План урока по биологии 9 класс

Обновлено: 04.07.2024

Место в учебном плане : урок №10. Глава II . Основы учения о клетке.

Класс: 9 класс общеобразовательной школы.

Сформировать знания о значении и механизме биосинтеза белка

1. Сформировать знания об основных этапах процесса биосинтеза белка: транскрипции и трансляции.

2. Дать представление о генетическом коде и его основными свойствами.

3. Изучить основные виды РНК

1. Развитие познавательного интереса к изучаемому материалу;

2. Развивать умения анализировать, обобщать и делать выводы;

3. Продолжить формирование умений работать с интерактивной доской

1. Воспитание умения четко организовать самостоятельную работу,

2. Формировать интерес к учению и познавательную активность учащихся

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование : мультимедийная установка.

План-конспект урока.

Цель урока: Познакомить с процессами транскрипции и трансляции в живой клетке.

Задачи урока :

Формирование знаний о биосинтезе белков как одном из вариантов анаболизма.

Характеристика стадий биосинтеза белков: транскрипция и трансляция.

Обоснование роли различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белков.

закрепление умений работать с интерактивными заданиями.

Развитие самостоятельности в работе с учебным материалом.

Формирование мировоззренческого мышления.

II. Актуализация.

1) Перечислите роль белков в клетке. (строительная – липопротеины, каталитическая – пероксидаза, двигательная – миозин, транспортная – гемоглобин, защитная – гамма-глобулин, энергетическая -17, 6 кДж/моль, регуляторная – инсулин и другие).

2) Что такое метаболизм? (Совокупность реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы её жизнедеятельности.)

3) Что такое ассимиляция? (Совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток.)

Несколько учеников (по количеству ученических компьютеров) получают индивидуальные задания , связанные с работой на компьютерах:

t1601476668aa.jpg

t1601476668ab.jpg

Остальные ученики опрашиваются устно , используя мультимедийный проектор:

t1601476668ac.jpg

t1601476668ad.jpg

t1601476668ae.jpg

t1601476668af.jpg

t1601476668ag.jpg

t1601476668ah.jpg

t1601476668ai.jpg

t1601476668aj.jpg

t1601476668ak.jpg

t1601476668al.jpg

IV. Закрепление.

Устный опрос по пройденному материалу.

Словарная работа: транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, триплет

Используя записи в тетрадях и текст учебника, ученикам предлагается индивидуально выполнить интерактивные задания:

t1601476668am.jpg

t1601476668an.jpg

V. Подведение итогов. Оценивание.

Интерактивный тренажер после § 10

Давайте подведем итоги. Синтез белка состоит из двух этапов: транскрипция (образование информационной РНК по матрице ДНК, протекает в ядре клетке) и трансляции (эта стадия проходит в цитоплазме клетки на рибосомах).

VI. Рефлексия.

Что вы узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Выставление оценок, их комментирование.

VII. Домашнее задание

Ответить на вопросы в конце § 10.

учителем индивидуального обучения МБОУ школа№71

На уроке была поставлена следующая цель: познакомить с процессами транскрипции и трансляции в живой клетке. Задачи урока: формирование знаний о биосинтезе белков как одном из вариантов анаболизма, обоснование роли различных веществ и структур клетки в процессе биосинтеза белков, закрепление умений работать с интерактивными заданиями.

Для выполнения этих целей и задач урок построен таким образом, что в начале урока идет повторение и закрепление знаний о строении клетки, структур клетки, которые участвуют в биосинтезе. Повторяется понятие комплементарности, по этому принципу и идет сборка белковых молекул на полисоме.

На этапе закрепления знаний проводится словарная работа с новыми понятиями: транскрипция, трансляция, кодон, антикодон, триплет. Затем используется интерактивный тренажер § 10 (ОК).

Считаю, что цели урока были достигнуты, задачи урока выполнены, формы учебной деятельности полностью соответствуют выбранным средствам ИКТ. Часть интерактивных заданий можно использовать на последующих уроках по данной теме в качестве повторения и закрепления знаний и умений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: : расширить базу биологических понятий при изучении жизненного цикла клетки, фаз митотического деления за счёт включения в неё новых элементов .

1) создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях;
2)формирование знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.

3) развитие логического мышления, умение анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, демонстрационным материалом.

4)Создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;

Тип урока: Комбинированный урок.

Планируемые образовательные результаты:

– научиться характеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;

- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.

Метапредметные:

– научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

- учиться строить высказывания;

- учитьсяанализировать содержание определений терминов, проводить сравнительный анализ обьектов, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.

2.Коммуникативные:

- учиться слушать и понимать речь другого человека;

- учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;

- учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

- учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

- учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

4Личностные:

- осознавать единство и целостность мира;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- личностное самоопределение и смыслообразование.

Основные понятия, изучаемые на уроке: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.

Содержание урока:

Организационный момент. Целеполагание

Актуализация знаний (работа с терминами и понятиями)

Мотивационный блок .Постановка учебной задачи.

Изучение нового материала.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Целеполагание.

Самое важное — не то большое, до чего додумались другие, но то маленькое, к чему пришел ты сам.

2) Актуализация знаний (работа с терминами и понятиями ).

Проверка Д/з

1) (3человека выполняют работу по карточкам)

Назовите двумембранные органоиды клетки

Что такое фагоцитоз?

Назовите одномембранные органоиды клетки

Что такое пиноцитоз?

Назовите немембранные органоиды в клетке

Перечислите функции цитоплазмы.

2) Работа учащихся в тетради ( тестирование)

Выберите один верный ответ

Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:

А) плазматической мембраны; Б) оформленного ядра;

В) рибосом; Г) цитоплазмы;

2. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:

А) любого организма; Б) содержащих хлоропласты;

В) содержащие лизосомы; Г) содержащие митохондрии;

3. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты;

Б) белка до аминокислот; В) крахмала до глюкозы;

Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа;

4. Трансляция - это:

А) синтез полипептидной цепи на рибосомах;

Б) синтез т-РНК; В) синтез и-РНК по матрице ДНК;

5. Синтез белка завершается в момент:

А) истощения запасов ферментов; Б) узнавания кодона антикодоном;

Г) присоединения аминокислоты к т-РНК;

6. Где происходит процесс биосинтеза белка

А) в митохондриях; Б) в ядре; В) в цитоплазме;

Г) в цитоплазматической мембране;

7. Живые клетки могут возникнуть:

А) из межклеточного вещества;

Б) путем деления предшествующей клетки;

В) из разлагающихся органических остатков;

Г) из неорганических веществ

3)Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

4)Изучение нового материала.

Деление клетки. Митоз.

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Дерево не превратиться в семя, рыба не вернется в икринку – процессы роста и развития необратимы. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

Озвучивает тему и цель урока

–Теперь запишите тему урока.

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды:

Жизненный цикл клетки и митотический цикл.(слайд3)

- Запишите эти определения в тетрадь. Вам нужно их выучить.

Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов. сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза.

- Ребята, сейчас начертите в тетради таблицу из 2 колонок.(Слайд 5) ( заполняют самостоятельно)

1. Хромосомы спирализуются, в результате чего становятся видимыми. Каждая хромосома состоит из двух хроматид.
2. Ядерная мембрана и ядрышко разрушаются.
3. Центриоли удваиваются и расходятся к полюсам клетки

1. Хромосомы располагаются по экватору клетки, образуется веретено деления

1. Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки
с помощью нитей веретена деления

1. Хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются, формируется ядерная мембрана.
2. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокенез). Образуются две
дочерние клетки.

После заполнения таблицы.

Класс учитель разделяет на 5 групп( проверяют свои записи по тетради) Каждая группа изучает особенности одной фазы митоза и заполняют соответствующую часть предлагаемой таблицы .

2 группа "Фазы митоза профаза"(слайд7 )

3 группа "Фазы митоза метафаза"( слайд 8)

4 группа "Фазы митоза анафаза "( слайд 9)

5 группа "Фазы митоза телофаза"( слайд10)

2) АМИТОЗ (ПРЯМОЕ ДЕЛЕНИЕ) ( записывают в тетрадь)

Ядро делится перетяжкой или фрагментацией; цитоплазма не всегда делится; характерно для клеток заканчивающих своё развитие. Встречается при патологических процессах: воспаление, злокачественном росте. После амитоза клетки не могут делиться другими способами.


МИТОЗ (греч. Mites – нить)- основной способ деления эукариотических клеток (2п =2п) В 1874 г. Чистяков И. Д. изучил митоз в спорах плаунов.вВ 1876- 1879г.г. Э Страсбургер изучил митоз в растительных клетках. В 1882 г. В.Флемминг изучил митоз в клетках животных.
Микровывод: существует три вида деления клеток. Благодаря делению организмы растут, развиваются , размножаются.

Значение митоза( записывают в тетрадь) (Слайд11)

митотическое деление клеток приводит к увеличению их числа, обеспечивая процессы роста функционирующего живого организма;

обеспечивает замещение клеток истощенных или поврежденных тканей. У человека постоянно заменяются клетки кожи, эпителия кишечника и легких, клетки крови;

при этом процессе сохраняется набор хромосом. Дочерние клетки имеют идентичные наборы хромосом и функционируют как гармоничная часть ткани, органа, организма;

у низших организмов служит механизмом бесполого размножения, при котором появляется потомство, идентичное родителям

5)Закрепление: ( приложение 3)

Сколько клеток образуется в результате митоза:

А) Одна Б) Две В) Три Г) Четыре

На каком этапе жизни клетки хромосомы спирализуются:

А) Интерфаза Б) Профаза В) Анафаза Г) Метафаза

Набор хромосом в соматических клетках человека равен:

А) 48 Б) 46 В) 44 Г) 23

Растворение ядерной оболочки и ядрышек в процессе митоза происходит в:

А) Профазе Б) Интерфазе В) Телофазе Г) Метафазе

Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза:

А) Расхождение сестринских хроматид;

Б) Удвоение молекулы ДНК;

В) Образование метафазной пластинки;

Г) Деление цитоплазмы.

6)Рефлексия ( приём ЭЙ АР ГАЙД )

2. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.

Жизненный цикл клетки состоит из интефазы и митоза.

Интерфаза подготовка клетки к делению

Митоз состоит из 5 фаз

Деление клетки называется митоз

В результате митоза образуются из 1 клетки образуется 2 клетки

3. Просмотрите презентацию. Теперь, по завершению просмотра презентации, еще раз прочтите все утверждения.

7)Домашнее задание

Стр 46-51 прочитать и выучить определения.( для всех).

Творческое задание по выбору:

8)Минутка настроения ( если останется время)

Цветной песок. Перед вами пустая ваза.

А рядом цветной песок, по очереди подходят выбирают цвет сыпят в вазу и загадывают желание.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по биологии для учителя и ученика.

  • Все 12432
  • Уроки 5383
  • Презентации 2841
  • Тесты 906
  • Планирование 996
  • Мероприятия 754
  • Прочее 1552

Нажмите, чтобы узнать подробности


Самая главная молекула. Одно это выражение вызывает любопытство и интерес, а что это за молекула. Казалось бы всего лишь три буквы ДНК (дизоксирибонуклеиновая кислота), а.



Конспект заполняется на уроке учениками в начале прохождения темы. Позволяет систематизировать новый материал.



Оқыту мен оқудағы жаңа тәсілдер, Сыни тұрғыдан ойлауға үйрету, Оқыту үшін бағалау және оқудағы үшін бағалау, Ақпараттық-коммуникативтік технологияларды оқыту, Дарынды және талантты балаларды оқыту.


К уроку прилагается технологическая карта. Предлагаю разработку урока по изучению нового материала. Использую на своих уроках.


Презентация по теме "Генетика", может стать наглядным помошником при изучении курса биологии в 9 классе.


Реализация деятельностного подхода на уроках биологии позволит получить оптимальные результаты, если в содержание учебной работы будут интегрированы изображения Земли из космоса. Это позволит дости.





Интегрированный урок (биология +медицина) в 9 классе с элементами биоадекватной технологии Интегрированн.


Творческий проект "Всемирный день защиты животных" разработан учащимися 9 класса для проведения внеклассного мероприятия в начальной школе. Рассчитан на аудиторию 4 классов.







Тема: Строение и функции белков. (9 класс) Тип урока: Урок изучения нового материала (Урок с использованием мультимедийн.

Методические рекомендации к организации урока "Многообразие форм клеточных организмов" 9 класс

Цель: обобщение и расширение знаний о многообразии форм клеточных организмов.

Задачи:

  • повторить общую классификацию клеточных организмов;
  • привить навыки работы с текстом, позволяющие закрепить имеющие знания и расширить кругозор учеников;
  • развить умения устанавливать причинно"следственные связи, слушать одноклассника.

Тестовые задания по биологии для 9 класса: Размножение и индивидуальное развитие организма

Тестовые задания по биологии для 9 класса: Размножение и индивидуальное развитие организма

Жирным шрифтом указан правильный ответ.

Конспект урока: Доказательства эволюции органического мира

Цель: формирование знания о процессе макроэволюции в системе органического мира; ознакомление с доказательствами эволюции; использование доказательств эволюции для отстаивания взглядов на реальность исторического развития живой природы; формирование научного мировоззрения при раскрытии картин эволюции органического мира.

Конспект урока биологии 9 класс: Деление клетки. Митоз.

Тип: учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: проверить знания о клеточном уровне организации жизни; напомнить о роли размножения, являющегося важнейшим свойством, поддерживающим и сохраняющим жизнь на Земле; обеспечить восприятие учащимися и первичное осознание сущности жизненного цикла клетки, осмысление особенностей этапов деления; раскрыть суть и продолжительность интерфазы и фаз митоза.

Читайте также: