Что изучает окружающий мир в детском саду

Обновлено: 25.06.2024

Изучение окружающего мира полезно для развития личности дошкольника, его воспитания и совершенствования в различных сферах. На занятиях по изучению окружающего мира в наших детских садах дети познают природу и ее законы, совершенствуют свою речь и мышление.

Познание окружающего мира тесно связано со сферой чувств. По мере постоянного наблюдения за тем, что происходит вокруг, ребенок не только учится анализировать и делать соответствующие выводы, но и развивает свой эмоциональный опыт, тренирует воображение и творческие способности.

Когда ребенок знакомится с окружающим миром, у него появляются мотивы для приобретения необходимых знаний, что способствует развитию логического мышления, усовершенствованию речевых возможностей. На занятиях по изучению окружающего мира, которые проводят воспитатели нашего детского сада, малыши учатся решать проблемные задачи, сравнивают и классифицируют те или иные явления.

По мере развития логического мышления у дошкольников параллельно происходит и совершенствование коммуникативных способностей. Малыши учатся совместно обсуждать какие-то вопросы, искать общие решения.

Так как в детском саду кроме занятий по изучению окружающего мира дети имеют возможность изучать много других не менее интересных предметов, происходит активное развитие их эрудиции и общей культуры. В результате ребенок растет всесторонне развитой и гармоничной личностью.

Позитивное влияние изучения окружающего мира распространяется не только на сферу умственного развития, но и морального становления личности. Учась правильно относиться к природе, взаимодействовать с окружающей средой, малыш познает самого себя и осваивает навыки общепринятого поведения.

Задача воспитателей нашего детского сада - воспитать ответственного и самостоятельного ребенка, у которого отсутствуют эгоистические наклонности по отношению к людям и другим объектам окружающего мира. С помощью различных заданий, упражнений как в помещении, так и на природе, у детей формируется инициативное поведение, выражающееся в помощи сверстникам, проявлении внимания и заботы о животных, растениях и т.д.

В процессе изучения окружающего мира у детей формируется экологическая культура. Дети понимают, что природу нужно беречь и относиться к ней соответствующим образом, развивают навыки ухода за животными и растениями.

Так как окружающий мир очень ярок и разнообразен, при знакомстве с ним дети получают богатый эмоциональный опыт и новые впечатления. Воспитатели нашего детского сада всячески способствуют эстетическому обогащению личности ребенка.

- сформировать тесные связи между познанием окружающей среды и социальной сферы;
- освоить необходимые навыки экологической культуры;
- находить взаимозависимые связи между деятельностью людей и природы;
- выработать понимание собственных возможностей;
- осознать важность ведения здорового образа жизни;
- более качественно подготовиться к школе.

Функции предмета изучения окружающего мира

  1. Образовательная. Позволяет формировать у ребенка разносторонние представления об окружающей среде и обществе, помогает ему целостно воспринимать себя в контексте социума.
  2. Развивающая. Обеспечивает правильное психическое и умственное развитие дошкольника, учит понимать основные мысли, прослеживать взаимосвязи и фиксировать результаты.
  3. Воспитательная. Способствует принятию гуманистических норм и правил, формирует нравственные и эстетические основы.
  4. Культурологическая. Расширяет кругозор, дает знания об основных направлениях культуры, способствует развитию эрудиции.
  5. Пропедевтическая. Помогает более эффективно воспринимать информацию из других предметов, касающихся естествознания и т.д.

Важность изучения окружающего мира в детском возрасте

Любовь детей к природе развивается в молодом возрасте, поэтому рекомендуется начинать занятия по изучению окружающего мира для детей как можно раньше.

Дети наблюдают и имитируют отношение и действия окружающих их людей к живым существам. Будь то банка с червями, улитки, бабочки, головастики и т.д., глаза маленьких детей загораются, когда воспитатель детского сада знакомит их с живыми существами. В основном, ребенок узнают о природе через реальные взаимодействия с ней, а не через заполнение тетрадок о природе.

Таким образом, у малышей появляется мотивация задавать вопросы, более подробно изучать и выполнять проекты, предназначенные для обмена своими новыми знаниями.

У большинства современных детей не так много возможностей тесно познакомиться с окружающим миром. Когда воспитатель выражает беспокойство по поводу природы и заботу об окружающей среде, дети также становятся энтузиастами в данном направлении.

В детском саду мы постоянно акцентируем внимание на том, как важно правильно относиться к живым существам при их изучении. Например, воспитатели говорят, что стучать по бутылкам с насекомыми, трясти контейнеры или оставлять живых существ на горячем подоконнике категорически не рекомендуется.

После изучения представителей живой природы важно позволить им вернуться в естественную среду обитания. Можно провести специальную экскурсию к пруду, откуда были взяты головастики, или выпустить на улицу пойманных бабочек.

Иногда для большей наглядности важно проводить ролевые игры, так как детям дошкольного возраста такой способ восприятия информации наиболее понятен и доступен. Например, можно представить игровую комнату в виде большой банки, и дать малышам представить, что кто-то может взять и сильно потрясти эту банку, или же залезет в нее рукой и заберет их - таким же образом, чувствуют себя и беззащитные существа, с которыми обращаются неосторожно.

Организация помещения для экологических исследований

Занятия по изучению окружающего мира могут проводиться как на улице, так и в специально оборудованной комнате. Для этого не нужно какое-то дорогостоящее оборудование, достаточно иметь несколько аквариумов разных размеров, стеклянных банок, установить несколько полок, где будут размещены экспонаты, увеличительные стекла для более детального рассмотрения и т.д. Кроме того, мы предлагаем малышам для ознакомления различную литературу с красочными иллюстрациями, а также альбомы с цветными карандашами, чтобы ребята при желании могли отобразить свои впечатления на бумаге.

Немалая часть занятий по изучению окружающего мира проходит на улице, где дети могут знакомиться с представителями живой природы в их естественной среде. Безусловно, любое взаимодействие с природой проходит под наблюдением взрослых.

Практические занятия по изучению окружающего мира

Различные практические мероприятия по знакомству с природой и охраной окружающей среды, будь то в детском саду или дома, являются отличным способом привлечь внимание детей. Деятельность в области науки об окружающем мире при грамотном подходе является веселой и образовательной. Информация, которую дети могут узнать об окружающем мире и нашем влиянии на него, может значительно усилиться, если продемонстрировать ее с помощью практических проектов.

Удобрение своими руками

Изготовление компоста - не только отличный способ утилизации отходов и обеспечения своего сада богатыми органическими материалами, но также хороший наглядный метод, чтобы научить детей тому, как все разрушается на земле.

Для этого покупается ведро компоста, или удобрение изготавливается самостоятельно. Ведро заполняется сухими листьями, кусочками травы, кожурой овощей, газетами и другими материалами, которые легко ломаются. Со временем дети могут наблюдать, как все это разрушается.

Для сравнения можно взять другое ведро и наполнить его такими материалами, как пластиковая упаковка, резинки, скрепки для бумаг и т.д. Затем воспитатели детского сада просят детей сравнить разложение органических веществ с состоянием неорганических материалов и обсудить, как это может повлиять на экологическое состояние окружающего мира.

Этот долгосрочный проект можно использовать для дошкольников, чтобы помочь им наблюдать, как земля может перерабатывать органические вещества, а также понимать важность того, чтобы люди самостоятельно перерабатывали неорганические материалы.

Биодом

Малыши получают большое удовольствие от создания с помощью воспитателей детского сада своего собственного биодома и многому научатся, наблюдая за ним в течение нескольких месяцев.

Изучение экосистемы

Долгосрочное изучение естественной экосистемы может быть настолько простым или всесторонним, насколько это возможно, и оно может быть разработано специально для любой возрастной группы. Для прогулок с детьми наши воспитатели выбирают безопасное место, например, ближайший пруд, сад, лесной массив или природный заповедник, куда мы приводим малышей примерно раз в неделю в течение нескольких месяцев.

Дошкольники часто ведут специальные журналы или дневники, в которых они записывают свои наблюдения. Воспитатели помогают им правильно определить растения, насекомых, птиц и животных, которые могут обитать в экосистеме. Некоторые забавные проекты могут включать тестирование почвы или воды на кислотность или загрязнение, создание гипсовых слепков следов животных, сбор окаменелостей, создание эскизов и т.д.

Таким образом, отдавая ребенка в наш детский сад , родители могут быть полностью уверены, что воспитатели и педагоги детского сада будут заниматься изучением окружающего мира с их детьми. Ваш ребенок будет при этом в полной безопасности, так как все теоретические и практические занятия проводятся только под наблюдением взрослых.

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях природы и общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяют умственное (как и нравственное) развитие детей. Из своих представлений об окружающем ребенок черпает сведения, полезные для игр и занятий, эти представления накладывают отпечаток на его отношения со сверстниками и взрослыми. Чем правильнее и ярче будут впечатления детей, чем больше они будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

Дошкольный возраст — пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь.

Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие — нет. У него возникают вопросы, сильное желание узнать: что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано? Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними.

В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления. Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений — чувственный опыт, т. е. опыт, приобретаемый через органы чувств.

Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием (рассматриванием, слушанием, накоплением представлений, Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают. Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.

Познавательный процесс — ознакомление с действительностью и обогащение словаря детей — должен захватывать и эмоциональную область их психики, сопровождаться чувством заинтересованности, ярким положительным отношением к людям, к труду, к родному краю, эстетическим отношением к окружающему.

Вся работа по ознакомлению детей с окружающим должна быть в то же время воспитанием у них таких чувств, как любовь к близким, уважение к людям, любовь к родному краю, к родной природе; познание окружающего должно доставлять детям радость. В любой деятельности ребенка дома и в детском саду: в играх и в разговорах, в рассматривании картинок и в удовлетворении материальных потребностей (еда, подготовка ко сну, выполнение действий, связанных с личной гигиеной, умывание) — имеется в какой-то мере познавательный момент. За едой, например, ребенок узнает вкус кушаний, из чего они приготовлены, их названия; во время умывания малыш узнает свойство мыла превращаться в белую мягкую пену; дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка.

Основная задача работы по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отражающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает : смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений.

Работа по ознакомлению с окружающим (ОСО) включают в себя:

• ознакомление с явлениями социальной жизни;

• ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

• ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Во время НОД детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде — дети учатся видеть и понимать реальные причины зависимости.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Например: дети играют в песок и видят, что из сухого песка они не могут слепить пирожок, а из влажного это им удается; если они захотят сделать пруд в песочном ящике, то у них ничего не получится — вода быстро проходит через песок, не задерживаясь в нем. Так они узнают свойство песка.

Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

При этом следует отметить, что результативность будет зависеть не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма педагога, его развития инициативы и творчества, от его стремления овладеть достижениями педагогических наук, освоить идеи инновационного опыта.

Консультация для педагогов Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника главный источник получения представлений о.

В дошкольном возрасте малыши стремительно развиваются и познают окружающий мир. Узнавать новое – это естественная потребность малыша. Что должен знать дошкольник об окружающем его мире? В этой статье мы расскажем о способах познания мира, что именно должен знать ребенок и в каком возрасте и какие именно игры помогают сформировать знания о мире.

Как ребенок познает мир

Очень важно дать малышу возможность не только удовлетворять любопытство, но и практиковать знания, накапливать опыт. Дошкольный период – это время, когда у детей возникает первое представление об окружающем мире, взаимосвязях и закономерностях.

Методы формирования знаний:

  1. Словесные – беседы, книги, аудио, видео.
  2. Наглядные – наблюдение, рассматривание предметов, картиной, мультфильмов.
  3. Практические – игры, занятия, опыты, эксперименты.

Важно привить любовь к природе, научить бережно относиться к результатам труда человека.

Чтобы помочь маленькому человеку узнать в рамках его возможностей как можно больше об окружающем море, необходимо сочетать все три метода формирования знаний.

Наблюдение за природой – важнейшее средство воспитания.

Познание у дошкольников формируется эмоционально-практическим путем. Малыши моментально обращают внимание на все яркое, необычное и незнакомое.

Какими знаниями о мире должен владеть дошкольник

Какими знаниями о мире должен владеть дошкольник

Окружающий мир условно можно разделить на:

  • природный – растительных, животный, погодных явлений, времен года;
  • социальный – человек, взаимоотношения, эмоции, переживания;
  • предметный – материалы, их свойства, предметные изменения, преобразования.

Дошколята в основном интересуются только окружающими их предметами, которые они могут изучить в домашней обстановке, на прогулке, в детском саду. Уже с 3-5 лет у малышей возникает интерес к рукотворному миру и творчеству, хотя рисовать они начинают в более раннем возрасте.

Темы по изучению окружающего мира в соответствии с возрастом

· явления природы (солнце, дождь, снег, ветер)

· части суток (вечер, ночь, утро, день);

· название фруктов и овощей, некоторых растений;

· названия домашних и некоторых диких животных;

· эмоции (радость, грусть, скука и пр.);

· времена года, признаки;

· названия животных, птиц, насекомых, рыб;

· предметы посуды, мебели.

После 5 лет малыш уже должен знать порядок дней недели и месяцев. Различать по виду и слуху музыкальные инструменты, строительный и садовый инвентарь, электроприборы. Знать виды профессий, страны и города, где какие животные обитают, иметь представление о строении солнечной системы и космоса.

Игры для формирования знаний об окружающем мире

Игры для формирования знаний об окружающем мире



При ознакомлении дошкольников с окружающим миром особое место отводится методу наблюдения.
Наблюдение играет большую роль во всестороннем развитии ребёнка:
1. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
2. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, которые, тем самым совершенствуют эстетические чувства.
3. Наблюдения предметов и явлений природы невозможно без движений, а значит, использование этого метода при ознакомлении с природой способствует физическому развитию детей.
4. В процессе наблюдений накапливаются образные представления, которые дают достоверный материал для формирования понятий. Словом, наблюдения постоянно обогащают сознания ребёнка новыми знаниями.

– развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его так, чтобы затем отчётливо, во всех деталях и подробностях представить данный образ. Это умение видеть не приходит само собой.
Какими же приёмами я пользуюсь для достижения этой цели в младшем и среднем возрасте?
На четвёртом году жизни возникает наглядно – образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребёнку получить их самостоятельно. Как это сделать?
Продумывая наблюдение, важно точно определить, какие задачи оно решает, установить последовательность и приёмы руководства деятельностью детей. Наиболее эффективными приёмами во второй младшей группе являются:
• организация обследовательских действий с объектом наблюдения, если это не угрожает здоровью ребёнка;
• использование поисковых действий;
• имитация ребёнком движений, звуков предметов, явлений природы;
• приём сравнения.

Коротко остановлюсь на каждом из них.
Приём обследования направлен на выявление сенсорных признаков данного объекта.
Например, во время игр с песком, дети узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть (из влажного песка можно что-то слепить, а из сухого нет, он рассыпается).
Во время наблюдений за деревьями обследуем с детьми кору, и они узнают о том, что она бывает разная: шершавая или гладкая, тёплая или холодная, твёрдая, имеет запах.

Читайте также: