Какими способами можно оформить кулисы в театре кратко

Обновлено: 04.07.2024


Неважно, являетесь вы руководителем сельского ДК или директором драматического театра, одной из ваших задач является привлечение внимания зрителей к сцене. Это создание особой атмосферы, когда гости находятся в предвкушении интересного выступления, независимо от того, с каким настроением они переступили порог зала. Организовать такой настрой помогает одежда сцены.

Где нужна одежда сцены?

Драпировка сценической коробки используется везде, где происходят выступления, проводятся конференции, показы:

  • в драматических и музыкальных театрах, филармониях;
  • в школах и детских садах, вузах;
  • на предприятиях с актовым залом;
  • в центрах детского творчества;
  • в консерваториях и музыкальных домах;
  • в конференцзалах;
  • в общественных заведениях: клубах, кафе, ресторанах, кинотеатрах;
  • в ДК различного уровня;
  • дома (например, для оформления домашнего кинотеатра).

Комплектация


Одежда сцены — это ее текстильное оформление. Но это не просто шторы или занавес, а сложный комплект, в котором каждый предмет играет свою важную роль. Одежда сцены состоит из элементов:

  1. Главный занавес - сценический. Это “дежурная” одежда (антрактный занавес), которая обрамляет сцену постоянно, и декоративная (игровой занавес), которую изготавливают для конкретной постановки.
  2. Арлекин - короткий занавес, который располагается перед главным в верхней части сцены.
  3. Кулисы - занавесы, которые расположены по бокам сцены.
  4. Падуги - узкие длинные полотна, горизонтально подвешенные над кулисами.
  5. Задник - полотно, растянутое на заднем плане сцены. На него наносят изображение, нужное для выступления или оставляют нейтральным. Во втором случае его можно использовать фоном для различных надписей. Для оформления сцены лучше изготовить два задника: один для торжественных случаев - французский сценический задник из мягкой ткани, а второй - обычный, из матового однотонного полотна.

Кроме этих элементов одежды, для гармоничного оформления зала используют обивку авансцены и оркестровой ямы, а также декорируют окна, если они есть. Помимо сценической драпировки обычно заказывают “черный кабинет” - комплект одежды сцены в черном цвете (как правило, из бархата). Это универсальная комплектация для постоянной эксплуатации.

Зачем нужна одежда сцены?

Текстильная драпировка сцены является частью интерьера зрительного зала и выполняет как практические, так и эстетические функции. Ее задачи:

Задавать настроение зрителям перед выступлением. Предвкушение торжества - тот самый нужный лад, который должен присутствовать у гостей зала. И неважно, где проходит выступление - в детском саду на утреннике или в консерватории. Внимание зрителя уже привлечено, а значит, благодарная публика артистам обеспечена.

Скрыть все ненужное от глаз зрителя. Драпировка должна скрывать людей, готовящихся к выступлению и их передвижения, а также маскировать технику и софиты, тросы. Кулисы скрывают боковую часть сцены. Осветительное оборудование маскируют падуги и арлекин. Кроме этого, за арлекином скрывается нижняя часть пожарного занавеса, который разделяет зрительный зал и сценическую коробку при пожаре.

Подчеркивать освещение софитов.

Разделять первый, средний и задний планы сцены во время выступления. Эту задачу выполняют кулисы.

Особенности сценической драпировки


Учет главных особенностей одежды сцены поможет правильно составить заказ на ее изготовление:

Тип ткани

К материалу, из которого изготавливают одежду сцены, есть несколько требований: она должна быть огнеупорная, плотная, но легко драпирующаяся и удобная в эксплуатации. Ткань должна быть прочная, чтобы выдерживать многоразовое использование и стирку. Для изготовления занавесов и декораций используют негорючие ткани премиум и эконом-класса: бархат, блэкаут, димаут, софт, шенил, габардин, сатен, алюшейп, микровуаль, адверту, вуаль, театральную сетку, сукно. Алюшейп – эффектное полотно с микрочастицами алюминия, которое может принимать любую объемную форму. Для маскировки кабелей и сценических рам используют трасчехол – негорючий синтетический материал.

Тип сценического занавеса

По способу раскрытия занавесы можно разделить на три большие группы:

  • Раздвижные (два полотна расходятся в разные стороны от середины сцены).
  • Подъемно-опускные (полотно поднимается над сценой вслед за несущей балкой. Для установки такого типа занавеса требуется большая высота потолка над сценой).
  • Комбинированные (сочетает два предыдущих вида занавеса).

Отдельно стоит упомянуть проходной тип занавеса, закрывающего сцену. Актеры проходят сквозь нитяное полотно, полоски ткани или световой занавес.

Управление

Регулировать занавеси можно вручную, если сцена небольшая и шторы не тяжелые. Кроме ручного, есть стационарное электрическое управление (устанавливают пульт на стене) и дистанционное (управление пультом ДУ),

Когда в театре открывается занавес, первое, что мы видим – декорации. Основная роль театральных декораций – создание пространства для происходящего действия. Занимается художественным оформлением спектакля декоратор. Сегодня вам предстоит поближе познакомиться с этой интересной профессией.

Добрый день, ребята!

Художественное оформление спектакля – сложный процесс. В него входят декорации, реквизит, бутафория, красочное оформление ширмы и задника сцены. Любой спектакль становится интереснее, гармоничнее, красочнее, если он оформлен декорациями. В профессиональном театре работают несколько художников: художник – декоратор, художник – бутафор, художник – костюмер. Кто такой художник? Это человек, который разговаривает не словами, а красками, картинками, символами.


Декорация – это живописное, объёмное или архитектурное изображение общего вида и деталей места и времени (эпохи), где происходит сценическое действие. Декорации создают определенную атмосферу – настроение, ярче раскрывают события на сцене.


Художник сам решает какими должны быть декорации, и из чего они будут сделаны. Главное, чтобы они были устойчивыми, красочными, интересными. Декорации в театре помогут в полной мере погрузить зрителя в сюжет. Да и актерам легче передать эмоции и суть постановки, когда на сцене создана необходимая атмосфера.

История появления театральных декораций

Использование на представлениях различных масок и костюмов началось еще с давних времен. Позже в театре стали применяться декорации. Они максимально копировали то место, где в ходе пьесы развиваются основные события. Таким образом, декорации были направлены на то, чтобы усилить впечатление от всего происходящего на сцене. Этот феномен берет свое начало еще со времен возникновения и развития театра в Древней Греции.


Основные виды театральных декораций

Выделяют два вида декораций для театральных постановок: жесткие и мягкие.

Жесткие декорации также делятся на огромное количество разновидностей. В первую очередь, они бывают объёмными, полуобъёмными и плоскими. Также выделяют обыгрываемые декорации, с которыми актёры взаимодействуют во время спектакля (предметы мебели, лестницы, деревья и т.д.), и не обыгрываемые, которые лишь служат фоном. Театральные декорации этого типа изготавливают в основном из древесины хвойных пород. Этот материал отличается широкими возможностями в плане обработки для создания тех или иных предметов (окраска, оклейка и т.д.).


Также при необходимости используются металлические конструкции. Например, широко применяются стальные и алюминиевые трубы. Они позволяют создавать контуры сложных рисунков, лестницы и декорационные станки. Помимо прочего, металлические объекты отличаются меньшим весом.



Мягкие декорации делят на живописные, аппликационные, драпированные и гладкие. Для театральных декораций применяют практически все виды тканей из натуральных и синтетических материалов.


Какие бывают театральные декорации в зависимости от содержания?

Игровые


Этот вид декораций возник очень давно. Бродячие актёры, показывая свои спектакли на городских площадках, не могли создать полноценное оформление сцены. Поэтому декорациями были предметы, которые актёры сами приносили на сцену, меняли, импровизировали с предметами.

Повествовательные

Сцена становятся тем местом, где живут и действуют персонажи спектакля.

Живописные


Основным способом создания таких декораций выступает именно живопись. В большинстве своём это будут плоскостные декорации, на которые художник наносит разные изображения.

Конструктивистские



Декорации предоставляют для актёров некую конструкцию. Например, это могут быть несколько площадок разной высоты, между которыми персонажи будут перемещаться с помощью лестниц.

Световые


Динамические



Основа таких декораций – движение. Оно является центральным средством выразительности, на котором основывается весь спектакль.

Метафорические


Этот вид декораций не включает конкретных предметов мебели или окружающего героев пространства, однако помогает передать дух и характер постановки. К этой цели стремится декоратор, создавая пластические метафоры.

Проекционные


В современных театрах используются театральные декорации, создаваемые с помощью специального проекционного оборудования. Их преимуществом является возможность полностью заменить собой объёмную декорацию.

Способов создания театральных декораций существует множество. Поиск новых приёмов оформления сцены не прекращается и по сей день. Взгляните на оригинальный прием, когда сцену превратили в каток.

Ребята, надеюсь, вас заинтересовало искусство оформления сцены, и вы с удовольствием посмотрите в интернете другие фотографии декораций. Теперь вы будете более пристально оценивать сценическое оформление, придя на спектакль. На следующем занятии мы рассмотрим создание макета и способы изготовления декораций.

Домашнее задание: нарисовать эскиз декораций к сказке или любому другому произведению на ваш выбор. Рисуйте тем, чем вам будет удобно – красками, карандашами, фломастерами, пастелью и т.д.

Оформление сцены: какими бывают декорации?

В театральных постановках зритель ценит не только мастерство режиссёра или актёрскую игру, но и оформление сцены. В результате декорации становятся важной частью практически любого спектакля, а многие театральные художники признаны самостоятельными творцами. Существует множество разновидностей декорационного оформления: от ширм и кулис, изготовленных из ткани и фанеры, до сложнейших виртуальных изображений, для создания которых используются компьютеры и системы хранения HP.

История развития

Предшественники современных декораций появились ещё в Древней Греции. Из пристройки под названием скена выдвигались расписные доски. Классический театр, состоящий из сцены, кулис и зрительного зала, появился только в XVI веке в Италии. Именно здесь впервые появилась живописная декорация, выполненная на холсте. Чуть позже такие полотна сделали сменяющимися.

Современная сценография использует многовековой опыт театров разных стран. В арсенале художника множество приёмов, которые используют отдельно или в комбинации. Декорации можно классифицировать следующим образом:

В результате создаётся иллюзия, что действие происходит именно там, где указано в пьесе. При этом особенность театрального искусства такова, что точной прорисовки деталей не требуется.

Виртуальное оформление постановок

В декорировании широко используются современные веяния и течения. Наиболее популярно совмещение активного и пассивного оформления сцены. В качестве активных декораций используются изображения, созданные на компьютере, реальное видео. Помимо внешних эффектов, использование такого метода позволяет сэкономить значительные средства.

Для создания виртуальных декораций необходимо приобретать проекционное оборудование. Профессиональные системы представляют собой уже не отдельные компьютеры, а серверные решения (например, сервер HP). С их помощью можно не только отображать выбранные изображения, но и создавать их, обрабатывать и хранить.

Барочный театр Крумловского замка, Чехия

Кулисы — часть оформления сцены, сейчас обычно представляющая собой полотнища, которые попарно висят по краям открытого взгляду зрителя сценического пространства. В оперном театре XVII-XIX веков была прежде всего элементом сценографии. Для этого кулисы расписывались таким образом, чтобы их ряды создавали оптическую иллюзию непрерывного архитектурного или природного пространства.

Кулисы — они ведь, чтобы скрывать, правда? Для того, чтобы за ними пряталось все будничное, все сорное, все разрушающее иллюзию, иногда — все интригующее или даже, если посмотреть на обыденное словоупотребление, все злонамеренное ("закулисный сговор", "мировая закулиса").

Но опере, напротив, они понадобились, чтобы показывать, и привычное нам устройство сцены — кулисы-падуги-задник — потому и оказалось ровесником оперного театра как такового.

Все дело в пресловутых Аристотелевых единствах, прежде всего в единстве места действия. Ренессансный театр воспринимал его крайне серьезно; предполагалось, сообразно Витрувию, что каждому театральному жанру положена своя жестко нормированная типовая декорация. Трагедии — торжественное городское пространство с храмами и дворцами, комедии — город чуть попроще, сатировской драме — природа. Самая аутентичная и самая наглядная иллюстрация этого принципа — Палладиев Teatro Olimpico в Виченце, где действие, собственно, происходило на просцениуме, на неизменном фоне стабильной декорации, изображающей пышно изукрашенную стену с тремя арочными проемами, через которые видны уходящие вдаль перспективы улиц. Театр с раз и навсегда сооруженной декорацией — скорее редкость, но даже переменная сценография строилась по той же логике. Величественную перспективу, скажем, площади создавали ряды выстроенных парами трехмерных "домов", только, естественно, не о четырех стенах, а о двух (тех, что видны зрителю). И расположенных не под прямым углом, а под тупым — чтобы вызвать иллюзию глубины. В любом случае эта перспектива служила только фоном: появление живого актера внутри нее разрушало обманку.

Опера же, начавшись с деклараций о возрождении древнегреческой трагедии, быстро пришла к необходимости обращаться с единствами куда более вольно. Побочные линии и персонажи подорвали единство действия, единство времени кое-как дожило до конца XVIII века (предполагалось, что даже самая сложная фабула разворачивается на протяжении одного дня), но вот единства места уже и в "Орфее" Монтеверди нету. Сцена должна была изображать то цветущий луг, то преисподнюю. То царские чертоги, то темницу. То стогны и святилища, то лагерь полководца. И героям нужно находиться уже не на фоне недвижимой картинки, а в пространстве "сцены-коробки".

Изображать все это трехмерными декорациями, конечно, можно, но мало того что накладно — это невероятно громоздко и требует немыслимых временных затрат на монтаж. И поэтому объединенными усилиями итальянского архитектурно-инженерно-художественного гения (традиционно это изобретение для простоты приписывают Джованни Баттисте Алеотти, создателю пармского "Театра Фарнезе") появилась сцена с плоскими расписными кулисами.

Схема в основе своей, как кажется, до смешного нехитрая. Есть старый добрый задник с дальним планом. Есть пары кулис (обычно три), расписных деревянных щитов или рам с натянутым холстом, которые по мере удаления от портала сцены чуть сходятся к середине. Есть дополняющие их сверху ряды падуг. Но здесь, во-первых, нужна была чисто математическая виртуозность, чтобы все эти плоскости обманывали глаз зрелищем как будто всамделишных колоннад, боскетов или скал. Во-вторых — виртуозность технологическая, чтобы все это — кулисы, падуги, задник — менялось если не мгновенно, то во всяком случае быстро и эстетично прямо на глазах у зрителя (так называемая "чистая перемена").

При всей эффективности этой модели сейчас она в оперной сценографии используется весьма редко. Но сама структура того, что именуется одеждой сцены, никуда не делась — только те же самые кулисы представляют собой чаще всего не элементы сценографии, а сукна, нейтральные полосы ткани, которые только ограничивают сценическое пространство. И да, скрывают все то, что нарушает благочиние сцендействия: всевозможную аппаратуру, прежде всего осветительную, реквизит и бутафорию, сценический персонал и собственно артистов, ждущих своего выхода.

Все как в обычном, драматическом театре — но у оперных кулис сверх того есть и другие задачи. В кулисах во время спектакля может работать суфлер; там при необходимости помещался дирижер-ассистент, подглядывавший через дырочку за главным маэстро и показывавший такт вслед за ним — чтобы у певцов или хористов была возможность оторвать взгляд от оркестровой ямы (сейчас обыкновенно в кулисах просто устанавливают мониторы). Непосредственно в кулисах иногда звучит и сама музыка оперы. Скажем, нередко в определенные моменты оперы в дополнение к основному оркестру партитура предусматривает игру сценического ансамбля (чаще всего духового), "банды". И довольно долго считалось неприличным, когда в спектакле на сюжет из древней или средневековой истории музыканты, вооруженные современными валторнами, геликонами и проч., выходят на сцену и тем самым портят всю красоту — так что приходилось им играть за кулисами.

Наконец, ремарки вроде "поет за сценой" вовсе не означают, что певец или хор в этот момент располагаются где-то за самым задником: в старых театрах иногда за задником и места-то особого не водилось, вдобавок без звукоусиления из этих далей попросту ничего не будет слышно за оркестром. Другое дело, боковины сцены, где для ощущения "дальности" достаточно отвернуться и петь в глубину. Так что засценным голосам — роковым, волшебным, таинственным — скрываться приходилось и в самом деле за кулисами.

оракул за кулисами

Самая очевидная (и очень важная исторически) функция пения из-за кулис — создавать ощущение потустороннего или божественного присутствия. Счастливо разрешить затруднения героев божество могло и очно, ex machina, а вот всякие зловещие веления звучат гораздо более эффектно, когда звучат будто из ниоткуда. Это открыли еще композиторы XVIII века: например, Глюк, у которого в самом начале оперы "Телемах" невидимый бас возвещает Цирцее прорицание оракула, сулящее ей беду. Сам Глюк еще раз воспользовался этим приемом в "Альцесте"; отзвуком глюковской же практики кажутся и мрачные реплики Командора в сцене на кладбище из "Дон Жуана" Моцарта.

заговорщики за кулисами

В кульминационный момент генделевского "Юлия Цезаря" римский полководец, предупрежденный об атаке злоумышленников, ободряет испуганную Клеопатру бравурной арией "All' lampo dell'armi" — и убегает разить супостатов: их короткий хор "Смерть Цезарю!" звучит прямо на последних тактах арии. Так Гендель хитроумно решил сразу несколько проблем. Во-первых, новаторски склеил арию с хоровым эпизодом. Во-вторых, соблюл пристойность и сохранил интригу: ожесточенная драка на сцене противоречила тогдашним нравам, вдобавок исход ее должен был пока оставаться неясным. В-третьих — сэкономил на хористах: за злодеев пели просто-напросто остальные солисты, благо их не было видно.

пытки за кулисами

безумие за кулисами

Бывает так, что хор в той или иной опере — это не реалистичная массовка, не очередные пейзане-горожане-рыцари, а нечто абстрактное, звучащая сущность, которая нужна для создания определенного психологического эффекта. Таковы, к примеру, бессловесные хоровые завывания, вплетающиеся в оркестровую бурю из третьего акта "Риголетто" Верди — но значительно чаще к этому средству прибегали композиторы ХХ века. В этих случаях, разумеется, хору надлежит петь из-за кулис. Один из самых выразительных случаев — "Война и мир" Прокофьева, где невидимый хор, монотонно повторяющий "пити-пити-пити", звучит в сцене смерти князя Андрея, сопровождая отрывистые реплики мечущегося в бреду героя.

Читайте также: