Что такое сознание в обществознании 6 класс определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики.

СОЗНАНИЕ.

Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире

Сознание конструирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком. Главная характеристика человеческого бытия – осознанность.

Характеристика особенностей сознания:

Функции сознания:

  • отражательная (познавательные процессы и память);
  • креативная (воображение, творчество);
  • преобразующая (определение целей и их достижение),
  • оценочная (формирование эмоций);
  • рефлексивная (самопознание, обращение сознания человека на самого себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы его познавательной и преобразующей деятельности.).
  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив); коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации).

Структура сознания

Интеллект – психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач.

К интеллектуальным способностям относятся:

  • свойства мышления (быстрота, системность, гибкость);
  • свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);
  • свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость);
  • свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Основной элемент сознания (интеллекта)- знания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

Мотивация – совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Мотивация может быть:

  • сильной — слабой,
  • устойчивой, неустойчивой.

Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) – переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе.

В эмоциональную сферу входят:

  • чувства,
  • настроения,
  • аффекты,
  • переживания,
  • эмоциональные стрессы.

Воля – способность человека сознательно регулировать поведение. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность.

Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов вне сферы сознания и не управляемые им.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания (сновидения, состояние невменяемости, интуиция, творческое озарение).

Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.

Бессознательные психические процессы:

  • бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения.
  • неосознаваемые зрительные ощущения,
  • бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач,
  • бессознательная речь — это внутренняя речь.
  • бессознательные восприятием, память и воображение: сновидения, грезы, мечты.

Отличие сознания от психики живот­ных.

  • наличие абстрактно-логического мышления, связанное с умением вос­производить характеристики и связи действительно­сти, не данные непосредственно в восприятии;
  • целеполагание, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
  • самосознание, определяющее возможность выделения себя из внешней среды;
  • наличие языка как второй сигнальной системы, позволяющей ори­ентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

Таким образом, сознание – это такое состояние человека, при котором он четко понимает, что происходит с ним и вокруг него, когда он осознает свои действия и контролирует их. Бессознательное же проявляется в неконтролируемых, неосознаваемых действиях и психических проявлениях. И хотя это две различные стороны в психике человека, сознание и бессознательное находятся в постоянной связи и взаимодействии.

Сознание человека – это отражение окружающего мира в психике человека. Это отражение может происходить как на биологическом, так и на социальном уровне. В философии существует не менее дюжины теорий о сознании. Мы же будем изучать сознание как сознательную деятельность человека.

Основные характеристики сознания.

  1. Отражение объективной действительности с помощью познания (память, восприятие, ощущение, мышление и т.д.).
  2. Способность различать субъекта от объекта (выделение себя из окружающего мира).
  3. Самооценка (оценка своего поведения, поступков и себя самого).
  4. Оценка окружающей действительности.
  5. Способность ставить перед собой цель.

Структура сознания.

Поскольку сознание человека – это процесс, который происходит постоянно и видоизменяется, то при его изучении используют временной подход. По этому принципу в структуре сознания выделяют три структурных элемента:

  • психический процесс (кратковременное явление, например, ощущение, воображение);
  • психическое состояние (более долговременное явление, например, настроение);
  • психическое свойство (то же, что и свойство личности – постоянное явление, которое может формироваться, например, характер, темперамент).

Итак, сознание – это высший уровень психики, присущий только человеку. С помощью сознания человек приспосабливается к реальному миру. Кроме того, что сознание отражает реальность, оно может создавать образы, аналогов которых нет в действительности, с помощью воображения.

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.


Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания

Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознаниеосознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.


B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.

Антипатия — чувство неприязни, нерасположения. Противоположное — симпатия.

Безнравственный — так говорят о человеке, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.

Гарантия — ручательство; условие, обеспечивающее что-либо.

Групповые нормы — правила, по которым живёт группа.

Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку.

Деятельность — способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание — изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.

Инцидент — случай, происшествие, недоразумение.

Карьера — 1) продвижение в какой-либо сфере деятельности; 2) профессия, род занятий (разг.); 3) достижение известности, славы, почёта.

Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Логика — 1) способность правильно мыслить; 2) учение о последовательности и методах познания.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Межличностные отношения — взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Мораль (нравственность) — представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.

Общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей.

Официальный — должностной. Официальными могут быть отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом.

Понятие — мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам.

Потребность — осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические потребности) и развития личности (социальные, духовные потребности).

Правозащитник — активный защитник прав и свобод человека и гражданина. Человек, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению.

Привычка — сложившийся способ поведения (стереотип) в определённых ситуациях.

Принцип — 1) основное, исходное положение; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, норма, правило поведения.

Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал; сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.

Симпатия — внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям. Противоположное — антипатия.

Сознание — способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности.

Стереотип — устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо (например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе).

Суждение — высказывание, содержащее определённую мысль.

Умозаключение — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений к новым суждениям.

Ущерб — 1) непредвиденные расходы, утрата имущества, недополученная выгода; 2) вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям.

Этикет — принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и т. д.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Объяснить термины: Тотем Миф Божественное происхождение человека Ч. Дарвин (э.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Объяснить термины: Тотем Миф Божественное происхождение человека Ч. Дарвин (э.

Объяснить термины:
Тотем
Миф
Божественное происхождение человека
Ч. Дарвин (эволюция человека)
Раса
Монголоидная раса
Негроидная раса
Антропология
Природная (естественная среда обитания)
Искусственная среда обитания (созданная человеком)
Отличия человека от животного
Человек

Сознание - способность человека осознать окружающий мир, личные переживания.

Сознание - способность человека осознать окружающий мир, личные переживания, мысли, настроения, внутренний мир, собственные поступки и поведение.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своего поведения, способность.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своего поведения, способность нести ответственность за свои поступки


Домашнее задание &4 стр. 32 задания 1-3 (устно) 6,7 (письменно)

Домашнее задание
&4
стр. 32 задания 1-3 (устно)
6,7 (письменно)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 262 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 4. Путешествие вглубь сознания

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.03.2021 208
  • PPTX 565.4 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Хаирова Татьяна Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: