Детская школа искусств направления деятельности

Обновлено: 05.07.2024

Новоселова А.А., начальник юридического отдела ФГОУ ВПО "Российская академия музыки имени Гнесиных".

Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой согласно законодательству Российской Федерации относятся детские школы искусств, кружки, студии, секции при Домах культуры или народного творчества и т.д. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей деятельность данной категории учреждений целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т.д.).

В настоящее время в Российской Федерации в системе художественного образования функционируют 17,6 тысячи учреждений дополнительного образования детей, из них 95% являются муниципальными. Данная сеть охватывает 10,9 млн. детей и молодых людей от 5 до 18 лет, что составляет 49% от их общего количества.

Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, поскольку целью данного образования является общеэстетическое развитие подрастающего поколения.

К учреждениям дополнительного образования детей относятся и детские школы искусств, составляющие одну треть от общего количества данных учреждений. В отличие от общеэстетического развития подрастающего поколения детской школой искусств (музыкального, художественного, хореографического) на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи.

Традиционно сложилось, что основная цель детской школы искусств - выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация. Учебные программы детской школы искусств, сформированные и зарекомендовавшие себя на протяжении XX в., были направлены не столько на общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, сколько на овладение детьми профессиональными навыками, необходимыми для поступления в средние специальные образовательные учреждения (музыкальные, художественные, хореографические училища). Поэтому традиционно система детских школ искусств относилась к отрасли культуры, отвечающей за государственную политику в этой сфере.

К сожалению, в настоящее время ведомственная принадлежность в ряде регионов признается не столь важной, что приводит к утрате методической и кадровой преемственности в цепи детская школа искусств - среднее профессиональное образование в области культуры и искусства.

Согласно статистике число детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 г. составляло 5890, в 1990 г. - 6591, 2001 г. - 5837, 2005 г. - 5555, 2007 г. - 5477. Однако при сокращении общего количества детских школ искусств число обучающихся в 2007 г. составило 1336130 детей, тогда как в 2001 г. обучалось 1293430 детей. При явно положительной тенденции увеличения количества обучающихся в детских школах искусств настораживает заметное сокращение количества выпускников, многие из которых составляют основную часть будущих абитуриентов среднего специального образования в сфере культуры и искусства.

Количество детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 - 2007 гг.

Например, в детских школах искусств в 2001 г. было 145368 выпускников, в 2002 г. - 148405, а в 2007 г. - 143563 выпускника. Согласно статистическим данным к выпускному классу остается только 50% обучающихся от количества поступивших в детскую школу искусств.

Причины могут быть разными - это и потеря интереса в получаемом образовании, отсутствие у родителей возможности приобрести дорогостоящий музыкальный инструмент, отсутствие у детей необходимых творческих способностей и, к сожалению, основные две причины, появившиеся в последние годы, - крайне низкий социальный статус работника сферы культуры и искусства в силу низкого уровня оплаты труда и ограниченного набора социальных льгот, а также зачастую отсутствие заинтересованности самого преподавателя в подготовке выпускника детской школы искусств, в том числе и будущего абитуриента среднего профессионального учебного заведения культуры и искусства, отвечающего необходимым для этого критериям.

Именно с целью сохранения методической и творческой связи между детской школой искусств и средним специальным образовательным учреждением отрасли культуры и искусства необходимо сохранить их ведомственную принадлежность. К сожалению, за последнее время в ряде регионов страны детские школы искусств перешли в ведение органов управления образованием. Среди таких регионов Вологодская область, Тюменская область, Калининградская область и др. В ряде регионов положительными факторами данного перехода явились улучшение материально-технического состояния детских школ искусств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников. Однако при этом в деятельности детских школ искусств намечаются тенденции к разрушению связей с отраслью культуры и искусства, профессиональной направленности обучения и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т.д.

Но не только проблема ведомственной разобщенности детской школы искусств разрушает ее традиции. Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования нивелирует раннюю профессиональную составляющую сущности реализуемого образования, при этом у преподавателя школы утрачивается нацеленность на подготовку из выпускника школы будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования. Таким образом, с переводом детской школы искусств в разряд дополнительного образования детей, основной задачей которого является удовлетворение запросов населения в общеэстетическом развитии, детские школы искусств перестают выполнять главную и важнейшую функцию - профессионального самоопределения детей и молодежи.

Разработанные в 2000-х годах на федеральном уровне Примерные учебные планы для детской школы искусств, в которых отражены необходимый перечень предметов и объем часов по ним, имеют, к сожалению, лишь рекомендательный характер, так как реализация учебного плана в детской школе искусств зависит от объемов финансирования, наличия педагогических кадров и состояния материально-технической базы образовательного учреждения.

Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования детей не предполагает и выдачу выпускнику после окончания детской школы искусств документа государственного образца, кроме того, отсутствует даже примерная форма (образец) документа негосударственного образца об окончании школы. Что парадоксально, законодательством Российской Федерации предусмотрена процедура государственной аккредитации детской школы искусств, которая при оценке деятельности детской школы искусств должна учитывать и качество реализуемого образования. Однако процедура государственной аккредитации в основном проводится органами управления образованием субъектов Российской Федерации, представители которых не имеют профильного образования для отрасли культуры и искусств, и поэтому "оценить" качество реализуемого образования в конкретной детской школе искусств, по сути, является невозможным. Кроме этого, для оценки качества реализуемого образования детской школой искусств необходимы критерии, а они устанавливаются в каждом регионе индивидуально, при этом основной критерий - выполнение некоего стандарта в части перечня необходимых предметов и объема часов по ним - отсутствует по причине рекомендательного характера разработанных на федеральном уровне примерных учебных планов.

Аналогичная проблема возникла и при проведении аттестации педагогических и руководящих работников на высшую и первую квалификационные категории. Данная процедура согласно нормам законодательства должна проводиться органами управления образованием, в связи с чем возникает парадоксальная ситуация: аттестацию руководящих работников, преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств в ряде регионов проводят непрофильные специалисты по неадаптированным к отрасли критериям.

Таким образом, отсутствие обязательных нормативов по реализации образовательного процесса в детских школах искусств (например, государственных требований), передача полномочий по проведению процедур государственной аккредитации и аттестации педагогических и руководящих работников органам управления образованием привели к следующим последствиям:

  • к формальному характеру государственной аккредитации детских школ искусств, не ставящей своей целью оценку качества реализуемых в детских школах искусств образовательных программ;
  • утрате традиционных методических связей среднего звена (музыкального или художественного училищ) с детской школой искусств;
  • резкому снижению на протяжении последних 10 лет качества подготовки абитуриентов, поступающих из детской школы искусств в среднее специальное образовательное учреждение;
  • отсутствию конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в среднее специальное образовательное учреждение отрасли культуры и искусства по ряду специальностей.

Особенно остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства (исполнительства на духовых и струнных инструментах, теории музыки). В ряде регионов России в детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов.

Многие обозначенные проблемы детской школы искусств неразрывно связаны с нормами законодательства, а также с социально-экономическими условиями функционирования детской школы искусств, как, например:

  • нерешенность вопроса о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) в детских школах искусств: при одинаковых затратах и условиях работы ставка заработной платы в младших классах детской школы искусств предполагает нагрузку 24 часа в неделю, а в старших классах - 18 часов. В то время как в учреждениях дополнительного образования детей системы Министерства образования и науки Российской Федерации норма часов за ставку заработной платы единая и составляет 18 часов;
  • вопрос о трудовых пенсиях в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детской школы искусств;
  • рост родительской платы за обучение, не предусмотренной законодательством Российской Федерации, но становящейся нормированной и обязательной частью бюджетного финансирования в ряде регионов страны (Псковская область, Ростовская область, Калининградская область, Тюменская область и др.);
  • материально-техническое состояние детских школ искусств и методическое обеспечение (учебниками, хрестоматиями, учебными пособиями). Согласно статистике из общего количества детских школ искусств (5477) требуют капитального ремонта 2602 школы, при этом из 1939 детских школ искусств, расположенных в сельской местности, крайне необходим капитальный ремонт 903 школам.

С целью поддержки материально-технического обеспечения детских школ искусств в 2006 - 2007 гг. из резервного фонда Президента Российской Федерации были выделены средства на приобретение музыкальных инструментов. Безусловно, данный шаг способствовал обновлению парка музыкальных инструментов в детских школах искусств, но полностью проблему не решил.

Вышеназванные вопросы относительно функционирования и деятельности детских школ искусств должны не просто лишний раз обнажить наболевшие за последние годы у работников образовательных учреждений проблемы, но и решить их.

В настоящее время в Государственной Думе в стадии разработки находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственной поддержки дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.

Проект федерального закона разрабатывается в целях определения специфики функционирования детских школ искусств, имеющей многолетние традиции, но не отраженной в законодательных и нормативных актах в области образования.

Законопроект направлен на сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров в сфере искусства, обозначенной в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р.

В настоящее время специфика детских школ искусств не отражена в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.

При разработке законопроекта депутаты исходят из того, что деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений должна строиться на основе программ, учебных планов, классно-урочной системы, с промежуточной и итоговой аттестацией, выпускными экзаменами и выдачей соответствующего итогового документа об окончании школы. Обучающиеся в этих школах наряду с получением общего художественно-эстетического образования приобретают навыки и знания, необходимые для получения в дальнейшем профессионального образования в этой сфере.

Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в детских школах искусств необходимо:

во-первых, ввести новый тип образовательного учреждения;

во-вторых, ввести новый образовательный уровень - предпрофессиональное образование и новый вид образовательных программ - дополнительные внеуровневые общеобразовательные программы, которые подразделяются на общеразвивающие образовательные программы и предпрофессиональные образовательные программы;

в-третьих, установить требования к организации образовательного процесса при освоении предпрофессиональных образовательных программ, а также требования к приему граждан при поступлении в учреждения данного типа.

Также необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение предпрофессионального образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации предпрофессиональных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников данных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что позволит повысить уровень обучения в детских школах искусств.

Сохранение и развитие сети детских школ искусств как одной из важных составляющих образовательного пространства отрасли - одна из первоочередных задач и федеральных, и региональных органов исполнительной власти. Для любого специалиста очевидно, что утрата первого звена трехступенчатой модели образования в сфере культуры и искусства приведет к невосполнимой утрате завоеванных позиций отечественного образования в области культуры и искусства, признанного во всем мире.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

О путях развития детских школ искусств через сохранение традиций прошлого и внедрение новых форм работы.

ВложениеРазмер
доклад о путях развития школы искусств 48 КБ

Предварительный просмотр:

Детская школа искусств: её настоящее и будущее

Содержанием современной государственной культурной политики России

является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на

основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры, развития творческих способностей личности, способностей к эстетическому восприятию мира, приобщения к различным видам культурной деятельности. Признаётся приоритетность образовательной, воспитательной роли культуры и искусства, всемерная поддержка и развитие просветительской миссии культуры.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепил за школами искусств реализацию двух видов образовательных программ - предпрофессиональные и общеразвивающие дополнительные общеобразовательные программы в области искусств.

На основании этого документа за детскими школами искусств закрепился правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению. Это значит , что мы, детские школы искусств, остались в сфере дополнительного образования, но отныне проведена резкая граница между образовательными учреждениями дополнительного образования детей в виде домов и центров творчества и детскими школами искусств как реализующими дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. Таким образом, школы имеют предпрофессиональный статус, обеспечивающий более четкую преемственность школ искусств с учебными учреждениями профессионального уровня.

Основными целями дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства являются:

- формирование художественно-эстетических взглядов, моральных и нравственных установок, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать многообразные культурные и духовные ценности;

- воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства направлена на решение следующих задач: творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся; выявление и продвижение одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание комфортных условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности, стилевыми традициями, особенностями композиторской индивидуальности; создание теоретико-практической основы для приобретения учащимися опыта исполнительской практики; воспитание у детей культуры и опыта сольного и ансамблевого исполнительства и музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности (фестивальной, концертной, конкурсной) и т.п.

Основной принцип, заложенный в федеральных государственных требованиях, - преемственность новых программ по отношению к действующим примерным и типовым учебным планам 1980-х и 1990-х гг. и учебным планам 2000-х годов.

Основные изменения с введением предпрофессиональных общеобразовательных программ касаются:

■ направленности обучения на результат, который четко формулируется в разделе “Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы” (достигнутые знания, сформированные умения, навыки в предметных областях и по предметам);

■ введения дополнительного (9-го или 6-го) года обучения в целях продления предпрофессиональной общеобразовательной программы для детей, не освоивших программы основного общего или полного общего образования в силу возраста, а также детей, желающих поступить в профессиональные учебные заведения, где прием осуществляется на базе данных уровней общего образования ;

■ новой структуры учебных планов , которые делятся на разделы: обязательная часть, вариативная часть, консультации, аттестация.

Изменения в законодательство возвращают нас в историческое прошлое школ искусств, когда были сформулированы цели и задачи, соответствующие сегодняшнему понятию "предпрофессиональное образование”. Опыт прошлого определяет особенность предпрофессионального образования как обучения способных, "отобранных” при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для их профессионального самоопределения. В этой ситуации невозможно ждать стопроцентной поступаемости выпускников школы в профессиональные учебные заведения. Школе нужно обучать значительное количество детей школьного возраста (в среднем по России – 12%), и только самые способные и мотивированные на будущую профессию в сфере искусства пополнят ряды абитуриентов в профессиональные учебные заведения.

Сложность ситуации для руководителей и преподавателей заключается в том, что за последние 20 лет школа находилась в постоянной борьбе за выживание, в ситуации хронического недофинансирования, демографического спада. Все это привело к отсутствию конкурса при приеме, падению качества образования, "сворачиванию” программ академического образования. В целях самосохранения школе пришлось открывать общеэстетические отделения, где учат "всему понемногу”. Тем не менее, при всей сложности нынешней ситуации Школы должны вернуть утраченные позиции. Именно на это и направлены изменения в законодательстве об образовании.

Вот что говорит о новых программах И.Е.Домогацкая, директор Института развития образования в сфере культуры и искусства: "Есть неправильное понимание предпрофессиональной программы как очень сложной, обязательно ведущей ребенка в профессию. Но вспомните, ведь и раньше наши школы фактически работали по предпрофессиональным программам. Это был четко установленный учебный план, с годами обучения, с промежуточной и итоговой аттестацией. В принципе, ничего не изменилось, просто законодательно закреплено то, что наши школы делали всегда. При этом сегодняшний закон говорит и о том, что федеральные государственные требования и даже государственные образовательные стандарты, устанавливая определенные нормы, предполагают возможность вариативности учебного материала, то есть уровень сложности может быть разным. Открыв перечень федеральных государственных требований, вы не прочтете, что на выпуске из школы дети должны играть, скажем, Пятую фортепианную сонату Бетховена. И вообще не увидите названий конкретных произведений. Вы найдете общие требования: какие жанры, какие элементы фактуры должен освоить ребенок. Он, например, обязательно должен играть полифонию, освоить определенные технические стороны музыкального исполнительства. Но конкретно ничего не обозначено – вся конкретика в программах, которые каждая школа самостоятельно разрабатывает. Мы же, разрабатывая программы школьных учебных предметов в прошлом году, рекомендовали, например, несколько вариантов исполнительских программ – от упрощенных ко все более сложным. Так что в новый образовательный процесс можно будет встроиться самым разным детям.

С другой стороны, а какова же тогда роль общеразвивающего блока? Давайте представим, что к какому-то моменту ребенок поймет, что ему сложно нести объем предпрофессиональной программы. И тогда школа предложит ему другие программы, более доступные и менее объемные, на которые он может перейти, осваивать их и ставить для себя иные задачи. Смысл общеразвивающих программ, в частности, и в этом: удовлетворить разные образовательные потребности с учетом склонностей, способностей различных детей, с учетом того, как они себя в этом образовательном процессе начинают ощущать."

С 1 сентября 2013 года н начали работать по новому законодательству. Огромная работа проделана руководителями и преподавателями в этот острый период реформирования. Были внесены изменения в Уставы, получены лицензий на основе установленных норм, написаны новые образовательные и рабочие программы, составлены новые учебные планы и локальные акты, регламентирующие деятельность многочисленных внутренних вопросов ДШИ. Проделана работа по приведению всего комплекса документации, учебного процесса в соответствие с требованиями нового законодательства.

Как нам жить дальше? Нужно ли бояться предпрофессиональных программ или всё же стоит разобраться в новых реалиях и подняться на новый уровень ответственности за свои результаты работы. Нам необходимо осваивать новые программы. Иначе нам грозит скатывание на дилетантский уровень, уровень художественной самодеятельности. Чему можно научить по программе фортепиано за 3-4 года? Работая же по предпрофессиональной программе, мы получаем наконец возможность дать детям уроки ансамбля и аккомпанемента - всем в обязательном порядке, а не единицам. Уроки специальности в старших классах по 2,5 часа в неделю. Есть обязательные часы консультаций, те самые дополнительные уроки, которых нам так не хватает перед экзаменами. Мы получили возможность отбирать детей, но даже если мы ошиблись и ребёнок не оправдал наших ожиданий, у нас есть возможность перевести его на общеразвивающую программу.

Да, предпрофессиональные программы ставят перед преподавателями и учащимися новые, повышенные требования.

Преподаватель - отныне обязан не просто добросовестно вести свои уроки. Он обязан организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя-слушателя - отныне это не "внеклассная работа", а обязательная составляющая образовательного процесса.

Ученик - обязан упорно, "по-настоящему" трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету. И это требование является обязательным для всех учеников музыкальных школ на территории России.

Родитель - обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы - обязательно условие успешности обучения наших детей!

На протяжении всех этих трудных лет наши школы не только сохранили себя, но и устойчиво развивались, благодаря высокопрофессиональным педагогическим кадрам, благодаря традициям профессионального музыкального образования, накопленным школами за годы работы.

Но чтобы школа имела будущее, она должна соответствовать духу времени. Продолжая развитие академического направления школы, мы должны находить новые ресурсы развития школы – это требование времени.

Новое законодательство дает большие возможности, но и накладывает на каждого преподавателя большую ответственность за качество преподавания, сохранение устойчивого интереса учащихся к обучению. XXI век – век новых технологий и высокого профессионализма во всех областях науки и искусства. И сфера музыкального образования в данном случае не является исключением.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём

Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года, «мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить".

Нам с вами строить эти школы, нам воспитывать творческих людей. А трудности - они были всегда, нам к этому не привыкать. Желаю всем успехов на этом непростом, но интересном пути.

RSS-трансляция
Читать в FaceBook
Читать в Twitter
Читать в ВКонтакте
Читать в Одноклассниках
Читать в Telegram
Читать в Google+
Читать в LiveJournal

У каждого ребенка есть талант. Задача родителей – раскрыть этот его и помочь ребенку найти себе занятие по душе. Порой сделать это оказывается достаточно сложно. Приходится записывать ребенка в разнообразные секции и кружки, зачастую это оказывается не очень удобно.

Сегодня все большей популярностью пользуются школы искусств, которые работают с детьми в разных направлениях, это помогает в кратчайшие сроки определить, к чему у ребенка имеются способности. Открытие собственной школы искусства является хорошей идеей для бизнеса. Для реализации такого проекта потребуются стартовый капитал, помещение под школу, инструменты и оборудование. Чтобы соблюсти формальности нужно обратиться в компанию, профилем которой является регистрация фирм в Москве, и опытные юристы помогут решить эту проблему.

Определение направления деятельности

Чтобы привлечь наибольшее количество учеников важно делать школу искусств разнонаправленной. Многих сегодня привлекают современные тенденции, но только на них останавливаться не стоит. Дополнительную аудиторию могут привлечь редкие дисциплины, к примеру, пэчворк или скандинавские танцы.

Школа может быть рассчитана не только на обучение детей, многие взрослые с удовольствием стали бы ее учениками. Для детей лучше всего выбирать живопись, хореографию и музыку, то есть классические направления искусства. Взрослым можно предложить занятия на саксофоне, воскографию батик и прочие узконаправленные курсы. Важно помнить, что школа искусств не обязана готовить специалистов высокого класса, главное предназначение такого заведения заключается в раскрытии талантов.

Выбор помещения для школы

Лучшим решением для школы является отдельно стоящее здание, но найти такое получается не всегда. Тогда следует подбирать здание, где можно арендовать или выкупить целый этаж, который уже поделен на отдельные кабинеты. Размер помещения и количество отдельных кабинетов выбирается в зависимости от направленности и предполагаемого количества учеников.

Приобретение оборудования

Под оборудованием подразумевается абсолютно все, что только требуется школе искусств, в том числе мебель, техника, музыкальные инструменты. Данная статья расходов оказывается внушительной и заберет большую часть стартового капитала. Необходимо сначала провести открытие счета фирмы, а уже потом проводить оплату. Важно на этом этапе определиться с тем, какие инструменты должна предоставлять школа искусства, а какие инструменты должны приобретать и приносить с собой ученики. Обычно на учеников или родителей учеников ложатся покупка всех материалов для живописи, приобретение духовых и смычковых инструментов.

Подбор персонала

В школу следует нанимать опытных и квалифицированных преподавателей, которые могут мотивировать учеников к развитию в новом направлении. Желательно чтобы персонал также обладал харизмой и потенциалом. Например в школе искусств обязательно понадобится преподаватель по культурологии, преподавать по истории искусств и другие. Всегда следует помнить, что успешность школы искусств, а значит, и прибыль, во многом зависят именно от состава преподавателей.

Продвижение школы

Чтобы школа не испытывала нехватку учеников, важно наладить сотрудничество с образовательными и дошкольными учреждениями, детскими центрами и театрами. Для продвижения своей школы можно использовать еще широкие возможности интернета.


ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ – ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Важным условием работы детской школы искусств является общедоступность образования и воспитание детей. Задача детской школы искусств не только традиционно выполнять функции широкого художественно-эстетического просвещения и образования, но и выявить возможность раннего таланта и создавать условия для его органичного профессионального становления. Именно, детская школа искусств, предоставляет благоприятные условия для разностороннего художественного развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую и познавательную активность. Миссия детской школы искусств заключается вдуховно-нравственном развитии детей средствами художественно-эстетического образования, создании условий для формирования творчески мыслящей, социально-активной личности, способной к адаптации и самореализации в современном обществе.

Целью деятельности детской школы искусств является развитие творческих способностей и выявление одаренных детей через формирование общей культуры, а также приобщения их к миру и национальной культуре наследия.

Основные задачи детской школы искусств это:

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей;

- выявление и развитие творческого потенциала одаренных детей;

- профессиональная ориентация детей;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда детей;

- адаптация детей к жизни в обществе;

- организация содержательного досуга детей;

- удовлетворение потребностей детей в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии.

Самые востребованные отделения в школе искусств – это музыкальные отделения. К ним относятся: фортепиано, народные инструменты (аккордеон, баян, гитара, домра, балалайка), духовые и ударные инструменты.

Одна из основных задач преподавателя детской школы искусств – это сохранение индивидуальности ученика и развитие его творческих способностей. Для достижения этой задачи нужны специальные условия. Совместное музицирование учащихся, несомненно, должно способствовать выявлению и росту творческих задатков детей. Школьные концерты знакомят детей с результатами их классной работы с преподавателем, а также объединяет детей разных классов, помогая им обмениваться своими достижениями. При этом ярче выявляются их личные вкусы и склонности, различные способы работать, стремление каждого выразить в музыке то или иное содержание по-своему. Выступая в одном концерте: пианисты, духовики, народники объединяются в совместной работе. Совместное музицирование быстро и широко развивает музыкальную культуру детей, его всестороннее знакомство с особенностями разных инструментов и их значением в музыке.

Учебно-воспитательная работа преподавателей детской школы искусств направлена на развитие тех способностей учащихся, которые нужны для успешного продвижения к цели, на воспитание воли, характера, трудолюбия, сознательного отношения к делу.

Организация и основное содержание образовательного процесса в детской школы искусств определяется с учетом:

- обеспечения преемственности образовательных программ в области искусств (предпрофессиональных, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования в области искусств);

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Как утверждает Е.И. Николаева, проявление творческих способностей зависит от индивидуальных качеств учащихся, а также своеобразия деятельности, в которой можно проявить творческие способности [4].

В детской школы искусств создаются условия для мотиваций, побуждающих учащихся прилагать все усилия для активного участия в конкурсной деятельности. Участие в конкурсах, фестивалях, выставках, смотрах способствует самореализации и развитию самостоятельного творчества учащихся.

Чем разнообразнее круг занятий, тем шире возможности выявления одаренности 3, с. 77. Поэтому в детской школы искусств учащиеся музыкальных отделений занимаются в творческих коллективах (оркестре духовых инструментов, оркестре русских народных инструментов, ансамбле народных инструментов, фольклорных коллективах, хоровых коллективах и др.), участвуют в международных, региональных, областных, открытых, районных конкурсах, фестивалях, смотрах.

Учащиеся и преподаватели детской школы искусств активно участвуют в культурно-просветительской деятельности, выступают на концертных площадках, что стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества учащихся, помогает ощутить общественную значимость своего труда и увидеть его результат. А также найти своего слушателя, а, следовательно, способствует оживлению образовательного процесса, росту интереса к обучению, расширению рамок репертуара юных музыкантов.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская школа искусств - неотъемлемая составляющая общего образования. Она обладает особыми, присущими только ей педагогическими возможностями для становления растущего человека, для решения им личностно-значимых для него проблем.

Ценностные приоритеты, среди которых важнейшими являются: развитие детского творчества, воспитание культуры здорового образа жизни, саморазвитие личности, открытость системы детской школы искусств, создание дополнительных образовательных программ находят практическое воплощение, и способствует дополнительному образованию детей и развитию культуры в целом.

Литература

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков / И.Н. Ерошенков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 221 с.

Лук А. Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - М.: Наука, 1978. - 126 с.

Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. - СПб: Питер, 2010. - 232 с.

Россихина В.П. Беседы о классической музыке / В.П. Россихина. - М.: Просвещение, 1980. - 110 с.

Читайте также: