Что мы должны прогнозировать когда мы прогнозируем будущее в доу

Обновлено: 04.07.2024

образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно

профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии. Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея

опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в

психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий,

направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельностидля педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания

ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему

необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более

старшем возрасте. Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что

труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, ипотому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности

не реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена

на современный региональный и муниципальный рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации

представлений и успешной социализации каждого ребѐнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми

обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания,

Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т. п.

Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть преподаватель, достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.

Принято различать два вида прогнозирования :

1. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния.

2. Поисковое прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий;

При конструировании педагогического процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования теснейшим образом связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог.

Прогнозирование в деятельности преподавателя позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения – это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.

Педагогическое проектирование заключается в содержательном, материально-техническом, организационно-методическом и социально-психологическом (коммуникативном, эмоциональном и т. п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи.

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем коммуникативная, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или организаторская. Педагогическим проектированием исследователи называют сейчас предварительную разработку деталей педагогических систем.

Проектирование говорит о наличии у педагога совокупности творческих способностей, исследовательских умений, качеств, среди которых важное место занимают активность и инициативность, глубокоя наблюдательность и внимание, богатое воображение и интуиция, искусство нестандартно мыслить, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач, самостоятельность выводов и суждений.

Разработка проекта будет эффективной при выполнении следующих условий осуществления педагогического проектирования :

1.. Наличие проектировочной компетенции педагога.

2. Наличие положительной мотивации педагога

3. особенностей проектного замысла и конкретность путей его реализации.

4. Создание среды для осуществления проектирования. Учет

5. Педагогически обоснованный выбор и поэтапное выстраивание способов и форм учебного процесса.

6. Включенность основных субъектов образовательного процесса во все этапы создания и реализации педагогического проекта.

7. Мониторинг проектировочной деятельности.

Проектирование направлено на создание моделей планируемых (будущих) процессов и явлений (в отличие от моделирования, которое может распространяться и на прошлый опыт в целях его более глубокого осмысления). Компонентами проектной деятельности могут выступать конкретные модели или модули (функциональные узлы, объединяющие совокупность элементов, например, образовательной системы).

В теории педагогического проектирования выделяют :

1. Модель мониторинга для создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных отклонений от планируемых результатов.

2. Прогностическую модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей.

3. Инструментальную модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить преподавателей работе с педагогическими инструментами.

4. Рефлексивную модель, которая создается для выработки решений в случае возникновения неожиданных и непредвиденных ситуаций.

5. Концептуальную модель, основанную на информационной базе данных и программе действий.

Проектирование педагогических систем, процессов и технологий – сложная и многоступенчатая деятельность. В. С. Безрукова выделяет три этапа педагогического проектирования :

1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.

3. Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности [8].

Потребность в радикальном повышении качества образования не может не привести к постановке концептуальных вопросов: понимание сущности и функций проектирования педагогической деятельности, а также роли в современном процессе образования.

2. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977. - С. 45.

3. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. [Электронный ресурс].

4. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. – Киев, 1974.

5. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования : учеб. пособие для студентов, педагогов, практиков [Текст] / Е. С. Заир-Бек. – СПб. : Просвещение, 2005. – 238 с.

7. Мингазов Р. Х., Фадеева Е. Ю., Сабитов Н. А. Роль педагогического проектирования в профессиональной деятельности учителя // КПЖ. 2012. №4 (94). С. 24-27

8. Сластенин В. А. и др. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Аналитический отчет о педагогической деятельности за 2016–2017 год Прошедший год был очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей.

Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельности

Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельности Фоторепортаж о продуктивной самоизоляции и педагогической деятельностиВоспитатель: Симонова Л. А. В нашу жизнь вошло новое слова, ситуация.

Информационная справка о методической и педагогической деятельности воспитателя 1. Прохождение курсов повышения квалификации: Наименование учреждения: Рязанский областной институт развития образования Название образовательной.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (окончание) Раздел 4 Результаты профессиональной деятельности. 4.1. В соответ-ствии с планом ВШК мною ежегодно проводится классно – обобщающий кон-троль,.

Самоанализ педагогической деятельности (2 часть) 1 часть Я являюсь пользователем ПК. Для улучшения и развития своих возможностей прошла краткосрочные курсы по теме «Базовая подготовка.

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Хагасовой Фатимы Хазраиловны Содержание 1. Введение. 2. Аналитическая.

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Минченко Н. В. за 2018–2019 учебный год Общая характеристика группы. В старшей группе на начало учебного года - 6 мальчиков. По решению.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мир сегодня совсем другой, чем был 10 лет назад. Параметры нового мира определяются четвертой технологической революцией. Но не только. Попробуем рассмотреть и определить черты будущего, которые определяют ближайшую перспективу (политические прогнозы), среднесрочные прогнозы (технологические) и длительные прогнозы (определяемые изменениями космических масштабов). На каком-то уровне, как правило, на втором и третьем, система образования вообще и система дошкольного образования

в частности перестает учитывать происходящие изменения. Аналогично мы подходим и к процессу цифровизации, который планируем на ближайшую перспективу, но не учитываем влияния прогнозов среднесрочной перспективы. Вместе с тем, существуют определенные закономерности и соотношения между различными уровнями прогнозирования, и не учитывать их влияния на систему образования и ее технологические изменения невозможно. Поэтому очень важно при разработке образовательной политики учитывать все три уровня прогнозов, иначе есть опасность не обеспечить образование детей, живущих в условиях четвертой технологической революции.

развитие космического туризма; поиск наиболее пригодной для жизни планеты; исследования, направленные на изменение ДНК человека, чтобы он мог выжить на Марсе (Фрейзер К.,2017), формирование золотого миллиарда. Взгляд в далекое будущее заставляет по-другому увидеть перспективы дошкольного образования, а также признать, что современная система дошкольного образования не то что совершенно не отвечает потребностям

общества, а даже не задается этой проблемой. Требуется его глубокая реорганизация при четкой формулировке цели дошкольного образования – воспитать в детях готовность к освоению космического пространства для

сохранения человечества, ценность которого неоспорима. Последнее дополнение неслучайно, так как уже сейчас появилась религия, где богом признан искусственный интеллект. Сегодня заявленная цель не обеспечена ни одной системой образования в мире и ни одной программой, за исключением нескольких образовательных программ NASA (2018). Допустим, система образования будет перестроена так, как требуется. Возникает следующий вопрос: будет ли цивилизация технологически готова для решения проблем расселения? Отвечая на вопрос, как система образования связана с будущим, можно сказать, что она должна реагировать на изменения в обществе. Общество же, не владеющее информацией на технологическом уровне и уж тем более на космическом, оперирует лишь короткими прогнозами. что такое цифровизация. Цифровизация или оцифровка – процесс преобразования информации в цифровой (то есть машиночитаемый) формат, в котором информация организована в биты. Оцифровка имеет решающее значение для обработки, хранения и передачи данных, поскольку она «позволяет передавать информацию

всех видов во всех форматах с такой же эффективностью. Таким образом, цифровизация – один из многочисленных процессов, обеспечивающих развитие технологий, образования, экономики и др. Однако, несмотря на то, что цифровизация сегодня лишь частный случай других процессов, она повлияла (или способствовала) возникновению семи революций, которые происходят на наших глазах. Институт стратегических и международных исследований опубликовал доклад об основных направлениях развития до 2035 года, где говорится о семи революциях, которые сегодня происходят в мире.

1.Популяционная революция

Суть популяционной революции заключается в изменении предполагаемой ранее скорости роста человеческой популяции. Это радикально влияет на модель образования, как модель передачи семейного опыта.

Практически сегодня система образования отходит от нее. С изменением качества населения меняется и философия детства. Сегодня в силу изменения структуры семьи не удается транслировать семейный опыт будущему поколению. Родители больше не могут воспроизводить из детей свои улучшенные копии. Школа, наряду с семьей, – важнейший элемент социализации, – перестала быть единственной площадкой, где дети получают образование, а институт перестал считаться непременным атрибутом успешной карьеры.

2.Ресурсная революция.

3.Экономическая революция.

К сожалению, о многих современных процессах мы просто не знаем и не успеваем сориентироваться в том, как они меняют систему образования. Система образования тоже не успевает реагировать на происходящие в мире

перемены, что еще больше увеличивает наше отставание. В результате было признано, что мы живем в обществах знаний, и экономика у нас тоже знаниевая, то есть ВВП обеспечивается не за счет ресурсов, а за счет наукоемких технологий и мозгов. Следовательно, основу богатства общества

составляют не скважины и вышки, а человеческий капитал, который и становится измерителем богатства. Он оценивает не просто людей, а людей, наделенных навыками, умениями и знаниями и проживающих в приличных условиях, имеющих приличную зарплату и приличную среду. И чем лучше эти условия, тем выше уровень человеческого капитала.

4.Управленческая революция

Новая экономика, подход к ресурсам и человеческому капиталу требует новых управленческих решений. Они коснулись различных сфер – в первую очередь сферы бизнеса и политической. И пока практически не коснулись

5.Технологическая революция

Значительная часть революций вызвана прорывами в технологиях.

Прогноз футуролога Рэя Курцвейля на 100 лет. (выборочно из таблицы)

2025 Появится массовый рынок

2028 Солнечная энергия станет настолько дешевой и распространенной, что будет удовлетворять все энергетические потребности

2029 Появится компьютерная симуляция человеческого мозга.

2031 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня.

2040 Поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в человеческий организм. Поиск будет осуществляться не только с помощью языка, но и с помощью мыслей, а результаты поисковых

запросов будут выводиться на экран тех же линз или очков.

2041 Предельная пропускная способность интернета станет в 500 млн раз больше, чем сегодня.

2043 Человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому количеству нанороботов. Внутренние органы будут заменяться кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества.

2045 Наступит технологическая сингулярность. Земля превратится в один гигантский компьютер.

2099 Процесс технологической сингулярности станет распространяться на всю Вселенную.

6.Информационная или цифровая революция

В 2017 году цифровая революция вошла в решающую фазу – к интернету подключился каждый второй житель Земли. Россия сегодня живет в цифровой эре: по количеству пользователей интернета она занимает первое место в Европе и шестое – в мире. За последние три года смартфонов у нас стало вдвое больше – теперь они есть у 60% населения. Это больше, чем в Бразилии, Индии и странах Восточной Европы.

Изменения в образовании

Темп развития общества напрямую зависит от творческих усилий самой личности, от тех возможностей и способностей, которыми она обладает. Человек будущего – это творческая, динамичная, свободная в своих суждени-

ях личность, которая быстро ориентируется в мире меняющихся технологий и умеет самостоятельно принимать эффективные решения.

Дошкольное образование в цифровом обществе.

Несмотря на осознание роли дошкольного образования, в прогнозах оно редко учитывается, если не сказать, что вовсе не учитывается. Вместе с тем, даже не оглядываясь на глобальные задачи, условия существования системы

дошкольного образования в эпоху семи революций требуют радикальных перемен, так как:

1. Произошла смена образовательной парадигмы: от ориентации на устойчивую внешнюю среду – к постоянно меняющемуся миру. Образование превращается из консервативных видов человеческой деятельности в динамично меняющийся.

2. Знания, в том числе и педагогические, обновляются каждые два года, и имеется тенденция к сокращению этого времени.

3. Требуется проектировать воспитательно-образовательную работу с учетом новейших знаний о функциях мозга.

4. Требуется развитие процессного и конструктивного мышлений.

5. Интуиция становится важной составляющей образовательных процессов.

6. Развиваются не институциональные формы образования.

7. Познавательные процессы визуализируются.

8. Намечается постепенный переход к телепатическим системам.

И все эти перемены должны найти свое отражение в системе дошкольного образования с учетом негативного влияния внешней среды и ослабленного психофизиологического состояния нового поколения.

Цифровизация системы дошкольного образования.

Административная деятельность – неотъемлемая часть индустрии образования. Цифровизация коснулась ее в первую очередь.

Действительно, даже детские сады, в которых информационно-коммуникационные технологии используются по минимуму, бухгалтерскую

отчетность и взаимодействие с вышестоящими организациями осуществляют с помощью компьютера. Уже сегодня в ДОО используются такие функции, как:

• Единые образовательные платформы.

• Ресурсы в интернете.

Подготовка педагогических и управленческих кадров – неотъемлемая часть индустрии образования. С этой целью создаются и используются:

Когда люди говорят о цифровых технологиях в области образования, они подразумевают компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны, то есть экраны.

Этические проблемы.

Вопрос любой новой технологии сегодня и в будущем – вопрос этики.

Как мы должны воспитывать детей, чтобы выиграть 4IR?

А. Мейерс (Meyers, 2018), отвечая на этот вопрос, указывает на ряд факторов, учет которых в обучении детей необходим для успешного преодоления четвертой индустриальной революции:

1. Сотрудничество общества, бизнеса и государства в определении образовательных приоритетов.

2. Развитие личности.

3. Приоритет обучения горизонтального, а не вертикального (взаимное обучение, средовое обучение).

4. Развитие мягких (сетевых) навыков.

5. Приобретение культурных компетенций.

6. Замена запоминания творческим решением проблем, их поиском.

7. Разработка и тестирование альтернативных мер познания.

8. Альтернативные пути обучения и развития педагогов

10. Ставка на лидеров образования.

11. Признание и устранение для воспитанников и педагогов социально-экономических проблем, таких как жилье, болезни, инвалидность и питание.

12. Реабилитация имиджа педагогов.

Компетенции педагога-дошкольника

XXI века должны включать:

1. Этико-правовые знания.

2. Биофизиологическую подготовку,

а лучше нейрофизиологическую.

3. Подготовку в области науки.

4. Технологическую подготовку.

5. Цифровые навыки и компетенции по

6. Знания в области экологии и устойчивого развития.

7. Билингвальную подготовку.

Педагогам необходимо ЕЖЕГОДНОЕ повышение квалификации. Конкуренцию с машинами, вероятно, смогут выдержать только педагоги по призванию. Даже в далеком будущем пока невозможно представить технологию, способную заменить истинный талант и творчество на основе любви к своему делу.

3. Калверт К. Дети в доме. Материальная культура раннего детства. 1600-1900. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 272 с.

Фото: Shutterstock

Учитывая вариативность грядущего, можно составить наиболее предпочтительные сценарии и следовать им. А помогут в этом профессиональная методика форсайта и несколько простых техник для каждого.

Форсайт — это систематическая, обоснованная оценка перспектив развития технологий, науки, экономики и общества. В рамках форсайта рассматриваются глобальные тренды и внутренние возможности, а также вовлекаются все стейкхолдеры (заинтересованные стороны), формирующие это будущее.

Форсайт может быть полезен достаточно широкому кругу лиц: политикам и руководителям компаний, ученым и даже простым гражданам. Рассказываем, как можно провести профессиональный форсайт.

Определяем цели и задачи будущего исследования. Какие ключевые результаты планируется получить и для чего их дальше использовать?

Время на реализацию: 1-2 недели.

Примеры. С помощью форсайта можно:

Рекомендация гуру. Сохраняйте разумный баланс между временем, потраченным на этот шаг, и уровнем детализации. Все равно по мере разработки форсайта подробности будут уточняться.

Определяем стейкхолдеров форсайта, какие у них могут быть интересы и как установить с ними коммуникацию.

Время на реализацию: 2,5–4 недели.

Примеры. Для определения перспектив инновационного развития крупного города (например, Москвы) нужно будет вовлечь в проект представителей:

  • науки (фундаментальной и прикладной);
  • вузов;
  • бизнеса (как традиционного, так и венчурного);
  • экспертного сообщества (от урбанистов и экологов до айтишников и безопасников);
  • федеральных и муниципальных органов власти;
  • жителей города.

Один из самых непростых вопросов форсайта. В него входит:

Время на реализацию: 2-3 недели.

Примеры. Для форсайта перспектив применения информационных технологий в постковидном обществе можно использовать метод Дельфи, пригласив к участию не менее 200–300 представителей науки, вузов, бизнеса. На его полноценное проведение лучше заложить два-три месяца, включая разработку и пилотирование анкеты, формирование выборки и проведение самого опроса.

Для форсайта агропромышленного комплекса на период до 2040 года команда должна состоять из нескольких уровней:

  1. ядро — специалисты по форсайту, экономисты, отраслевые эксперты (три-четыре человека);
  2. пул глубоких специалистов по отдельным направлениям развития АПК (10–15 человек);
  3. коммуникационная площадка — широкий круг стейкхолдеров для обсуждения результатов (30–50 человек).

Ошибки. Ставка только на математическую модель или опрос экспертов.

Рекомендация гуру. Нужно комбинировать как минимум три группы инструментов: доказательные, экспертные и креативные.

Эксперты должны проходить жесткий отбор по четким и понятным критериям (например, для ученых это индекс цитирования в международных базах данных Web of Science и Scopus).


Время на реализацию: от 2-3 месяцев до 3 лет.

Примеры. Прогноз научно-технологического развития России до 2030 года, реализуемый по заказу Минобрнауки, опирался на десять научных методов, привлек более 2 тыс. экспертов и длился три года.

Форсайт перспективных рынков зерновых, проведенный по инициативе Россельхозбанка, собрал более 50 экспертов в АПК и смежных областях, использовал результаты iFORA (системы интеллектуального анализа больших данных) и был реализован менее чем за пять месяцев.

Ошибки. Слабая методическая подготовка. Слишком быстрый ответ на предыдущие вопросы или их игнорирование. Как следствие — девальвирование результатов, некорректный учет ресурсов (временных, финансовых, человеческих).

При этом команда — один из главных ресурсов форсайта. Ей нужен особый подход, тайм-менеджмент и наставник.

Речь идет об интеграции результатов форсайта в систему принятия решений заказчика и бенефициаров.

Время на реализацию: от одного месяца до нескольких лет.

Как смотреть в будущее более осознанно?

Сразу организовывать целое форсайт-исследование иногда сложно и дорого. Для начала можно попробовать скорректировать существующий подход к планированию будущего и ввести в практику новые привычки. Рассказываем, какие техники может применить каждый для того, чтобы ставить адекватные долгосрочные цели и задачи.

1. Четыре сценария

  1. Рост. Системы и правила нашей жизни продолжают развиваться относительно ранее выбранной траектории.
  2. Коллапс. Текущая траектория пришла в никуда, а системы и правила рушатся.
  3. Дисциплина. Нужны новые формы контроля и ограничений, чтобы предотвратить коллапс.
  4. Трансформация. Обнаружены новые системы и правила жизни — мы возвышаемся над устоявшимися нормами.

Фото:Maria Teneva / Unsplash

2. Шесть столпов

Он советует перед исследованием сформулировать ответы на шесть вопросов:

  1. Какого будущего мы ожидаем?
  2. Чего боимся от него получить?
  3. Нет ли каких-то стереотипных моделей/установок, которые затрудняют его наступление?
  4. Какие могут быть альтернативные модели?
  5. Какой вариант развития событий наиболее предпочтителен?
  6. В каком направлении стоит мыслить, чтобы этого будущего добиться?

Эту методику создал Рафаэль Поппер (США) в 2008 году. В основу он положил систему из 24 инструментов, размеченную в форме ромба, который образовывали углы:

  • креативность;
  • взаимодействие;
  • экспертиза;
  • доказательства.

Инструмент располагается внутри в зависимости от того, в какую сторону он больше направлен. К примеру, мозговой штурм и ролевая игра хороши для разработки стратегий командной работы, но для коллективного решения конкретной цели больше нужен структурный анализ. В зависимости от типа задач выбираются разные типы инструментов. Сам же процесс Поппер разделил на пять этапов.

  1. Префорсайт: на этом этапе формулируются цели и задачи прогнозирования.
  2. Подбор команды: здесь определяются с количеством и ролью экспертов, а также целевой аудиторией прогноза.
  3. Генерация: собственно процесс прогнозирования, основанный на анализе, исследовании бизнес-среды и т.д.
  4. Решения: передача плана наделенному полномочиями органу с возможным исправлением планов.
  5. Обновление: внедрение стратегии и анализ ее эффективности.

4. Против потопа

Поэтому Валлах предложил три принципа мышления будущего, которые хоть и звучат гораздо проще, чем другие идеи из подборки, но могут быть условием для пользования этими методиками.

Валлах приводит простой жизненный пример: когда обедаешь в кафе с семьей, можно дать детям поиграть на смартфоне, а можно порисовать с ними вместе или пообщаться. Первый подход займет детей на какое-то время, но второй принесет им больше пользы в долгосрочной перспективе.

  • Нужно учитывать острые проблемы современности.

Ускоряющийся разрыв в доходах между богатыми и бедными, глобальное потепление и войны не исчезнут сами по себе: эти проблемы придется так или иначе решать при помощи альтернативных моделей будущего.

Планирование ради самого планирования (как и, допустим, максимизация прибыли ради самой прибыли) приведет к новым просчетам и проблемам.

Фото:Unsplash

Карта личностного развития



Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Читайте также: