягкость и твердость)

-Какие буквы здесь отличаются о других и чем? ( е, я)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Откройте пропись на с. 21 и посмотрите, правильно ли вы определили тему урока.

Пальчиковая гимнастика

Паучок ходил по ветке

А за ним ходили детки

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучки ползут опять.

Разделяют буквы на группы, объясняют признаки групп ; определяют тему урока

Выполняют движения пальцами

3. Усвоение новых знаний .

1) Правила посадки за столом во время письма

2) Проверка правильного наклона тетради.

– Проверим посадку, правила обращения
с ручкой

- На что похож узор? Обведите образцы и потом выполните такой узор самостоятельно.

- Из каких элементов состоит заглавная буква Я?

- Обведем по контуру элементы заглавной
буквы Я.

– Выполните письмо буквы Я по элементам.

– Напишите букву Я по элементам: в воздухе,

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Проверяют наклон тетради

Анализируют узор, работают по образцу и далее самостоятельно выполняют такой же.

Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве.

Сравнивают печатную и письменную буквы.

Пишут букву Я в соответствии с образцом.

4. Первичное закрепление.

Физминутка Зрительная гимнастика

Самооценка; смайлы настроения.

- Прочитайте слова на следующей сточке. Почему они написаны с заглавной буквы?

- Кому могут принадлежать эти имена?

– Напишите имена Ян, Яна. Выполним слого-звуковой анализ слов.

– Рассмотрите схему слова.

– Сколько слогов в слове?

– Сколько букв в слове?

– Сколько звуков в слове?

– Почему звуков больше, чем букв?

Ян и Яна – брат и сестра. Я посадил яблони.

- Докажите, что это предложения.

- Списать их, выделить цветом звуки, разбить на слоги, выделить ударные слоги.

Проводят слого-звуковой анализ слов, раскрашивают схему, записывают слова по образцу.

Читайте также: