План урока географическая карта

Обновлено: 02.07.2024

Географическая карта – это обобщенное уменьшенное изображение Земли или большого участка её поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Глобус – самая точная модель Земли.

Атлас – собрание географических карт разной тематики для единой территории: мира, страны, района.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В повседневной жизни географическая карта имеет большое значение. По карте можно определить особенности любой местности. На ней ясно показаны взаимные расположения и свойства объектов и явлений земной поверхности. Тема сегодняшнего урока: Географическая карта — особый источник информации.

На уроке мы узнали, что географическая карта имеет большое значение. Географической картой называют уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, все объекты которой изображены условными знаками. По карте можно определить особенности любой местности. Географическая карта оказывает помощь в исследовании и освоении определенной территории. С помощью карт ведут поиск полезных ископаемых, учет пригодных для земледелия земель, проектируют строительство гидроэлектростанций, заводов, фабрик, дорог. Существует большое многообразие географических карт. Карты классифицируются по различным признакам: по масштабу: крупномасштабные (1: 10 000 — 1: 100 000); среднемасштабные (1 : 200 000 — 1 : 1 000 000); мелкомасштабные карт (мельче 1 : 1 000 000).

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: множественный выбор;

Текст вопроса: Какие бывают виды карт?

Правильный вариант ответа:

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте

Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.

На плане ____________ цветом изображают _________, а на физической карте наиболее низкие места – __________. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде чётко очерченных контуров _________ цвета, горы, в зависимости от высоты – разными оттенкам _____________ цвета.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

На плане зелёным цветом изображают леса, а на физической карте наиболее низкие места – низменности. Океаны, моря и их части на картах показаны в виде чётко очерченных контуров синего цвета, горы, в зависимости от высоты – разными оттенкам коричневого цвета.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казённое учреждение

Молодотудская общеобразовательная школа

Конспект урока по географии

учитель географии и

С. Молодой Туд,2016.

Тема урока : Географическая карта.

Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием географических карт; широких возможностях их использования; выявить отличия географической карты от плана местности, рассказать о роли известных учёных-картографов в развитии картографии.

Развивающая:

Развитие способности применять полученные знания на практике.

Воспитательная:

Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.

Тип урока : комбинированный урок.

Планируемые результаты :

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: читать карты различных видов на основе анализа легенды; сопоставлять карты разного содержания; отличать географическую карту от плана; познакомиться с профессиями людей, использующими карты в своей деятельности.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся :

Средства обучения: настенные карты, атлас для 5 класса, учебник, рабочие тетради, контурные карты, глобус.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- отличие карты от плана местности;

- различие карт по основным группам

Организационный момент.

Опрос домашнего задания :

- Что называют относительной высотой?

- Что называют абсолютной высотой?

- Как называют линии на карте (плане) соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой?

-Как можно определить стороны горизонта по Полярной звезде?

- Что такое полярная съёмка? Маршрутная съёмка?

- Для чего нужны условные знаки и масштаб?

3. Постановка темы и цели урока .

Чтобы определить главные особенности Земли в целом, попробуем на неё посмотреть со стороны. В этом нам поможет глобус.

Глобус – уменьшенная объёмная модель Земли.

Как вы думаете, удобно работать с глобусом?

Гораздо чаще пользуются географическими картами, плоскими изображениями Земли.

Географическая карта – это обобщённое уменьшенное изображение Земли или большого участка её поверхности на плоскости с помощью условных знаков. (стр.40 учебника).

б) Из истории географических карт.

Автором первой карты считается Анаксимандр – Древнегреческий ученый, который жил в

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/01/Anaximander_world_map-ru.svg/220px-Anaximander_world_map-ru.svg.jpg

шестом веке до н.э.

Следующим древнегреческим учёным, который составил свою карту, был Эратосфен(третий век до нашей эры) (смотреть стр. 10 атласа для 5 класса)

Древние карты мира

Птолемей – во втором веке нашей эры изобразил Землю на своей карте (смотреть карту атласа для 6 класса на стр.3).

Древние карты мира

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/22/457/22457691_1207865638_1.jpg

Со временем стали появляться новые карты. С ними мы будем знакомиться в дальнейшем.

в) Свойства географических карт: ( с помощью учителя и используя текст на стр.40-41 учащиеся заполняют таблицу).

Таблица: Сравнительная характеристика географических карт и плана местности.

Образовательная: Познакомить учащихся с разнообразием географических карт; широких возможностях их использования; выявить отличия географической карты от плана местности.

Развивающая: Развитие способности применять полученные знания на практике.

Воспитательная: Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.

Тип урока : изучение нового материала.

Планируемые результаты :

Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о едином географическом пространстве.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Предметные: читать карты различных видов на основе анализа легенды; сопоставлять карты разного содержания; отличать географическую карту от плана; познакомиться с профессиями людей, использующими карты в своей деятельности.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 6-ого класса, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала .

Опорные понятия: физическая география, материки, океаны, части света, карта, атлас, план местности .

Географическая номенклатура: материки : Африка , Австралия , Антарктида , Северная Америка , Южная Америка , Евразия ; океаны : Тихий , Атлантический , Индийский , Северный Ледовитый ; части света: Азия , Европа , Африка , Америка , Австралия , Антарктида .

I. Организационный момент

Знакомство учителя с учащимися класса ( в случае, если учитель начинает работать с классом впервые ) . Краткая беседа о путешествиях , совершенных учащимися летом , и их ценность для развития географических знаний .

II . Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Африка , Евразия , Северная Америка , Южная Америка , Австралия , Антарктида

Гималаи , Нил , кенгуру , Амазонка , пингвин , Ниагарский водопад

Назовите наиболее важные географические открытия. Кто их осуществил?

Какое значение имеют географические карты в жизни людей?

• Африка - самый большой материк .

• Антарктида - самый холодный материк .

• Америка - часть мира .

• Африка - теплый материк .

• Южная Америка - самый маленький материк .

Определение целей и задач урока ( учащиеся выполняют эту работу самостоятельно под руководством учителя) .

Работа в динамических группах

• Выясните , есть ли в атласе для 7 класса средне-и крупномасштабные карты ?

• Определите, есть ли в атласе для 7 класса общегеографические карты? Назовите примеры тематических карт школьного атласа .

Работа в группах с использованием различных источников географических знаний ( атласы , учебники , справочники , энциклопедии , журналы и др.). .

• Пользуясь соответствующей картой атласа , назовите основные климатические показатели .

• Чем отличается информация в школьном учебнике и энциклопедии ?

• Какую географическую информацию можно взять из газет и журналов ?

• Содержится географическая информация в телевизионных передачах ? Приведите примеры .

Ш . Мотивация учебной и познавательной деятельности

История зарождения карты уходит в далекое прошлое, когда люди еще не имели письменности. Возраст некоторых найденных на скалах, на дереве или мамонтовой кости карт достигает 10-15 тыс. лет. Это свидетельствует о большую роль карт в жизни древних людей. Изменилась ли роль карты в жизни человека в наши дни? (Учащиеся приводят примеры, где используются карты в наши дни).

Научные истоки картографии берут начало в античной Греции. На первых картах древние греки изображали Землю в виде плоского круга, окруженного водой. Первым, кто построил сетка параллелей и меридианов и на их основе составил карту Земли был Эратосфен. Но отцом картографии считают Птоломея, что жил в г. Александрия во II ст.. На его карте были обозначены все известные на то время земли и для 100 объектов были определены координаты. По этой картой плавал Колумб.

Недостатком всех этих карт было не только то, что не были обозначены все существующие на Земле географические объекты, были искажены площади материков и стран, но и не возможно было точно определить расстояния, направления, углы. Первым, кто создал математически точную модель Земли на плоскости был Герард Меркатор, которого и сегодня называют королем картографии. Именно он основал в основу карт класть разные виды проекций, о которых сегодня на уроке и пойдет речь.

IV . Изучение нового материала

Существуют и другие источники географических знаний: аэрофотоснимки, космические снимки, филь­мы, коллекции полезных ископаемых, образцы почв, гербарии, географическая литература, художественная литература, средства массовой информации.

Географические карты различаются:

по охвату территории;

По охвату территории выделяют:

карты мира и полушарий;

карты материков и их частей;

карты стран и их частей.

По содержанию:

По масштабу:

крупномасштабные (масштаб 1:200 ООО и более);

среднемасштабные (масштаб 1:200 ООО —1:1 ООО ООО);

мелкомасштабные (масштаб 1:1 ООО ООО и менее).

Кроме карт есть другие источники географических знаний.

Масштаб карты тесно связан с охватом территории: большие участ­ки территории (океаны, материки и т. п.) обычно изображаются в мелком масштабе, меньшие — в среднем или крупном.

Поэтому группы карт имеют в зависимости от своей генерализа­ции определенную особенность — неодинаковую степень подробно­сти изображения земного шара.

В последнее время произошли кардинальные изменения, кото­рые позволили дополнить полиграфические или рисованные карты их компьютерными версиями. Появился даже особый термин — геоинформационные системы (ГИС), которым обозначают особые электронные географические карты — многослойные изображения, часто трехмерные, с текстовым и звуковым сопровождением. Элект­ронные карты и атласы, которые содержат значительный объем раз­нообразной информации и позволяют воочию сопоставлять ее, что карты будущего, которые уже теперь помогают перестраивать географическую науку.

Картографическая проекция — это определенный способ перенесения меридианов и параллелей градусной сетки на плоскость и точным воссозданием географического положения любой точки зем­ной поверхности.

По виду вспомогательной геометрической поверхности

Картографические проекции в зависимости от вида использования вспомогательной геометрической поверхности называются азимутальними, цилиндрическими, коническими и поліконічними.

Цилиндрические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность цилиндра, касательную к эллипсоида Земли (геоида). Линия соприкосновения - это линия нулевых искажений.

Конические проекции как вспомогательную геометрическую поверхность используют боковую поверхность конуса. Здесь тоже существует линия нулевых искажений. В поліконічних проекциях градусная сетка глобуса переносится на боковые поверхности нескольких конусов, которые потом с определенными математическими правилами разворачиваются в плоскость.

Азимутальная проекция как вспомогательную геометрическую поверхность использует плоскость, касательную к эллипсоида (геоида). Точка соприкосновения - это точка нулевых искажений.
Как вы считаете, где на таких картах будут наименьшие искажения? (В точке касания искажения отсутствуют).
Как видим, в которой проекции не была бы сделана карта, избежать искажений не возможно.

Поскольку наша планета является геоидом, ее поверхность не- возможно воспроизвести на плоскости географической карты та­ким образом, чтобы масштабы длин оставались постоянными на нссх участках карты и во всех направлениях. Поэтому возникают искажения, по характеру которых картографические проекции раз­деляют на равноугольные, равновеликие и произвольные. Рассмот­рим их.

Равноугольные проекции — это те, которые без искажения отображают величину углов. Такие проекции точно передают углы и формы земных объектов, но искажают плоскость и длину.

Равновеликие проекции — это те, которые сохраняют плоскость пропорциональной натуре, но нарушают подобие фигур.

Не существует проекции, которая бы одновременно была равно- усольной и равновеликой: соблюдение формы фигуры искажает плоскость, а соблюдение плоскости — форму. Поэтому существуют проекции, которые не являются ни равноугольными, ни равнове­ликими. Их называют произвольными и выделяют среди них еще.

Проектирование земной поверхности на плоскость имеет множество трудностей. Поэтому поверхность Земли или ее частей решили проектировать на какую-нибудь вспомогательную геометрическую поверхность.

Условные знаки — система символических графических обозначений(знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик.

Рассмотрите рисунок 3. На нём показаны некоторые способы картографическо­го изображения. Внемасштабными значками можно показать местоположение важ­ных объектов, которые в масштабе выразить нельзя. Это могут быть значки место­рождений полезных иско­паемых, морских или речных портов, природных и культурных памятников и др. Линейными знаками показывают реки, дороги, границы государств.

С помощью площадных знаков показывают дей­ствительные размеры объ­ектов, которые выражаются в масштабе карты, напри­мер, озёра, лесные массивы.

Особые и очень важные знаки — изолинии, или ли­нии равных значений. С их помощью дают количест­венную характеристику яв­лений. Знакомые вам изо­линии — горизонтали. Час­то вы будете сталкиваться с изотермами — линиями одинакового значения тем­ператур воздуха и изобара­ми — линиями равных зна­чений атмосферного дав­ления.

Способом качественного (цветового) фона выделяют территории, однородные по какому-то признаку. В на­шем учебнике это показанные цветом типы литосферных плит, строение земной ко­ры, а в атласе, например, типы почв на почвенной карте.

Ареалами обозначают области распространения какого-нибудь явления (нап­ример, области распространения руд, обитания животных и растений), а знаками вижения (чаще всего в виде стре­лок) — перемещения в пространстве (например, ветров, течений и др.).

С картами, выполненными то­чечным способом, а также способами картодиаграммы и картограммы, вы познакомитесь в старших классах.

При изучении географии в 7 классе самые необходимые карты — физические (общегеографические) карты мира, материков, океанов и их частей, а также разно­образные тематические карты.

V. Закрепление изученного материала

А сейчас проверим, как вы поняли прочитанное.

1. Какую проекцию лучше применить при составлении навигационной карты?

2. Какую проекцию лучше использовать при построении карты Африки? Украины?

3. Какую проекцию лучше использовать при построении политической карты мира?4. Какую проекцию лучше применить при составлении карты Северного Ледовитого океана?

VI . итог урока

Подведение итогов работы учащихся по группам , а также общий итог урока .

— Благодаря кропотливой работе многих поколений география накопила огромный арсенал знаний, представленных в различных источниках. Современные географические исследования базируются на новейших методах с использованием космических и компьютерных технологий, а также знаниях и достижениях других наук.

— На картах существуют искажении углов, площадей, форм, расстояний.

— По характеру искажений проекции бывают.

— Проектирование земной поверхности на плоскость осуществляется с помощью вспомогательной геометрической поверхности. По способу построения проекции бывают.

Мне больше всего удалось .

Я могу себя похвалить за…

Я могу похвалить одноклассников за.

Для меня было открытием то, что .

На мой взгляд, не удалось…, потому что…

На будущее я учту…

VII . домашнее задание

• Разработать соответствующий параграф учебника .


-75%

Читайте также: