План урока 5 класс никитин плещеев майков суриков

Обновлено: 03.07.2024

Цель: обучить пятиклассников составлению алгоритма программы поэтического концерта (с подробным объяснением выбора автора и стихотворения).

Оформление: презентация (4-5 слайдов) "Певец родной природы" (портрет И. Левитана, краткая биографическая справка, репродукции картин художника о весне); диск CD-RW с классической музыкой П. И. Чайковского "Времена года").

Словарная работа: программа, импрессионизм, образ, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, звукопись, ритм.

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости.
К.Паустовский.

(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла "Времена года"- весенний цикл)

-Любите ли вы стихи?

-Что ближе каждому из вас: стихи или проза? Почему?

-Ваши любимые стихи?

-Есть ли у вас любимый поэт? Прочитайте его строки.

2. Спасибо вам! Я рада, что среди вас есть любители поэзии, способные уловить настроение, чувства автора.

-Ваше любимое время года? Попробуйте рассказать о нём одним-двумя предложениями, но так проникновенно, чтобы и другие полюбили это время года. (Рассказы ребят)

3. Тема природы - вечная тема в творчестве поэтов, музыкантов, художников. Древний человек ощущал себя частью природы, но с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась. Человек начал мучительно размышлять, в каких отношениях с природой он находится [1].

Сегодня на уроке мы с вами поучимся отзываться на слово, образ, ритм через знакомство с произведениями поэтов XIX века для того, чтобы решить, понравится ли оно любителям поэзии, пришедшим на поэтический концерт.

- Что обозначает слово "программа"? (Мнения пятиклассников. Работа со словарём)

- А что такое программа поэтического концерта? (Мнения ребят)

Цель нашего урока - научиться составлять алгоритм программы поэтического концерта с подробным объяснением выбора автора и стихотворения.

4. Работа в тетрадях. Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" (запись темы урока)

I. Ребята, как можно настроить на восприятие лирики тех, кто пришёл на концерт? А что вам помогает расслабиться, почувствовать себя уютно в чужом доме, например? (Музыка)

Ставьте в тетради цифру №1: музыка. Я предлагаю музыку П. И. Чайковского из цикла "Времена года". Запись. А теперь пропустите одну - две строчки, поставьте № 2. Потом поймёте, для чего это нужно.

II. Откройте учебник "Литература" на стр. 239.

Первое имя - Фёдор Иванович Тютчев. Слышали ли вы его?

III. Познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева "Весенние воды" [2].

Чтение учителем. Школьники перечитывают.

- Какое настроение передаёт это стихотворение?

- Какое слово, какие предложения тому подтверждение?

(Восклицательные предложения, а в последней строке слово "весело")

- А что вызывает эту радость?

(Наступление весны, пробуждение природы весной)

- Как это выражено в передаче движения весенних вод, весны, ручьёв?

(Весенние воды шумят, бегут и будят, бегут и блещут и гласят.

Выслала гонцов - быстрые ручьи)

- А какие звуковые повторы подтверждают это?

- Зачем Тютчев повторяет некоторые слова?

(Бегут - бегут, весна идёт - весна идёт, и - и. Поэт показывает, что весну уже ничто не остановит).

- Определите способ рифмовки стихотворения. Как она помогает прочитать строки Тютчева?

(Перекрёстная. Как бы передаёт движение, радость)

- Прочтите с радостной интонацией.

- Можно это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)

(Ученики в тетрадях делают запись под № 3: Ф.И.Тютчев "Весенние воды").

IV. Презентация "Певец родной природы".

- Какие мотивы стихотворения Ф.И. Тютчева нашли отражение на картинах И. Левитана "Весна - большая вода" и "Март"? (Мнения ребят)

- Ребята, нужно ли оформлять концертный зал? - Как бы вы его оформили, если концерт у нас поэтический? (Мнения учащихся)

Делаем запись в тетради под № 2 "Оформление" (см. пропущенная строка):

1. Название поэтического концерта.

2. Презентация "Певец родной природы".

(Звучит музыка П. И Чайковского из цикла "Времена года" - весенний цикл)

V. Ещё одна пленительная встреча - А. А. Фет.

Стихотворение "Весенний дождь" [3] (Учебник, стр. 240). Чтение стихотворения учителем, перечитывание его учащимися (про себя).

- Почему эти строки особенно завораживают?

(Потому, что они передают эмоции человека от почувствованного)

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

(Сиюминутное настроение. Остановись мгновение - ты прекрасно. Какое появилось сейчас. Живопись мгновения. Поэзию можно увидеть везде и всегда. Уметь увидеть своё, выхватить. Воплощение красоты жизни)

- Какими способами поэт создаёт это настроение? Назовите ключевые слова, которые создают это настроение?

(Солнце, свет, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, запахи. Это эмоциональный фон стихотворения)

- Какие цвета вы бы выбрали для иллюстрирования этого стихотворения?

- Что в тексте стихотворения помогло вам выбрать именно эти цвета?

- Какие звуки помогают поэту создать настроение?

- Каково построение предложений?

(ССП с союзом "и", БСП - чтобы предать настроение. Строки коротки, мгновенны. В этом неповторимость Фета)

- Как вы будете читать Фета?

(Так, чтобы ощутить прекрасную мгновенность происходящего!) Повторите фразу: "Стоп, мгновение! Ты прекрасно!". Чтение.

-Это была ваша первая встреча с искусством импрессионизма, пока поэтического, словесного. Повторите это слово и фразу: "Стоп, мгновение! Ты прекрасно!"

- Можно ли это стихотворение взять для поэтического концерта? (Мнения учащихся)

(Ученики делают запись в тетрадях под № 4: А. А. Фет. Стихотворение "Весенний дождь").

VI. Почему к уроку предложен такой эпиграф?

(Ф. И. Тютчев и А. А. Фет прибавили нам поэтической зоркости, мы пополнили свой словарный запас терминологической и оценочно-эмоциональной лексикой, привыкли к ней. Убедились, что их стихи показывают читателям и слушателям не только пейзаж, но и передают настроение автора, мироощущение поэта).

(Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла "Времена года" - весенний цикл)

- Перечислите последовательность составления программы поэтического концерта.

- Почему важен и текстологический анализ стихотворения при составлении программы?

VIII. Домашняя работа.

- Продолжите составление программы поэтического концерта со страницы 239 по страницу 251 под № 5 и № 6: прочитайте тексты стихотворений, выберите 1-2 понравившихся стихотворения, подготовьте их для выразительного чтения на следующем уроке, найдите сведения об их авторах (запишите их фамилию и инициалы, а также название наиболее понравившегося стихотворения в программу поэтического концерта, выучите его наизусть для чтения на поэтическом концерте).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 5 классе № 1.

Дата _____________________________________

Тем а: Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. (Майков, Суриков).

Цели урока: Знакомство русскими поэтами XIX века: Майковым, Суриковым, их произведениями о родине, природе, о себе.

Развитие навыков выразительного чтения, анализа поэтического произведения, устного рисования.

Воспитание интереса к поэзии.

Основные понятия: поэт, эпитет, метафора, рифма.

Методические приемы : беседа, слово учителя, прослушивание аудиозаписи.

Оборудование: портреты поэтов, иллюстрации, диск.

Структура урока

Организационный момент.

Цель этапа: проверка готовности обучающихся к работе.

Работа по теме урока.

1. Целевая установка.

Цель этапа: озвучивание темы, формулирование целей работы на урок.

Цель этапа: знакомство со стихотворениями об осени Тютчева и Майкова. Анализ стихотворений.


— Каждый из вас прожил уже десять, одиннадцать или даже двенадцать осеней. Какой эпизод из осенних воспоминаний является самым ярким для вас? Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?
— Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову.

- Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту жизни.
22 августа 1857 г. поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.
«Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Аудиозапись стихотворения.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

— Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?


— На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?


- Найдите метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).


- Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами: есть и стоит .


— Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать?

- Понаблюдайте за длиной строк.
( Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная , в третьей кольцевая , или опоясывающая ), разная длина строк 12 : длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)
Но далеко еще до первых зимних бурь — (12 слогов)
И льется чистая и теплая лазурь (11 слогов)
На отдыхающее поле. (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.


- Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?

- А какое настроение у вас возникло?

- Это стихотворение можно разделить на три части (учебник, стр. 280 – 1 вопрос).

- Так какие же картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову?

Цель этапа: знакомство со стихотворениями о зиме Никитина и Сурикова. Анализ стихотворений.

Прослушивание аудио записи стихотворения Никитина.

Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.

Прослушивание аудио записи стихотворения Сурикова.

Учебник, стр. 282 вопросы № 1, 2, 3

Прослушивание сочинений-миниатюр.

III . Итог урока.

Цель этапа: обобщение информации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения. Групповая форма работы с дифференцированным подходом в обучении.

Титовская Лариса Сергеевна,

учитель русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения-

Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2015

-расширить представление учащихся о многообразии русской поэзии XIX в.;

- создать условия для полноценного восприятия учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы;

-раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;

-учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

-воспитывать через чтение произведений русских поэтов XIX века чувство любви к Родине;

- развивать эстетический вкус и интерес к поэзии.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, уважительное отношение к великому прошлому России, формирование у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умение наслаждаться окружающим миром, природой, чувствовать и понимать красоту родного края.

Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.

Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли, используя различные художественные средства, формирование умения выразительного чтения, навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.

Предметные: умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; формирование умений видеть красоту природы в поэзии; формулирование собственного отношения к поэзии; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; осмысленное чтение и адекватное восприятие; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

мультимедийная установка для демонстрации презентации; карточки с заданием; детские проекты.

учебник, ч. 1; тетрадь по теории литературы; фонохрестоматия к учебнику литературы для 5 класса

1.Организационный (настрой на урок)- 1мин.

Сегодня мы с вами снова попадем в мир поэзии. Стихотворения – это музыка литературы, и сегодня мы с вами убедимся в этом ещё не раз.

Цели этапа: 1) регулятивные: волевая саморегуляция; 2) личностные: смыслообразование; 3)коммуникативные: настрой на учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний – 2 мин.

Цели этапа: 1) личностные: развитие познавательной активности учеников; 2) познавательные: формирование умения оценивать прочитанное; 3) регулятивные: развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию.

-Ребята, давайте вспомним, каких поэтов XIX века мы знаем, какие их произведения вам запомнились? Чем они интересны для вас?

-Какова тематика стихотворений поэтов XIX века?

-Стихотворения на какие темы вам интересны? Почему?

Вспоминают известные им стихотворения, их авторов; рассказывают, чем интересно каждое из названных стихотворений.

Называют любимые стихотворения, аргументируя свой выбор.

Мотивация познавательной деятельности– 2 мин.

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Сегодня мы продолжим формировать умение анализировать поэтические тексты. Как вы считаете, для чего современным школьникам понадобится это умение?

Что нужно знать, чтобы уметь грамотно и глубоко проанализировать лирическое произведение?

Какие вопросы обязательно должны рассматриваться при анализе лирического произведения?

Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий.

Принимают участие в обсуждении вопроса о значимости умения анализировать поэтический текст

Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании того, какие

вопросы следует рассматривать при анализе лирического произведения.

Целеполагание– 2 мин.

Цели этапа: 1) регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование; 2) познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; 3) общеучебные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

1.Итак, о чём же мы с вами будем сегодня заниматься? Почему? Зачем нам это нужно? Зачем нам нужно говорить о стихотворениях, которые были написаны 200 лет назад?

2.А теперь рассмотрите план анализа лирического произведения у вас на столах. (Приложение 1) Сравните с тем планом, который у нас был записан в тетради по теории литературы в начале года (Приложение 2). Что здесь добавлено? Предположите, что предстоит нам сегодня узнать нового, чему научиться?

1.Учащиеся сами ставят цели к уроку (аргументированно):

Познакомиться с произведениями поэтов, продолжить работу над выразительным чтением. Совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи. Эти стихотворения и сейчас интересны.

2.Самостоятельно знакомятся с планом анализа лирического произведения. Отмечают, какая информация им пока неизвестна, указывают, какие пункты плана показались особенно интересными. Высказывают свои предположения о том, чему они сегодня научатся.

Организация познавательной деятельности -27 мин.

Цель учителя на данном этапе – превратить учеников из объектов в субъектов учебной деятельности, что должно обеспечить целесообразность, организованность и правильность их дальнейшей деятельности.

1) личностные: развитие познавательной активности учеников; 2) коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли; 3) познавательные: умение выделить необходимую информацию.

И сейчас мы поговорим о произведениях замечательных русских поэтов: И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова. Какие-то из этих имен нам уже знакомы, какие-то вы слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет любовь к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы.

- Вы провели большую предварительную работу. Прошу её представить.

-Пожалуйста, аргументируй выбор именно этой художественной композиции.

Учитель просит выступающего назвать тему стихотворения, а того ученика, который подобрал музыку, спрашивает, почему именно эта композиция прозвучала.

Учитель просит выступающего проанализировать какой – нибудь пункт разбора стихотворения по усложненному плану. Затем предлагает другому участнику группы объяснить, почему именно эта репродукция нарисована им к данному стихотворению.

В середине урока учитель предлагает провести физкультминутку. См. Приложение 3.

- А теперь я предлагаю вам провести небольшую игру. См. Приложение 4.

К этому уроку учащиеся заранее были разделены на 5 групп, каждая из которых подготовила выступление по творчеству одного из поэтов: И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.

Учащийся – автор слайда – объясняет.

II. По одному человеку из каждой группы учащиеся выполняют следующие действия:

Ученики аргументированно отвечают.

2. Третий участник читает другое стихотворение этого же поэта выразительно. В это время на экране учащиеся видят репродукции, которые подготовили другие участники. Затем на экране демонстрируется слайд с анализом стихотворения (по упрощенной схеме), подготовленный тем школьником, который читал стихотворение.

Ученики дают ответы.

По данной схеме свою работу представляют все группы учащихся.

Во время неё учащиеся отдыхают, делятся позитивными эмоциями (улыбаются друг другу).

Ученики по очереди называют авторов и стихотворения. Победит тот, кто в установленное время последним скажет правильный вариант по предложенной теме. Учащиеся вспоминают стихотворения, следят за временем, при этом стараясь назвать свой вариант ближе к финалу игры.

Подведение итогов – 4 мин.

Цели этапа:1) Познавательные: - умение структурировать знания;- оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

- Спасибо за прекрасный урок. А теперь я попрошу вас рассказать о том, что нового вы узнали сегодня на уроке. Что особенно удалось, а над чем нам предстоит еще работать?

- Какие впечатления остались у вас от встречи с русской поэзией ХIХ века ?

- Кому из авторов вы бы посвятили слова признательности и благодарности? Почему?

-Захотелось ли вам прочитать другие стихотворения этих авторов? Почему?

-Какова главная тема поэзии русских поэтов ХIX века?

-Прошу на бланке поставить оценки ребятам из других групп (каждой команде дается список, и они выставляют оценки).

Осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось выполнить анализ лирических произведений, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание.

Осмысливают действия одноклассников, оценивают их работу.

Куратор группы подводит итог, работа какой команды понравилась больше всего и почему.

Проектирование дифференцированного домашнего задани-2 мин.

Цели этапа: стимулировать стремление каждого учащегося к активному личному созиданию; развитие творческих способностей каждого учащегося; активизация познавательной деятельности учащихся; устранение перегрузки учащихся.

I.Какую домашнюю работу вам захотелось выполнить после нашего урока?

Предлагаю вам, ребята, и свои варианты (записаны на доске):

1. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений для членов своей семьи и объяснить, почему именно это стихотворение вы выбрали. По возможности, обсудить с членами своей семьи то, что особенно взволновало вас при чтении стихотворения. Записать видеосюжет.

3. Сочинить стихотворение.

4. Подготовить альбом с иллюстрациями к стихотворениям.

5. Составить кроссворд или тест по стихотворениям.

6. Выполнить анализ лирического стихотворения, используя более сложную схему.

7. Создать фонотеку с записями стихотворений в исполнении профессиональных актеров.

Предлагают варианты домашней работы, обсуждают то, что захотелось сделать после урока.

План анализа лирического произведения.

Автор, история создания стихотворения

Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении (комментарий)

Художественно-выразительные средства языка и их роль в тексте.

Основная мысль (что хотел сказать поэт?)

Мои впечатления о стихотворении (о чём заставило задуматься, что представляется или вспоминается)

Приложение 2

Анализ лирического стихотворения

1. Какие чувства возникают при чтении стихотворения. Какие ассоциации у вас рождаются? Какие картины вы представляете?

2. Попробуйте истолковать смысл названия стихотворения. Какие ожидания вызывает у читателя название? Как оно связано с содержанием стихотворения? Если у стихотворения нет названия, попробуйте озглавить его сами. Тему или идею вы отразите в названии?

3. Определите тему стихотворения (о чём оно?). Какие слова помогли вам понять тему?

4. Можно ли отнести стихотворение к известному вам жанру (послание, баллада, песня, пейзажная лирика, философская, гражданская)? Как жанровые особенности проявляются в стихотворении?

5. Каким вы представляете лирического героя? Назовите его основные качества. Ответ мотивируйте. Или: охарактеризуйте основное авторское настроение. Чем вызвано это состояние (настроение)? Каковы чувства, мечты, желания лирического героя (или автора)? Как в стихотворении меняются настроения и переживания?

6. Рассмотрите композицию стихотворения. На какие части можно разделить текст? Как они связаны друг с другом, чем различаются? Содержится ли в стихотворении антитеза? Объясните, почему стихотворение построено именно так?

7. Медленно перечитайте каждую часть стихотворения. Назовите ключевые образы. Какие образы вам кажутся самыми выразительными? Почему? Какие образы имеют, на ваш взгляд, символический смысл? В каких других произведениях искусства вы с ними встречались? Какие строки запоминаются? Как вы думаете почему?

8. Подумайте, какие художественные средства помогают поэту создать настроение, нарисовать образы, передать авторское отношение к изображаемому:

-тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы);

-поэтический синтаксис (риторические обращения и восклицания, ряды однородных членов, инверсии, анафоры);

-особенности ритма, метра, рифмовки, строфики.

9. Сформулируйте идею стихотворения. Поразмышляйте, что дало вам знакомство с данным стихотворением.

Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Ассонанс – приём звуковой организации текста, особенно стихотворного; повторение гласных звуков.

Дактиль – трёхсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.

Лирика – род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора.

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Пейзаж – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Повтор – стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.

Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма – созвучие концов стихов (или полустиший).

Сравнение – это широко распространённый художественный приём, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Стихотворный размер – это порядок (правило) чередования ударных и безударных слогов. Размер принято определять как последовательность нескольких стоп.

Строфа – организованное сочетание стихов (стих – поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространённым видом строфы является четверостишие, наименьшим – двустишие.

Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.

Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.

Список литературы

    , Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: учеб. в 2 ч. Москва : Просвещение, 2019. 307 с.
  1. Иванова Е. В. Дидактические материалы по литературе: 5 кл. Москва : Экзамен, 2019. 112 с.
  2. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл.: рабочая тетрадь.: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2019. 80 с.
    , Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. Москва : Экзамен, 2019. 96 с. , Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. Москва : Экзамен, 2019. 112 с. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. Москва : Вако, 2019. 400 с. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. Москва : Вако, 2019. 80 с. , Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: поурочное планирование. Москва : Учитель, 2017. 27 с.
  1. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. Москва : Экзамен, 2019. 80 с.
  2. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению: тетрадь-практикум для развития письменной речи: 5 кл. Москва : Просвещение, 2019. 64 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Жизнь природы определяется сменой времён года. Этот цикл: весна-лето-осень-зима – вечен. Каждое время года с чем-то ассоциируется:

весна – с утром, рождением и молодостью; лето – с днём, юностью; осень – с вечером, зрелостью, старостью; зима – с ночью и смертью.

Началом отсчёта считается весна. Недаром её называют утром года. Весной природа пробуждается от зимнего сна, пробуждаются вместе с ней и чувства человека.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала, –

но и предчувствия будущих новых перемен, присущих поздней весне:

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Весну встречают как праздник:

Все лица весело глядят.

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Для того, чтобы подчеркнуть тишину раннего утра, автор использует звукопись (аллитерации на шипящие: чуткий камыш, тишь, чуть, заденешь).

Но в лирическом произведении есть и другие настроения, точнее, воспоминания о них. Образ ласточек, хлопочущих над гнездом, вызывает чувство радости, нежности, умиления. Поэт подробно описывает, как трудились ласточки, как вывели птенцов, как те полетели. Ласточки улетели в дальние края, и настроение опять меняется. Это уже не только грусть, но и желание перемен, стремление души вырваться от скуки осени. «О, если бы крылья и мне! – восклицает лирический герой.

Настроение умиротворения создаётся ритмом нечётных и чётных строк, одинаковый ритм рисует кружащийся в небе снег. Снегопад укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее.

Пейзажная лирика передаёт настроения, чувства, созвучные душе поэта и слушателя. Мир человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России.

Теоретический материал для углублённого изучения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установление соответствий между элементами двух множеств

Обучающиеся должны определить, какие выразительные средства демонстрируют приведённые примеры из текста.

Установите соответствие между фразами и названиями выразительных средств.

Соотнесите средство выразительности с примерами из текста:

«И целый-то день говоруньи,

«Пустое гнездо над окном:

«Они уж в иной стороне –

Задание основано на материале, пройденном ранее и повторённом на этом уроке. При необходимости можно обратиться к тезаурусу, чтобы вспомнить определения понятий.

Сравнение – это широко распространённый художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.

Повтор – стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции.

Подчеркивания элементов

Особую роль в стихотворениях о природе играют олицетворения. Они служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, они оживляют природу, усиливают передаваемые мысли и чувства.

Обучающийся вспоминает материал, пройденный на уроке, при необходимости обращается к тезаурусу.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Подчеркните в тексте все олицетворения:

«А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Ученики легко справляются с подобным видом задания, определяя это средство выразительности.

Читайте также: