План урока относительная атомная масса химических элементов

Обновлено: 02.07.2024

4. Изучение но вого материа ла и первичный конт роль

Можно пользова ться заданиями Рабоч ей тетради на печа тной основе

1. Учитель на пр имерах формируе т представление учащихс я о ничтожно малых величинах масс

атомов. И обосновыва ет необходим ость применения на пра ктике величин относительн ой

2. Учащимся предла гается прочитать с.3 2 -34 в учебнике . Выпиш ите определения «а томная

3. Записывается формула, связываю щая атомную единиц у массы, относительную атомную массу и

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ otnositelnaja atomnaja massa.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Леодруг без этого элемента в печке не будет огня Углерод Сликодор без этого элемента не проживете и десяти минут Кислород Мникрей Кремний этот элемент ищите среди камней Орребес Серебро блестит, а не золото Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента

ma(H) = 1,67 ∙ 10-27 ma(H) = 0,00000000000000000000000000167 кг ma(О) = 2,66 ∙ 10-26 ma(О) = 0,0000000000000000000000000266 кг Масса молекул и атомов очень мала. Невозможно взять для эксперимента 10 молекул кислорода и взвесить их на школьных весах.

m(C) = 1,99 ∙ 10-26 12 = 1,66 ∙ 10-27 кг m(H) = 1,66 ∙ 10-27 кг m(o) = 2,66 ∙ 10-27 кг Ar(H) = 1,66 ∙ 10-27 кг 1,66 ∙ 10-27 кг = 1 Ar(O)= 2,66 ∙ 10-26 кг 1,66 ∙ 10-27 кг = 16

Найти и округлить относительную атомную массу следующих элементов: P, Fe, Au, Al, K, Cu, Cr, J У кого относительная атомная масса самая легкая и тяжелая? Задание:

Выбранный для просмотра документ otnosotelnaja atomnaja massa.docx

Тема: Относительная атомная масса.

Цель: Сформировать у учащихся понятие об относительной атомной массе.

-Продолжить формирование общешкольных умений и навыков: умения классифицировать, анализировать, выделять главное, сравнивать, развивать мыслительную способность, делать выводы. Научить находить значение относительной атомной массы;

- Сформировать элементы научного мировоззрения (материальность и познаваемость окружающего мира, переход качественных изменений в количественные).

Вводимые понятия: атом, молекула.

Тема: Относительная атомная масса.

Актуализация ранее полученных знаний:

Химическая разминка:

1) Проверка знаний химических элементов.

Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.
Леодруг – без этого элемента в печке не будет огня (углерод).
сликодор – без этого элемента не проживете и десяти минут (кислород).
мникрей – этот элемент ищите среди камней (кремний)
орребес – блестит, а не золото (золото)

Объяснение нового материала:

? Как вы уже знаете каждое тело имеет свой вес. В каких единицах измерения обычно вычисляют вес тела? ( Измерение массы вещества и тела принято производить в кг, г).

Однако, вес атома очень мал

m a (H) = 1,67 ∙ 10 -27

m a (H) = 0,00000000000000000000000000167 кг

Масса молекул и атомов очень мала, поэтому ими неудобно, да и невозможно пользоваться. Невозможно взять для эксперимента 10 молекул кислорода и взвесить их на школьных весах.

m a (О) = 2,667 ∙ 10 -27

m a (О) = 0,000000000000000000000000001674 кг

Поэтому для микромира используют особую единицу измерения - атомная единица массы.

Атомная единица массы - (а. е. м.) равна 1/12 массы атома углерода C.

Пользоваться такими числами при вычислении также оказалось неудобно, поэтому вскоре ввели другую величину - относительную атомную массу.

Относительной атомной массой называется число, которое показывает, в сколько раз масса одного атома элемента большая за 1/12 массы атома углерода.

Ar - безразмерная величина.

Первоначально при вычислениях атомных масс за единицу массы принимали массу атома водорода как самого легкого элемента и по отношению к нему вычисляли массы других элементов. Но так как атомные массы большинства веществ определяются, исходя из состава их кислородных соединений, то фактически вычисления производились по отношению к атомной массе кислорода, которая считалась равной 16. В дальнейшем была выбрана масса 1\12 части атома углерода.

Пример расчета атомных масс:

Для начала вычислим какова будет 1\12 часть массы от атома углерода:

m ( C ) = 1,99 ∙ 10 -26 \ 12 = 1,66 ∙ 10 -27 кг = 1,66 ∙ 10 -24 г

Следовательно массы водорода и кислорода равны:

m ( H ) =1,66 ∙ 10 -27 кг\ 1,66 ∙ 10 -27 кг = 1

m ( O ) =2,66 ∙ 10 -26 кг\ 1,66 ∙ 10 -27 кг = 16

то есть водород в 1 раз больше 1\12 части массы атома углерода, а кислород больше ее в 16 раз.

Все атомные массы указаны в Периодической системе химических элементов внизу химического символа каждого элемента.

Задание для закрепления:

Найти и округлить относительную атомную массу следующих элементов: P , Fe , Au , Al , K , Cu , Cr , J

У кого относительная атомная масса самая легкая и тяжелая?

Вопросы для закрепления:

1) В чем отличие между относительной атомной массой и атомной единицей массы?

Ученики узнают, что такое атомая масса и научатся ее расчитывать.

Содержимое разработки

Тема: Относительная атомная масса

Предмет: Химия

Тип урока: усвоения новых знаний

Методы и приемы обучения: словесно-наглядный (фронтальная работа с классом), индивидуальная работа с литературой;

Цели урока: дать представления об относительной атомной массе.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

2. Проверка домашнего задания

1.Учащимся предлагается выполнить на доске задание 8 (стр. 41 учебника).

2. Установить соответствия (задания на карточках) .

1.Установить соответствие:

А) Si 1)хлор

Б) H 2)медь

В) Ba 3)азот

Г) N 4)кремний

Д) O 5)сера

Е) Cl 6)водород

Ж) Cu 7)кислород

З) S 8)барий

2. Вместо пропусков впишите необходимые слова.

Все окружающие нас вещества состоят из мельчайших частиц….

Известно … видов атомов, или … химических элементов. Химический элемент – это … атомов. От латинского названия происходит … .

3. Целеполагание

Цель урока: Ознакомиться и научиться находить относительную атомную массу.

4. Актуализация знаний и умений учащихся

5. Изучение нового материала:

Размеры и масса атомов.

Ребята, давайте сравним размеры атомов некоторых химических элементов. На рис. 31 учебника показаны многократно увеличенные шаровые модели атомов некоторых элементов. В действительности атомы настолько малы, что их невозможно рассмотреть даже в самые лучшие оптические микроскопы. Так, например, самый легкий атом - атом водорода. Его масса равна 0,0000000000000000000000000016735 кг. Самым маленьким является атом гелия. Диаметр этого атома приблизительно 0,00000000098 м.

Еще больше различаются атомы разных элементов по массе. Масса атома обозначается символом mа и выражается в единицах массы СИ (кг). Так, например, масса атома углерода равна : mа(С)=26,56 *10-27 кг.

Пользоваться такими маленькими величинами масс атомов при расчетах неудобно. Поэтому на практике вместо истинных масс атомов стали применять их относительные значения. Они рассчитывались по массовым отношениям простых веществ в реакции друг с другом. Химики предположили, что эти отношения пропорциональны массам соответствующих атомов. Именно так в начале 20-ого века Дж. Дальтон ввел понятие относительной атомной массы, приняв за единицу сравнения массу самого легкого атома - водорода.

В настоящее время в качестве такой единицы сравнения используется 1/12 часть массы атома углерода, что наглядно представлено на рис.33 учебника. Она получила название атомной единицы массы (а.е.м.). Ее международное обозначение - u.

1 u = ma(C) / 12 = 19,94 * 10-27кг / 12 = 1,66 * 10-27 кг

Относительная атомная масса элемента – это величина, показывающая, во сколько раз масса его атома больше 1/12 массы атома углерода.

Запишите и запомните эту формулу.


A r =, где Х- символ данного элемента

Например, относительная атомная масса водорода:


A r (Н)=

Все относительные атомные массы указаны в таблице Менделеева.

Сейчас вместе рассчитаем (по образцу) относительную атомную массу углерода (решение у доски):

А r (С)= m a (С): u= 19,926*10 -27 :1,6605*10 -27 кг=12

Вместе разбираем пример решения задачи на стр. 44 учебника.

6. Физкультминутка.

Дети, посмотрите на доску и нарисуйте глазами восьмерку, затем посмотрите вверх, вниз, влево, вправо. А теперь несколько раз сильно зажмурьте глаза.

7. Обобщение и систематизация изученного материала:

Учащимся предлагается выполнить следующее.

Задание 1 (с. 46 учебника) : заполнить таблицу , объясняя сделанные записи.

Упражнение из сборника задач

8. Информация о домашнем задании:§6, задания 2

9. Рефлексия

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- На столах лежат карточки различного цвета. Поднимите карточку того цвета, который определяет ваше состояние на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел 7.3С: Относительная атомная масса. Простейшие формулы.

Тема урока:относительная атомная масса

Цели обучения, которые помогает достичь данный урок

7.1.2.8 Понимать, что большинство элементов на Земле встречаются в видеcмеси изотопов, образовавшихся при формировании планет.

7.1.2.9 – понимать, что атомные массы химических элементов, имеющие природные изотопы, являются дробными числами

7.1.2.10- знать определение относительной атомной массы химических элементов

Вычислять относительную атомную массу по химическим формулам

Все учащиеся смогут:

Находить атомную массу химических элементов по ПСХЭ

Большинство учащихся смогут:

Округлять числа до целого числа

Определять Относительную атомную массу

Некоторые учащиеся смогут:

Сравнивать массы атомов элементов с 1 а.е.м.

Предметная лексика и терминология:том,масса, атомная единица массы, относительная атомная масса.

Серия полезных фраз: Относительную атомную массу можно определить по…..

для вычисления массы необходимо….

относительную атомную массу имеет…

атомная масса измеряется…..

Предусмотрены внутрипредметные и межпредметные связи с естествознанием, физикой, математикой

Запланированные сроки

Запланированные мероприятия

(Деятельность учителя и учащихся)

Ресурсы

10 мин


- какая сегодня погода!

- Какая у нас школа!

- какие у тебя одноклассники!

- какое у тебя настроение! И т.д

(7мин) Задание: актуализация прежних знаний.Химическая разминка:

1) Проверка знаний химических элементов.

Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.
Леодруг – без этого элемента в печке не будет огня (углерод).
сликодор – без этого элемента не проживете и десяти минут (кислород).
мникрей – этот элемент ищите среди камней (кремний)
орребес – блестит, а не золото ( серебро)

Онне-какой газ утверждает, что он – это не он (неон)

Роб-Какой неметалл является лесом (бор)

Химический диктант: (на доске)- проводится на отдельных листках . По желанию учителя возможно 1-2 учащихся вызвать к доске (эти ребята работают за закрытой частью доски), а по окончании диктанта открываем половинки доски и совместно с учителем ,проверяя этих учащихся , каждый ученик проверяет себя.

Задание 1.На доске произношение химического элемента — написать символ:

Задание 2. Написать произношение химического символа и русское название химического элемента:

Задание 3: Написать символ и произношение химического элемента:

(1мин) Самооценивание: смайлики



Все сделал правильно допустил ошибки


Вася и Петя очень любили химию, а Коля ее терпеть не мог. Поэтому Коля никогда не понимал содержания записок, которыми обменивались Вася и Петя. Дело в том, что они передавали записки через Колю, а он из любопытства всегда в них заглядывал.

Попытайтесь расшифровать одну фразу из такой записки. Ключ к расшифровке вы найдете в периодической таблице Д.И.Менделеева.

Os Te Ni Os S In Te Eu Li Ь Ni Al Я

Al Te Os Mg Ni Al Я

Тема урока: Относительная атомная масса

Определение цели урока, высказывают учащиеся

25 мин

Постановка проблемного вопроса

· Массы атомов очень малы.

Абсолютные массы некоторых атомов:

m(C) =1,99268 ∙ 10 -23 г

m(H) =1,67375 ∙ 10 -24 г

· В настоящее время в физике и химии принята единая система измерения.

Введена атомная единица массы (а.е.м.)

m(а.е.м.) = 1/12 m( 12 C) = 1,66057 ∙ 10 -24 г.

= 1,67375 ∙ 10 -24 г/1,66057 ∙ 10 -24 г = 1,0079 а.е.м.

Атомная единица массы – это 1/ 12 массы атома углерода м(С)

· Ar – показывает, во сколько раз данный атом тяжелее 1/12 части атома 12 С, это безразмерная величина.

Относительная атомная масса - это 1/12 массы атома углерода, масса которого равна 12 а.е.м.

Относительная атомная масса безразмерная величина

Например, относительная атомная масса атома кислорода равна 15,994 (используем значение из периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева).
Записать это следует так, Ar(O) = 16. Всегда используем округлённое значение, исключение представляет относительная атомная масса атома хлора:

молекула воды (0,2 нм)

атом водорода (0,05 нм)

атомное ядро (10~15 м).

(Для учащихся 7 класса обязательно нужно пояснить, что 1 нм = 10~9 м, а также объяснить, что означает отрицательная степень.)

Учащимся предлагается шкала объектов, окружающих нас в повседневной жизни, до атомов .

-Проведите аналогию, что объединяет все эти объекты?

После того как учащиеся расшифровали задаются вопросы.

-Что такое масса?

- В каких единицах измерения обычно вычисляют вес тела?

- можно ли взвесить 10 молекул кислорода на школьных весах?

- Что значит масса атома элемента?

- В чем измеряется атомная масса?

Поэтому учёные используют относительные атомные массы Аr. Этим понятием будем пользоваться и мы с вами на уроках химии.

Даю определение понятия относительной атомной массы в виде схемы 4.


Произвольное деление на 4 группы по карточкам ()

Работа в группах

со словарем.(даются ключевые термины темы и учащиеся дают им свое определение)

Работа с учебником по алгоритму

- прочитайте текст учебника.

- найдите определение атомная единица массы

- выпишите данное определение в тетрадь.

- найдите определение относительная атомная масса.

- выпишите определение относительная атомная масса

- выясните где указаны относительные атомные массы.

- выясните, какое действие необходимо сделать, что бы облегчить вычисление.

- какое исключение надо помнить.

-выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора.

1.Используя Периодическую таблицу химических элементов Д. И. Менделеева, выпишите символы пяти химических элементов, относительная атомная масса которых кратна 8.

2.Выпишите значения относительных атомных масс элементов-металлов, известных человеку с древности.

Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдает за работой, оценивает отдельных учащихся– формативное оценивание.

Выступления групп.(учащиеся дают определения ключевых терминов урока и сравнивают с первоначальными, шаблоном )

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5




10 мин

(10 мин) закрепление:

Тест сопоставление (для слабомотивированных)

Взаимопроверка по шаблону

Диалог с просьбой продолжить мысль…;

Относительной атомной массой называется…

в каких единицах измеряется относительная атомная масса…..

атомная масса меди больше массы атома серы и массы атома кислорода ……

У какого элемент относительная атомная масса самая легкая и тяжелая?

Для менее мотивированных: Используя Периодическую таблицу химических элементов Д. И. Менделеева, выпишите химические элементы с относительной атомной массой до 20.

Для более мотивированных: найдите в периодической таблице химические элементы:1. Относительные атомные массы которых соотносятся как 1:2; 1:4

Рефлексия

Лист самооценки

Ф.И. ученика _____________________________________

Незаконченное предложение


СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился .

было интересно

было трудно .

могу похвалить себя за то, что .

могу похвалить одноклассников за то, что .

больше всего мне понравилось .

мне показалось важным .

для меня было открытием то, что…


Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся?

Метапредметные связи
Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспитательный элемент)

На уроке предусмотрено дифференцированное задание в групповой работе. Более способные учащиеся смогут проявить свои лидерские качества, проявить свои знания и умения

Все учащиеся смогут:

Оценивание пронизывает весь урок, предусмотрено оценивание индивидуальное, групповой работы и парной работы, а также взаимооценивание

Предусмотрены внутрипредметные и межпредметные связи с математикой, физикой. естествознанием

Большинство учащихся смогут:

Некоторые учащиеся смогут:

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Цели урока были реалистичными, достижимыми, измеримыми.

Что учащиеся выучили сегодня? Учащиеся познакомились с понятиями атомная масса и относительная атомная масса. Научились находить ее в ПСХЭ

Какая атмосфера царила в классе? Атмосфера творческая, взаимопомощи, внимания и ответственности

Сработало ли дифференциация, проводимая мной? Использована скрытая дифференциация, она была эффективной

Уложился(лась) ли я в сроки? да

Все запланированные виды работ были выполненные в намеченное время

Какие отступления были от плана урока и почему?

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте, как о преподавании, так и об изучении)?

2: Работа в группах/прах, атмосфера сотрудничества в группах

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте, как о преподавании, так и об изучении)?

1: На рефлексию желательно отвести больше времени, чтобы учащиеся могли высказать побольше по обобщению темы урока

2: Было бы более эффективным использование общеклассного оценочного листа, который заполняется по мере выполнения заданий учащимися

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Класс активный, с положительной учебной мотивацией, учащиеся доброжелательные, организованные. Есть несколько учащихся, намного опережающих большинство класса по уровню интеллектуального развития, которые всегда первыми поднимают руку, быстро мыслят и обладают самостоятельным критическим мышлением. Для этих учащихся следует ежеурочно продумывать индивидуальные виды заданий, более усложненные.

Приложение 1

.Химическая разминка:

Переставив буквы в каждом слове, надо получить название химического элемента.
Леодруг – без этого элемента в печке не будет огня .
сликодор – без этого элемента не проживете и десяти минут .
мникрей – этот элемент ищите среди камней
орребес – блестит, а не золото

Онне-какой газ утверждает, что он – это не он.

Роб-Какой неметалл является лесом .

Приложение 2.




Есть небольшие неточности молодец! Сделал все правильно допустил ошибки

Приложение 3







Приложение 4





Приложение 5

Алгоритм работы с учебником

- прочитайте текст учебника.

- найдите определение атомная единица массы

- выпишите данное определение в тетрадь.

- найдите определение относительная атомная масса.

- выпишите определение относительная атомная масса

- выясните где указаны относительные атомные массы.

- выясните, какое действие необходимо сделать, что бы облегчить вычисление.

- какое исключение надо помнить.

-выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора.

Алгоритм работы с учебником

- прочитайте текст учебника.

- найдите определение атомная единица массы

- выпишите данное определение в тетрадь.

- найдите определение относительная атомная масса.

- выпишите определение относительная атомная масса

- выясните где указаны относительные атомные массы.

- выясните, какое действие необходимо сделать, что бы облегчить вычисление.

- какое исключение надо помнить.

-выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора

Алгоритм работы с учебником

- прочитайте текст учебника.

- найдите определение атомная единица массы

- выпишите данное определение в тетрадь.

- найдите определение относительная атомная масса.

- выпишите определение относительная атомная масса

- выясните где указаны относительные атомные массы.

- выясните, какое действие необходимо сделать, что бы облегчить вычисление.

- какое исключение надо помнить.

-выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора

Алгоритм работы с учебником

- прочитайте текст учебника.

- найдите определение атомная единица массы

- выпишите данное определение в тетрадь.

- найдите определение относительная атомная масса.

- выпишите определение относительная атомная масса

- выясните где указаны относительные атомные массы.

- выясните, какое действие необходимо сделать, что бы облегчить вычисление.

- какое исключение надо помнить. -выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора

выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора

Алгоритм работы с учебником

- прочитайте текст учебника.

- найдите определение атомная единица массы

- выпишите данное определение в тетрадь.

- найдите определение относительная атомная масса.

- выпишите определение относительная атомная масса

- выясните где указаны относительные атомные массы.

- выясните, какое действие необходимо сделать, что бы облегчить вычисление.

- какое исключение надо помнить. -выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора

выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора

Алгоритм работы с учебником

- прочитайте текст учебника.

- найдите определение атомная единица массы

- выпишите данное определение в тетрадь.

- найдите определение относительная атомная масса.

- выпишите определение относительная атомная масса

- выясните где указаны относительные атомные массы.

- выясните, какое действие необходимо сделать, что бы облегчить вычисление.

- какое исключение надо помнить. -выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора

выпишите относительную атомную массу водорода, натрия, меди, фосфора

Приложение 7

Игра. “Химическое лото”. Работа по индивидуальным карточкам

Прочитайте стихотворения, найдите название химических элементов, определите их химический знак в таблице и укажите рядом относительную атомную массу.

Читайте также: