Анализ педагогического опыта портфолио воспитателя детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Чтобы упорядочить размещение сведений и материалов, необходимых для портфолио, оно должно подразделяться на несколько частей. Что должно быть в папке?

Пример структуры портфолио для воспитателя детского сада:

I – Вводная часть;

II – Профессиональный портрет;

III – Тематические папки:

  1. профессиональные достижения,
  2. успехи воспитанников,
  3. документы, подтверждающие профессиональный рост,
  4. рекомендации, оценки и отзывы.

Структура портфолио воспитателя ДОУ

Наталья Воронова

Структура портфолио воспитателя ДОУ

Структура Портфолио.

Раздел 1.

Общие сведения о педагоге.

1. Фамилия, имя, отчество, год рождения

— что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому, диплом (фото).

3. Название ДОУ и занимаемая должность.

4. Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;

5. Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, название курсов);

удостоверение о прохождении курсов.

6. Дата прохождения последней аттестации. Квалификационная категория.

Раздел 2.

2. Характеристика, данная руководителем ДОУ.

отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности,

этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы

инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие

достижения и т. д.

В характеристике на воспитателя, составляемой представителями

администрации ДОУ, отражаются: отношение педагога к

профессиональной педагогической деятельности, его вклад в развитие

образовательного учреждения и совершенствование педагогического

процесса, перспективы профессионального роста воспитателя, степень

участия в общественной жизни, профессиональные и личные достижения, личностные и профессиональные качества педагога. Работа воспитателя

над данным разделом Портфолио позволяет отследить динамику и

результаты профессионального становления и развития, определить

возможные перспективы и направления профессионального саморазвития

Раздел 3.

Награды и достижения педагога и воспитанников.

Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.

Наиболее значимые правительственные или общественные награды, грамоты, благодарственные письма; дипломы различных конкурсов; грамоты, благодарственные письма, дипломы.

Включает сертификаты об участии воспитанников в различных

конкурсах, спортивных мероприятиях, олимпиадах,

сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно

свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя,

служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности,

Раздел 4.

Результаты педагогической деятельности.

Материалы данного раздела должны давать представление о

динамике результатов педагогической деятельности специалиста за определенный период.

1. Перечень нормативных документов которыми руководствуется педагог в своей работе.

Законодательные и нормативно-правовые документы

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

Конвенцией о правах ребенка;

Трудовым Кодексом РФ;

федеральными и региональными программами образования;

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

региональными нормативно-правовыми документами;

нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;

локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).

Приложение папка №1.

2.Анализ деятельности педагога по ООП.

ООП по которой работает педагог, цель, задачи, результаты освоения

программы, использование инновационных технологий, диаграммы роста, анализ и достижения детей в образовательных проектах. Результаты мониторинга освоения образовательных областей.

Приложение: папка № 2

Парциальная программа педагога, авторы, проекты в рамках этой программы, успехи и достижения детей.

Приложение: папка № 3

4.Создание предметно-развивающей среды.

Создание игровых и тематических зон, перечень разработанных дидактических и методических пособий, игр, альбомов.

5.Работа с родителями.

Праздники с привлечением родителей, мастер-классы, анкетирование, консультирование, родительские собрания и другие формы работы.

Приложение: папка № 4

Раздел 5

Материалы по обобщению и распространению педагогического опыта.

— участие в работе методических объединений, педсоветах.

— открытые занятия, мастер-классы, презентации.

-участие в конкурсах.

— участие в праздниках (ведущая роль и организация)

Приложение: папка №5

Раздел 6

Выбор педагогом темы для повышения педагогического мастерства.

План по самообразованию является неотъемлемой частью дополнительного развития педагогических навыков. План самообразования способствует систематизации деятельности воспитателя, отражает эффективность проводимых мероприятий. Кроме того, его составление помогает выработать тактику дальнейшего взаимодействия с детьми. В составе плана присутствует программа методических занятий на будущий год.

Приложение : папка № 6

Общие рекомендации по оформлению разделов

Во многих дошкольных учреждениях есть свои особенности оформления и ведения педагогического портфолио. Но, тем не менее, можно привести и общие рекомендации, некий образец портфолио воспитателя детского сада, который позволит педагогам успешно вести работу по формированию яркой, содержательной папки в целях последовательного и как можно более полного отражения этапов, направлений и результатов своей профессиональной деятельности.

Предлагаем вам некоторые советы и рекомендации, как оформить портфолио воспитателя, какие включить разделы.

Вводная часть

Здесь необходимо указать:

  • личные данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения),
  • образование (прилагается копия диплома),
  • общий и педагогический стаж работы,
  • профессиональный статус (указываются учреждения, где довелось работать в качестве педагога, периоды работы и квалификация).

Эта информация может быть оформлена в виде резюме или вступительного абзаца. В некоторых учреждениях в данный раздел помещается и краткая автобиография.

Профессиональный портрет

К оформлению этого раздела следует подойти творчески, потому что понадобится написать что-то вроде эссе, рассказав о себе как о профессионале.

Воспитатель может изложить следующее:

  • чем был обусловлен выбор профессии;
  • какими, по его мнению, качествами должен обладать педагог, работающий в дошкольном учреждении;
  • каковы его профессиональные интересы и кредо;
  • краткий обзор этапов педагогической деятельности;
  • перспективы профессионального развития, имеющиеся достижения, в том числе, творческие;
  • тематику новаторского и экспериментального направлений своей работы (при наличии таковых).

В завершение этого повествования не лишним будет указать, как сам воспитатель оценивает свою профессиональную компетенцию.

Тематические папки

Профессиональные достижения

В папку можно поместить:

  • планы работы с воспитанниками,
  • конспекты по проведению открытых занятий,
  • доклады для педсоветов,
  • списки самостоятельно разработанных пособий (методических, дидактических),
  • личные отчеты по итогам работы в учебном году,
  • описательные или видеоматериалы по опыту работы с детьми и родителями, и т.д.

Последовательно пополняя эту папку (которая, несомненно, станет наиболее объемной частью портфолио педагога — воспитателя), удастся сформировать богатую подборку материалов о методических и творческих аспектах своей работы. Кроме того, это отличная возможность анализировать имеющиеся профессиональные навыки в целях дальнейшего их расширения, совершенствования.

Успехи воспитанников

Папка должна содержать:

  • документы, свидетельствующие об участии детей в спортмероприятиях, конкурсах и выставках (прилагаются также копии дипломов, грамот),
  • документы об участии детей и воспитателя в каких-либо проектах,
  • данные о результатах оценки образовательного уровня воспитанников, формирующегося в ходе повседневных занятий с ними.

Таким образом, в этой папке будут накапливаться материалы, характеризующие компетентность и активность воспитателя, его творческий подход к работе с дошкольниками.

Документы, подтверждающие профессиональный рост

Материалы данной папки должны содержать:

  • факты, подтверждающие повышения квалификации педагога, то есть прохождение им курсов, переподготовки, стажировки, получение дополнительного профессионального образования, участие в конкурсах профессионального мастерства, семинарах и конференциях;
  • поощрительные грамоты, полученные за высокие результаты педагогической работы и деятельность общественного характера.

Анализ этих материалов позволит судить об уровне профессионализма воспитателя, его целеустремленности и здоровых амбициях.

Рекомендации, оценки и отзывы

Название папки говорит само за себя:

  • рабочие рекомендации, данные заведующим и методистом детского сада,
  • различные отзывы, полученные от родителей и администрации (работников) дошкольного учреждения,
  • письма с благодарностью,
  • рецензии на разработанные профессиональные технологии.

Вышеперечисленные и подобные документы будут помещаться сюда, чтобы акцентировать внимание на качественности и результативности работы педагога.

Советы воспитателям по созданию портфолио

1. Предназначение портфолио.

Портфолио
предназначаетсядля:

  • самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
  • оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).

Основными подходами
кразработке иведениюПортфолиоявляются:

  • Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);
  • Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
  • Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов).

Основными принципами
формированияиведенияПортфолиоявляются:

  • Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);
  • Принцип диагностико — прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);
  • Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);
  • Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);
  • Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).

2. Особенности Портфолио воспитателя ДОУ как формы аттестации.

Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений; это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности; это комплект документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада, актуализирующий рефлексию его собственной деятельности. Портфолио – форма аттестации, в ходе которой воспитатель представляет материалы, подтверждающие его профессионализм в виде структурированного накопительного документа.

3. Система оценки индивидуальных достижений воспитателей ДОУ.

В Портфолио представляется и оценивается совокупность показателей профессионально-педагогической деятельности воспитателя: квалификации и профессионализма, продуктивности (результативности).

Основными
требованиями коценкеПортфолиоявляются:

  • единые процедура и технология оценивания;
  • наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя;
  • достоверность используемых данных;
  • соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист).

4. Структура Портфолио

  • Введение
  • Портрет
  • Папка профессиональных достижений
  • Папка достижений воспитанников
  • Папка подтверждающих документов
  • Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций

5. Содержание разделов

В этом разделе представляется общая информация о педагоге:

– его личные данные (ФИО, дата рождения, семейное положение, гражданство); — сведения об образовании (когда и где оно было получено); — стаж работы по специальности; — данные о предыдущей аттестации и курсах повышения квалификации (если таковые есть); — заверенные копии грамот, дипломов, наград и благодарственных писем, полученных воспитателем за последние 5 лет работы, или выписки из приказов руководителя дошкольного учреждения, в котором работает воспитатель.

В первую очередь я хочу познакомить вас со своим опытом работы по развитию познавательной активности детей с помощью дидактических игр.

Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.

Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Поэтому целью своей деятельности я поставила: развитие познавательной активности детей через дидактические игры.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи

- развивать мышление у детей;

- развивать самостоятельность в поиске решений;

- развивать умение отвечать и задавать вопросы.

Наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:

• систематизации и обобщении предметов и явлений;

• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя дидактические игры я увидела, что игра позволяет:

• Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

• Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

• Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

• Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

• Формировать связную речь;

• Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

В работе я опираюсь на общепедагогические принципы.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей.

При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.

При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.

Игры для занятий подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.

Для занятий по математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения,

- игры с занимательными вопросами.

В занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Мною были подготовлены игровые пособия:

Педагогический опыт и портфолио воспитателя





А если взять трубочки для коктейлей, дети ловят рыбок, в процессе узнают, названия водных обитателей и развивают легкие дыхательной гимнастикой.



В настоящее время как никогда существует необходимость ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Мордовии, как важной частью материальной и духовной культуры мордовского народа. Это особенно актуально в связи с возросшим интересом общества к истокам этнической культуры и искусства, историческому прошлому своего народа, необходимостью развития у детей способности полноценно изучать художественные произведения, осваивать народное искусство, сохранять и приумножать достояние культуры прошлого и настоящего.






Также я сегодня хочу представить вашему вниманию мое портфолио воспитателя".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Профессиональное портфолио воспитателя ДОУ

как форма систематизации педагогического опыта

1. Сущность понятий: портфолио, профессиональное портфолио.

2. Функции профессионального портфолио педагога.

3. Требования к содержанию и структуре профессионального портфолио педагога.

5. Библиографический список

Сущность понятий: портфолио, профессиональное портфолио

Портфолио – это набор документов, образцов работ, фотографий, которые дают представление о человеке.

Портфолио педагога – способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио педагога показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Проанализировав информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов , формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.

Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.

В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, позволяющая перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио педагога:

портфолио развития — собирается во время педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;

отчетный портфолио — необходим для оценки достижения учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;

демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Существуют разные виды портфолио воспитателя ДОУ.

1. Аттестационный портфолио

В период подготовки к аттестации на 1 или высшую квалификационную категорию целесообразно предложить педагогам оформить аттестационный портфолио, который поможет наглядно показать его соответствие заявленной квалификационной категории. В него входят все три представленных выше портфолио. Однако следует ориентировать педагогов на представление материалов только за межаттестационный период, не зависимо от того, проводится аттестация планово (1 раз в 5 лет) или, по заявлению педагога, досрочно.

Общие сведения о педагоге

Фамилия, имя, отчество, год рождения

Профессиональный путь (раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога)

1. Образование: ВУЗ (копии документов)

2. Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ (место работы, период, должность)

3. Повышение квалификации - учреждение, дата, название курса, объём курсовой программы (копии документов, подтверждающих повышение квалификации)

Наличие учёных и почётных званий и степеней.

Квалификационная категория/разряд, дата и номер приказа о присвоении категории, сертификат

Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога

Видеокассеты с записями занятий или их фрагментов;

Конспекту (планы) занятий, праздников, развлечений и др. мероприятия.

Сценарии открытых мероприятий, фотографии и видеокассеты с их записью (занятия, выставки, экскурсии, КВНы и т. п.) ;

Аудиовидеокассеты с записями выступления педагога на конференциях, семинарах и пр.

Достижения (динамика результатов педагогической деятельности аттестуемого педагога за определённый период)

Опыт работы (подготовка творческого отчёта, реферата, доклада, статьи)

Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов;

Тексты, тезисы докладов, статей, программы кружков, секций.

Работа в методическом объединении, сотрудничество с ГМЦ, вузами и другими учреждениями

Тематика, степень участия аттестуемого, результаты сотрудничества

Участие в конференциях и семинарах

Тематика мероприятий, название проводившей её организации, форма участия;

Отзывы об участии в практических семинарах, конференциях и пр.

Проведение научных исследований, опытно-экспериментальной работы, разработка авторских программ

Тематика и описание творческих, проектных, экспериментальных работ.

Название авторских пособий, дидактических игр и т. п.

Изготовленные наглядные пособия, дидактические материалы и пр.

Копии документов о наиболее значимых правительственных наградах, грамоты, благодарственные письма, печатные материалы.

Участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, участие в методических неделях

Копии дипломов различных конкурсов

2. Педагогический портфель

Интересной формой портфолио является педагогический портфель как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определённый период его деятельности. Цель его - сформировать банк данных о нём.

Рекомендуется заполнять педагогический портфель не менее 1 раза в квартал

Информация о педагоге

Повышение уровня педагогической квалификации

Диагностика профессионального мастерства педагога

Результаты итоговой диагностики, сравнительный анализ за год и несколько лет, срезы знаний воспитанников

Показатели в работе

Награды, поощрения, сертификаты

Заключения, рецензии, резюме

Функции профессионального портфолио педагога

накопительная

модельная

достижения учителя (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);

набор рабочих материалов (конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.)

отражает динамику развития учителя;

показывает результаты самообразования;

демонстрирует стиль преподавания;

позволяет проводить рефлексию;

помогает спланировать деятельность

Таким образом, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.

Высокая эффективность портфолио будет видна, только если учитывать принципы работы с ним:

Логичность и лаконичность всех материалов и пояснений к ним

Аккуратность и эстетичность оформления

Наглядность результатов работы

Требования к содержанию и структуре профессионального портфолио педагога

20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.

Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:

оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);

функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любопытствующих), т.е. фиксируя свои достижения, одновременно создает структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять

эффективность (повышение самооценки учителя и позитивное влияние как на администрацию школы, так и на учащихся);

Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя.

Структура портфолио

Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

Рекомендуемые разделы Портфолио:

Раздел 1. “Общие сведения об учителе”.

Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях и позволяет судить о процессе индивидуального профессионального развития педагога.

Раздел 2. “Результаты педагогической деятельности”.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя за определенный период.

Раздел 3. “Научно-методическая деятельность”.

В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога; использование им современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе: материалы, в которых обосновывается выбор образовательной программы; выбор образовательных технологий; обоснование и применение средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов; использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; работа в методических объединениях; участие в профессиональных и творческих конкурсах; участие в методических и предметных неделях; организация и проведение семинаров, круглых столов; мастер-классов; проведение научных исследований, разработка авторских программ; подготовка творческого отчёта, реферата, доклада; публикации

Раздел 4. “Творческая работа воспитанников”.

список творческих работ, проектов, выполненных воспитанниками совместно с воспитателем или с родителями; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии утренников, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий, (выставки, предметные экскурсии); программы кружков

Раздел 5. “Учебно-материальная база”.

В этом разделе отражается вклад воспитателя в методическое оснащение своей группы: список наглядных пособий; наличие технических средств; наличие компьютера и компьютерных средств; аудио - и видеопособия; наличие дидактического материала; измерители качества обученности воспитанников.

Раздел 6. “Работа в качестве руководителя группы”.

Этот раздел содержит базу данных по итогам учебно-воспитательного процесса с выведением рейтинга воспитанников в целом. Выявление уровня развития детского коллектива. Систему работы с Портфолио воспитанника.

Работа с родителями: сведения о работе с родителями; разработки классных часов и родительских собраний.

Раздел 7. “Отзывы”

В этом разделе размещаются отзывы руководителей разных уровней, коллег, родителей, учеников, выпускников, также могут быть представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и т. п.

На данный момент можно найти много примеров портфолио воспитателей как в сети Интернет, так и у коллег из различных ДОУ.

Во всех портфолио воспитатели достаточно полно описывают себя, свою деятельность на протяжении многих лет, что доказывает, что портфолио это не единовременное событие, а результат каждодневной работы педагога. Раскрывая свою педагогическую деятельность, педагог показывает, что для улучшения качества своей работы нужны не только повышение квалификации, но и участие в различных видах конкурсов, а также обобщение и представление накопленного опыта на методических объединениях и совещаниях. Но и не забывают о творческих успехах своих дошколят, показывая чего они достигли работая вместе. В любом портфолио необходим самоанализ, который подытоживает всю деятельность педагога, и указывает, над, чем еще можно поработать.

В приложении А я представляю структуру и возможный внешний вид своего будущего портфолио.

-фамилия,имя, отчество, год рождения;

-образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);

-трудово педагогический стаж,стаж работы в данном ДОУ;

-Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы год, месяц, проблематика курсов);

-Грамоты, благодарственные письма;

Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника РТ


ПОРТФОЛИО ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов в США. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI в. идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России.

Что такое портфолио? Для чего и зачем нужно создавать портфолио? В чем заключается важность и значимость портфолио как технологии предоставления педагогического опыта?

В последнее время приходится сталкиваться с педагогами, которые имея огромный опыт работы, не умеют его обобщать, презентовать, оценивать и говорить о своих результатах труда. Поэтому портфолио завоевывает все большую популярность и становится необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Основными подходами к разработке и ведению портфолио [3] являются:

компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций);

деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);

системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции портфолио в целом и отдельных его компонентов).

Основными принципами формирования и ведения портфолио являются:

принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение портфолио);

принцип диагностико-прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);

принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

принцип научности (обоснование целесообразности построения портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);

принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).

Технология портфолио призвана выполнять ряд задач [1]:

стимулировать мотивацию к деятельности у педагогов;

создать условия для систематизации накопленного опыта педагогов;

содействовать повышению уровня мастерства педагогов, ориентированного на дальнейшее самосовершенствование и саморазвитие;

создать условия для предоставления педагогического опыта.

Наиболее распространенными видами портфолио педагога выступают:

бумажное портфолио – представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, рукописные материалы и пр.);

портфолио-презентация – создается в программе для создания презентаций (например, PowerPoint) содержит, как правило, краткую текстовую информацию, иллюстративный материал и ссылки на вложенные документы. Данный вид портфолио является своего рода визиткой педагога;

электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.);

веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на собственном сайте. Данный вид портфолио обладает большей информативной наполняемостью. Сайт воспитателя выступает в качестве самостоятельного ресурса, электронное портфолио способствует распространению опыта педагога, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации воспитателя, позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов [4].

Регулярное и системное заполнение портфолио поможет педагогам систематизировать и проанализировать работу, станет ориентиром при направлении на аттестацию, поможет зафиксировать динамику профессионального развития педагога и составить объективные суждения о профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

Атемаскина, Ю. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения / Ю. Атемаскина // Детский сад от А до Я. – 2010. – № 1. – С. 132-139.

Кучергина, О.В. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения / О. В.Кучергина // Управление ДОУ. – 2006. – №.2. – С. 35-41.

Читайте также: