План урока о сулейменов 11 класс

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: - Портреты 1. Абая Кунанбаева
2. Олжаса Сулейменова
3. Юрия Гагарина
- Музыкальное сопровождение (домбра).
- Звукозапись с голосом Ю. Гагарина.
- Высказывания поэтов Абая и Пушкина.
- Схема, таблицы, тексты, ключевые слова и фразы.

Алгоритм схемы работы над текстом
1 2 3 4
Чтение и знакомство с содержанием текста Деление текста на смысловые части (абзац) Поиск ключевых слов и ключевых фраз. Опираясь на ключевые слова и фразы, передаем содержание текста.

Абай Кунанбаев Олжас Сулейменов Юрий Гагарин
(1845-1904) Род. 1936 году (1934-1968)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок в 11 классе

по творчеству Олжаса Сулейменова.

Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве общественного и политического деятеля О.Сулейменова.

Задачи урока:

в) воспитательная - воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, любовь и уважение к национальной культуре, корням и традициям; воспитывать патриотические чувства и гражданский долг учащихся

Тип урока: комбинированный

Методы: репродуктивный, проблемный

Оборудование: портрет О.О.Сулейменова, выставка книг, фотографии и иллюстрации о политической и общественной деятельности поэта, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

«На все вопросы не нашел ответа,

Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности О.Сулейменова, войти в мир его поэзии.

В качестве эпиграфов к уроку я взяла слова А.С.Пушкина и О.Сулейменова, которые наиболее точно, на мой взгляд, раскрывают основную суть творчества поэта

( работа в тетрадях – записать тему урока и эпиграфы.).

(работа в тетрадях – записать проблемный вопрос)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Ребята, видели ли вы О.Сулейменова по телевизору, слышали ли вы его выступления?

- В какой семье он родился и воспитывался?

- Какое он получил образование?

- В чём особенности лирики О.Сулейменова? Может, кто-нибудь расскажет понравившееся стихотворение?

- Что вы можете сказать о масштабности мыслей?

- Мешает ли политика поэту?

III . Объяснение нового материала.

Вступительное слово учителя (слайд-презентация).

Сулейменов – казахстанский поэт и писатель, представитель литературы Востока, создающий свои произведения на русском языке. Он обратился в своём творчестве к проблемам нравственным, этическим, политическим, литературным и экологическим.

Начиная с 60-х годов прошлого века, имя Олжаса становится всё более известным не только у нас в Казахстане, но и далеко за его пределами. Он в ряду таких поэтов времени, как Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский.

Сегодня мы постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности О.Сулейменова, войти в мир его поэзии.

Изучение новой темы.

Почему люди тянутся к звёздам?

Почему в наших песнях

Герой – это сокол?

Почему всё прекрасное,

Мы начали урок строками гражданина, политика, который был во многих странах мира и всегда остаётся верным сыном родной земли, но думает обо всей планете.

Композиционно поэма построена, как симфония, где основная мелодия усложняется и обогащается, раскрывая все новые и новые горизонты.

Как прекрасны лирические отступления в поэме: о влюблённых под звёздами, о женщинах, о жене и подруге первого космонавта Вале, о верности, о Западе и Востоке, о Циолковском и Эйнштейне, о скорости.

О подвиге Гагарина написано много стихов и поэм на всех языках планеты. У Сулейменова свой голос, щедрая палитра, мужественная интонация, гражданственность, патриотизм.

Граждане всей вселенной!

Вы не хотите пропасть

Москва встречала космонавта, а над Алма-Атой реяли розовые листовки со стихами Сулейменова. (слайд)

IV . Работа в тетрадях

Какие художественные средства использует О.Сулейменов в своей поэме?

(слайд-презентация)

VI . Подведение итогов урока.

- Что нового узнали сегодня?

- Что хотели бы узнать о жизни и общественной деятельности О.Сулейменова?


Знакомство учащихся с творческой судьбой О. О. Сулейменова, как геолога, ставшего поэтом, поэта, ставшего филологом, общественным деятелем и дипломатом.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представления о краткой биографии О. Сулейменова, обеспечить усвоение учащимися о человеке геологе, ставшем поэтом, филологом, общественным деятелем, и дипломатом;

2. Развитие аналитического мышления и речи;

3. Формирование чувства гордости за Родину, воспитание гуманного отношения к людям.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2) Объявление темы и цели урока

3) Эпиграф на доске:

Кружись, айналайн, Земля моя!

Я сегодня тебя понимаю,

Все болезни твои на тебя принимаю,

Я кочую, кружась по дорогам твоим.

2. Озвучивание эпиграфа к уроку.

(поэт, переводчик, журналист, прозаик)

(русский советский поэт, переводчик)

(французский поэт Арлон Делю)

3. Слово учителя.

«Войдет в здание Союза писатель непричесанный, угрюмый, молодой. В деснице, как копье, ручка с пером, за пазухой теплая тетрадь со средствами самовыражения. И встречает его швейцар Хоттабыч – бей и задает ему вопрос не по технике, а по существу:

- Если думаешь: что твоя деревня – мир, а твои кузнечики – орлы, остановлю тебя!

- Да пошел ты, - скажет непричесанный –

Помоги лучше перо где-нибудь прислонить

- Ответь и прислони.

Конспект урока по литературе О.О. Сулейменов. Творческая судьба О. Сулейменова: геолог, ставший поэтом, поэт, ставший филологом, общественным деятелем и дипломатом

Но непричесанный уже на втором этаже. (из воспоминаний)

Вопрос. Какие качества вы бы выделили у этого молодого человека, так стремительно ворвавшегося в литературу?

Этим молодым человеком был Олжас Сулейменов. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего современника Олжаса Сулейменова.

2) По карте, предначертанной судьбой. Разлив

По азимуту кочевых родов,

по карте, предначертанной

бурой каплей донора.

Здесь долг я понял

глянуть на года,

возвысить степь, не унижая горы,

схватить ладонь твою и нагадать

тебе дорогу дальнюю, о город.

Дремлет в будке старшина, чем пешеходы, кажется, довольны.

Я город прохожу. Вдруг - тишина.

И крик - громадная улыбка Волги.

По берегу улыбчивой земли иду травой.

И знаю, что надолго

влюбляюсь в этот город, в эту Волгу.

Все предсказания - чушь, когда разлив.

3) Олжас Омарович Сулейменов - поэт, писатель-литературовед, народный писатель Казахской ССР, общественно-политический деятель Казахстана, дипломат. Родился 18 мая 1936, Алма-Ата, Казахская ССР, в семье прямого потомка Олжабай-батыра. - Омархана Сулейменулы, офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Лев Гумилёв, как он сообщил Олжасу, сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Дата: 06.03.2015

Предмет: русская литература

Тема: О.О. Сулейменов. Творческая судьба О. Сулейменова: геолог, ставший поэтом, поэт, ставший филологом, общественным деятелем и дипломатом.

Цель: Знакомство учащихся с творческой судьбой О.О. Сулейменова, как геолога, ставшего поэтом, поэта, ставшего филологом, общественным деятелем и дипломатом.

Сформировать у учащихся представления о краткой биографии О. Сулейменова, обеспечить усвоение учащимися о человеке геологе, ставшем поэтом, филологом, общественным деятелем, и дипломатом;

Развитие аналитического мышления и речи;

Формирование чувства гордости за Родину, воспитание гуманного отношения к людям.

Тип урока: урок – портрет современника, изучение нового материала

Методы: словесно – иллюстративный, опережающий, поисковый

Формы работы на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: презентация: портрет поэта, фото; видео материал, цитаты, высказывания о поэте, стихотворения, словарь урока.

Объявление темы и цели урока

Эпиграф на доске:

Кружись, айналайн, Земля моя!

Я сегодня тебя понимаю

Все болезни твои на тебя принимаю

Я кочую, кружась по дорогам твоим

Озвучивание эпиграфа к уроку

Владимир Портнов

(поэт, переводчик, журналист, прозаик)

Давид Самойлов

(русский советский поэт, переводчик)

(французский поэт Арлон Делю)

Слово учителя.

«Войдет в здание Союза писатель непричесанный, угрюмый, молодой. В деснице, как копье, ручка с пером, за пазухой теплая тетрадь со средствами самовыражения. И встречает его швейцар Хоттабыч – бей и задает ему вопрос не по технике, а по существу:

- Если думаешь: что твоя деревня – мир, а твои кузнечики – орлы, остановлю тебя!

- Да пошел ты, - скажет непричесанный –

Помоги лучше перо где-нибудь прислонить

- Ответь и прислони.

Но непричесанный уже на втором этаже. (из воспоминаний)

Вопрос. Какие качества вы бы выделили у этого молодого человека, так стремительно ворвавшегося в литературу?

Этим молодым человеком был Олжас Сулейменов. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством нашего современника Олжаса Сулейменова.

По карте, предначертанной судьбой. Разлив

По азимуту кочевых родов,
по карте, предначертанной
историей,
по серым венам
древних городов
я протекаю
бурой каплей донора.
Здесь долг я понял
глянуть на года,
возвысить степь, не унижая горы,
схватить ладонь твою и нагадать
тебе дорогу дальнюю, о город.
Жарища.
Дремлет в будке старшина,
чем пешеходы, кажется, довольны.
Я город прохожу. Вдруг —
тишина.
И крик —
громадная улыбка Волги.
По берегу улыбчивой земли
иду травой.
И знаю, что надолго
влюбляюсь в этот город, в эту Волгу.
Все предсказания — чушь,
когда разлив.

Олжа́с Ома́рович Сулейме́нов - поэт, писатель-литературовед, народный писатель Казахской ССР, общественно-политический деятель Казахстана, дипломат. Родился 18 мая 1936, Алма-Ата, Казахская ССР, в семье прямого потомка Олжабай-батыра. — Омархана Сулейменулы, офицера казахского кавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Лев Гумилёв, как он сообщил Олжасу, сидел с его отцом в норильском лагере, где того расстреляли.

Почему люди тянутся к звёздам!

Почему в наших песнях

Герой — это сокол?

Почему всё прекрасное,

Выступление библиотекаря о Семипалатинском полигоне

Айналайн (чтение наизусть учащимся)

Кочую по чёрно-белому свету.
Мне дом двухэтажный построить
советуют,
а я, как удастся какая оказия,
мотаюсь по Африкам, Франциям, Азиям.
В Нью–Йорке с дастанами выступаю,
в Алеппе арабам глаза открываю,
вернусь,
И в кармане опять —
ни копья;
Копьё заведётся —
опять на коня!
Последний ордынец
к последнему морю!
На карту
проливы, саванны и горы!
А нас хоронили — ногами на запад,
лежат миллиарды — ногами на запад
под жёлтым покровом монгольской степи —
тумены ногаев, булгаров, казахов, —
не зная, что
Азия западней
Запада,
Запад —
восточней Китайского моря,
А нас хоронили — ногами на Запад.
Шумит за спиною последнее
море.
Кружись, айналайн, Земля моя!
Как никто,
я сегодня тебя понимаю,
все болезни твои
на себя принимаю,
я кочую, кружусь по дорогам
твоим.

В 1995 году Сулейменов, по предложению Президента Республики Казахстан, перешел на дипломатическую работу. Он стал чрезвычайным и полномочным послом Казахстана в Италии, в Греции и на Мальте. С 2002 года он — постоянный представитель Казахстана в ЮНЕСКО (Париж).

Чтение стиха наизусть учащимся Маме

О чем этот поселок?
О любви.
О вечной жизни
под просторным небом.
Неспешная закатность, позови
меня в раздумья те,
где еще не был.
Весенний грач?
Или осенний гусь?
Мое крыло полмира отмахало,
и в реку Лимпопо перо макало,
и в пряный ветер
из цейлонских кущ.
О чем эта дорога?
Если прав,
будь с гордым горд:
он не отец порока,
будь с робким робок:
он тебе не раб.
Я так и поступал, клянусь, дорога.
Не всем, кто ждал, помог,
ведь я не бог.
Что в силах одинокого поэта?
на все вопросы не нашел ответа,
но людям я не лгал,
хотя и мог…

Я отправился в дальний путь,
я запомнил такой закон:
если хочешь — счастливым будь,
только прежде стань стариком.

Хорошо под луной старику
и под солнцем ему хорошо—
похохочет в глаза врагу,
и согнет он его в дугу,
и сотрет он его в порошок.

(В каждом доме ждет меня чай,
одеяло и теплый хлеб,
и объятие невзначай,
если муж глуховат и слеп.
Каждый рад мне руку пожать
и спросить о здоровье коня,
мне бы так людей уважать,
как они уважают меня).

Глазки бегают, словно ртуть,
надоело — с таким лицом:
если хочешь — унылым будь,
только прежде стань подлецом.

Уведите меня далеко,
покажите мне белый свет —
нет на этой земле дураков,
да и умных на свете нет.

И качается долгий путь.
(И шатает меня закон:
— Если вспомнил кого-нибудь,
Запечалился вдруг о ком -
бей в свой правый висок
кулаком,
бей в свой белый висок
кулаком,
бей великим ножом в свою грудь!
Упади,
умереть не забудь).

Сегодня мы только затронули частицу творчества Олжаса Сулейменова, я думаю, что о чем мы говорили вас останется в памяти и появится желание ещё более подробно познакомиться с творчеством этого человека

Об его творчестве вы можете узнать из книг нашей библиотеки.

Слово библиотекаря о выставке книг

Для заучивания наизусть: О.О. Сулейменов.

1 стихотворение по выбору учителя.


-75%

Читайте также: