Комплексный анализ текста в школе

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования



Методические рекомендации

преподаватель общеобразовательных дисциплин

Крюкова Наталия Валерьевна

Крюкова Н.В. Методические рекомендации по дисциплине Русский язык

/ Кунгурский автотранспортный колледж – Кунгур, 2014. – 28 с.

Методические предназначены для преподавателей русского языка и студентов дневного отделения, обучающихся по специальностям технического профиля.

© Кунгурский автотранспортный колледж, 2014

© Крюкова Н.В., 2014

Составляющие комплексного анализа текста ……………………………6

Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста……………7

Формирование ОК при работе над комплексным анализом текста…………8

Пояснительная записка

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая компетентность студентов. Соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Современный мир – это мир текстов. Они стали основным объектом не только лингвистики, но и информатики, логики, речеведения, теории коммуникации, психологии и других наук. Как самая крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков).

Во-вторых, действующие учебники по русскому языку ещё не содержат задания для формирования общих компетенций, поэтому преподаватели могут удачно использовать в своей работе комплексный анализ текста. Он содержит компетентностно - ориентированные задания и способствует развитию мыслительно-речевой деятельности обучающихся, умений анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли. В ходе работы над содержанием заданий учтены условия для формирования ОК1-ОК8, а так же языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой).

В-третьих, такая форма работы помогает подготовить студентов к промежуточной аттестации (письменному экзамену), так как позволяет повторять все разделы языка.

Методические рекомендации содержат пояснительную записку, информацию о составляющих элементах комплексного анализа текста, возможные методы и приёмы работы над комплексным анализом текста, раскрывают вопрос о формировании общих компетенций (ОК) при работе над комплексным анализом текста. В приложении находятся тексты для комплексного анализа, которые можно использовать на учебных занятиях.

Методические рекомендации предназначены преподавателям и студентам.

Составляющие комплексного анализа текста

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, студенты определяют тему, идею, анализируют его структуру, лексику, морфологические признаки, типичные синтаксические конструкции, выполняют разнообразные лингвистические анализы.

Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии пунктуации, отвечая на которые обучаемый должен использовать знания, полученные в школе, переосмыслив их,

Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием студентов: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи, затем вопросы, связанные с профессией (они направлены на понимание содержания текста).

Комплексный анализ текста можно использовать на любом этапе учебного занятия, будь то актуализация или мотивация знаний, формирование умений и навыков на основе применения полученных знаний, рефлексия.

Преподаватель имеет возможность в течение учебного занятия менять формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах, в подгруппах.

Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Задания комплексного анализа могут быть выполнены во время учебного занятия, а могут быть и домашним заданием.

Оценивая знания студентов, преподаватель может выставить на одном учебном занятии оценки за несколько элементов работы.

Урок комплексного анализа текста может быть проведён в рамках любого раздела русского языка, так как базируется на знаниях студентов, полученных в школе.

Таким образом, учет внутреннего опыта обучающихся и опора на их познавательные способности на уроках становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным. “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь”.

Формирование ОК при работе над комплексным анализом текста

Рассмотрим, каким образом возможно формирование общих компетенций, в ходе анализа текста.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

В процессе обучения преподаватель может поддерживать интерес обучающихся к осваиваемой профессии, работать над профессионально-ориентированными текстами, показывать роль русского языка в профессиональной деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Выполнение работы осуществляется в удобном для каждого студента порядке и темпе, при необходимости преподаватель может оказывать консультативную помощь, предлагать учебник и словари для самостоятельного решения вопроса в дополнительном материале.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Каждый студент может проверить свои результаты, проанализировать и сделать соответствующие выводы. Задания содержат поисковый, а не репродуктивный характер.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Студенты работают с содержанием текста, находят ответы на вопросы, пользуются справочной литературой, интернет - ресурсами.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Работа в парах, а также разработка и защита своих текстов с заданиями для комплексного анализа и приложений к ним способствует формированию данной компетенции.

ОК 7.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В процессе обучения на уроках русского языка и литературы ученик седьмого класса сталкивается не только с отдельными словами, но и с текстом.

Комплексный анализ текста

Под этим понятием подразумевается набор лексем и предложений, связанных между собой единой мыслью и целью создания.

Важным моментом для школьника становится умение проводить по плану комплексный анализ текста.

Сведения о тексте

В первую очередь следует сделать обзор деятельности автора. Если о нём имеется информация, то можно порассуждать, насколько привычна для него подобная позиция.

Далее необходимо установить жанр. Сложности могут возникнуть, если предоставлен только фрагмент. Можно обратиться к полной форме, хотя это необязательно. Основные разновидности:

Далее определяется стиль (публицистический, официально-деловой, художественный) и тип (рассуждение, описание, повествование). Важно обосновать свою позицию, объяснить отношение фрагмента к конкретной категории. Постоянное повторение научит чётко излагать свои мысли.

Комплексный анализ текста 5 класс

Чтобы определиться с темой, важно задуматься, о чём этот текст. Тогда станет понятно, о каких проблемах пытается рассуждать автор.

Также следует проанализировать название, объяснить его значение. При отсутствии наименования ученику следует сочинить его самостоятельно.

Определение формы

Урок литературы

Уровень знания русского языка при работе с текстом в 7 классе достаточно высок, чтобы проводить несложный формальный анализ. Для уточнения формы фрагмента на уроке ученик должен сравнить количество микротем и абзацев. Нередко они совпадают в заданиях, которые предлагается выполнить на уроке.

Но иногда этого не происходит. Любой школьник должен быть к этому готовым. Ещё нужно определить, как связаны абзацы, а также как строится синтаксис. Связь может быть как цепной, так и параллельной.

Композиция фрагмента

Семиклассник должен установить, с помощью чего между собой связаны части предложенного отрывка. Для этого необходимо помнить, на какие разновидности может подразделяться написанное, учитывая построение. Вот примеры основных категорий:

  1. Повествование. В этом случае при анализе текста ученик 7 класса находит вступление, основную часть и заключение (кульминацию).
  2. Описание. Здесь школьник должен обнаружить приёмы, которые использовал автор (сравнение, гипербола).
  3. Рассуждение. Необходимо выделить тезис, два аргумента и выводы.

Также при работе с текстом можно определить линейную, ступенчатую, кольцевую или параллельную композицию.

Изобразительные средства

Главным моментом этой части анализа должно стать понимание, зачем автор использовал тот или иной приём. Чаще всего это необходимо, чтобы усилить эмоциональный отклик читателя или заставить обратить внимание на определённую деталь. Основные разновидности изобразительных средств:

  • лексические (фразеологизмы, сравнения, экспрессивные слова);
  • синтаксические (многосоюзие, односоставные предложения);
  • морфологические (приоритет одной части речи).

Главной задачей ученика в любом задании по анализу прозаического текста считается умение распознать, с какой целью автор применил изобразительное средство в конкретном случае.

Раскрытие содержания

Учитель литературы

В этой части анализа текста по русскому языку в 7 классе следует обратить внимание на художественные образы, которые использовал автор. Ученик пытается получить ответы на вопросы о том, каково содержание текста, что хотел писатель с его помощью донести до читателя.

К этому добавляется мнение самого́ семиклассника. Какие чувства у него вызвал прочитанный фрагмент? Если предварительно он был определён как рассуждение, то школьник может согласиться или нет, аргументировав свою позицию. В случае с описанием ученику следует выразить свои эмоции после прочтения, указав, о чём написанное заставляет задуматься.

Таким образом, комплексный анализ текста в 7 классе становится неотъемлемым навыком для учеников, ведь образцы подобных заданий могут оказаться частью экзаменационной подготовки. Кроме того, целостный анализ текста по плану помогает школьникам продуктивнее исследовать русский язык и проводить разбор литературных произведений, которые включены в образовательную программу.

Главное, стараться начинать делать анализ с определения формы и постепенно переходить к содержанию.

Онлайн-книги

Сегодня общество предъявляет школе очень высокие требования: воспитать здоровую, образованную, всесторонне развитую личность, способную к творческому труду на благо Отечества. Ясно осознавая всю сложность решения этой задачи, пытаюсь помочь ребенку на каждом уроке русского языка и литературы сделать свое маленькое открытие. И тогда ребенок начнет испытывать удовольствие от исследовательской деятельности, вернется интерес к чтению, жажда знаний, сформируются высокие ценностные ориентиры, гармонизируется личность учащегося.

Таким образом, комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка и литературы становится не только одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся, но и ступенькой к решению более важных, глобальных задач.

Ликвидация разрыва между языком и речью в школьном преподавании.

Постижение языка на основе анализа его функционирования в речи.

Этот метод включает всестороннее исследование лексического значения слов, синтаксических конструкций, классов слов, их структурных, морфологических и фонетических свойств, что составляет базу для правописания.

Текст, объединяющий в себе все языковые уровни, является средством, позволяющим научить детей мыслить не формально, не отстраненно (как это происходит при анализе разрозненных слов и предложений), а системно, исходя из содержания, из контекста.

Есть два пути работы с текстом: точное следование выбранному отрывку, анализ всех встречающихся грамматических явлений (этот вариант годен тогда, когда грамматическая система уже сложилась и отрабатывается на практике) и выбор необходимого наглядного материала, демонстрирующего те грамматические явления, с которыми педагог хочет познакомить детей (этот принцип подходит при первоначальном знакомстве с грамматикой и на этапе систематизации полученных знаний).

Подобный вид деятельности в традиционной школе сводится лишь к выполнению различных видов разбора отдельных слов и предложений. Учебное время отдано в основном тренировочной деятельности, базирующейся на плохом или бессистемном знании детьми грамматики, на неразвитом лингвистическом, языковом мышлении и опирающейся во многом на интуицию, но в основном эксплуатирующей память. Это не прибавляет детям умений и знаний, а, наоборот, разрушает имеющиеся от природы способности, логическое мышление, ослабляет память, вселяет в детей неуверенность и страх при встрече на уроке со своим родным языком.

Лишь свободное владение инструментами исследования языка, понимание его законов позволяет полноценно использовать тренировку, роль которой в формировании умений и навыков бесспорна. Только тогда она приносит добрые плоды и не вредит делу.

Уроки рассчитаны на 2 академических часа (пару). Эти уроки — этапные, то есть не следующие один за другим, а включающие серию аналогичных, закладывающих у учащихся необходимые грамматические понятия и отрабатывающих определенные умения и навыки.

Подобные виды уроков, формы, приемы работы предназначены для использования в средней и в старшей школе как средство восстановления пробелов в знаниях учащихся или как способ увязать полученные детьми знания в единую систему, а также как средство развития речи, глубокого, осмысленного понимания текста, развития аналитико-синтетических умений.

Предполагается, что содержание и художественные особенности текстов были предварительно проанализированы на уроках литературы (но не обязательно). Если для анализа используются не художественные произведения, а научно-познавательные, документально-исторические тексты, то достаточно изложить их суть, прочитав небольшие отрывки.

Классические произведения требуют точного следования тексту при отборе материала для наблюдений, возможно лишь сокращение предложений. Научно-популярные тексты допускают более вольное обращение: учитель может изменять грамматические конструкции в соответствии с задачами урока.

Задачи коммуникативной ориентации школьного преподавания, работа с текстом, совершенствование речи как конечной цели изучения языка требуют другого подхода к описанию языковой системы. В школьной практике анализ языковых единиц далеко не всегда сопровождается синтезом, столь необходимым для понимания подлинного функционирования языка. А между тем необходимость такого синтезирующего подхода продиктована самой жизнью задачи свободного владения речью, обращение к тексту требуют и более высокого уровня интеграции знаний о языке.

Таким образом, целями настоящей работы вижу:

Формирование коммуникативной, лингвистической компетенции школьников, развитие орфографической и синтаксической грамотности, устной и письменной культуры речи учащихся.

Повышение качества знаний по русскому языку и подготовка к успешной сдаче Единого Государственного экзамена путем активизации комплексной работы с текстом.

Воспитание чуткого, внимательного отношения к слову, интереса к изучению языка.

Работа с текстом

Несомненно, овладение навыками комплексного анализа текста представляется сложным для обучающихся, и формирование навыков происходит постепенно. На этом пути мои ученики проходят три основных этапа.

5 – 7 классы. На этом этапе происходит формирование понятийного аппарата, составление примерного плана комплексного анализа текста, овладение основными мыслительными операциями, некоторыми приемами исследовательской деятельности.

8 – 9 классы. Это период развития аналитических способностей, абстрактного мышления, усложнения форм и методов поисковой деятельности, выработки умения самостоятельно находить наиболее значимые аспекты исследования текста, организовывать индивидуальную поисковую деятельность.

10 – 11 классы. На этом этапе происходит закрепление основных знаний, умений и навыков, совершенствование технологии комплексного анализа художественного текста, воспитание читательской культуры, взыскательного литературного вкуса.

При комплексном лингвистическом анализе текста, учителя в работе с детьми руководствуются примерно следующим планом:

План комплексного анализа текста.

Прочитайте текст выразительно.

Докажите, что данный отрывок является текстом.

Установите тип связи предложений в тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)? Какие средства связи здесь использованы (в одном абзаце)?

К какому типу речи относится данный текст (повествование, описание, рассуждение)?

Определите стиль текста, воссоздав речевую ситуацию.

Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

Озаглавьте текст. Объясните смысл заглавия: на что указывает - на тему или основную мысль?

Объясните, пользуясь словарём, смысл выделенных слов.

Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы).

Найдите в тексте многозначные слова. В каких значениях они употреблены?

Найдите в тексте слова в переносном значении и стилистически окрашенные слова (высок., книжн.,прост.,офиц.,). Какова их роль в тексте?

Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу.

Произведите на материале текста разные виды разборов.

Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Таким образом, в комплексный анализ текста входит не только работа над содержанием, но и анализ языка:

Требования к тексту:

1. Актуальность темы

2. Эмоциональность

3. Познавательность содержания

Прежде чем начать работу над текстом на уроке, анализирую его сама и представляю ученикам как образец исследования, т.е. демонстрирую умение применять методы практического анализа. Затем уже над другим текстом работаем вместе, находим средства и способы связи, определяем коммуникативные задачи. Это тренирует навык ученика обнаруживать особенности текста самостоятельно и вместе с тем повышает авторитет учителя.

Работа над формированием умений проводить комплексную ( многоаспектную) работу с текстом ориентирует учащихся на успешное выполнение заданий Единого государственного экзамена по русскому языку.

Выполняя со старшеклассниками комплексный анализ текста по отрывку из публицистической статьи В.Белова, предлагаю выписать ключевые слова, противопоставляющие жизнь смерти, красоту ужасу, выписываем в 2 колонки и сравниваем их, чтобы понять замысел автора.

Сосна - великанша возвышалась над остальными, как прежде, хотя была уже почти перерублена. Лишь какая-то восьмая или десятая часть ствола соединяла ее с необъятными широко и глубоко ушедшими в землю корнями. Но она все еще не знала о своей гибели. Сосна стояла в небе, припертая с двух сторон, когда несколько последних ударов неожиданно для всего леса обронили безбрежную тишину. Казалось, ничего и нигде не случилось. Все так же ослепительно сверкали снега и горело в синеве косматое солнце. Сосна еще замерла на миг и вдруг с пронзительным скрипом начала поворачиваться вокруг своей оси. Ее повело в сторону, словно вывинчивая из родимой земли, она сначала медленно, но потом молниеносно, наращивая движение, начала падать, и вдруг тяжко и страшно обрушилась. Треск и стремительно выросший шум запоздалой волной прокатились по лесу, над поляной вздыбилось и тихо опало облако снега.

Ключевые слова

Ослепительно сверкали снега

Не знала гибели

Припёртая с двух сторон

С пронзительным скрипом

Повело в сторону

Вывинчивая из земли

Тяжко и страшно обрушилась

Видно, что слов, которые говорят о гибели сосны больше, поэтому слышится трагическое звучание текста.

В среднем звене это может быть задание выписать главные слова, называющие предметы, явления или действия, о которых идет речь в тексте.

Анализируя лексический строй текста, в 5-6 классах мы даем толкование отдельных слов, ищем и подбираем синонимы и антонимы, находим слова с переносным значением ( если дети хорошо ориентируются в определении тропов, то могут их назвать). Например, безбрежное море – бескрайнее море; ставить князя ( назначать, выбирать).

В старших классах ученики говорят о том, какую роль играют эпитеты метафоры, сравнения, олицетворения:

Эпитеты, подчеркивающие красоту, живучесть сосны:

Необъятные корни, безбрежная тишина, ослепительно сверкали, родимая земля

Эпитеты, подчеркивающие неестественность происходящего:

Пронзительный скрип, косматое солнце

Метафоры (олицетворения):

Не знала о гибели, замерла (будто от испуга), начала поворачиваться

Сравнения, помогающие представить хруст корней

её повело, словно вывинчивая из земли

Лексический разбор на уроках русского языка – одно из упражнений, ориентированных на развитие речи учащихся. Использование этого вида разбора способствует также повторению, углублению сведений о слове как основной единице лексической системы.

Жизнь в астраханских степях для кочевников привольная.

С ними ехало множество телег, нагруженных запасами.

Старались окружить укрепленные города и выстроить тын.

Хан Октайнаследник Чингисхана, основателя татарского могущества.

После битвы на Калке не было на Руси слуху о татарах.

На Волге татары встретили богатое царство волжских болгар и разорили его.

В этой работе необходимо обратить внимание, не путают ли ученики однородные члены предложения и составные глагольные сказуемые.

Далее работа строится по формированию видения смысловых связей слов в предложении, формированию видения главных и зависимых слов:


В старших классах работа по синтаксису осложняется тем, что они сами анализируют предложения по структуре, стараются объяснить, почему автор использует такие конструкции. На примере текста Василия Белова, можно заметить, что предложения преимущественно простые, что говорит с одной стороны, о динамичности и быстроте происходящего, с другой – сосна все это испытывает долго и мучительно, поэтому предложения осложнены причастными и деепричастными оборотами. Сложные предложения предпоследнее и последнее, они указывают на взаимосвязь явлений – гибель сосны и реакция на это леса – ощущение безмолвной скорби.

Когда ученики рассматривают текст с т.з. морфологии, ученикам 5-6 классов предлагаю разместить слова 3-4 предложений или небольшой абзац анализируемого текста в шкаф частей речи с ящичками (рисунок на доске):

По ходу распределения слов, учащиеся повторяют грамматические признаки разных частей речи, их роль в тексте, т.е. обращаем внимание, что личные и указательные местоимения, наречия, повторяющиеся слова, синонимы, антонимы, сочинительные союзы и частицы – основные грамматические средства связи предложений в тексте.

Комплексный анализ текста всегда завершаю творческой работой. Один из распространённых видов работы – изложение, изложение с элементами сочинения. В 5-6 классах предлагаю продолжить разобранный текст, написать выборочное изложение (описание внешности, интерьера, местности, действий, предмета, явления природы).

В старших классах работа осложняется тем, что ученикам необходимо в своей работе сохранить язык и стиль автора.

В целях подготовки старшеклассников к ЕГЭ использую творческие задания, направленные на трансформацию текста (развитие продуктивных умений): дописать вступление, заключение, придумать интересный заголовок. Одно из главных и эффективных упражнений – это упражнение на сжатие текста. Учителям русского языка знакомы приёмы сжатия текста: упрощение сложного предложения, опущение второстепенных деталей, объединение предложений. Чтобы применить приёмы сжатия, ученик должен осмыслить текст, видеть его структуру, видеть ключевые слова, слова, несущие стилистическую окраску или оценочный характер. Для этого учащийся опять же должен владеть комплексным анализом.

Наиболее трудная для детей работа - работа по устранению второстепенных деталей. Это выделение информационных центров предложений, чтобы понять, какую информацию можно исключить.

Рассмотрим строение данного ниже текста повествования с элементами рассуждения. Это нам потребуется для того, чтобы вычленить в нем главную и дополнительную информацию. Текст-рассуждение должен содержать тезис, доказательства-примеры, приведение которых делает тезис более весомым, очевидным для читателя.

1 тезис заключен в первом предложении 1-го абзаца.

2 тезис — первое предложение 2-го абзаца.

3 и 4 абзацы текста — пример, иллюстрирующий 2 тезис, - рассказ об улитках, появление которых в Майами нарушило природное равновесие.

Попробуем выделить информационные центры предложений, определить, какую информацию можно исключить:

Равновесие в природе

Понятие равновесия распространяется на любые системы взаимодействующих элементов. Окружающая природа является сложноорганизованной системой, элементами которой являются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух.

Примеров нарушения природного равновесия можно привести много. Вот как обернулось неожиданное прибытие в Америку, полутропический штат Флорида, трёх африканских улиток.

Эта улитки размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина — обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не оказалось.

После вычленения информационных центров ищем те предложения, которые упростить. Для примера возьмем предпоследнее сложноподчинённое предложение в тексте:

В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам бесконтрольно плодиться.

Заменим придаточное определительное на причастный оборот:

В Африке ахатина имеет врагов, не дающих улиткам бесконтрольно плодиться.

Таким образом осуществляется творческая работа с текстом в старших классах.

1. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл/: учеб.пособие для учащихся общеобразоват.учреждений / Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. — М.: Дрофа, 2004)

2. Русский язык № 24(336): Функциональный подход к изучению грамматики в школе. Авт.: Т.В.Парменова, июнь 2002г.

3. Русский язык № 40(352): Якобсоновский этап в истории лингвистического анализа текста. Авт.: С.Гиндин, октябрь 2002г.

4. Русский язык № 2(314): наглядное изучение грамматики русского языка на уроках лингвистического анализа текста. Авт.: И.А. Горячева, январь 2002г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования



Методические рекомендации

преподаватель общеобразовательных дисциплин

Крюкова Наталия Валерьевна

Крюкова Н.В. Методические рекомендации по дисциплине Русский язык

/ Кунгурский автотранспортный колледж – Кунгур, 2014. – 28 с.

Методические предназначены для преподавателей русского языка и студентов дневного отделения, обучающихся по специальностям технического профиля.

© Кунгурский автотранспортный колледж, 2014

© Крюкова Н.В., 2014

Составляющие комплексного анализа текста ……………………………6

Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста……………7

Формирование ОК при работе над комплексным анализом текста…………8

Пояснительная записка

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая компетентность студентов. Соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Современный мир – это мир текстов. Они стали основным объектом не только лингвистики, но и информатики, логики, речеведения, теории коммуникации, психологии и других наук. Как самая крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков).

Во-вторых, действующие учебники по русскому языку ещё не содержат задания для формирования общих компетенций, поэтому преподаватели могут удачно использовать в своей работе комплексный анализ текста. Он содержит компетентностно - ориентированные задания и способствует развитию мыслительно-речевой деятельности обучающихся, умений анализировать, сравнивать, обобщать, логически верно излагать свои мысли. В ходе работы над содержанием заданий учтены условия для формирования ОК1-ОК8, а так же языковых компетенций (коммуникативной, лингвистической, культуроведческой).

В-третьих, такая форма работы помогает подготовить студентов к промежуточной аттестации (письменному экзамену), так как позволяет повторять все разделы языка.

Методические рекомендации содержат пояснительную записку, информацию о составляющих элементах комплексного анализа текста, возможные методы и приёмы работы над комплексным анализом текста, раскрывают вопрос о формировании общих компетенций (ОК) при работе над комплексным анализом текста. В приложении находятся тексты для комплексного анализа, которые можно использовать на учебных занятиях.

Методические рекомендации предназначены преподавателям и студентам.

Составляющие комплексного анализа текста

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, студенты определяют тему, идею, анализируют его структуру, лексику, морфологические признаки, типичные синтаксические конструкции, выполняют разнообразные лингвистические анализы.

Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии пунктуации, отвечая на которые обучаемый должен использовать знания, полученные в школе, переосмыслив их,

Методы и приёмы работы над комплексным анализом текста

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием студентов: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи, затем вопросы, связанные с профессией (они направлены на понимание содержания текста).

Комплексный анализ текста можно использовать на любом этапе учебного занятия, будь то актуализация или мотивация знаний, формирование умений и навыков на основе применения полученных знаний, рефлексия.

Преподаватель имеет возможность в течение учебного занятия менять формы работы: групповая, индивидуальная, работа в парах, в подгруппах.

Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме.

Задания комплексного анализа могут быть выполнены во время учебного занятия, а могут быть и домашним заданием.

Оценивая знания студентов, преподаватель может выставить на одном учебном занятии оценки за несколько элементов работы.

Урок комплексного анализа текста может быть проведён в рамках любого раздела русского языка, так как базируется на знаниях студентов, полученных в школе.

Таким образом, учет внутреннего опыта обучающихся и опора на их познавательные способности на уроках становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делают процесс обучения полезным и увлекательным. “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь”.

Формирование ОК при работе над комплексным анализом текста

Рассмотрим, каким образом возможно формирование общих компетенций, в ходе анализа текста.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

В процессе обучения преподаватель может поддерживать интерес обучающихся к осваиваемой профессии, работать над профессионально-ориентированными текстами, показывать роль русского языка в профессиональной деятельности.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Выполнение работы осуществляется в удобном для каждого студента порядке и темпе, при необходимости преподаватель может оказывать консультативную помощь, предлагать учебник и словари для самостоятельного решения вопроса в дополнительном материале.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Каждый студент может проверить свои результаты, проанализировать и сделать соответствующие выводы. Задания содержат поисковый, а не репродуктивный характер.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Студенты работают с содержанием текста, находят ответы на вопросы, пользуются справочной литературой, интернет - ресурсами.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Работа в парах, а также разработка и защита своих текстов с заданиями для комплексного анализа и приложений к ним способствует формированию данной компетенции.

ОК 7.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Читайте также: