Что такое доброта определение кратко для детей 3 класса

Обновлено: 07.07.2024

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Да, о доброте.

Слово это серьезное, Главное, важное.
То, что значит оно, Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка, Тепло и любовь.
В нем стремленье На помощь прийти Вновь и вновь.
Это качество В сердце у многих живет
И о боли других Позабыть не дает.
И оно поважнее, Чем лица красота.
Догадались, что это? Сердец.

-С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово Доброта?

-Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты.

- Так что же такое доброта ? Обратимся за помощью к толковому словарю.

Работа с толковым словарем:

Читают в словаре:

Доброта -это отзывчивость ,душевное расположение к людям ,стремление делать добро другим.

-- Назовите синонимы к слову добрый. Ответы детей:( отзывчивый, хороший ,нравственный ,честный , порядочный ,вежливый, заботливый и т.д.)

Работа в группах

- Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек

-Что произошло бы с миром ,если не было доброты ?

Записывают на карточках, читают свои ответы:

(Добрый человек никогда: не обманет, обидит, убьет ,украдет ,ударит, сделает больно, бросит в беде ,оставит без помощи и т.д.)

А теперь прослушайте притчу

Притча о Добре и Зле

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: ……..

-Как вы думаете, что ответил старый индеец?

… ..Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Работа в группах

- Прочитайте задание на карточках

1 группа: расскажите о своих добрых поступках.

2 группа: расскажите о добрых поступках литературных героев

3 группа: расскажите о добрых поступках, увиденных по телевизору или прочитанных в газете.

4 группа: расскажите о добром поступке, который вы хотели бы совершить в будущем .

-Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

1) Жизнь дана на……………….дела

2) Мир не без……………людей

3) ……….. слово и железные ворота открывает.

4) …………… слово человеку, что дождь в засуху

1 и 2 пятерки искали и разбирали пословицы о добре, прочитайте

Добра желаешь – добро и делай. Добрая слава лежит, а худая бежит.

Добрая ссора лучше худого согласия. Добро наживай, а худо изживай.

Добро не лихо – ходит тихо. Добро помни, а зло забывай.

Доброе дело само себя хвалит. Доброе начало – половина дела.

Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово – это доброе дело. Доброта без разума пуста.

Добрый конец – всему делу венец. Добрый совет ко времени хорош.

Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль. Добрым быть – добрым слыть.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. Добро и во сне хорошо.

Доброму – добрая память. На свете не без добрых людей.

Доброе дело и в воде не тонет. С добрым жить хорошо.

3 и 4 пятерки искали и разбирали фразеологизмы о добре, прочитайте

Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.

– Надо ли учиться доброте?

- Как вы думаете, можно быть человеком грубым, а в душе – добрым? Объясните.

-Каких людей на свете больше: добрых или злых? Обоснуйте свое мнение.

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым?

-( стихотворение о доброте)

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета,

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Канавка вся в брызгах, и вода в ней не блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит. Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.

- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вот сколько молока пролила! А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

- Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.

Вопросы для анализа.

- Каким человеком можно назвать героя этого рассказа? (Добрым)

- Какой поступок совершил Витя?

- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его добром поступке? ( Неважно)

- А почему вы так думаете?

-Хорошо бы научиться искренне, дарить добро, не ожидая какой- либо выгоды и похвалы. Вот как наше солнышко, светит и ничего не требует взамен. Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо.

-Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.

- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.

- Я называю доброго сказочного героя – вы хлопаете в ладоши, злого героя –топаете ногами: Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

-Вот ребята ,мы и добрались до Доброй земли.

-Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.

- Первая группа изобразит нам на этом листе солнце. Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков. Слова для 1 гр: Развязный, аккуратный, доброжелательный ,вежливый ,грубый, неучтивый ,умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый ,помогает в беде ,часто ссорится, вспыльчивый, скромный ,общительный ,ласковый ,веселый ,счастливый ,наглый , внимательный жадный ,крикливый

-Солнце дает жизнь на Земле ,значит на Доброй земле должны цвести сады, петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.

Вторая группа приклеит к дереву корни ,на них напишет свои добрые слова ,ведь дерево вырастет сильным только тогда ,когда у него будут добрые(крепкие ) корни .

Третья группа напишет на цветах добрые мысли .

Четвертая группа напишет на плодах добрые поступки

- Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Как дом, так сердце каждодневно

Оберегать от всякой скверны,

Не помнить зла, не оскорблять.

-Напишите на листочках то зло или злой поступок, который вы никогда в жизни не сделаете. Потом порвите и выбросите!! Пусть в вас живет только добро.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование доброжелательного, уважительного отношения к людям.

МБОУ Соузгинская средняя общеобразовательная школа



Классный час для 3 класса

Учитель начальных классов:

Лященко Татьяна Викторовна


2017г

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?

Классный час для 3 класса

Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к людям; развивать эмпатию.

Ход занятия:

Учитель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о чувствах. С помощью пяти органов чувств – это слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса, человек воспринимает различные предметы окружающего мира. Воспринимать и понимать другого человека, живой объект помогает сочувствие, то есть способность понимать чувства, боль, радость другого человека. Слово ЧУВСТВО родственно слову СОЧУВСТВИЕ.

«Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, - сказало белое облачко, - а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят * никогда не знают, где их дождь нужен.

Мне его тоже жаль, - сказало серое облачко и тут же предложило белому:

А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоём как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.

Вот ещё, - недовольно ответило белое облачко. - Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в тёмную тучку превратиться и дождём в грязную землю вылиться.

Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.

Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает ему пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, - сказало белое облачко и улетело.

Учитель: Вам понравилась сказка?

Дети. Очень.

Учитель: Что вам больше понравилось: сострадание, жалость белого облачка или милосердный поступок серого облачка?

Дети: Конечно, милосердный поступок серого облачка.

Учитель: Что труднее: жалеть, сострадать или помогать и поступать милосердно?

Дети. Милосердно поступать.

Учитель. Сострадание, жалость хорошие или плохие качества?

Дети: Капельку хорошие и капельку плохие.

Учитель. В чём же капелька плохого?

Дети: Потому что это не помощь.

Учитель: Я с тобой согласна. Сострадание, жалость - хорошие качества, но их часто бывает недостаточно для того, чтобы помочь человеку. Но из жалости и сострадания вырастает милосердие. Прислушайтесь, как красиво звучат эти два слова: со-стра-да-ние, ми-ло-сердие.

Учитель: Кто-нибудь из вас совершал милосердный поступок?

Дети рассказывают о своих милосердных поступках.

Учитель: Как вы думаете, сколько поступков нужно совершить человеку, чтобы его назвали милосердным?

Ответы детей.

Учитель. А может быть, стоит совершить один милосердный поступок и потом всё время им хвастаться?

Дети: Нет, хвастаться вообще нехорошо.

Учитель: Да. Сострадание и сочувствие - отзывчивость на переживания других людей. И это необходимо доказать на деле.

Учитель: Вам приходилось сочувствовать кому-нибудь? Я когда вижу впереди себя человека на костылях, невольно замедляю шаг. Я ему сочувствую, понимаю, как ему трудно. И, когда подхожу к нему, готова оказать ему помощь.

Ответы детей.

Учитель: Вы очень добрые. Прежде всего в милосердии нуждаются инвалиды - люди, лишённые зрения, речи, слуха, или люди, не имеющие рук, ног. Каждый из них хотел бы ходить в детский сад, в школу, на работу. Каждый из них хочет быть любимым. Эти люди богаты талантами, обладают душевной силой, как и мы с вами. Но инвалидам труднее жить, их подстерегает гораздо больше опасностей, чем нас с вами, и они их стараются преодолевать. Эти люди нуждаются в нашей помощи, в уважении, в понимании их трудностей и радостей, в сочувствии не на словах, а на деле. Я уверена, жизнь у вас будет долгая и вы совершите множество добрых поступков. Только не стесняйтесь делать это!

В доме, добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас.

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты приживаются цветы.

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

- Это мама, мама, мама!

Ответы детей.

Учитель. Какой лепесток оказался главным?

Дети: Тот который принёс пользу не самой девочке, а другому человеку - мальчику.

Учитель: Я приготовила картину. (Выставляет лист ватмана с изображением дерева, травы, облаков, солнца.) В моей корзинке есть листья, цветы и бабочки (показывает). Каждый из вас расскажет о своём добром поступке и наклеит на картину лист, цветок или бабочку. Эта картина останется в классе, и с каждым днём будет ярче и красивее от ваших добрых дел. (Дети рассказывают о своих добрых делах и наклеивают на лист ватмана листья, цветы или бабочек.)

Пословицы и поговорки

Доброму слову - добрый ответ.

Добрый человек придёт, словно свет принесёт.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Добрый сын - отцу радость, худой - печаль.

Добрый скорее дело делает, чем сердитый.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Добро не умирает, а зло пропадает.

Плох человек, коли добра не помнит.

Добро помни, а зло забывай.

Доброе дело веками помнится.

Сделав добро, не кайся; сделав худо, не жди добра.

Доброму везде добро.

Что такое сочувствие, сострадание, доброта, милосердие

Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к другому человеку.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-либо несчастьем, горем.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Милосердие - деятельное сострадание, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь.


С самого раннего возраста нас учат проявлять добро и милосердие к людям, к природе, к миру. Время идет и фундаментальное понятие о добре также претерпевает свои метаморфозы. Chance решил узнать у учеников 3-А класса специализированной школы №135 города Киева, что же такое добро.





Не зря ведь говорят, что устами ребенка глаголет истина. В их ответах звучит искренность, ведь никто не вспомнил о материальных благах, которые общество зачастую ставит на первое место. Может взрослым стоит задуматься и поучиться у детей?


Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта – это добродетель, которая редко встречается в наши дни. Люди в наши дни настолько заняты удовлетворением своих собственных потребностей и желаний, что не замечают других. Быть добрым к другим не подлежит сомнению для большинства.

Определение понятия

Доброта – это когда человек безвозмездно помогает или просто желает чего-нибудь хорошего другим людям. Доброта основывается на умении сострадать, сочувствовать, ставить себя на место другого. Но не каждому это дано. Это чувство не позволяет оставаться равнодушным к бедам других, когда это так необходимо человеку или животному.

Аргумент из прочитанного текста

Так, в тексте В.А.Бахревского рассказывается о мальчике, который спасал лебедей в подвале, так как озеро замерзло. Он кормил птиц и заботился о них, тем самым выражая свою любовь и доброту.
Мальчик был смышлёным, он хорошо решал математические задачи, однако ему не очень хорошо давались гуманитарные науки. В их классе примером для всех была девочка Наталья Лоскутикова. Главный герой также симпатизировал ей. Он решил открыть ей свою тайну, показал лебедей, за которыми он ухаживал. Однако Наталья, несмотря на свой ум, оказалась холодной и не доброй.

Аргумент из личного опыта

Многие люди бросают камни в бродячих собак и кошек, чтобы отпугнуть их. Это нормально, если это нужно для самозащиты, однако многие люди делают это просто для удовольствия. Мы должны быть добры к животным. Правильное обращение с животными и кормление их – два способа проявить доброту к ним. Мы сейчас тратим много еды. Мы выбрасываем остатки пищи в мусорный ящик. Вместо того, чтобы выбрасывать их, мы должны кормить ими кошек и собак, которые бродят вокруг нашего дома. Мы также можем проявить к ним доброту, взяв их к себе. Так же мы можем кормить птиц, вешая кормушки. Эти небольшие акты доброты не только принесут пользу этим птицам и животным, но и заставят вас чувствовать себя лучше.

Заключение

Раньше доброта описывалась по-разному в разных религиозных книгах и литературе. Однако все они повторяют одну и ту же мысль. Все они говорят о том, что люди должны проявлять доброту к другим людям, а также к другим существам. Мы должны быть вежливы, дружелюбны и гуманны. Хотя мы должны проявлять доброту, мы не должны делать это с целью получить что-то взамен. Доброта – это прежде всего, самоотверженный поступок.

* Владислав Анатольевич Бахревский (род. в 1936 г.) – русский советский писатель, поэт, классик детской литературы.

Определение понятия

Доброта – это когда мы вежливые и внимательные по отношению к другим людям. Это качество, которым обладают не все. Очень немногие люди в этом мире наделены этим качеством. Говорят, что добрый человек обладает хорошим характером. Его любят и высоко ценят окружающие. Однако это не должно быть главной причиной для того, чтобы заниматься добрыми делами. Доброта – это то, что нужно делать самоотверженно. Если мы ожидаем, что люди оценят нас или сделают услугу за услугу, тогда это не доброта, а эгоизм. Это ясно указывает на то, что мы делаем это с эгоистичным мотивом.

Аргумент из прочитанного текста

Так, в тексте А.А.Лиханова повествуется ситуация, когда старшеклассники бессовестно и бесчеловечно обстреливают снежками беззащитную белку, которая из последних сил хочет спастись. Главный герой, увидев эту картину, заступается за беззащитную белку. Он пошел против десятерых старшеклассников, так ему было обидно за белку, за ничего не повинное живое существо. Проявил милосердие и доброту к ней. За это его зверски избили, но ему не было больно. Вот он, добрый человек!

Аргумент из личного опыта

Доброта в наши дни не является характерной чертой большинства людей. В сегодняшние времена люди стали чрезвычайно погруженными в себя. Многие из них думают только о себе. Растущая конкуренция на разных этапах нашей жизни – одна из главных причин, почему люди оказываются такими. Все вокруг заняты тем, чтобы стать лучше и показать миру, насколько лучше их жизнь по сравнению с жизнью других. Такую черту характера, как доброта, необходимо прививать людям с самого детства. Важность доброты должна преподаваться в школе. Необходимо проводить семинары и читать лекции, чтобы рассказать детям, почему необходимо быть добрым к людям.

Заключение

Быть добрым не сложно. Проявлять доброту к тем, кто нас окружает, должно быть конечной целью каждого из нас. Попробуйте быть добрым и посмотрите, как это может изменить вашу жизнь в лучшую сторону!

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.

Читайте также: