Методика анализа произведений детской литературы в доу

Обновлено: 04.07.2024

Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях.

Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений на занятиях и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне занятий, в разных видах деятельности.

Рассмотрим методику художественного чтения и рассказывания на занятиях.

М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

Анализ литературных произведений с детьми.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Воспитатель должен формировать у детей умение воспринимать и анализировать содержание литературного произведения. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок уже может в среднем дошкольном возрасте. Исследователи отмечают такую особенность восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведения. Старшие дошкольники часто ставят себя на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дети могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни. Анализ литературного произведения трудная, но интересная работа. Наиболее полно эта тема раскрыта педагогами, которые используют в своей работе методы ТРИЗ-технологии. При анализе литературного произведения хорошо использовать алгоритм, предложенный Н. М. Журавлевой.

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Свою работу надо начинать с постановки задач:

1. Создать условия, при которых у детей сформируется потребность анализировать текст сказки, а именно:

- выделять основные составляющие,

- устанавливать причинно – следственные связи,

2. Учить детей анализировать литературные произведения :

- выделять и называть героев сказки,

- определять свойства их характера,

- определять цель героя сказки, его действия,

- определять причины, которые ему мешали добиться желаемого результата,

- давать совет литературному герою.

3. Учить находить противоречие и формулировать проблему, решать ее разными способами и определять идеальное решение.

Программой воспитания и обучения определены литературные произведения для каждого возрастного периода.

Анализировать произведение надо начинать по линии героя. Сколько героев, столько и линий, сколько линий, столько и мудрости в произведении. При любых разногласиях в оценке героев следует обращаться к тексту.

Для проведения такого занятия необходимы следующие условия:

- текст должен быть хорошо знаком детям (чтение заранее,

-по длительности занятие должно быть коротким и динамичным,

- во время проведения занятия использовать двигательные паузы, тренинги, этюды (превратиться в героев, повторить действия, показать характер,

- занятие должно быть эмоционально насыщенным.

С детьми проводится предварительная работа:

-выразительное прочтение детям литературного произведения,

-обыгрывание сказки с помощью игрушек,- разыгрывание этюдов,

- моделирование проблемной ситуации.

- рисование героев сказки,

- разыгрывание эпизодов сказки по ролям,

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Потрепали собаки Нельзя жадничать. Хочешь себе добра, никому не делай зла. Кто чужого желает, скоро свое потеряет

мужик Перехитрить лису Посадил собаку, отдал лисе, сказал

Обманул лису Смелость города берет

Решение проблем по сказке:

Лиса взяла обманом, была потрепана собаками.

Противоречие: Как сделать так, чтобы лиса поела и не была потрепана собаками?

Ресурсы лисы: может предложить свою помощь по дому: убрать, сготовить, понянчится с детьми, поиграть.

Герой Что хотел? Что делал герой (перечислить действия по тексту, чтобы решить проблему? Что мешает? Кто или что помогло решить проблему? Какой получился результат? Совет герою или жизненное правило.

Красная шапочка Отнести бабушке пирожки Шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет

Была проглочена волком Не разговаривай с незнакомыми

Мама Чтобы дочка навестила бабушку

Могла потерять дочку Не отпускать одну

Волк Съесть Красную шапочку

Шел, встретил, расспросил, побежал, обманул, проглотил

Его убили дровосеки Любое зло к тебе вернется

ки Нарубить дров в лесу

Убили волка, освободили красную шапочку В беде надо выручать

Бабушка Чтобы ее навести-ли

съел волк Не впускай в дом незнакомцев

Перспективный план игр и творческих заданий.

- рисование персонажей сказки

- моделирование проблемной ситуации

1. Выделить объект (героя) и перечислить его действия до того ключевого, которое привело к проблеме:

Красная шапочка: шла, встретила, поздоровалась, рассказала куда идет (проиграть с детьми, инсценировать).

Сообщила о себе много информации и была проглочена волком.

2. По схеме формулируется противоречие:

Если поговорить с незнакомцем, то:

Если не поговоришь с незнакомцем, то:

Противоречие: Как сделать так, чтобы пообщаться с незнакомцем, но не сообщать о себе лишней информации?

3. Поиски ресурсов.

Ресурсы Красной шапочки:

– разговаривать только о погоде,

- хитрить (сообщать о себе неправильную информацию,

- только задавать вопросы

- затыкать ему уши, если говоришь о себе.

4. Выбрать лучшее решение: разговаривать о погоде.

5. Новая проблема: Как сделать так, чтобы волк не менял тему разговора?

Анализ литературных произведений в подготовительной группе Анализ произведений для подготовительной группы (от 6 до 7 лет) Анализ произведения (книги). Педагогическая ценность произведения.

Что читать детям о Великой Отечественной войне. Список литературных произведений для дошкольников Вот уже прошло 72 года с момента начала самой кровопролитной войны в истории нашего народа, войны унесшей миллионы жизней ни в чем не повинных.

Особенности драматизации литературных произведений в детском саду Для детей создано много пьес, их ставят на сценах кукольных театров и ТЮЗов. Небольшие пьесы-инсценировки могут создавать и воспитатели.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Рекомендации для педагога по организации обучения детей пересказыванию литературных произведений в средней группе Разработала: студентка ГБПОУ РО "ВПК" Бондарева Елена Дмитриевна Связная монологическая речь детей успешноразвивается на занятиях по пересказу.

В истории методики детского чтения занятия литературой дав­но выделены (М.М. Конина), обоснованы (Л.М.Гурович и др.) разработана их система как с точки зрения развития речи (О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш), так и с точки зрения решения за­дач воспитания грамотного читателя (3. А. Гриценко). Описан про­цесс подготовки воспитателя к занятиям (Л.М.Гурович и др. М.М.Алексеева).

М. М. Конина не только выделила, но и классифицировала виды занятий по методике художественного чтения и рассказывания, положив в основу классификации объем работы (чтение и расска­зывание одного произведения; нескольких произведений одной тематики; нескольких произведений одного жанра, нескольких жанров); синкретизм как вид работы (чтение и рассматривание иллюстраций; чтение и музыкальное сопровождение читаемого, чтение и рассказывание; чтение и рассказывание, сопровожда­емое наглядным материалом, игрушками и т.д.); чтение как часть занятия по развитию речи и занятия с привлечением других видов искусств (настольный, кукольный, теневой театр; диафильмы, кино- и телефильмы).

В процессе таких занятий часто формулируются цели и реша­ются задачи, опосредованно связанные с художественной лите­ратурой: воспитательные, образовательные, задачи развития речи. Воспитателям легче работать в этом направлении. Филологиче­ский анализ текста дается им сложнее, требует серьезной предва­рительной подготовки, наличия постоянно обновляемого собствен­ного читательского опыта. Все это привело к тому, что литература в дошкольном учреждении постепенно была превращена в при­кладной материал, что снизило интерес детей к чтению. Для мно­гих литература перестала быть любимым видом искусства, при­оритетным видом деятельности.

На рубеже XX—XXI вв. стало ясно, что литературе в дошколь­ном учреждении надо вернуть статус искусства, надо заниматься подготовкой читателей и на занятиях литературой формулировать и решать только те задачи, которые будут способствовать воспи­танию грамотного читателя (слушателя) в дошкольнике (Л. М. Гурович, З.А.Гриценко).

Время проведения занятий зависит от возраста детей: 5—10 ми­нут для детей от 1 года до 3 лет, 10 — 20 минут — от 3 до 5 лет, 20—30 минут — от 5 до 7 лет. Указанное время условно. Воспитатель должен сам регулировать этот процесс, принимая во внимание ин­дивидуальные особенности детей, их физическое состояние в день проведения занятия; те цели и задачи, которые предстоит выпол­нить в ходе занятия; объем и глубину содержания произведения.

Предлагаются следующие виды занятий, классификация которых зависит от рода деятельности детей и воспитателя по по­стижению художественного текста.

Тематическое занятие, способствующее приобщению детей к основным темам детской литературы и детского чтения, наиболее близким и понятным дошкольникам. Задача воспитателя при про­ведении таких занятий — показать многообразие тематики дет­ских произведений и авторскую индивидуальность в решении од­ной и той же темы. На таких занятиях дети учатся видеть разнооб­разие тем и чувствовать художественные особенности текста.

Теоретическое занятие. Этот вид занятия дает возможность вос­питателю познакомить детей с теми теоретическими понятия­ми, которые доступны им, являются частью субкультуры детства, способствуют восприятию текста. Это такие понятия, как рифма, сравнение, сопоставление, эпитет, олицетворение, такие жан­ры, как сказка, стихотворение, рассказ, такие элементы сюжета сказки, как зачин, концовка. Они дают детям представления о фольклорных и литературных жанрах, языке художественного про­изведения.

Определение понятий следует давать детям в доступной фор­ме, руководствуясь при этом принципом научности. Дети должны не выучить определение наизусть, а вместе с воспитателем разо­браться в его сути и постепенно научиться применять его.

Изучение теоретических понятий может идти двумя путями: понятие вводится в речь ребенка, а затем закрепляется при чте­нии и анализе текста (рифма, сравнение); сначала анализируется текст, затем выводятся основные признаки понятия, формулиру­ется и закрепляется определение (сказка, стихотворение, рассказ). Некоторые понятия вообще не даются детям (эпитет, олицетво­рение, фольклор). Задача воспитателя — не называя их, обратить внимание на их суть, подчеркнуть их в тексте.

Чтобы подготовить и провести теоретическое занятие, воспи­татель должен сам накопить опыт анализа текста, иметь в своем арсенале запасы различных примеров, которые помогут ему ис­ключить затруднения детей. Нельзя эту работу проводить формаль­но, подменять понимание зубрежкой и натаскиванием. Теорети­ческие понятия должны усваиваться детьми сознательно.

Программное распределение материала по возрастам : средний дошкольный возраст — сравнение, эпитет, рифма, сказка; стар­ший дошкольный возраст — отличие фольклора от художествен­ной литературы, стихотворение, рассказ, олицетворение.

В структуре занятий литературой теоретические занятия игра­ют важную роль: здесь совершенствуется умение видеть художе­ственные особенности текста, которое ведет к пониманию автор­ского мастерства, подлинности и художественной значимости произведений.

Творческое занятие, основной целью которого является разви­тие творческого потенциала дошкольников, также должно быть в системе занятий литературой.

Особое внимание проблеме творческого развития детей стали уделять в конце XIX—начале XX в. Интерес к ней не иссяк до настоящего времени.

По поводу творческого развития человека есть различные тео­рии, суть которых по прошествии долгого времени изучения про­блемы может быть сведена к следующему:

2) воспитанию творца, его саморазвитию способствует куль­турный социум, среда.

В процессе изучения проблемы были выявлены те параметры личности, которые характеризуют творческого человека (А.Лазурский): это обостренное чувствование и восприятие происходя­щего вокруг, интерес к разным сторонам жизни, развитое вооб­ражение, образное и интуитивное мышление, устойчивое внима­ние, наблюдательность, цепкая память, терпение, умение ухо­дить от шаблона, неординарный взгляд на окружающий мир.

Большая роль в творческом развитии детей принадлежит педа­гогу, в практике которого необходимо учитывать и биогенетиче­ское (данное природой) и социальное (создание творческой обста­новки, среды). Заметив природную предрасположенность ребенка к творчеству, воспитатель способствует ее активному проявлению. У тех детей, кто сразу не обнаружил свои способности, педагог развивает тягу к творчеству. Деятельность воспитателя должна стро­иться на гуманистических принципах веры в творческие силы де­тей, стремления сохранить их индивидуальность, развить данные природой задатки. Главное в поведении педагога — уважение к тому, что создают дети. Ему не следует безапелляционно вмешиваться в процесс детского творчества, менять замысел маленького творца, навязывать свое видение происходящего. Все это может привести к потере ребенком желания творить, потере индивидуальности. Зада­ча воспитателя — создать условия, максимально благоприятные для творчества, дать возможность детям получить технические умения и навыки, без которых невозможно творчество.

Исследователями выявлено, что лирический талант в ребенке пробуждается раньше эпического (А.Нечаев). Следовательно, со­чинением стихов с детьми надо заниматься ранее, нежели сочи­нением прозы. Детская жизнь от года до четырех — подготови­тельный этап к творчеству (развитие фонематического слуха, ре­чевых навыков, памяти, внимания, усидчивости, сосредоточен­ности, эмоциональных откликов и т.д.). Творческие занятия ре­комендуется начинать с четырех лет, продолжая развивать в детях в первую очередь сенсорные процессы и наблюдательность.

Все небо туча окружила.

И туча тут же подождила.
В процессе чтения подобных произведений мы способствуем накоплению у детей неординарных впечатлений, которые могут быть впоследствии реализованы в их собственном творчестве.

При составлении творческих заданий для детей надо исходить из содержания и художественных особенностей произведения и возрастных возможностей детей. Так, с малышами от года до двух лет можно проводить игры-звукоподражания, ближайшая цель которых — развитие фонематического слуха. Детям старшего до­школьного возраста можно предложить словами или красками выразить то впечатление, которое возникло у них при слушании стихов. Таким образом, достижение ближайших целей с детьми раннего возраста связано с тем, что будут делать дошкольники в будущем, так как без развитого фонематического слуха вос­приятие поэзии, а значит, и выражение впечатлений, получен­ных при чтении стихов, затруднены. Умение видеть перспективу в работе очень важно при воспитании будущего настоящего чи­тателя.

Этот вид занятий играет важную роль в становлении творче­ских способностей детей, поэтому важно давать задания, способ­ствующие развитию воображения, такие, как описание вымыш­ленных героев (Щасвернус, Кавот, Камут, Струмышка и т.д.).

Вводные занятия, целью которых является подготовка детей к общению с литературой, проводятся в дошкольном учреждении в начале учебного года среди детей 4 — 7 лет. Каждое занятие имеет конкретную цель — выработать модель поведения детей во время чтения; учить их обращаться с книгой; познакомить с теми поня­тиями, которыми придется оперировать педагогу в процессе ра­боты: автор, писатель, поэт, художник детской книги, переплет, корешок, страница, иллюстрация; рассказать об истории книго­печатания и процессе создания произведений. На занятиях этого типа можно дать рекомендации по чтению книг. Готовясь к рас­сказу о книге, воспитатель должен не только хорошо знать ее текст, но и уметь выделить в нем то, что может увлечь детей, сделать встречу с книгой интересной, захватывающей.

Ни одно занятие по литературе, какие бы цели на нем ни пре­следовались, не должно проходить без чтения художественных текстов.
Выводы

Занятия литературой в детском саду должны преследовать не столько образовательные цели, сколько цели развития интереса у детей к книге, к процессу чтения, к анализу художественного произведения. Полученные на них знания закрепляются в процес­се длительного и разнообразного общения детей с литературой.

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста — самый сложный, но необхо­димый вид работы по детской литературе среди дошкольников. Ничто так не учит вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вычитывать, т.е. видеть глубину содержания, следо­вать за мыслью автора и постигать ее, как анализ.

Существует ложное представление о том, что текст анализиро­вать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художе­ственную ткань произведения, с другой — первичное восприя­тие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с произведением.

Думается, что дело здесь не в самом анализе, а в грамотном его проведении, знании детской литературы и методики работы с нею, в наличии чувства меры и вкуса у педагога.

Чему можно научить дошкольников, анализируя текст?

Анализ художественного текста ведется путем постановки воп­росов. Можно и должно научить дошкольников правильно отве­чать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его со­держание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

Вопросы для анализа художественного текста должны быть до­ступными для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оп­равданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, кон­кретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ.

Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание малы­ша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.

Вопросы для анализа текста должны быть продуманы заранее. Чем глубже взрослый человек вникнет в смысл читаемого, тем легче ему будет сформулировать не только главные, но и наводя­щие вопросы, скорректировать их в процессе анализа.

2. Работа над анализом текста путем постановки вопросов.

Я вчера смотрел в окно.

Было там темным-темно.

Утром глянул — вот-те на!

Что за белая страна?

Там белые улицы белого города.

Там белые клены,

Там белые ходят по кронам

Там белые белки

На белых ветвях

С орехами белыми в белых зубах.

Не привиделась она

Что же это за страна

На окне?
Как изменился мир за окном?

Почему стали возможны такие изменения?

Почему поэт сразу не сказал читателю, что пришла зима?

На последний вопрос дети ответят по-разному. Взрослый дол­жен дополнить, уточнить: о зиме говорили многие поэты, но В.Ле­вин сумел сказать о ней так, как никто. Он назвал ее белой стра­ной. И чтобы сделать свой рассказ о зиме необычным, использо­вал загадку-описание. Она удерживает внимание читателя, инт­ригует его.

Не забывайте: хотя стихотворение и сюжетное, к нему нельзя задавать много вопросов, иначе мы нарушим восприятие читате­ля. Продумывая предполагаемые детские ответы, взрослый не обя­зан записывать их именно так, как могут ответить малыши. Важно обозначить суть, а значит, самому найти нужный ответ и в случае необходимости помочь ребенку.

Анализ прозаического произведения в среде дошкольников так­же проводится путем постановки вопросов к тексту. Для анализа следует выбирать небольшие по объему произведения, для того чтобы дети могли удержать их в памяти. Они должны быть дина­мичными; события, поступки, характеры героев в них — яркими, неординарными. Текст должен давать материал для серьезного раз­говора с детьми, для обсуждения чего-либо. В нем не должно быть много описаний, которые трудно воспринимаются детьми. Он не должен быть перегружен деталями, незначащими фактами и т.д. Хорошо, если текст иллюстрирован: иллюстрация может помочь удержать его в памяти, прояснить смысл.

Нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а иллюстрацией или импульсом к обсуж­дению проблем ребенка или группы детей. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка, взрослые назойливо советуют воспринимать литературного героя как образец для малыша. Надо мыть руки, потому что так делает книжный герой; надо любить мать, бабушку и т.д., потому что их любят герои прочитанного рассказа. Воспитательная функция произведений, самодостаточ­ная в детской литературе, подчеркивается взрослыми до такой степени, что ребенок начинает воспринимать книгу как свод пра­вил поведения и ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые.
Запомните : одна из основных задач при анализе произведе­ния — не лишать литературу ее права быть прежде всего искусст­вом в восприятии человека.

Приучить ребенка анализировать прочитанное в дошкольном детстве — значит воспитать в нем талантливого читателя, ценителя литературы, интересного человека, восприимчивого к искусству. В процессе работы у ребенка развивается вкус к любой аналитичес­кой деятельности, необходимый для современного человека.

Previous
Next
Play
Pause

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Освоение детьми старшего дошкольного возраста способов анализа литературных произведений

Освоение детьми старшего дошкольного возраста способов анализа литературных произведений

Галина Борисовна Романенко старший воспитатель

Мы постоянно говорим о том, как стремительно меняется мир, и что дети тоже становятся совсем другими. Они активно овладевают информационными технологиями, иначе мыслят, стремятся к самостоятельности. Эти обстоятельства требуют от педагогов поиска новых способов работы с детьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к выпускнику детского сада. Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность. Многие педагоги понимают, что необходимо организовывать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любой информацией, обладал развитым воображением, творческим мышлением и имел навыки работы с творческими задачами. ОТСМ-ТРИЗ технологии способствуют реализации задач ФГОС дошкольного образования, помогают ребенку освоить способы мышления и применить их в своей жизни. ОТСМ-ТРИЗ – это Общая Теория Сильного Мышления - Теория Решения изобретательских Задач. Эти технологии позволяют развивать у детей способность творчески мыслить, помогают формировать способность анализировать новые ситуации, формировать исследовательские навыки, принимать нестандартные решения.

Работу по обучению детей способам анализа литературных произведений мы начинали с ознакомления с содержанием литературного произведения. При чтении обращали внимание на проблемы героев, способы их решения. Обсуждали с детьми положительные и отрицательные результаты поступков героев.

Читайте также: