Становление методологии истории как научной дисциплины кратко

Обновлено: 02.07.2024

Объект и предмет, цели и задачи

История относится к гуманитарным и общественным наукам. Точно определить ее объект и предмет - сложно, так как круг ее интересов очень широк.

Чаще всего, объектом изучения истории называют общность составляющих человечество обществ, но также можно встретить иные вариант определения объекта истории, более узкие - ход становления и развития общества, отдельные события прошлого.

Предмет исторической науки, в широком смысле - совокупность проявлений человеческой жизни, всех действий людей (отдельных лиц, групп, сообществ и т.д.) от зарождения общества до настоящего времени, в более узком - закономерности развития общества.
Основная цель истории - поиск системного и объективного знания об историческом процессе.

Задачами же исторической науки являются:
1. Поиск и раскрытие смысла исторического процесса.
2. Изучение исторических событий.
3. Поиск закономерности между происходившими событиями.
4. Недопущение повторения ошибок прошлого.
5. Понимание причин современного состояния общества.

Функции

Среди функций исторической науки принято выделять четыре основные:
1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) - изучение различных событий и их причин, предпосылок и последствий. Познание личности, человечества, этноса, государства и т.д.
2. Мировоззренческая - понимание исторической перспективы и формирование взвешенного научного взгляда на мир и происходящие в нем события.
3. Воспитательная - формирование исторического сознания, моральных и личностных качеств на основе опыта прошлого.
4. Политическая (практически-политическая) - выявление тенденций развития общества и создание с их помощью взвешенного политического курса.

Методология и принципы научного познания

История использует как собственные методы, так и методы других наук (геологии, лингвистики, математики и т.д.). Данное деление достаточно условно, так как некоторые исторические методы применяются и в иных дисциплинах. К числу специальных исторических методов относятся:
1. Идеографический (конкретно-исторический) - описание событий и фактов.
2. Хронологический - представление материала в хронологической последовательности.
3. Сравнительно-исторический - изучение события или явления в связке с другими ему подобными, имевшими место в иное время и/или в ином месте.
4. Историко-генетический - анализ возникновения исследуемого явления.
5. Ретроспективный - изучение причин и предпосылок события через последовательную возвратную реконструкцию.
6. Историко-типологический - классификация объектов по определенному признаку или ряду признаков с целью облегчения анализа данных объектов. Часто применяется в археологии, нумизматике и ряде иных дисциплин.
7. Нарративный (описательно-повествовательный) - описание исторических событий.

Помимо этого, историческая наука опирается на определенные принципы научного познания:
1.Принцип историзма - необходимо рассматривать все события, явления и факты в связке с соответствующей исторической обстановкой, учитывая их взаимосвязь.
2.Принцип объективности - каждое явление необходимо рассматривать со всех сторон, основываясь на фактах и принимая во внимание как отрицательные, так и положительные его аспекты.
3.Принцип социального подхода - требуется учитывать роль и интересы всех слоев социума.
4.Принцип альтернативности - необходимо анализировать вероятность событий с учетом объективных реалий и допускать различные варианты хода событий.
5. Принцип детерменизма - все явления и события не случайны и имеют причинно-следственную связь.

Вспомогательные исторические дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) — научные дисциплины, исследующие конкретные аспекты содержания исторических источников. Они обладают собственными областями исследования и своими, иногда - уникальными, методами. Вот ряд примеров подобных дисциплин и их объектов изучения:
1. Археография - теория и практика издания письменных источников.
2. Архивоведение - различные стороны архивного дела.
3. Бонистика - уже не используемые денежные знаки и кредитные документы.
4. Генеалогия - родственные связи, происхождение.
5. Геральдика - гербы и использование.
6. Дипломатика - дипломатические и юридические документы.
7. Историческая метрология - меры длины, веса, объема и т.д.
8. Источниковедение - исторические источники.
9. Кодикология - рукописные книги.
10. Нумизматика - монеты, чеканка.
11. Ономастика - имена собственные.
12. Палеография - письмо, памятники письменности.
13. Сфрагистика - печати и оттиски.
14. Хронология - установление датировки событий и документов.
15. Эпиграфика - древние надписи на металле, камне и других нетипичных объектах.

История применительно к обществу обозначает:

· Реальный процесс развития общества в целом, а также отдельных стран, народов или сторон общественной жизни.

· Наука, изучающая этот процесс во всей его конкретности и многообразии

Современное понимание истории

История - это наука изучающая в пространственно – временных измерениях процесс возникновения, становления и развития человеческого общества, отдельных цивилизации, стран и народов во всей их конкретности и многообразии.

В зависимости от объекта исследования, его широты история подразделяется на всеобщую или всемирную историю, историю отдельных стран и народов(история США, Канады) отдельных континентов ( история Азии, Африки) отдельных цивилизаций. В зависимости от хронологических рамок, в которых изучается тот или иной объект, всеобщую историю делят на историю первобытного общества, древняя историяя ( до 5 в. н.э), история средних веков ( 6 – 15 в) новая история ( 16 -17в) и новейшая история ( с 19 столетия до наших дней).

Отечественная история –научная дисциплина, изучающая процесс возникновения, формирования и развития российского общества и государства с древнейших времен и до наших дней. Согласно еще одному определению – научная дисциплина, изучающая процесс развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.

Изучить и понять своеобразие, особенности исторического развития Российского государства – основная цель курса истории Отечества

Отечественная История, как наука и учебная дисциплина выполняет в обществе ряд социально значимых функций:

ü Прогностическая функция – главное предназначение заключается не только в удовлетворение личных познавательных интересов, но и в усвоение исторического опыта и прогнозирование будущего.

ü Интеллектуально- развивающая функция – способствует расширению политического кругозора человека, формированию его общей и политической культуры

ü Мировоззренческая функция – формировать научное мировоззрение- взгляды на мир, общество, законы его развития.

ü Воспитательная – воспитание патриотизма, гражданственности, осознание своей причастности к прошлому, настоящему, будущему страны

Вопрос №3 Методология исторической науки

В современной исторической науки активно обсуждается вопрос, а том с каких методологических позиций необходимо изучать далекое и недавнее прошлое. Слово методология греческого происхождения и в переводе означает учение о структуре познания, учения о методах познаний. До недавнего времени история изучалась с помощью формационного подхода к познанию прошлого. В соответствии с формационным подходом история цивилизации отдельных стран и народов рассматривалась в рамках смены 5 общественно экономических формаций. Учения о смене формаций принадлежала классикам марксизма, которые полагали, что история человечества развивается прямолинейно и должна пройти через следующие формации:

1. Первобытно общинную

Недостатки формационого подхода:

1. За пределами формационного анализ остается такое историческое явление, как многоукладность, которое меняет наше представление о закономерностях развития базиса и о многовариантности его развития

2. Практически игнорируются роль социальных слоев, которые выходят за пределы антагонистических классов

3. Суживается область истории духовной культуры, так как формационный подход ограничивается идеями, ценностями, представлениями отдельных класс

4. Формационная теория не может объяснить все известные исторические науке факты

5. Марксистские учение о смене общественно – экономических формаций расходится с практикой, что стало очевидно в связи с крахом социализма.

На смену формационного подхода к истории пришла методология цивилизационного подхода с точки зрения сторонников цивилизационного подхода, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно исторические традиции, этические нормы, религиозные системы.

Достоинство цивилизационного подхода:

1. Выяснить общее и особенное в истории различных гос- в и народов

2. Отказаться от одностороннего экономического детерминизма

3. Показать взаимоотношения экономических, социальных, духовных факторов в истории человечества

4. Учесть как объективны, так и субъективные факторы в развитии отечественной и всемирной истории

5. Представить не только массы, но и роль личности в истории.

2. Слабость этого подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. В одних цивилизациях довлеет экономическое начала, в других 0 политическое, в третьих – религиозное, а в четвертых культурное.

3. Большие трудности возникают у исследователей при рассмотрение вопросов ментальности народов. Духовно нравственные, интеллектуальные структуры человечества, несомненно, играют важнейшую роль, но их индикаторы расплывчаты, мало уловимы

4. Ощущается недостаточная разработка понятийного аппарата этой методологии. Выше было сказано, что на сегодняшний день нет единого критерия определения такой базовой категории, как цивилизация.

В изучение прошлого история как наука и учебная дисциплина опирается на определенные методы. Методы– способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоритического освоения действительности.

Исторические методы показывают с помощью каких средств приемов происходит постижение истории, изучаются её закономерности, анализируются исторические факты явления и события.

Собственно исторические методы:

Собственно историческими методами исследования яв-ся:

1. Хронологический метод предусматривающий изложение исо=торического материала в строго временной последовательности

2. Хронологически – проблемный метод. Позволяющий исследовать исторические факты и явления по периодам т эпохам а внутриих – по проблемам

3. Синхронный метод предполагающий изучение событий, происходивших одновременно в разных странах

Исторические методы базируются на основополагающих принципах. Принципы – это главные, основополагающие положения науки. Они являются логическими категориями, которые не существуют в природе, а существуют только в сознание людей. И тем не менее эти принципы должны учитываться при изучение исторических фактов, явлений, событий, при изучение деятельности той или иной исторической личности.

Такими методологическими принципами при изучение истории яв-ся следующие :

1. Принцип историзма, который требует рассматривать все исторические явления, в их взаимосвязи и взаимообусловленности

2. Принцип объективности, который требует рассматривать исторические факты такими, какие они есть отнюдь не приукрашивая их, но и не принижая их значение.

3. Принцип социального подхода, данный принцип требует рассматривать все исторические процессы с учетом интересов различных социальных слоев и групп населения. Этот принцип должен непременно зафиксировать как и в каких формах проявляются эти интересы в обществе.

4. Принцип альтернативности, который определяет степень вероятности осуществления, того или иного исторического событие на основе анализа объективной реальности

Понятие исторического источника.

Под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Таким образом, исторические источники – это предметы материальной культуры и документы, непосредственно отразившие исторический процесс, зафиксировавшие отдельные исторические факты и свершившиеся события

В настоящее время выделяют несколько основных групп исторических источников:

Не останавливаясь на перечислении других сочинений подобного рода, вышедших в то время, я только замечу, что уже в XVII в. методология истории получила дальнейшее развитие в специальных трудах Мабильона, Конринга и некоторых других исследователей. Две попытки того времени изложить и общую методологию истории заслуживают внимания, а именно трактаты Ленглэ и Мабли; в них обнаружилось дальнейшее развитие наукообразного понимания методологии истории, главным образом, методов исторического изучения. Ленглэ преимущественно обратил внимание на методологию источниковедения, Мабли — на методологию исторического построения.

Действительно, под влиянием вышеуказанных новых требований исторической науки Мабли приближается и к более научному пониманию приемов исторического метода. Вообще, признавая, что историк должен стремиться к правдивости рассказа, автор трактата проводит различие между оратором или поэтом, которые задаются целью увлечь читателя, и историком, который является как бы свидетелем, обязанным давать правдивые показания. Вместе с тем автор требует от историка знания естественного права и политики, благодаря которым он может правильно оценивать начала и формы правления, государственную деятельность правительств и т. п. Уже заметно интересуясь историей культуры и права, Мабли с такой точки зрения рекомендует историку соблюдать единство построения и советует ему изучать права, законы и управление данной нации, привязывая к ним подробности, которыми факты связаны между собой.

Мабли не удерживается, однако, на такой точке зрения: он уже предчувствует новые приемы исторического построения. Для того чтобы судить о человеке, оказавшем воздействие на народную массу, надо, по его мнению, не упуская из виду характера нации, к которой он принадлежит, определить страсть (passion), образующую основу его характера, господствующую его добродетель или главенствующий его порок (ср. facult? ma?tresse Тэна) и тогда построить его характер, а затем объяснить из него и особенности его воздействия на общество. Мабли уже останавливается и на приемах построения исторического целого: историк, по его мнению, должен соблюдать единство в своем построении и выбирать важнейшие дела, оказавшие решительное влияние на историю, как бы центрами, в отношении к которым он и будет располагать остальные факты, но и не пренебрегать характерными подробностями.

С такой точки зрения к ближайшим преемникам Мабли можно причислить известного Дону; с 1819 г. он начал читать свои лекции по методологии истории в Coll?ge de France и, за исключением курса об исторической критике, все остальные посвятил, главным образом, изложению того отдела, который я называю методологией исторического построения, присоединив к нему соображения о приемах исторического повествования.[14]

Важнейшие моменты в развитии философской мысли XVIII–XIX ст. не замедлили, впрочем, отразиться и на методологии истории. С такой точки зрения, в пределах последних полутораста лет можно различать два периода, а именно: время влияния идей, связанных со старейшими философскими системами — преимущественно с немецким идеализмом, и время влияния новейших течений в области собственно теории познания на методологию истории.

В течение старшего из указанных периодов и, главным образом, под некоторым влиянием Лейбница, Канта и Гегеля возникли и старейшие из попыток построить методологию истории; в качестве важнейших иллюстраций можно указать на труды Хладения, Ваксмута, Гервинуса и Дройзена.

Не имея возможности здесь останавливаться на характеристике всех последующих попыток изложить методологию истории, хотя бы некоторые из них и представляли интерес, я только замечу, что после появления трактата Хладения важнейшие проблемы, столь широко поставленные им, долгое время оставались без дальнейшей разработки; лишь Ваксмут попытался подвергнуть их новому рассмотрению.

После появления труда Ваксмута методология истории в ее целом долгое время оставалась без дальнейшей обработки. Учение об идеях, которое Гегель развил в своей метафизике и применил в своей философии истории, оказало влияние и на понимание исторического процесса, и на построение методологии истории. Гумбольдт уже рассуждал в таком духе о задачах историка; книжки Гервинуса и Дройзена также написаны под обаянием того же учения.

Наконец, то же направление еще заметно и в конспекте лекций, которые Дройзен стал читать с 1857 г. в Берлинском университете по методологии истории.

Таким образом, с середины XVIII в. философия начала оказывать влияние на развитие методологии истории: оно заметно отразилось уже в важнейших общих трудах, посвященных ее изложению и вышедших до 1870-х годов. В то время, однако, сама философия стала обращать особенное внимание на теорию познания; последняя вступила в более тесную связь и с логикой (Шуппе и др.), и с методологией наук; а в число научных методов, разумеется, пришлось включить и исторический метод. Благодаря вышеуказанным условиям в курсах логики, появившихся в конце 1870-х — начале 1880-х годов, можно уже найти особые отделы, имеющие близкое отношение к методологии истории. Главнейшие из таких курсов принадлежат Вундту и Сигварту.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Краткий очерк

Краткий очерк Вторая мировая война (1939–1945) охватила Европу, Азию, Африку, Океанию — гигантские пространства в 22 млн квадратных километров.В ее орбиту оказались втянутыми 1 млрд 700 млн человек, или более трех четвертей населения Земли. Война шла на территории сорока

Глава I. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗОРОАСТРИЗМА

Глава I. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗОРОАСТРИЗМА Зороастрийская религия получила свое название от имени ее основателя пророка Заратуштры (Зороастра – в древнегреческом и современном произношении). В настоящее время ученые считают, что целый ряд вопросов, связанных с

Глава IV. Краткий исторический очерк

§ 1. Понятие о методологии истории и ее значение

§ 1. Понятие о методологии истории и ее значение Теория познания лежит в основе методологии науки: без теории познания нет возможности обосновать систему принципов научного мышления и его методов. В самом деле, теория познания устанавливает то значение, какое наше

§ 2. Методы исторического изучения в современной литературе

§ 2. Методы исторического изучения в современной литературе В общем очерке развития методологии истории я уже указал на главнейшие периоды, которые можно различать в нем, и на важнейшие из сочинений, авторы которых частью затрагивали теорию исторического познания,

§ 2. Методология источниковедения в современной литературе

Краткий очерк раскола в РСДРП

Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

Содержание

Определение исторической науки

Историческая наука — это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для ее проведения.

Предмет и объект исторической науки

Объект исторической науки — это совокупность обществ, составляющих человечество [1] .
Предмет исторической науки — это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами [2] .

Главная цель исторической науки и исторического познания

Главная цель исторического познания — получение исторической истины — объективного, системного, верифицируемого конкретного знания исторического процесса развития конкретного общества [3] .

Социальные функции исторической науки

Историческая наука выполняет следующие социальные функции:
— функция социальной памяти. Социальная память - это накопление и сохранение в памяти человечества опыта всех прошлых поколений. Такая память обладает свойствами:
- коллективная
- избирательная и фрагментарная
- организованная и удостоверенная
- социально ориентированная
- примирительная
- справедливая
— научно-познавательная функция;
— воспитательная функция;
— идейно-политическая функция. Данная функция истории признается не всеми, но социальный заказ историкам со стороны общества и власти присутствует, важно только, чтобы он стимулировал появление самих исторических работ, связанных с определенной, интересующей общество, тематикой, но не предопределял выводы исследователя, труд которого в таком случае из исторического превращается в идеологический [4] .
Историческая наука, достигая своей главной цели, создаёт научные предпосылки для:
— формирования позитивного общественного самосознания,
— прогнозирования развития конкретного общества,
— управления развитием общества и его отдельными сферами и процессами [5] .

Историческая наука в соотношении с другими общественными науками и философией

Социальные (общественные) науки имеют общий объект исследования и различаются предметами своего изучения. Каждая социальная наука изучает общее, присущее определённой сфере общественной жизни, в то время как историческая наука изучает конкретное общество как в развитии в целом, так и всех сфер общественной жизни, на всех их уровнях строения, вплоть до жизни конкретного человека:
— экономика — общее в экономической сфере жизни современного общества (которая понимается как сфера материального производства или совокупность экономических отношений во всех сферах общественной жизни;
— политология — общее в политической сфере жизни современного общества;
— теория государства и права — общее в развитии государства;
— культурология — общее, особенное и конкретное в существовании, функционировании и развитии сферы культуры;
— науковедение — общее, особенное и конкретное в развитии науки, в том числе и исторической;
— социология — общее в строении и функционировании современного общества; социальные группы в обществе; содержание общественного сознания и его изменения.
Философия и философские науки образуют философско-мировоззренческую и гносеологическую основу исторической науки в её основных теоретико-методологических направлениях:
онтология вырабатывает философскую картину мира с помощью категорий, отражающих всеобщие свойства мира, в том числе и общества в его конкретном историческом развитии;
гносеология обосновывает возможность и границы познания мира, в том числе и исторического процесса;
логика выделяет и обосновывает правильное применение форм и операций мышления, необходимых для научного исторического познания;
-эпистемология изучает общее в научном познании, вырабатывает теорию научного познания, в том числе и научного исторического познания;
-социальная философия изучает общее в строении и функционировании современного общества и создаёт теоретическую основу для объяснения новой и новейшей истории;
-философия истории изучает всеобщую логику и смысл всемирно-исторического процесса, создаёт мировоззренческую основу для теории исторического процесса [6]

Историческая наука и другие формы исторического сознания (знания)

Научное историческое знание — это объективное, систематизированное, верифицированное конкретное знание исторического процесса развития конкретного общества или их совокупности.
Обыденное историческое сознание, в отличие от научного исторического знания, имеет фрагментарную, несистематизированную форму, оно не верифицировано, содержит субъективные оценки, отражает исторический процесс лишь на уровне явлений, не отражает существенные причинно-следственные связи.
Дидактическое историческое знание, в отличие от научного, в изложении разворачивается от простого к сложному и по степени сложности соответствует возрастным познавательно-психологическим возможностям учащихся и задачам их обучения.
Научно-популярное историческое знание — упрощённая форма исторического научного знания, предназначенного для неспециалистов.
Публицистическое историческое знание имеет своей целью тенденциозное и субъективное искажение описания и объяснения исторического процесса для обоснования политики какого-либо государства и политической партии.
Художественное историческое сознание (литература, живопись, скульптура, театр, кино) ставит своей целью в конкретно-образной форме отразить социальный опыт эмоционально-психологического отношения, нравственной оценки, фиксации и объяснения конкретных исторических событий [7] .

Строение исторической науки

Организационное строение

В организационном или институциональном строении историческая наука делится в России на:
— академическую, состоящую из НИИ РАН;
— вузовскую (исторические факультеты, кафедры и научные исторические подразделения);
— общественные научные центры и организации.

Квалификационное строение

В российской исторической науке присваиваются две учёные степени, которые характеризуют уровень научно-исследовательской квалификации историка-исследователя:
— кандидат исторических наук — историк-исследователь, способный самостоятельно проводить научные исторические исследования путём применения традиционных методов для решения недостаточно изученного, но типичного класса научно-познавательных задач;
— доктор исторических наук — высшая квалификация историка-исследователя, способного самостоятельно ставить и решать принципиально новые историко-познавательные задачи или проблемы по предмету или по методам их решения.

Отраслевое (дисциплинарное)строение

Историческая наука делится на две группы отраслей или на две группы исторических наук по предмету и по их функциям в историческом научном познании — на вспомогательные и основные:
Вспомогательные исторические науки — не изучают исторический процесс, они создают научно-познавательные предпосылки и условия для основных исторических наук — для осуществления научных конкретно-исторических исследований. Вспомогательные исторические науки делятся на общие и специальные.

Общие вспомогательные исторические науки:

— методология исторической науки,
— историческая библиография,
— историография (общая — изучает историю исторической науки и проблемная или специальная — изучает историю изучения научной проблемы и определяет степень её изученности);
источниковедение, которое делится на общее и специальное:

— общее источниковедение изучает сущность, функции и виды исторических источников, а также методы их изучения;
— специальные источниковедеческие дисциплины изучают отдельные виды исторических источников. К ним относятся:
— сфрагистика — изучает печати,
— геральдика — изучает гербы,
— нумизматика — изучает монеты и другие науки специального источниковедения.

Основные исторические науки традиционно выделяются по ряду критериев:

Теория исторического познания

Принципы исторической науки

Принципами исторической науки, познания и исследования признаются следующие требования: [8]
— принцип истины — высшей целью и ценностью исторического познания признается истина;
— принцип конкретности — любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учётом неповторимости его содержания, определённости места и времени развития;
— принцип историзма — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться в развитии;
— принцип объективности — историк-исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности, преодолению субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины;
— принцип всесторонности — историческое познание должно стремится всесторонне познать предмет своего исследования;
— принцип системности — всякий предмет исторического исследования должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях;
— принцип опоры на исторические источники — информацию об историческом процессе историк-исследователь должен извлекать из источников исторической информации (исторических источников);
— принцип историографической традиции — изучение всякого предмета исторического исследования должно осуществляться с учётом результатов его предшествующего научного изучения.

Методы исторического исследования

К традиционным специальным историческим методам исследования относятся [9] :

  • историко-генетический метод,
  • историко-сравнительный метод,
  • историко-типологический метод,
  • историко-системный метод,
  • метод диахронического анализа,
  • метод исторической периодизации,
  • ретроспективный метод.

Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.

К нетрадиционным специальным историческим методам относят [10] :

  • количественные (математические) методы;
  • социально-психологические методы;
  • лингвистические методы;
  • методы семиотики;
  • метод искусствоведческого анализа.

Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.

Этапы монографического конкретно-исторического исследования

Основной формой конкретно-исторического исследования является монографическое исследование, в проведении которого выделяют следующие основные этапы: [11]
1) определение теоретико-методологического направления, в рамках которого предполагается проводить конкретно-историческое исследование;
2) определение перспективной области исследования,
3) выбор объекта и предмета исторического исследования,
4) выработка первого варианта строения текста исследования (оглавления);
5) формирование теоретической основы современного научного объяснения объекта и предмета исследования, опираясь на научные теории той сферы общественной жизни, к которым относятся объект и предмет исследования;
6) проведение историко-библиографического исследования по избранному объекту;
7) проведение историографического исследования по избранному объекту исследования;
8) уточнение предмета конкретно-исторического исследования (его содержательных, хронологических и территориальных рамок, исходя из результатов историографического исследования);
9) определение главной проблемы исследования;
10) определение цели и научно-познавательных задач исследования;
11) оценка источниковой базы исследования;
12) анализ историографической базы исследования и осуществление эксцерптов, составление историографической характеристики исследований;
13) выявление и анализ опубликованных источников, осуществление эксцерптов, составление источниковедческой характеристики опубликованных источников;
14) выявление и анализ неопубликованных источников, осуществление эксцерптов, составление источниковедческой характеристики опубликованных источников;
15) уточнения научно-познавательных задач и строения текста исследования (оглавения);
16) структурное позиционирование эксцерптов из научной литературы и источников в соответствие с избранным делением текста исследования на главы и параграфы и выделением в последних сюжетов, а при необходимости, подсюжетов и эпизодов;
17) написание основы текста исследования (введения, включающего постановку проблемы, цели и научно-познавательных задач исследования, а также изложение и обоснование научных основ исследования, включая библиографическую, историографическую, источниковую и теоретико-методологическую основы; основной части исследования, содержащего анализ избранных сторон или частей предмета исследования и предварительные выводы; синтетической части исследования — заключения, содержащего предварительные обобщения по главной проблеме исследования);
18) аналитическое редактирование основы текста (критический анализ и уточнение текста введения, последовательное и логически непротиворечивое изложение анализа предмета исследования, критический анализ и уточнение обоснования или доказательство выводов по главным разделам исследования; решения главной проблемы исследования, выявление и устранение всех содержательных противоречий);
19) стилистическое редактирование текста и вычитка;
20) подготовка текста исследования к публикации (техническое форматирование текста рукописи в соответствии с требованиями, предъявляемым к рукописям в редакции соответствующего издательства, включая уточнение оформления научно-справочного аппарата, указателей, оглавления, подготовку фотографий, схем, карт, приложений, научное рецензирование).

Методология истории — это специальная историческая дисциплина, определяющая предмет и объект истории, цель исторического научного познания, изучающая статус истории, её строение, разрабатывающая теорию научного исторического познания.

Также методология изучает специфику теоретико-методологических направлений в науке, различные научные школы.

Определение исторической науки, ее объект и предмет

Методология исторической науки определяет историю как систему научных институтов, профессиональных исследователей, видов научно-познавательной деятельности, главной целью имеющих получение истинных конкретных знаний о развитии конкретных обществ в прошлом, настоящем и будущем, а также научных конкретно-исторических и вспомогательных знаний, полученный в этой познавательной деятельности, а также необходимых для её проведения.

Объектом истории является совокупность обществ, составляющих человечество.

Предметом истории являются закономерности общественного развития.

Цель и функции исторической науки

Главная цель исторического познания заключается в получении исторической истины, то есть системного, объективного, конкретного, верифицируемого знания об историческом процессе развития общества.

Историческая наука имеет следующие функции:

  • воспитательная функция;
  • научно-познавательная функция;
  • функция социальной памяти;
  • идейно-политическая функция.

Достигая главной цели, историческая наука создаёт предпосылки для прогнозирования вариантов развития конкретного общества, формирования положительного общественного самосознания, управления процессом развития общества и его отдельными сферами.

Соотношение истории и других областей знания

Общественно-гуманитарные науки имеют общий объект и различные предметы изучения. Любая другая наука изучает присущее определённой сфере жизни, а история изучает общество как в целом, так и в отдельных сферах общественной жизни, на всех их уровнях, вплоть до жизни одного человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Научное историческое знание обладает свойствами объективности, систематизированности, верифицированности, конкретности знания исторического процесса развития общества или их совокупности.

В отличие от научного, обыденное историческое знание имеет форму фрагментарную и несистематизированную, оно не верифицировано и содержит субъективные оценки, отражая исторический процесс на уровне явлений и не отражая существенных причинно-следственных связей.

Дидактическое историческое знание разворачивается от простого к сложному и соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и задачам обучения.

Научно-популярное историческое знание является упрощённой формой исторического научного знания для неспециалистов.

Публицистическое историческое знание имеет целью субъективное и тенденциозное искажение исторического процесса для обоснования чьих-либо идей.

Художественное историческое сознание ставит целью отразить в конкретно-образной форме социальный опыт конкретных исторических событий.

Отраслевое строение

История по предмету и по функциям в научном познании делится на две крупные группы отраслей — вспомогательные и основные.

Вспомогательные исторические науки непосредственно не занимаются изучением исторического процесса, но создают условия и научно-познавательные предпосылки для осуществления научных исторических исследований основными историческим науками. Вспомогательные исторические науки также разделены на общие и специальные.

Общие вспомогательные исторические науки:

  • методология истории;
  • историческая библиография;
  • источниковедение;
  • историография.

Основные исторические науки выделяются по нескольким критериям.

По изучаемым эпохам:

  • история первобытного общества;
  • история древнего мира;
  • история средних веков;
  • история нового времени;
  • новейшая история;
  • история современности.

По территориальному признаку:

  • история Европы;
  • история Америки;
  • история Азии и Африки;
  • история Австралии и Океании.
  • история Франции;
  • история России;
  • история Германии.

По сферам общественной жизни:

  • история культуры;
  • история экономики;
  • история политики;
  • история социальной сферы;
  • история социальных групп;
  • история науки и техники.

По типам исторических событий:

  • история революций;
  • история войн;
  • история классовой борьбы.

Принципы исторической науки

Принципами исторической науки признаются требования:

  • принцип истины, по которому истина признается главной целью и высшей ценностью исторического познания;
  • принцип конкретности, по которому любой предмет исследования должен изучаться с учётом неповторимости содержания, определённости времени и места развития;
  • принцип историзма, по которому любой предмет исследования должен рассматриваться в его историческом развитии;
  • принцип всесторонности, по которому историческое познание должно стремиться к всестороннему изучению предмета исследования;
  • принцип объективности, по которому исследователь должен стремиться к объективности и преодолению влияния субъективных интересов и ошибок, не связанных с нахождением научной истины;
  • принцип опоры на исторические источники, по которому исследователь всю информацию об историческом процессе должен получать из исторических источников;
  • принцип системности, по которому любой предмет исследования должен изучаться во взаимосвязи всех своих элементов и во всех внешних связях;
  • принцип историографической традиции, по которому изучение любого предмета исследования должно осуществляться при учете результатов предшествующего изучения.

Методы исторического исследования

Традиционные специальные методы исторического исследования:

  • историко-генетический метод,
  • историко-сравнительный метод,
  • историко-системный метод,
  • метод исторической периодизации,
  • историко-типологический метод,
  • метод диахронического анализа,
  • ретроспективный метод.

Марксистская историографии активно использует метод классового анализа.

Нетрадиционные специальные методы исторического исследования:

  • лингвистические методы;
  • количественные методы;
  • социально-психологические методы;
  • метод искусствоведческого анализа;
  • методы семиотики.

Также исследователи могут применять общенаучные методы и специальные методы прочих гуманитарных наук.

Читайте также: