Как надо работать по методу декомпозиции кратко

Обновлено: 02.07.2024

Декомпозиция целей – лучшее, что могли придумать в тайм-менеджменте. Данный процесс детализирует шаги, действия, которые нам нужно совершить, чтобы добиться задуманного. Главное цель должна быть четкой, конкретной и измеримой. За счет этого данный способ хорошо зарекомендовал себе в бизнесе.

Суть декомпозиции целей

Самое главное в любом планировании — это декомпозиция целей. Под декомпозицией понимается разделение основной цели на конкретные шаги, которые необходимо выполнить для ее успешной реализации. Движение к цели невозможно без понимания пути. Декомпозиция — это отметки на этом пути, которые помогают успешно довести дело до конца.

Цель делится на задачи, задачи — на подзадачи, а те, в свою очередь, — на более мелкие детали. Каждая из составляющих декомпозиции важна, так как без этого практически невозможно достигнуть намеченного.

Что дает декомпозиция целей и работ:

Убирает ощущение сложности или невозможности реализации поставленных целей. Чем лучше декомпозирована задача, тем реальней становится ее достижение. Особенно если это что-то новое, чего раньше не приходилось делать. Неизвестность перестает пугать, когда превращается в конкретный план.

Делает сроки реализации реальными. Оценить время, необходимое на решение одной глобальной задачи, намного проще, если видишь каждый шаг.

Облегчает процесс составления плана, помогает расставить акценты и приоритеты. Многие амбициозные цели вначале кажутся нереальной мечтой, но, разбитые на конкретные шаги, они обретают четкую структуру и глубокое понимание, что и как нужно сделать, чтобы превратить их в реальность.

Помогает здраво оценить ресурсы как на каждом этапе работ, так и для выполнения всей цели в целом.

Суть декомпозиции целей

Грамотно проведенная декомпозиция дает чувство ясности и легкости. Становится очевидно, что, в какой последовательности и как делать. Пошаговый план положительно сказывается на качестве работы, снимает тревожность, позволяет немного расслабиться и просто действовать по списку. Это как отправляться в путешествие: гораздо проще это делать по проложенному маршруту, чем наугад.

Декомпозиция целей требует построения дерева целей, особой иерархической структуры, которая позволяет увидеть весь план целиком со всеми его сильными сторонами и утечками, оценить, чего не хватает и что необходимо усилить для выполнения поставленных задач.

Для визуализации декомпозиции можно использовать любой удобный инструмент — от рабочего блокнота до одной из современных электронных программ.

Основные принципы декомпозиции целей

Под декомпозицией целей бизнеса часто подразумевают разные методы работы: от иерархического дерева до пошаговой схемы. Все они по-своему хороши, и, какой бы вы ни выбрали, планирование будет состоять из следующих шагов:

  • Определить основные этапы, цели и задачи.
  • Проанализировать все главные задачи и разбить их на небольшие подзадачи второго уровня.
  • Оценить необходимость дополнительных шагов для выполнения подзадач второго уровня и выявить подзадачи третьего уровня.
  • Дробление последующих уровней на этом не заканчивается, в зависимости от сложности и объемности главной цели дерево целей может разветвляться и разветвляться, обрастая все большим количеством рядов.

Декомпозиция, составление дерева целей, — это углубление в детали. Задачи разбиваются на микродействия и шаг за шагом выполняются. Однако излишняя детализация может также негативно сказаться на результатах, как и ее полное отсутствие. В этих вопросах важна умеренность — не более 5-6 подзадач для одного крупного действия. Так проще контролировать реализацию.

Полезные материалы для
увеличения продаж с
вашего сайта!

Много компаний ушло в онлайн и конкуренция значительно выросла. Так как бюджеты у всех ограничены, сейчас особенно важно, чтобы больше посетителей сайта покупали и оставляли заявки, а не уходили к конкурентам.

Поэтому мы подготовили конкретные инструкции, внедрив которые, вы увеличите количество заявок с сайта более чем 2 раза без увеличения бюджетов на рекламу!

Основатель агентства
интернет-маркетинга TFA,
автор курса “Взлом конверсии”

5 случаев, когда цену на сайте указывать необходимо Когда и как указывать цену, чтобы не отпугнуть потенциального клиента

10 источников клиентов для новичков Как быстро получить первых клиентов без крупных вложений

11 блоков, формирующих доверие Конкретные примеры: как привлечь клиента не за счет низкой цены

План создания лид-магнита с конверсией 69% Чек-лист с примерами по выбору и оформлению продающего лид-магнита

Стоит отметить, что это рекомендованное количество, при этом не следует забывать, что у каждой цели своя специфика, и чем объемней проект, тем больше вероятность дополнительных задач. Будьте разумны и объективно оценивайте то, над чем работаете.

Простая схема декомпозиции целей

Как и в любом процессе, в декомпозиции целей и задач важен своевременный и полный анализ. Это необходимо для обнаружения ненужных, излишних или незначимых целей. Поэтому важно не спешить и помнить, что корректировка плана — это естественная часть процесса.

Чтобы ничего не упустить, можно придерживаться следующего алгоритма:

Определяем основную цель.

Крупными срезами делим основную цель на несколько базовых подразделов.

В зависимости от степени важности и объемности той или иной цели проводим дополнительную сегментацию подразделов.

Внимательно оцениваем и анализируем каждую ветвь системы.

Убираем то, что кажется излишним или незначительным.

Приступаем к работе по новому плану.

Хорошей практикой, которая поможет сократить время на исправление ошибок, будет постоянный анализ пройденного пути. Каждую задачу необходимо проговаривать и визуализировать, стоит избегать спешки и необдуманных действий.

Помимо этого, важна командная работа: чем больше человек задействовано, тем быстрее будет решена задача. Плюс ко всему это дает плюрализм мнений: критика, да и просто другой взгляд на решение может значительно улучшить качество и скорость выполнения задач.

4 метода декомпозиции целей

Владельцы компаний ставят перед собой цели и задачи, которые требуют разного, иногда нестандартного, подхода. Именно по этой причине нет шаблонного способа декомпозиции, но есть несколько методов, облегчающих процесс. Они могут быть использованы совместно или независимо друг от друга.

Метод этапов

Если задача понятна, логична и ее можно описать как серию последовательных шагов, тогда этот способ идеален.

Лучше всего иллюстрирует этот метод декомпозиции целей пример со строительством. Представьте, что вам необходимо построить дом. Первое, что нужно сделать, — разделить весь процесс на главные этапы.

Далее каждый этап необходимо детализировать. Например, на этапе фундамента вам необходимо: разметить территорию, провести подготовительные мероприятия, выполнить земляные работы и т. д.

Дробление продолжается до тех пор, пока этап не превращается в пошаговый процесс, который может быть внесен в ежедневные задачи. Помимо задач, можно также прописать объем и стоимость материалов, зарплату рабочим и другие расходы, которые будут нужны при расчете бухгалтерии.

Важно не только грамотно разбить этапы на конкретные шаги, но и равномерно распределить их по времени, чтобы нагрузка была посильной, а сроки реальными.

Задачи, декомпозированные по методу этапов, удобно представлять не только в виде списка, но и при помощи ленточной диаграммы Ганта.

  • Детализация этапов должна быть логичной и обоснованной. Не пытайтесь продумать все до мелочей и не забегайте вперед. Запланируйте шаги, достаточные для того, чтобы начать. Постепенно двигайтесь и корректируйте планы по итогам прошлых этапов. Это сделает планирование более актуальным, потому что часто на первых шагах сложно оценить реальные затраты времени и труда. Плюс иногда в процессе вы можете получать новые вводные данные, которые полностью или частично способны сказаться на процессе декомпозиции и решении задач.
  • Выделите задачи, не привязанные ко времени и не требующие дополнительных ресурсов, такие, которые можно выполнить в промежутках между основной работой. Это позволит грамотно использовать любое свободное время и предотвратит ситуацию простоя в реализации цели. К таким задачам может относиться, например, закупка материалов или звонок в компанию.
  • Есть задачи, которые можно решать параллельно? Отлично, запустите их вместе и сэкономьте время для решения других.
  • Используйте для формулировки технологию SMART. Это позволит сделать промежуточные цели максимально конкретными и измеримыми.
  • Закладывайте дополнительное время на реализацию задач. Часто мы склонны переоценивать свои возможности или не брать во внимание возможные внешние факторы, которые могут повлиять на итоговый срок реализации. Если все задачи запланированы впритык, срыв сроков по одной может привести к тому, что весь план развалится. Лучше заложить запас по срокам и спокойно решать задачи, а оставшееся время потратить на выполнение чего-то другого, чем в панике двигать весь план.

Метод измеримых показателей

Данный метод похож на предыдущий, с одной разницей — фокусом становятся не задачи, а определенные цифры. Он отлично подойдет для декомпозиции финансовых целей. Например, по снижению затрат на производство, увеличению среднего чека или уровня дохода.

Лучше всего проиллюстрирует этот метод один жизненный пример — занятия спортом. Предположим, каждое утро вы делаете зарядку и приседаете 3 подхода по 5 раз. Неплохо, но вы амбициозны и хотите за два месяца улучшить показатели и делать 5 подходов по 20 раз.

Вы реально оценили свои возможности и поняли, что сможете осуществить задуманное за 30 тренировок. Звучит вполне реально. Но как декомпозировать? Просто, открываете Excel, вносите исходные данные, конечные результат и планируемое число занятий. Далее используете функцию автозаполнения. И — вуаля! — у вас готов план.

У вас есть план, но, как мы уже говорили ранее, важно не только планировать, но и проводить анализ. Вносите фактические данные и корректируйте свои планы, чтобы достичь цели. Этот метод отлично сработает и для других задач: пробежать марафон, сбросить вес, выжать штангу от груди и т. д.

Однако этот метод не всегда прост. Например, для того чтобы увеличить доходы, вам не только нужно будет вносить данные, но и совершать какие-то конкретные шаги. Например, открыть франшизу, вывести новый продукт, запустить таргетинг и т. д. В этом случае необходимо составить конкретный список действий, которые помогут достичь желаемых показателей.

  • Перед началом декомпозиции целей проекта подумайте, с какой прогрессией вы имеете дело. Примером арифметической прогрессии может являться перевод книги, то есть в каждый конкретный день вы сможете перевести определенное количество слов, а если и отклонитесь от графика, то вряд ли в несколько раз, и маловероятно, что это отклонение будет расти в разы изо дня в день. А вот количество подписчиков может возрастать и в геометрической прогрессии.
  • Заранее подумайте о возможных трудностях и непредвиденных обстоятельствах. Можно использовать систему двух графиков: один для плана минимум и второй для плана максимум.

Дерево зависимостей

Самую большую сложность вызывают цели, которые нельзя разложить на последовательные шаги. К такому типу относятся проекты, состоящие из целого комплекса не связанных между собой мер. Например, проекты, направленные на улучшение или доработку чего-либо: продукта, системы или даже здоровья.

Для примера возьмем задачу по выведению нового продукта на рынок. Вначале необходимо определить ее составляющие и основные факторы, которые оказывают влияние. Иными словами, необходимо вывести формулу со множеством показателей и неизвестных, которые взаимодействуя друг с другом дают какой-то результат. Вот эти показатели (задачи) вам и необходимо определить и декомпозировать на составляющие.

Если детализация кажется излишней, составьте список решений для каждого параметра. В итоге у вас должен получиться чек-лист или список конкретных задач.

Трудность вызывает то, что такие задачи не гарантируют 100 % результата, а являются своеобразными гипотезами, реализуя и анализируя результат которых, вы так или иначе приближаетесь к цели.

  • Оцените эффективность тех или иных мер, составьте план по реализации задач исходя из предполагаемой эффективности.
  • Не замахиваясь на масштаб, тестируйте гипотезы изолированно, на небольших проектах или блоках. Прежде чем вложить в идею большие ресурсы, проверьте ее жизнеспособность на отдельном участке или внедрите частично.

Метод одношаговой декомпозиции

Декомпозиция целей организации – процесс сложный и непредсказуемый. Это связано с тем, что, во-первых, трудно учесть все возможные форс-мажорные ситуации. Во-вторых, часто в начале пути не совсем понятно, куда идти и с чем предстоит столкнуться.

Если вы понимаете, что вокруг вашей цели много неопределенности и нестабильности, то самое время прибегнуть к методу одношаговой декомпозиции. Он работает так:

  • Внимательно смотрим на свою цель и задаем себе вопрос: Какое одно действие я могу сделать для ее реализации? Ответом должна стать простая задача, продолжительностью около тридцати минут.
  • Заносим эту задачу в свой To-do-лист.
  • Выполняем.
  • Начинаем процесс с первого пункта.

Данный метод эффективен, даже если изменения происходят неконтролируемо и постоянно. Отсутствие долгосрочного объемного планирования помогает быстро перестроиться и скорректировать планы исходя из новых данных.

В этом методе ключевым является первый шаг. Над ним придется серьезно подумать, прежде чем внести в список, но это отлично компенсируется гибкостью и мобильностью метода.

  • Помните, что ваш проект — не одна задача, всегда планируйте и выполняйте следующие шаги. Пусть это будет вашим ритуалом, ежедневной задачей, которая поможет двигаться к своей цели.
  • Фиксируйте время для выполнения поставленной задачи. Например:
  • Протестировать сайт — 45 минут.
  • Внести данные по проекту в таблицу — 15 минут.
  • Составить список конкурентов — 30 минут.

Сделайте эту задачу регулярной, и результат не заставит себя ждать.

Декомпозиция целей по SMART

Ментальные и интеллект-карты, mind-maps, — самый распространенный, известный и удобный инструмент для планирования. В Интернете существует огромное количество специальных программ, разработанных для облегчения процесса планирования. Хотя по факту для декомпозиции целей специальная программа не нужна, достаточно листа бумаги и ручки.

Первое, что необходимо сделать, — записать цель. Далее спросите себя:

  • Что нужно сделать для достижения этой цели?
  • Это можно выполнить прямо сейчас?

Пусть вашей годовой целью будет — написать должностные инструкции для всех сотрудников компании. Задаем себе первый вопрос: что нужно сделать для достижения этой цели? Определить исполнителя, составить структуру инструкций, провести встречу с носителем компетенции, составить описание бизнес-процессов и т. д.

На каждую такую задачу задаем себе второй вопрос: это можно выполнить прямо сейчас? Если да – замечательно, закрываем эту ветку; нет — возвращаемся к первому вопросу.

ТОП-5 ПОПУЛЯРНЫХ СТАТЕЙ

Проделываем этот алгоритм до тех, пор пока перед вами не появится список конкретных задач. Это могут быть разовые или регулярные задачи, на выполнение которых потребуется от 15 минут до 2 часов.

Важно помнить, что в основе любой декомпозиции лежит не столько список задач, сколько оценка объема действий и ресурсов.

Это возможно только при одном условии, если вы придерживались принципа SMART.

Цель должна быть:

  • S (specific) — конкретной, то есть ясной, актуальной и учитывающей специфику бизнеса;
  • M (measurable) — измеримой, то есть ее можно посчитать (в цифрах, процентах, долях, сроках и т. д.);
  • A (achievable) — достижимой, но амбициозной, то есть подразумевающей действия на грани возможностей, но не сверх;
  • R (relevant) — согласованной, уместной, то есть отвечающей другим целям компании (или человека);
  • T (time bound) — с ограниченными сроками выполнения, то есть дата завершения работы должна быть определенной и находящейся под своевременным контролем.

Однако реальная практика отличается от теории: сформулировать четкую, лаконичную и конкретную цель по методике SMART не всегда легко. Для того чтобы облегчить планирование, можно комбинировать принципы SMART и один из методов декомпозиции стратегических целей. В этом поможет простой алгоритм:

Записываем цель (S).

Выделяем показатели, по которым сможем оценить конечный результат (M).

Определяем достижения — промежуточные конкретные параметры для каждого из показателей, на которые будем ориентироваться в процессе достижения цели (A).

Декомпозируем цель на задачи (R).

Устанавливаем сроки выполнения (T).

Определяемся с периодичностью контроля и анализа для своевременной корректировки пути достижения цели.

Данную последовательность можно визуально представить в виде следующей схемы:

Декомпозиция цели по системе Брайана Трейси

Система канадского бизнес-тренера Брайана Трейси — это еще одна известная стратегия для декомпозиции основных целей бизнеса. Лучше всего она проявила себя в качестве инструмента для личностного роста владельцев бизнеса, в процессах, направленных на адаптацию изменений в компании, и в целом при решении задач развития.

Брайан Трейси считает, что для достижения цели вам необходимо:

  • Глубоко осознать задуманное.
  • Поверить в реальность его достижения.
  • Письменно сформулировать свое намерение.
  • Составить список будущих выгод.
  • Определить точку старта: цифры и ресурсы.
  • Установить конкретные сроки.
  • Обозначить возможные сложности и препятствия.
  • Провести дополнительный анализ ситуации, собрать информацию.
  • Сформировать список людей, которые могут помочь в реализации.
  • Разработать пошаговый план действий.
  • Визуализировать конечный результат.
  • Безотлагательно внедрить задачи в работу.

17 источников клиентов на маркетинг, 6 из которых бесплатные

Одной из самых популярной проблем, с которой сталкиваются начинающие специалисты в маркетинге, это как найти себе адекватных клиентов в достаточном количестве:

Этап 1. Как найти первых клиентов на свои услуги
На курсе Взлом Конверсии мы разбираем этот ключевой вопрос в первом модуле, так как каждый участник проходит обучение на собственном проекте, и более половины окупают курс до его окончания.

Для этого мы подготовили список площадок, из которых можно привлечь клиентов, кроме того, большая часть их них бесплатные.

Этап 2. Клиенты есть, но они выносят мозг, и лучше было вообще не браться за проект, чем потратить море сил и энергии

Также у нас есть гайд по проведению консультации с потенциальным клиентом: конкретные вопросы, чтобы выявить клиентов, которые действительно заинтересованы в твоих услугах.

author__photo

Декомпозиция цели — это её детализация, наглядное разделение комплексной объемлющей цели на многоуровневую иерархию небольших взаимосвязанных задач.

Говоря простыми словами, любая цель подразделяется на несколько уровней задач, а те, в свою очередь, на элементарные действия.

Декомпозиция — это дедуктивный метод перехода от общего к частному. От сложного к простому. Это научная методика, эффективность которой подтверждена высокой результативностью применения в самых разных сферах — от личных спортивных достижений до масштабных индустриальных проектов.

Визуализация декомпозиции

Для визуализации декомпозиции целей используются различные подходы — от структурированного списка в рукописном или электронном виде до сложных таблиц.

Визуализация декомпозиции

Одним из самых удобных методов для наглядной декомпозиции целей являются древовидные интеллект-карты, ментальные карты, Mind Maps. Их можно рисовать на бумаге, либо составлять в специальных редакторах:

  • Miro (бывший RealTimeBoard);
  • XMind;
  • MindMeister;
  • MindJet Mindmanager;
  • Draw.io;
  • LucidChart.

Среди них есть простые и сложные, платные и бесплатные, для индивидуальной работы и коллективной.

Сashback 30% с первой оплаты тарифа

Семинары, курсы повышения квалификации, MBA

30% скидка на все видеокурсы

Крупнейший российский регистратор доменов

20% скидка на услуги для создания и развития сайта

Online CRM для автосервиса

До 3-х месяцев CRM-системы для автосервисов

Платформа для сбора видеоотзывов

Скидка 30% при оплате любого платного тарифа

Хостинг провайдер для бизнеса

30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга

Характеристики

В зависимости от сферы применения декомпозиции, мелкими подсистемами могут считаться не только задачи, но и различные понятия, процессы, явления . В бизнесе цели верхнего уровня могут относиться к регионам, проектам, продуктам, подразделениям.

Допускается несколько уровней вложенности в подобных структурах. В большинстве случаев оптимальной является декомпозиция до третьего уровня, на котором становится понятно, что конкретно делать.

При планировании в крупных компаниях, холдингах, государственных структурах и международных проектах может применяться декомпозиция вплоть до шестого уровня. Причём начинать следует с видения, миссии и ценностей организации. Из них формулируются стратегические цели, которые далее разделяются на тактические, а уже те, в свою очередь, на функциональные задачи.

Одна из основных задач декомпозиции — получение информации о необходимых ресурсах и требуемом объёме действий для достижения цели. Полезно чётко осознавать какие навыки, компетенции, люди и прочие ресурсы нужны для реализации каждого этапа достижения цели.

В отношении определения и расстановки приоритетов методика декомпозиции целей коррелирует с подходом Дуайта Эйзенхауэра. В первую очередь важно обращать внимание на важность этапов достижения цели, а не на срочные задачи. Когда срочность доминирует над важностью, ограничивается инициатива, сокращается пространство вариантов решения задач и, как следствие, становится меньше возможностей эффективного решения этих задач.


Бизнес

Основные средства предприятия: что это такое и для чего они нужны

Основные средства предприятия: что это такое и для чего они нужны

Основные методы декомпозиции целей

Прежде всего, важно сформулировать ключевую идею цели.

Пожалуй, самая эффективная декомпозиция цели достигается при применении методики SMART.

Как известно, по данной технологии цель должна быть:

  • S — конкретной (Specific);
  • M — измеримой (Measurable);
  • A — реально достижимой (Achievable);
  • R — значимой, важной (Relevant);
  • T — ограниченной по времени (Time bound).

Когда произведена декомпозиция цели, то алгоритм дальнейших действий становится предельно простым и понятным.

Определяются сроки выполнения каждого из этапов и назначаются ответственные исполнители, обладающие необходимыми знаниями, навыками, компетенциями, полномочиями и прочими ресурсами.

Затем все данные вносятся в систему управления проектами, CRM, таск-трекер или же формируется диаграмма Гантта. Команда приступает к реализации плана для достижения поставленной цели.

Может показаться парадоксальным, но совмещение методики декомпозиции с технологией целеполагания SMART, помогает планировать и в условиях неопределённости. Когда вместо чёткой цели сформулировано только намерение.

При дроблении задач стоит анализировать, возможно ли выполнить каждую из крайних подзадач ветки за короткий период времени — до 2 часов. При обнаружении задач, которые не выполняются за такой промежуток времени, рекомендуется делить их на более мелкие до тех пор, пока все конечные задачи не будут соответствовать данному условию.

SMART цели

Отдельного рассмотрения заслуживает использование методики декомпозиции целей для бизнеса в маркетинге и аналитике. Проще говоря, применительно к воронке продаж. Потому что зная ключевые показатели, такие как средний чек, маржинальность и конверсию каждого этапа, можно производить расчёты, исходя из целей.

Выгоды от использования декомпозиции целей в бизнесе и маркетинге очевидны. Цифр и показателей так много, что в этом легко запутаться: часто возникает хаос в постановке целей. С помощью метода декомпозиции целей легко понять, на какие метрики и характеристики обратить внимание. Например, у руководства появилась задача — увеличить продажи. И тут мы снова возвращаемся к воронке продаж.

Итак, есть конкретная цель — увеличить чистую прибыль, к примеру, на 10%. Чтобы добиться таких результатов, нужно разделить эту амбициозную задачу на подзадачи, а именно разложить на этапы воронки продаж. Как известно, воронка продаж состоит из нескольких стадий.

Возьмем за основу распространенный шаблон воронки. Обычно путь клиента начинается с рекламы, затем он попадает в отдел продаж, а потом совершает покупку. Логично предположить, что на каком-то из этих этапов надо увеличить один или несколько показателей.

К примеру, если увеличить расходы на рекламу в несколько раз, то вырастет и чистая прибыль согласно прогнозам. Однако стоит понимать, что одна и та же рекламная кампания способна выдавать разные результаты: в каком-то случае CTR может быть выше, а где-то ниже. А это, в свою очередь, влияет на количество лидов и завершенных сделок. Тем не менее, это не меняет сути декомпозиции в бизнесе и маркетинге — выяснить ключевые показатели, и на основе этих показателей выстроить эффективную маркетинговую стратегию.

Метод декомпозиции целей можно применить иначе. Предположим, в небольшом городе работает магазин бытовой техники. Его владелец решил, что в новом месяце надо увеличить средний чек : от 5 000 до 7 000 рублей, чтобы увеличить оборот. В таком случае визуализация декомпозиции цели выглядит примерно так.

Поэтому владелец тратит время на поиски баланса: фиксированная сумма должна быть и выгодной для магазина, и привлекательной для покупателя. К этому добавляется еще одна подзадача — договориться с курьерской службой, продумать логистику и далее по списку. То же самое относится и к другим мерам. При этом целостность глобальной задачи не нарушается: она выполняется по ходу движения снизу вверх.

Что такое декомпозиция целей

Рассказываю о том, что такое декомпозиция и как она позволяет ставить цели и эффективнее достигать искомых результатов.

Что такое цель?

Цель – это результат вашей деятельности. Тот результат, к которому вы стремились, когда планировали что-то. Цель позволяет точно охарактеризовать итог планирующейся работы. Это своего рода путеводная звезда, помогающая не погрязнуть в рутине и всегда получать отдачу от выполняемых действий.

При этом важно понимать, что целеполагание и планирование – это инструмент. Вы не обязаны постоянно им пользоваться в своей деятельности и все пропускать через призму постановки целей.

Понятие декомпозиции целей

Декомпозиция – это инструмент, позволяющий упростить процесс целеполагания. Сама процедура подразумевает под собой разбиение чего-то большого на малые составные части. В контексте установки целей декомпозиция представляет собой деление крупной задачи (результата, к которому стремится человек) на множество мелких задач.

Формируется серия шагов. Каждый шаг – понятное, легко воспринимаемое и воплотимое в жизнь действие. Подобные задачи легко решать как самостоятельно, так и делегируя другим, потому что они не слишком комплексные, не имеют разночтений, да и их выполнение с большей вероятностью приводит именно к ожидаемому результату.

Таким образом, декомпозиция превращает глобальную, абстрактную и недосягаемую цель в масштабный процесс, к которому куда проще подступиться, потому что он по умолчанию состоит из более простых задач, которые уже не кажутся непосильными.

Основные преимущества декомпозиции целей

Поставленные задачи проще решать

Записаться на курсы по программированию (data-science, английский язык, SMM и т.п.).

Получить базовый набор знаний, требующихся в соответствующей специальности.

Заниматься обучением каждый день по 2 часа.

Устроиться стажироваться/найти заказчиков на фрилансе.

В бизнесе декомпозиция тоже работает. Когда глобальные цели компании достигаются через более простые задачи в духе смены ассортимента, ребрендинга или создания дополнительных каналов связи с аудиторией.

Становится проще ориентироваться

Благодаря декомпозиции между вами и вашей целью образуется лестница, состоящая из различных компонентов, призванных помочь вам в достижении необходимого результата. Задача, поставленная ранее, уже не кажется недостижимой. Вы мало того, что знаете, с чего начать, вы знаете, где будете в середине пути, знаете, как оценить свой прогресс, и, что самое главное, понимаете, как корректировать свой путь, чтобы приблизиться к желаемой цели.

Пример использования интеллект-карты для декомпозиции

Декомпозиция ставит вас в более выгодное положение, где вы не несетесь сломя голову к абстрактному результату, а точно знаете, к чему идете и как.

Легче планировать новые задачи

Результат декомпозиции – это тоже своего рода цели. Со своими подзадачами, сроками, необходимыми ресурсами и т.п. И когда их становится больше, их легче планировать.

Вы получаете больше контроля над временем. Абстрактная цель со сроками, которые невозможно уложить в голове, никогда не будет реализована. А вот более компактные задачи с конкретными сроками реализации гораздо податливее.

Такой подход дает большое преимущество при работе в команде. Можно уверенно говорить о том, когда будет выполнен тот или иной этап работы. Неопределенность больше не будет мешать общему прогрессу.

Проще находить ресурсы для решения поставленных задач

Когда перед вами стоит избыточно масштабная задача, тяжело сориентироваться и понять, какие ресурсы нужны для ее реализации. Стартовый капитал, навыки, команда.

Найти ресурсы для реализации более компактных целей проще. Появляются конкретные сметы расходов, появляются специалисты, которые нужны для решений той или иной задачи, появляется понимание того, в каких сферах имеются пробелы и что стоит изучить, чтобы эти пробелы закрыть.

Это можно рассматривать как на примере условной стройки (какие материалы надо купить, сколько рабочих нанять, какие инструменты понадобятся и в каком количестве), так и на примере одиночных проектов в духе разработки программы (какие технологии выучить, сколько денег уйдет на размещение сервиса в сети, на рекламу и т.п.).

Основные принципы декомпозиции целей

Существует несколько способов реализовать декомпозицию, но все они подчиняются общему набору правил. Следование этим правилам позволяет достичь наибольшей эффективности при делении цели на части и последующей работе, направленной на их достижение.

Чем мельче составляющие цели, тем лучше. Даже если их будут сотни, но они будут понятны и реализуемы. Это будет лучше, чем десяток подзадач, но настолько крупных, что их восприятие будет поставлено под угрозу.

Нужно избегать разночтений и даже потенциальной возможности выполнить подзадачу некорректно. Трудно подобное исполнить, но к этому нужно стремиться.

Иерархия задач имеет значение. Идеальная декомпозиция – это когда более мелкие задачи вытекают из более крупных.

У ответвлений от более крупной цели должны быть схожие характеристики. Если из одной задачи произрастает такая же крупная задача, то стоит вести ее параллельно и также разделить на более компактные и удобоваримые составляющие.

Необходимо сделать так, чтобы у всей системы была единая логика. Чтобы при делегации задач разные партнеры и члены команды не занимались одной и той же работой параллельно или противоречащими друг другу задачами.

При декомпозиции задач следует использовать специализированное программное обеспечение. Например, приложения для создания интеллект-карт или канбан-доски в духе Trello.

Как реализовать декомпозицию

Сначала нужно определиться с глобальной целью и обозначить ее человеческим языком без лишних абстракций. Затем поделить ее на основные составные части, провести аудит, поделить получившиеся задачи на еще более мелкие составные части и в ходе повторного аудита отсечь все лишнее. Те элементы, что попали туда в ходе деления подзадач, но в итоге кажутся нецелесообразными.

Естественно, в ходе работы важно взаимодействовать со своей командой (если таковая имеется) и иерархию целей выстраивать совместно. Это заметно ускорит процесс и позволит с разных углов взглянуть на выстраивающуюся стратегию работы.

Пошаговая декомпозиция

Самый простой вариант реализации, подразумевающий построение прямого поэтапного плана. Обычно для этого используются приложения в духе SheetPlanner или OmniPlan. Формируется что-то в духе прямого списка задач с заранее определенными датами выполнения.

Выглядит это как горизонтальный календарь, где каждая подзадача занимает определенный период времени. Задачи при этом связаны друг с другом именно поэтапно. Например, при стройке дома невозможно сначала сделать отделку, а потом заливать фундамент. Тут эта методика вполне работает.

А вот при разработке сайта все иначе, потому что можно параллельно делать верстку, настраивать сервер, планировать функциональную составляющую.

Декомпозиция за счет изменяющихся показателей

Это почти та же пошаговая стратегия, только мерилом становятся не временные отрезки, а количественные значения.

Работает такой подход только в узком кругу видов деятельности, потому что должны соблюдаться следующие условия:

По ходу достижения цели должно быть какое-то легко исчисляемое значение. И конечное значение, достижение которого и ведет к глобальному результату.

На цифры должны влиять только вы. Влияние извне сразу отметается, потому в таком случае вы теряете контроль и не можете стабильно идти к итоговой цели.

Поэтому декомпозиция такого рода сработает, если вы считаете подходы в спортивном зале и планируете к концу месяца жать от груди 80 килограммов, но не подходит, если нужно увеличить доход или количество подписчиков в Инстаграм-аккаунте.

Для фиксирования предварительных результатов можно использовать хоть блокнот с ручкой. Какое-то специальное ПО для этого не нужно, но многие записывают показатели в таблицы наподобие Google Sheets.

Интеллект-карты

Брейнсторминг – распространенный метод генерации идей. Его же можно использовать в более размеренной манере и расширить на работу с масштабными проектами.

Ветвление подзадач позволяет сосредоточиться на простой, но эффективной иерархии, когда задачи зависят друг от друга по сложности выполнения. Не от сроков или количественных показателей, а именно от зависимости. Если не сделать составные части подзадачи, то она выполнена не будет.

Поэтому использование интеллект-карт в качестве инструмента для декомпозиции позволяет сосредоточиться на решении мелких задач перед переходом к более крупным.

Это похоже на пошаговый вариант, но здесь зачастую отсутствуют временные рамки, а двигаться к окончательному результату можно из разных направлений. Нет фиксированного пути.

Декомпозиция в один шаг

Это методика планирования в краткосрочный период. Главное ее преимущество – независимость от случайностей, которые могут возникнуть по ходу длительной работы над каким-то масштабным проектом.

Декомпозиция в один шаг работает следующим образом:

Сначала вы формируете глобальную цель.

Потом из нее извлекаете какой-то один этап.

Разбиваете этот этап на несколько дополнительных шагов.

Не создаете параллельные планы, не рисуете массивную интеллект-карту и не делегируете огромное количество задач своим коллегам. Чтобы обстоятельства не вмешались в вашу работу, фокус остается только на одной задаче. И новая не ставится до тех пор, пока не будет решена предыдущая.

Естественно, одноэтапные стратегии не помогут при необходимости запланировать тактику развития компании на годы вперед. Все это работает в моменте и заметно ограничивает возможность заглянуть в будущее.

Технология S.M.A.R.T

Это не столько методика декомпозиции, сколько дополнение к ней, помогающее ставить более конкретные цели.

Аббревиатура S.M.A.R.T расшифровывается следующим образом:

S – Specific (Конкретность). Это то, о чем мы говорили выше. Задача должна быть описана понятным языком и точно, чтобы не возникло недопониманий.

M – Measurable (Измеримость). По методике S.M.A.R.T у задачи обязательно должен быть способ измерения степени ее завершенности.

A – Attainable (Достижимость). Нужно ставить себе реальные цели, реализуемые для вас лично или вашего бизнеса.

R – Relevant (Актуальность). Важно понимать, насколько задача релевантна в текущий момент времени. Действительно ли ее необходимо выполнить в этот момент.

T – Time-Bound (Своевременность). Технология S.M.A.R.T требует указывать точные сроки выполнения задачи при целеполагании.

Многие корпорации и предприниматели используют S.M.A.R.T, чтобы не наставить себе абстрактных целей и четко выполнять поставленные задачи.

Оценка результатов по итогам декомпозиции

Высчитать личные показатели легко. Персональные цели обычно не слишком крупные, и можно в ретроспективе взглянуть на то, в каком положении вы находились ранее, а в каком находитесь сейчас. Если вы при этом еще и статистику вели, то всегда можно взглянуть на весь прогресс.

Интеллект-карта на стене

А в бизнесе и некоторых иных сферах деятельности работают формулы. Формулы зависят от выбранного типа декомпозиции. Например, для подсчета своего дохода можно взять R за результат, получаемый за счет выполнения конкретного действия, и Q за количество повторений конкретного действия. А потом перемножить одно на другое.

Вместо заключения

Декомпозиция проста по своей сути. Освоить такую методику можно с первой попытки, но она имеет несколько вариантов реализации. Стоит с ними ознакомиться, чтобы выбрать наиболее эффективный метод конкретно для своих задач. Это поможет навести порядок в голове и в стратегии развития компании, если речь идет о бизнесе.

Что такое декомпозиция целей

Рассказываю о том, что такое декомпозиция и как она позволяет ставить цели и эффективнее достигать искомых результатов.

Что такое цель?

Цель – это результат вашей деятельности. Тот результат, к которому вы стремились, когда планировали что-то. Цель позволяет точно охарактеризовать итог планирующейся работы. Это своего рода путеводная звезда, помогающая не погрязнуть в рутине и всегда получать отдачу от выполняемых действий.

При этом важно понимать, что целеполагание и планирование – это инструмент. Вы не обязаны постоянно им пользоваться в своей деятельности и все пропускать через призму постановки целей.

Понятие декомпозиции целей

Декомпозиция – это инструмент, позволяющий упростить процесс целеполагания. Сама процедура подразумевает под собой разбиение чего-то большого на малые составные части. В контексте установки целей декомпозиция представляет собой деление крупной задачи (результата, к которому стремится человек) на множество мелких задач.

Формируется серия шагов. Каждый шаг – понятное, легко воспринимаемое и воплотимое в жизнь действие. Подобные задачи легко решать как самостоятельно, так и делегируя другим, потому что они не слишком комплексные, не имеют разночтений, да и их выполнение с большей вероятностью приводит именно к ожидаемому результату.

Таким образом, декомпозиция превращает глобальную, абстрактную и недосягаемую цель в масштабный процесс, к которому куда проще подступиться, потому что он по умолчанию состоит из более простых задач, которые уже не кажутся непосильными.

Основные преимущества декомпозиции целей

Поставленные задачи проще решать

Записаться на курсы по программированию (data-science, английский язык, SMM и т.п.).

Получить базовый набор знаний, требующихся в соответствующей специальности.

Заниматься обучением каждый день по 2 часа.

Устроиться стажироваться/найти заказчиков на фрилансе.

В бизнесе декомпозиция тоже работает. Когда глобальные цели компании достигаются через более простые задачи в духе смены ассортимента, ребрендинга или создания дополнительных каналов связи с аудиторией.

Становится проще ориентироваться

Благодаря декомпозиции между вами и вашей целью образуется лестница, состоящая из различных компонентов, призванных помочь вам в достижении необходимого результата. Задача, поставленная ранее, уже не кажется недостижимой. Вы мало того, что знаете, с чего начать, вы знаете, где будете в середине пути, знаете, как оценить свой прогресс, и, что самое главное, понимаете, как корректировать свой путь, чтобы приблизиться к желаемой цели.

Пример использования интеллект-карты для декомпозиции

Декомпозиция ставит вас в более выгодное положение, где вы не несетесь сломя голову к абстрактному результату, а точно знаете, к чему идете и как.

Легче планировать новые задачи

Результат декомпозиции – это тоже своего рода цели. Со своими подзадачами, сроками, необходимыми ресурсами и т.п. И когда их становится больше, их легче планировать.

Вы получаете больше контроля над временем. Абстрактная цель со сроками, которые невозможно уложить в голове, никогда не будет реализована. А вот более компактные задачи с конкретными сроками реализации гораздо податливее.

Такой подход дает большое преимущество при работе в команде. Можно уверенно говорить о том, когда будет выполнен тот или иной этап работы. Неопределенность больше не будет мешать общему прогрессу.

Проще находить ресурсы для решения поставленных задач

Когда перед вами стоит избыточно масштабная задача, тяжело сориентироваться и понять, какие ресурсы нужны для ее реализации. Стартовый капитал, навыки, команда.

Найти ресурсы для реализации более компактных целей проще. Появляются конкретные сметы расходов, появляются специалисты, которые нужны для решений той или иной задачи, появляется понимание того, в каких сферах имеются пробелы и что стоит изучить, чтобы эти пробелы закрыть.

Это можно рассматривать как на примере условной стройки (какие материалы надо купить, сколько рабочих нанять, какие инструменты понадобятся и в каком количестве), так и на примере одиночных проектов в духе разработки программы (какие технологии выучить, сколько денег уйдет на размещение сервиса в сети, на рекламу и т.п.).

Основные принципы декомпозиции целей

Существует несколько способов реализовать декомпозицию, но все они подчиняются общему набору правил. Следование этим правилам позволяет достичь наибольшей эффективности при делении цели на части и последующей работе, направленной на их достижение.

Чем мельче составляющие цели, тем лучше. Даже если их будут сотни, но они будут понятны и реализуемы. Это будет лучше, чем десяток подзадач, но настолько крупных, что их восприятие будет поставлено под угрозу.

Нужно избегать разночтений и даже потенциальной возможности выполнить подзадачу некорректно. Трудно подобное исполнить, но к этому нужно стремиться.

Иерархия задач имеет значение. Идеальная декомпозиция – это когда более мелкие задачи вытекают из более крупных.

У ответвлений от более крупной цели должны быть схожие характеристики. Если из одной задачи произрастает такая же крупная задача, то стоит вести ее параллельно и также разделить на более компактные и удобоваримые составляющие.

Необходимо сделать так, чтобы у всей системы была единая логика. Чтобы при делегации задач разные партнеры и члены команды не занимались одной и той же работой параллельно или противоречащими друг другу задачами.

При декомпозиции задач следует использовать специализированное программное обеспечение. Например, приложения для создания интеллект-карт или канбан-доски в духе Trello.

Как реализовать декомпозицию

Сначала нужно определиться с глобальной целью и обозначить ее человеческим языком без лишних абстракций. Затем поделить ее на основные составные части, провести аудит, поделить получившиеся задачи на еще более мелкие составные части и в ходе повторного аудита отсечь все лишнее. Те элементы, что попали туда в ходе деления подзадач, но в итоге кажутся нецелесообразными.

Естественно, в ходе работы важно взаимодействовать со своей командой (если таковая имеется) и иерархию целей выстраивать совместно. Это заметно ускорит процесс и позволит с разных углов взглянуть на выстраивающуюся стратегию работы.

Пошаговая декомпозиция

Самый простой вариант реализации, подразумевающий построение прямого поэтапного плана. Обычно для этого используются приложения в духе SheetPlanner или OmniPlan. Формируется что-то в духе прямого списка задач с заранее определенными датами выполнения.

Выглядит это как горизонтальный календарь, где каждая подзадача занимает определенный период времени. Задачи при этом связаны друг с другом именно поэтапно. Например, при стройке дома невозможно сначала сделать отделку, а потом заливать фундамент. Тут эта методика вполне работает.

А вот при разработке сайта все иначе, потому что можно параллельно делать верстку, настраивать сервер, планировать функциональную составляющую.

Декомпозиция за счет изменяющихся показателей

Это почти та же пошаговая стратегия, только мерилом становятся не временные отрезки, а количественные значения.

Работает такой подход только в узком кругу видов деятельности, потому что должны соблюдаться следующие условия:

По ходу достижения цели должно быть какое-то легко исчисляемое значение. И конечное значение, достижение которого и ведет к глобальному результату.

На цифры должны влиять только вы. Влияние извне сразу отметается, потому в таком случае вы теряете контроль и не можете стабильно идти к итоговой цели.

Поэтому декомпозиция такого рода сработает, если вы считаете подходы в спортивном зале и планируете к концу месяца жать от груди 80 килограммов, но не подходит, если нужно увеличить доход или количество подписчиков в Инстаграм-аккаунте.

Для фиксирования предварительных результатов можно использовать хоть блокнот с ручкой. Какое-то специальное ПО для этого не нужно, но многие записывают показатели в таблицы наподобие Google Sheets.

Интеллект-карты

Брейнсторминг – распространенный метод генерации идей. Его же можно использовать в более размеренной манере и расширить на работу с масштабными проектами.

Ветвление подзадач позволяет сосредоточиться на простой, но эффективной иерархии, когда задачи зависят друг от друга по сложности выполнения. Не от сроков или количественных показателей, а именно от зависимости. Если не сделать составные части подзадачи, то она выполнена не будет.

Поэтому использование интеллект-карт в качестве инструмента для декомпозиции позволяет сосредоточиться на решении мелких задач перед переходом к более крупным.

Это похоже на пошаговый вариант, но здесь зачастую отсутствуют временные рамки, а двигаться к окончательному результату можно из разных направлений. Нет фиксированного пути.

Декомпозиция в один шаг

Это методика планирования в краткосрочный период. Главное ее преимущество – независимость от случайностей, которые могут возникнуть по ходу длительной работы над каким-то масштабным проектом.

Декомпозиция в один шаг работает следующим образом:

Сначала вы формируете глобальную цель.

Потом из нее извлекаете какой-то один этап.

Разбиваете этот этап на несколько дополнительных шагов.

Не создаете параллельные планы, не рисуете массивную интеллект-карту и не делегируете огромное количество задач своим коллегам. Чтобы обстоятельства не вмешались в вашу работу, фокус остается только на одной задаче. И новая не ставится до тех пор, пока не будет решена предыдущая.

Естественно, одноэтапные стратегии не помогут при необходимости запланировать тактику развития компании на годы вперед. Все это работает в моменте и заметно ограничивает возможность заглянуть в будущее.

Технология S.M.A.R.T

Это не столько методика декомпозиции, сколько дополнение к ней, помогающее ставить более конкретные цели.

Аббревиатура S.M.A.R.T расшифровывается следующим образом:

S – Specific (Конкретность). Это то, о чем мы говорили выше. Задача должна быть описана понятным языком и точно, чтобы не возникло недопониманий.

M – Measurable (Измеримость). По методике S.M.A.R.T у задачи обязательно должен быть способ измерения степени ее завершенности.

A – Attainable (Достижимость). Нужно ставить себе реальные цели, реализуемые для вас лично или вашего бизнеса.

R – Relevant (Актуальность). Важно понимать, насколько задача релевантна в текущий момент времени. Действительно ли ее необходимо выполнить в этот момент.

T – Time-Bound (Своевременность). Технология S.M.A.R.T требует указывать точные сроки выполнения задачи при целеполагании.

Многие корпорации и предприниматели используют S.M.A.R.T, чтобы не наставить себе абстрактных целей и четко выполнять поставленные задачи.

Оценка результатов по итогам декомпозиции

Высчитать личные показатели легко. Персональные цели обычно не слишком крупные, и можно в ретроспективе взглянуть на то, в каком положении вы находились ранее, а в каком находитесь сейчас. Если вы при этом еще и статистику вели, то всегда можно взглянуть на весь прогресс.

Интеллект-карта на стене

А в бизнесе и некоторых иных сферах деятельности работают формулы. Формулы зависят от выбранного типа декомпозиции. Например, для подсчета своего дохода можно взять R за результат, получаемый за счет выполнения конкретного действия, и Q за количество повторений конкретного действия. А потом перемножить одно на другое.

Вместо заключения

Декомпозиция проста по своей сути. Освоить такую методику можно с первой попытки, но она имеет несколько вариантов реализации. Стоит с ними ознакомиться, чтобы выбрать наиболее эффективный метод конкретно для своих задач. Это поможет навести порядок в голове и в стратегии развития компании, если речь идет о бизнесе.

Читайте также: