Чем отличается прогулка от экскурсии в доу

Обновлено: 04.07.2024

Усиление внимания к экологическому воспитанию дошкольников требует поиска различных форм ознакомления с природой. Одной из таких форм, потенциал которой еще недостаточно используется воспитателями, являются целевые прогулки на природу, совмещенные с пешеходными переходами, которые что дают возможность знакомить детей с ближайшим природным окружением.

Целевые прогулки вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность где они живут: парк, сквер, лес, луга, поле, пруд, реку. Такие прогулки могут проводиться не только с познавательной, но и познавательно-практической целью - сбор семян дикорастущих трав для прикормки птиц зимой, растений для составления гербария, природного материала для ручного труда.

Объем программных задач, намечаемых для реализации на целевой прогулке, значительно меньше того, что предполагается экскурсией. И все же ценность таких прогулок в том, что благодаря регулярности их проведения можно проследить изменения в объектах природы, обнаружить их причины.

Особенно много возможностей для наблюдений во время целевых прогулок предоставляет лето. Растения цветут, разнообразие видов насекомых, птиц, их приспособительное поведение создают неограниченный простор для предоставления детям интересной информации, направленной на познание родной природы, ее красоты.

Порой можно услышать вопрос: для чего маленьким детям нужны знания о растительном, животном мире? Достаточно, чтобы, они усвоили знания о наиболее важных зависимостях в природе между организмом и условиями существования. Но усвоения знаний никогда не может рассматриваться в дошкольном возрасте как самоцель. Это - аспект всестороннего развития ребенка.

Какова же роль целевых прогулок в формировании экологической культуры детей?

Целевые прогулки ценны тем, что во время их проведения дети получают знания о взаимосвязях в природе, о ценности для человека тех или иных объектов природы, о правилах природопользования. На целевых прогулках дети могут поупражняться в выполнении правил природопользования: в лесу, на лугу мы гости, и вести себя нужно вежливо, не нарушать покоя тех, кто постоянно там живет.

Ознакомление с различными объектами природы во время целевых прогулок является важным средством эстетического развития детей. Восприятие красочных пейзажей, гармонических сочетаний красок у цветов - все это пробуждает у детей чувство красоты, воспитывает любовь к природе. Большую роль в этом играет эмоциональная чувствительность воспитателя, умение не только увидеть красоту природы, но и доступно донести это детям, чтобы привить эстетические ценности, важные не только для эстетического развития личности, но и для хорошего, гуманного отношения к окружающей природе.

Целевые прогулки на природу являются источником обогащения жизнь прекрасным. Обучая детей после прогулок отображать на бумаге природу - цветы, бабочек и т.д., воспитатели формируют их эстетические вкусы, желание создавать красоту вокруг себя. Природа является тем окружением, в котором живут дети, красоту которого воспринимают, она радует глаз, оказывая сильное влияние на формирование их личности.

Отличие целевой прогулки от экскурсии:

Понятие ПРОГУЛКА подразумевает под собой просто гуляние на свежем воздухе, а равно по магазинам, или иным местам, без чётко определённой цели так сказать, проминад, а ЭКСКУРСИЯ подразумевает некую прознавательную функцию - знакомство с достопримечательностями, памятными местами, архитектурными и иными выдающимися природными или рукотворными шедеврами.

62. Разнообразие досуговой деятельности природоведческого содержания.

Однако важно подчеркнуть, что не только на бытовом уровне, но и в учебной литературе и даже в отдельных научных трудах встречается неправильное понимание и трактовка этих понятий. Элементарный анализ понятий определяет необходимость учитывать, что это не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания.

Свободное время— социально-экономическая категория, отдых— психофизиологическая категория, культурно-досуговая деятельность— философско-культурологическая категория, досуг— категория социально-педагогическая.

Свободное время— это большая часть общего бюджета времени пребывания в учреждении дошкольного образования, остающаяся у ребенка после удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и иных непреложных потребностей, которое он может использовать в соответствии со своими интересами и возможностями под руководством педагога. В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, вызывающей чувство радости и уверенности в своих силах, расширяющей круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняющий его значимым содержанием, а в итоге формирующей основы общей культуры; Следовательно, нужно учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору.

Отдых –это протекающий в организме ребенка психофизиологический процесс, отражающий снятие физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановление и дальнейшее развитие сил. Отдых может быть длительным и кратковременным, эффективным и малоуспешным, полным и непол-ным, но это — предмет медицины, психологии и гигиенистики.

Культурно-досутовая деятельность— это коллективный способ жизнедеятельности людей, отличающихся рядом общих признаков, осуществляемый в индивидуальной форме, обладающий обособленностью и относительной самостоятельностью. Культурно-досуговая деятельность направлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере досуга; на всестороннее развитие личности ребенка

Досуг- это форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещенный с разносторонним развитием личности. Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты:мотив (потребность в деятельности), задачу, действия (операции). Сфера досуга требует особого внимания со стороны учреждений дошкольного образования и должна быть не просто сферой свободного времени детей, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей эколого-образовательный потенциал, преобразующей экологические представления, отношения к природе, умения и навыки поведения дошкольников в природе.

Экскурсия (от лат. Excursio - прогулка, поездка) - коллективное или индиви­дуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприя­тия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увесе­лительной целью.

Целевые прогулки - одна из форм организации различных видов двигатель­ной активности в сочетании с познавательно-исследовательской, продуктивной, игровой и трудовой деятельностью. В ходе их проведения в едином комплексе решаются задачи оздоровления, обучения, развития, воспитания, совершен­ствуются физические качества и двигательные навыки дошкольников, удовле­творяется потребность детей в общении с взрослыми, сверстниками.

В летний период большой развивающий потенциал имеют экскурсии и це­левые прогулки, связанные с ознакомлением детей с различными природными объектами и сообществами. Они позволяют отчасти компенсировать городским жителям дефицит общения с природой. Для детей младшего и среднего до­школьного возраста организуются экскурсии и прогулки на территории детского сада, а для старших дошкольников подобные мероприятия могут быть проведе­ны за ее пределами. Так, для детей 3-5 лет проводятся экскурсии в цветник, в сад, на огород, на игровую площадку. Старшие дошкольники знакомятся с близ­лежащими природными сообществами. В городе это могут быть парк, сквер, ре­ка, на селе - луг, поле, роща и тд.

Экскурсии и целевые прогулки решают ряд общих задач: расширять и углуб­лять представления детей об объектах и явлениях природы, развивать любо­знательность, познавательный интерес, способствовать повышению выносливо­сти, учить соблюдать правила поведения, безопасного для себя, окружающих людей и природы.

Частные задачи, решаемые в ходе экскурсии или целевой прогулки, зависят от их наполнения различными формами работы.

Обязательными составляющими экскурсий и целевых прогулок являются рассматривание и наблюдение. Данные формы организации познавательно­исследовательской деятельности дошкольников нацелены на обогащение пред­ставлений о растениях, животных, объектах неживой природы; развитие эмпа­тии, эмоциональной сферы, восприятия; формирование способности сосредо­тачивать, распределять и переключать внимание, различать объекты природы и находить в разных объектах черты сходства, изменения, происходящие со вре­менем, выявлять наиболее наглядные закономерности и понимать взаимосвязи природных явлений.

На прогулке также обязательна двигательная активность в форме различных стилей ходьбы, подвижных игр, игр-соревнований, образных упражнений, панто­мимы и т.д. Обеспечение двигательной активности в соответствии с поставлен­ными педагогом задачами позволяет не только грамотно чередовать виды дет­ской деятельности, но и создать необходимый эмоциональный фон, условия для освоения новой информации через движение, пластику, вживание в образ. В ходе экскурсии или целевой прогулки формируется новый и применяется освоенный ранее двигательный опыт, совершенствуются двигательные навыки, развивается выносливость.

Чтение произведений художественной литературы, фольклора позволяет обогащать впечатления детей и словарный запас, учит их понимать поэтические образы, передавать в речи удивление, восхищение красотой природы. Наряду с другими формами работы, чтение произведений соответствующей тематики способствует воспитанию любви к родной земле.

Основное предназначение бесед, ситуативных разговоров состоит в активи­зации в речи детей названий объектов природы и их частей, образных выраже­ний, эмоционально-оценочной лексики, организации живого общения между взрослыми и дошкольниками по поводу увиденного.

Разгадывание и придумывание загадок способствует развитию у детей наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и сопоставлять, созда­вать описания природных объектов, а главное - учит воспринимать окружаю­щий мир загадочным, полным удивительных существ и событий, тайн и откры­тий.

Дидактические игры, проводимые в ходе экскурсии или целевой прогулки, способствуют актуализации и систематизации представлений детей, примене­нию полученных знаний, становлению мыслительных операций. Дидактические игры могут включать элементы интеллектуальных соревнований. При этом до­полнительным стимулом найти ответ на вопрос, как можно точнее построить высказывание, оценить правильность решения становится соревновательный мотив, стремление не подвести команду, победить.

Элементами экскурсии или целевой прогулки могут стать трудовые поруче­ния, связанные, например, с благоустройством территории или сбором природ­ных материалов. Дополнительным эффектом такого мероприятия станет со­вершенствование трудовых навыков, умений взаимодействовать при выполне­нии трудовых действий, применение и конкретизация знаний о правилах сбора природных материалов.

Поскольку экскурсия и целевая прогулка являются комплексными форма­ми организации различных видов детской деятельности, готовясь к прогулке, педагогу необходимо разработать план-конспект, отобрать содержание в со­ответствии с поставленными задачами, закономерностями обучения детей данного возраста, подобрать необходимое оборудование для обучения и жизнеобеспечения.

При организации прогулки важно опираться на следующие принципы:

  • Ожидание предстоящей прогулки и сама прогулка должны вызывать у ребенка радостное настроение.
  • Выбранный маршрут должен соответствовать физическим возможностям всех детей как по продолжительности (для старшей группы на расстояние не более 2 км, продолжительностью 25-30 мин в один конец; для подготовитель­ной к школе группы - 40-45 мин в один конец), так и по условиям передвиже­ния. Точный расчет времени, отводимого на поход, можно произвести только с учетом состояния дороги, предполагаемого темпа передвижения и форм двига­тельной активности.
  • Важно провести предварительный осмотр территории, намеченной для экскурсии (прогулки), с целью определения возможностей оптимального ис­пользования природных условий для организации рассмотренных выше и дру­гих форм работы с детьми, а также отдыха.
  • Необходимо оценить степень безопасности участка, выбрать макси­мально удобный с точки зрения обеспечения безопасного передвижения вос­питанников маршрут.
  • Действия взрослых должны являться образцом поведения на природе.
  • Определенную часть экскурсии или прогулки (в зависимости от интереса и подготовленности детей) необходимо отвести для свободного общения детей с природой, выражения впечатлений, эмоциональной разрядки. Прогулки должны быть наполнены не только познавательной деятельностью, но и предо­ставлять ребенку возможность восстанавливать свои силы, получать положи­тельный эмоциональный заряд.
  • Завершать выход на природу необходимо наведением порядка.
  • После прогулки важно предоставить детям возможность и помочь систе­матизировать свои впечатления, передать их в рисунках, поделках из природ­ного материала, аппликации и та Старшие дошкольники могут составить аль­бом на основе фотографий, сделанных на прогулке, придумать к ним интерес­ные подписи 1 .

Накануне целевой прогулки заведующий ДОО издает приказ, в котором оговариваются маршрут, сопровождающие детей лица, количество дошкольни­ков в группе. Ответственные за сопровождение дошкольников проходят ин­структаж с обязательной регистрацией в журнале инструктажей.

Планирование образовательной деятельности и оздоровление в ДОО в летний период /Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л.Л.

Планирование образовательной деятельности и оздоровление в ДОО в летний период /Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л.Л.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация разработана и проведена в рамках работы Школы молодого педагога. В данной разработке раскрываются особенности, структура, методика проведения целевых прогулок и экскурсий,.

Наблюдая, дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, что способствует развитию познавательной активности, формированию любознательности.

Экскурсии - особая форма организованной образовательной деятельности, её преимущество над другими видами образовательной деятельности в том, что они позволяют детям в естественной обстановке познавать объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека.

В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений об окружающем мире. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

Начиная со второй младшей группы проводятся целевые прогулки по участку и территории ДОУ. Учитывая природное окружение детского сада, наиболее яркие сезонные явления природы, возможности детей, проведённую с ними работу, воспитатель решает, куда пойти и что посмотреть.

Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременны, и на них решается небольшой объём задач. Дети знакомятся с яркими природными явлениями того или иного сезона.

Экскурсии вне территории ДОУ проводятся с детьми начиная со средней группы.

Задание: Предлагаю вам на примере картотек проследить последовательность тематики по возрастам.

Чтобы работа по познавательному развитию была плодотворной, экскурсии рекомендуется проводить не реже 1 раза в месяц, целевые прогулки – 1 раз в 2 недели.

По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:

природоведческие (познавательные) экскурсии: в парк, к водоёму.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении.

Познавательные экскурсии могут быть

- с целью воспитания эстетических чувств (в музей, на выставку);

- ознакомительная экскурсия (целевая прогулка) по улице.

экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, театр, в библиотеку, на стройку).

Их можно проводить эпизодически, в зависимости от программы и возраста детей.

Задание: Предлагаю вам на примере картотек проследить сезонность природоведческих экскурсий

Успех экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и её содержании. Намечая экскурсию, воспитатель ориентируется на особенности окружающей местности (природного объекта) или технологического процесса экскурсионного объекта.

Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. Маршрут движения группы должен предусматривать возможно меньшее число пересечений проезжей части и, по возможности, использование только регулируемых переходов. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе - 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.

План и маршрут согласовываются с заведующим или старшим воспитателем и зарегистрироваться в журнале по организации прогулок и экскурсий за пределы участка у медработников.

Проинформировать родителей заранее (иногда требуется согласие родителей, если имеются медицинские противопоказания).

Подготовить команду сопровождающих (2 воспитателя и их помощник, не менее 2 родителей или работников детского сада на 25-28 детей средней группы и не менее 3 в старшем дошкольном возрасте). Взрослые сопровождающие детей во время экскурсии должны хорошо знать и соблюдать правила безопасности (дорожного движения, на производстве).

При посещении производственного объекта необходимо получить разрешение на проведение экскурсии и обговорить ход экскурсии с ответственным представителем, определить содержание беседы рабочих с детьми.

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до нее осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений и объектов, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.

Своеобразие экскурсий по ознакомлению с трудом взрослых состоит в том, что дети наблюдают трудовую деятельность человека и технологический процесс. В основной части экскурсии необходимо показать детям, что и для какой цели делают люди, какие машины используются, как относятся к труду, как заботятся о хороших результатах труда.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.

К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение. При организации природоведческой экскурсии воспитателю необходимо тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой. Подготовить оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует развитию у них интереса к предстоящей экскурсии.

Методика проведения природоведческих познавательных экскурсий.

Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.

Показывая тот или иной предмет, педагог должен позаботиться о том, чтобы он хорошо был виден всем детям. Это достигается правильной расстановкой воспитанников полукругом. При рассмотрении объектов следует учитывать, что знания детей будут прочными только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств.

Небольшие экологические акции расширяют опыт природоох­ранной деятельности, поддерживают стремление активно и самосто­ятельно оказывать помощь природным объектам, позволяют испытать чувство гордости от выполненной работы. Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кор­мушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цвет­ники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во вре­мя этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой.

По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.

В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Главная цель заключительного эта­па - подведение итогов экскурсионной работы.

Работа после экскурсии.

Творческие задания позволят ре­бенку выразить свои впечатления, пока­зать отношение к увиденному. Можно предложить детям совместно с педагогом составить книжки-малышки из рисунков. Или после природоведческой экскурсии, на­пример, дошкольники могут сочинить рассказ о парке, предположить, какие сказки могла бы поведать им старая ель. Как вариант твор­ческих заданий, воспитатель предлагает составление коллективных коллажей, изображающих надводных и подводных обитателей водое­мов или профессии и пр. Конструирование макетов экосистем из природного и бросово­го материалов поможет детям лучше понять цепочку взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в природе. Макет улицы можно использовать в обучении правилам дорожного движения. После каждой экс­курсии макет может дополняться, преобразовываться. На основе кон­кретизированной информации дети выстраивают технологические цепочки, добавляют новые природные или технологические объекты и т.д.

Обобщающая беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Беседуя с детьми, воспитатель должен так ставить вопросы, чтобы в их памяти восстановился весь ход экскурсии. Важно подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подвести детей к выводам и обобщениям.

При проведении с младшими дошкольниками целевой прогулки, можно выбрать какой-то один объект для наблюдения и на участке ДОУ, например, рябину и совершать целевые прогулки в разные сезоны, наблюдая и отмечая при этом произошедшие изменения.

Таким образом, экскурсии и целевые прогулки помогают формировать представления дошкольников об окружающем мире.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевые прогулки организуют два раза в месяц. Как правило, они проводятся за пределами дошкольного учреждения. Смена обстановки, новые впечатления, которые не получишь на территории детского сада, свобода движения – всё это стимулирует активность детей, позволяет им более глубоко осмыслить явления и события окружающего мира.

Целевые прогулки непосредственно связаны с предварительными занятиями, циклом наблюдений, беседой.

Структура целевой прогулки такова:

1 подход к объекту наблюдения;

3 дидактическое задание;

4 возвращение на территорию детского сада;

5 свободные игры на своём участке.

Планируя целевую прогулку необходимо хорошо узнать место, где будут останавливаться дети. Следует всё предусмотреть в пути, чтобы ничто не угрожало жизни детей. Для этого прогулку необходимо проводить в паре с младшим или старшим воспитателем. Дети младшего и среднего возраста могут идти в течение 20 минут на расстояние до 200 – 300 м, дети старшего возраста - до 500 м. Объекты наблюдения выбираются в соответствии с требованиями программы по разным возрастным группам. Начинать проведение целевых прогулок следует со 2 – ой младшей группы.

В конце каждой целевой прогулки воспитатель придумывает разнообраз-

ные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает обследовать предметы. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, совершенствуются разнообразные движения, пространственная ориентировка, интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас.

Заканчивается целевая прогулка свободными играми на своём участке.

Полученные впечатления можно предложить детям отразить в рисунках, в лепке, аппликации и т.д.

Планирование целевых прогулок с целью экологического воспитания, следует по сезонам, так как каждому времени года соответствуют свои особенности.

Во 2 –ой младшей группе – в начале зимы, после снегопада рекомендуется провести целевую прогулку по участку и показать как много вокруг снега, который лежит на деревьях, на скамейках, на заборе, на крышах домов. Следует обратить внимание ребят на то, как
скрипит снег, какой он мягкий, пушистый (предложить сдуть с ветки, кустика, варежки ).

На следующих прогулках можно знакомить детей со свойствами снега: лёгкий, холодный, белый, из него можно лепить, на нём можно оставить следы, отпечаток, какого – нибудь предмета (силуэт зайчика, ёлочки, домика и т.д.)

В средней группе.

Осенью можно провести ряд прогулок за пределы участка детского сада с разными целями. В силу конкретности мышления дети 5 – ого года жизни часто думают, что наблюдаемые явления характерны только для их участка. Поэтому полезно посмотреть, что происходит за его пределами (за соседним домом, в парке, по другую сторону улицы, у водоёма и т.д.)

Зимой, в тихую погоду хорошо провести целевую прогулку в сквер, парк

полюбоваться зимним пейзажем.

Можно показать детям почки, плотно сомкнувшие свои чешуйки,

объяснить, что весной из них появятся листья.

В летний период, целевые прогулки на луг позволяют познакомить детей с луговыми растениями насекомыми, их жизнью летом, полюбоваться красотой и просторами луга.

В старшей группе, зимой особенно интересны наблюдения за поведением птиц, их образом жизни. Можно отметить общее и различное в поведении разных птиц у кормушки, учить отличать их по следам, голосам, способу продвижения по земле.

Весной, интересны наблюдения за поведением взрослых птиц в период выращивания птенцов. Можно показать детям скворечник и скворцов. Очень интересным будет наблюдение за пробуждением насекомых, которые первыми проснулись, понаблюдать, как греются на солнышке пе0рвые бабочки, научить различать несколько видов бабочек.

Летом, хорошо организовать целевую прогулку на поляну, луг – учить детей узнавать и различать луговые травы (клевер, герань, мышиный горошек), рассказать об условиях жизни растений на лугу – много света, солнечно, почти нет деревьев затемняющих травяных растений. Дети узнают, что на лугу растут только светолюбивые травы. Можно организовать наблюдение за насекомыми - кузнечиком, бабочкой, божьей коровкой, стрекозой.

В подготовительной группе осенью на прогулке можно провести с детьми наблюдение за расцвечиванием листьев растений – ярким явлением осени.

В зимнее время можно рассматривать с детьми следы на снегу, усложнив задание - узнавать следы человека: взрослого и ребёнка, узнавать следы птиц домашних животных (кошек, собак), следы от санок, лыж, машин – автомобиля, трактора; установить давно ли они оставлены.

Весной можно организовать целевую прогулку на берег реки, где можно

наблюдать ледоход (рассмотреть с детьми реку, отметить узкие полоски воды

у берегов (закраины), трещины во льду, движение льдин по течению.

Повторную прогулку можно провести в период половодья.

Правильно спланированное чередование познавательных, физкультурных, природоохранных мероприятий не только укрепляют здоровье детей, но и развивают их интеллект, выносливость, нравственные качества.

Для расширения, углубления, обобщения представлений дошкольников о знакомом объекте или явлении проводятся повторные целевые прогулки. Они раскрывают перед детьми изменения, новые качества и свойства в знакомом им природном объекте. Такие целевые прогулки организуются в разное время года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, целевые прогулки в лес, парк, поле, на водоём.

По усмотрению воспитателя цикл повторных целевых прогулок проводится на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Важно определить срок проведения целевой прогулки, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.

В городских детских садах, где природное окружение не столь разнообразно, как в сельской местности, планируются повторные целевые прогулки на один и тот же объект ещё чаще.

В каждом детском саду следует определить природные и сельскохозяйственные объекты, ознакомление с которыми целесообразно проводить с детьми той или иной возрастной группы. Важно наметить примерный объём знаний, которые должны усвоить дети. Исходя их этих условий, определяется перечень целевых прогулок, устанавливаются их последовательность и приблизительные сроки проведения.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те целевые прогулки в природу, которые правильно подготовлены и

Учитывая нестойкость детских эмоциональность переживаний, воспитатель создаёт условия для оживления и закрепления впечатлений от целевой прогулки. С этой целью непосредственно после её проведения, используя разнообразные методы и приёмы, он стимулирует у детей желание вспомнить, что они видели, что им особенно понравилось. Этому помогает совместный разбор собранного природного материала; дети охотно рассказывают о своих находках, открытиях, об испытанных при этом чувствах.

Оживлению и углублению полученных впечатлений способствует также применение воспитателем художественных средств. Так при рассматривании репродукций, иллюстраций к книгам о природе дети обмениваются впечатлениями об увиденном во время прогулки.

Художественные образы выступают не только как источник уточнения, углубления, знаний, полученных детьми на целевых прогулках: они являются важным фактором эмоционального воздействия, средством, усиливающим впечатление о родной природе.

Одним из важнейших средств усвоения и углублений, полученных на целевой прогулке, являются длительные систематические наблюдения на участке, в уголке природы. Так, интерес к жизни зимующих птиц возникает у детей на осенних целевых прогулках в лес, в парк, на поле. Этот интерес укрепляется благодаря наблюдениям за птицами у кормушки. Старшие дошкольники вносят в наблюдения за зимующими птицами на участке детского сада элементы экспериментирования: добавляют к обычному корму сухие ягоды рябины, семечки арбуза, дыни и убеждаются, что этот корм привлёк к кормушке новых посетителей. Включение экспериментирования повышает интерес детей к природе. Они наглядно убеждаются в том, что знания помогают воздействовать на природу.

После целевой прогулки (например, на сельскохозяйственные объекты, где осуществляется знакомство с различными видами труда, машинами) необходимо создать условия для отражения полученных впечатлений в сюжетно – ролевых играх. Воспитатель помогает детям определить содержание игры, распределить роли, подобрать и смастерить соответствующее оборудование.

Широко используются также дидактические игры. В средней группе проводятся игры с предметами и игрушками, словесные, а также настольно – печатные игры типа лото, домино.

В старших группах игры с природоведческим содержанием усложняются. В них решаются разнообразные дидактические задачи: различать предметы по признакам, группировать, обобщать, классифицировать; описывать предмет и явление и находить по описанию; устанавливать последовательность стадий развития растений. Во всех группах детского сада следует чаще организовывать дидактические игры с природным материалом, собранным на экскурсиях (шишками, листьями, семенами).

Дети с помощью воспитателя готовят из природного материала игрушки. Много творчества проявляют они, используя в качестве поделочного материала шишки, мох, сухие ветки, солому. Такая деятельность способствует эстетическому развитию детей, помогает глубже познать свойства природного материала.

В массовой практике для уточнения и обобщения знаний усвоенных детьми, широко используются итоговые беседы, которые обычно проводятся через несколько дней после целевой прогулки. Их целесообразно проводить по результатам нескольких прогулок и занятий природоведческого

содержания объединённой общей темой.

Таким образом, целевые прогулки пополняют экологические знания детей, учат бережно относиться к природе, формируют определённые нравственные и эстетические качества, развивают наблюдательность мышление и речь.

Читайте также: