План урока по биологии 9 класс
Обновлено: 04.07.2024
Место в учебном плане : урок №10. Глава II . Основы учения о клетке.
Класс: 9 класс общеобразовательной школы.
Сформировать знания о значении и механизме биосинтеза белка
1. Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка: транскрипции и трансляции.
2. Дать представление о генетическом коде и его основными свойствами.
3. Изучить основные виды РНК
1. Развитие познавательного интереса к изучаемому материалу;
2. Развивать умения анализировать, обобщать и делать выводы;
3. Продолжить формирование умений работать с интерактивной доской
1. Воспитание умения четко организовать самостоятельную работу,
2. Формировать интерес к учению и познавательную активность учащихся
Тип урока : комбинированный урок.
Оборудование : мультимедийная установка.
План-конспект урока.
Цель урока: Познакомить с процессами транскрипции и трансляции в живой клетке.
Задачи урока :
Формирование знаний о биосинтезе белков как одном из вариантов анаболизма.
Характеристика стадий биосинтеза белков: транскрипция и трансляция.
Обоснование роли различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белков.
закрепление умений работать с интерактивными заданиями.
Развитие самостоятельности в работе с учебным материалом.
Формирование мировоззренческого мышления.
II. Актуализация.
1) Перечислите роль белков в клетке. (строительная – липопротеины, каталитическая – пероксидаза, двигательная – миозин, транспортная – гемоглобин, защитная – гамма-глобулин, энергетическая -17, 6 кДж/моль, регуляторная – инсулин и другие).
2) Что такое метаболизм? (Совокупность реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы её жизнедеятельности.)
3) Что такое ассимиляция? (Совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток.)
Несколько учеников (по количеству ученических компьютеров) получают индивидуальные задания , связанные с работой на компьютерах:
Остальные ученики опрашиваются устно , используя мультимедийный проектор:
IV. Закрепление.
Устный опрос по пройденному материалу.
Словарная работа: транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, триплет
Используя записи в тетрадях и текст учебника, ученикам предлагается индивидуально выполнить интерактивные задания:
V. Подведение итогов. Оценивание.
Интерактивный тренажер после § 10
Давайте подведем итоги. Синтез белка состоит из двух этапов: транскрипция (образование информационной РНК по матрице ДНК, протекает в ядре клетке) и трансляции (эта стадия проходит в цитоплазме клетки на рибосомах).
VI. Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Что вам понравилось?
Выставление оценок, их комментирование.
VII. Домашнее задание
Ответить на вопросы в конце § 10.
учителем индивидуального обучения МБОУ школа№71
На уроке была поставлена следующая цель: познакомить с процессами транскрипции и трансляции в живой клетке. Задачи урока: формирование знаний о биосинтезе белков как одном из вариантов анаболизма, обоснование роли различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белков, закрепление умений работать с интерактивными заданиями.
Для выполнения этих целей и задач урок построен таким образом, что в начале урока идет повторение и закрепление знаний о строении клетки, структур клетки, которые участвуют в биосинтезе. Повторяется понятие комплементарности, по этому принципу и идет сборка белковых молекул на полисоме.
На этапе закрепления знаний проводится словарная работа с новыми понятиями: транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, триплет. Затем используется интерактивный тренажер § 10 (ОК).
Считаю, что цели урока были достигнуты, задачи урока выполнены, формы учебной деятельности полностью соответствуют выбранным средствам ИКТ. Часть интерактивных заданий можно использовать на последующих уроках по данной теме в качестве повторения и закрепления знаний и умений.
Цель: : расширить базу биологических понятий при изучении жизненного цикла клетки, фаз митотического деления за счёт включения в неё новых элементов .
1) создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях;
2)формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.
3) развитие логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.
4)Создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;
Тип урока: Комбинированный урок.
Планируемые образовательные результаты:
– научиться характеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;
- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.
Метапредметные:
– научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);
- учиться строить высказывания;
- учитьсяанализировать содержание определений терминов, проводить сравнительный анализ обьектов, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.
2.Коммуникативные:
- учиться слушать и понимать речь другого человека;
- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;
- учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.
3.Регулятивные:
- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);
- учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.
4Личностные:
- осознавать единство и целостность мира;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- личностное самоопределение и смыслообразование.
Основные понятия, изучаемые на уроке: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.
Содержание урока:
Организационный момент. Целеполагание
Актуализация знаний (работа с терминами и понятиями)
Мотивационный блок .Постановка учебной задачи.
Изучение нового материала.
Подведение итогов урока. Домашнее задание.
1. Организационный момент. Целеполагание.
Самое важное — не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам.
2) Актуализация знаний (работа с терминами и понятиями ).
Проверка Д/з
1) (3человека выполняют работу по карточкам)
Назовите двумембранные органоиды клетки
Что такое фагоцитоз?
Назовите одномембранные органоиды клетки
Что такое пиноцитоз?
Назовите немембранные органоиды в клетке
Перечислите функции цитоплазмы.
2) Работа учащихся в тетради ( тестирование)
Выберите один верный ответ
Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:
А) плазматической мембраны; Б) оформленного ядра;
В) рибосом; Г) цитоплазмы;
2. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:
А) любого организма; Б) содержащих хлоропласты;
В) содержащие лизосомы; Г) содержащие митохондрии;
3. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:
А) глюкозы до пировиноградной кислоты;
Б) белка до аминокислот; В) крахмала до глюкозы;
Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа;
4. Трансляция - это:
А) синтез полипептидной цепи на рибосомах;
Б) синтез т-РНК; В) синтез и-РНК по матрице ДНК;
5. Синтез белка завершается в момент:
А) истощения запасов ферментов; Б) узнавания кодона антикодоном;
Г) присоединения аминокислоты к т-РНК;
6. Где происходит процесс биосинтеза белка
А) в митохондриях; Б) в ядре; В) в цитоплазме;
Г) в цитоплазматической мембране;
7. Живые клетки могут возникнуть:
А) из межклеточного вещества;
Б) путем деления предшествующей клетки;
В) из разлагающихся органических остатков;
Г) из неорганических веществ
3)Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока.
В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.
Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?
Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?
2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?
4)Изучение нового материала.
Деление клетки. Митоз.
Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.
Озвучивает тему и цель урока
–Теперь запишите тему урока.
Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды:
Жизненный цикл клетки и митотический цикл.(слайд3)
- Запишите эти определения в тетрадь. Вам нужно их выучить.
Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов. сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза.
- Ребята, сейчас начертите в тетради таблицу из 2 колонок.(Слайд 5) ( заполняют самостоятельно)
1. Хромосомы спирализуются, в результате чего становятся видимыми. Каждая хромосома состоит из двух хроматид.
2. Ядерная мембрана и ядрышко разрушаются.
3. Центриоли удваиваются и расходятся к полюсам клетки
1. Хромосомы располагаются по экватору клетки, образуется веретено деления
1. Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки
с помощью нитей веретена деления
1. Хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются, формируется ядерная мембрана.
2. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокенез). Образуются две
дочерние клетки.
После заполнения таблицы.
Класс учитель разделяет на 5 групп( проверяют свои записи по тетради) Каждая группа изучает особенности одной фазы митоза и заполняют соответствующую часть предлагаемой таблицы .
2 группа "Фазы митоза профаза"(слайд7 )
3 группа "Фазы митоза метафаза"( слайд 8)
4 группа "Фазы митоза анафаза "( слайд 9)
5 группа "Фазы митоза телофаза"( слайд10)
2) АМИТОЗ (ПРЯМОЕ ДЕЛЕНИЕ) ( записывают в тетрадь)
Ядро делится перетяжкой или фрагментацией; цитоплазма не всегда делится; характерно для клеток заканчивающих своё развитие. Встречается при патологических процессах: воспаление, злокачественном росте. После амитоза клетки не могут делиться другими способами.
МИТОЗ (греч. Mites – нить)- основной способ деления эукариотических клеток (2п =2п) В 1874 г. Чистяков И. Д. изучил митоз в спорах плаунов.вВ 1876- 1879г.г. Э Страсбургер изучил митоз в растительных клетках. В 1882 г. В.Флемминг изучил митоз в клетках животных.
Микровывод: существует три вида деления клеток. Благодаря делению организмы растут, развиваются , размножаются.
Значение митоза( записывают в тетрадь) (Слайд11)
митотическое деление клеток приводит к увеличению их числа, обеспечивая процессы роста функционирующего живого организма;
обеспечивает замещение клеток истощенных или поврежденных тканей. У человека постоянно заменяются клетки кожи, эпителия кишечника и легких, клетки крови;
при этом процессе сохраняется набор хромосом. Дочерние клетки имеют идентичные наборы хромосом и функционируют как гармоничная часть ткани, органа, организма;
у низших организмов служит механизмом бесполого размножения, при котором появляется потомство, идентичное родителям
5)Закрепление: ( приложение 3)
Сколько клеток образуется в результате митоза:
А) Одна Б) Две В) Три Г) Четыре
На каком этапе жизни клетки хромосомы спирализуются:
А) Интерфаза Б) Профаза В) Анафаза Г) Метафаза
Набор хромосом в соматических клетках человека равен:
А) 48 Б) 46 В) 44 Г) 23
Растворение ядерной оболочки и ядрышек в процессе митоза происходит в:
А) Профазе Б) Интерфазе В) Телофазе Г) Метафазе
Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза:
А) Расхождение сестринских хроматид;
Б) Удвоение молекулы ДНК;
В) Образование метафазной пластинки;
Г) Деление цитоплазмы.
6)Рефлексия ( приём ЭЙ АР ГАЙД )
2. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.
Жизненный цикл клетки состоит из интефазы и митоза.
Интерфаза подготовка клетки к делению
Митоз состоит из 5 фаз
Деление клетки называется митоз
В результате митоза образуются из 1 клетки образуется 2 клетки
3. Просмотрите презентацию. Теперь, по завершению просмотра презентации, еще раз прочтите все утверждения.
7)Домашнее задание
Стр 46-51 прочитать и выучить определения.( для всех).
Творческое задание по выбору:
8)Минутка настроения ( если останется время)
Цветной песок. Перед вами пустая ваза.
А рядом цветной песок, по очереди подходят выбирают цвет сыпят в вазу и загадывают желание.
Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по биологии для учителя и ученика.
- Все 12432
- Уроки 5383
- Презентации 2841
- Тесты 906
- Планирование 996
- Мероприятия 754
- Прочее 1552
Самая главная молекула. Одно это выражение вызывает любопытство и интерес, а что это за молекула. Казалось бы всего лишь три буквы ДНК (дизоксирибонуклеиновая кислота), а.
Конспект заполняется на уроке учениками в начале прохождения темы. Позволяет систематизировать новый материал.
Оқыту мен оқудағы жаңа тәсілдер, Сыни тұрғыдан ойлауға үйрету, Оқыту үшін бағалау және оқудағы үшін бағалау, Ақпараттық-коммуникативтік технологияларды оқыту, Дарынды және талантты балаларды оқыту.
К уроку прилагается технологическая карта. Предлагаю разработку урока по изучению нового материала. Использую на своих уроках.
Презентация по теме "Генетика", может стать наглядным помошником при изучении курса биологии в 9 классе.
Реализация деятельностного подхода на уроках биологии позволит получить оптимальные результаты, если в содержание учебной работы будут интегрированы изображения Земли из космоса. Это позволит дости.
Интегрированный урок (биология +медицина) в 9 классе с элементами биоадекватной технологии Интегрированн.
Творческий проект "Всемирный день защиты животных" разработан учащимися 9 класса для проведения внеклассного мероприятия в начальной школе. Рассчитан на аудиторию 4 классов.
Тема: Строение и функции белков. (9 класс) Тип урока: Урок изучения нового материала (Урок с использованием мультимедийн.
Методические рекомендации к организации урока "Многообразие форм клеточных организмов" 9 класс
Цель: обобщение и расширение знаний о многообразии форм клеточных организмов.
Задачи:
- повторить общую классификацию клеточных организмов;
- привить навыки работы с текстом, позволяющие закрепить имеющие знания и расширить кругозор учеников;
- развить умения устанавливать причинно"следственные связи, слушать одноклассника.
Тестовые задания по биологии для 9 класса: Размножение и индивидуальное развитие организма
Тестовые задания по биологии для 9 класса: Размножение и индивидуальное развитие организма
Жирным шрифтом указан правильный ответ.
Конспект урока: Доказательства эволюции органического мира
Цель: формирование знания о процессе макроэволюции в системе органического мира; ознакомление с доказательствами эволюции; использование доказательств эволюции для отстаивания взглядов на реальность исторического развития живой природы; формирование научного мировоззрения при раскрытии картин эволюции органического мира.
Конспект урока биологии 9 класс: Деление клетки. Митоз.
Тип: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: проверить знания о клеточном уровне организации жизни; напомнить о роли размножения, являющегося важнейшим свойством, поддерживающим и сохраняющим жизнь на Земле; обеспечить восприятие учащимися и первичное осознание сущности жизненного цикла клетки, осмысление особенностей этапов деления; раскрыть суть и продолжительность интерфазы и фаз митоза.
Читайте также: