5 учебные планы программы и учебники школ для детей с нарушением опорно двигательного аппарата

Обновлено: 05.07.2024

Реализация образовательной программы возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Подробная информация и материалы размещены в разделе "Дистанционное обучение"

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты и требования
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество

Детский телефон доверия

Создана серия информационно-рекламных материалов о детском телефоне доверия 8 (800) 2000-122 , которые включают в себя видео- и аудиоролики, макеты печатной продукции, интернет-баннеры.

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
1.3. Планируемые достижения
2. Содержание программы
2.1. Планирование психолого-педагогического сопровождения
2.2. Реализация психолого-педагогического сопровождения
2.2.1. Лист сопровождения ребёнка с НОДА педагогом-психологом
2.2.2. Лист сопровождения ребёнка с НОДА учителем-логопедом
2.2.3. Лист сопровождения ребёнка с НОДА учителем-дефектологом
2.2.4. Лист сопровождения ребёнка с НОДА воспитателями
2.2.5. Лист сопровождения ребёнка с НОДА музыкальным руководителем
2.2.6. Лист сопровождения ребёнка с НОДА воспитателем по физической культуре
2.2.7. Лист сопровождения ребёнка с НОДА инструктором по физической культуре (плавание)
3. Промежуточный мониторинг развития ребенка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная база
Методическая литература

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

АОП составлена в соответствии с нормативными и инструктивными документами:

АОП – образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию.
Ребёнок с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Опорно-двигательный аппарат — функциональная совокупность структур (кости, суставы, скелетные мышцы, сухожилия), которая осуществляет регуляцию ориентации тела в пространстве, поддержание позы, мимики и других двигательных действий посредством нервной деятельности. Наряду с другими системами органов опорно-двигательный аппарат образует человеческое тело.

В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства:

  • Неврологический характер двигательных расстройств. Это дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных организациях. Двигательные расстройства при ДЦП часто сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы. В условиях образовательной организации при обучении по АОП многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.
  • Поражение ОДА не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные психические функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

Цель психолого-педагогического сопровождения: достижение ребенком с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы для детей с НОДА в соответствии с индивидуальными познавательными потребностями и возможностями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • создание ребенку с НОДА специальных условий для осуществления образовательной деятельности, всестороннего и своевременного психического развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;
  • консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) ребенка с НОДА.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с НОДА.

1.3. Планируемые достижения

Планируемые результаты освоения АОП предусмотрены в ряде целевых ориентиров. Целевые ориентиры образования детей дошкольного возраста с НОДА выражены в социально-нормативных возрастных характеристиках возможных знаний, умений и навыков ребенка к окончанию старшей группы.

Гибкость и пластичность психофизиологии ребенка дошкольного возраста позволяют успешно корректировать дефициты развития и достигать желаемых результатов. В то же время, необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Именно поэтому результаты освоения образовательной программы выражены в виде целевых ориентиров, которые не являются основой объективной оценки уровня развития детей в соответствии с установленными требованиями образовательной деятельности. Настоящие требования являются ориентирами для изучения характеристик образования детей, решения задач формирования АОП и взаимодействия с семьями воспитанников.

Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Целевые ориентиры освоения АОП ребёнком с НОДА старшего дошкольного возраста:

− усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
− понимает различные формы словоизменения;
− понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками;
− понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь;
− дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;
− правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, согласовывает прилагательные с существительными единственного числа;
− употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными;
− образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
− пересказывает без помощи взрослого небольшой текст с опорой на картинки;
− правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
− повторяет слоги с оппозиционными звуками, употребляет основные виды интонации, темп и ритм речи, паузация нормальные.

− стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;
− владеет навыками вырезания;
− знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;
− имеет элементарные представления о видах искусства в соответствии с образовательной программой;
− эмоционально откликается на художественную литературу и фольклор, сопереживает персонажам художественных произведений, понимает содержание;
− проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;
− эмоционально воспринимает музыку, выделяет части музыкального произведения по темпу, узнает произведение по отдельным фрагментам, различает звуки по высоте, различает музыкальные инструменты по звучанию;
− во время пения произносит все слова, своевременно начинает и заканчивает песню;
− импровизирует мелодию на заданный текст, сочиняет мелодию различного характера;
− передает через движение характер музыки, выполняет простейшие перестроения.

Физическое развитие:
− выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
− выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;
− выполняет разные виды бега;
− сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
− осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;
− знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
− владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, при формировании полезных привычек).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разрабатывалась для учащихся с нарушением опорно двигательного аппарата.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для обучающегося 2 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата создана в соответствии с

Адаптированной образовательной программой, НО для обучающихся с НОДА (6.1)

С учётом авторской программы В.И. Лях: Рабочие программы. Физическая культура. Предметная линия учебников В. И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций, М.: Просвещение, 2019.

Рабочая программа ориентирована на УМК: Лях В.И. Физическая культура. 1 – 4 классы: учебник

Целью физического воспитания является форми­рование разносторонне физически развитой личности, поддержание и развитие способностей к движению и функциональному использованию двигательных навыков, способ­ной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Задачами реализации программы являются:

мотивация двигательной активности;

поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона произвольных движений и профилактика возможных двигательных нарушений;

освоение новых способов передвижения;

формирование зрительно-двигательной координации, ориентировки в пространстве;

улучшить функционирование дыхательной системы и сердечно-сосудистой.

улучшение показателей физического развития;

освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств

постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

повышение физической и умственной работоспособности; закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Основные задачи реализации содержания:

Обеспечение коррекции индивидуальных двигательных нарушений в зависимости от тяжести поражения ОДА.

Развитие мелкой моторики и коррекция ее нарушений.

Овладение ребёнком с основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации.

Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

Развитие двигательной активности. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в росте физической нагрузки, развитию основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Место предмета в учебном плане образовательной организации

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и

Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для

укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее

позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, моциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Знания о физической культуре

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий фи­зическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития фи­зической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их вли­яние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физи­ческих качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Вы­полнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и разви­тия мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и мас­сы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физиче­ских упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и про­ведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спор­тивных залах).

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции на­рушений осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Лёгкая атлетика. ( 11 часов).

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными спосо­бами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. Упражнения с предметами, в силу их особого значения для детей, включены в данный раздел: упр. с гимнастическими палками, с большими и малыми мячами, обручами. Особое внимание уделяется формированию функции хвата и умению манипулировать с предметами различными по форме, объему и весу.

Подвижные и спортивные игры (9 часов).

На материале спортивных игр.

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; оста­новка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале фут­бола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и пере­дача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Названия игр, правила безопасности при игре.

Гимнастика с основами акробатики. (8 часов).

Организующие ко­манды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; вы­полнение строевых команд.

Акробатические упражнения. упражнения в группировке; перекаты;

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стен­ке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гим­настической скамейке.

На материале гимна­стики с основами акробатики: игровые задания с использо­ванием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

Основные положения и движения головы, рук, ног, туловища. Приседание на всей ступне, стоя у опоры. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

Дыхательные упражнения.

Лыжные гонки. (5 часов).

Передвижение на лыжах; повороты; спу­ски; подъёмы; торможение. перенос лыж, ступающий шаг без палок и с палками. Скользящий шаг

На материале лыжной подготовки: упражнения на выносливость и координацию.

Тематическое планирование

Читайте также: