Что и как читать детям в доу

Обновлено: 02.07.2024

Рассказываем, как улучшить навыки чтения, и даем советы о том, как читать ребенку вслух. Статья предназначена родителям дошколят и младших школьников, но будет полезна и педагогам.

Прослушать статью

Чтобы ребенок научился понимать прочитанное, сначала он должен научиться понимать прослушанное. Малыш просто не сможет понять то, о чем читает, если эта же информация абсолютно непонятна ему на слух. Как помочь? Для начала – разобраться с нужными навыками.

3 навыка, от которых зависит понимание текста

Почему важно читать своему ребенку?

Чтение вслух — самый эффективный и приятный для них самих способ улучшить навыки понимания. Дело в том, что пока дошколенок или младший школьник читают плохо, они сознательно будут выбирать простые тексты и легкие для восприятия книги. Зачем ему лишние трудности? На начальном этапе это не так плохо, но подобная тенденция сильно ухудшает процесс развития словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова.

Вторая причина, по которой чтение вслух является более эффективным способом развить навык понимания текста, является сам процесс слушания. Ребенок, слушая, воображает то, что слышит, рисует мысленные картины и образы. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и конструкций, как при чтении, и способен отслеживать связи и запоминать новое.

Наш совет — читайте ребенку даже после того, как он научился читать хорошо. Новые слова, конструкции, красивые обороты и опыт персонажей пригодятся ему в жизни и в учебе, а привычка читать станет лучшим подарком.

Как правильно читать вслух? Несколько советов

— Как и в случае со всеми привычками, которые мы хотим развить у наших детей, читать ребенку вслух рекомендуется недолго, но каждый день, потому что это гораздо более эффективно, чем читать дольше, но редко.


— Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать. Всегда носите одну-две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком-нибудь кружке. Держите книги на видном месте, например на журнальном столике или рядом с телевизором. Если один ребенок собрался утром в школу раньше остальных, почитайте ему вслух пять-десять минут в качестве вознаграждения. И конечно, личное время — это еще одна прекрасная возможность почитать ребенку вслух.

— Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

— С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего.

— Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге.

— Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу.

Что делать, если ребенок не хочет слушать?

Вы читаете историю с выражением, стараетесь, уже сами переживаете за зайчат, которых мама оставила одних дома, а маленький Саша. вертится в кресле, грызет руку и с напряжением смотрит в окно.

— Саша, ты почему не слушаешь?
— А.
— Сядь ровно и слушай внимательно!

Только что перед вами был самый краткий пример того, как делать НЕ надо. Ребенку может быть некомфортно, действительно неинтересно, либо же культура чтения еще совсем некрепка. О том, что делать в такой ситуации, мы расскажем ниже.

10 простых советов для родителей, чьи дети не хотят слушать

Почему важно задавать вопросы во время устного чтения?

Исследования показали, что для лучшего понимания текста и отработки этого навыка просто слушания недостаточно. Хотя устное чтение и пробуждает воображение, и активизирует память, и позволяет ребенку включаться в процесс. Тем не менее, любовь к чтению, формирование словарного и опорного запасов, коммуникативные навыки и понимание можно тренировать с помощью вопросов.

Когда мы просим детей что-то нам объяснить, предугадать, высказать свое мнение или просто напомнить деталь, которую мы, беспечные взрослые, опустили — они вовлекаются в процесс, а навыки понимания значительно улучшаются, потому что надо:

— вспомнить детали;
— сделать выводы;
— вообразить сюжет;
— пофантазировать;
— иногда даже, как Шерлок Холмс, установить мотив!

Вопросы первого типа. Проверяем детали

Вопросы второго типа. Проверяем понимание текста

И помните, если дети не любят читать, это еще не значит, что они этого не хотят!

Какое отношение все сказанное выше имеет собственно к чтению, к книге, к нашему сидению за книгой с ребенком?

Слово художественного произведения, написанного действительно мастером, подобно человеку, оно, как и человек, трехипостасно, в нем есть и душа, и дух, и плоть, оно обладает энергией, способной лечить нашу душу, живое слово обладает той необычайной силой, которых не несет ни видео, ни компьютер.

В доме должны жить книги, и их надо читать семьей.

ЧТО ЧИТАТЬ? КАКИЕ КНИГИ ПОКУПАТЬ?

Необходимо читать исторические произведения, рассказы о родной и мировой истории. Книги по родной истории С. Алексеева – прекрасное пособие по воспитанию граждан своего Отечества.

Без природоведческой книги вряд ли мы сможем обойтись в воспитании личности в развитии у ребенка чувства слога, культуры чтения, любви к миру, к тому, что он не сам. Среди важных в этом ряду: Сэтон Томсон, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Михаил Пришвин, Игорь Акимушкин.

КАКИМ ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖНЫ УДОВЛЕТВОРЯТЬ КНИГИ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ТЕХ, КТО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ БУДЕТ ИХ ЧИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО?

1. Текст должен быть четким и не чересчур мелким.

2. Он не должен быть напечатан на темном и пестром фоне.

Любовь не только умиление, конечно, без нее ничто в мире не вершится, но любовь – прежде всего, ТРУД, труд души, который не может не быть вознагражден.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад "Теремок" села Красный Бор Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Визитная карточка

У нас учатся: 25 воспитанников
У нас учат: 3 педагогов

Все дети любят хорошие книги. А что же это такое - хорошая детская книга? В первую очередь это, конечно же, книга увлекательная, книга, которая нравится детям. Хорошая книга – это занимательный сюжет, герои, которые на время чтения становятся для детей добрыми друзьями. Зачастую очарование книги заключается и в стиле, в особой мелодии авторской речи, которая сама по себе превращает чтение в огромное удовольствие.

Книга - это пространство для развития детской фантазии. От того, насколько правильно будут подобраны первые книги, то есть, смогут ли они привлечь и увлечь ребёнка, во многом зависит то, как у него сложатся отношения с книгами в будущем.

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ. Чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, взрослый надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу.

К трем годам малыши уже неплохо говорят и превращаются в настоящих почемучек. Читая книгу, объясняйте все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Дети этого возраста слушают в основном мелодику текста, они плохо воспроизводят сюжетную линию, а реагировать на текст учатся, глядя на вас, поэтому проявляйте свои эмоции правильно. В 2-3 года самое время познакомить ребенка с творчеством К.Чуковского, С.Маршака, Э.Успенского, В.Сутеева и других замечательных детских авторов, хорошо знакомых нам с детства.

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. В 4 - 5 лет дети все ещё любят стихи, но прозы в книжном уголке ребенка должно становится все больше и больше: Братья Гримм, И.Крылов, А.С.Пушкин и др.

Детская книга - это гармония текста и графики, поэтому не следует забывать и об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает ребенку глубже воспринимать прочитанное.

Чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:

Очень важно, чтобы в руки маленькому непоседе не попало сложное не по возрасту произведение. Иначе, ребёнок будет плохо понимать то, что читает и это, вполне, может отбить интерес к книгам на всю жизнь.

Старайтесь всегда читать выразительно.

Прививайте детям бережное отношение к книге (для этого книги должны храниться в определенном месте, а малышам следует внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно).

Не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал (предложите занять удобную позу, объясните, что книга не любит, когда ее прерывают, рассмотрите картинки и т.д.).

Никогда не принуждайте ребенка к чтению, и не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован ребенок или уже нет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2-Х ДО 4-Х ЛЕТ

"Репка" , " Колобок". Русские народные сказки в обработке К.Ушинского

"Петушок и бобовое зернышко". Русская народная сказка в обр. О.Капицы

С.Маршак. "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке", "Веселый счет"

В.Сутеев. "Цыпленок и утенок ", "Под грибом", "Дядя Миша"

Л.Толстой "Три Медведя"

С.Михалков "Упрямый лягушонок", "Мой щенок"

К.Чуковский. "Телефон", "Муха-цокотуха", "Тараканище", "Крокодил"

"Гуси-Лебеди". Русская народная сказка в обр. Л. Елисеевой

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4-Х ДО 5 ЛЕТ

"Красная Шапочка", "Огниво" пер. Л.Кузнецова

"Три поросенка", пер. М.Тарловского

"Золушка", "Русалочка" пер. А.Ганзен

"Спящая Красавица", "Кот в сапогах" пер.Л Яхнина

"Оловянный солдатик", пер. С.Летовой

Н.Долинина "Мой капитан", "Лембой", "Чуча", "Как тесен мир", "Мы с Сережкой близнецы", "Потерялась девочка"

Ю.Дружков "Приключения Карандаша и Самоделкина"

Е.Журавлева "Фунтик" и др. книги

В.Жуковский "Стихи для детей"

Б.Житков "Про Пудю", "Как я ловил человечков", "Что бывало"

Э.Мошковская Стихи для детей

Г.Сапгир Стихи для детей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5-Х ДО 7 ЛЕТ

М.Зощенко "Смешные истории", рассказы о Леле и Миньке

А.Иванов "Приключения Хомы и Суслика"

С.Козлов "Трям! Здравствуйте!"

М.Конопницка "Сиротка Марыся и гномы"

Г.Корнилова "Наш знакомый Бумчик"

М.Крюгер "Голубая бусинка", "Привет, Каролинка"

В.Левин "Глупая лошадь"

В.Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо"

А.Милн "Винни-Пух и все-все-все"

С.Михалков "Зайка-зазнайка", "Дядя Стёпа" и другие стихи

Ю.Мориц Стихи для детей

Э.Несбит "Билли-король", "Беллинда и Белламант"

В.Нестайко "В стране солнечных зайчиков"

Н.Олейников "Я послал на базар чудаков" и др.

К.Паустовский "Кот-ворюга", "Барсучий нос", "Резиновая лодка", "Стальное колечко"

Л.Петрушевская Детские пьесы. Сказки.

М.Пляцковский "Приключения кузнечика Кузи", "Как утенок Крячик свою тень потерял"

С.Прокофьева "Лоскутик и облако", "Остров капитанов", "Приключения желтого чемоданчика", "Машины сказки"

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_m21eeccc7.jpg

Как правильно читать

детям старшего дошкольного возраста

Читать нужно каждый день. Это очень важно.

Желательно перед чтением новой книги вспомнить об уже прочитанных. Например, спросить, какие книги этого же автора ребенок знает. Или какие еще, например, сказки о животных, были прочитаны. Это закрепит знания ребенка о книгах.

Во время чтения позвольте ребенку прерывать вас и задавать кучу вопросов. Это развивает навык анализа текста.

После прочтения поговорите о книге. Спросите, что понравилось, что нет. Было ли страшно? Или возможно весело. Что испытывали главные герои? Почему главный персонаж попал в такую непростую ситуацию? Что побудило героя сказки или рассказа пойти на выручку другу? Подумайте, какие еще вопросы можно задать ребенку. Это ненавязчиво учит ребенка нравственности и воспитывает чувство сопереживания.

Во время обсуждения книги можно вернуться к какому-то отрывку из прочитанного, чтобы удостовериться в правильности сделанных выводов. Это прививает очень важный навык при чтении книг — анализ текста.

Если есть возможность, то найдите различные иллюстрации разных художников к произведению и покажите их ребенку. В этом случае очень хорошо посещать библиотеки. Потому как одно произведение часто печатается разными издательствами. И ребенок может выбрать какую книгу ему читать. А пока выбирает, рассмотрит множество картинок по теме. Это хорошо сказывается не только на любви к книгам, но и вырабатывает эстетический вкус. Закладывается понимание того, что люди одно и то же могут воспринимать иначе.

Самое любимое занятие детей после прочтения книг — это рисунки по теме. Например, на следующий день вечером после детского сада. Поиграйте с детьми в юных иллюстраторов книг. Даже если они не могут красиво рисовать, то пусть просто попытаются сложить в своей голове эту картинку к сказке, например. Пусть вам расскажут, а что и как они бы нарисовали на месте художника. Какие выбрали бы эпизоды для иллюстрирования. Таким образом вы узнаете что больше всего ребенку запомнилось из книги. Что его впечатлило. Кроме того, у ребенка будет развиваться воображение и фантазия.

Очень хорошо было бы попросить ребенка рассказать сказку кому-нибудь из взрослых. Например, бабушке. Это развивает у детей речь, навык логичного и последовательного изложения, память.

Детям нужно учить стихи. Это известный и простой способ развития памяти. Стихов для детей этого возраста море. С.Я. Маршак, Агния Барто, К.И. Чуковский, А.С. Пушкин, И. Бунин… Вот далеко не полный перечень великолепных авторов.

hello_html_m41ea0a08.jpg

Если произведение уже было прочитано несколько раз, то можно включать аудиоварианты.

Отличным занятием для всей семьи являются вечера досуга. Или праздничные вечера. Конечно, это довольно специфично. Но если вы очень любите своих детей, то почему бы иногда не устраивать для них маленькие праздники? Отрепетируйте какую-нибудь сценку из сказки и проиграйте ее в новогоднем семейном кругу. Например, покажите эту сценку для бабушек и дедушек! Дети будут в полном восторге!

Попробуйте воспользоваться этими советами, расскажите своим друзьям, как правильно читать детям книги, и проблем с чтением в дальнейшем у вас не будет.

hello_html_m3bc85286.jpg

По материалам интернет и специальных источников подготовила учитель-логопед Димовидова О.А

hello_html_7e3ac815.jpg

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

Овощи, фрукты

Грибы, ягоды

Перелетные и водоплавающие птицы

Наш город. Моя улица.

Наша Родина Россия. Москва – столица России.

Осенняя одежда, обувь, головные уборы

Домашние животные и их детёныши.

Дикие животные и их детёныши.

Зима. Зимующие птицы

Новый год. Зимние развлечения .

Круглый год (декабрь)

Транспорт. Правила дорожного движения.

Моя семья. Человек.

Дом и его части. Мебель.

В. Маяковский «Кем быть?

Игрушки. Русская народная игрушка.

Строительство. Профессии, машины и механизмы .

Защитники отечества. Военные профессии.

Комнатные растения.

Ранняя весна. Праздник 8 Марта.

Космос. День космонавтики.

Продукты питания.

День Победы.

Библиотека. Книги.

Цветы цветут

Дополнительно

hello_html_m48811252.jpg

с детьми

В . Даль " Война грибов и ягод ", " Пословицы и поговорки ".

Былины " Илья Муромец и Соловей - разбойник ", " Добрыня и Змей ".

Д . Н . Мамин - Сибиряк " Алёнушкины сказки "

В . Бианки " Как муравьишка домой спешил "

Л . Толстой " Прыжок ", " Лев и собачка ", " Филиппок ".

И . Крылов " Басни "

Л . Пантелеев " Буква " Ты "", " Фелька ".

В . Драгунский " Тайное становится явным "," Друг детства ".

Н . Носов " Огурцы ", " Мишкина каша ", "Заплатка" и другие.

Р . Э . Распе " Приключения барона Мюнхгаузена "

Р . Киплинг " Сказки ", " Маугли "

Л . Кэрролл " Алиса . "(2 книги )

Волков " Волшебник Изумрудного города " и продолжение

hello_html_m6a1ffd2.jpg

Прочитайте с детьми

Виктор Драгунский. Денискины рассказы.

Дик Кинг-Смит. Сказки-повести о животных (ежик Макс, мышь Флора, золотой гусенок, поросенок Бейб и т.д.)

Туве Янсон. Все о Муми-троллях.

Не художественные

Иллюстрированный атлас мира Издательства: АСТ, Астрель, 2002 г.

Ричард Уокер: Твое удивительное тело. Интерактивное путешествие по организму человека.

Читайте также: