Что выступает в качестве основной задачи школьной гигиены

Обновлено: 08.07.2024

Основные задачи школьной гигиены в тесном смысле этого слова, то есть в деле санитарного благоустройства и оздоровления школ, могут быть формулированы следующим образом: 1) устранить из помещения, обстановки, работы и режима школы все вредные для здоровья явления, 2) провести в школах массовые оздоровительные меры, направленные для укрепления организма детей, 3) провести оздоровительные начала в работу школы, то есть в самый процесс обучения, 4) сообщить учащимся основные гигиенические знания и привить гигиенические навыки, что должно дать им возможность не только оздоровить свой быт, но и участвовать в общественной оздоровительной работе.

Отопление школьного здания должно в самые сильные холода обеспечить внутреннюю температуру не менее 16-18 градусов по Цельсию; система искусственной вентиляции, обязательная в каждой школе, должна дать до трех часовых обменов воздуха (в некоторых помещениях — например, кухнях, уборных — даже до 5-ти); она должна быть в изобилии дополнена приспособлениями для проветривания: фрамугами, не замазанными окнами и т. п.

Перечисленные выше помещения являются основными элементами школьных зданий. Из различных сочетаний этих элементов планируются реально существующие типы школ: 1-й ступени, семилетки, школы с 7-ми, 9-ти и 10-тилетним курсом, с производственным и техническим уклоном, школы крестьянской молодежи и фабрично-заводские ученичества, техникумы и друг.

Простейшим, но массовым типом школьных зданий можно считать здания школ 1-й ступени в сельских местностях на небольшое число учащихся — 1, 2, 3 комплекта (при комплекте примерно в 40 человек). В этих школах элементы сведены до минимума; например, в однокомплектных школах имеется учебная комната, раздевальня, уборная, небольшое рекреационное помещение (расширенный светлый коридор), далее небольшая кухня для приварка, затем квартиры учителя и технического лица. При увеличении комплектов, кроме увеличения числа и размеров имеющихся помещений, даются добавочные комнаты; комната для лабораторных занятий и политехнического труда, учительская (она же для хранения учебных пособий и музей), рекреационная. Эти школы далеко не отвечают требованиям современной системы образования. Причиной распространения такого типа является, с одной стороны, разбросанность сельского населения, не могущая дать в данном пункте достаточного числа учащихся, а с другой — слабость экономической базы. Молено думать, что при быстро растущей у нас коллективизации сельскохозяйственного производства и быта (колхозы, совхозы) обе эти причины будут устранены, и можно будет в сельских местностях обеспечить детям пользование более развитыми типами школ.

Кроме устранения из школьной жизни вредных влияний, школьная гигиена заботится о проведении общих массовых мер, содействующих укреплению организма учащихся. Сюда относятся: горячий школьный приварок, рационально проводимая физическая культура, устройство площадок и летних поселков, экскурсии и т. п. При правильном и систематическом проведении этих мер многие из детей, стоявшие на границе физической дефективности, могут превратиться в здоровых и полноценных работников.

Учебная мебель имеет большое гигиеническое значение, потому что неправильно устроенная, не соответствующая размерам тела сидящих мебель вызывает неправильную рабочую посадку, делающуюся привычной, что в свою очередь имеет последствием различные искривления позвоночника и изменения грудной клетки. В нашей дореволюционной школе был выработан тип учебной мебели — парты. В своих рациональных формах (например, типа профессора Эрисмана) парты отвечали требованиям гигиены и педагогики. В послереволюционной школе парты были сначала отвергнуты, но затем было решено использовать разумные начала устройства парт: размеры, соответствующие размерам тела детей разных возрастов, наклон доски, правильное расстояние между столом и скамьей, спинку скамьи, и в то же время приспособить мебель ко всем новым требованиям, то есть сделать ее более подвижной, устроить подвижную верхнюю доску, отделить скамью от стола, сохранив приспособления для правильного их взаимного положения. Имеется ряд вариантов одинарных и двойных столов, удовлетворяющих всем запросам.

Освещение — в особенности искусственное — книг, тетрадей и других предметов работы всегда пользовалось вниманием школьной гигиены, потому что недостаточное по силе и неправильное по направлению света освещение является одной из главных причин порчи зрения (в школах до 30% учащихся). Располагая такими источниками света, как электричество и хорошие керосиновые лампы, школа может устроить достаточное освещение по указаниям гигиены; вопрос только в расходах, потому что требования гигиены в этом отношении довольно высоки. Для суждения о достаточной освещенности рабочих мест имеются точные инструментальные приемы, но для ориентировки можно пользоваться простым опытом: если хорошо грамотный с нормальным зрением человек на расстоянии 50 см от глаза может бегло читать самый мелкий газетный шрифт, то освещенность можно считать достаточной; в противном случае надо усилить освещение или отказаться от пользования местом.

Установкой среднего бюджета времени, формы и темпа педагогического процесса, рассчитанного на среднего ученика, задача школьной гигиены не исчерпывается. Известно, что среди учащихся имеется большое количество физически слабых, умственно недоразвитых, с расстройствами нервной системы и разными другими аномалиями. Обнаружить этих аномальных учащихся, группировать их, приспособить к ним педагогический процесс, назначить им особый оздоровительный режим и т. д. представляет задачу огромной профилактической важности как для коллектива детей нормальных, так и для самих аномальных (подробнее о школах для аномальных детей см. XXXIX, 455/57). Эта задача, выполняемая так называемой врачебно-педологической работой в школах, получила в современной школе выдающееся значение. Практические формы этой работы: осмотры детей, по возможности полные, в детских профилактических амбулаториях, педологических кабинетах, специальных институтах, медико-педологическая оценка полученных данных, группировка детей по соответствующим признакам, выделение в особые учреждения (лесные школы, школы-санатории, школы вспомогательные, специальные группы, остающиеся в школе; о летних колониях для детей см. XIX, 283/84, приложение, 6). Практическим синтезом всей гигиенической и педологической работы является так называемая диспансеризация школьников, то есть изучение их психофизического состояния, изучение условий их школьной работы, домашнего быта и социальной среды и принятие, на основе полученных данных, мер лечебных, мер социальной помощи, улучшение санитарных условий работы и быта.

Инициатива всех оздоровительных и профилактических мер в школе и ответственное руководство их проведением лежит на местной организации охраны здоровья детей и на враче школы. На обязанности врача лежит также проведение санитарных знаний среди учащихся, забота о воспитании у них гигиенических навыков, а также медицинская и педологическая пропаганда среди школьных работников и родителей. Равным образом на враче и организации ОЗД лежит забота о привлечении рабочих и других организаций к делу оздоровления школы, потому что вся постановка советской общественной медицины воочию доказала, что без активного участия организованных широких масс никакое оздоровление достигнуто быть не может. Школа в этом отношении не представляет исключения.

Гигиена детей и подростков как научная, практическая область здравоохранения призвана обосновывать и осуществлять профилак¬тические мероприятия, направленные на укрепление здоровья подрастающе¬го поколения. Она изучает влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на растущий организм; разраба¬тывает гигиенические нормативы и требо¬вания и правила; контролирует санитарное состояние детских и подрост¬ковых учреждений; обосновывает оздоровительные мероприятия, направлен¬ные на снижение заболеваемости, совершенствование функциональных воз¬можностей и гармоническое развитие детей и подростков.

Дети и подростки составляют особый контингент населения; они находятся в своеобразных условиях воспитания и обучения, не совпадающих с усло¬виями профессиональной и общественной жизни взрослых. Врачи детских и подростковых коллекти¬вов следят за состоянием здоровья своих пациентов, длительное время находящихся в своеобразных условиях окружающей среды.

Гигиена детей и подростков это молодое профилактическое направление медицины. Самостоятельное развитие она получила только после октября 1917 года. Однако истоки ее находятся в далеком прошлом, в недрах на¬родной предупредительной медицины, ее советах по гигиеническому воспи¬танию детей. Причины болезней в то время не были известны, лечение не проводилось, или было мало эффективным. Поэтому медицинская мысль была направлена прежде всего на разработку общих рекомендаций по сохранению здоровья детей и подростков. Многовековой опыт человечества в дальней¬шем позволил выявить основные причины утраты здоровья и сформировать принципиальные гигиенические требования, но эти разрозненные знания не были научно обоснованы.

Только в новых социальных условиях гигиена детей и подростков стала развиваться не только как научная дисциплина, но и как область здравоохранения. Врачебная деятельность специалистов в этой области в настоящее время основывается на санитарном законодательстве, прави¬тельственных актах и постановлениях, носит государственный харак¬тер.

Гигиена девочки -подростка

За последние годы многие болезни, считающиеся ранее уделом взрослых и пожилых людей, значительно помолодели: это , онкологические, и многие другие.

И одной из причин этого является, с одной стороны, невнимательное отношение родителей к здоровью, развитию и воспитанию своих детей, с другой — сами дети с ранних лет ведут образ жизни, не способствующий укреплению здоровья, в том числе не соблюдают правила личной гигиены. Особенно это важно для девочек — будущих мам.

Что понимается под гигиеной?

Гигиена — совокупность практических мер, действий, мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья. Гигиенические навыки сами не рождаются. Им надо учить ребенка с самого раннего возраста. В особенности важно научить девочку. Ее личная гигиена заключается, прежде всего, в чистоте тела, белья, одежды, обуви, жилища. Сюда также относится: правильное чередование умственного и физического труда, отдыха, занятия физической культурой, регулярное питание, полноценный сон

Соблюдение чистоты тела — является первоочередным в личной гигиене. На поверхности кожных покровов открываются выводные протоки потовых и сальных желез, скапливаются отторгнутые чешуйки поверхностного слоя кожи, пыль, сажа, микроорганизмы. Кожный жир, компоненты пота, чешуйки закупоривают поры и сальные железы, нарушают функции кожи, что является благоприятной питательной средой для микробов. Накопившаяся на коже грязь, разлагаясь, образует неприятно пахнущие и раздражающие кожу вещества, которые могут способствовать развитию кожных заболеваний (гнойничковых, грибковых). Кожные покровы участвуют в дыхании человека, в формировании температуры тела. В связи с этими могут отмечаться снижение объема кожного дыхания и расстройство терморегуляции.

Не реже 1–2 раз в неделю надо мыться теплой водой с мылом и мочалкой. Лучше всего мыться под душем, в проточной воде. Мытье в ванной, с точки зрения гигиены, менее предпочтительно, человек находится в непроточной воде, загрязненной поступающими в нее с тела микробами, жиром, солями пота, пылью. Поэтому после мытья в ванной необходимо обязательно ополоснуться чистой водой или под душем.

Как меняется девочка с возрастом, и особенности личной гигиены в этот период.

С взрослением девочки меняется не только ее внешний вид, но и происходят значительные изменения во всем организме. Половое развитие девочки в этот период опережает половое развитие мальчиков и охватывает несколько периодов.

Первая менструация (менархе) — значительное событие для юной девушки. Она является основным признаком перехода от детства к юности. Менструация — естественный процесс, который отмечает начало пути девушки к полному ее расцвету как женщины и матери. Предвестниками менархе могут быть немотивированные изменения самочувствия, головные боли, головокружение, боли внизу живота, тошнота и др. Регулярный менструальный цикл у большинства девушек устанавливается сразу после первой менструации, но иногда до установления регулярных менструаций проходит 1,5–2 года. Длительность менструального цикла исчисляется от первого дня наступившей менструации до первого дня следующей менструации. Возможны его индивидуальные колебания от 21 до 35 дней, (обычно 28–30 дней). Для того, чтобы узнать длительность своего менструального цикла и контролировать его ритмичность, девочки должны аккуратно записывать дни менструаций, а лучше — заносить дни в менструальный календарь из месяца в месяц.

Во время менструации (критические дни) интимной гигиене следует уделять особое внимание. В эти дни половые органы особенно восприимчивы к инфекции в связи с некоторым снижением защитных сил организма. Кровь — идеальная среда для жизни и размножения бактерий. В это время следует особенно тщательно обмывать наружные половые органы проточной водой с применением различных интимных средств гигиены. Мыться лучше под душем, принимать ванну и посещать баню не следует. Сначала обмывают наружные половые органы, потом кожу бедер и в последнюю очередь — область заднего прохода. Белье надо менять ежедневно.

Спринцевания влагалища делать не рекомендуется, особенно во время менструации, так как влагалище имеет собственную химическую микросреду, предохраняющую внутренние половые органы от патологического воздействия микроорганизмов. Во время менструации рекомендуется пользоваться специальными прокладками и тампонами. Самое главное — прокладки надо регулярно менять (не реже 4–5 раз в день в сочетании с обмыванием половых органов и бедер 2–3 раза в день).

, не имеющим менструаций, подмывание наружных половых органов проточной водой следует производить не реже 1 раза в день на ночь.

Соблюдение правил общей и интимной гигиены распространяется и на область груди и подмышечных впадин. В подростковом возрасте активно функционируют потовые железы. При несоблюдении гигиены может произойти их закупорка с последующим появлением очень неприятного запаха. Поэтому два раза в день, утром и вечером, необходимо принимать душ. Целесообразно утром после душа обрабатывать подмышечные впадины .

Период половой привлекательности и полового влечения — в подростковом возрасте проявляется половое любопытство в связи с пониманием особых, специфических взаимоотношений между полами. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша, обычно, испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем.

Важно разъяснить подросткам о пагубности для организма и здоровья ранней половой жизни.

Факторы, влияющие отрицательно на формирование и развитие организма девочек

На формирование и развитие всего организма могут отрицательно влиять некоторые факторы. К ним можно отнести: неправильный рост скелета у приводит к искривлению позвоночника, а это для них гораздо опаснее, чем для мальчиков. Поскольку позвоночник непосредственно сочленяется с тазом, и его искривление неизбежно приводит к нарушению равномерной нагрузки на таз, который со временем изменяет свое положение и форму, что в будущем может привести к всевозможным осложнениям в родах. Этому способствует, с одной стороны, неправленое положение за столом или партой в школе, дома; с другой — длительное пребывание в сидячем положении. Поэтому с первых же дней посещения школы необходимо следить за тем, чтобы девочка сидела за партой и за столом правильно: прямо, не перекашивая плечи, не склоняясь низко над тетрадью или книгой и не упираясь грудью в край стола или парты.

Детские инфекционные болезни в школьном возрасте — они способствуют не только общему ослаблению организма, но и могут осложниться стойким поражением некоторых органов (сердца, почек, печени ), что в последующем, в зрелом возрасте, создает неблагоприятные условия для течения беременности и родов. В связи с этим, предупреждение инфекционных болезней у девочек — одна из главных задач сохранения их здоровья и обеспечения нормального развития.

Переутомление школьными и иными дополнительными занятиями и нагрузкой, редкое пребывание на свежем воздухе, гиподинамия. Особое значение приобретает правильный распорядок дня. Необходимо разумно чередовать занятия в школе, домашнее приготовление уроков с отдыхом, играми, пребыванием на свежем воздухе.

Перегрузки детского организма физической работой — нельзя девочку перегружать физической работой. Начиная с первого класса, ее необходимо приучать к некоторым обязанностям, выполняемым в порядке помощи взрослым: убирать и мыть посуду, заметать полы, вытирать мебель, самостоятельно убирать свои вещи и следить за их состоянием (пришить оторвавшуюся пуговицу, почистить обувь и пр.). В более старших классах круг обязанностей девочек постепенно должен расширяться. Вместе с тем, нельзя допускать, чтобы девочка выполняла тяжелую физическую работу, в особенности связанную с поднятием и переноской тяжелых предметов и пребыванием в неудобном согнутом положении, с длительным нахождением на холоде

Недостаточное, малокалорийное и однообразное питание отрицательно влияет на развитие организма подростков. Поэтому питание детей школьного возраста вообще и девочек, в частности, должно быть высококалорийным, разнообразным и богатым витаминами (овощи, фрукты, молочные, продукты, сыры, мясо, рыба, грибы, кисели, компоты из сухофруктов, свежие соки). Исключить острое, соленое, копчености, колбасы, жареное, жирное. Готовить полезнее на пару, в духовке. Питаться в день.

В воспитании нужно избегать моментов, направляющих слишком рано мысли ребенка на половое влечение и начало половой жизни. Целесообразно постепенно знакомить девочку с вопросами, имеющими отношение к деятельности половых органов. Девочка должна заранее знать о наступлении у нее в ближайшее время месячных, иметь понятие о их значении и правилах личной гигиены.

Соблюдение правил личной гигиены, ведение здорового образа жизни, исключение ранних и тем более беспорядочных половых связей помогут достичь физиологической, психологической и социальной зрелости, а в будущем иметь здоровых детей и на долгие годы сохранить здоровье.

Гигиена мальчиков — подростков

Подростковый период — реально существующий возраст в жизни любого мальчика, когда он уже не ребенок, но еще и не взрослый. У мальчиков подростковым возрастом принято считать период с 13 до 16 лет. Этот очень сложный возрастной этап, характеризующийся созреванием организма, изменением функционального состояния в их органах и системах, резкими эндокринными сдвигами, связанными с половым созреванием.

Какие же изменения на этапе своего взросления проходит подросток и как ему надо себя вести, чтобы вырасти здоровым и сильным юношей?

В подростковый период начинают активно перестраиваться эндокринная система, возрастает двигательная и активность, что в свою очередь, ведет к напряжению обмена веществ. Именно в это время у мальчиков происходить интенсивный рост и половое созревание, вырабатываются половые гормоны, которые усиливают работу сальных желез, а также появляются вторичные половые признаки — рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. К 13–14 годам у мальчиков отмечается резкий рост туловища, увеличивается мышечная масса и начинает ломаться голос, появляется характерный мужской запах, может возникнуть угревая сыпь. Именно в этом возрасте юноши должны особенно тщательно следить за своей личной гигиеной.

Ежедневный прием душа или ванны с применением специальных средств (мыло, гель для душа) помогает избавиться от избытков кожного сала и пота, которые провоцируют не только неприятный запах, но и могут способствовать размножению болезнетворным микроорганизмам на коже. Температура воды не должна быть очень горячей, оптимально 36 — 38 °C. Можно принимать и контрастный душ — такой душ помогает снять усталость и придает бодрости. Во время принятия душа или ванны подростку не следует забывать мыть головку полового члена и крайнюю плоть теплой водой. В противном случае между головкой полового члена и крайней плотью скапливается сальная смазка — смегма, что может привести к развитию острого гнойного заболевания под названием баланопостит. Симптомы баланопостита — зуд, жжение и боль в области головки полового члена. Принимать ванну или душ с применением мочалки желательно 1 раз в неделю.

Умывать лицо необходимо дважды в день. Следует помнить, что появление угревой сыпи в подростковом периоде не является редкостью и далеко не всегда угревая сыпь является признаком недостаточной гигиены. Использовать противоугревые лосьоны и другие средства для борьбы с прыщами, а также выдавливать угри не следует. Правильно будет обратиться с этой проблемой к врачу.

Следует не забывать и о чистоте рук и ногтей. Необходимо тщательно мыть руки после улицы, посещения туалета, перед едой, контакте с животными, деньгами. Лучше использовать жидкое мыло, не обязательно оно должно быть антибактериальное, ведь принцип действия мыла в смывании микробов с кожи, а не в их уничтожении. Мойте руки не меньше 15–20 секунд. Волосы необходимо мыть по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Мыть голову необходимо теплой водой, так как горячая вода активизирует работу сальных желез. Нельзя забывать и про уход за зубами. Подросток, имеющий плохие зубы, помимо эстетического дефекта и неприятного запаха изо рта, не может нормально измельчать пищу, что затрудняет процессы переваривания в желудке, приводит к гастритам и язвенной болезни. Зубы следует чистить 2 раза в день — утром и перед сном, сверху вниз, а также круговыми движениями в течение 2 — х минут.

Именно в подростковом периоде многие юноши начинают бриться. Чтобы бритье было приятным и быстрым, необходимо позаботиться о необходимых принадлежностях. Экономить на них не нужно, так как от этого страдать будет кожа. После бритья лицо нужно смазать кремом после бритья или лосьоном. Расчески, бритвенный станок, зубная щетка и другие предметы гигиены должны быть индивидуальными.

Изменения, происходящие в организме подростка в совокупности с дополнительными нагрузками в школе или спортивных секциях, приводят к повышенной утомляемости и снижению иммунитета.

В период полового созревания у мальчиков подростков происходят непроизвольные семяизвержения (поллюции), которые могут происходить днем, но чаще во время ночного сна. Поллюции являются признаком нормально развивающегося организма. Частота поллюций индивидуальна для каждого человека. В некоторых случаях поллюции могут происходить каждую ночь или даже несколько раз за ночь. Обычным считается их появление от 1–2 раз в неделю до 1 раза в 2–3 месяца.

Чтобы у подростка не было перенапряжения или соматических заболеваний, ему необходимо четкое планирование своего дня. Нельзя допускать длительного просмотра телевизора, работы за компьютером, прослушивания громкой музыки (особенно в наушниках). Сон должен составлять не менее 8 часов.

Менять обувь и носки нужно как можно чаще во избежание неприятного запаха, а также грибкового или бактериального поражения кожи ног и ногтей. Влажную обувь необходимо хорошо просушивать. Носки и нательное белье следует менять ежедневно. Очень важно правильно выбирать подростку обувь. Она должна быть удобной и просторной, подходить по размеру и высоте подъема, соответствовать форме ноги. При ношении кроссовок для профилактики плоскостопия, искривления позвоночника использовать супинаторы. С профилактической целью показана консультация ортопеда для своевременной диагностики сколиоза.

Инфекции, передаваемые половым путем, все чаще стали диагностировать у подростков. Причина этого — недостаток полового воспитания. Даже если подросток не планирует вступать в интимную близость, он должен уметь пользоваться презервативом и знать о заболеваниях, передающихся половым путем.

Личная гигиена школьника включает в себя правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Для их выполнения необходимо придерживаться рационального режима дня, правильного питания, чередования физического и умственного труда, труда и активного отдыха, а также соблюдение личной гигиены, в узком понимании этого слова. Кроме всего, гигиеническое воспитание — это составная часть общего воспитания, в процессе которого ребенку прививаются гигиенические навыки, что является неотъемлемой составляющей культурного поведения человека.


Основные правила гигиены для школьников

♦ ребенок должен самостоятельно умываться несколько раз в день. В холодное время года можно несколько реже. В теплое время года — рекомендуется чаще, поскольку воздух в теплое время года более загрязнен, а поверхность тела более открыта и более доступна для всевозможной инфекции; рекомендуется приучить ребенка умываться холодной водой — этим достигается прекрасный закаливающий эффект (имеет место активная рефлекторная реакция периферических кровеносных сосудов);

♦ во время утреннего умывания ребенок должен с тщательностью почистить нос; при высмаркивании из носоглотки и полости носа удаляется слизь, скопившаяся за ночь, а вместе со слизью удаляются и микроорганизмы, среди которых немало болезнетворных;

♦ один - два раза в день ребенок должен умываться с мылом; особенно важно умыться с мылом после возвращения с улицы, после школы; тщательное умывание с мылом способствует устранению с поверхности кожи инфекционных агентов (бактерий, вирусов, грибков) и иных загрязнений, которые могут стать причиной различных кожных заболеваний;

♦ чем чаще ребенок моет руки, тем лучше; обязательно мытье рук после посещения туалета, после прогулки на улице, после игр в песке, после работы на огороде и т.д.; обязательно мытье рук и всякий раз перед едой;

♦ ребенок должен чистить зубы со щеткой и хорошей зубной пастой не реже, чем два раза в день. Утром — после завтрака, вечером — перед сном; зубная щетка не должна быть слишком жесткой, чтобы не ранить слизистую оболочку десен, и не должна быть чересчур мягкой, иначе она не будет в полной мере соответствовать своему функциональному назначению; пожалуй, нет необходимости чистить зубы со щеткой чаще, нежели два раза в день, потому что при слишком частой и очень энергичной чистке не исключается возможность травмирования десен щетинкой щетки; вода, используемая во время чистки зубов, должна быть непременно теплая; нельзя чистить зубы с использованием холодной или горячей воды — такая чистка не столько предотвратит кариес, сколько будет способствовать разрушению зубной эмали;

♦ остатки плотной пищи (например, мяса), застрявшие между зубов, должны своевременно удаляться с помощью зубочистки (предпочтительнее — деревянной) или специальной ниточки; не удаленные с поверхности зубов остатки пищи — прекрасная среда для развития бактерий, жизнедеятельность которых приводит к кариесу

♦ в течение дня ребенок должен несколько раз прополаскивать полость рта теплой водой. Особенно важно это делать всякий раз после еды, чтобы удалить из полости рта остатки пищи; для данной цели подходит и теплая вода из-под крана, вовсе не обязательно готовить для таких профилактических полосканий специальные растворы с тем или иным антисептиком;

♦ один раз в день ребенок должен принимать душ или ванну. Мыть волосы с мылом или шампунем достаточно один - два раза в неделю; в теплое время года можно принимать душ или ванну чаще; обусловлено это тем, что в теплое время года ребенок больше потеет, и остатки пота могут стать причиной раздражения и последующего воспаления кожных покровов; помимо того, что душ или ванна хорошо очищают поверхность тела ребенка, эти процедуры еще обеспечивают хороший закаливающий эффект;

♦ к душу следует относиться не только как к процедуре, в результате которой с поверхности тела удаляются загрязнения, но и как к закаливающей, оздоравливающей процедуре; струи воды механически воздействуют на нервные окончания, заложенные в коже, и вызывают рефлекторную реакцию со стороны организма — главным образом, со стороны кровеносной и лимфатической систем; воздействие душа на организм — аналогично воздействию поверхностного массажа (способствует устранению застойных явлений в организме, также способствует очищению организма от побочных, вредных продуктов обмена веществ, поступлению в ткани кислорода и питательных веществ и т.д.);

♦ ребенок младшего школьного возраста в бассейне может проводить много времени. Купание в бассейне способствует активному и гармоничному развитию дыхательной, сердечнососудистой, костно-суставной и мышечной систем, хорошо закаливает организм; перед купанием в бассейне ребенок должен обязательно принять душ; у ребенка, посещающего бассейн, должна быть соответствующая обувь, чтобы ребенок не поскользнулся и не травмировался; также у ребенка должна быть резиновая шапочка;

♦ примерно один раз в неделю у ребенка должны остригаться ногти; не следует слишком затягивать со стрижкой ногтей — не следует дожидаться, когда под ногтями начнет скапливаться грязь; эта грязь представляет опасность для здоровья ребенка, поскольку может содержать не только бактерии, вирусы и грибки, но и яйца кишечных паразитов; особенно важно следить за тем, чтобы у ребенка не развилась привычка грызть ногти; дети, имеющие эту опасную привычку, значительно чаще других детей страдают гельминтозами;

♦ удалению грязи из подногтевого пространства способствует использование при мытье рук специальной щетки; особенно активно такую щетку рекомендуется использовать в летнее время;

♦ перед сном ребенок должен обязательно вымыть ноги; это важно потому, что кожа на подошвах ног изобилует потовыми железами и, как правило, к концу дня на поверхности кожи образуются значительные скопления остатков пота, какие вместе с иными загрязнениями представляют прекрасную питательную среду для микроорганизмов, в том числе и грибков. Таким образом, помимо того, что остатки пота и загрязнения являются источником неприятного запаха, они еще могут стать причиной кожных заболеваний; регулярное мытье ног — процедура, направленная не только на удаление всех загрязнений, но и эффективная закаливающая процедура; В возрасте 7 лет ребенок уже обладает определенными гигиеническими навыками. Нужно только следить, чтобы он не ленился их соблюдать.

Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий по разным предметам, делать перерывы между ними по 10-15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза. Желательно организовать ребенку удобный школьный уголок. Стол для занятий ставят так, чтобы свет падал слева. Свет от настольной лампы (60 Вт) не должен бить в глаза и ослеплять ребенка. Неправильное освещение и неправильная высота стола и стула могут привести к нарушению зрения и осанки. Чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, сидеть надо прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаться грудью на стол; ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову следует держать вперед, расстояние от глаз до стола — 25 см.

Утро ребенка должно начинаться с гигиенической гимнастики, комплекс упражнений следует подобрать с учетом его здоровья и функциональных особенностей. До занятий в школе проводится вводная гимнастика, цель которой — подготовить организм к усидчивости, повысить уровень функционирования всех систем, сократить период вхождения в ритм занятий в школе. Ее длительность 7—10 мин, включает она 5-7 упражнений (ходьба, прыжки, наклоны, повороты и заключительные движения на внимание, которые выполняются не по показу, а по рассказу). Такую гимнастику целесообразно проводить и перед выполнением домашних заданий. Во время учебных занятий предусматриваются короткие перерывы для физкультминуток, гимнастики для глаз (чтобы изменить позу, углубить дыхание, улучшить кровообращение головы, дать отдых глазам).

Основные задачи школьной гигиены в тесном смысле этого слова, то есть в деле санитарного благоустройства и оздоровления школ, могут быть формулированы следующим образом: 1) устранить из помещения, обстановки, работы и режима школы все вредные для здоровья явления, 2) провести в школах массовые оздоровительные меры, направленные для укрепления организма детей, 3) провести оздоровительные начала в работу школы, то есть в самый процесс обучения, 4) сообщить учащимся основные гигиенические знания и привить гигиенические навыки, что должно дать им возможность не только оздоровить свой быт, но и участвовать в общественной оздоровительной работе.

Отопление школьного здания должно в самые сильные холода обеспечить внутреннюю температуру не менее 16-18 градусов по Цельсию; система искусственной вентиляции, обязательная в каждой школе, должна дать до трех часовых обменов воздуха (в некоторых помещениях — например, кухнях, уборных — даже до 5-ти); она должна быть в изобилии дополнена приспособлениями для проветривания: фрамугами, не замазанными окнами и т. п.

Перечисленные выше помещения являются основными элементами школьных зданий. Из различных сочетаний этих элементов планируются реально существующие типы школ: 1-й ступени, семилетки, школы с 7-ми, 9-ти и 10-тилетним курсом, с производственным и техническим уклоном, школы крестьянской молодежи и фабрично-заводские ученичества, техникумы и друг.

Простейшим, но массовым типом школьных зданий можно считать здания школ 1-й ступени в сельских местностях на небольшое число учащихся — 1, 2, 3 комплекта (при комплекте примерно в 40 человек). В этих школах элементы сведены до минимума; например, в однокомплектных школах имеется учебная комната, раздевальня, уборная, небольшое рекреационное помещение (расширенный светлый коридор), далее небольшая кухня для приварка, затем квартиры учителя и технического лица. При увеличении комплектов, кроме увеличения числа и размеров имеющихся помещений, даются добавочные комнаты; комната для лабораторных занятий и политехнического труда, учительская (она же для хранения учебных пособий и музей), рекреационная. Эти школы далеко не отвечают требованиям современной системы образования. Причиной распространения такого типа является, с одной стороны, разбросанность сельского населения, не могущая дать в данном пункте достаточного числа учащихся, а с другой — слабость экономической базы. Молено думать, что при быстро растущей у нас коллективизации сельскохозяйственного производства и быта (колхозы, совхозы) обе эти причины будут устранены, и можно будет в сельских местностях обеспечить детям пользование более развитыми типами школ.

Кроме устранения из школьной жизни вредных влияний, школьная гигиена заботится о проведении общих массовых мер, содействующих укреплению организма учащихся. Сюда относятся: горячий школьный приварок, рационально проводимая физическая культура, устройство площадок и летних поселков, экскурсии и т. п. При правильном и систематическом проведении этих мер многие из детей, стоявшие на границе физической дефективности, могут превратиться в здоровых и полноценных работников.

Учебная мебель имеет большое гигиеническое значение, потому что неправильно устроенная, не соответствующая размерам тела сидящих мебель вызывает неправильную рабочую посадку, делающуюся привычной, что в свою очередь имеет последствием различные искривления позвоночника и изменения грудной клетки. В нашей дореволюционной школе был выработан тип учебной мебели — парты. В своих рациональных формах (например, типа профессора Эрисмана) парты отвечали требованиям гигиены и педагогики. В послереволюционной школе парты были сначала отвергнуты, но затем было решено использовать разумные начала устройства парт: размеры, соответствующие размерам тела детей разных возрастов, наклон доски, правильное расстояние между столом и скамьей, спинку скамьи, и в то же время приспособить мебель ко всем новым требованиям, то есть сделать ее более подвижной, устроить подвижную верхнюю доску, отделить скамью от стола, сохранив приспособления для правильного их взаимного положения. Имеется ряд вариантов одинарных и двойных столов, удовлетворяющих всем запросам.

Освещение — в особенности искусственное — книг, тетрадей и других предметов работы всегда пользовалось вниманием школьной гигиены, потому что недостаточное по силе и неправильное по направлению света освещение является одной из главных причин порчи зрения (в школах до 30% учащихся). Располагая такими источниками света, как электричество и хорошие керосиновые лампы, школа может устроить достаточное освещение по указаниям гигиены; вопрос только в расходах, потому что требования гигиены в этом отношении довольно высоки. Для суждения о достаточной освещенности рабочих мест имеются точные инструментальные приемы, но для ориентировки можно пользоваться простым опытом: если хорошо грамотный с нормальным зрением человек на расстоянии 50 см от глаза может бегло читать самый мелкий газетный шрифт, то освещенность можно считать достаточной; в противном случае надо усилить освещение или отказаться от пользования местом.

Установкой среднего бюджета времени, формы и темпа педагогического процесса, рассчитанного на среднего ученика, задача школьной гигиены не исчерпывается. Известно, что среди учащихся имеется большое количество физически слабых, умственно недоразвитых, с расстройствами нервной системы и разными другими аномалиями. Обнаружить этих аномальных учащихся, группировать их, приспособить к ним педагогический процесс, назначить им особый оздоровительный режим и т. д. представляет задачу огромной профилактической важности как для коллектива детей нормальных, так и для самих аномальных (подробнее о школах для аномальных детей см. XXXIX, 455/57). Эта задача, выполняемая так называемой врачебно-педологической работой в школах, получила в современной школе выдающееся значение. Практические формы этой работы: осмотры детей, по возможности полные, в детских профилактических амбулаториях, педологических кабинетах, специальных институтах, медико-педологическая оценка полученных данных, группировка детей по соответствующим признакам, выделение в особые учреждения (лесные школы, школы-санатории, школы вспомогательные, специальные группы, остающиеся в школе; о летних колониях для детей см. XIX, 283/84, приложение, 6). Практическим синтезом всей гигиенической и педологической работы является так называемая диспансеризация школьников, то есть изучение их психофизического состояния, изучение условий их школьной работы, домашнего быта и социальной среды и принятие, на основе полученных данных, мер лечебных, мер социальной помощи, улучшение санитарных условий работы и быта.

Инициатива всех оздоровительных и профилактических мер в школе и ответственное руководство их проведением лежит на местной организации охраны здоровья детей и на враче школы. На обязанности врача лежит также проведение санитарных знаний среди учащихся, забота о воспитании у них гигиенических навыков, а также медицинская и педологическая пропаганда среди школьных работников и родителей. Равным образом на враче и организации ОЗД лежит забота о привлечении рабочих и других организаций к делу оздоровления школы, потому что вся постановка советской общественной медицины воочию доказала, что без активного участия организованных широких масс никакое оздоровление достигнуто быть не может. Школа в этом отношении не представляет исключения.

Читайте также: