Карта анализа дидактической игры в доу по фгос образец
Обновлено: 05.07.2024
2. Ошибки и затруднения детей, их причины (недостаток званий, отсутствие знаний, внимания, необходимых умственных умений).
3. Приемы руководства, их действенность (способы привлечения детей, способы объяснения правил игры и игровых действий, руководство ее ходом).
2. Составить конспект дидактической игры, соблюдая структуру.
Структура дидактической игры:
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила ( это обязательно должно отражаться в план- конспекте)
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.).
Например, в известной всем игре "Магазин игрушек" дидактическую задачу можно сформулировать так: "Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность". Такая дидактическая задача поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.
В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру "Что изменилось?" использовать для упражнений в запоминании, "Магазин игрушек" - для развития мышления, "Отгадай что задумали" - наблюдательности, внимания.
Игровые правила.
Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре, делает игру занимательной, напряженной.
Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за отрицательного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.
Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре "Так бывает или нет?" правилами игры требуется: заметить в стихотворении "Это правда или нет?" Л.Станчева все небылицы:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А замой среди ветвей
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Игра проводится так часто, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интереснее и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, у победителя будет шесть фишек. Он получат приз.
Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: "Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!", "Давайте я считалочкой выберу водящего!"
Задание ПП № 17 на производственную практику:
- организация дидактической игры.
- самоанализ и оценка собственной деятельности и деятельности детей.
Дидактическая игра – форма обучения. Эти игры используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми.
Каждая дидактическая игра решает учебную задачу, которая предполагает развитие моторных, сенсорных и мыслительных способностей.
Дидактические игры подразделяются:
1. Сами дидактические игры. Это предметы, игрушки (неваляшка, пирамидка, матрешка и т.д.);
2. Настолько-печатные игры. Они способствуют развитию наглядно-действенного мышления. Их цель:
- закрепление знаний о предметах и их назначении;
- классификация, обобщение предметов по существенным признакам;
- установление взаимосвязи между предметами;
- составление целого из частей.
3. Словесные игры. Эти игры развивают речь, слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.
Дидактическая игра состоит:
1) дидактической игровой задачи;
2) игрового действия и отношения играющих.
Игровая задача – для чего эта игра, что развивает.
Игровые действия – ход игры (что, за чем), у каждого играющего есть свой определенный ход.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дид.игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры(игрушки, разные предметы, картинки…);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,который будет использован в игре (показ предметов,картинок, краткая беседа,в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил ;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Задание ПП № 18 на производственную практику:
- наблюдение и анализ строительной игры;
- составление план – конспекта строительной игры.
Строительные игры – это вид творческой игры. В этих играх отражаются знания и впечатления детей об окружающем мире предметов, самостоятельность возведения постройки по обобщению и схематизированию, многогранное развитие умственной деятельности.
Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.
Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.
Дети: Квадрат и треугольник.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на углы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Я желаю тебе снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!
Воспитатель: Детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы?
Дети делают круги из веревочек.
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет квадрата.
Онемел… Стоит без слов..
Вот так месть. Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Воспитатель: Ребята, а у какой фигуры восемь углов?
Дети: У восьмиугольника. Дети составляют фигуру восьмиугольника.
Воспитатель: Ребята, какие фигуры мы с вами составили?
Дети: Квадрат, треугольник, круг и восьмиугольник.
Вопросы к анализу
Анализ игровой деятельности
Время начала игры
Упражнять конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств, упражнение в классификации предметов, воспитание внимания, наблюдательности, сдержанности.
Количество играющих детей
Кто является инициатором игры
Наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)
Создание интереса к игре у детей
Воспитатель, используя интерес детей к игровому действию, побуждает их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное, показ разнообразных сюжетных картин, символов.
Понимание и принятие детьми дидактических задач
Усилия, которые дети вынуждены проявлять в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности и закрепляют сенсорный опыт.
Выполнение правил детьми
Воспитатель с помощью вопросов, предложения повторить правила, самостоятельно рассказать содержание убеждается, что дети поняли игру, ее ход и правила. При повторении известной детям игры он обращается к ним с просьбой рассказать игру и напомнить основные правила. При этом воспитатель направляет детей, помогает путем наводящих вопросов вычленить главные игровые действия и правила. Контроль за действиями играющих как педагога, так и самих детей обычно приводит к хорошему выполнению правил.
Выполнение этических норм поведения во время игры
Дети доброжелательны, отзывчивы, проявляют взаимопомощь по отношению к друг другу, сопереживают, если не получается что либо сделать.
Присутствие отрицательных качеств
Некоторые дети желают всегда быть первыми, торопятся при выполнении задания.
Воспитатель вместе играет с детьми, наблюдает за ней, задает вопросы, корректирует деятельность детей.
Окончание игры, подведение итогов
Воспитатель отмечает, как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделяет наиболее удачно отличившихся детей в действиях.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Анализ игровой деятельности
Дата: 07.11.2016г . Группа: старшая № 4
Количество детей: 15 чел. Воспитатель: Дымченко Наталья Борисовна
Присутствуют ли отрицательные качества:
- грубость в обращении
-всегда быть первым
Умеют ли дети решать коллективные задачи?
Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?
Развивается ли игровая деятельность с учётом уровня развития детей?
Доиграли ли до конца?
Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?
Доступен ли игровой материал для пользования его детьми?
Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых
Какие приёмы, побуждающие к началу игры, использовал воспитатель:
- взятие на себя роли
- предложение темпа игры
- подготовка оборудование к игре
- внесение нового оборудование
Изменяют ли предметно-игровую среду с учётом практического и игрового опыта?
Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?
Проявляется ли во время игры новые варианты?
Проявляется ли творчество в создании игры (выбор темы)
Вывод : Организация игры соответствовала возрасту детей. Содержание и структура игры достаточно хорошо стимулировали детскую игру, педагог выступала в игре, как активный участник, также роль его менялась в зависимости характера игровой ситуации. Дети старались решать коллективные задачи игры, в начале игры чувствовалось скованность, затем игра набирала свой темп, где педагог стимулировала детскую познавательную активность. Воспитатель предлагала детям вопросы по игровой роли, сюжету.
Достаточное количество материала и игрового оборудования, всё разнообразно и легко трансформируемо: муляжи овощей и фруктов, кассы, чеки, прилавки, сумки, кошельки, форма охранника, форма фасовщиков, атрибуты для водителей и грузчиков, пакеты, весы и др.
Предложения: Педагогу продолжать развивать игровую деятельность детей в системе. Разнообразить игры более современного уровня. Продолжать знакомить детей с другими профессиями людей, соответственно грамотно изменять предметно-пространственную среду для практического игрового опыта детей.
Старший воспитатель: __________________ Л.А. Рожкова
Анализ игровой деятельности
Дата: 09.11.2016г . Группа: средняя № 8
Количество детей: 17 чел. Воспитатель: Евтушенко Елена Владимировна
Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр
Оказание помощи воспитателем в осуществлении игровых замыслов
Создание положительных эмоций
Присутствует ли информация, которая связана с содержанием отображаемой жизненной ситуации
Меняется ли в процессе игры игровая среда (игрушки- заместители, игровой материал)
Все ли задействованы в игре?
Умеют ли распределять роли?
Создаёт ли воспитатель проблемную ситуацию для выявления знаний о чём-либо?
Присутствуют ли отрицательные качества:
- грубость в обращении
-всегда быть первым
Умеют ли дети решать коллективные задачи?
Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой?
Развивается ли игровая деятельность с учётом уровня развития детей?
Доиграли ли до конца?
Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?
Доступен ли игровой материал для пользования его детьми?
Имеет ли в игре отражение знаний о профессиях взрослых
Какие приёмы, побуждающие к началу игры, использовал воспитатель:
- взятие на себя роли
- предложение темпа игры
- подготовка оборудование к игре
- внесение нового оборудование
Изменяют ли предметно-игровую среду с учётом практического и игрового опыта?
Умеют ли ориентироваться в игровой задаче?
Проявляется ли во время игры новые варианты?
Проявляется ли творчество в создании игры (выбор темы)
Вывод : Организация игры соответствовала возрасту детей. Содержание и структура игры достаточно хорошо стимулировали детскую игру, педагог выступала в игре, как активный участник, также роль его менялась в зависимости характера игровой ситуации. Достаточное количество материала и игрового оборудования, всё разнообразно и легко трансформируемо: резиновые игрушки, кассы, чеки, сумки, кошельки, форма охранника, атрибуты для водителей и грузчиков, пакеты, весы и др. В ходе игры проявлялись и ошибки, затруднения детей, их причины в том, что у детей недостаточно знаний и необходимых умений.
Предложения: Педагогу продолжать развивать игровую деятельность детей в системе. Разнообразить игры более современного уровня. Продолжать знакомить детей с другими профессиями людей, соответственно грамотно изменять предметно-пространственную среду для практического игрового опыта детей, обогащать опыт детей, формировании новых знаний, умений и навыков в процессе игровой деятельности
Старший воспитатель: __________________ Л.А. Рожкова
Воспитатель: _________________ Е.В. Евтушенко
Контроль и оценка организации и проведения игровой деятельности в реализации ФГОС ДО
Ф.И.О. педагога: Зюзько Раиса Ивановна
Должность: воспитатель средней группы № 9
Образование: среднее специальное (педагогическое)
Квалификационная категория: I категория
Условия для игры, созданные педагогом в помещении или на участке детского сада.
Задействовано всё помещение группы, используется яркие, эстетически выполненные атрибуты руками педагога.
Приобрести игрушкисоответствующие ФГОС ДО
Подбор игрового материала и оборудования, соответствие требованиям СанПиН и возрасту детей, достаточность игровых материалов в группе.
Игрушки динамично (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.
Недостаток игрушек для мальчиков
Выделить игровую зону для мальчиков
Виды, характер и содержание игр, преобладающих в данной группе.
Среднее количество детей, включающихся в игры каждого вида, устойчивость состава детей в игровых подгруппах
Включаются в игру все дети, группируются на небольшие группы, в группах есть девочки и мальчики.
Средняя продолжительность игр
Правильно распределить время детской деятельности
Особенности руководства играми со стороны воспитателя:
- создание игровой мотивации (используемые методы и приёмы);
- учёт интересов и индивидуальных особенностей детей;
- помощь выборе игры или игрушек;
- создание спокойного, радостного настроения, условий для индивидуальных игр и игр небольшими группами; в игру в качестве
- помощь в развёртывании игровых замыслов;
- вовлечение в игры малодеятельных и замкнутых детей.
Действенность приёмов руководства.
Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если они играют в разные виды игр, воспитательные задачи разнообразнее и индивидуализируются .
Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития.
Преобладающая форма организации игры, её соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Дети сами создают, изменяют, приспосабливают правила для своих действий, решают, нужны ли они. В дидактических играх игровое действие всегда связана с заранее установленными правилами.
Включение воспитателя в игру в качестве:
- ведущего руководителя игры;
Воспитатель равноправный партнёр.
Регуляция педагогом игровых взаимоотношений детей, разрешения и предотвращения конфликтов
Самостоятельность детей при постановке игровых задач выясняется во время наблюдений или путем предложения игровых проблемных ситуаций. Например, если будет замечено, что кто-то из детей не ставит игровую задачу, а воспитатель не оказывает ему своевременную помощь, то этому ребенку ставится игровая задача в косвенной формулировке, его внимание обращается на какую-нибудь игрушку:
Деятельность детей, не участвующих в игре, причины;
Организация завершения игры
Педагог за несколько минут сообщает детям об окончании игры, для того, чтобы дети могли до минимума свернуть игровой сюжет, игру с правилами
Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая тем самым у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместны будут вопросы, советы, рекомендации.
Оценка деятельности детей в игре (критерии, характер, форма, содержание, объективность. Эмоциональность)
Ошибки и затруднения детей в игре, их причины (недостаток знаний, отсутствие знаний, внимания, необходимых умений)
Недостаток знаний и умений. Низкий познавательный интерес
Обогащения опыта детей, формирование новых знаний, умений и навыков в процессе игровой деятельности
Замысел игры у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый ему приходит на помощь. В игре он отображает знакомые события, комбинируя их между собой. Заинтересовавшие события может повторять в игре многократно.
. Ролевые способы менее сформированы. Ролевые действия разнообразные, но не выразительные. Они сопровождаются ролевыми высказываниями. Ролевая беседа не возникает. Ребенок вступает в кратковременное взаимодействие со взрослым и со сверстниками.
Работа педагога по воспитанию у детей бережного отношения к игрушкам, формированию умения и потребности убирать игрушки после игры на место.
Педагог постепенно сообщает детям об окончании игры. Дети распределяют своё время на окончание и уборку игрового материала. У детей хорошо сформированы навыки самостоятельности и ответственности к уборки игрушек. Дети достаточно хорошо знают место той игрушки, которой он играл.
Хотя воспитатель акцентирует внимание детей на постоянном месте какой-либо игрушки, главное игрушка целая и убрана с общей площади группы.
Выводы: У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется. Воспитатель грамотно корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самодеятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в правдивость того, что происходит.
Рекомендации: В оспитателю следует так рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей. Между занятиями следует подбирать игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между занятиями следует избегать игр всей группой. Это утомляет детей.
Контроль и оценка организации и проведения игровой деятельности в реализации ФГОС ДО
Недавно в нашем детском саду проводились открытые занятия. Предлагаю вам примерный анализ открытых мероприятий, может кому-то пригодится в работе.
Анализ открытого показа организации дидактической игры воспитателя с детьми.
Цель: воспитывать сообразительность, находчивость, умение применять знания в соответствии с обстоятельствами.
1. Закрепить знания детей о временах года, их названия.
3. Развивать наблюдательность, память.
4. Упражнять детей в классификации предметов.
Возрастная группа: средняя.
Количество детей: 27
Дата проведения: 30.10.2014 год.
Занятие провел: воспитатель высшей квалификационной категории Стержанова И. И.
Анализ
Занятие интересное, программное содержание материала соответствует возрасту. Цель игры продумана, обоснована. Учтены особенности подбора материала, уровень подготовки детей и навыков учебной деятельности детей высокий. Дети умеют слушать и слышать, принимают задание, умеют полученные знания использовать на практике. Структура дидактических игр, используемых в данном мероприятии соответствует поставленным целям и задачам. Прослеживается воспитательная направленность в данном виде работы.
В процессе игры воспитателем были продуманы разнообразные приемы привлечения внимания детей: сюрпризный момент с поиском сундучка, костюм феи, речедвигательная гимнастика.
Используемый воспитателем метод сотрудничества включил каждого ребенка в деятельность для достижения дидактических целей.
Речь воспитателя эмоциональная, выразительная, грамотная. Игра интонацией позволила на протяжении всего занятия держать внимание детей и сохранить стойкий интерес к выполняемой работе.
В ходе игр достигнуты образовательные и воспитательные задачи. Дети были активны, заинтересованы на протяжении всей организованной деятельности программное содержание выполнено в полном объеме. Высокий уровень подготовленности воспитателя к занятию обеспечил его качественное выполнение.
Рецензент: Ищенко Анна Вячеславовна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Психологический анализ занятия Психологический анализ занятияВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Психологический анализ учебной деятельности детей: • Активная.
Читайте также:
- Общество как целостная система кратко
- Понятие основные признаки задачи и цели направления правоохранительной деятельности кратко
- Готовый план по самообразованию воспитателя детского сада старшая группа на тему дидактические игры
- Что такое компактное вещество кратко
- Анализ педагогического опыта портфолио воспитателя детского сада