Как связаны между собой культура и гуманизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр - могучая и прекрасная личность.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах. Для гуманистов не существует более иерархического общества, в котором человек - только выразитель интересов сословия. Они выступают против всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гуманисты выражают требование исторической ситуации - формируют человека предприимчивого, активного, инициативного.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречивы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, архитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но проблемы общественных отношений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях.


В статье описывается развитие гуманистических идей в соответствии с культурными и историческими особенностями развития общества на различных этапах. Также автором рассматривается, как менялось от эпохи к эпохе понимание соотношения индивидуализма и коллективизма в гуманизме.

Ключевые слова: гуманизм, индивидуализм, коллективизм, история гуманизма.

Гуманистические устремления человека, зародившиеся ещё на заре человеческой истории, получив в эпоху Возрождения оформление в виде стройного комплекса идей, на протяжении веков становились для многих философов объектом осмысления и интерпретации. Рассмотрение гуманизма как идейного течения в культуре человечества, развивавшегося под влиянием тех или иных нужд общества, на наш взгляд, является необходимым условием для дальнейшего формирования идей гуманизма в том числе и в работе с социально уязвимыми категориями детей и подростков. Во многом необходимость этого связана с тем, как свои коррективы в понимание гуманизма в настоящее время вносят проблемы — экономическая нестабильность, вспышки национализма, падение нравственности и повсеместная ломка традиционных ценностей и другие, с которыми на данном этапе сталкивается как общество в целом, так и каждая отдельно взятая личность.

Изучение трудов видных философов, социологов, историков, позволяют сделать вывод, что гуманистические порывы, стремления зародились ещё в доклассовом обществе в виде непосредственно практического, чувственно обыденного знания [3]. Высокие свойства и лучшие черты человека находились в зачаточном состоянии, а их возникновение было связанно с проявлением сотрудничества, взаимной помощи, добровольного участия в управлении общественными делами, глубокого уважения к старшим.

В дальнейшем влияние на развитие идей гуманизма в средневековый период истории оказал христианский гуманизм, при котором основная миссия человека, его предназначение — служить Богу, борясь со своей греховной природой через аскетизм и развитие христианских качеств: любви к ближнему, состраданию, всепрощению и непротивлению злу и других.

Пристальное внимание соотношению индивидуализма и коллективизма уделялось деятелями эпохи Просвещения. Веря в неограниченные возможности человеческого разума — познавательные, творческие, преобразующие, регулятивные, они, в то же время, делали вывод, что достижение сугубо личного интереса и личностного развития невозможно без принятия индивидом обязанностей перед обществом. Противовесом индивидуальной воле просветители считали общую волю, понимаемую ими как сумму индивидуальных воль, опирающуюся на мораль и просвещённый разум. Только случае наличия неотчуждаемых основополагающих прав и свобод данных всем людям от природы, люди могут на деле оставаться суверенными и свободными субъектами своей собственной жизни. Таким образом, провозглашалось, что достижение индивидуального блага невозможно без взаимодействия с обществом. Это есть суть общественной морали, которая формирует гражданского общество, основанное на принципах гуманизма.

Рассмотренные в статье этапы развития гуманизма как идейного течения в культуре человечества, наглядно демонстрируют важность данных идей в качестве подлинно человеческого способа регулирования отношений между людьми. Гуманизм, ориентированный не только на развитие индивидуального, частного содержания личности, но и на практику установления диалога между личностями, социальными общностями, культурами, способен породить плодотворную среду и дать ростки для реализации присущей каждому человеку гуманности, человечности. Особенную роль это играет при разработке основных принципов и направлений работы с социально уязвимыми категориями детей и подростков, в частности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которые в силу непреодолимых обстоятельств лишены возможности в знакомиться с принципами гуманизма в естественной среде развития — в семье. Социальный заказ общества, государственная политика в образовании Российской Федерации указывают на необходимость и своевременность гуманизации традиционной практики взаимодействия с детьми. Гуманизация воспитания личности связана с процессом её социализации, который представлялся как отсутствие подавления активности личности, недопустимость навязывания общественных функций вопреки склонностям и стремлениям индивида, внимание к потребностям и желаниям ребёнка при определении формы его жизнеустройства.

  1. Леонтьев, Д. А. Личность как преодоление индивидуальности: контуры неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2006. — C. 134–147.
  2. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1968. — Т. 46. — Ч. I. — С. 75.
  3. Нигматов, З. Г. Развитие гуманизма в истории философских и педагогических учений/ З. Г. Нигматов // Вестник ТГГПУ, 2003. — № 1. — С.58–71.
  4. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П. С. Гуревич. — М.: Республика, 1995. — С. 220.
  5. Чистов, Г. А. Гуманизм как основополагающий принцип бытия человека. Исторические формы / Г. А. Чистов. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. — 35 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, идейное течение, идея, культура человечества, общество, принцип гуманизма, римское общество, сам человек, уязвимая категория детей, человеческий разум.


Основные идеи гуманизма связаны с уважением достоинства каждого человека.

гуманизм в древней Греции

Краткая информация

Идеи гуманизма предполагают признание всех основных прав личности: на жизнь, на развитие, реализацию своих возможностей, стремление к счастливой жизни. В мировой культуре подобные принципы появились еще в Древнем мире. Высказывания египетского жреца Шеши, в которых он рассказывал о помощи малоимущим людям, дошли из третьего тысячелетия до нашей эры.

Древний мир

Существенное количество аналогичных текстов, обнаруженных историками, является прямым подтверждением того, что идеи философского гуманизма существовали в Древнем Египте.

древнеегипетский писец

В Книгах мудрости Аменемоне присутствуют принципы гуманизма, нравственного поведения человека, что является прямым подтверждением высокого уровня морали древних египтян. В культуре этого государства все было погружено в атмосферу религиозности, сочетающейся с истинной человечностью.

Идеи гуманизма пронизывают всю историю человечества. Постепенно появилось гуманистическое мировоззрение – теория о целостности, единстве и уязвимости общества людей. В Нагорной проповеди Христа отчетливо прослеживаются идеи о добровольном отказе от социального неравенства, угнетения слабых людей, рассмотрение взаимной поддержки. Задолго до появления христианства идеи гуманизма глубоко и ясно осознавались мудрейшими представителями человечества: Конфуцием, Платоном, Ганди. Такие принципы содержатся в буддистской, мусульманской, христианской этике.

идеи гуманизма

Европейские корни

В культуре основные идеи гуманизма появились в XIV веке. Из Италии они распространились в Западную Европу (XV век). Основные идеи гуманизма эпохи Возрождения (Ренессанса) привели к серьезным изменениям в европейской культуре. Этот период продолжался почти три столетия, завершился в начале XVII века. Эпоху Ренессанса называют временем серьезных перемен в истории Европы.

Период Возрождения

Идеи эпохи гуманизма поражают своей актуальностью, своевременностью, направленностью на каждого отдельного человека.

Благодаря высокому уровню городской цивилизации стали зарождаться капиталистические отношения. Назревший кризис феодального строя привел к созданию масштабных национальных государств. Итогом таких серьезных преобразований стало образование абсолютной монархии – политического строя, внутри которого развивались две общественные группы: наемные работники и буржуазия.

Существенные изменения происходили и в духовном мире человека. Человек в эпоху Возрождения был одержим идеей самоутверждения, пытался совершить великие открытия, активно подключался к общественной жизни. Люди открывали заново мир природы, стремились к ее полному изучению, восхищались красотой.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения предполагали светское восприятие и характеристику мира. Культура этой эпохи воспевала величие человеческого разума, ценности земной жизни. Поощрялись творческие способности человека.

Идеи гуманизма эпохи Возрождения стали основой в работе многих художников, поэтов, писателей того времени. Гуманисты негативно относились к диктатуре католической церкви. Они критиковали метод схоластической науки, который предполагал формальную логику. Гуманисты не принимали догматизм, веру в конкретные авторитеты, пытались создавать условия для развития свободного творчества.

Становление понятия

Основные идеи гуманизма в творчестве сначала выражались в возврате к средневековому античному научному и культурному наследию, которое было практически забыто.

философия гуманизма

Наблюдалось совершенствование духовности человека. Основную роль во многих итальянских университетах отводили тем комплектам дисциплин, которые состояли из риторики, поэзии, этики, истории. Эти предметы стали теоретической основой ренессансной культуры, были названы гуманитарными дисциплинами. Считалось, что именно в них изложена суть идеи гуманизма.

Латинский термин humanitas в тот период означал желание развития человеческого достоинства, несмотря на длительное принижение всего, что было непосредственно связано с жизнью обычного человека.

Идеи современного гуманизма также заключаются в установлении гармонии между активностью и просвещенностью. Гуманисты призывали людей изучать античную культуру, которая отрицалась церковью как языческая. Церковные служители выбирали из этого культурного наследия только те моменты, что не противоречили продвигаемой ими христианской доктрине.

Для гуманистов не являлось самоцелью восстановление античного культурного и духовного наследия, оно было базой для разрешения актуальных проблем современности, создания новой культуры.

Литература периода Ренессанса

Ее зарождение относят ко второй половине XIV века. Связан этот процесс с именами Джованни Боккаччо и Франческо Петрарки. Именно они продвигали идеи гуманизма в литературе, воспевая достоинства личности, доблестные деяния человечества, свободу и право на наслаждение земными радостями.

По праву родоначальником гуманизма считают поэта и философа Франческо Петрарку (1304-1374 гг.). Он стал первым великим гуманистом, гражданином и поэтом, сумевшим отразить идеи гуманизма в искусстве. Благодаря своему творчеству, он привил разноплеменным будущим поколениям Восточной и Западной Европы сознание. Возможно, оно не всегда было четким и понятным для обычного человека, но культурное и духовное единство, продвигаемое мыслителем, стало программой для воспитания европейцев.

Франческо Петрарка

Именно Петрарка ввел идеи гуманизма в культуре. Поэт был убежден в том, что добиться нового расцвета в искусстве, литературе, науке можно не путем слепого подражания мыслям предшественников, а при стремлении добраться до высот античной культуры, переосмыслить их и попытаться превзойти.

Та линия, которая была придумана Петраркой, стала основной идеей отношения гуманистов к античной культуре и искусству. Он был уверен в том, что содержанием настоящей философии должна стать наука о человеке. Все творчество Петрарка призывал перевести на изучение этого объекта познания.

Своими идеями поэту удалось заложить прочную базу для формирования личностного самосознания в данный исторический период.

Идеи гуманизма в литературе и музыке, предлагаемые Петраркой, дали возможность для творческой самореализации личности.

Отличительные характеристики

Если в Средние века поведение человека соответствовало тем нормам, что были утверждены в корпорации, то в эпоху Возрождения стали отказываться от универсальных понятий, обращаться к индивидуальному, конкретному индивиду.

основные идеи эпохи гуманизма

Свое отражение нашли основные идеи гуманизма в литературе и музыке. Поэты воспевали в своих произведениях человека не по его социальной принадлежности, а согласно плодотворности деятельности, личным заслугам.

Деятельность гуманиста Леона Баттиста Альберти

Его можно считать ярким примером гуманистского подхода к культуре и искусству. Архитектор, живописец, автор нескольких трактатов об искусстве, Леон сформулировал основные принципы композиции в живописи:

  • симметрию и равновесие цвета;
  • позы и жесты персонажей.

леоне баттиста альберти

Альберти считал, что человек может одержать победу над любыми превратностями судьбы только благодаря собственной активности.

Творчество Лоренцо Валлы

Многие современники рассматривали позицию Лоренцо Валлы как асоциальную, не поддерживали его гуманистически идеи.

Джованни Пико делла Мирандола

В качестве кульминации гуманистического антропоцентризма была высказана мысль о том, что достоинство человека состоит в его свободе, возможности быть тем, кем он сам пожелает.

При прославлении величия человека, восхищении удивительными творениями отдельных личностей все мыслители периода Возрождения обязательно приходили к выводу о сближении человека и Бога.

Божественность человечества рассматривалась как магия природы.

Важные аспекты

В рассуждениях Марсилио Фичино, Джаноццо Манетти, Пико, Томмазо Кампанеллы, просматривалась важная характеристика гуманистического антропоцентризма – стремление к безграничному обожествлению человека.

Несмотря на подобную точку зрения, гуманисты не являлись ни атеистами, ни еретиками. Напротив, большая часть просветителей того периода были верующими людьми.

Согласно христианскому мировоззрению, на первом месте располагался Бог, и только потом шел человек. Гуманисты же на первый план выдвигали человека, а только после этого вели речь о Боге.

Божественное начало прослеживается в философии даже наиболее радикально настроенных гуманистов эпохи Возрождения, но это не мешало им критически относиться к церкви, рассматриваемой в качестве социального института.

Таким образом, гуманистическое мировоззрение включало антиклерикальные (против церкви) взгляды, не принимающие ее господства в обществе.

Сочинения Лоренцо Валлы, Поджо Браччолини, Леонардо Бруни, Эразма Роттердамского содержат серьезные выступления против римских пап, разоблачают пороки представителей церкви, отмечают нравственную распущенность монашества.

Такое отношение не мешало гуманистам становиться служителями церкви, Например, Энеа Сильвио Пикколомини и Томмазо Парентучелли в XV веке даже были возведены на папский престол.

Практически до середины шестнадцатого века гуманисты не подвергались преследованию со стороны католической церкви. Представители новой культуры не опасались костров инквизиции, их считали прилежными христианами.

Только Реформация – то движение, которое было создано для обновления веры, - заставило церковь изменить свое отношение к гуманистам.

Несмотря на то что Ренессанс и Реформация были объединены глубокой неприязнью в схоластике, жаждали церковного обновления, мечтали о возврате к истокам, реформация выражала серьезный протест относительно ренессансного возвышения человека.

проявления противоборства

В особой мере подобные противоречия проявились при сопоставлении взглядов голландского гуманиста Эразма Роттердамского и основателя Реформации Мартина Лютера. Их суждения перекликались между собой. Они с сарказмом относились к привилегиям католической церкви, позволяли себе язвительные реплики относительно образа жизни римских богословов.

Различной точки зрения они придерживались в вопросах, связанных со свободой воли. Лютер был убежден в том, что перед лицом Бога человек лишен достоинства, воли. Он может спастись только в том случае, если будет понимать, что не в состоянии быть творцом своей судьбы.

В качестве единственного условия спасения Лютер рассматривал безграничную веру. Для Эразма судьба человека сравнивалась по значимости с существованием Бога. Для него Священное Писание стало призывом, обращенным к человеку, а откликнется на слова Бога человек или нет – его воля.

Идеи гуманизма в России

Первые серьезные поэты XVIII века Державин и Ломоносов объединяли секуляризованный национализм с гуманистическими идеями. Источником вдохновения для них стала Великая Русь. Они с упоением рассказывали в своих произведениях о величии России. Безусловно, подобные действия можно рассматривать как некий протест слепому подражанию Западу. Ломоносов считался подлинным патриотом, в своих одах он провозглашал, что и на российской земле может развиваться наука и культура.

Ведя серьезную борьбу со слепым подражанием Западу, постоянно высмеивая жестокость того периода, Новиков с грустью писал о сложном положении русского крестьянского люда. При этом осуществлялся процесс создания обновленного национального самосознания. Русские гуманисты XVIII века стали выдвигать в качестве важного аспекта мораль, они проповедовали преобладание нравственности над разумом.

Эта мысль была основной идеей русского сознания, существующего в тот исторический период.

Второй яркий поклонник русского гуманизма этого времени – А. Н. Радищев. Его имя окружено ореолом мученичества. Для последующих поколений русской интеллигенции он стал символом человека, который активно решал социальные проблемы.

Его судьба сложилась довольно трагично, что привлекло к нему многих историков национального русского движения восемнадцатого века.

России XVIII века стремилась к светскому радикализму потомков тех людей, которые когда-то поддерживали идеи церковного радикализма. Радищев выделялся среди них тем, что свои мысли он базировал на естественном праве, которое в тот период связывали с руссоизмом, критикой неправды.

Он был не одинок в свой идеологии. Очень быстро вокруг Радищева появилось множество молодых людей, демонстрирующих свое благосклонное отношение к свободе мысли.

Заключение

Гуманистические идеи, которые зародились в 16-17-м веках, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Несмотря на то, что в наши дни существует другая экономическая и политическая система, не утратили своей актуальности общечеловеческие ценности: доброжелательное отношение к другим людям, уважение собеседника, умение выявить творческие способности в каждом человеке.

Подобные принципы стали не только основой для создания художественных произведений, но и базой для модернизации отечественной системы образования и воспитания.

Произведения многих представителей эпохи Возрождения, которые в своем творчестве отражали гуманистские идеи, рассматриваются на уроках литературы и истории. Отметим, что принцип выдвижения человека в качестве важного живого существа стал основой при разработке новых образовательных стандартов в образовании.

Официальный сайт Псковского регионального отделения Союза писателей России

Псковский литературный портал

Валерий Павлов

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии гуманистической традиции в понимании культуры.

1. Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека / Под ред. П.С. Гуревича. — М., 1993. — С. 249.
2. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. -М., 1990.-Т. 1. С-69.
3. Пико дела Мирандола. Речь о достоинстве человека // Эстетика Ренессанса. — М., 1981. — Т. 1. — С. 249
4. Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание / Пер. с англ. И предисл. В.А. Кувакина. – М.: Наука, 2005. – 306 с
5. Лихачев Д.С., XXI век должен быть эпохой гуманизма. М., 1987, с. 31

Читайте также: