Что должен уметь ребенок в 2 года в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

В кабинете врача он с серьезным видом сам прикладывает стетоскоп к своей груди. Дома он ходит за матерью по пятам, делая то же, что и она: подметает, вытирает пыль, чистит зубы; и все это с самым серьезным видом. Он делает гигантские шаги на пути освоения и понимания при помощи постоянного подражания.
В 2 года он может быть очень зависимым от родителей. Он как будто понимает, кто дает ему чувство безопасности. Матери часто жалуются: "Мой двухлетний ребенок превращается в маменькиного сынка. Он цепляется за мою юбку, когда мы выходим на улицу, и прячется за меня, если приближаются незнакомые люди". В этом возрасте дети обычно хнычут по любому поводу, что равносильно цеплянию за юбку. Ребенок может регулярно вылезать ночью из кроватки и приходить к родителям или звать их из своей комнаты. Он может бояться оставаться один без матери, расстраиваться, когда родители или кто-нибудь из членов семьи уезжает на несколько дней, а также когда семья переезжает на новое место жительства. Постарайтесь учитывать его чувствительность, планируя различные перемены в жизни семьи.

473. Два года - возраст, в котором необходимо поощрять общительность.

В 2 года дети еще почти не играют вместе. Но им очень нравится наблюдать за играми друг друга и просто заниматься своими делами неподалеку друг от друга.
Не жалейте времени и сил, чтобы обеспечить двухлетнему ребенку общество других детей хотя бы несколько раз в неделю.
Прежде чем ребенок научится делиться своими игрушками и участвовать в играх детей, он должен несколько месяцев провести в детском обществе, просто привыкая к нему.

* Страхи двухлетнего ребенка *

474. Страх разлучаться с родителями.

Вот что иногда происходит, когда чувствительный зависимый ребенок 2 лет, особенно единственный в семье, неожиданно разлучается с матерью. Может быть, ей необходимо уехать из города недели на две или она решает вернуться на работу и нанимает няню (незнакомого человека) для своего ребенка. Обычно ребенок ведет себя спокойно, пока матери нет. Но когда мать возвращается, он прилипает к ней, как пиявка, и отказывается даже близко подпускать к себе другую женщину. Он впадает в панику, когда ему кажется, что мать может снова уйти. Особенно сильно он боится расстаться с матерью, когда ему пора идти спать. Ребенок в ужасе сопротивляется. Если мать вырвется от него, он может в страхе проплакать несколько часов. Если она сидит у его кроватки, он лежит спокойно, но стоит ей шевельнуться, как он немедленно вскакивает.
Иногда ребенок беспокоится, что он может намочить постель. Он просится на горшок, мать сажает его, он выдавливает несколько капель, но как только его кладут в постель, снова просится на горшок. Вы скажете, что он просто пользуется этим предлогом, чтобы удержать мать. Это правда. Но дело не только в этом. Дети действительно боятся намочить постель. Иногда они просыпаются ночью каждые 2 часа, думая об этом. В этом возрасте мать уже неодобрительно относится к таким "происшествиям". Может быть, ребенок представляет себе, что если он намочит постель, мать будет меньше любить его и тогда уедет. Таким образом, у него две причины боязни уснуть.

475. Избегайте поводов для страха.

Дети, которые с младенческого возраста часто бывали среди незнакомых людей и тем самым имели возможность развить свою независимость и общительность, менее подвержены упомянутым страхам.
Если вашему ребенку около 2 лет, старайтесь избегать коренных изменений в его жизни. Если вы можете отложить на полгода свое путешествие или выход на работу, лучше отложите, особенно, если это ваш первый ребенок. Но если вам необходимо ехать сейчас, дайте ребенку возможность привыкнуть и полюбить человека, на попечение которого вы его оставляете. Если ребенок будет жить в чужой семье, то тем более важно заранее приучить его к новому дому и новым лицам. Отведите на это минимум недели две. Пусть новый человек первые несколько дней только присутствует, но ничего не делает для ребенка до тех пор, пока ребенок не почувствует к нему доверие и симпатию. Затем постепенно передавайте свои обязанности. Не оставляйте ребенка сразу на целый день. Начните с получаса, постепенно увеличивая время разлуки. Ваше быстрое возвращение приучит его к мысли, что вы всегда вскоре придете к нему. Не уезжайте на долгий срок (например, на целый месяц) вскоре после того, как переедете на новое место жительства, или после того, как уехал кто-нибудь из членов семьи. Двухлетнему ребенку требуется много времени, чтобы привыкнуть к каждому изменению в жизни семьи (см. также разделы 750-756).

476. Как помочь преодолеть страх.

Если ваш ребенок боится заснуть, самое безопасное, но и самое трудновыполнимое средство - тихо посидеть около его кроватки, пока он не уснет. Не торопитесь улизнуть. Если он еще не уснул, ваш уход испугает ребенка и сделает его сон еще более чутким. Это положение может затянуться на несколько недель, но в конце концов вы добьетесь того, что он перестанет бояться уснуть. Если он боится, что вы снова уедете, постарайтесь не уезжать в следующие несколько недель. Если вам необходимо уходить на работу каждый день, прощайтесь с ним ласково, но твердо и весело. Если у вас такой вид, будто вы думаете про себя: "А правильно ли я поступаю, оставляя его", то ребенку становится еще более не по себе.
Попытки заставить ребенка уснуть путем отмены дневного сна или сдвига ночного сна на все более позднее время обычно почти ничего не дают, так же как и успокоительные средства, прописанные врачом. Ребенок может в панике заставлять себя не спать часами, хотя он близок к изнеможению. Вам придется его успокоить.
Если ребенок беспокоится, что он может намочить постель во сне, убедите его, что это не имеет значения и вы все равно будете любить его по-прежнему.

477. Излишняя заботливость только усиливает страх.

Ребенок, который боится расстаться с матерью, очень ревниво относится к тому, переживает ли мать расставание с ним также тяжело. Если мать колеблется и ведет себя неуверенно, когда ей нужно уйти, если она спешит к нему при первом крике, ее беспокойство еще более уверяет его, что расставаться с ней действительно почему-то опасно.
Это может показаться противоречивым после моего совета сидеть около кроватки ребенка, пока он не уснет, не уезжать от него, если он страшится разлуки. Мать должна проявить дополнительное внимание к ребенку, если он напуган, так же как она сделала бы это, если бы он заболел. Но ей следует вести себя весело, уверенно, показывая ему, что основания для страха нет. Ей следует также поощрять ребенка проявлять самостоятельность, когда он будет к этому морально готов, и хвалить его, когда он делает успехи на этом пути. Такое поведение матери - самый верный способ помочь ребенку преодолеть свой страх.
Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, что является причиной панического страха, трудного засыпания и его избалованности.
Излишнюю заботливость, как правило, проявляют очень преданные мягкосердечные родители, которые легко поддаются чувству вины, даже когда для этого нет оснований (см. разделы 14, 454). Но самый большой вред приносит в большинстве случаев неспособность признать свое раздражение по отношению к ребенку (см. раздел 8). Родителям будет легче, если они признают неизбежность моментов, когда их снедают самые злые чувства по отношению к ребенку, и постараются отнестись к ним с юмором.
Иногда помогает признаться ребенку, как вы на него рассердились (особенно если ваше раздражение было не совсем справедливым). Если вы сделаете это разумно, вы не подорвете этим признанием свой авторитет. Очень полезно изредка говорить ребенку: "Я знаю, что ты очень сердишься на меня, когда мне приходится с тобой так поступать".
Когда поднимается вопрос о необходимости преодоления ребенком страха, многое зависит от того, насколько быстро нужно этого достичь из практических соображений. Нет особой необходимости заставлять робкого ребенка погладить незнакомую собаку или плавать в глубокой части реки, или самому поехать в автобусе. Он сам захочет это сделать, когда наберется храбрости. Но, с другой стороны, если он уже начал ходить в детский сад, то лучше настоять, чтобы он пошел туда, несмотря на свой страх. Если одна мысль об этом приводит его в панику, пойдите ему навстречу. Не позволяйте ребенку приходить в родительскую кровать ночью. Он должен оставаться в своей кроватке. Ребенок школьного возраста, страдающий неврозом страха, рано или поздно должен вернуться в школу. Чем дольше вы это откладываете, тем труднее ему сделать это. В каждом из случаев боязни ребенка расстаться с родителями необходимо подумать, не играет ли тут роль их излишняя заботливость о ребенке, и попытаться ее преодолеть. Оба эти шага трудно выполнимы, поэтому большую помощь могут оказать врач-психиатр или опытные педагоги (см. раздел 547).

* Упрямство *

479. Упрямство на третьем году жизни.

Упрямство и "негативизм" начинают развиваться еще в возрасте одного года, так что вас этим не удивишь. Но после 2 лет это достигает новых высот и принимает новые формы. Годовалый ребенок противоречит матери, ребенок 2,5 лет противоречит даже себе. Он с трудом принимает решения, а потом хочет все перерешить. Ребенок ведет себя как человек, который стремится сбросить чье-либо иго, хотя никто не намерен его подавить, кроме него самого. Он хочет все делать по-своему, только так, как он делал это раньше. Он приходит в ярость, когда кто-либо пытается вмешиваться или по-другому положить его собственность.
Похоже, что главная черта двухлетнего ребенка - это стремление все решить самостоятельно и противостоять любому давлению со стороны других людей. Ведя войну по этим двум фронтам без достаточного опыта, ребенок доводит себя до внутреннего нервного напряжения, особенно, если его родители любят им командовать. Этот возрастной период имеет много общего с периодом от 6 до 9 лет, когда ребенок стремится избавиться от родительской зависимости, берет на себя ответственность за свое поведение, обижается, когда его поправляют, проявляет свое нервное напряжение в виде различных привычек.
Часто с ребенком от 2 до 3 лет трудно справляться. Родители должны проявлять чуткость. Главное - это как можно меньше вмешиваться и торопить его. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие, когда ему заблагорассудится. Начинайте, например, купать его пораньше, чтобы у него было время поплескаться и помыть ванну. За едой пусть он ест сам, не уговаривайте его. Если он перестает есть, выпустите его из-за стола. Когда пора идти спать или гулять, или возвращаться домой, направляйте его, беседуя о всяких приятных вещах. Старайтесь не спорить с ним. Не отчаивайтесь, впереди более спокойное плавание.

480. Иногда ребенок не выносит одновременного отсутствия обоих родителей.

Иногда ребенок хорошо ведет себя в присутствии одного из родителей, но как только появляется и другой, он приходит в ярость. Частично это ревность. К тому же в этом возрасте ребенок не терпит, когда им командуют, и пытается немного командовать сам. Мне кажется, он чувствует себя лишним в присутствии двух таких важных персон. Особенно непопулярным обычно бывает отец. Бедному отцу иногда кажется, что ребенок его ненавидит. Конечно, отец не должен воспринимать это так серьезно. Ему следует иногда играть с ребенком наедине, чтобы ребенок знал отца как любящего, интересного человека. Но ребенок должен понять, что родители любят друг друга, хотят вместе проводить время и не позволят ему себя запугать.

* Заикание *

481. Заикание - частое явление на третьем году жизни.

Мы не совсем понимаем причины заикания, но многое о нем уже известно. Частое заикание - наследственный недостаток. У мальчиков оно бывает чаще, чем у девочек. Иногда оно начинается при попытке левшу сделать правшой. Часть мозга, контролирующая движения господствующей руки, тесно связана с той частью, которая контролирует речь. Если вы заставляете ребенка пользоваться не той рукой, это влияет на его речь.
Мы знаем, что заикание во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. Нервные дети чаще страдают заиканием. Некоторые дети заикаются лишь тогда, когда они возбуждены или разговаривают с определенным человеком. Вот несколько примеров. Один маленький мальчик начал заикаться, когда в семье появилась новорожденная сестра. Он не показывал своей ревности открыто: не пытался ударить или ущипнуть ее. Ему просто стало не по себе. Одна маленькая девочка (2,5 лет) начала заикаться, когда уехал ее любимый дядя, который долго жил с ними. Через 2 недели заикание прекратилось. Но когда семья переехала в новый дом, она снова начала заикаться, скучая по прежнему дому. Через два месяца отца призвали в армию, вся семья была огорчена, и девочка снова начала заикаться. Матери утверждают, что ребенок заикается сильнее, когда мать нервничает. Мне кажется, заиканию особенно подвержены дети, которых ни на минуту не оставляют в покое в течение дня: разговаривают с ними, рассказывают сказки, заставляют говорить и читать стихи, демонстрируют их знакомым и т.п. Иногда заикание начинается, когда отец вдруг решает установить более строгую дисциплину.
Почему же заикание начинается на третьем году жизни? Возможны два объяснения. В этом возрасте ребенок очень много работает над своей речью. Раньше он говорил короткими предложениями, чтобы выразить более сложные мысли. Он начинает предложение 3-4 раза и останавливается, потому что не может найти нужные слова. Матери надоедает его постоянная болтовня и ей неинтересно, поэтому она отвечает односложно и рассеянным голосом, продолжая заниматься своими делами. Ребенок в отчаянии, оттого что он не может удержать внимание своей аудитории.
Очень возможно, что упрямство, которое является неотъемлемой частью этого напряженного периода, влияет и на речь ребенка.

* Кусание ногтей *

483. Кусание ногтей - признак нервности.

Обычно ногти грызут дети, склонные беспокоиться по любому поводу. Например, они начинают кусать ногти, ожидая, что их вызовут отвечать на уроке, или смотря страшный фильм. Если ребенок обычно весел и удачлив, то кусание ногтей - не обязательно признак нервного напряжения. Но в любом случае это явление заслуживает внимания.
Замечания и наказания обычно останавливают ребенка только на минуту, так как он просто не замечает, что грызет ногти. Наказания могут только усилить его нервное напряжение. Смазывание горькими веществами тоже редко помогает.
Лучший подход к этой проблеме - попытаться выяснить, что беспокоит ребенка, что давит на него. Может быть, его много заставляют, поправляют, предупреждают или ругают. Может быть, родители ждут от него слишком многого, например, только отличных оценок в школе. Посоветуйтесь со школьными преподавателями ребенка. Если кино, радио или телепередачи возбуждают его больше, чем других детей, лучше не позволять ему смотреть и слушать, особенно не подходящие для детей программы.
Девочке старше 3 лет можно в шутку предложить сделать маникюр, чтобы она избавилась от привычки грызть ногти.

Календарь развития: что должен уметь малыш в 2 года

Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.

Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:

  • Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
  • Стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • Прыгать;
  • Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
  • Открывать двери;
  • Откручивать и закручивать крышки;
  • Нанизывать на шнурок крупные бусины;
  • Строить башни из кубиков;
  • Бросать и катать мяч;
  • Называть животных;
  • Называть части тела;
  • Сортировать по цвету, размеру и форме;
  • Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
  • Петь песенки;
  • Говорить короткими фразами;
  • Играть со сверстниками;

Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.

Физическое развитие ребенка в 2 года

  • Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
  • Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
  • Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.


Что же должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?

Память, внимание, мышление:

Помнить, что делал утром, днем, вечером.

— Под коробку прячем

— К игрушке привязывается веревочка. Можно дать малышу потянуть (повозить) игрушку за веревку, чтобы он запомнил, что игрушка с веревкой. А затем спрятать игрушку, оставив веревку видимой.

— Или игрушка прячется так, чтобы была видна её часть.

— Игрушка прячется так, чтобы была видна её форма. Например, накрыть платочком, тканью, бумагой.

Математические представления:

На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.

Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей).

-Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек — домик, грибок, елку, кораблик, зонтик, буквы. Рассказывайте ребенку, как называется та или иная фигура.

-Из счетных палочек можно стоить колодцы (квадратного или треугольного сечения).

Покажите ребенку большую матрешку. Потрясите ее. Откройте вместе с ребенком и достаньте матрешку меньшего размера. Поставьте их рядом и сравните. Пусть ребенок вкладывает маленькую матрешку в большую и достает ее.

Развитие речи:

К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я тебе их покажу, а ты отгадайте, кто эти помощники и, что они помогают делать Оле.

Кукла идет. Родители указывает на её ноги.

— Что это. ( Это ноги).

— Они Олины помощники. Что они делают? (ходят, бегают, танцуют).

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают. ( Руки берут, рисуют, глаза смотрят и.т.д.).

Ребёнок достаёт из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Физическое развитие:

В 2-3 года малыш должен быть довольно развитым с физической точки зрения и ловким. Вот основные навыки, которые ребёнок к такому возрасту уже должен освоить:

1. Бег. Малыши в возрасте 2-3 лет обычно бегают довольно быстро и ловко.

2. Ребёнок вполне может подниматься по лестнице и спускаться с неё.

3. Кроха может подпрыгнуть.

4. Малыш легко и просто нагибается за лежащим на полу предметом и поднимает его, обхватывая руками.

5. Малыш может перешагивать через преграды, встречающиеся на пути (например, лежащие на полу предметы).

6. Если вы бросите ребёнку мяч, он непременно протянет ручки, чтобы попытаться его поймать.

7. В 2-3 года малыш может стоять на цыпочках и даже на одной ноге, держа при этом равновесие.

8. К трём годам ребёнка можно научить кататься на небольшом трёхколёсном велосипеде.

Двухлетний карапуз ни минуты не сидит на месте. Что умеет ребенок в 2 года? Он находится в постоянном движении и поиске новых впечатлений. На данном этапе кроха развивается так стремительно, что многие родители даже не успевают отслеживать этот процесс. Пару месяцев назад карапуз изъяснялся полусотней бессвязных слов, а теперь начинает строить из них целые предложения. Успехи необычайно радуют взрослых и дарят им повод для гордости своим малышом. Но все же родители невольно продолжают сравнивать деток между собой, отмечая у своего крохи отставание или, напротив, опережение в развитии. Поэтому информация о том, что должен уметь ребенок в 2 года, будет полезной для взрослых. Остановимся на этом вопросе более подробно.


РЕЧЬ РЕБЕНКА В 2 ГОДА

Словарный запас крохи к этому возрасту доходит до 300 слов. Он начинает составлять простые предложения, более четко формулировать свои потребности и желания.

Поскольку мышление ребенка развивается при помощи речи, родителям необходимо постоянно общаться с малышом, рассказывать ему истории, читать книги и отвечать на вопросы.

К двум годам детки не просто уверенно ходят, но и без труда совершают следующие действия:

· перешагивают через препятствия;

· поднимаются и спускаются по лестнице или наклонной плоскости;

· совершают небольшие пробежки;

· умеют невысоко подпрыгивать;

· ходят по бревнышку или бордюру;

Крохи ставят пред собой определенную цель: скатиться с горки, догнать кошку, забраться на высокий стул – и идут к ее достижению. Движения ребенка становятся намного более уверенными.

Координация движений

К разряду того, что умеет малыш в 2 года, относится способность управлять обеими руками, координировать свои действия. Ему уже удается ловить мяч с близкого расстояния, самостоятельно рисовать и лепить из пластилина.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В 2 ГОДА

Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:

· В 2 года дети различают от 4 до 8 основных цветов;

· группируют предметы по оттенкам;

· определяют геометрические фигуры и указывают на них;

· распознают объекты по другим параметрам: весу, фактуре, температуре (теплый-холодный, легкий-тяжелый, гладкий-шершавый);

· знают цифры и умеют считать; ( Малыш уже может сказать и продемонстрировать на пальцах, сколько ему лет).

В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.

Двухлетние малыши радуют родителей своей общительностью и стремлением к взаимодействию с окружающими. Если раньше кроха прижимался к маме при виде нового человека, то теперь он более охотно идет с ним на контакт. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте несколько отличается.

Мальчики судят об окружающих по их стремлению чему-то научить ребенка, поиграть с ним в активные игры. Гость, продемонстрировавший крохе, как нужно здороваться по-мужски и поигравший с ним в отважных пиратов, непременно завоюет расположение малыша.

Согласно мнению детских психологов, в 2 года ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность.

Девочки

Мальчики

Понимают, что девочки носят платья и когда вырастут, будут похожими на мам.

Понимают, что мальчикам не положено надевать юбочки, им нужно быть мужественными, сильными и терпеливыми, как папы.

Более спокойны и уравновешены.

Более активные и шустрые.

Лучше развиты речь, воображение и усидчивость.

Не любят занятия, где надо сидеть дольше

5 минут, к творчеству равнодушны.

Постоянно нуждаются в одобрении

Во всем проявляют самостоятельность.

Ребенок восторженно относится к развлечениям, проявляет интерес к музыке и пению, с увлечением смотрит мультфильмы. При общении со сверстниками детки улыбаются друг другу и используют эмоционально окрашенную речь.

При общении с взрослыми малыши проявляют яркие эмоции. Это отражается в мимике, возгласах, движениях.

Стоит отметить, что мышление, память и внимание детей до пятилетнего возраста не поддаются контролю с их стороны. Кроха попросту не способен самостоятельно управлять этими психологическими процессами. Внимание двухлетних деток переключается очень быстро, достаточно лишь заинтересовать их чем-то новым и увлекательным.

В этом возрасте кроха впитывает все, как губка. Он быстро осваивает новые навыки, которые впоследствии проносит через всю жизнь.

Крохи быстро заражаются эмоциями от окружающих людей. Если пребывающий в хорошем настроении карапуз увидит, что играющий с ним малыш начинает капризничать, он может перенять его недовольство. Именно поэтому психологическая обстановка, которая окружает ребенка изо дня в день, играет на данном этапе очень большую роль. Что можно ждать от крохи, чьи родители постоянно ругаются между собой и периодически срываются на малыша? Вероятнее всего, такой карапуз будет вести себя очень нервозно и при малейшем поводе начнет переходить на крик. Благоприятная дружественная обстановка вокруг ребенка позволит вырастить из него психологически уравновешенную личность.

Как правило, в 2 года ребенок умеет без помощи родителей:

· кушать ложкой жидкую пищу;

· умываться и мыть руки;

· ходить на горшок;

· надевать некоторые вещи.

КРАТКАЯ ТАБЛИЦА НАВЫКОВ

Как видно из вышеизложенного материала, двухлетний кроха обладает целым набором знаний и навыков. Собрать их воедино поможет обобщающая таблица. Что должен уметь ребенок в 2 года?

Вот так выглядит список его возможностей:

Речь

· Произносит порядка 200-300 слов;

· Использует местоимения и прилагательные;

· Называет объекты, изображенные на картинке.

Эмоции и общение

· Охотно идет на контакт с окружающими;

· При общении проявляет яркие эмоции через возгласы, мимику, движения;

· Болезненно реагирует на свои неудачи и радуется успехам;

· Упрямится, настаивает на своем;

· Плачет от обиды или при расставании с мамой;

· Осознает свою гендерную принадлежность.

Познание

· Различает от 4 до 8 цветов;

· Группирует предметы по цвету;

· Узнает различные геометрические фигуры;

· Распознает объекты по весу, фактуре, температуре;

· Говорит и показывает, сколько ему лет;

· Выстраивает цепочку последовательных действий.

Физическая активность

· Уверенно ходит и бегает;

· Поднимается и спускается с лестницы или наклонной поверхности;

· Перешагивает через препятствия, ходит по бревнышку, подпрыгивает;

Изобразительная

деятельность

· Рисует линии на листе;

· Использует пластилин по назначению.

Бытовые навыки

· Ходит на горшок;

· Ест ложкой жидкую пищу;

· Моет руки и умывает лицо;

· Надевает некоторые вещи (шапку, варежки, носки);

· Умеет пользоваться носовым платком.

ТАБЛИЦА РОСТА И ВЕСА

Что же касается физических параметров двухлетних малышей, то они являются сугубо индивидуальными и напрямую зависят от генетических факторов и особенностей развития крохи. Так или иначе, существуют определенные нормы, выведенные российскими педиатрами и Всемирной Организацией Здравоохранения. Приведем данные показатели в виде таблиц.

Читайте также: